Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2020-07-03 | 250 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
МАОУ «Гимназия №23»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ «Гимназия №23 ____________Кутейникова И.Х.
«___» _______ 20___.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочных занятий по астрономии
«Вселенная далекая и близкая»
Уровень образования (класс): основное общее, 10 класс
Количество часов: 35
Учитель: Завражная Вера Николаевна
Троицк, 2019 г.
Оглавление
1. | Пояснительная записка | 3 |
2. | Учебно-тематический план | 7 |
3. | Содержание | 12 |
4. | Методическое обеспечение | 14 |
5. | Список литературы | 16 |
6. | Приложение «Календарный учебный график на 2017-2018 учебный год» | |
Пояснительная записка
Какими знаниями должен владеть современный человек? Каждый знает, что солнце утром восходит, а вечером заходит, время восхода и захода изо дня в день меняется, не удивляет нас и то, что луна бывает то тонким месяцем, то круглой. Нас не только не удивляют такие перемены, но мы можем точно сказать, когда они произойдут. Любознательный человек всегда задумывался над вопросами, как и когда образовалась наша Земля, из каких веществ состоит, каковы ее формы, размеры, масса, что было в прошлом и что происходит сейчас в ее недрах и в ее космических окрестностях. Для того, чтобы правильно сформировать умозаключения учащихся о наблюдаемых ими явлениях, дать наиболее целостное и истинное представление о мире, Вселенной, звездах, Солнце и т.д., необходимо изучать астрономию.
Общеразвивающая программа «Вселенная: далекая и близкая» имеет естественнонаучную направленность и нацелена на формирование осознанного отношения учащихся к объектам на звездном небе, имеет практическую направленность в виде творческих проектов учащихся.
|
Программа кружка призвана выработать у школьников:
· стремления к приобретению новых знаний,
· творческого отношения к делу,
· умения самостоятельно работать с дополнительной литературой, телескопом, лабораторным оборудованием,
· умения наблюдать и делать выводы,
· умения анализировать материалы наблюдений.
Отличительной особенностью данной программы является то, что особое внимание уделяется развитию практических умений и навыков учащихся. Это позволит глубже понять материал школьного курса астрономии; получить о ней представление как о науке, возникшей из практических потребностей человека и не утратившей этого значения в настоящее время.
Практические работы, включенные в программу, имеют для курса астрономии столь же важное значение, как и лабораторные работы в курсах других естественных наук. Формируемые и проверяемые в ходе выполнения практикума умения позволят учащимся:
- применять на практике различные астрономические методы;
- овладевать элементами проведения научно-исследовательской работы;
- соотносить результаты практической деятельности с теорией;
- использовать на практике межпредметные связи.
Актуальность данной программы заключается в том, что школьная программа по физике в данное время не дает возможности в полной мере уделять внимание астрономическому обучению учащихся. В тоже время, сама наука астрономия остается очень важной, неотъемлемой частью становления правильного мировоззрения учащихся. В таких условиях является необходимостью давать учащимся начальные знания по астрономии на дополнительных занятиях, кружках, факультативах. Программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утвержден приказом министерства образования и науки Российской Федерации № 413 от 17.05.2012 в редакции приказов Минобрнауки № 1644 от 29.12.2014 и № 1577 от 31.12.2015), в соответствии с программой по астрономии для общеобразовательных учреждений, автор Е.П. Левитан. В ней представлены современные идеи и актуальные направления развития современной астрономии, поэтому она может удовлетворить потребность учащихся подросткового возраста в решении актуальных для них задач.
|
Цель программы:
· формирование осознанного отношения обучающихся к объектам на звездном небе;
· формирование у обучающихся научного мировоззрения, раскрывая современную естественнонаучную картину мира, процесс развития знаний о Вселенной.
Задачи:
Образовательная:
· показать роль астрономии в познании фундаментальных знаний о природе, использование которых является базой научно-технического прогресса;
· дать основы знаний о методах и результатах исследований физической природы небесных тел и их систем, строении и эволюции Вселенной;
· дать представление о специфике современной астрономии как о фундаментальной науке, которая неразрывно связана с другими науками о природе (прежде всего с физикой);
· научить учащихся пользоваться картой звёздного неба.
Воспитательная:
· воспитывать самостоятельность и ответственность;
· воспитание нетерпимого отношения к невежественным суждениям о мире;
· воспитывать целеустремленность в работе, творческое отношение к делу.
Развивающая:
· развивать стремление к экспериментальной и исследовательской деятельности;
· развивать навыки самостоятельной работы;
· развивать стремление к получению новых знаний в неизведанных областях;
· развивать умение работать в коллективе, выслушать и объективно оценить суждение товарища;
· развивать внимательность, усидчивость, пунктуальность.
Данная программа предназначена для обучающихся 14-16 лет, так как теоретический материал основывается на знаниях учащихся по физике, которые они приобретают после окончания 8 класса. Наполняемость в группах составляет: 15 -17 человек (с учетом СанПиН).
Программа реализуется в течение одного учебного года. Форма обучения очная.
Формы организации занятий групповая (при проведении практических занятий) и всем составом.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут, т.е. 34 занятия в год.
|
Необходимые условия для реализации программы:
1. Теоретическая часть программы реализуется на занятиях в кабинете, при использовании литературы, фотографий и иллюстраций, школьного астрономического календаря, телескопа (для изучения), модели Солнечной системы, компьютера, компьютерных программ, мультимедиа проектора.
2. Практическая часть программы реализуется при дневных и вечерних наблюдениях Солнца, Луны, планет, звезд, изготовлении простейших астрономических приборов, записей наблюдений и вычислении необходимых данных, а также на практических занятиях в кабинете с использованием подвижной карты звездного неба.
Способы определения результативности выполнения программы:
• диагностические занятия в конце учебного года, в ходе которых определяется уровень астрономических знаний обучающихся.
• представление учащимися своих результатов работы в виде сообщений, рефератов или проектов.
• в процессе проведения занятий проводится индивидуальная оценка уровня полученных навыков, развитие мировоззрения, повышение эрудированности, путём наблюдения за учащимися, их успехами.
• при проведении занятий практикуется коллективное обсуждение трудностей, совместный поиск правильных решений.
Прогнозируемый результат:
Учащиеся должны знать: предмет изучения астрономии, астрономические приборы, строение Земли, строение Солнечной системы, название и расположение планет, условия их наблюдения, название основных спутников планет, строение Солнца, характеристики Солнца, физические условия Луны, основные созвездия и их положение на небе, Зодиакальные созвездия, строение галактик.
Учащиеся должны уметь: пользоваться телескопом, биноклем, картой звездного неба, астролябией, находить положение звезд, планет, созвездий на звездном небе, находить координаты звезд на карте звездного неба, объяснить причину движения небесных объектов, условия наступления затмений, падающих «звезд», отличать планеты от звезд на небе.
Учащиеся имеют возможность после окончания кружка самостоятельно провести экскурсию по звёздному небу.
Формой подведения итогов реализации программы «Вселенная: далекая и близкая» является учебно-исследовательская конференция, где учащиеся защищают свои творческие проекты, а также документальная форма подведения итогов –дневники достижений обучающихся, которые отражают достижения каждого обучающегося.
|
Учебно-тематический план
№п/п |
Наименование разделов и тем
Содержание занятий
Вид деятельности ученика
Кол-во часов
Формы проведения занятий
Примечание
Тема 2. Солнечная система
Тема 3. Солнце и звёзды
|
Содержание
Тема 1. Введение в астрономию(10 часов)
Предмет астрономии (что изучает астрономия, роль наблюдений в астрономии, связь астрономии с другими науками, значение астрономии). Телескопы (виды телескопов и их внутреннее строение).Звездное небо (что такое созвездие, основные созвездия, яркость и цвет звезды). Изменение вида звездного неба в течение суток (небесная сфера и ее вращение, горизонтальная система координат, изменение горизонтальных координат, кульминации светил). Изменение вида звездного неба в течение года (экваториальная система координат, видимое годичное движение Солнца, годичное движение Солнца и вид звездного неба). Способы определения географической широты (высота Полюса мира и географическая широта места наблюдения, суточное движение звезд на разных широтах, связь между склонением, зенитным расстоянием и географической широтой). Основы измерения времени (связь времени с географической долготой, системы счета времени, понятие о летосчислении). Календарь.
Тема 2. Солнечная система (8 часов)
Развитие представлений о Солнечной системе (астрономия в древности, геоцентрические системы мира, гелиоцентрическая система мира, становление гелиоцентрического мировоззрения). Видимое движение планет (петлеобразное движение планет, конфигурации планет, сидерические и синодические периоды обращения планет). Форма орбиты и скорость движения. Законы Кеплера - законы движения небесных тел (три закона Кеплера, обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера). Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров небесных тел (определение расстояний по параллаксам светил, радиолокационный метод, определение размеров тел Солнечной системы).Система "Земля - Луна" (основные виды движения Земли, размер, форма, масса, Земли, Луна - спутник Земли, солнечные и лунные затмения). Природа Луны (физические условия на Луне, поверхность Луны, лунные породы). Планеты земной группы (общая характеристика атмосферы, поверхности). Планеты-гиганты (общая характеристика, особенности строения, спутники, кольца). Астероиды и метеориты (движение астероидов, физические характеристики астероидов, метеориты). Кометы и метеоры (открытие и движение комет, физическая природа, происхождение комет и их распад на метеорные потоки).
Тема 3. Солнце и звёзды (8 часов)
Общие сведения о Солнце (вид в телескоп, вращение, размеры, масса, светимость, температура Солнца и состояние вещества на нем, химический состав). Строение атмосферы Солнца (фотосфера, хромосфера, солнечная корона, солнечная активность). Источники энергии и внутреннее строение Солнца (протон - протонный цикл, понятие о моделях внутреннего строения Солнца). Солнце и жизнь Земли (перспективы использования солнечной энергии, коротковолновое излучение, радиоизлучение, корпускулярное излучение, проблема "Солнце - Земля"). Пространственные скорости звезд (собственные движения и тангенциальные скорости звезд, эффект Доплера и определение лучевых скоростей звезд). Физическая природа звезд (цвет, температура, спектры и химический состав, светимости, радиусы, массы, средние плотности). Связь между физическими характеристиками звезд (диаграмма "спектр-светимость", соотношение "масса-светимость", вращение звезд различных спектральных классов). Двойные звезды (оптические и физические двойные звезды, определение масс звезд из наблюдений двойных звезд, невидимые спутники звезд). Физические переменные, новые и сверхновые звезды (цефеиды, другие физические переменные звезды, новые и сверхновые).
Тема 4. Строение и эволюция Вселенной (8 часов)
Наша Галактика (состав - звезды и звездные скопления, туманности, межзвездный газ, космические лучи и магнитные поля; строение Галактики, вращение Галактики и движение звезд в ней; радиоизлучение). Движение звёзд в Галактике (собственное движение звёзд, движение Солнечной системы, вращение Галактики). Другие галактики (открытие других галактик, определение размеров, расстояний и масс галактик; многообразие галактик, радиогалактики и квазары). Метагалактика (системы галактик и крупномасштабная структура Вселенной, расширение Метагалактики, гипотеза "горячей Вселенной). Происхождение и эволюция звезд (возраст галактик и звезд, происхождение и эволюция звезд). Происхождение планет (возраст Земли и других тел Солнечной системы, основные закономерности в Солнечной системе, современные представления о происхождении планет). Жизнь и разум во Вселенной (эволюция Вселенной и жизнь, проблема внеземных цивилизаций).
Практические занятия
1.Обзорные наблюдения звездного неба.
2.Графическое построение основных элементов небесной сферы.
3. Определение географической широты.
4.Основы измерения времени, решение задач на связь различных систем счёта времени.
5.Взаимосвязь между силой тяготения и силой тяжести.
6.Решение задач на определение: синодического и сидерического периодов планет.
7.Решение задач на использование формул: законов Кеплера; закона всемирного тяготения; 1-й и 2-й космических скоростей.
8.Решение задач по определению расстояний до небесных тел по их параллаксам.
9.Находить тела Солнечной системы на небе во время наблюдений.
Список литературы
1. Воронцов-Вельяминов В.А., Страут Е.К. «Астрономия» учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений.).
2. Гусев Е. Б. Качественные задачи по астрономии. URL: http://www.astronet.ru/db/msg/1179964 (01.03.2015)
3. Дополнительное образование и воспитание №10/2006//Профессиональная адаптация начинающего педагога дополнительного образования // 11-19с.
4. Зигель Ф.Ю. Сокровище звёздного неба: Путеводитель по созвездиям и Луне. – изд. – М.: Наука. Гл. ред. Физ.-мат. Лит.,1987.-296 с., с ил...
5. КозловаН. Д.. Я иду на урок астрономии. Москва. 2001
6. Левитан Е.П. Астрономия, 11: Кн. Для учителя / Е.П. Левитан. – М.: Просвещение, 2005. – 128с.: ил. – ISBN 5-09-012425-6.
7. Левитан Е.П. «Астрономия» учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений.
8. Лизинский В.М. О методической работе в школе./ М.: Центр «Педагогический поиск», 2002–160с.
9. Методика преподавания астрономии в школе. Под редакцией Л. Мордовцева. Москва. 1973
10. Перельман Я.И. «Занимательная астрономия», - Д., ВАП, 2014
11. Программы для общеобразовательных учреждений, автор Е.П. Левитан. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2009.
12. Сурдин В. Г. Астрономические задачи с решениями. М.: Едиториал УРСС, 2012. 240 с.
13. ШимбаловА.А. Атлас созвездий. Москва. 2005
14. Цесевич В.П. Что и как наблюдать на небе. – 6-е изд., перераб. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1984.
Интернет ресурсы:
http://www.shvedun.ru/nebo.htm
http://www.astronet.ru/db/msg/1177040/chapter3_4.html
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-29075/
http://www.sai.msu.ru/school/
https://sites.google.com/site/auastro/kr
МАОУ «Гимназия №23»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ «Гимназия №23 ____________Кутейникова И.Х.
«___» _______ 20___.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочных занятий по астрономии
«Вселенная далекая и близкая»
Уровень образования (класс): основное общее, 10 класс
Количество часов: 35
Учитель: Завражная Вера Николаевна
Троицк, 2019 г.
Оглавление
1. | Пояснительная записка | 3 |
2. | Учебно-тематический план | 7 |
3. | Содержание | 12 |
4. | Методическое обеспечение | 14 |
5. | Список литературы | 16 |
6. | Приложение «Календарный учебный график на 2017-2018 учебный год» | |
Пояснительная записка
Какими знаниями должен владеть современный человек? Каждый знает, что солнце утром восходит, а вечером заходит, время восхода и захода изо дня в день меняется, не удивляет нас и то, что луна бывает то тонким месяцем, то круглой. Нас не только не удивляют такие перемены, но мы можем точно сказать, когда они произойдут. Любознательный человек всегда задумывался над вопросами, как и когда образовалась наша Земля, из каких веществ состоит, каковы ее формы, размеры, масса, что было в прошлом и что происходит сейчас в ее недрах и в ее космических окрестностях. Для того, чтобы правильно сформировать умозаключения учащихся о наблюдаемых ими явлениях, дать наиболее целостное и истинное представление о мире, Вселенной, звездах, Солнце и т.д., необходимо изучать астрономию.
Общеразвивающая программа «Вселенная: далекая и близкая» имеет естественнонаучную направленность и нацелена на формирование осознанного отношения учащихся к объектам на звездном небе, имеет практическую направленность в виде творческих проектов учащихся.
Программа кружка призвана выработать у школьников:
· стремления к приобретению новых знаний,
· творческого отношения к делу,
· умения самостоятельно работать с дополнительной литературой, телескопом, лабораторным оборудованием,
· умения наблюдать и делать выводы,
· умения анализировать материалы наблюдений.
Отличительной особенностью данной программы является то, что особое внимание уделяется развитию практических умений и навыков учащихся. Это позволит глубже понять материал школьного курса астрономии; получить о ней представление как о науке, возникшей из практических потребностей человека и не утратившей этого значения в настоящее время.
Практические работы, включенные в программу, имеют для курса астрономии столь же важное значение, как и лабораторные работы в курсах других естественных наук. Формируемые и проверяемые в ходе выполнения практикума умения позволят учащимся:
- применять на практике различные астрономические методы;
- овладевать элементами проведения научно-исследовательской работы;
- соотносить результаты практической деятельности с теорией;
- использовать на практике межпредметные связи.
Актуальность данной программы заключается в том, что школьная программа по физике в данное время не дает возможности в полной мере уделять внимание астрономическому обучению учащихся. В тоже время, сама наука астрономия остается очень важной, неотъемлемой частью становления правильного мировоззрения учащихся. В таких условиях является необходимостью давать учащимся начальные знания по астрономии на дополнительных занятиях, кружках, факультативах. Программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утвержден приказом министерства образования и науки Российской Федерации № 413 от 17.05.2012 в редакции приказов Минобрнауки № 1644 от 29.12.2014 и № 1577 от 31.12.2015), в соответствии с программой по астрономии для общеобразовательных учреждений, автор Е.П. Левитан. В ней представлены современные идеи и актуальные направления развития современной астрономии, поэтому она может удовлетворить потребность учащихся подросткового возраста в решении актуальных для них задач.
Цель программы:
· формирование осознанного отношения обучающихся к объектам на звездном небе;
· формирование у обучающихся научного мировоззрения, раскрывая современную естественнонаучную картину мира, процесс развития знаний о Вселенной.
Задачи:
Образовательная:
· показать роль астрономии в познании фундаментальных знаний о природе, использование которых является базой научно-технического прогресса;
· дать основы знаний о методах и результатах исследований физической природы небесных тел и их систем, строении и эволюции Вселенной;
· дать представление о специфике современной астрономии как о фундаментальной науке, которая неразрывно связана с другими науками о природе (прежде всего с физикой);
· научить учащихся пользоваться картой звёздного неба.
Воспитательная:
· воспитывать самостоятельность и ответственность;
· воспитание нетерпимого отношения к невежественным суждениям о мире;
· воспитывать целеустремленность в работе, творческое отношение к делу.
Развивающая:
· развивать стремление к экспериментальной и исследовательской деятельности;
· развивать навыки самостоятельной работы;
· развивать стремление к получению новых знаний в неизведанных областях;
· развивать умение работать в коллективе, выслушать и объективно оценить суждение товарища;
· развивать внимательность, усидчивость, пунктуальность.
Данная программа предназначена для обучающихся 14-16 лет, так как теоретический материал основывается на знаниях учащихся по физике, которые они приобретают после окончания 8 класса. Наполняемость в группах составляет: 15 -17 человек (с учетом СанПиН).
Программа реализуется в течение одного учебного года. Форма обучения очная.
Формы организации занятий групповая (при проведении практических занятий) и всем составом.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут, т.е. 34 занятия в год.
Необходимые условия для реализации программы:
1. Теоретическая часть программы реализуется на занятиях в кабинете, при использовании литературы, фотографий и иллюстраций, школьного астрономического календаря, телескопа (для изучения), модели Солнечной системы, компьютера, компьютерных программ, мультимедиа проектора.
2. Практическая часть программы реализуется при дневных и вечерних наблюдениях Солнца, Луны, планет, звезд, изготовлении простейших астрономических приборов, записей наблюдений и вычислении необходимых данных, а также на практических занятиях в кабинете с использованием подвижной карты звездного неба.
Способы определения результативности выполнения программы:
• диагностические занятия в конце учебного года, в ходе которых определяется уровень астрономических знаний обучающихся.
• представление учащимися своих результатов работы в виде сообщений, рефератов или проектов.
• в процессе проведения занятий проводится индивидуальная оценка уровня полученных навыков, развитие мировоззрения, повышение эрудированности, путём наблюдения за учащимися, их успехами.
• при проведении занятий практикуется коллективное обсуждение трудностей, совместный поиск правильных решений.
Прогнозируемый результат:
Учащиеся должны знать: предмет изучения астрономии, астрономические приборы, строение Земли, строение Солнечной системы, название и расположение планет, условия их наблюдения, название основных спутников планет, строение Солнца, характеристики Солнца, физические условия Луны, основные созвездия и их положение на небе, Зодиакальные созвездия, строение галактик.
Учащиеся должны уметь: пользоваться телескопом, биноклем, картой звездного неба, астролябией, находить положение звезд, планет, созвездий на звездном небе, находить координаты звезд на карте звездного неба, объяснить причину движения небесных объектов, условия наступления затмений, падающих «звезд», отличать планеты от звезд на небе.
Учащиеся имеют возможность после окончания кружка самостоятельно провести экскурсию по звёздному небу.
Формой подведения итогов реализации программы «Вселенная: далекая и близкая» является учебно-исследовательская конференция, где учащиеся защищают свои творческие проекты, а также документальная форма подведения итогов –дневники достижений обучающихся, которые отражают достижения каждого обучающегося.
Учебно-тематический план
№п/п |
Наименование разделов и тем
Содержание занятий
Вид деятельности ученика
Кол-во часов
Формы проведения занятий
Примечание
Тема 1. Введение в астрономию
Тема 2. Солнечная система
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!