Тема урока : . Части речи. Имя существительное. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Тема урока : . Части речи. Имя существительное.

2020-12-08 246
Тема урока : . Части речи. Имя существительное. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема урока:. Части речи. Имя существительное.

Цель урока

· вспомнить и повторить основные теоретические сведения об имени существительном как о части речи;

· расширить знания об имени существительном;

                              Ход урока

Организационный момент.

. Дайте определение имени существительного. Запишите определения в тетрадь.

По значению существительные делятся на 4 группы:

1.Конкретные.Улица.Общежитие.Друзья.

2.Отвлеченные.Радость.Волнение.Смелость.

3.Вещественные.Мел.Бумага.Принтер.

4.Собирательные.Молодежь.Студенчество.Правительство.

Постоянные признаки существительных.

(Конкретные, отвлеченные, собирательные, вещественные; Собственные (нарицательные, одушевленные/неодушевленные),род.

Непостоянные признаки: число,падеж,

Нарицательные существительные являются обобщёнными названиями однородных предметов: кукла, солист, собака, планета, теплоход, произведение, балет, восстание.

Собственные существительные – это названия отдельных единичных в своём классе предметов: Мальвина, Фёдор Шаляпин, Каштанка, Сибирь, Сатурн, «Борис Годунов», «Лебединое озеро».

Конкретные существительные обозначают предметы, которые существуют в виде отдельных экземпляров или особей: Деревня, крестьянин, леопард, гладиолусы, удар, ножницы, сани, духи, жемчужина, снежинка.

К неконкретным существительным относят отвлечённые, вещественные и собирательные существительные: смелость, борьба, вязание, сметана, золото, пшеница, пролетариат, березняк, комарьё.

Одушевлённые существительные являются названиями лиц и животных: друг, сын, Всеволод, дежурный, водяной, баба-Яга, кошка, журавли, скворец, паучок.

Неодушевлённые существительные обозначают названия предметов и явления реальной действительности, не причисляемые к живым существам: лиственница, степь, растения, студенчество, народ, детвора.

Какие существительные не имеют множественного числа? (собирательные существительные)

Какого рода бывают существительные? Муж.р.,жен.р,общий род.

Существительных общего рода:умница,зазнайка,неряха,растяпа.

 Несклоняемые существительные распределяются по родам следующим образом:

Название лиц мужского пола,животных и птиц относятся к муж.р. Маэстро,какаду.

Название лиц женского пола относятся к жен.р. Мадам,мисс.

Названия неодушевленных предметов  относятся к сред.р. Пальто,кино.Исключение- кофе (муж.р).Черный кофе..

Род географических названий определяется по нарицательному существительному.Сочи- это город(муж.р.).Следовательно,Сочи – муж.р. Миссури – река(женг.р.).Миссури – жен.р.

Как определить род аббревиатур? По опорному слову. УЗИ -ультразвуковое исследование.Исследование – опорное слово среднего рода,следовательно,УЗИ -сред. рода.

Существительные,называющие лицо по профессии,,относятся к муж.р.Директор Петров.Директор Петрова.

В им.п.возможно сочетание с прилагательными,местоимениями и глаголами жен.р.Наш участковый врач Янин принимал в другом кабинете.Наша участковый врач Янина принимала в другом кабинете.

Закрепление изученного материала.

 Схема морфологического разбора имени существительного:

1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.

2. Начальная форма (существительное в именительном падеже, единственного числа).

3. Постоянные признаки:

собственное или нарицательное;

· одушевленное или неодушевленное;род (если существительное в предложении стоит во множественном числе, то род определяется по его начальной форме; если существительное имеет форму только множественного числа, то и рода оно не имеет);

· склонение;

4. Непостоянные признаки:

· число;

· падеж;

5. Каким членом предложения (главным или второстепенным, каким именно) является..

Закрепление изученного материала.

* Сделайте морфологический разбор существительных в данном предложении..

 

Большая серая птица села на ветку клена в саду.

*   Согласуйте определения с географическими названиями.

1. Красив... Сочи (город).
2. Мелководн... Сочи (река).
3. Живописи... Сухуми.
4. Высок... Арарат.
5. Знойн... Гоби.
6. Далек... Капри.

 

Упражнение 2.

Согласуйте в формах рода определения и сказуемые с несклоняемыми существительными, обозначающими людей.

1. Наш... гид Манана,наконец,сделал…паузу.
2. Импресарио опоздал... на представление.
3. Мо... визави всю дорогу спал...
4. Мне нравится тво... протеже, на экзамене Вера получила пятерку!
5. Светило блестяще прове... хирургическую операцию.
6. Владимир Красное Солнышко пирова... в своем тереме.
7. Ваня — неисправим... кривляка.
8. На этот раз Виктор, всегда так... скромненьк... тихоня, возмутился и закричал.
9. Кюре суме... всех утешить после похорон бедного фермера.
10. Извести... всему миру контральто сегодня вечером был... не в голосе.

 

Упражнение 3.

Постройте предложения со следующими словами, показывая с помощью согласования, что они относятся то к мальчикам, то к девочкам. Например: Моя подруга такая чистюля. Этот малыш такой грязнуля.

Егоза, неряха, умница, сладкоежка, тупица, коллега, глава, беби, денди, леди, инкогнито, конферансье.

 

Упражнение 6. Выбрать правильную форму существительного.

Входные билеты в кино проверяли (билетёры – билетёрши). 2. Почётное звание получил(а) (учитель – учительница) г. Шахты Анна Дмитриевна Апраксина. 3. Моя племянница работает (секретарём – секретаршей) в заводском управлении. 4. Всех поразил(а) своим результатом (пловец – пловчиха) Мария Виноградова. 5. В судебном процессе участвуют судья Андреева, прокурор(ша) Клевцова, адвокат(ша) Веселова. 6. Пригласите на совещание заведующ(его/ую) пятым сектором Галанину. 7. Задержанн(ый/ая) Галкина соглас(ен/на) дать показания.

 

Домашнее задание.

Выполните тестовые задания.

1. В каком варианте род существительных указан неправильно?

А) шимпанзе (м. р.) В) кафе (ср. р.)

Б) ООН (м. р.) Г) атташе (м. р.)

 

Урок №2

Тема урока: Имя прилагательное.

Цель урока: Повторение и систематизация изученного о прилагательном;

Совершенствование орфографических навыков;

Ход урока.

Запишите тему урока. Ознакомьтесь с целью урока.

Выучите теоретический материал. Законспектируйте.

1 Прилагательное – знаменательная часть речи,которая выражает признак предметаи отвечает на вопросы какой?какая?какое?какие?

Начальная форма прилагательного – муж.р.,ед.ч.,Им.п.

Закрепление знаний.

1.Запишите примеры. Выделите суффиксы -к- или-ск-

Близ.ий, сосед.ий, совет.ий, рез.ий, немец.ий, горняц.ий, француз.ий, уз.ий, казах.ий, ткац.ий, скольз.ий, турист.ий, киргиз.ий, матрос.ий, дерз.ий, одес.ий, узбек.ий, углич.ий.

 

Тема урока:. Части речи. Имя существительное.

Цель урока

· вспомнить и повторить основные теоретические сведения об имени существительном как о части речи;

· расширить знания об имени существительном;

                              Ход урока

Организационный момент.

. Дайте определение имени существительного. Запишите определения в тетрадь.

По значению существительные делятся на 4 группы:

1.Конкретные.Улица.Общежитие.Друзья.

2.Отвлеченные.Радость.Волнение.Смелость.

3.Вещественные.Мел.Бумага.Принтер.

4.Собирательные.Молодежь.Студенчество.Правительство.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.