Сложных ситуаций с детьми от 2 до 7 лет. Проверенные алгоритмы для родителей: как вести себя, чтобы не навредить, а помочь — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Сложных ситуаций с детьми от 2 до 7 лет. Проверенные алгоритмы для родителей: как вести себя, чтобы не навредить, а помочь

2020-06-05 125
Сложных ситуаций с детьми от 2 до 7 лет. Проверенные алгоритмы для родителей: как вести себя, чтобы не навредить, а помочь 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сложных ситуаций с детьми от 2 до 7 лет. Проверенные алгоритмы для родителей: как вести себя, чтобы не навредить, а помочь

(страница 1 из 7)

скачать книгу бесплатно


Ребенок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего ее заслуживает.

Бомбек Эрма (р. 1927)

 

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

Введение

Всем знакома известная фраза о том, что «родителей не выбирают». Казалось бы, все просто и понятно, но за этой фразой стоит столько боли и разочарования детей, так и не получивших от родителей настоящей любви и понимания, особенно в трудную минуту.

То, что вы в руках держите эту книгу, уже значит, что вы думающий родитель, ищущий ответы на свои вопросы. Желание разобраться в своих эмоциях и постичь суть детской психологии – это главный ключ к взаимопониманию между родителями и детьми.

Растить детей нелегко, и далеко не все родители готовы достойно пройти этот сложный путь. Процесс воспитания – это процесс взаимного развития. Вы воспитываете детей, влияете на них, и они влияют на вас, заставляя вас меняться и постоянно совершенствоваться. Но не всегда взрослые люди считают для себя возможным заниматься самоанализом и самосовершенствованием. Многие думают, что они правы только потому, что они родители и плохое поведение ребенка – это повод только для того, чтобы изменить ребенка, а не попытаться исправить что-то в себе или в своем образе мышления.

Тем не менее лишь способность к самоанализу позволит вам справиться с любыми ситуациями. Взрослые далеко не всегда бывают правы, и если вы готовы признавать свои ошибки и менять себя – вы на пути к успеху.

Постарайтесь развить в себе зоркость и внимательность по отношению к вашему ребенку, это поможет вам понимать глубинные причины его поведения и находить лучшие способы взаимодействия с ним. Помните, все дети – совершенно разные: и по характеру, и по восприятию окружающего мира каждый ребенок уникален и неповторим. Любому ребенку необходима своя, особая модель воспитания. Например, если для одного ребенка достаточно укоризненного взгляда, чтобы он скорректировал свое поведение, то для другого необходимы более строгие меры. Поэтому подход к каждому ребенку должен быть индивидуален, с учетом особенностей его психики и темперамента.

Где заканчивается хорошее поведение и начинается плохое – разные роди тели понимают по-разному. К сожалению, сейчас у многих родителей в моде тенденция позволять ребенку делать все, что ему захочется. Это пагубная модель воспитания. Неумение ребенка считаться с окружающими, уважать их, приведет к тому, что рано или поздно он перестанет уважать родителей и не сможет установить гармоничные взаимоотношения со сверстниками.

Важно понимать то, что если ребенок выходит за рамки общепринятых норм поведения, то это никак нельзя оставлять без внимания, на это необходимо реагировать и формировать у него понятие об этих нормах.

Иначе ребенка с размытым представлением о том, что ему дозволено, а что нет, ждут большие проблемы в будущем.

Все мы порой сталкиваемся с такими ситуациями, когда наш ребенок ведет себя совсем не так, как должны вести себя воспитанные дети. Некоторые ситуации могут и вовсе поставить в тупик. Не волнуйтесь, через это проходят все родители.

Обычно о таком поведении детей не очень хочется кому-то рассказывать, и каждый родитель в одиночку пытается справиться со своими чувствами и переживаниями.

В этой книге мы рассмотрим наиболее распространенные ситуации с детьми дошкольного возраста, в которых родители испытывают определенные сложности. Это такие ситуации, когда вы расстроены, обеспокоены, разгневаны и даже обескуражены тем, как ведет себя ваш ребенок.

Невозможно дать исчерпывающие ответы по поводу того, как разрешить ту или иную проблему. Однако мы постараемся рассмотреть детально каждую конкретную ситуацию, чтобы понять, почему она возникла, как ее преодолеть и что сделать для того, чтобы в дальнейшем она не повторилась.

Сложные ситуации

Когда ваш ребенок делает что-то «не так», иногда очень сложно разобраться с ходу, как на это реагировать. Но оставлять решение на потом никак нельзя: ведь от того, как вы отреагируете, будет зависеть, повторится ли такая ситуация вновь или нет.

Как это не пафосно звучит, но от ваших действий в сложных ситуациях зависит будущее ваших детей. Будущее в том смысле, станут ли они уверенными и адекватно оценивающими себя взрослыми или будут всю жизнь преодолевать в себе комплексы, полученные в детстве с вашей помощью.

Все мы были детьми и прекрасно помним свои ощущения, когда нас наказывали, или хвалили, или поступали по отношению к нам несправедливо. Вспомните свои ощущения, когда вы, будучи ребенком, оказывались в сложной ситуации и чего вам больше всего хотелось. Это поможет вам объективно оценить ситуацию и найти правильный выход.

СОВЕТЫ ПО ВЫХОДУ ИЗ СЛОЖНЫХ СИТУАЦИЙ

Что делать?

• Никогда не кричите на ребенка в этой ситуации, не требуйте, чтобы он прекратил «это безобразие» – это совершенно бесполезно, так как ребенок уже утратил способность контролировать свое поведение и эмоции.

• Для начала попробуйте предложить малышу все, что у вас есть в арсенале (например: еду, питье). Если вы видите, что ребенок очень устал, то возьмите его на руки, покачайте и уложите отдохнуть.

• В любом случае, призовите на помощь всю свою чуткость и воображение, чтобы понять истинную причину такого поведения и постарайтесь как можно быстрее помочь малышу.

Что учесть на будущее

Психоэмоциональное состояние маленьких детей во многом зависит от ритма жизни, который традиционно задается режимом дня. Он способствует нормальному развитию ребенка, его здоровью, воспитанию воли, приучает к дисциплине.

• С первого дня жизни постарайтесь приучить ребенка к ритму во всем – в питании, труде, отдыхе, даже в опорожнении кишечника и мочевого пузыря. По мере роста ребенка его распорядок будет меняться. Но на всю жизнь должна сохраниться основа, заложенная в раннем детстве – чередование всех форм деятельности организма в определенном режиме. Воспитать в ребенке чувство ритма не слишком сложно: самой природе присущ ритм. Малыш легко привыкает к предложенному ему распорядку. Соблюдение режима позволяет ребенку выработать необходимые для жизни реакции и рефлексы, сохранить психологическое здоровье при напряженной смене различных раздражителей. Изменение жизненного уклада нередко вызывает чувство беспокойства или протест, расстройство настроения и упрямство. Постоянство окружающей среды для ребенка, как и определенная последовательность его действий, создает чувство безопасности и изначальной уверенности в себе.

• Часто дети закатывают истерики во время длительных поездок. Поэтому, если вам предстоит дальняя поездка, то постарайтесь продумать все до мелочей, позаботьтесь о том, чтобы ребенок в определенное время мог получать пищу, посещать туалет, у него было достаточно времени для сна и т. п., тогда у него не будет повода для истерик.

2
Ребенок много капризничает

Таня в 4,5 года стала несносной капризулей. Отказывалась ложиться спать, если рядом не посидят родители, на прогулке отказывалась ходить сама и просилась на руки. Капризным и раздраженным тоном отдавала маме распоряжения: «Принеси мне куклу, надень мне сапожки, покорми меня» (хотя сама уже владела такими элементарными навыками, как самостоятельно одеваться и кушать).

Мама совсем сбилась с ног, выполняя один за другим капризы своей дочурки. При этом все еще осложнялось непростыми взаимоотношениями с мужем. Конфликт, который разгорался между взрослыми, начинал отражаться и на ребенке.

Что делать?

• Если ребенок капризничает и плачет, то спокойным дружелюбным тоном скажите ему: «Я очень хочу тебе помочь, но ты должен мне рассказать, в чем дело».

• Не позволяйте ребенку говорить капризным тоном. Если он начинает так говорить, то прервите его и скажите: «Говори нормально, а то я ничего не понимаю» или «Я буду разговаривать с тобой, только если ты будешь говорить нормальным тоном».

• Не потакайте его прихотям. Спокойно и уверенно напомните ему, что он уже может обойтись и без посторонней помощи (например, одеться, взять ложку, умыться и т. д.) и вы не будете делать это за него.

• Когда ребенок спокоен, хвалите его и говорите ему: «Как приятно видеть, когда ты не капризничаешь», «Какой ты у меня самостоятельный!» (когда сам ест или одевается).

• Если же ребенок очень сильно встревожен, расстроен жизненными обстоятельствами и требует присутствия обоих родителей при его «засыпании», то иногда лучше выполнить его просьбу. Тем самым вы успокоите ребенка и удовлетворите его потребность во внимании. А в дальнейшем вам будет легче установить разумный распорядок сна, связанных с ним ритуалов и других режимных моментов, и это уже не будет поводом для недовольства и капризов.

Что учесть на будущее

• Для ребенка очень важен микроклимат в семье. Ссоры и конфликты между родителями пугают маленьких детей, они чувствуют себя совсем беззащитными и ненужными. Пребывая в постоянном напряжении, дети регрессируют, становясь капризными.

• Старайтесь не подвергать детей ненужным стрессам, не тревожьте их своими заботами и конфликтами. Никогда не выясняйте отношения в присутствии детей.

• Родителям иногда полезно садиться за стол переговоров (или на диван) и тихими спокойными голосами обсуждать планы на завтра или на неделю, а может, и на год. При этом ребенок должен вас видеть и слышать, и принимать участие в обсуждении. Если раньше, к сожалению, он видел, что проблемы решались неспокойно, в агрессивной манере, то теперь он должен иметь перед собой пример того, как вы мирно и спокойно обсуждаете обычные жизненные вопросы.

• Еще полезно организовывать совместные выезды на природу, походы всей семьей в кино или в театр. Обсуждайте увиденное, разговаривайте, смейтесь, наслаждайтесь общением друг с другом. Это очень объединяет и сплачивает семью, а ребенок чувствует себя при этом частью единого целого.

3
Ребенок требует купить ему что-то

Маленький Алеша тянул маму за руку к полке с игрушками и ныл изо всех сил: «Купи мне самолетииик, кууупиии!». Спустя несколько мгновений, он уже кричал и его пронзительное «Купиииииии» звенело по всему магазину и отдавалось эхом в ушах каждого покупателя. Мама была в замешательстве.

Тут Алеше удалось выскользнуть из маминой руки, и он хлопнулся на пол, завопив при этом еще истошнее: «Купиии!!!». Мама была в бешенстве. А Алеша был в недоумении и не понимал, почему ему непокупают игрушку, ведь когда в прошлый раз они ходили в магазин с мамой и ее подругой, стоило ему только закричать, и он тотчас получил то, что требовал.

Что делать?

• Не стоит взывать к совести, разумности и ответственности ребенка и говорить такие фразы, которые очень расстраивают, напоминая ему о том, насколько он еще слаб и мал: «Как тебе не стыдно! Ты же мне обещал ничего не просить!», «Здоровый парень, а ноешь, как девчонка!» или «Вот когда будешь сам зарабатывать деньги, тогда и купишь себе все, что хочешь!»

• Расстраиваясь, ребенок, тем не менее, не может себя остановить, потому что все равно испытывает детскую слабость к обилию интересных и красивых новых вещей. Стараясь воспитывать в ребенке зрелое качество совестливости и силы воли, взрослые порой невольно вынуждают его чувствовать себя бессовестным и слабовольным. Такие фразы впечатляют и задевают ребенка. Пристыженный, он, действительно, начинает меньше просить. Вот только стыд не успокаивает желание, а только заставляет скрывать его и стесняться.

• Существует действенный способ справляться с такой ситуацией. Как только взрослый слышит настойчивое требование: «Купи!», ему нужно быстро принять для себя решение «Хочу я это покупать сегодня и сейчас или нет». Если вы решили, что покупка возможна, то стоит покупать сразу, без колебаний, споров и условий, если же вы решили, что покупка не состоится, то нужно честно и твердо сообщить об этом ребенку и… готовиться выдержать любые истерики. Как правило, в ответ на твердое обдуманное «нет» дети устраивают истерики только первые несколько раз, пока они еще не уверены в том, что папа или мама не собирается менять своего решения. Потом дети быстро привыкают к однозначности родительского поведения.

Кстати, когда родители не только отказывают решительно, но и делают покупки по просьбе ребенка тоже решительно, без упреков и условий, тогда дети гораздо спокойнее переносят отказы.

Что учесть на будущее

Когда вы идете с ребенком в магазин, заранее честно обсудите с ним, планируете ли вы сегодня что-то покупать ему.

Старайтесь избегать ситуаций, которые невольно провоцируют ребенка на просьбу что-нибудь купить. Например: родители долго стоят около полок, на которых, прямо на уровне рук ребенка, лежат завернутые в яркие обертки пакетики со сладостями; или мама встретила в магазине подругу и долго с ней разговаривает.

Есть один хороший способ посещения магазина с ребенком. Собираясь за покупками в супермаркет, составьте список необходимых продуктов. Вовлеките ребенка в процесс поиска нужных вещей, дайте ему ручку или фломастер – пусть он отмечает то, что вы складываете в корзину. Будьте уверены, малыш будет настолько поглощен процессом, что ему некогда будет ныть и капризничать. Детям (как и всем другим людям) нравится, когда к ним относятся с уважением. Такое внимание и доверие к ребенку в виде «взрослого» поручения может иногда оказаться для него важнее, чем приобретение какой-то вещи.

Но учтите, что существуют определенные ситуации, когда ребенку уж точно придется что-то купить.

Например, это когда вся семья приходит в магазин, чтобы купить подарок для другого ребенка. Обычно это нужно сделать ко дню рождения его друга или подружки, братика или сестренки. Обычно ребенок сильно переживает, когда его родители уделяют свое драгоценное внимание другому ребенку. Он начинает расстраиваться и думать, что его совсем не любят, раз они покупают ему ТАКОЕ, а мне ничего. В этом случае лучше не травмировать ребенка и тоже купить ему какую-нибудь небольшую игрушку.

Родителям не стоит переживать из-за того, что им теперь все время придется покупать «двойные» подарки. Такой чувствительный возраст у детей быстро проходит, все они вырастают, и вы не успеете оглянуться, как ваш ребенок будет сам спокойно и с удовольствием выбирать подарки для своих друзей.

4
Ребенок чего-то боится

Семейство пятилетнего Андрюши впервые приехало отдыхать на море, и вот незадача – ребенок никак не идет в воду. Мама и папа бьются изо всех сил, пытаясь заманить сына в море. Андрюша уже третий день играет в песке и совсем не хочет купаться.

Родителям было невдомек, каким огромным и страшным казалось море маленькому мальчику. Для него море было большим живым зверем, который вот-вот может схватить малыша своими волнами-щупальцами и утащить вглубь. Обидно, что мама и папа не понимают его страхов: мама смеется и говорит, как хорошо барахтаться в теплой водичке, а папа уже посматривает на Андрюшу с явным раздражением…

Что делать?

Многие родители не хотят признавать детские страхи, полагая, что тем самым они закрепят их и будут способствовать появлению новых. Напротив, самый лучший способ помочь страху исчезнуть – это признать его реальность и проявить настоящее понимание и сочувствие к ребенку, который боится.

• Говорить ребенку, что бояться – это глупо, не значит избавить его от страха. Если вы будете говорить что-то вроде «тебе должно быть стыдно» или «хорошие дети себя так не ведут», то малыш начнет думать, что он – плохой, и у него может возникнуть ощущение, что с ним не все в порядке и он не заслуживает любви. А маленьким детям очень важно знать, что они нормальны и достойны любви. Ужасно испытывать чувства, которых другие люди не понимают. Плохо само по себе бояться моря или темноты, а еще страшнее, когда люди, которых ты любишь, теряют терпение и сердятся на тебя за это.

Кстати, у многих взрослых большое количество комплексов связано с непреодоленными детскими страхами.

Обычно родители, когда их ребенок чего-то боится, только и делают, что твердят «ничего страшного». Ведь страхи маленьких детей часто имеют так мало общего с настоящей реальностью. Но чего бы ни боялся ребенок – его страх для него весьма реален.

• Постарайтесь не поддаться соблазну сказать: «нечего тут бояться».

• Никогда насильно не заставляйте ребенка сделать то, чего он боится. Обязательно поддержите ребенка. Например, если ребенок боится темноты, скажите ему: «Если тебя пугает темнота, то мы можем оставить дверь приоткрытой. Я буду в соседней комнате и, если ты захочешь, то в любой момент позовешь меня». Или, когда ребенок боится собаки: «Я вижу, ты сильно испугался. Думаю, я тоже испугался бы такого большого и лохматого зверя».

• Когда вы говорите ребенку, что понимаете его страх и что многие дети испытывают такие же ощущения, вы помогаете ему преодолеть боязнь. Наделяя ребенка уверенностью в том, что он и в такой ситуации «хороший и нормальный», вы пробуждаете в нем энергию, необходимую для того, чтобы справиться с любыми страхами.

Что учесть на будущее

Когда маленький ребенок чего-то боится, надо проанализировать, откуда берутся его страхи и что они означают.

Природа возникновения страхов может быть самой различной.

Иногда дети, еще не понимая смысла некоторых слов, представляют себе совершенно не то, о чем говорилось. Тогда их воображение рисует ужасающие картины. Например, шестилетняя Маша боялась идти на хореографию, потому что слышала, как родители говорили о каком-то «станке» и о «выворотности ног».

Учтите, что маленькие дети видят мир совсем иным. Порой в голове ребенка происходят самые невероятные умозаключения. Так, один мальчик не хотел переходить улицу по «зебре» – такое название пешеходного перехода его пугало.

Нужно понимать, какие богатые и сильные впечатления может дать ребенку его фантазия. Ребенок считает их существенными и реальными, подчас испытывая самые глубокие переживания. Иногда эти ощущения захлестывают его целиком.

Относитесь с пониманием и участием ко всем чувствам ребенка, даже если вам не нравится, как он себя ведет.

Для того, чтобы разобраться с тем, что тревожит вашего ребенка, разными методами помогайте ему выразить свои страхи и опасения: поговорите о них, предложите ему нарисовать их, вместе сочините истории о них.

Постарайтесь создать у ребенка ощущение безопасности. Постоянно находите время для общения с ним. Почитайте с ребенком книжки (лучше всего традиционные сказки), в которых рассказывается о том, как героям удалось преодолеть различные трудности и опасности.

5
Ребенок сквернословит

«Мама, помоги мне, пожалуйста, вырезать снежинку» – уже в сотый раз просила Анютка. Мама тем временем вела оживленную беседу по телефону и никак не реагировала на свою дочурку, которая пыталась сделать какую-то поделку.

В этот день в детском саду малышам показывали, как из обычного листа бумаги можно сделать потрясающей красоты снежинку. И вот теперь девочка пыталась это повторить, но бумага рассыпалась на ажурные листочки, и снежинка все никак не получалась.

«Мама, ну, мам! Ну что за!!!» – в сердцах сказала Анюта. Тут мама подскочила, как ужаленная, сразу же бросила трубку и принялась отчитывать дочь

Что делать?

К счастью, уже почти канули в лету такие «бабушкины методы» воспитания, как шлепки по губам или мытье рта с мылом, не приводящие ни к какому результату. Для мудрых родителей такие методы, конечно же, неприемлемы. Всегда можно найти адекватные способы воздействия на ребенка, которые приведут к положительному результату.

Для начала надо разобраться, как и почему ребенок говорит бранные слова.

• Если неприличное слово малыш произнес в первый раз, то постарайтесь сделать вид, что вы ничего не слышали и понаблюдайте за тем, как будет вести себя ребенок. Если ребенок будет ждать от вас какой-то реакции, то он уже понимает, что сказал нечто необычное и теперь ему интересно, как вы на это отреагируете. Не дождавшись реакции с вашей стороны, он решит, что слово – обычное, и в нем нет ничего шокирующего, потеряет интерес и забудет о нем. Если же ребенок не ожидает от вас никакой реакции, то значит, что это слово он просто случайно где-то «подхватил». Если не акцентировать на нем внимание, то бранное слово забудется само собой.

• Часто бывает так, что взрослые, услышав неприличное слово из уст ребенка, начинают смеяться. В данном случае веселье совершенно недопустимо, так как оно вызывает у малыша желание повторить ругательство еще раз, чтобы опять рассмешить окружающих. Такая реакция родителей дезориентирует ребенка: ему непонятно, почему над этим словом в семейном кругу все смеялись, а в магазине за то же слово он получил от родителей взбучку.

• Нередко случается, что малыш обращается к родителям с просьбой разъяснить значение того или иного слова. В этом случае никогда не выясняйте, откуда он его узнал. Просто доброжелательно, спокойно и доступно объясните ему, что это слово ругательное и говорят его, когда хотят кого-то обидеть или оскорбить, поэтому не стоит его употреблять и вы больше не хотите его слышать.

• Нельзя говорить ребенку, что он еще маленький, чтобы ругаться. Он поймет, что если ругаться можно только взрослым, то с помощью брани можно стать взрослее. Вполне вероятно, что вы от ребенка больше «плохих» слов и не услышите, но он начнет употреблять их в компании своих друзей.

• Ни в коем случает нельзя стыдить ребенка на людях – это может нанести ему психологическую травму. Если ребенок сказал нецензурное слово при посторонних, самое главное – сохранять спокойствие. Конечно, непросто сдержаться, не отреагировать и не наказать ребенка, когда вам стыдно и обидно. Постарайтесь сделать вид, что ничего страшного не произошло. А потом, наедине, обязательно поговорите с ребенком.

• Если ребенок бранится, когда разозлен или обижен, то скажите ему, что понимаете его чувства и представляете, как ему сейчас неприятно, но как бы не было ему тяжело, в такой форме нельзя выражать свой гнев. Нецензурная брань – это неадекватное, грубое выражение эмоций. Ребенка нужно учить, как реагировать на раздражители, как выражать свои чувства, как справляться с негативными эмоциями без грубых слов. Обсудите с ребенком значения слов, которые люди обычно используют для того, чтобы выразить свои отрицательные эмоции. Например: «мне не нравится», «я рассердился», «мне неприятно», «я злюсь», «мне больно» и т. п. Когда ребенок выражает свои чувства приемлемыми словами, хвалите его: «Это просто замечательно, что ты словами объяснил нам, что ты чувствуешь».

• Если ребенок, определяя границы своей власти над вами, пытается вывести вас из себя, то в таком случае лучше полностью проигнорировать его слова. Не проявляйте никакого волнения или гнева, так как ребенок именно этого добивается.

• Если ребенок, копируя взрослых, с помощью ругательств «выясняет отношения» с другими детьми, то вмешайтесь мгновенно, но очень спокойно. Скажите ему, что это не способ разрешения конфликта, такие слова могут сильно обидеть других.

• Любой ребенок нуждается в том, чтобы родители устанавливали ему ограничения, некий предел. При этом он чувствует себя довольным и уверенным, когда получает точные ориентиры, как себя вести.

• Ругать, стыдить или наказывать ребенка за сквернословие абсурдно. Дети употребляют ругательства, не всегда даже понимая их смысл. Для них бранные слова являются простым сочетанием букв и мало чем отличаются от других словосочетаний.

• Нет смысла просто запретить ребенку ругаться, ничего не объясняя. Запрет не приводит к положительному результату, а вызывает обратную реакцию.

• Спокойно поговорите с ребенком о не допустимости использования нецензурных слов. Объясните ребенку, что они значат, и скажите, что слова эти очень обидные и говорить их нельзя. Необходимо донести до ребенка, который ругается, что нецензурная брань – это не символ крутизны и взрослости, а засорение речи и просто некрасивое, неприличное поведение. Тактично и убедительно объясните ребенку, что его речь – это показатель его развития. Нецензурная брань будет характеризовать его как недостойного человека и ограниченную личность. Скажите ребенку, что вы знаете, какой он умный и хороший, и вы уверены в том, что он будет вести себя достойно и вас не разочарует. Вряд ли после таких бесед ребенок захочет сквернословить.

Что учесть на будущее

Немецкий поэт Ф. Шиллер замечательно высказался на эту тему: «Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые они сами им привили».

• Помните, что всю информацию об окружающем мире ребенок впитывает от своих родителей. В том числе и навыки поведения. Если родители не соблюдают правила хорошего тона, то ребенком это расценивается как норма. Поэтому необходимо тщательнейшим образом контролировать свое поведение и речь при ребенке, ведь малышу невозможно запретить произносить слова, которые он слышит от родителей. Порой мы сами не замечаем, как у нас вырываются бранные словечки, а потом удивляемся, откуда малыш принес эти слова. Так что в очередной раз, схватившись за горячую сковородку, держите себя в руках, чтобы не пополнить словарный запас своего ребенка «крепким» словцом.

• Постарайтесь, чтобы бранные слова (а также жаргонизмы) вообще не звучали в присутствии и ближайшем окружении ребенка с самого его рождения.

• Если же кто-то бранится в присутствии вашего ребенка, то обязательно прокомментируйте ситуацию, сказав, что воспитанные люди не употребляют таких слов ни при каких обстоятельствах, это неуважение к окружающим. Объясните малышу, что с теми, кто сквернословит, вряд ли нормальные люди поддерживают отношения.

• Как можно больше читайте ребенку, чтобы пополнить его словарный запас, учите его искать замену привычным, стереотипным выражениям.

6
Ребенок дерется

Миша в это утро был очень рад – мама рано привела его в детский садик, и ему удалось первому завладеть большим и ярким самосвалом, с которым он очень любил играть. Катая большую машину по полу, Миша вдруг заметил, что Олег строит дом из кубиков. Мальчик решил, что кубики ему тоже нужны, чтобы загружать и разгружать самосвал. Он подъехал к Олегу и сказал, чтобы тот отдал ему кубики. На что Олег ответил, что кубики нужны ему самому – он строит дом. Тогда Миша, не долго думая, стукнул Олега, разломал его домик и стал складывать кубики в самосвал

Что делать?

Прежде всего, нужно понимать, что если ребенок дерется, то это не означает, что он поступает плохо. Каждый ребенок пробует вести себя по-разному и закрепляет те формы поведения, которые нравятся взрослым и за которые не наказывают. Поэтому все время помните, что дети внимательно следят за реакцией взрослых на свои действия. Например, ребенок толкнул кого-то – все засмеялись, а ему никто и слова не сказал. Малыш тотчас сделает вывод, что такая форма поведения нормальна, и, толкаясь, ты доставишь удовольствие окружающим. В такой ситуации нельзя молчать, очень важно разъяснить ребенку, что так вести себя недопустимо.

Или, например, мама сообщает папе о том, что их сын бьет детей в детском саду. А папа, ухмыляясь, отвечает, это хорошо, что он бьет, а не его бьют. Такая родительская оценка поведения ребенка очень опасна и в дальнейшем может привести к большим проблемам.

• Важно объяснить ребенку, что в жизни существуют определенные правила, которых ему придется придерживаться, хочет он того или нет, и одно из них – «не драться».

• Если ваш ребенок дерется, не стоит наказывать его, кричать или применять силу. Вы только будете усугублять его агрессивное поведение. И единственный вывод, который сделает ваш ребенок, что драться и кричать – это нормально, родители сами так делают.

• Вмешивайтесь каждый раз, когда видите проявления агрессии. Не говорите ребенку, что он плохой, а лучше признайте гнев и ярость ребенка приемлемыми чувствами, и покажите ему другие способы их выражения, на пример: «Я знаю, что ты был зол. Это нормальное человеческое чувство. Но делать больно другим нельзя! Если тебе не нравится то, что делает этот мальчик, ты скажи ему об этом словами или выбери для игры кого-нибудь другого». Спокойно и уверенно сообщите ребенку, что вы не позволите делать больно другим детям. В таком случае возможно наказание в виде кратковременной изоляции от других детей.

• Помогите ребенку осознать свое поведение. Когда ребенок спокоен, похвалите: «Видишь, как хорошо ты можешь без кулаков объяснить другим, что ты хочешь. Я горжусь тобой».

• Обязательно проведите с ребенком беседу о том, как опасны драки, какие серьезные травмы можно получить самому и нанести другому ребенку, ведь многие дети не могут соразмерить свою силу. Бывают такие драчуны, которые, не на шутку разозлившись, берут в руки острую палку или подбирают с земли камень или еще каким-нибудь не менее опасным предметом наносят удар своему противнику. Объясните ребенку, что в таком случае самое разумное – это убежать. Такая драка – нечестная, а с нечестными людьми не стоит драться, с ними вообще не стоит иметь дело.

• Никогда не поощряйте драки, но, если на вашего ребенка нападают, не требуйте от него пассивности. Иногда не остается ничего другого, кроме как защищаться.

• Если вашему ребенку все-таки навязали драку и ее не избежать, то объясните ему, как максимально защитить себя. Никогда нельзя вступать в драку там, где есть опасность упасть с большой высоты. В драке нужно максимально защищать глаза (если ребенок носит очки, то их нужно сразу же снять). Если противник гораздо сильнее, то нужно как можно быстрее сдаваться – зачем ждать, когда тебя побьют еще больше.

Что учесть на будущее

• Дайте ребенку возможность естественным образом выплескивать энергию – не запрещайте бегать, прыгать, громко петь, вволю кататься на велосипеде и роликах, строить дома из стульев и т. п.

• Ограничьте просмотр боевиков и других жестоких фильмов, а лучше исключите их полностью.

• Также исключите игры, после которых ребенок «выходит из себя» и у него возникает неконтролируемое состояние, типа «хохоталки до истерики» или «щекотки до икотки».

• Полезно отдать ребенка в спортивную секцию по занятию восточными единоборствами. Восточные единоборства – это особая духовная и философская культура, которая борется с агрессией, поэтому ей чужды злоба и жестокость. Дети, занимающиеся в таких секциях, понимают, что драться вообще не нужно, и обретают способность вести себя так, чтобы не было никакой необходимости вступать в сражение.

• Никогда не поощряйте ребенка за проявленную агрессивность и соответствующим образом комментируйте подобные действия других.

• Порассуждайте с ребенком на тему логических последствий. Например, «Если ты ударишь Колю, чтобы отобрать у него игрушку, то что может быть дальше? Представь себя на месте Коли».

• Предложите ребенку поразмышлять о том, как он понимает пословицу «Умный – словом, дурак – кулаком».

• Воспитывая ребенка, важно не только объяснять, как не надо делать, а необходимо объяснять и показывать, как делать надо.

• Учите ребенка разрешать конфликтные ситуации словами, а не кулаками. Учите его договариваться, отстаивать свое мнение, подтверждать свою силу словами, интонацией, манерой поведения. При этом, конечно же, очень важен стиль общения, принятый в вашей семье. Если вы сами общаетесь с ребенком соответствующим образом, никогда не прибегая к «методам физического воздействия», спокойно обсуждаете острые ситуации и ищете разумные компромиссы, он принимает эту позитивную установку: в случае противоречий всегда нужно попробовать договориться, найти решение, устраивающее обе стороны. Обычно дети, приученные дома к мирному методу решения проблем, естественно и уверенно держатся в группе сверстников, поэтому у них никогда не возникает необходимость вступать в драку.

• Учите ребенка доброжелательному отношению к окружающим. Важно научить ребенка проявлять чувство сострадания, доброты, внимание к ближнему. Учтите, что дети учатся этому только на примерах. Показывайте, как проявлять эти чувства друг к другу и к нему в том числе. Например, все члены семьи сочувствуют тому, у кого что-то болит: «Смотри, папе больно. Давай его пожалеем».

• Проявляйте сострадание к любому малышу на детской площадке, если тот ушибся или его кто-то обидел, не забывайте пожалеть плюшевого мишку, который упал с дивана.

В будущем такие навыки социального поведения очень пригодятся ребенку, с ними он будет лучше взаимодействовать с окружающими и достигнет гораздо большего.

• Помните, что дети копируют слова и поступки взрослых, перенимают их моральные установки. Поэтому всегда будьте для ребенка хорошим примером.

 

сложных ситуаций с детьми от 2 до 7 лет. Проверенные алгоритмы для родителей: как вести себя, чтобы не навредить, а помочь

(страница 1 из 7)

скачать книгу бесплатно


Ребенок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего ее заслуживает.

Бомбек Эрма (р. 1927)

 

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

Введение

Всем знакома известная фраза о том, что «родителей не выбирают». Казалось бы, все просто и понятно, но за этой фразой стоит столько боли и разочарования детей, так и не получивших от родителей настоящей любви и понимания, особенно в трудную минуту.

То, что вы в руках держите эту книгу, уже значит, что вы думающий родитель, ищущий ответы на свои вопросы. Желание разобраться в своих эмоциях и постичь суть детской психологии – это главный ключ к взаимопониманию между родителями и детьми.

Растить детей нелегко, и далеко не все родители готовы достойно пройти этот сложный путь. Процесс воспитания – это процесс взаимного развития. Вы воспитываете детей, влияете на них, и они влияют на вас, заставляя вас меняться и постоянно совершенствоваться. Но не всегда взрослые люди считают для себя возможным заниматься самоанализом и самосовершенствованием. Многие думают, что они правы только потому, что они родители и плохое поведение ребенка – это повод только для того, чтобы изменить ребенка, а не попытаться исправить что-то в себе или в своем образе мышления.

Тем не менее лишь способность к самоанализу позволит вам справиться с любыми ситуациями. Взрослые далеко не всегда бывают правы, и если вы готовы признавать свои ошибки и менять себя – вы на пути к успеху.

Постарайтесь развить в себе зоркость и внимательность по отношению к вашему ребенку, это поможет вам понимать глубинные причины его поведения и находить лучшие способы взаимодействия с ним. Помните, все дети – совершенно разные: и по характеру, и по восприятию окружающего мира каждый ребенок уникален и неповторим. Любому ребенку необходима своя, особая модель воспитания. Например, если для одного ребенка достаточно укоризненного взгляда, чтобы он с


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.101 с.