Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2020-11-19 | 173 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ДВЕ НЕДЕЛИ В ЛАГЕРЕ ЗДОРОВЬЯ
(Рабочая программа (курс) внеурочной деятельности и
методические рекомендации к ней)
Тема РИП: «ФОРМИРОВАНИЕ АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ
УЧАЩИХСЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»
Учителя начальных классов:
Грешкова Наталья Михайловна,
Медведева Наталья Станиславовна
Зам. директора по НМР: Батырова А.Е.
Научный руководитель: Лукьянова М.И.,
доктор педагогических наук, профессор,
зав. кафедрой менеджмента и образовательных
технологий УлГПУ им. И.Н. Ульянова
Ульяновск, 2020
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная запискА | 3 |
1.1Концептуальные основы рабочей программы | 3 |
1.2Ожидаемые результаты рабочей программы | 5 |
1.3Общая характеристика рабочей программы | 5 |
1.4Формы и методы реализации рабочей программы | 6 |
1.5Специфика рабочей программы | 7 |
1.6Учебно-методическое обеспечение рабочей программы | 7 |
1.7Определение результативности рабочей программы | 8 |
2. содержание Программы | 10 |
2.1Общее содержание Программы | 10 |
2.2Тематическое планирование Программы | 13 |
2.3Календарно-тематическое планирование курса с указанием форм организации занятий | 14 |
ЛИТЕРАТУРА | 17 |
Приложение 1. Анкеты для родителей и для учащихся | 18 |
Приложение 2. Зачётный лист учителя | 25 |
Приложение 3. Пословицы и поговорки о здоровом образе жизни, о здоровье, как одной из главных жизненных ценностей | 26 |
Приложение 4. Технологическая карта занятия «Напитки. Питьевой режим» | 27 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Концептуальные основы рабочей программы
Сбережение и укрепление здоровья детей – одна из острых проблем современной жизни. Она многогранна и требует усилий со стороны многих специалистов, в том числе и учителей, через внедрение системы знаний о человеке, его здоровье, способах его формирования и сохранения.
|
По статистическим данным в России резко ухудшилось состояние здоровья детей. Причины различны, самые явные – нарушение режима дня и питьевого режима, гиподинамия, нарушение норм зрительной активнорсти перед экранами. Одна из причин ухудшения состояния здоровья - это неправильное питание вредными продуктами. Неконтролируемый поток рекламы (чипсов, газированных напитков, шоколадных батончиков, всевозможных конфет) формирует неправильный стереотип питания у детей.
Качественное питание важнейшее условие высокого качества здоровья и самой жизни человека, высокого уровня его повседневной работоспособности и качественной продолжительности жизни. Питание непосредственно влияет на психофизиологическую сторону жизнедеятельности человека, прежде всего на его эмоционально-волевую сферу.
В то же время питание имеет большую социально-гигиеническую специфику, и зависит, с одной стороны, от влияния социальных условий жизни конкретного общества и семьи, а с другой — от влияния санитарно-гигиенических и экологических ограничений, присущих данному региону.
Здоровье – это акмеологический ресурс личности, позволяющий человеку реализовывать себя в любой деятельности и быть активным. С точки зрения акмеологии – необходимо не только сохранить телесное и психическое здоровье детей, как наиболее желаемое, совершенное, оптимальное для каждого человека состояние, но и научить ценить здоровье как условие работоспособности, физического и духовного благополучия в настоящем и будущем. Это достигается в том числе, через формирование навыков здорового образа жизни и организацию правильного питания и питьевого режима.
В начальной школе закладывается основа отношений человека с окружающим миром, начинает просыпаться интерес к своему организму. Младшим школьникам свойственна высокая активность в познании окружающего мира. Поэтому, имеется реальная возможность привлечь внимание ребёнка к укреплению и сохранению его здоровья.
|
Школьнику довольно сложно понять, почему нужно заботиться о своём здоровье, если у него и так «всё в порядке» и «ничего не болит». Зачем делать зарядку, соблюдать режим питания, закаляться, если нет проблем со здоровьем?
Если же здоровье рассматривается как условие для реализации актуальных, значимых для ребёнка целей и задач, как важный фактор счастливой и успешной жизни, то у ребёнка формируются личностная оценка, понимание роли заботы о здоровье.
Это доказывает актуальность и значимость специального обучения школьников основам правильного питания.
Курс «Две недели в лагере здоровья» является продолжением, вторым из трёх курсов программы «Разговор о правильном питании». В целом программа является перспективной, так как представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на три года обучения. В то же время тематика курса может быть продолжена в среднем звене школы, либо как курс внеурочной деятельности, либо как часть общеобразовательных программ по биологии.
Цель: формирование основ здорового образа жизни и культуры питания как условия физического и духовного благополучия и успешного развития учащегося в настоящем и будущем.
Задачи программы:
1. Расширение знаний детей о правилах здорового образа жизни, формирование готовности соблюдать эти правила;
2. Создание условий для формирования навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни;
3. Пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
4. Просвещение родителей в вопросах организации правильного питания и здорового образа детей младшего школьного возраста;
5. Создание условий для формирования личностной позиции учащихся по сохранению и укреплению здоровья, как основы акмеологической позиции учащихся, а именно формирования ответственного отношения к своему здоровью, начальных навыков самоорганизации и самоконтроля при поддержке родителей, осознания учащимися и их родителями социальной значимости их здоровья.
|
Программа «Две недели в лагере здоровья » построена в соответствии со следующими принципами:
· научная обоснованность и практическая целесообразность;
· возрастная адекватность;
· необходимость и достаточность информации;
· модульность программы;
· динамическое развитие и системность;
· вовлеченность семьи и реализацию программы;
· культурологическая сообразность – в содержании программы отражены исторически сложившиеся традиции питания, являющиеся частью культуры народов России и других стран 4
· оценка качества образования ученика с позиций такого интегрального критерия жизненных сил человека как здоровье.
Специфика рабочей программы
Общая социально-педагогическая направленность программы выражается в формировании знаний о здоровом питания и навыков рационального использования правил и режима питания и здорового образа жизни в семье и в школе.
Ярко выраженной акмеологической характеристикой программы является задача формирования личностной позиции учащихся по сохранению и укреплению здоровья, готовности соблюдать правила здорового питания и здорового образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью, начальных навыков самоорганизации и самоконтроля при поддержке родителей, для осознания учащимися и их родителями социальной значимости их здоровья. Это основа формируемой в начальном звене акмеологической позиции учащихся.
Акмеологичность программы выражается не только в концептуальных её основах, но и в содержании, а также выборе методов и форм организации занятий. Поддержкой задачи формирования готовности соблюдать правила здорового питания и здорового образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью, начальных навыков самоорганизации и самоконтроля служат все темы Программы, но наиболее акмеологически направленными можно назвать такие темы как:
- Давай познакомимся!
- Основные группы питательных веществ.
- Здоровье в порядке –спасибо зарядке!
|
- Закаляйся!
- Роль питания и физической активности для здоровья человека.
- Основные правила гигиены на кухне. Принципы устройства кухни.
- Флора нашего края, её богатства и разнообразие.
- Роль воды в работе человеческого организма.
- Питьевой режим.
- Спортивные достижения страны.
- Роль личной ответственности за свое здоровье.
- Правила здорового образа жизни.
Акмеологически ориентированная программа реализуется посредством активных методом и форм организации занятий. Наиболее актуальными с точки зрения акмеологии являются в данном случае частично-поисковый метод (как основа проектного метода), проблемный или кейс-стади метод (как основа работы с текстом).
Поддержка родителей, осознание ими важности и необходимости проводимой педагогом работы — непременное условие для успешной реализации задач программы.
Программа «Две недели в лагере здоровья » строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком. Делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому выполнению заданий.
Учебно-методическое обеспечение рабочей программы
- Рабочие тетради для учащихся;
- Методическое пособие для учителя;
- Буклеты для родителей;
- Плакаты.
ЛИТЕРАТУРА
1. Безруких М. М. Возрастная физиология (физиология развития ребенка) [Текст] / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. - 2003.
2. Безруких М. М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Две недели в лагере здоровья [Текст] / Рабочая тетрадь для школьников. – М.: Nestle, 2019.
3. Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Две недели в лагере здоровья [Текст] / Методическое пособие для учителя. – М.: Абрис, 2019.
4. Горобец Т.Н. Акмеологические аспекты здоровья человека. [Электронный ресурс] / НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА «КИБЕРЛЕНИНКА» - https://cyberleninka.ru/article/n/akmeologicheskie-aspekty-zdorovya-cheloveka - дата доступа 23.04.2020.
5. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения)
6. Казаков Ю.Н. ЗДОРОВЬЕ – ПРОДУКТ АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА САМОСТИ В СИСТЕМЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ [Электронный ресурс] / Электронный журнал АКМЕОЛОГИЯ. - Издательство: Научно-исследовательский институт школьных технологий. Москва. ISSN: 2072-7577 // © 2000-2020 ООО НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА - https://elibrary.ru/item.asp?id=18051946 – дата доступа 23.04.2020.
7. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)
8. Лапицкая Е. М. Физкультура для детей [Текст] / Е. М. Лапицкая; под ред.: М. М. Безруких - М.: Эксмо, 2009. - 176 с.
|
9. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)
10. Степанов В. Русские пословицы и поговорки от А до Я [Текст]: словарь – игра. – М., АСТ – ПРЕСС, 1998г.
1.
Приложение 1. Анкеты для родителей и для учащихся
Анкета для родителей №1
Анкета проводится в рамках беседы с родителями, является основой для разговора о здоровом питании и проводится два раза в год – в начале и конце года. В начале года ответы на вопросы анкеты помогут выявить проблемы или «точки здоровья» в семьях, в конце года анкета станет основой для выявления результатов программы.
В таблице напротив вопросов выберите и обведите наиболее подходящий для вашего ребёнка ответ.
1. | Мой ребёнок питается в день | 2 раза | 3 раза | 4 раза | 5 раз и более |
2. | Мой ребёнок завтракает | Да | Чаще всего да | Нет | В основном нет |
3. | Мой ребёнок ужинает | Перед сном | За один час до сна | За два часа до сна | Не ужинает |
4. | Мой ребёнок часто ест | каши | яйца | молочную пищу | конфеты |
жирную пищу | жареную пищу | белый хлеб, булочки, пироги, печенье | соленья | ||
5. | Мой ребёнок употребляет молоко, йогурт, кефир в день | 1 раз | 2 раза | 3 раза | |
6. | Мой ребёнок за один день съедает ___ видов свежих овощей | 1 вид | 2 вида | 3 вида | 3 и более видов |
7. | Мой ребёнок часто пьет … | газированные напитки | соки | молоко / кефир | воду |
минеральную воду | чай | кофе | компот | ||
8. | Считаете ли Вы, что пища, которую употребляет Ваш ребенок, разнообразна, богата белками, углеводами, минеральными веществами, витаминами, полезна для здоровья? | Да | Чаще всего да | Нет | В основном нет |
9. | Каков, по Вашему мнению, вес Вашего ребенка? | нормальный | недостаточный | избыточный |
Анкета для родителей №2
1. Укажите, пожалуйста, пол Вашего ребенка: мужской / женский
2. Укажите месяц и год рождения ребенка ________________________
3. Каков состав вашей семьи (включая ребенка):
2 человека | 4 человека |
3 человека | больше четырех |
4. Во сколько часов ребенок обычно уходит в школу _______________
5. Во сколько часов ребенок обычно приходит из школы ______
6. Занимается ли Ваш ребенок дополнительно (отметьте нужное):
- в спортивной секции | - в танцевальном кружке |
- в музыкальной/художественной школе | - в кружке «рукоделия» |
- в кружке робототехники | - другое |
7. Сколько дней в неделю Ваш ребенок посещает эти занятия ________
8. Ваш ребенок (отметьте нужное):
завтракает | каждый день | почти каждый день | от случая к случаю | не завтракает |
обедает | каждый день | почти каждый день | от случая к случаю | не обедает |
ест полдник | каждый день | почти каждый день | от случая к случаю | не ест полдник |
ужинает | каждый день | почти каждый день | от случая к случаю | не ужинает |
9. Ваш ребенок
завтракает | всегда в одно и то же время (укажите время _________) | часто в одно и то же время (укажите время _________) | зависит от обстоятельств |
обедает | всегда в одно и то же время (укажите время _________) | часто в одно и то же время (укажите время _________) | зависит от обстоятельств |
ест полдник | всегда в одно и то же время (укажите время _________) | часто в одно и то же время (укажите время _________) | зависит от обстоятельств |
ужинает | всегда в одно и то же время (укажите время _________) | часто в одно и то же время (укажите время _________) | зависит от обстоятельств |
10. Обычно Ваш ребенок:
завтракает | дома | в школе | по дороге |
обедает | дома | в школе | по дороге |
ест полдник | дома | в школе | по дороге |
ужинает | дома | в школе | по дороге |
11. Обычно Ваш ребенок:
завтракает | с аппетитом | без принуждения и без удовольствия | не хочет есть | зависит от обстоятельств |
обедает | с аппетитом | без принуждения и без удовольствия | не хочет есть | зависит от обстоятельств |
ест полдник | с аппетитом | без принуждения и без удовольствия | не хочет есть | зависит от обстоятельств |
ужинает | с аппетитом | без принуждения и без удовольствия | не хочет есть | зависит от обстоятельств |
12. Просит ли ребенок есть, между основными приемами пиши
да, постоянно | довольно часто | иногда | не просит |
13. Укажите, пожалуйста, что обычно ест Ваш ребенок
на завтрак | |
на обед | |
на полдник | |
на ужин |
14. Оцените, пожалуйста, соблюдение Вашим ребенком правил гигиены (мытье рук перед едой):
- без напоминаний всегда моет руки перед едой
- знает о необходимости мытья рук, но, иногда забывает об этом
- знает о необходимости мытья рук, но, часто забывает об этом
15. Охотно ли ест Ваш ребенок салаты
да, охотно | ест, но не очень охотно | салаты ему не нравятся |
16. Охотно ли Ваш ребенок ест супы
да, очень охотно | не очень охотно | супы ему не нравятся |
17. Оцените предпочтения Вашего ребенка в напитках, выбрав и проставив баллы от 10 — до 0 (самый любимый напиток - 10 баллов)
молоко | газированные напитки (пепси, кола) | соки | чай | компот | минеральная вода |
18. Оцените, пожалуйста, предпочтения Вашего ребенка в отношении следующих видов продуктов, проставив баллы от 10 до 0 (самый любимый из продуктов- 10 баллов)
- фрукты | |
- мороженое | |
- чипсы | |
- шоколад | |
- каши | |
- продукты из молока (творожки, суфле и т.д.) | |
- мед | |
- варенье | |
- пирожное |
19. С какими проблемами в организации питания ребенка Вы сталкиваетесь:
- отсутствие аппетита у ребенка
- трудности с организацией регулярного питания
- недостаток средств для того, чтобы организовать полноценное сбалансированное питание ребенка
- недостаточность информации о том, как организовать правильное питание
- ребенку не нравятся многие полезные продукты
- другое (укажите что) ___________________________________________
20. Вы узнали о программе (отметьте нужное):
из рассказов ребёнка | родительских собраний | телевидения |
21. Прочитайте разнообразные мнения о программе «Две недели в лагере здоровья». Выберите среди них три самых важных и подчеркните.
необходима | увлекательна | бесполезна |
эффективна | нейтральна | познавательна |
Едите ли Вы на ночь?
1) стакан кефира или молока,
2) молочную кашу или чай с печеньем (бутербродом),
3) мясо (колбасу) с гарниром.
Какой хлеб предпочитаете?
1) хлеб ржаной или с отрубями 2) серый хлеб
3) из муки высшего сорта.
10. Рыбные блюда в рацион входят:
1) 2 и более раз в неделю 2) 1-2 раза в месяц 3) не употребляю.
Любите ли сладости?
1) употребляю умеренно,
2) пирожные, печенье, мороженое употребляю часто,
3) могу сразу съесть 0,5 кг конфет.
14. Отдаёте чаще предпочтение:
1) постной, варёной или паровой пище,
2) жареной и жирной пище,
3) маринованной, копчёной.
Зачётный лист учителя
№ п/п | Ф.И. учащегося | Дата проведения занятия | Тема занятия | Показатели оценки эффективности | ||
степень помощи, которую оказывает учитель | поведение учащихся на занятиях | повышение успеваемости | ||||
1… | ||||||
25 |
Приложение 3.
ДВЕ НЕДЕЛИ В ЛАГЕРЕ ЗДОРОВЬЯ
(Рабочая программа (курс) внеурочной деятельности и
методические рекомендации к ней)
Тема РИП: «ФОРМИРОВАНИЕ АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ
УЧАЩИХСЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»
Учителя начальных классов:
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!