Слоговой анализ и синтез слов — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Слоговой анализ и синтез слов



Задания:

— произнесение слова по слогам (ма-ли-на);

— определение количества слогов по количеству хлопков;

— выделение ударного гласного звука;

— нахождение ошибок, допущенных при постановке ударения;

— узнавание слова по названным гласным звукам (с использованием наглядного материала): Какое слово задумано? В нем есть гласные [и], [а] (Лиса.)

— узнавание слова по первому, последнему слогу или слогу, взятому из середины слова;

— составление слов из перепутанных слогов;

— составление нового слова из первых слогов названных слов (капуста, шары каша); составление слова из последних слогов (насос, бананы сосны). Вопросы детей о звукослоговом составе слов.

Развитие фонематических представлений

Подбор слов с заданным звуком. Подбери слово со звуком [л]. Назови одежду, в названии которой есть этот звук. Назови слово, в котором звук [л] имеется в начале слова (в середине или в конце). Подари мне слова — названия продуктов питания со звуком [р]. Какие подарки ты можешь подарить со звуком [с]?

Задания и игры для развития внимания и памяти

Слуховая память. Запоминание и воспроизведение слов в определенной последовательности. (Санки, сад, сумка, сапоги, совок.)

Повторение слов в обратной последовательности. Назови первое слово. Назови второе слово. И т. д.

Какое слово исчезло из ряда? (Сад, сумка, сапоги, совок.)Какое новое слово появилось? (Сад, сумка, сапоги, совок, самолет.)

Игры «Телефон», «Пароль», «Телеграфисты», «Волшебные слова», «Донесение».

Зрительная память. Игры «Посмотри и назови», «Что изменилось?», «Чего (кого) не стало?», «Что прибавилось?». Запоминание расположения игрушек или картинок. «Сколько картинок будешь запоминать?»

Логическая память. Воспроизведение слов — названий картинок по слову-подсказке, связанному по смыслу. Например, чтобы ребенок воспроизвел слова груша, помидор, ведро, рыба, ракета, даются слова-подсказки: сад — ... (груша), огород — ... (помидор), вода — ... (ведро), река — ... (рыба).

Развитие пространственного восприятия. Какой предмет находится посередине, слева, справа? Поставь, положи... между, за, перед, над, под и т. д.

Задания и игры для формирования грамматического строя речи

Синонимы (существительные, прилагательные и глаголы).

«Слова-приятели». Слова, близкие по значению.

Антонимы (существительные, прилагательные, глаголы с приставками в- — вы-, раз- — с-, при- — у- и наречия).

«Слова-неприятели». Слова с противоположным значением.



«Все наоборот». Одеваюсь раздеваюсь, застегиваю расстегиваю.

«Играем в противоположности» (добро зло, ссора дружба). Зимой холодно, а летом ... (жарко).

Однокоренные слова.

«Слова-родственники», «Похожие слова».

Какая общая часть есть в родственных словах рыба, рыбак, рыбаки, рыбалка, рыбачить, рыбный?Послушай и повтори слова снег, снедь, снеговик, Снегурочка, снегирь. Исключи лишнее слово.

Существительное

Понимание этимологии слов, т. е. их происхождения. Ответы на вопросы: Кто это? Что это? Что означает это слово? Почему этот предмет так называется?

«Угадай, кто это?» Я буду говорить о каком-либо животном, а ты скажешь, как оно называется.

Род существительных.

О чем могут сказать эти слова?

мой ... твой ... наш ... его ...

моя ... твоя ... наша ... ее ...

мои ... твои ... наши ... их ...

Существительные единственного и множественного числа в именительном и родительном падежах

«Один — много». «Много — мало».

У кого один ... ? У кого много ... ? У кого мало ... ?

Без чего не бывает?» Зебра не бывает без ... (полосок), верблюд — без ... (горба), лошадь — без ... (гривы), корова — без ... рогов), кошка — без ... (усов).

«Чего не бывает без ... ?» Дождя не бывает без ... (тучи), радуги — без ... (дождя), дерева — без ... (ствола), стульев без — ... ножек), дом — без ... (стен), домов — без ... (дверей)и т. д.

«Подскажи конец чистоговорки». Дополни чистоговорки нужнымисловами.

Ол-ол-ол, мы купили новый ... (стол).

Лом-лом-лом, сидит папа за ... (столом).

Лу-лу-лу, Лола подошла к ... (столу).

«Подбери слову пару (часть тела)». (Кошке усы, тюленю ласты, хобот слону.)

«Парные предметы». Что кому? Фотографу — ... (фотоаппарат), ученику — ... (ручку, тетрадь, карандаш), портнихе —... иголку)и т. д.

«Подбери нужное слово». У коровы на голове есть ... (рога). У лошади нет ... (рогов).

«Слова-рифмы». Кармашки ромашки, врачи грачи, лягушка кадушка, мышка пышка Мишка шишка.



«Один начинает — другой продолжает» (однородные члены). Я знаю одежду со звуком [ж]: джинсы, ... (пиджак, пижама, жакет, жилет).

Прилагательное

«Подбери три слова (существительные к прилагательному)». Например: красный помидор, шар, шарф.

«Назови лишние слова». «Исключи лишнее слово». Суп соленый, сладкий, вкусный, фасолевый.

«Исправь ошибку». Деревянные дверь, деревянная двери.

«Кто правильно доскажет у слова конец, тот и будет молодец». Морковь соч...(ная), а огурец хрустя...(щий). Повтори все слово.

«Как сказать правильно?» Пылесос пластмассовый или пластмассовая?О чем может сказать слово пластмассовая?

«Правильно ли я сказала?» Какое слово надо заменить? Собака лает и в дом чужих пускает.

«Дополни нужное слово». «Вставь нужное слово». «Подскажи словечко». Быстроногий ... (жеребенок), быстроногая ... (лошадка), рогатая ... (корова), рогатый ... (лось).

Это куст ... (малиновый),

а этот куст ...( калиновый),

это плод известный,

вкус его ... (чудесный).

Кот усатый, а тигр — ... (полосатый).

Одно и то же задание преподносится в разных вариантах. Например, подбор детьми недостающего в предложении слова может быть дан в следующих заданиях:

1. Добавь нужное слово.

2. Дополни недостающее слово.

3. Какого слова не хватает?

4. Назови недостающее слово.

5. Какое слово потерялось?

6. Угадай мое слово.

«Дополни предложение». Юля купила желтые ... (лимоны).

Огурец твердый, а помидор ... (мягкий). Какой еще овощ твердый? О чем можно сказать твердая?

«Учим говорить Буратино». Как сказать правильно — картошка твердая или твердый?

«Какие слова можно сказать о зайце?» Цепочка слов о зайце. Заяц серый, ... .

«Какое слово не подходит?» Капуста зеленая, хрустящая, мягкая, красная.

«Подскажи четвертое слово». Одежда бывает летняя, зимняя, мужская, ... .

Предложения с союзом а на противопоставление. Огурец соленый, а морковь ... (сладкая).

«Выбери правильный ответ». У Маши шерстяной шапка. У Маши шерстяная шапка.

«Выбери нужное слово» (из 2—3). Мышка ... (шуршит, шебуршит, шелестит)соломой.

«Какое слово лучше подходит?» (из 2—3). Заяц трусливый, храбрый, пугливый.

«Какое слово не подходит?» Волк злой, добрый, свирепый. «Угадай мою ошибку». Морковь хрустящая, оранжевая, квадратная.

Глагол

Обозначение словами действий с предметами. Карандашом рисуют, красками раскрашивают.

Узнай предмет по действию. Кто так делает? Лает, рычит, хвостом виляет. (Собака.)Повтори слова.

Однословные ответы на вопросы: Что делал(а)? Что делали? Что сделал(а)? Что делаю? Что сделаю?

Неопределенная форма глагола. Я умею; Я не умею ... .

Глаголы в сочетании со словами можно, надо, нельзя. Что можно делать дома? Чего нельзя делать на улице? Что надо делать, чтобы быть чистым, аккуратным, добрым? И т. д.

Цепочка слов-глаголов. «Что сначала, что потом?» Сначала я буду ..., а потом ... .

Образование глаголов от существительных. Например: езда ездить, рисование рисовать, лепка лепить, прыжок прыгать.

Повелительное наклонение.

«Слушай внимательно и не зевай, вместе со мной все слова повторяй». Стучи, скачи, прячь, плачь.

«Делай с нами». «Приказы». Я буду отдавать приказы вам, а вы — мне. Рисуй, прыгай, открывай, закрывай.

«Просьбы, советы». Посоветуй, что мне делать. Попроси меня о чем-нибудь.

Задания, способствующие формированию навыков словообразования

Образование существительных и прилагательных с помощью суффиксов.

«Скажи ласково».

Какое слово получится, если к слову дочь добавить -енька?

Чулки чулочки, носки носочки, копейка копеечка, красный красненький, белый беленький.

Образование сложных слов (существительных и прилагательных).

Снег падает — снегопад, по снегу ходит — снегоход, снег убирает — снегоуборочная (машина), сам летает — самолет.

Образование глаголов с помощью приставок с-, на-, по-, про-, в-, вы-, под-, от-, у-, пере-, за-, от-, на-, вы-.

«Я назову первую часть, а вы — слово». При... (сели, летели, бежали, скакали). Какие новые слова получились? Составь новое слово из двух. Доброе сердце — ...(добросердечный).

«Выбери нужное слово». Папа зашел вышел из комнаты.

Подскажи первую часть слова. Птицы ...летели к кормушке.

Каких два слова спрятались в одном? Каких два слова спрятались в слове добродушный?(Добрая душа)

Чтение слов.






Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.01 с.