Судебная психология: Избранные лекции. — М.: Норма, 2007. — 160 с.: ил. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Судебная психология: Избранные лекции. — М.: Норма, 2007. — 160 с.: ил.

2017-05-20 219
Судебная психология: Избранные лекции. — М.: Норма, 2007. — 160 с.: ил. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Панасюк А. Ю.

Судебная психология: Избранные лекции. — М.: Норма, 2007. — 160 с.: ил.

ISBN 5-468-00007-5

В издании представлены лекции, которые про­фессор А. Ю. Панасюк читает в течение последних 15 лет в Российской правовой академии и Россий­ской академии правосудия в авторском курсе «Пси­хология профессиональной коммуникации судьи». В ходе диалога с судьями автор показывает пути ре­шения тех психологических проблем, с которыми судьи сталкиваются в зале судебного заседания, у себя в кабинете во время приема граждан, при об­щении с персоналом суда.

Для судей, кандидатов в судьи, студентов юриди­ческих вузов и всех интересующихся вопросами профессиональной коммуникации.

 

Содержание

Введение.........................................................……………………………………………………………........ 7

Часть 1. Психология на службе у судья

Лекция 1. «Судебная психология» и «юридическая психология»: соотношение понятий........……………9

1.1. Юридическая психология: структура, цели и задачи..........................…………………………………... 9

1.2. Судебная психология:

основные направления, структура, роль психологии в судебной практике..........…………………………11

Лекция 2. Знание психики человека — основа профессиональной деятельности судьи.....……………....14

2.1. Чтобы жить долго и счастливо.....................…………………………………………………………….. 14

2.2. Чему научит «эта» психология....................……………………………………………………………... 19

2.3. Обойдемся и без пуда соли...........................…………………………………………………………….. 20

2.4. Основные выводы......................................……………………………………………………………….. 24

Часть 2. Судья в зале судебного заседания

Лекция 3. Следовать ли судье заповеди «не судите, да не судимы будете»?.........……………………….. 25

Лекция 4. Судить по совести или по закону?...........………………………………………………………… 34

Лекция 5. Судья и конфликты в заседании: как выйти достойно?............................……………………… 41

Лекция 6. «Презумпция виновности» в системе профессиональных установок судей.........…………….. 54

6.1. Судебная реформа, правовое сознание и обвинительный уклон...............................…………………. 54

6.2. Взгляд на феномен «обвинительный уклон» глазами судьи.........…………………………………….. 55

6.3. Экспериментальное измерение обвинительного уклона...............................………………………….. 57

6.4. Структура профессиональных установок судей (иерархия ценностей).........................……………… 60

6.5. Сопоставление установок судей с установками прокуроров и адвокатов.........……………………… 65

6.6. Обвинительный уклон у судей: «норма» или «патология»?..........................…………………………. 67

Лекция 7. Величать ли подсудимого по имени-отчеству?………………………………………………….. 73

7.1. Есть ли проблема?......................................……………………………………………………………….. 73

7.2. О психологическом приеме «Имя собственное»………………………………………………………... 74

7.3. Зачем людей располагают к себе?.................……………………………………………………………. 83

7.4. Какие «процессуальные фигуры» можно называть по имени-отчеству?.............…………………….. 86

7.5. Каков к.п.д.. Ваша честь?...........................………………………………………………………………. 91

Лекция 8. Кому передать на воспитание ребенка? (Об одном стереотипе судебных решений).………... 93

Часть 3. Судья вне зала судебного заседания

Лекция 9. Учимся определять особенности характера человека по его внешнему виду (габитусу)…… 103

9.1. Преамбула.................................................………………………………………………………………. 104

9.2. Психофизиогномика — наука о связи конституции человека с особенностями его психики.......................………………………………………………………………………………………………………105

9.2.1. Связь особенностей роста с особенностями психики человека......................................………….. 105

9.2.2. О каких особенностях психики Вам расскажет полнота человека.......................................………..111

9.2.3. Психологическая интерпретация осанки......………………………………………………………… 114

9.2.4. Выбираем тактики поведения..................…………………………………………………………….. 118

9.3. Психологическая наука о связи свойств психики человека с выбираемой им прической …………..119

9.4. Характер одежды собеседника и особенности его психики ........................…………………………….. 126

9.4.1. Одежда как критерий оценки принадлежности к определенной социальной группе.............…… 127

9.4.2. Одежда как критерий отношения к данной встрече.......................................………………………. 131

Лекция 10. Прием граждан по жалобам.................………......................................………………………. 138

10.1. Вырабатываем стратегию поведения..........………….....................................………………………..138

10.2. Тактика поведения на приеме...................…………….....................................………………………..144

10.2.1. «Перо и бумага»......................................…………........................................………………………. 144

10.2.2. Селекция жалоб.....................................……………......................................………………………. 149

10.2.3. Удовлетворить жалобу или удовлетворить посетителя? …...………............................................... 153

Заключение …………..........................................................….....................................………………………. 158


Введение.

Среди многообразия средств реализации функций судьи одним из основных является коммуникация — общение судьи с разными категориями людей. Невоз­можно представить себе деятельность судьи (во всем многообразии ее форм) без общения, которое являет­ся и инструментом воздействия на людей, и инстру­ментом получения или передачи информации, что и составляет основные цели коммуникации судьи.

Отсюда эффективность профессиональной дея­тельности судьи определяется — не в последнюю очередь — и эффективностью общения судьи с теми или иными участниками судебного разбирательства, с посетителями, коллегами и другими официальны­ми лицами.

В свою очередь эффективность коммуникации, безусловно, определяется знаниями об определенных коммуникативных приемах и умениями владеть ими. И именно этому посвящены многие из представлен­ных здесь лекций.

С другой стороны, даже блестящее владение прие­мами общения будет не очень эффективным, если су­дья не разбирается в людях, не знает в каждом кон­кретном случае, с кем он имеет дело, что за человек перед ним, какова система его ценностей, каковы особенности его характера, его темперамента. Ибо, чтобы эффективно управлять каким-либо объектом, в том числе и человеком, необходимо знать этот объ­ект, а применительно к человеку — необходимо рас­полагать психодиагностической информацией о его Менталитете. Конечно, можно было бы обратиться к психологам-тестологам, но не всегда такая возмож­ность имеется. Есть более простой путь — путь овладения элементами дистанционной психологической диагностики. Одна из представленных здесь лекций посвящена описанию некоторых психотехник опре­деления менталитета по габитусу — элементам внешнего вида человека.

С сожалением следует констатировать, что в стандартизированном курсе «Юридической психоло­гии» пока еще нет места ни описанию психотехно­логий и психотехник профессиональной коммуника­ции (конкретных приемов формирования аттрак­ции, конкретных приемов воздействия), ни тем более психотехникам дистанционной'диагностики.

Именно поэтому автор из всего курса выбрал именно эти лекции, полагая, что другие проблемы читатель изучал или будет изучать в стандартизиро­ванном курсе. Отсюда, данный сборник лекций не претендует на охват всех теоретических и практиче­ских аспектов судебной психологии.

Поэтому, включив в первую часть две теоретиче­ские лекции — о структуре судебной психологии и о роли психологии в профессиональной деятельности, автор во второй и третьей части сосредоточил свое внимание на решении сугубо практических проблем, с которыми судьи сталкиваются либо в зале судебно­го заседания, либо в собственном кабинете. Проводя психологические консультации судей, автор не пона­слышке знает об этих проблемах, равно как и о ре­зультативности их решения с помощью достижений современной психологической науки — как отечест­венной, так и зарубежной. И подобная консультаци­онная практика явилась фундаментом для разработ­ки многих представленных здесь лекций для судей.

В лекциях использованы фрагменты диалогов ав­тора со слушателями Российской академии правосу­дия и Российской правовой академии.

Промежуточное резюме.

1. Любовь к ребенку может быть биологической и (или) духовной, что не одно и то же.

2. Биологическая любовь к ребенку более выра­жена у матерей, чем у отцов, что детерминировано биологическим фактором — полом.

3. Духовная любовь, как прерогатива личности, а не индивида, не детерминирована биологическим фактором пола, следовательно, она не может счи­таться априори более выраженной у одного из полов (у мужчины или у женщины), в отличие от биологи­ческой любви, которая считается априори более вы­раженной у женщины.

Из пункта 3 следует логически обоснованный вы­вод: вероятность наличия духовной любви к ребен­ку у отца или у матери априори признается рав­ной — 50: 50, так как не зависит от биологического фактора пола.

А значит, если в суде учитывалось бы только на­личие или отсутствие духовной близости к ребенку, то вероятность решения в пользу отца или матери была бы близка к 50%. И это логично вытекает из вывода в предыдущем абзаце (см. выше).

Но судебная практика гласит:, распределение ре­шений в пользу матери и отца составляет примерно 90: 10 (а не примерно 50: 50). А такое распределение соответствует распределению между родителями био­логической любви к ребенку, а не любви духовной, не духовной близости между родителем и ребенком.

Значит, судебный стереотип (90: 10) основывает­ся на учете выраженности биологической любви ро­дителя к ребенку, а не на учете любви духовной. Оно и понятно: первую и исследовать не надо — и так очевидно, а вот определять степень духовной близо­сти — сложнее.

В зале заседания он, она и оно (дитя). Кому от­дать ребенка на воспитание, коли оба родителя не замечены в недобропорядочности либо закононепослушании?

Первый вопрос, который, как представляется, не­обходимо решить: в чем данный ребенок сейчас (и в ближайшем будущем) нуждается больше — в биоло­гической любви или же в духовной. Младенец нуж­дается в ласке, но эта потребность биологическая (ласку любят и животные), ясно осознаваемых ду­ховных потребностей пока нет, как нет и духовных ценностей. И нет вопроса, кому отдать ребенка на воспитание — тому, кто в большей мере обеспечит биологическую любовь (матери, разумеется). Но чем старше становится ребенок, тем в большей мере тя­нется он к духовному, ибо начинают формироваться социальные ценности. Потребность же в материаль­ной пище не исчезает, разумеется, но постепенно уходит на второй план. Примерно с трех до семи лет имеет место своеобразный баланс потребностей, а за­тем духовное начинает превалировать над физиче­ским, материальным (о чем свидетельствует ряд экс­периментальных исследований по детской психоло­гии). И вот у сына -(дочери) на первом месте уже духовная близость с людьми (родителями), важнее пища духовная, чем материальная, контакты соци­альные, чем биологические (цель которых — создать тепло, сытость, уют, физический комфорт). И тут стереотипное, т. е. однозначное, судебное решение «передать ребенка матери» может быть ошибочным.

Если рядом с истцом и ответчиком сидит девяти­летний мальчик, ясно, для него важнее не тот роди­тель, который укроет-согреет, накормит-напоит, т. е. будет удовлетворять биологические потребно­сти, а тот, который (к тому же) будет долго и терпе­ливо отвечать на «глупые вопросы», для которого интересы ребенка — его интересы. А таким родите­лем с равной вероятностью (см. выше) может быть как отец, так и мать. И судебные решения должны распределяться не 90: 10, а 50: 50.

Следовательно, если после решения вопроса, ка­кая любовь этому ребенку (этого возраста) нужнее, судья пришел к выводу — духовная, то теперь самое время перейти к решению и следующего: кто, мать или отец, духовно ближе к ребенку, кто из них твер­до, без колебаний даст утвердительный ответ на во­прос: «А есть у Вас основания назвать себя подругой (другом) дочери (сына)?»

А если ни тот, ни другой не дадут такого ответа, как быть? Ну что же, тогда обратите внимание на зарплату сторон и т. п.

Итак, вот алгоритм решения данной проблемы:

первый вопрос, решаемый судьей, — в какой любви сейчас больше нуждается ребенок (в биологической или духовной); второй — кто из родителей может дать ему эту любовь в большей мере. Если биологическую, то мать имеет преимущество, а если духовную, то надо искать ответ на третий вопрос: какая из пар — «ребе­нок—мать» или «ребенок—отец» духовно ближе? Ко­нечно, так сложнее. Но ведь и справедливее!

— Простите, профессор, а почему Вы ничего не говорите о мнении ребенка? Оно было бы понятно, если ребенку семь месяцев, но когда ему, как Вы приводите пример, 10 лет, в самое время и спросить. Ведь посмотрите, как гласит закон: «При отсутст­вии соглашения спор между родителями разреша­ется судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. При этом суд учитывает привя­занность ребенка к каждому из родителей, брать­ям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, су­ществующие между каждым из родителей и ре­бенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семей­ное положение родителей и другое)». Посмотрите, на первое место законодатель поставил фактор при­вязанности к родителю (или к братьям, сестрам), а Вы совсем выпустили это из рассмотрения, сосредо­точившись только на видах любви родителей, с чем спорить, конечно же, нельзя. Что на это скажет пси­холог?

— Спасибо, Ваша честь, что напомнили о психо­логах. Ваш покорный слуга, будучи профессиональ­ным психологом (да еще в свое время специализи­рующимся на детской психологии), может любого ребенка 10 лет за пять минут убедить в том, что этот родитель лучше, а тот хуже. Не верите? А напрасно, ибо нас, психологов, специально обучали техникам воздействия на детей в процессе их формирования. И не только на детей, но и на людей вообще.

— Ну так это профессиональный психолог. А ро­дители — они же не специалисты в психологии.

— Но я — за пять минут, а у родителя определен­но больше будет времени до суда, чтобы убедить го­ворить так, как нужно в суде. Не сложно все это, да­же для непрофессионального психолога-родителя.

А теперь, Ваша честь, пойдемте дальше по тексту части 3 статьи 65 Семейного кодекса. С фактором мнения самого ребенка разобрались: при желании и при некоторых навыках родитель ребенка может убедить в чем угодно, не проблема (проблема в зако­нодателях, которые записали эту норму, не посове­товавшись с профессиональными психологами).

Так что, совсем не учитывать мнение ребенка?

— Обязательно учитывать, но только не осозна­ваемое ребенком мнение, чему легко научить («гово­ри в суде, что ты папу не любишь»), а то мнение-чувство (мнение подсознательное), которое а) изме­нить за несколько дней практически невозможно и б) которое объективно проявляет душу ребенка, его истинное душевное отношение. Конечно, я мог бы научить и Вас, Ваша честь, некоторым психологиче­ским тестам, вскрывающим истинное (а не научен­ное) отношение ребенка к тому или другому челове­ку (да к той же бабушке, ибо известно, что внуки — это враги наших врагов'), но, во-первых, это займет

' Психологическая аргументация обоснования этой народ­ной мудрости представлена в статье на совсем другую тему — тему отбора присяжных заседателей по фактору психологическому не один десяток страниц в книге, а во-вторых, пусть это сделает — по Вашей просьбе — профессиональ­ный психолог; он-то сумеет выявить то, что в подсоз­нании этого ребенка.

Но продолжим анализ указанных законодателем факторов, на которые необходимо опираться при ре­шении этой проблемы: кому отдать ребенка.

На втором месте законодатель поставил возраст ре­бенка, и вполне справедливо, ибо если семимесячный ребенок — нет вопросов, матери (не лишенной роди­тельских прав) отдать. А вот если 10-летний... Но об этом мы говорили достаточно подробно. Чем старше ребенок, тем в принципе отец приобретает все более равные права с матерью, ибо никто не доказал, что отцы духовно беднее матерей, как и духовно богаче.

Следующий фактор — «нравственные и иные личные (наверно, личностные. — А. П.) качества ро­дителей». Если под нравственными качествами иметь в виду алкоголизацию, распутный образ жиз­ни, наркоманию и т. п. — вопросов нет, такого роди­теля просто следует лишать родительских прав. А вот если один родитель — строгий воспитатель, а другой — его прямая противоположность, тут и пси­холог не поможет, ибо наукой не доказано, какой из этих методов воспитания лучше; и то и другое пло­хо. И тогда остается только и определить то, к како­му из этих двух «зол» ребенок духовно ближе, и кто из родителей духовно ближе к ребенку. Пригласите психолога с его тестами.

Следующий фактор, который, по мнению законо­дателя, судья должен учитывать, сформирован так:

«отношения, существующие между каждым из роди­телей и ребенком». Что имел в виду законодатель?

ской несовместимости или совместимости людей (см.: Панасюк А. Ю. Психологические аспекты отбора присяжных засе­дателей (рекомендации участникам судебного разбирательства) // Суд присяжных / Российская правовая академия. М., 1993. С, 166—175).

— Да ясно, хорошо ли относится тот или иной ро­дитель к ребенку.

— В смысле —хорошо ли обувает-одевает, кор­мит-поит?

— И это тоже.

— А что же еще?

— Ну то, что Вы говорили, у кого душа лежит ближе к ребенку.

— Понятно. Иначе говоря, речь идет о наличии или отсутствии биологической и духовной любви, со­гласен. Только этот фактор нужно обязательно соот­носить с возрастом ребенка.

И последний фактор «возможность создания ре­бенку условий для воспитания и развития» вполне очевидец и в комментарии не нуждается. Единствен­но, о чем в связи с этим фактором нужно сказать — это о его удельном весе по сравнению с остальными факторами. Например, мать духовно очень близка к ребенку, но у нее материальные условия хуже, чем у отца ребенка. Как быть? А вот так: если под «материальньпми условиями» имеется в виду высокая зар­плата, то это смело можно приравнять к биологиче­ской любви; а вот если «материальные условия» — это отдельная комната для ребенка, с собственным столом, компьютером, книжными полками, забиты­ми нужной ребенку литературой, можно смело при­равнивать в любви духовной. Принцип: на что направлены материальные блага — на развитие тела 13-летне1го подростка (икра на столе каждый день) или на развитие его души (есть возможность у дан­ного родителя нанять репетиторов, других специали­стов...). О душе или о теле ребенка забота — вот во­прос, подлежащий решению в суде в первую и в по­следнюю очередь.

 

Заключение

Обычно «Заключение» в книгах подобного рода строится как резюме, как краткое повторение всего изложенного в книге. Ваш автор отступает от этой традиции, ибо для него важнее не повторение своих собственных слов и идей, а мнение его читателей.

Мнение тех уважаемых судей, которые уже бывали на лекциях Вашего покорного слуги, автор предста­вить себе в целом может, ибо в ходе жарких дискуссий по тем или иным обсуждаемым на лекциях пробле­мам, высказывая поначалу диаметрально противопо­ложные позиции, мы медленно, но верно приближа­лись к общему практическому знаменателю, пред­ставленному психологической наукой.

Другое дело — те из моих читателей, кто впервые сталкивается с подобной не совсем обычной для юри­стов формой обучения— не лекцией-монологом, а лекцией-диалогом, которую и лекцией-то можно на­звать лишь за формальные признаки. Но если там, в аудитории Академии, Ваш покорный слуга мог еще и еще раз отвечать на возражения, приводить все но­вые аргументы в пользу более эффективного способа профессиональной деятельности судьи (отстаивая по­зиции психологической науки — судебной психоло­гии), то в этой книге такая возможность была не все­гда (хотя автор и старался представить большинство аргументов его слушателей).

Вот почему вместо резюме-заключения Вы читае­те сейчас своеобразное письмо читателю. А чтобы об­ратная связь была реальной. Ваш покорный слуга презентует Вам, уважаемый мой читатель — пока незнакомый мне судья, свою визитную карточку (что обычно и делается при первом знакомстве):

 

И не только с надеждой на возможную ответную реакцию после прочтения этой книги, но и с пожела­ниями (как автор всегда делает, завершая цикл лек­ций) своим читателям преодоления всех трудностей в одной из самых стрессогенных и проблемных с точки зрения психологии профессий — профессии судьи.

Успехов Вам и удач!

И пусть у Вас все будет хорошо.

Ваш автор

Панасюк А. Ю.

Судебная психология: Избранные лекции. — М.: Норма, 2007. — 160 с.: ил.

ISBN 5-468-00007-5

В издании представлены лекции, которые про­фессор А. Ю. Панасюк читает в течение последних 15 лет в Российской правовой академии и Россий­ской академии правосудия в авторском курсе «Пси­хология профессиональной коммуникации судьи». В ходе диалога с судьями автор показывает пути ре­шения тех психологических проблем, с которыми судьи сталкиваются в зале судебного заседания, у себя в кабинете во время приема граждан, при об­щении с персоналом суда.

Для судей, кандидатов в судьи, студентов юриди­ческих вузов и всех интересующихся вопросами профессиональной коммуникации.

 

Содержание

Введение.........................................................……………………………………………………………........ 7

Часть 1. Психология на службе у судья

Лекция 1. «Судебная психология» и «юридическая психология»: соотношение понятий........……………9

1.1. Юридическая психология: структура, цели и задачи..........................…………………………………... 9

1.2. Судебная психология:

основные направления, структура, роль психологии в судебной практике..........…………………………11

Лекция 2. Знание психики человека — основа профессиональной деятельности судьи.....……………....14

2.1. Чтобы жить долго и счастливо.....................…………………………………………………………….. 14

2.2. Чему научит «эта» психология....................……………………………………………………………... 19

2.3. Обойдемся и без пуда соли...........................…………………………………………………………….. 20

2.4. Основные выводы......................................……………………………………………………………….. 24

Часть 2. Судья в зале судебного заседания

Лекция 3. Следовать ли судье заповеди «не судите, да не судимы будете»?.........……………………….. 25

Лекция 4. Судить по совести или по закону?...........………………………………………………………… 34

Лекция 5. Судья и конфликты в заседании: как выйти достойно?............................……………………… 41

Лекция 6. «Презумпция виновности» в системе профессиональных установок судей.........…………….. 54

6.1. Судебная реформа, правовое сознание и обвинительный уклон...............................…………………. 54

6.2. Взгляд на феномен «обвинительный уклон» глазами судьи.........…………………………………….. 55

6.3. Экспериментальное измерение обвинительного уклона...............................………………………….. 57

6.4. Структура профессиональных установок судей (иерархия ценностей).........................……………… 60

6.5. Сопоставление установок судей с установками прокуроров и адвокатов.........……………………… 65

6.6. Обвинительный уклон у судей: «норма» или «патология»?..........................…………………………. 67

Лекция 7. Величать ли подсудимого по имени-отчеству?………………………………………………….. 73

7.1. Есть ли проблема?......................................……………………………………………………………….. 73

7.2. О психологическом приеме «Имя собственное»………………………………………………………... 74

7.3. Зачем людей располагают к себе?.................……………………………………………………………. 83

7.4. Какие «процессуальные фигуры» можно называть по имени-отчеству?.............…………………….. 86

7.5. Каков к.п.д.. Ваша честь?...........................………………………………………………………………. 91

Лекция 8. Кому передать на воспитание ребенка? (Об одном стереотипе судебных решений).………... 93

Часть 3. Судья вне зала судебного заседания

Лекция 9. Учимся определять особенности характера человека по его внешнему виду (габитусу)…… 103

9.1. Преамбула.................................................………………………………………………………………. 104

9.2. Психофизиогномика — наука о связи конституции человека с особенностями его психики.......................………………………………………………………………………………………………………105

9.2.1. Связь особенностей роста с особенностями психики человека......................................………….. 105

9.2.2. О каких особенностях психики Вам расскажет полнота человека.......................................………..111

9.2.3. Психологическая интерпретация осанки......………………………………………………………… 114

9.2.4. Выбираем тактики поведения..................…………………………………………………………….. 118

9.3. Психологическая наука о связи свойств психики человека с выбираемой им прической …………..119

9.4. Характер одежды собеседника и особенности его психики ........................…………………………….. 126

9.4.1. Одежда как критерий оценки принадлежности к определенной социальной группе.............…… 127

9.4.2. Одежда как критерий отношения к данной встрече.......................................………………………. 131

Лекция 10. Прием граждан по жалобам.................………......................................………………………. 138

10.1. Вырабатываем стратегию поведения..........………….....................................………………………..138

10.2. Тактика поведения на приеме...................…………….....................................………………………..144

10.2.1. «Перо и бумага»......................................…………........................................………………………. 144

10.2.2. Селекция жалоб.....................................……………......................................………………………. 149

10.2.3. Удовлетворить жалобу или удовлетворить посетителя? …...………............................................... 153

Заключение …………..........................................................….....................................………………………. 158


Введение.

Среди многообразия средств реализации функций судьи одним из основных является коммуникация — общение судьи с разными категориями людей. Невоз­можно представить себе деятельность судьи (во всем многообразии ее форм) без общения, которое являет­ся и инструментом воздействия на людей, и инстру­ментом получения или передачи информации, что и составляет основные цели коммуникации судьи.

Отсюда эффективность профессиональной дея­тельности судьи определяется — не в последнюю очередь — и эффективностью общения судьи с теми или иными участниками судебного разбирательства, с посетителями, коллегами и другими официальны­ми лицами.

В свою очередь эффективность коммуникации, безусловно, определяется знаниями об определенных коммуникативных приемах и умениями владеть ими. И именно этому посвящены многие из представлен­ных здесь лекций.

С другой стороны, даже блестящее владение прие­мами общения будет не очень эффективным, если су­дья не разбирается в людях, не знает в каждом кон­кретном случае, с кем он имеет дело, что за человек перед ним, какова система его ценностей, каковы особенности его характера, его темперамента. Ибо, чтобы эффективно управлять каким-либо объектом, в том числе и человеком, необходимо знать этот объ­ект, а применительно к человеку — необходимо рас­полагать психодиагностической информацией о его Менталитете. Конечно, можно было бы обратиться к психологам-тестологам, но не всегда такая возмож­ность имеется. Есть более простой путь — путь овладения элементами дистанционной психологической диагностики. Одна из представленных здесь лекций посвящена описанию некоторых психотехник опре­деления менталитета по габитусу — элементам внешнего вида человека.

С сожалением следует констатировать, что в стандартизированном курсе «Юридической психоло­гии» пока еще нет места ни описанию психотехно­логий и психотехник профессиональной коммуника­ции (конкретных приемов формирования аттрак­ции, конкретных приемов воздействия), ни тем более психотехникам дистанционной'диагностики.

Именно поэтому автор из всего курса выбрал именно эти лекции, полагая, что другие проблемы читатель изучал или будет изучать в стандартизиро­ванном курсе. Отсюда, данный сборник лекций не претендует на охват всех теоретических и практиче­ских аспектов судебной психологии.

Поэтому, включив в первую часть две теоретиче­ские лекции — о структуре судебной психологии и о роли психологии в профессиональной деятельности, автор во второй и третьей части сосредоточил свое внимание на решении сугубо практических проблем, с которыми судьи сталкиваются либо в зале судебно­го заседания, либо в собственном кабинете. Проводя психологические консультации судей, автор не пона­слышке знает об этих проблемах, равно как и о ре­зультативности их решения с помощью достижений современной психологической науки — как отечест­венной, так и зарубежной. И подобная консультаци­онная практика явилась фундаментом для разработ­ки многих представленных здесь лекций для судей.

В лекциях использованы фрагменты диалогов ав­тора со слушателями Российской академии правосу­дия и Российской правовой академии.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.092 с.