Понятие педагогической технологии — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Понятие педагогической технологии

2017-05-20 448
Понятие педагогической технологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Деятельность современного преподавателя колледжа сопровож­дается постоянными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Ему приходится участ­вовать в разработке различных вариантов содержания образования, искать средства повышения эффективности различных образова­тельных структур, самостоятельно моделировать педагогический процесс в рамках собственной дисциплины. Поэтому ему важно ориентироваться в вопросах организации и построения педагоги­ческой технологии.

Технология (от греч. te'chne — искусство, мастерство, умение) — совокупность методов обработки, изготовления, изменения состоя­ния, свойств, формы сырья или материала, осуществляемых в про­цессе производства.

В общепринятом употреблении понятие «технология» связы­вается с совокупностью операций, осуществляемых определенным способом и в определенной последовательности для достижения поставленных целей. В содержание этого понятия вкладывается идея о необходимости упорядочения процессов и состояний в различных системах[6].

Смысл и назначение любой технологии — оптимизировать уп­равленческий процесс, исключить из него все виды деятельности и операции, которые не являются необходимыми для получения результата. Использование технологий — это главный ресурс, по­зволяющий снизить затраты на управление, повысить его эффек­тивность.

Любая технология представляет собой единство стереотипных и творческих действий, однако их соотношение в разных видах технологий различно. Технология жестко прописывает последо­вательность отдельных шагов деятельности. Технология привяза­на к данному конкретному виду деятельности. Технология кон­кретна, она требует точного повторения деятельности.

Понятие «технология» изначально было связано с процессом материального производства, однако постепенно этот термин стал обслуживать и другие сферы деятельности людей, поэтому на про­тяжении всей человеческой цивилизации наряду с промышлен­ными технологиями использовались и социальные технологии: ведь людям нужно было управлять своими общественными делами, передавать накопленные знания и информацию от поколения к поколению. При этом в ход шли технологии, которые в большин­стве случаев специально не разрабатывались, были достаточно простыми, да и сами социальные связи не требовали технологиза-ции — могли быть освоены интуитивно, эмпирически. Постепен­но с расширением производства, увеличением объема эмпириче­ских знаний возникла необходимость расчленения этого процесса на отдельные элементы, операции, этапы. Выделилась и основная задача технологии как процесса: как сделать и какими средства­ми? Что надо получить?

Термин «технологии» в области образования имеет тенденцию к расширению: от обозначения технических средств, применяе­мых в целях образования (обучения), к обозначению процесса постановки и реализации заданных образовательных целей, до­стижение которых гарантируется оперативной обратной связью вне зависимости от мастерства педагогов и обеспечивается всем арсеналом психолого-педагогических, управленческих и техниче­ских средств, методов и форм.

Педагогическая технология — это систематический метод пла­нирования, применения, оценивания всего процесса обучения и усвое­ния знаний путем учета человеческих, технологических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения наиболее эффектив­ной формы образования.

Термин технология применительно к области образования про­шел довольно большой эволюционный путь развития. В дидакти­ке употребляется система терминов: «образовательные техноло­гии», «технологии в образовании», «технологии обучения».

Так, с точки зрения обобщения словосочетание «технология образования», или «образовательная технология», обладает более широким спектром смыслов и может включать в себя и «техноло­гию воспитания», и «технологию развития», и «технологию обу­чения». Например, технология обучения трактуется как система научно обоснованных методов, правил и приемов обучения пред­мету; как инструментарий достижения целей обучения; система­тическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного процесса обучения; система способов и средств достижения целей управления процессом обучения.

Термин «педагогическая технология» в отечественной педаго­гической практике стал часто употребляться в 20-е гг. XX в. Одна­ко впервые в отечественной педагогической литературе термин «технология» был использован в 20-е гг. XVIII в. Федором Поли­карповым — «справщиком», а позже директором Московского печатного двора, автором ряда учебных книг. Среди них были такие, как «Славяно-греко-латинский лексикон» (1704), «Техно­логия» (1725). Этот же термин он использует в приложении к треть­ему изданию широкоизвестной грамматики М.Смотринского (1721). Концепция грамматики как искусства и ремесла (технологии) подразумевала систему определений, орудий, принципов и др.

Термин educational technology (педагогическая технология) по­явился на страницах зарубежной печати в начале 60-х гг. прошло­го века. Он используется и в названиях ряда педагогических жур­налов: «Педагогическая технология» (США, издается с 1961 г.), «Педагогическая технология и программированное обучение» (Анг­лия, с 1964 г.), «Педагогическая технология» (Япония, с 1965 г.); в Италии одноименный журнал выпускается с 1971 г. ЮНЕСКО выпускает специальную серию «Educational technology* в Бюлле­тене Международного бюро по образованию.

Разработкой вопросов педагогической технологии занимаются и специальные учреждения. В Англии в этих целях в 1967 г. был создан Национальный совет по педагогической технологии. В США педагогическая технология развивается как фундаментальная об­ласть исследования: Национальный институт образования направ­ляет и координирует работу 9 научно-исследовательских центров, занимающихся в числе прочих исследованиями в этой области. Ряд университетов и колледжей готовят специалистов по педаго­гической технологии на соответствующих факультетах; крупные вузы США осуществляют подготовку директоров и кандидатов наук по педагогической технологии.

Налаживаются международные контакты ученых в этой области. Создана Ассоциация по педагогическим связям и технологии — АЕСТ (Association for Educational Communications and Technology, Washington). Основные направления ее деятельности:

— проведение местных и региональных конференций;

— работа технического центра;

— расширение международных связей, проведение междуна­родных симпозиумов;

— публикации;

— дотации и контакты.

Функционируют два крупных научных центра педагогической технологии: в Канаде (Квебек) — The Department of Educational Science, University Laval; в Венгрии (Будапешт) — The National Center for Educational Technology.

Задача технологии как науки — выявление закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эф­фективных и экономичных производственных процессов.

Приблизительно до 1960 г. в области обучения господствовала «физическая (материалистическая) научная концепция педагоги­ческой технологии» (Physical science of instructional technology, Ситлер, 1968). Согласно Ситлеру, «...эта концепция рассматрива­ет различные средства обучения и тяготеет к увеличению эффек­тивности использования средств и процедур, а не индивидуаль­ных особенностей обучающихся или отбору дидактического со­держания». Это был расцвет аудиовизуального периода. Заметим, что медиасредства обучения представляют собой довольно широ­кое понятие, охватывающее как технические установки и аппара­туру, так и используемые с их помощью учебные материалы.

Первоначально термин «технология обучения» связывался лишь с применением в нем ТСО и средств программного обучения.

Для середины 1950-х гг. было характерно развитие теории ком­муникации, которая утверждала, и не без основания, что средства обучения не используются изолированно, а являются элементами сложного процесса коммуникации, включая источник (педагог), послание (урок), воспринимающего информацию (студент) и ши­рокое разнообразие факторов, влияющих на каждый из них. Под влиянием этого представления в 60 —70-х гг. XX в. понятие «тех­нология обучения» стало трактоваться шире: в него включили но­вые научные подходы к анализу и организации учебного процесса, поэтому в употребление вошел еще и термин «технология учебного процесса».

Еще одно понимание термина «технология обучения», объеди­няя первые два, существенно дополняет их. Его принципиальное отличие от них состоит в том, что оно представляет собой систем­ный подход к построению учебного процесса, согласно которому рассмотрению подвергаются не отдельные элементы учебного процесса, не отдельные технические средства, взятые изолиро­ванно, а их место и функции в системе обучения.

В образовательной практике понятие «педаго­гическая технология» употребляется на трех со­подчинительных уровнях:

общепедагогическом, когда имеют в виду целостную педагогиче­скую систему и термин «педагогическая технология» выступает си­нонимом этого педагогического явления (например, педагогическая технология подготовки воспитателей в педагогическом колледже; педагогическая технология частной школы, дошкольного учреж­дения; образовательная технология школ Подмосковья и т.д.);

частнометодическом, когда отождествляются понятия «техно­логия» и «частная методика» применительно к работе одного пре­подавателя в рамках одного предмета (например, технология препо­давания педагогов-новаторов; педагогическая технология разви­вающего, проблемного обучения и т.д.);

локальном, когда имеют в виду отдельные части в рамках кон­кретного предмета или учебно-воспитательного процесса (напри­мер, технология контроля знаний учащихся; технология нетради­ционных видов учебных занятий и т.д.).

Современная интерпретация понятия «педаго­гическая технология» может быть представлена тремя аспектами:

- научным, поскольку педагогическая технология — это часть науки, занимающаяся разработкой целей, задач, содержания, ме­тодов и проектирующая педагогические процессы;

- процессуально-описательным, потому что описывает алгоритм процессов, совокупность целей, содержания, методов, средств для достижения желаемого результата;

- процессуально-действенным, так как способствует осуществле­нию педагогического процесса в сочетании личностных, инстру­ментальных и методологических средств.

Педагогическая технология как определенная научная катего­рия имеет определенные ключевые характеристики. Так, педагогическая технология представляет собой и средство гаран­тированного достижения целей обучения; и организованное, целенаправленное, преднамеренное педагогическое влияние и воз­действие на учебный процесс; и содержательную технику реали­зации учебного процесса; и описание процесса достижения пла­нируемых результатов обучения; и проект определенной педаго­гической системы, реализуемой на практике.

Педагогическая технология обладает рядом специфических осо­бенностей. Перечислим их последовательно.

Во-первых, педагогическая технология обладает научностью, т. е. методологическим и теоретическим обоснованием процессов, с которыми она имеет дело и благодаря чему способна вызывать к жизни новые процессы, охватывать гораздо больший диапазон этих процессов.

Во-вторых, она обладает целостностью структуры развития и обучения студентов с четким выделением основных линий и уровня сформированности ведущих компонентов учебной деятельности.

В-третьих, ей присущи согласованность содержания и харак­тера учебной предметной деятельности студентов.

В-четвертых, это структурированность и оптимизация систе­мы учебных занятий по определенным темам дисциплины.

В-пятых, педагогические технологии относятся к разряду со­циальных технологий, направлены на живых людей, а степень формализации и алгоритмизации технологических образователь­ных операций только в определенной и незначительной мере мо­жет быть сопоставима с промышленным производством. В связи с этим наряду с технологизацией образовательной деятельности столь же неизбежен процесс ее гуманизации, что сейчас находит все более широкое распространение в рамках личностно-деятельностного подхода.

В-шестых, в отличие от методических разработок учебного за­нятия, ориентированных на преподавателя, педагогические тех­нологии, направленные на обучаемых, предполагают обеспечение успеха и усвоения знаний за счет их собственной деятельности.

Смысл педагогических технологий заключается в предваритель­ном проектировании процесса обучения с учетом дидактических целей и требуемого уровня усвоения студентами знаний с после­дующим воспроизведением на учебном занятии.

В самом общем плане педагогическая технология является сред­ством модернизации дидактической системы, четко определяя цели обучения (почему и для чего?); содержание обучения (что?); орга­низацию учебного процесса (как?); методы и средства обучения (с помощью чего?); методы диагностики уровня усвоения учебно­го материала и методы оценки достигаемых результатов обучения (так ли?) с учетом имеющегося у преподавателя уровня квалифи­кации.

В структуре педагогической диагностики можно выделить не­сколько блоков: блок методологический, включающий в себя цели, концептуальные основы, содержание технологии; блок организа­ции деятельности студентов, предполагающий подбор методов, средств, форм обучения, наиболее эффективных для данной тех­нологии с учетом самостоятельности студентов в добывании зна­ний; блок контроля качества усвоения материала, представлен­ный набором заданий для проведения разных видов контроля; блок диагностический, включающий в себя методики для диа­гностики уровня усвоения учебного материала, причин отстава­ния студентов, степени их развития, а также методики для орга­низации обратной связи; блок деятельности преподавателя, в ко­тором отражается учебно-методическое обеспечение технологии в виде рабочей программы дисциплины, учебных пособий, мето­дических разработок преподавателя, системы методов преподава­ния, стратегии и тактики педагогического взаимодействия препо­давателя со студентами.

Главным в педагогической технологии является перевод ин­теллектуальной информации на язык практических нормативов[7].

Выбор педагогических технологий определяет цели обучения, требуемый уровень усвоения знаний и умений, квалификацию преподавателя и базовую подготовку студентов.

Любая педагогическая технология должна соответствовать ряду требований.

Во-первых, она должна отвечать таким принципам, как:

концептуальность, т.е. должна быть опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологиче­ское, дидактическое и социально-педагогическое обоснование об­разовательных целей;

системность, Т.е. целостность, взаимосвязь частей и логика процесса;

управляемость, предполагающая возможность диагностичного иелеполагания, планирования, проектирования, диагностирова­ния процесса обучения, коррекции с целью достижения резуль­татов;

эффективность по результатам и оптимальность по затратам;

воспроизводимость, т.е. возможность повторения, применения в иных условиях;

новизна предлагаемой педагогической технологии (ПТ);

конкретность иелеполагания и соответствие модели ПТ соци­альному заказу; v

воспроизводимость педагогических результатов технологии;

свобода, т.е. легкость и доказуемость диагностирования ПТ;

генерализация образования. Этот принцип заслуживает особого внимания среди всех вышеперечисленных. В рамках интенсифи­кации процесса обучения при внесении в него новых, прогрес­сивных, эффективных средств и методов учебной деятельности генерализация содержания учебного материала означает его логи­ческое структурирование, конкретизацию цели обучения, исполь­зование тематического планирования и др.

Во-вторых, современная технология обучения должна обяза­тельно иметь четкую структуру построения: как развитие по гори­зонтали, так и (в зависимости от времени обучения) развитие по вертикали. Управляемость системы в данном случае обусловлена расчлененностью процесса обучения, координированностью и взаимосвязанностью отдельных этапов, методов обучения, исходя из достижения конечной цели подготовки специалистов.

В-третьих, педагогическая технология должна обладать опре­деленной степенью цикличности и замкнутостью. Это требование исходит из того, что технология основана на применении различ­ных методов обучения, которые по мере усиления их действия на студентов как по горизонтали (в процессе одного уровня, т. е. кур­са), так и по вертикали (от курса к курсу) позволяют оценить и степень адаптации, и качества внедрения тех или иных методов обучения применительно к данной технологии. Также наличие в технологии определенной цикличности позволяет рассматривать процесс образования и самообразования студентов в единстве на основе четко спланированной учебной работы.

В-четвертых, эффективность педагогической технологии опре­деляется единством требований к качеству подготовки специалис­тов на всех ее этапах. Это относится не только к качеству препода­вания, но и к отработке межпредметных связей и общей организа­ции учебного процесса. Данный признак технологии не отрицает творческой инициативы преподавателя и студента, но во многом определяет рост уровня требований к качеству обучения.

Основанием построения педагогической техно­логии является технологический подход.

Технологический подход заставляет строить педагогический про­цесс по определенной логике с учетом находок педагогов, выст­роенных в определенный алгоритм действий. Технологический подход позволяет каждому педагогу при определенной подготов­ке стать разработчиком собственной технологии.

Объектами технологизации в образовательной деятельности выступают цели, содержание, организационные формы восприя­тия, переработки и представления информации; взаимодействие субъектов образовательной деятельности; процедуры их личност-но-профессионального поведения, самоуправления и творческо­го развития.

Продуктами технологизации образовательного процесса стано­вятся личностные и социально значимые алгоритмы и стереоти­пы поведения, которые создают платформу для успешности, кон­курентоспособности личности студента в будущем.

Цели технологизации образования — полная управляемость учеб­ного процесса, получение стабильного результата, исключение недостатков, вызванных влиянием субъективного фактора в педа­гогической деятельности. Здесь следует оговориться, что управляе­мость-учебным процессом не исключает процесса развития твор­ческих возможностей обучаемых, поскольку технологический ин­вариант существует в любой сфере творческой деятельности: ведь в процессе творческого акта присутствует не только интуиция и импровизация, но и перебор всех возможных вариантов решения педагогической проблемы, существующих в передовом педагоги­ческом опыте.

Процесс технологизации связан с тремя этапами профессио­нализма педагога: этапом «индивидуального мастерства», этапом «техники», этапом «технологии». На определенном этапе профес­сиональной деятельности у педагога возникает потребность обоб­щить свой опыт, передать его окружающим, утвердиться в эффек­тивности своей работы, поэтому наработки педагога постепенно обретают форму своеобразной авторской технологии, так как от­бирается только то, что целесообразно дополняет, расширяет, обо­гащает методический инструментарий деятельности педагога и приносит ощутимый результат. Овеществлением педагогической технологии становится конкретный дидактический модуль в виде конкретной дисциплины, в рамках которой педагог создает про­ект учебного процесса применительно к отдельной теме или раз­делу курса. Следует заметить, что преподаватель конкретной дис­циплины находится или на уровне частнометодическом, или на локальном уровне и что его технология — это конкретная техно­логия обучения, поскольку она связана с реальной практикой обу­чения.

В основе конструирования технологий лежат следующие по­ложения:

— единство методологии преподавателей всех дисциплин, осу­ществляющих подготовку по данной специальности;

— применение системно-деятельностного подхода в обучении, позволяющего перейти от пассивных репродуктивных методов к активным методам обучения;

— разработка программ деятельности в соответствии с квалифи­кационной характеристикой, отражающей личностные, специаль­ные и профессиональные требования к подготовке специалистов нового поколения;

— применение системы инвариантов, позволяющей независи­мо от специфики конкретных дисциплин использовать единую методологию класса задач, относящихся к различным процессам и явлениям;

— единство требований к качеству подготовки специалистов на всех этапах технологии обучения, базирующегося на такой (на­пример, рейтинговой) системе контроля качества обучения, по­зволяющей обеспечить непрерывность работы студента над учеб­ным материалом и стимулировать процессы добывания знаний;

— учет психолого-педагогических основ обучения как отраже­ние принципа гуманизации подготовки специалистов;

— внедрение форм активного обучения, базирующихся на са­мостоятельной деятельности студентов.

Таким образом, технология обучения представляет возможность для творческой реализации, распространения и использования в практической работе колледжей методического опыта преподава­теля, его методических инноваций и методической системы обуче­ния с четко сформулированными и структурированными компо­нентами, что в свою очередь оказывает влияние на проектирова­ние нового содержания среднего профессионального образования.

11.2. Классификация основных образовательных технологий

В классификации образовательных технологий в настоящее время нет единого подхода. Например, в качестве критериев при классификации используются философская основа, концепция усвоения, организационные формы, тип управления познаватель­ной деятельностью, предметная среда, методы и средства обуче­ния, организация учебного процесса и т.д.

По классификации в соответствии с используемыми средства­ми обучения и уровнями реализации содержания обучения педа­гогические технологии могут быть разделены на технологии заня­тия или завершенного цикла занятий; технологии предмета; тех­нологию полного обучения.

Если взять за основу комплекс критериев, то педагогические технологии можно классифицировать следующим образом:

по направленности действия: личностно-развиваю-щие, профессионально-ориентированные;

по целям обучения: получения знаний, формирования профессиональных качеств личности;

по предметной среде: гуманитарные, социально-эко­номические, технические, технология специальных дисциплин;

по применяемым техническим средствам: аудио­визуальные, информационные, телекоммуникационные;

по организации учебного п р о ц е с с а: технологии ин­дивидуального обучения, технология коллективного способа обу­чения и т.д.

Как критерий рассматривают дидактические теории, на которых базируется технология обучения, поэтому говорят о технологии проблемного, модульного, программированного, раз­вивающего, контекстного, дифференцированного обучения.

В качестве критерия выступает триада «методология-стратегия— тактика». В соответствии с действием компо­нентов обозначенной цепочки педагогические технологии могут быть классифицированы как методологические, стратегические, так­тические. Дадим краткую характеристику каждой.

Методологические образовательные технологии выступают на уровне педагогических теорий, концепций, подходов в качестве интегральных моделей обучения. Базисные концепции, лежащие в основе технологий методологического уровня, по-разному объяс­няют сущность образовательного процесса и способы его построе­ния. Примером таких технологий служат теория поэтапного фор­мирования умственных действий Л.С.Выготского, П.Я.Гальпе­рина; теория программированного обучения В. П. Беспалько, Н.Ф.Талызиной; теория проблемного обучения М.И.Махмутова, А. М. Матюшкина, М. Н.Скаткина; теория развивающего обуче­ния В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина и другие.

Стратегические образовательные технологии выступают на уровне организационной формы взаимодействия; они ориенти­рованы на один параметр образовательного процесса и являются способом достижения стратегических целей.

Тактические образовательные технологии выступают на уров­не методики и/или метода обучения, приема и представляют со­бой конкретный способ достижения тактических целей образова­ния в рамках определенной стратегической технологии.

Перечисленные выше группы технологий соотносятся с моти-вационными, деятельностными технологиями управления. Об­основать это можно следующим образом. Любая педагогическая технология направлена на реализацию педагогического процесса, в структуру которого входят такие компоненты, как мотивация, собственно познавательная деятельность обучающегося, управле­ние этой познавательной деятельностью со стороны педагога. Мотивационные технологии призваны решить проблемы снятия эмоциональной напряженности в процессе обучения, создания атмосферы положительного эмоционального настроя на деятель­ность, ориентации на практический смысл изучения учебного материала, на конкретную профессиональную деятельность, по­вышение оценки личности в глазах окружающих. Фактически это означает, что мотивационные педагогические технологии направ­лены на обеспечение условий для познавательно-профессиональ­ной деятельности, которая позволяет формировать устойчивый интерес к профессии, превращает заданные цели деятельности во внутренние потребности личности, помогает студенту быстро вклю­читься в профессиональную учебно-познавательную деятельность без длительного вживания в работу. Поддержание активной по­знавательной деятельности зависит от ее организации на основе принципов посильности, доступности, от условий, обеспечиваю­щих оптимальность педагогического общения, индивидуальный подход к учащимся, повышение их самооценки, ориентирующих студентов на практический смысл учебного материала и конкрет­ную профессиональную деятельность. Если в последующей дея­тельности эти условия не будут соблюдены, то мотивация может стать неустойчивой.

Деятельноетные педагогические технологии обеспечивают ре­зультативность профессиональной подготовки, которая зависит от того, активную или пассивную позицию в процессе овладения профессией занимает обучаемый, так как знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения при примене­нии их на практике. Поэтому при формировании профессиональ­ных знаний и умений необходимо организовать непосредствен­ную деятельность самих студентов — как репродуктивную, так и продуктивную — в зависимости от способа использования имею­щейся информации для решения возникающих задач.

При репродуктивной деятельности информация воспроизводится в различных сочетаниях: от буквальной копии и пересказа до сво­бодного воспроизведения и применения в типовых ситуациях.

В любом виде деятельности по-разному проявляется познава­тельная самостоятельность: от репродуктивной — к ориентиро­ванности на критическое осмысление, сознательное и прочное запоминание учебного материала и выработку умений, на осозна­ние алгоритмов деятельности, а далее к продуктивной деятельно­сти. Каждый уровень предполагает решение студентами и препо­давателями определенной системы задач, определяет степень овла­дения профессиональными знаниями и умениями, имеет свои организационные формы и методы обучения и соответственно им учебно-познавательные задания.

Педагогические технологии управления обусловлены особенно­стями усвоения студентами профессиональных знаний, их уме­ниями, навыками, поскольку только наличие хорошей мотивации учения и организации профессиональной учебно-познавательной деятельности соответственно целям обучения еще не гарантирует достижения учащимися планируемых результатов обучения. Эф­фективность этого процесса будет достигнута только при правиль­ном выборе способа организации его управления.

Самая подробная классификация (Г.К.Селевко) разделяет пе­дагогические технологии на 11 классов, каждый из которых отли­чается от другого сущностными и инструментарными свойствами (целевой ориентацией, характером взаимодействия педагога и обучаемых, организацией обучения).

По уровню применения педагогические технологии раз­деляются на общепедагогические; частнометодические; локальные. Например, локальной считается технология отдельных видов учеб­ной деятельности студентов (технология учебного занятия, само­стоятельной деятельности и т.д.), а частнометодической, или пред­метной, станет технология обучения истории, литературы, т.е. того предмета, который ведет преподаватель. Данный вид технологии часто носит оттенок авторской.

По философской основе технологии бывают материали­стские и идеалистические; диалектические и метафизические; науч­ные и религиозные; гуманистические и антигуманистические и т.д.

По ведущему фактору психического развития - это биогенные; социогенные; психогенные; идеалистические техно­логии.

По научной концепции усвоения опыта — ассо­циативно-рефлекторные; бихевиористские; гештальттехнологии; интериоризаторской, развивающей технологии; нейролингвисти-ческого программирования и т.д.

По ориентации на личностные структуры — ин­формационные; построенные на формировании знаний, умений и навыков (ЗУН) учащихся; ориентированные на формирование способов умственных действий (СУД); технологии саморазвития, позволяющие формировать самоуправляющие механизмы лично­сти (СУМ), и т.д.

По характеру содержания и структуры техноло­гии бывают обучающие и воспитательные; светские и религиоз­ные; общеобразовательные и профессионально-ориентированные; комплексные или политехнологии и т.д.

По типу организации и управления познава­тельной деятельностью технологией считают традицион­ную классическую классно-урочную систему; технологию груп­пового и технологию коллективного способов обучения; програм­мированное обучение и т.д.

По отношению к обучаемому (ребенку, учащемуся школы, студенту) со стороны взрослых это авторитарные, лично­стно ориентированные технологии в разнообразных модифика­циях (гуманно-личностные; технология сотрудничества; техноло­гия свободного воспитания).

По способу, методу и средству обучения гово­рят о технологиях репродуктивных, объяснительно-иллюстратив­ных; технологиях развивающего обучения, проблемного обучения, программированного обучения, саморазвивающего обучения; о коммуникативных, игровых технологиях.

По категории обучающихся;.массовая, традиционная технология школьного обучения; технология обучения одаренных детей; технология компенсирующего обучения и т.д.

По направлению модернизации существующей тра­диционной системы обучения классификация педаго­гических технологий выглядит следующим образом: в чистом виде данные технологии используются редко, чаще всего, чтобы реа­лизовать цели модернизации реформирования системы обучения, используется некая полидидактическая технология, одной из со­ставляющих которой является монотехнология. Так, технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений включают в себя гуманно-личностную технологию Ш.ААмонашвили, педагогику сотрудничества и т.д. А альтернативные тех­нологии — это вальдорфская педагогика; примером технологий на основе эффективности организации и управления процессом обучения можно назвать технологию индивидуального обучения, дифференцированного обучения, информационные технологии и т.д.

Как видно из описания предложенных в этой классификации технологий, одна и та же технология может одновременно при­надлежать к нескольким классам технологий, поэтому более простая классификация разделяет все существу­ющие педагогические технологии на две большие группы: традиционные технологии и инновационные технологии. Остановимся на такой классификации и разберем суть таких пе­дагогических технологий, как технология программированного, проблемного, развивающего, контекстного, модульного, дистан­ционного обучения.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.072 с.