Вводная часть. Актуализация знаний о собственной индивидуальности. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Вводная часть. Актуализация знаний о собственной индивидуальности.

2020-06-05 170
Вводная часть. Актуализация знаний о собственной индивидуальности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

После приветствия дети по кругу предают цветок и произносят свое имя. При этом они называют присущие им качества, которые начинаются с букв, имеющихся в имени (например, Ольга – осторожная, ленивая, гордая; Вадим – вежливый, добрый, интересующийся). Перечисленные качества записываются на доске (листе бумаги). По окончании упражнения ведущий, опираясь на сделанные записи, побуждает участников сделать выводы о том, что люди отличаются друг от друга по своим внешним и внутренним свойствам и качествам, которые проявляются в своеобразии психики и личности человека.

Основная часть. Беседа о взаимодействии человека с окружающим миром.

Психолог: говорит о том, человек существо социальное, он живет среди людей, с которыми строит свои отношения. Есть «Я», вокруг меня находится самое ближайшее мое окружение. Это моя семья, близкие друзья, то есть микросоциум. Следующая сфера взаимодействия - это родственники, друзья, приятели, соседи, коллеги, одноклассники, учителя, те люди, взаимодействие с которыми для меня достаточно значимо. Следующий уровень - это те люди, которые не оказывают особого влияния на мою судьбу, обычно мы не знаем их лично. Это продавец в магазине, кондуктор в транс­порте, врач, учащиеся школы... Самый дальний уровень - это те люди, о суще­ствовании которых мы редко задумываемся, например одинокий старый рыбак с берегов Австралии... Можно представить это в виде наглядной схемы, состоящей из 4 концентрических окружностей, в центре - «Я», а вокруг - со­циальные сферы.

Рисунок «Я и мой мир вокруг меня»

Целью является изображение и осознание ребенком значимых сфер своего окружения, прояснение своих взаимоотношений с окружающим миром.

Возьмите лист бумаги.. Рисуйте, оставляя середину листа пустой. Нарисуйте все, что вас окружает в жизни, с кем и с чем вам приходится, взаимодействовать – ваш социальный мир. Нарисовали? Те­перь в центре нарисуйте себя».

Обсуждение

Расскажи что-нибудь о своем рисунке. Нравится ли тебе твой рисунок, нравится ли тебе твой портрет? Что из нарисованного для тебя наиболее важно, а что - наименее? Есть ли разделяющая граница между то­бой и окружающим миром? К чему из окружения ты обращен на рисунке? Как ты взаимодействуешь с тем, что нарисовано вокруг тебя? Что это для тебя значит?

Возможная модификация упражнения. Отметьте на своем рисунке зна­ком «плюс» положительные связи (с кем и с чем вам приятно взаимодейство­вать) и знаком «минус» - отрицательные связи (с кем или с чем неприятно взаимодействовать).

Человек живет не один, а совместно с другими людьми, чтобы выжил его род. Человеку трудно жить одному, даже Робинзон пользовался изде­лиями других людей - ружьем, ножом и был рад встрече с Пятницей.

Нужно определить границы своего «Я» в обществе, что я могу назватьсвоим? Во-первых, это имя, половая принадлежность, внешность. Это не очень зависит от нас: внешность дана нам от природы, имя дали родители, к ним мы привыкли с детства. Взрослея, мы начинаем осознавать их, мы уже можем выработать к ним свое отношение, и это дает возможность подумать, хотим мы в них что-то изменить или нет. Какими мы хотим, чтобы нас видели дру­гие?

Роли и социальные институты - тот социум, который окружает мое про­странство. Мы играем определенные роли, приспосабливаем себя к обществу. Мы решаем, какое лицо покажем миру, как бы нам хотелось, чтобы нас видели. Каждый из нас принимает на себя множество ролей. Роль - проводник в социум, который позволяет более есте­ственно входить в среду, обеспечивает успешную активность и взаимодействие.Общество связывает с ролью некоторые ожидания. У человека есть представ­ления о том, что общество ждет от него в этой роли и что он ждет от общества и от других. Если ожидания от роли у участников взаимодействия не совпада­ют, то это приводит к конфликтам. Понимание социальных ожиданий и овла­дение ролями повышает социальную успешность. То, какие роли мы выбира­ем, зависит от наших целей в жизни.

Роль узнаваема, когда мы говорим о роли, мы говорим об узнаваемом, очем-то общем. Роль предполагает актуализацию в человеке определенных ка­честв. В то же время мы привносим в ее исполнение что-то личное, остаемся сами собой. Можно представить роль в виде каркаса, стандартной рамки, в которые мы должны вписаться, и в то же время мы заполняем ее чем-то своим. Рассказывая о том, что роль предполагает определенные границы, рамки, в которые необходимо «вписаться», можно использовать для иллюстрации на­глядный материал, например бумагу различных форм и размеров - эллипс, узкаяполоска бумаги, звезда, обыграть эту форму: как я заполняю это простран­ство? Как я это делаю? Насколько я учитываю ту форму, в которой сейчас дей­ствую? С какой ролью я связываю эту форму? Насколько комфортно я чув­ствую себя в этой роли?

Упражнение «Парные роли»

Участники становятся в круг.

«Мы с вами говорили о парности ролей. Сейчас да­вайте поиграем в такую игру: бросая друг другу мяч, будем называть какую-то роль. Тот, кто получает мяч, сначала называет парную ей роль, а затем какую-то
свою роль и бросает мяч другому человеку и т. д.». После этого упражнения можно провести разыгрыва­ние сценок без слов. Двое участников (добровольцы) выходят из комнаты и задумывают какие-либо парные роли, например клоун-зритель, продавец-покупатель, и т. п. Затем они возвращаются и показывают сценку без слов. Остальные участники должны догадаться, какие роли были задуманы.

Удалось ли отгадать какие роли были изображены? Что помогло (помешало) узнать ро

ли? Затем сценки разыгрывают другие участники.

Модификация упражнения. Участники делятся на две подгруппы - ис­полнители ролей и наблюдатели. Исполнителей должно быть четное количество. Они выходят за дверь и определяются с ролями, причем роли должны' быть парными. По одному они заходят в комнату и говорят какую-либо ключевую фразу роли. Наблюдатели должны отгадать, что это за роль, и после того, как исполнят свои роли все играющие, попытаться соединить пары (продавца с покупателем, врача с больным и т. д.). После соединения каждая пара может проиграть целую сценку.


Психолог: каждый человек, в зависимости от ситуации, выступает в разных социальных ролях. Знаете ли вы, какие социальные роли выполняет каждый из вас дома, в школе, среди сверстников? (Ответы детей).

Затем дети рассказывают об особенностях поведения в зависимости от социальной роли:

Я – сын

Я – дочь

Я – ученик

Я – мальчик

Я – девочка

Я – среди сверстников.

Ведущий: задумывались ли вы о своем положении в группе сверстников? Хорошо ли вам среди них?

Позитивно или негативно влияет группа на твое поведение?

А как ты влияешь на группу людей (сверстников и взрослых), в которой вращаешься постоянно? (Ответы детей).

Далее ведущий знакомит детей с неформальными объединениями молодежи: социальными, асоциальными и антисоциальными, об их психологическом влиянии на человека.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.