Две недели в лагере здоровья — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Две недели в лагере здоровья

2020-11-19 173
Две недели в лагере здоровья 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ДВЕ НЕДЕЛИ В ЛАГЕРЕ ЗДОРОВЬЯ

(Рабочая программа (курс) внеурочной деятельности и

 методические рекомендации к ней)

 

 

Тема РИП: «ФОРМИРОВАНИЕ АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ

УЧАЩИХСЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

 

Учителя начальных классов:

Грешкова Наталья Михайловна,

Медведева Наталья Станиславовна

 

Зам. директора по НМР: Батырова А.Е.

 

Научный руководитель: Лукьянова М.И.,

доктор педагогических наук, профессор,

зав. кафедрой менеджмента и образовательных

технологий УлГПУ им. И.Н. Ульянова

 

 

Ульяновск, 2020

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная запискА 3
1.1Концептуальные основы рабочей программы 3
1.2Ожидаемые результаты рабочей программы 5
1.3Общая характеристика рабочей программы 5
1.4Формы и методы реализации рабочей программы 6
1.5Специфика рабочей программы 7
1.6Учебно-методическое обеспечение рабочей программы 7
1.7Определение результативности рабочей программы 8
2. содержание Программы 10
2.1Общее содержание Программы 10
2.2Тематическое планирование Программы 13
2.3Календарно-тематическое планирование курса с указанием форм организации занятий 14
ЛИТЕРАТУРА 17
Приложение 1. Анкеты для родителей и для учащихся 18
Приложение 2. Зачётный лист учителя 25
Приложение 3. Пословицы и поговорки о здоровом образе жизни, о здоровье, как одной из главных жизненных ценностей 26
Приложение 4. Технологическая карта занятия «Напитки. Питьевой режим» 27

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

1.1. Концептуальные основы рабочей программы

 

Сбережение и укрепление здоровья детей – одна из острых проблем современной жизни. Она многогранна и требует усилий со стороны многих специалистов, в том числе и учителей, через внедрение системы знаний о человеке, его здоровье, способах его формирования и сохранения.

По статистическим данным в России резко ухудшилось состояние здоровья детей. Причины различны, самые явные – нарушение режима дня и питьевого режима, гиподинамия, нарушение норм зрительной активнорсти перед экранами. Одна из причин ухудшения состояния здоровья - это неправильное питание вредными продуктами. Неконтролируемый поток рекламы (чипсов, газированных напитков, шоколадных батончиков, всевозможных конфет) формирует неправильный стереотип питания у детей.

Качественное питание важнейшее условие высокого качества здоровья и самой жизни человека, высокого уровня его повседневной работоспособности и качественной продолжительности жизни. Питание непосредственно влияет на психофизиологическую сторону жизнедеятельности человека, прежде всего на его эмоционально-волевую сферу.

В то же время питание имеет большую социально-гигиеническую специфику, и зависит, с одной стороны, от влияния социальных условий жизни конкретного общества и семьи, а с другой — от влияния санитарно-гигиенических и экологических ограничений, присущих данному региону.

Здоровье – это акмеологический ресурс личности, позволяющий человеку реализовывать себя в любой деятельности и быть активным. С точки зрения акмеологии – необходимо не только сохранить телесное и психическое здоровье детей, как наиболее желаемое, совершенное, оптимальное для каждого человека состояние, но и научить ценить здоровье как условие работоспособности, физического и духовного благополучия в настоящем и будущем. Это достигается в том числе, через формирование навыков здорового образа жизни и организацию правильного питания и питьевого режима.

В начальной школе закладывается основа отношений человека с окружающим миром, начинает просыпаться интерес к своему организму. Младшим школьникам свойственна высокая активность в познании окружающего мира. Поэтому, имеется реальная возможность привлечь внимание ребёнка к укреплению и сохранению его здоровья.

Школьнику довольно сложно понять, почему нужно заботиться о своём здоровье, если у него и так «всё в порядке» и «ничего не болит». Зачем делать зарядку, соблюдать режим питания, закаляться, если нет проблем со здоровьем?

Если же здоровье рассматривается как условие для реализации актуальных, значимых для ребёнка целей и задач, как важный фактор счастливой и успешной жизни, то у ребёнка формируются личностная оценка, понимание роли заботы о здоровье.

Это доказывает актуальность и значимость специального обучения школьников основам правильного питания.

Курс «Две недели в лагере здоровья» является продолжением, вторым из трёх курсов программы «Разговор о правильном питании». В целом программа является перспективной, так как представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на три года обучения. В то же время тематика курса может быть продолжена в среднем звене школы, либо как курс внеурочной деятельности, либо как часть общеобразовательных программ по биологии.

 

Цель: формирование основ здорового образа жизни и культуры питания как условия физического и духовного благополучия и успешного развития учащегося в настоящем и будущем.

 

Задачи программы:

1. Расширение знаний детей о правилах здорового образа жизни, формирование готовности соблюдать эти правила;

2. Создание условий для формирования навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни;

3. Пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;

4. Просвещение родителей в вопросах организации правильного питания и здорового образа детей младшего школьного возраста;

5. Создание условий для формирования личностной позиции учащихся по сохранению и укреплению здоровья, как основы акмеологической позиции учащихся, а именно формирования ответственного отношения к своему здоровью, начальных навыков самоорганизации и самоконтроля при поддержке родителей, осознания учащимися и их родителями социальной значимости их здоровья.

 

Программа «Две недели в лагере здоровья » построена в соответствии со следующими принципами:

· научная обоснованность и практическая целесообразность;

· возрастная адекватность;

· необходимость и достаточность информации;

· модульность программы;

· динамическое развитие и системность;

· вовлеченность семьи и реализацию программы;

· культурологическая сообразность – в содержании программы отражены исторически сложившиеся традиции питания, являющиеся частью культуры народов России и других стран 4

· оценка качества образования ученика с позиций такого интегрального критерия жизненных сил человека как здоровье.

Специфика рабочей программы

 

Общая социально-педагогическая направленность программы выражается в формировании знаний о здоровом питания и навыков рационального использования правил и режима питания и здорового образа жизни в семье и в школе.

Ярко выраженной акмеологической характеристикой программы является задача формирования личностной позиции учащихся по сохранению и укреплению здоровья, готовности соблюдать правила здорового питания и здорового образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью, начальных навыков самоорганизации и самоконтроля при поддержке родителей, для осознания учащимися и их родителями социальной значимости их здоровья. Это основа формируемой в начальном звене акмеологической позиции учащихся.

Акмеологичность программы выражается не только в концептуальных её основах, но и в содержании, а также выборе методов и форм организации занятий. Поддержкой задачи формирования готовности соблюдать правила здорового питания и здорового образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью, начальных навыков самоорганизации и самоконтроля служат все темы Программы, но наиболее акмеологически направленными можно назвать такие темы как:

- Давай познакомимся!

- Основные группы питательных веществ.

- Здоровье в порядке –спасибо зарядке!

- Закаляйся!

- Роль питания и физической активности для здоровья человека.

- Основные правила гигиены на кухне. Принципы устройства кухни.

- Флора нашего края, её богатства и разнообразие.

- Роль воды в работе человеческого организма.

- Питьевой режим.

- Спортивные достижения страны.

- Роль личной ответственности за свое здоровье.

- Правила здорового образа жизни.

Акмеологически ориентированная программа реализуется посредством активных методом и форм организации занятий. Наиболее актуальными с точки зрения акмеологии являются в данном случае частично-поисковый метод (как основа проектного метода), проблемный или кейс-стади метод (как основа работы с текстом).

Поддержка родителей, осознание ими важности и необходимости проводимой педагогом работы — непременное условие для успешной реализации задач программы.

Программа «Две недели в лагере здоровья » строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком. Делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому выполнению заданий.

 

Учебно-методическое обеспечение рабочей программы

 

- Рабочие тетради для учащихся;

- Методическое пособие для учителя;

- Буклеты для родителей;

- Плакаты.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Безруких М. М. Возрастная физиология (физиология развития ребенка) [Текст] / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. - 2003.

2. Безруких М. М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Две недели в лагере здоровья [Текст] / Рабочая тетрадь для школьников. – М.: Nestle, 2019.

3. Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Две недели в лагере здоровья [Текст] / Методическое пособие для учителя. – М.: Абрис, 2019.

4. Горобец Т.Н. Акмеологические аспекты здоровья человека. [Электронный ресурс] / НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА «КИБЕРЛЕНИНКА» - https://cyberleninka.ru/article/n/akmeologicheskie-aspekty-zdorovya-cheloveka - дата доступа 23.04.2020.

5. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения)

6. Казаков Ю.Н. ЗДОРОВЬЕ – ПРОДУКТ АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА САМОСТИ В СИСТЕМЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ [Электронный ресурс] / Электронный журнал АКМЕОЛОГИЯ. - Издательство: Научно-исследовательский институт школьных технологий. Москва. ISSN: 2072-7577 // © 2000-2020 ООО НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА - https://elibrary.ru/item.asp?id=18051946 – дата доступа 23.04.2020.

7. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)

8. Лапицкая Е. М. Физкультура для детей [Текст] / Е. М. Лапицкая; под ред.: М. М. Безруких - М.: Эксмо, 2009. - 176 с.

9. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)

10. Степанов В. Русские пословицы и поговорки от А до Я [Текст]: словарь – игра. – М., АСТ – ПРЕСС, 1998г.


1.

Приложение 1. Анкеты для родителей и для учащихся

 

Анкета для родителей №1

Анкета проводится в рамках беседы с родителями, является основой для разговора о здоровом питании и проводится два раза в год – в начале и конце года. В начале года ответы на вопросы анкеты помогут выявить проблемы или «точки здоровья» в семьях, в конце года анкета станет основой для выявления результатов программы.

В таблице напротив вопросов выберите и обведите наиболее подходящий для вашего ребёнка ответ.

 

1. Мой ребёнок питается в день 2 раза 3 раза 4 раза 5 раз и более
2. Мой ребёнок завтракает Да Чаще всего да Нет В основном нет
3. Мой ребёнок ужинает Перед сном За один час до сна За два часа до сна Не ужинает

4.

Мой ребёнок часто ест

каши яйца молочную пищу конфеты
жирную пищу жареную пищу белый хлеб, булочки, пироги, печенье соленья
5. Мой ребёнок употребляет молоко, йогурт, кефир в день 1 раз 2 раза 3 раза  
6. Мой ребёнок за один день съедает ___ видов свежих овощей 1 вид 2 вида 3 вида 3 и более видов

7.

Мой ребёнок часто пьет …

газированные напитки соки молоко / кефир воду
минеральную воду чай кофе компот
8. Считаете ли Вы, что пища, которую употребляет Ваш ребенок, разнообразна, богата белками, углеводами, минеральными веществами, витаминами, полезна для здоровья? Да Чаще всего да Нет В основном нет
9. Каков, по Вашему мнению, вес Вашего ребенка? нормальный недостаточный избыточный  

 

 

Анкета для родителей №2

 

1. Укажите, пожалуйста, пол Вашего ребенка: мужской / женский

 

2. Укажите месяц и год рождения ребенка ________________________

 

3. Каков состав вашей семьи (включая ребенка):

 

2 человека 4 человека
3 человека больше четырех

 

4. Во сколько часов ребенок обычно уходит в школу _______________

 

5. Во сколько часов ребенок обычно приходит из школы ______

 

6. Занимается ли Ваш ребенок дополнительно (отметьте нужное):

 

- в спортивной секции - в танцевальном кружке
- в музыкальной/художественной школе - в кружке «рукоделия»
- в кружке робототехники - другое

 

7. Сколько дней в неделю Ваш ребенок посещает эти занятия ________

 

8. Ваш ребенок (отметьте нужное):

завтракает каждый день почти каждый день от случая к случаю не завтракает
обедает каждый день почти каждый день от случая к случаю не обедает
ест полдник каждый день почти каждый день от случая к случаю не ест полдник
ужинает каждый день почти каждый день от случая к случаю не ужинает

 

9. Ваш ребенок

завтракает всегда в одно и то же время (укажите время _________) часто в одно и то же время (укажите время _________) зависит от обстоятельств
обедает всегда в одно и то же время (укажите время _________) часто в одно и то же время (укажите время _________) зависит от обстоятельств
ест полдник всегда в одно и то же время (укажите время _________) часто в одно и то же время (укажите время _________) зависит от обстоятельств
ужинает всегда в одно и то же время (укажите время _________) часто в одно и то же время (укажите время _________) зависит от обстоятельств

10. Обычно Ваш ребенок:

 

завтракает дома в школе по дороге
обедает дома в школе по дороге
ест полдник дома в школе по дороге
ужинает дома в школе по дороге

 

11. Обычно Ваш ребенок:

 

завтракает с аппетитом без принуждения и без удовольствия не хочет есть зависит от обстоятельств
обедает с аппетитом без принуждения и без удовольствия не хочет есть зависит от обстоятельств
ест полдник с аппетитом без принуждения и без удовольствия не хочет есть зависит от обстоятельств
ужинает с аппетитом без принуждения и без удовольствия не хочет есть зависит от обстоятельств

 

12. Просит ли ребенок есть, между основными приемами пиши

 

да, постоянно довольно часто иногда не просит

 

13. Укажите, пожалуйста, что обычно ест Ваш ребенок

 

на завтрак  
на обед  
на полдник  
на ужин  

 

14. Оцените, пожалуйста, соблюдение Вашим ребенком правил гигиены (мытье рук перед едой):

- без напоминаний всегда моет руки перед едой

- знает о необходимости мытья рук, но, иногда забывает об этом

- знает о необходимости мытья рук, но, часто забывает об этом

 

15. Охотно ли ест Ваш ребенок салаты

 

да, охотно ест, но не очень охотно салаты ему не нравятся

 

16. Охотно ли Ваш ребенок ест супы

 

да, очень охотно не очень охотно супы ему не нравятся

 

17. Оцените предпочтения Вашего ребенка в напитках, выбрав и проставив баллы от 10 — до 0 (самый любимый напиток - 10 баллов)

 

молоко газированные напитки (пепси, кола) соки чай компот минеральная вода
           

 

18. Оцените, пожалуйста, предпочтения Вашего ребенка в отношении следующих видов продуктов, проставив баллы от 10 до 0 (самый любимый из продуктов- 10 баллов)

 

- фрукты  
- мороженое  
- чипсы  
- шоколад  
- каши  
- продукты из молока (творожки, суфле и т.д.)  
- мед  
- варенье  
- пирожное  

 

19. С какими проблемами в организации питания ребенка Вы сталкиваетесь:

- отсутствие аппетита у ребенка

- трудности с организацией регулярного питания

- недостаток средств для того, чтобы организовать полноценное сбалансированное питание ребенка

- недостаточность информации о том, как организовать правильное питание

- ребенку не нравятся многие полезные продукты

- другое (укажите что) ___________________________________________

 

20. Вы узнали о программе (отметьте нужное):

 

из рассказов ребёнка родительских собраний телевидения

 

21. Прочитайте разнообразные мнения о программе «Две недели в лагере здоровья». Выберите среди них три самых важных и подчеркните.

 

необходима увлекательна бесполезна
эффективна нейтральна познавательна

 

 

Едите ли Вы на ночь?

1) стакан кефира или молока,

2) молочную кашу или чай с печеньем (бутербродом),

3) мясо (колбасу) с гарниром.

 

Какой хлеб предпочитаете?

1) хлеб ржаной или с отрубями                  2) серый хлеб

3) из муки высшего сорта.

 

10. Рыбные блюда в рацион входят:

1) 2 и более раз в неделю 2) 1-2 раза в месяц  3) не употребляю.

 

Любите ли сладости?

1) употребляю умеренно,

2) пирожные, печенье, мороженое употребляю часто,

3) могу сразу съесть 0,5 кг конфет.

 

14. Отдаёте чаще предпочтение:

1) постной, варёной или паровой пище,

2) жареной и жирной пище,

3) маринованной, копчёной.

 

Зачётный лист учителя

 

п/п

Ф.И.

учащегося

Дата проведения занятия

Тема занятия

Показатели оценки эффективности

степень помощи, которую оказывает учитель поведение учащихся на занятиях повышение успеваемости
1…            
25            

 

 


 

Приложение 3.

 

ДВЕ НЕДЕЛИ В ЛАГЕРЕ ЗДОРОВЬЯ

(Рабочая программа (курс) внеурочной деятельности и

 методические рекомендации к ней)

 

 

Тема РИП: «ФОРМИРОВАНИЕ АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ

УЧАЩИХСЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

 

Учителя начальных классов:


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.112 с.