Вывод: частицы выделяют, усиливают те слова, которые необходимы автору для более точного выражения идейно-художественного содержания. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Вывод: частицы выделяют, усиливают те слова, которые необходимы автору для более точного выражения идейно-художественного содержания.

2020-06-05 284
Вывод: частицы выделяют, усиливают те слова, которые необходимы автору для более точного выражения идейно-художественного содержания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

III. Работа с учебником

Читать материал учебника нас. 164

Выполнить упр. 401.

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

§ 66 (,учить правила), выполнить упр. 403

Задание по русскому языку для 9-Б класса на 16. 04. 2020

Урок 85.

Тема.  Культура речи. Стилистические особенности сложного предложения с разными видами связи и текста с разными способами связи простых предложений

Цели: актуализировать и закрепить знания о сложных предложениях с различными видами связи; отрабатывать умения составлять схемы, характеризовать предложения (владение синтаксической терминологией, логичной последовательностью разбора); развивать навыки анализа ССК; воспитывать интерес к русскому языку.

I. Актуализация знаний по теме

1. Ответить на вопросы:

- Какая синтаксическая конструкция называется «Сложное предложение с различными видами связи»?

- Какие виды связи могут входить в состав ССК?

2. Записать стихотворный текст, подчеркнуть грамматические основы, начертить линейную схему (скобки), определить тип связи между частями.

[Суровое прозвище это недаром дано мужику]:[он каждую зиму и лето уходит за зверем в тайгу], (где синим одеты туманом Сихотэ-Алиня верхи), (где с кедров зеленым кафтаном свисают тяжелые мхи, идет по лесам нелюдимым, шагает по чаще лесной, охотничьим греется дымом и спит на снегу под сосной).

Это СПП с различными видами связи, где I и II части – бессоюзное сложное предложение. 2, 3, 4 – сложное подчиненное предложение с несколькими придаточными, связанными однородным соподчинением.

Закрепление нового материала

Работа с текстом

Прочитайте текст, озаглавьте, спишите. В сложных предложениях с различными видами связи подчеркните главные члены предложения, выделите скобками простые предложения в сложных с различными видами связи.

Живут в селе Гайворон Спасского района Приморского края удивительные люди – супруги Виктор Георгиевич и Елена Васильевна Юдины. Именно их усилиями здесь создан уникальный Зоологический центр. Помню, как несколько лет назад Виктор Георгиевич «познакомил» нас со своими питомцами, которые выросли и стали родоначальниками целой «династии» уссурийских тигров. Тигрята производили впечатление вполне ручных и безобидных, хотелось протянуть руку и погладить, но Елена Васильевна отговорила: все-таки это тигренок, а не киска. Полученные в центре тигрята пополняют зоопарки мира как носители «дикого» генофонда, занесенные в Международную племенную книгу. Трудно переоценить вклад супругов Юдиных в науку и в сохранение диких видов редких животных. В Зоологическом центре охотно принимают детей, потому что верят: человек должен с раннего детства постичь истину: не навреди природе – ты неотъемлемая часть её, а разум дан человеку для того, чтобы жить в мире с братьями нашими меньшими.

3. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (выполнять под классной работой)

Составьте 2 схемы и дайте характеристику каждому предложению с различными видами связи.

 

Задание по литературедля 9-Б класса на 16. 04. 2020

Урок 86

Тема. Воплощение в образе Андрея Соколова мужественности, ответственности за судьбу Родины, победы доброты и человечности как источников несгибаемой силы народа. Особенности композиции рассказа. Мастерство портретных и пейзажных зарисовок. Теория литературы. Понятие об образе повествователя. Развитие понятия композиции произведения.

Новый материал

«Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет силы ему. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землей. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Только беззаветная преданность и любовь к Отечеству позволила нашему народу победить в той страшной войне. Мы посмотрим на неё глазами Михаила Александровича Шолохова. И поможет нам в этом его рассказ «Судьба человека». Проследив жизненный путь Андрея Соколова, главного героя рассказа, мы не только узнаем о его судьбе, но и постараемся ответить на вопрос о том, что значила для него Родина, и, надеюсь, научимся у него любить свою Отчизну также прямо, открыто и беззаветно.

 1.1. Анализ рассказа.

Прочитайте материал, устно ответьте на вопросы, сравните свои ответы с вариантами ответов в скобках.

- Самым главным в судьбе М.А. Шолохова была кровная связь с судьбой своего народа. Особенно в тяжелейшее время, каким стала для него Великая Отечественная война.

22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно, без объявления войны, вторглась на территорию СССР. Гитлером был разработан план «Барбаросса», по которому наступление планировалось по трем направлениям: на Москву, Ленинград и Киев. Он намеревался захватить СССР за 2-3 месяца. Однако фашистские войска были встречены яростным сопротивлением советского народа. Вся страна поднялась на священную борьбу: фронт и тыл превратились в единый боевой лагерь. Война затянулась на долгие 4 года.

В её историю вошли такие крупнейшие военные операции, как разгром захватчиков под Москвой, оборона Ленинграда, Сталинградская и Курская битвы. За время Великой Отечественной войны погибло свыше 27 миллионов человек. Ущерб государству и населению составил 700 миллиардов рублей».

– Обратили ли вы внимание на то, кому посвящен рассказ? (Евгении Григорьевне Левицкой).

Евгения Григорьевна Левицкая родилась в 1880 году. Член Коммунистической партии с 1903 года. Узнала Шолохова, когда заведовала отделом издательства «Московский рабочий». В этом издательстве в 1929 году выходил роман Шолохова «Тихий Дон». Евгения Григорьевна была в восторге от романа. Тогда же началась их переписка. Левицкая стала для Шолохова добрым и мудрым наставником. Дружеская переписка продолжалась до конца жизни Евгении Григорьевны – до шестидесятых годов. Она неоднократно приезжала погостить к писателю в Вешенскую.

– О чем этот рассказ? Какова его тема? (Этот рассказ посвящен теме войны, он о судьбе солдата, прошедшего войну, и о судьбе мальчика, оставшегося сиротой).

 – От кого мы узнаем о судьбе Андрея Соколова? (О судьбе Соколова мы узнаем от него самого. Он рассказывает историю своей жизни, автору, с которым встретился случайно на переправе).

 – Весь ли рассказ ведется от лица главного героя? (Нет. В начале и в конце рассказа повествование ведет сам автор).

 – Как называется такая композиция? (Кольцевая).

- Почему использована такая композиция?

Композиция, то есть построение, рассказа очень проста. Примерно четыре пятых его объема занято повествованием случайно встреченного автором в пути незнакомца о своей трагической судьбе. Это соответствует заглавию. Рассказ Андрея Соколова обрамляется небольшим авторским зачином и совсем короткой концовкой. В зачине описывается обстановка, в которой произошла встреча, впечатление, которое произвели на автора мужчина с мальчиком. А замыкается повествование описанием душевного состояния автора, произведенного рассказом Андрея Соколова.

Зачин и концовка нужны автору для выражения собственных чувств и мыслей.

- Итак, мы узнаем, что мужчина занят «не мужчинским делом» - идет пешком с мальчиком.

– Что еще в этой паре заинтересовало автора? (В одежде мальчика все выдает материнскую заботу, а мужчина выглядит неухоженно). – А еще? (Глаза мужчины). Шолохов – мастер детали. Одной фразой писатель может раскрыть все, что на душе у героя. Какой деталью уже в начале рассказа писатель передает всю глубину горя героя?               

- в тексте такое описание этих глаз. («Глаза словно, присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной тоской, что в них даже трудно смотреть». То есть какие, какого цвета? А почему цвет глаз не просто серый, а именно похож на цвет пепла?

 - Глаза — это зеркало души. Что можно сказать о нашем герое? Почему у него именно такие глаза? (Пепел там, где все сожжено, разрушено. В душе героя – пепелище, разочарование, пустота.)

- Автору «стало не по себе» от этих глаз. Они явно говорили о нелегкой, трагической жизни его собеседника, который решил рассказать о себе своему «брату–шоферу».

- Какой жизненный путь прошёл А. Соколов? Что помогло герою выстоять?

Рассказу присуща конкретная и достоверная основа. Это ярко показывает точная датировка и география жизненного пути Андрея Соколова.

Родился он в Воронеже в 1900 году, в голодном двадцать втором подался батрачить на Кубань, вернулся в Воронеж. Женился в 1924 году. В 41-ом отправился на фронт. Сначала в Белую Церковь на Украине, потом на передовую, на Южный фронт. Попал в плен под Лозовеньками в мае 42-го. В Познани пытался бежать. За два года плена исколесил всю Германию. Под Полоцком в июне 44-го сбежал, прихватив языка. После госпиталя поехал в Воронеж, где нашел вместо дома воронку от авиационной бомбы. Вернулся на фронт, дошел до Берлина. Там 9-го мая 1945-го года снайпер убил его сына. Летом отправился в Урюпинск. Именно в этом городе нашел Ванюшку, а весной 46-го на переправе возле хутора Моховский в Ростовской области встретился с автором».

Всю жизнь Соколова можно разделить на три части: «до войны», «война», «после войны».

- Как жил Соколов до войны? «Андрей Соколов родился в Воронеже. Во время голода потерял мать, отца и сестру, остался один. Но женился, обзавелся тремя детьми. Выучился на шофера. Построил дом. И был счастлив».

- В чем видит А. С. свое счастье в довоенной жизни? (Не говорит герой рассказа о богатстве, о драгоценностях, радуется малому, казалось бы. Но это и есть самое ценное на земле: дом, лад в семье, здоровье детей, уважение друг к другу. Андрей Соколов заключает свой рассказ словами: «Чего ещё больше надо?» В его жизни всё гармонично, будущее видится ясно.)

Война катастрофически изменила жизнь Соколова. Обратите внимание, как писатель говорит об этом. А тут вот она, война.

 - В каких словах скорбная высокая лирическая нота звучит как заклинание? («Помирать буду, а не прощу себе, что тогда её оттолкнул!..»)

- Что происходит с Андреем Соколовым на фронте?

На фронте Андрей Соколов – шофер, он возит снаряды для артиллерийской батареи. В мае 1942-го он едет на передовую, торопится, потому что его товарищи погибают без снарядов. На минном поле его грузовик подрывается. Соколова контузило. А когда он очнулся, то оказался в тылу у немцев. Так он оказался в плену.

Еще в 1940-ом году Гитлер разработал чудовищный план по ликвидации нашей страны как единого целого. Ставилась задача истребить 30 миллионов русских и 6 миллионов евреев.

Неудачи первых недель войны привели к тому, что в фашистский плен попало несколько миллионов воинов. Советские военнопленные методично уничтожались. По специальному приказу поголовному истреблению подлежали политруки, коммунисты, комсомольцы. В Германию на принудительные работы вывозились работоспособные мужчины, женщины, даже дети. В рабство было отправлено около 5 миллионов советских граждан. Военнопленные использовались на каторжных работах, подвергались изощренным пыткам и издевательствам».

- Как видите, судьба Соколова – это судьба многих. Как же он ведет себя в плену? Прежде всего, он готов с достоинством встретить смерть. Когда приближаются немецкие автоматчики, задача которых – добивать раненых, Андрей Соколов чувствует, что «никакой паники, ни сердечной робости в эту минут у него не было». Да и за два года в плену мы видим в нем храброго человека с чувством достоинства. С какой целью ввел Шолохов описание плена? (Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодолели).

Соколова вместе с остальными военнопленными погнали в Германию. По пути всех загнали ночевать в разрушенную церковь. В ней Соколов задушил предателя, который хотел выдать своего взводного. А в Познани сбежал, но на четвертые сутки его нашли немцы, натравили собак и вернули еле живого обратно. В Германии его с другими пленными гоняли по разным заводам, издевались, били, морили голодом. А осенью перебросили на работы в каменный карьер под Дрезденом.

- В каком эпизоде мы видим, что наш герой верен совести, чести и долгу русского солдата? Сцена убийства предателя, который хотел выдать немцам своего командира. Что подтолкнуло Соколова совершить такой поступок? (Соколов решается убить Крыжнева, чтобы спасти взводного. Нелегко дается Соколову убийство, тем более убийство «своего», тяжко у него на душе, но не может он допустить, чтобы один человек спасал себе жизнь ценой гибели другого).                       

- Почему Соколов решается на побег? (целеустремлённый, мужественный человек, настоящий мужчина)

- Что хочет показать М.А. Шолохов в сцене «Андрей Соколов и Мюллер»? (Поведение Соколова олицетворяет несломленность духа русского народа, непобедимость его воли, его свободолюбивых устремлений. 

— Зачем Мюллеру понадобился перед казнью пленного ритуал с выпивкой?

– В каком физическом состоянии находится герой? Почему он соглашается выпить, но отказывается от закуски? (Подчеркивает его моральную стойкость.)

— Почему комендант Мюллер «великодушно» подарил Андрею Соколову жизнь?

Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер. Сила Соколова в любви и гордости за свою Родину, за русского человека.

- Вся эта сцена – не только пример бесстрашия Соколова. Сам он говорит об этом так: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались».

- А о чём говорит тот момент, когда наш герой приносит изголодавшимся товарищам буханку хлеба и кусок сала? (Чувство товарищества заставляет его в критическую минуту забыть о себе и сделать всё возможное, чтобы помочь людям. Ведь стойкость, дух товарищества, преданность отечеству - эти качества издавна присущи были русскому солдату.) 

И из плена Соколов сбежит, прихватив с собой немецкого офицера–инженера. Ничто не сломило в плену Андрея Соколова. И главным качеством для него было достоинство русского солдата.

Можно ли считать пребывание наших солдат в плену подвигом? Побег из плена - это подвиг?  

Приказ Ставки Верховного Главного Командования Красной Армии № 270 от 16 августа 1941 года гласит, что все части красноармейцев обязаны драться до последней возможности, а если примут решение сдаться в плен, то их уничтожат свои же. Семьи сдавшихся в плен лишались помощи и пособий. Сталин говорил, что у нас нет пленных, у нас есть только предатели. Положение пленных усугублялось тем, что СССР не подписал Женевскую конвенцию об обращении с военнопленными. Приказ № 270 от 16 августа 1941 года называл пленных дезертирами и предателями. Семьи попавших в плен командиров и политработников подлежали аресту и ссылке.

Многие из 1,8 миллиона бывших пленных, вернувшихся в СССР, оказались в ГУЛАГе. 

Но беда ждала с другой стороны. Погибла жена с дочерьми. На месте дома осталась лишь воронка.

«Сжалось сердце его» после этого известия, но потом блеснула радость – Какая? - Нашелся сын. Он командует батареей, капитан. Начал Соколов мечтать о мирной жизни. Но и сына забрала война.

- Что помогло пережить, вынести всё это? (И на войне, и в мирной жизни Соколов руководствуется непреложным для себя принципом поведения: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы всё вытерпеть, всё снести, если к этому нужда позвала». Эта фраза - лейтмотив произведения (ведущий мотив, господствующее настроение), схватывает одну из важнейших сторон его содержания. Шолохов, раздумывая об Отечественной войне, подчёркивал, что «жертвы, принесённые во имя спасения Родины, не убавили наших сил, а горечь незабываемых утрат не принизила нашего духа».)

- Все отняла война у Соколова. Нет семьи, дом уничтожен. Родной город стал чужим. Но самое главное – ответить на вопрос: «Что дало силы Андрею Соколову все выстоять, не сломаться?»

– До войны у Соколова есть семья, дом. Война отняла все это, но что осталось? (Достоинство).

– Какие же моральные качества мы видим у Андрея Cоколова? (мужество, храбрость, доброта, несгибаемость, сила воли, преданность и верность Родине).

И отправился он куда глаза глядят, в Урюпинск, с засохшим сердцем, одинокий.

– Что же случается с нашим героем в Урюпинске? («В Урюпинске Соколов «берет себе в дети» мальчика–сироту Ваню. Андрей Соколов говорит Ване, что он его отец»).

- Итак, Андрей Соколов нашел сына. Ваня нашел отца. Оба они обрели семью.

– Куда идут они и зачем? («Они идут в Кашарский район. Там Соколова ждет работа, Ванюшку – школа»).

- Правильно, у них появится дом. Андрей Соколов, потеряв во время войны все, что ему было дорого, вновь обретает интерес к жизни.

- Найдите описание глаз в начале рассказа и в конце рассказа. После встречи с мальчишкой, у которого «глазенки – как звездочки ночью после дождя», у главного героя «сердце отходит, становится мягче», «на душе становится легко и как-то светло». Почему? (Ваня отогрел сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл).

- Вспомните, что в концовке автор говорит о своем душевном состоянии после рассказа Андрея Соколова. О чем же он размышляет?

– В душе автора осталось сомнение в том, что ждет впереди наших героев. Выдюжит ли Андрей Соколов? Что ждет их впереди? (Да, справится. Впереди – жизнь, семья, внуки. Потому что доказал своей жизнью, что он несгибаемый человек. И поможет ему в этом Ваня).

 

- Как вы думаете, почему М.А. Шолохов, рассказывая о судьбе русского солдата Андрея Соколова, назвал свое произведение «Судьба человека», а не «Судьба солдата»? (В образе русского человека писатель раскрывает трагедию всего нашего народа, его бедствия и страдания. Образ собирательный).

Перед нами история жизни не одного солдата, а многих людей. В образе Андрея Соколова Шолохов повествует о судьбе многих русских солдат. От поступков конкретного человека зависит судьба страны. Судьба человека и судьба Родины взаимосвязаны.                      

Подведение итогов

- Любовь к Родине – это не отвлеченное понятие. У этой любви есть основа: семья, дом, школа, место, где ты родился. Вот с этого начинается Родина. И даже если судьба отбирает самое дорогое, достоинство и любовь к своему народу помогут обрести все заново.

Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях сохранить в себе человека.

3. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выполнить творческое задание на с.196.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.