Упражнения по правильной постановки речи. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Упражнения по правильной постановки речи.

2020-06-05 249
Упражнения по правильной постановки речи. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задание: «Поставь правильно ударение и правильно услышь его».

Ребятам задаётся три вопроса с разным логическим ударением, и надо дать ответ именно на эти вопросы.

· Добыл бобыль бобы?

· Добыл бобыль бобы.

· Добыл бобыль бобы?

· Добыл бобыль бобы.

· Добылбобыль бобы?

· Добылбобыль бобы.

Задание: «Окрась текст своим отношением».

Фраза окрашивается отношением к ударному слову; какой этот бобыль умница; и зачем ему эти бобы; да не добыл, а украл и т.д. и т.п.

Слова и фразы, произнесённые одними людьми, звучат ярко и выразительно, а у других они бесцветные и вялые. Чтобы придать своей речи соответствующую окраску, нужно выполнить несколько упражнений. Вот некоторые из них.

1 упражнение: Прочитайте строки из стихотворения А.С.Пушкина, изменяя при этом громкость произнесения текста:

Под окном Гвидон сидит, (громко)

Молча на море глядит. (тихо)

2 упражнение: Произнесите медленно и чётко скороговорку, постепенно наращивая скорость. Добившись быстроты и чёткости, попробуйте менять интонацию фразы на удивлённую, грустную, гневную, весёлую и т.д.

· В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.

· Брит брат Клим, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.

· Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал, не мелел Байкал.

3 упражнение: Произнесите слова очень тихо, но внятно, так, чтобы слушающие поняли, о чём идёт речь. Потом дайте ребятам задания:

· В какой из слов: портной, подвал, труба, запал, антракт – есть буква «д»? (в слове по д вал)

· Какое слово было вторым в перечне слов: рот, кот, мот, год, крот? (слово кот)

· Слушайте внимательно: сейчас вы пойдёте в комнату 426. Там, в левом среднем ящике стола, лежит брошюра «Правила поведения на пляже в жаркий день», принесите её мне.

После выполнения этого задания ответе на вопросы:

1. Из левого или правого ящика стола вас просили достать брошюру?

2. В какую комнату вас просили зайти: в 646, 426, 246?

4 упражнение: Представьте, что слово, которое вы хотите произнести, лежит на ладони вашей правой руки. «Подержите» слово в ладони и осторожно «сдуйте», т.е. произнесите слово мягко, изящно, как дуновение лёгкого ветерка. Например, слово: ребёнок.

 

УПРАЖНЕНИЯ:

Правила чтения.

При чтении этого стиха нужно выполнять по ходу чтения все то, что написано.

Твердо запомни, что прежде, чем слово начать в упражненье,

Следует клетку грудную расширить слегка.

И при этом низ живота подобрать, опору дыханья и звука.

Плечи во время дыхания должны быть неподвижны, в покое.

Каждую строчку стихов говорить на одном выдыханье.

И проследи, чтобы грудь не зажималась в течение речи,

Так как при выдохе движется только одна диафрагма.

Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей:

Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время

Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи.

Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было.

Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных.

Рот не ленись открывать, чтоб для голоса путь был свободен.

Голоса звук не глуши придыхательным тусклым оттенком.

Голос и в тихом звучании должен хранить металличность.

Прежде, чем брать упражненье на темп, высоту и на громкость,

Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука:

Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался.

Выдох веди экономно, с расчетом на целую строчку.

Собранность, звонкость, полетность, устойчивость, плавность –

Вот, что внимательным слухом сначала ищи в упражненье.

 

 Эта пошаговая методика поможет вам не только улучшить свою речь, сделав её более яркой, выразительной, эмоционально насыщенной, но и будет способствовать увеличению словарного запаса, развитию памяти, внимания, логики мышления.

 

 

Каждое отдельное предложение нашей звучащей речи делится по смыслу на группы, состоящие из одного или нескольких слов. Такие смысловые группы внутри предложения называются речевыми тактами. Речевой такт представляет собой синтаксическое единство, то есть речевой такт может составлять группа подлежащего, группа сказуемого, группа обстоятельственных слов и т.д.

В каждом речевом такте есть слово, которое по смыслу должно быть выделено в звучащей речи повышением, понижением или усилением звука голоса. Такое интонационное выделение слова называется логическим ударением. Отдельный речевой такт редко содержит в себе законченную мысль. Ударения каждого речевого такта должны быть подчинены главному ударению целого предложения.

В звучащей речи каждый речевой такт отделен от другого остановками различной длительности. Эти остановки называются логическими паузами. Кроме пауз-остановок, речевые такты отделяются один от другого изменением высоты голоса. Эти изменения высоты голоса при переходе от одного речевого такта к другому придают интонационное разнообразие нашей речи. Внутри речевого такта не может быть паузы, и все слова, составляющие речевой такт, произносятся слитно, почти как одно слово. На письме тот или иной знак препинания указывает обычно на логическую паузу. Но логических пауз в предложении может быть значительно больше, чем знаков препинания.

- Обозначение на письме различных по длительности логических пауз:

' - люфтпауза, служащая для добора дыхания или выделения важного слова, стоящего после нее;

/ - пауза между речевыми тактами или тесно связанными между собой по смыслу предложениями (соединительная);

// - более длительная соединительная пауза между речевыми тактами или между предложениями;

/// еще более длительная соединительно-разъединительная (или разделительная) пауза (между предложениями, смысловыми и сюжетными кусками).

 

Привычка говорить по тактам сделает вашу речь не только стройной по форме, понятной по передаче, но и глубокой по содержанию, так как заставит вас постоянно думать о сущности того, что вы говорите на сцене…Работу по речи и слову надо начинать всегда с деления на речевые такты или, иначе говоря, с расстановки пауз».

Паузы соединительные, не отмеченные знаками препинания, бывают в предложении:

между группой подлежащего и сказуемого (если только подлежащее не выражено местоимением);

между двумя подлежащими или между двумя сказуемыми перед соединительными союзами «и», «да» перед разделительным союзом «или» и др.;


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.