Методические основы и принципы работы — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Методические основы и принципы работы

2020-06-05 98
Методические основы и принципы работы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРОГРАММА

летнего городского оздоровительного лагеря

с дневным пребыванием детей

«Зеленая планета»

на базе ГБОУ лицея №389 «ЦЭО»

кировского района Санкт-Петербурга

 

 

 

 

 

Санкт – Петербург

 

2020 год

Пояснительная записка

Экологическая культура - неотъемлемая часть общечеловеческой культуры. В этой связи наиболее значимым становится уровень нравственного развития юношества, включая морально-этические нормы поведения в быту, на отдыхе, формируемые через систему непрерывного просвещения и образования. ГБОУ лицей № 389 «Центр экологического образования», ставший базой для организации летней оздоровительной кампании, представляет собой образовательный комплекс, в основе которого лежит концепция непрерывного экологического образования для детей района и города. Идея непрерывности заключается в его доступности, гибкости и вариативности с учетом различных возрастных категорий.

Лето - наилучшая пора для отдыха, постоянной смены впечатлений, встречи с неизвестным. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что- то удивительное рядом.

Целостное развитие личности возможно при гармоничном развитии духовного и физического здоровья, что даёт основу для социального здоровья, адаптации личности в обществе и формирования активной позиции. Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека, большая часть этого периода приходится на школьный возраст. Значит, на образование ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни, сознательного экологического поведения настоящего и будущего поколения: формирование у ребенка сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств. В итоге – за формирование целостной личности с активным созидательным отношением к миру.

Летний отдых сегодня – это не только социальная защита ребенка, но и площадка для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта. Ежегодно для учащихся проводятся оздоровительные смены в городском лагере «Зеленая планета» с дневным пребыванием детей при ГБОУ лицее № 389 «ЦЭО».

 

Актуальность программы

 

Данная программа написана с учетом специфики ГБОУ лицея № 389 «ЦЭО», на базе которого был организован ГОЛ «Зеленая планета». Поскольку с наступлением лета перед родителями встает вопрос относительно отдыха своих детей, летние городские лагеря приобретают особое значение. Посещая городской лагерь, ребенок не отрывается от семьи, находится под контролем воспитателей, своевременно накормлен, занят интересными делами. Однако, не менее важным является и вопрос развития ребенка во время летней кампании. В ГОЛ «Зеленая планета» реализуется программа, направленная на развитие экологической культуры детей, поскольку именно развитая экологическая культура человека может в значительной мере обеспечить его надежное и здоровое «завтра». Экологическое воспитание сегодня не только не теряет своей актуальности, но приобретает все большее значение. Именно поэтому в программе городского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Зеленая планета» (далее по тексту – Программа), в значительной степени учитывались материально-технические возможности ГБОУ лицея № 389 «Центр экологического образования», его экологические традиции, уровень подготовки педагогического коллектива, пожелания и интересы детей и родителей, опыт прошлых лет по организации летнего оздоровительного отдыха (модернизацией старых форм работы и введением новых), а также опыт, накопленный другими лагерями, и рекомендации стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года: обеспечение условий для физического, психического, социального, духовно- нравственного развития детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (детей, оставшихся без попечения родителей, детей из неполных семей и пр.);

Программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.

 

Новизна

Особенностью Программы  можно считать выстраивание всей летней кампании в соответствии с возможностями материально-технической оснащения ГБОУ лицея № 389 «ЦЭО», на базе которого проходит летняя кампания лагеря. Специфика названного учреждения позволяет осуществлять экологическое воспитание детей в естественных условиях. Основная идея заключалась в «погружении» детей в природу, вовлечение детей в процесс формирования интереса к себе и окружающему миру, а также использование фантазии, воображения позволили непосредственно детям стать главными действующим лицами в организации своего отдыха лагере.

Программа в значительной степени направлена на формирование позитивного, ответственного, ориентированного на здоровьесбережение отношения к себе и к окружающему миру. В Программе активно используются такие виды деятельности как общение и уход за животными, растениями, наблюдение за питомцами «Зоокорпуса» на территории ГБОУ лицея № 389 «ЦЭО», общение с природой, что обеспечивает как длительное нахождение ребят на свежем воздухе, способствующее укреплению здоровья, так и благоприятные условия для духовно-нравственного развития. Особенностью программы можно также считать расширение вариативности воспитательных направлений, обеспечивающих формирование индивидуальной траектории развития личности ребёнка, с учётом его потребностей, интересов и способностей.

Цель и задачи программы

 

Цель Программы - формирование экологической культуры у воспитанников лагеря и оздоровление воспитанников лагеря в летнюю кампанию.

Задачи программы:

1) создание благоприятных условий для экологического просвещения;

2)пропаганда экологических знаний (распространение информации о состоянии окружающей среды, направленное на привлечение внимания к проблемам охраны окружающей среды, рационального природопользования, экологической безопасности;

3) формирование интереса к общению с природой, к познанию ее законов и явлений;

4) формирование установок и мотивов деятельности, направленной на осознание универсальной ценности природы;

5) формирование убеждения в необходимости сбережения природы, сохранения своего и общественного здоровья;

6) обеспечение участия в практической деятельности по изучению и охране природы;

7) способствовать формированию творческой активности личности ребенка, интереса к искусству и художественно-эстетическому творчеству.

Целевая аудитория: дети, проживающие в городе Санкт–Петербург, в возрасте от 6,5 до 15 лет.

Срок реализации программы

По продолжительности Программа является долгосрочной, т.е. реализуется в течение летней оздоровительной кампании одной смены каждого года и на осенних каникулах (по мере необходимости, план РОО).

 

Направления программы

 

Экологическое образование призвано формировать знания о природе, взаимодействия общества и природы, умение по изучению и охране природы. Процесс экологического образования воспитанников лагеря, в той или иной мере, всегда сочетая обучение и воспитание, направлен на формирование экологической ответственности к окружающей среде.

Направления программы:

-   экологическое направление - формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней;

- художественно - эстетическое направление: развитие творческой активности личности ребенка, создание ситуации успешности, формирование интереса к искусству и художественно-эстетическому творчеству;

- физкультурно-оздоровительное направление: укрепление здоровья, совершенствование физического развития воспитанников, улучшение работоспособности, воспитание привычки к здоровому образу жизни;

- духовно-нравственное направление: воспитание активной гражданской позиции, формирование любви и уважения к окружающему миру.

 

Принцип личностного Я

Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

· при развитии детского самоуправления;

· при наличии перечня реальных социально-значимых задач, в решении которых может принять участие как каждый ребёнок в отдельности, так и группа.

· при наличии системы стимулов, поддерживающих инициативу и самостоятельность детей.

Принцип уважения и доверия.

Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

· добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;

· доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;

· в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов

Принцип открытости

Предполагает участие в процессе воспитания максимального количества институтов и людей.

11.  Педагогические методы:

· метод коллективного действия;

· метод демократического принятия решений по общезначимым вопросам;

· творческие методы подготовки воспитателей и вожатых;

· метод воздействия доброжелательной обстановкой;

· метод эмоционального заражения привлекательной деятельностью;

· метод поощрения;

· метод индивидуализации способов участия ребенка в деятельности.

 

Система штрафов

Предводитель и ее помощники могут забирать капли и листья у детей и отрядов за проступки: несоблюдение правил внутреннего распорядка, режима лагеря, техники безопасности.

Система самоуправления

1. По собственному желанию или по просьбе администрации лагеря каждый ребенок может быть назначен помощником начальника лагеря или его заместителей.

2. В каждом отряде в начале смены должны быть выбраны дети, которые будут отвечать за спортивные мероприятия, творческие дела и игровой бюджет отряда.

3. Ежедневно отряд выбирает самого активного ребенка, который на следующий день назначается вожаком отряда. Он отвечает за соблюдение правил, законов, контролирует работу творческих групп, выполняет важные поручения воспитателей и вожатого.

Кадровое обеспечение

1. Администрация ГОЛ:

- начальник лагеря

- заместитель начальника лагеря

- педагоги-организаторы

2. Воспитатели отрядов – педагоги ГБОУ лицея № 389 «ЦЭО»

3. Вожатые – студенты педагогического колледжа

4. Преподаватели физической культуры

5. Преподаватели кружков

6. Библиотекарь

7. Работники столовой

8. Технический персонал

Методическое обеспечение

1. Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки.

2. Должностные инструкции всех участников процесса.

3. Проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены.

4. Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.

5. Проведение ежедневных планёрок.

6. Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.

 

Педагогические условия

1. Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.

2. Организация различных видов деятельности.

3. Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.

4. Создание ситуации успеха.

5. Систематическое информирование о результатах прожитого дня.

6. Организация различных видов стимулирования.

 

Ожидаемые результаты

В ходе реализации данной программы ожидается:

ü Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм;

ü Укрепление физических и психологических сил детей, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности;

ü Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность;

ü Расширение кругозора детей.

ü Получение воспитанниками лагеря «Зеленая планета» умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.

ü Расширение кругозора воспитанников;

ü Формирование языковой культуры, основ правильного поведения, общения, досуга;

ü Укрепление здоровья детей;

ü Развитие у детей интереса к занятиям физкультурой и спортом.

 

ПРОГРАММА

летнего городского оздоровительного лагеря

с дневным пребыванием детей

«Зеленая планета»

на базе ГБОУ лицея №389 «ЦЭО»

кировского района Санкт-Петербурга

 

 

 

 

 

Санкт – Петербург

 

2020 год

Пояснительная записка

Экологическая культура - неотъемлемая часть общечеловеческой культуры. В этой связи наиболее значимым становится уровень нравственного развития юношества, включая морально-этические нормы поведения в быту, на отдыхе, формируемые через систему непрерывного просвещения и образования. ГБОУ лицей № 389 «Центр экологического образования», ставший базой для организации летней оздоровительной кампании, представляет собой образовательный комплекс, в основе которого лежит концепция непрерывного экологического образования для детей района и города. Идея непрерывности заключается в его доступности, гибкости и вариативности с учетом различных возрастных категорий.

Лето - наилучшая пора для отдыха, постоянной смены впечатлений, встречи с неизвестным. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что- то удивительное рядом.

Целостное развитие личности возможно при гармоничном развитии духовного и физического здоровья, что даёт основу для социального здоровья, адаптации личности в обществе и формирования активной позиции. Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека, большая часть этого периода приходится на школьный возраст. Значит, на образование ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни, сознательного экологического поведения настоящего и будущего поколения: формирование у ребенка сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств. В итоге – за формирование целостной личности с активным созидательным отношением к миру.

Летний отдых сегодня – это не только социальная защита ребенка, но и площадка для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта. Ежегодно для учащихся проводятся оздоровительные смены в городском лагере «Зеленая планета» с дневным пребыванием детей при ГБОУ лицее № 389 «ЦЭО».

 

Актуальность программы

 

Данная программа написана с учетом специфики ГБОУ лицея № 389 «ЦЭО», на базе которого был организован ГОЛ «Зеленая планета». Поскольку с наступлением лета перед родителями встает вопрос относительно отдыха своих детей, летние городские лагеря приобретают особое значение. Посещая городской лагерь, ребенок не отрывается от семьи, находится под контролем воспитателей, своевременно накормлен, занят интересными делами. Однако, не менее важным является и вопрос развития ребенка во время летней кампании. В ГОЛ «Зеленая планета» реализуется программа, направленная на развитие экологической культуры детей, поскольку именно развитая экологическая культура человека может в значительной мере обеспечить его надежное и здоровое «завтра». Экологическое воспитание сегодня не только не теряет своей актуальности, но приобретает все большее значение. Именно поэтому в программе городского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Зеленая планета» (далее по тексту – Программа), в значительной степени учитывались материально-технические возможности ГБОУ лицея № 389 «Центр экологического образования», его экологические традиции, уровень подготовки педагогического коллектива, пожелания и интересы детей и родителей, опыт прошлых лет по организации летнего оздоровительного отдыха (модернизацией старых форм работы и введением новых), а также опыт, накопленный другими лагерями, и рекомендации стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года: обеспечение условий для физического, психического, социального, духовно- нравственного развития детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (детей, оставшихся без попечения родителей, детей из неполных семей и пр.);

Программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.

 

Новизна

Особенностью Программы  можно считать выстраивание всей летней кампании в соответствии с возможностями материально-технической оснащения ГБОУ лицея № 389 «ЦЭО», на базе которого проходит летняя кампания лагеря. Специфика названного учреждения позволяет осуществлять экологическое воспитание детей в естественных условиях. Основная идея заключалась в «погружении» детей в природу, вовлечение детей в процесс формирования интереса к себе и окружающему миру, а также использование фантазии, воображения позволили непосредственно детям стать главными действующим лицами в организации своего отдыха лагере.

Программа в значительной степени направлена на формирование позитивного, ответственного, ориентированного на здоровьесбережение отношения к себе и к окружающему миру. В Программе активно используются такие виды деятельности как общение и уход за животными, растениями, наблюдение за питомцами «Зоокорпуса» на территории ГБОУ лицея № 389 «ЦЭО», общение с природой, что обеспечивает как длительное нахождение ребят на свежем воздухе, способствующее укреплению здоровья, так и благоприятные условия для духовно-нравственного развития. Особенностью программы можно также считать расширение вариативности воспитательных направлений, обеспечивающих формирование индивидуальной траектории развития личности ребёнка, с учётом его потребностей, интересов и способностей.

Цель и задачи программы

 

Цель Программы - формирование экологической культуры у воспитанников лагеря и оздоровление воспитанников лагеря в летнюю кампанию.

Задачи программы:

1) создание благоприятных условий для экологического просвещения;

2)пропаганда экологических знаний (распространение информации о состоянии окружающей среды, направленное на привлечение внимания к проблемам охраны окружающей среды, рационального природопользования, экологической безопасности;

3) формирование интереса к общению с природой, к познанию ее законов и явлений;

4) формирование установок и мотивов деятельности, направленной на осознание универсальной ценности природы;

5) формирование убеждения в необходимости сбережения природы, сохранения своего и общественного здоровья;

6) обеспечение участия в практической деятельности по изучению и охране природы;

7) способствовать формированию творческой активности личности ребенка, интереса к искусству и художественно-эстетическому творчеству.

Целевая аудитория: дети, проживающие в городе Санкт–Петербург, в возрасте от 6,5 до 15 лет.

Срок реализации программы

По продолжительности Программа является долгосрочной, т.е. реализуется в течение летней оздоровительной кампании одной смены каждого года и на осенних каникулах (по мере необходимости, план РОО).

 

Направления программы

 

Экологическое образование призвано формировать знания о природе, взаимодействия общества и природы, умение по изучению и охране природы. Процесс экологического образования воспитанников лагеря, в той или иной мере, всегда сочетая обучение и воспитание, направлен на формирование экологической ответственности к окружающей среде.

Направления программы:

-   экологическое направление - формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней;

- художественно - эстетическое направление: развитие творческой активности личности ребенка, создание ситуации успешности, формирование интереса к искусству и художественно-эстетическому творчеству;

- физкультурно-оздоровительное направление: укрепление здоровья, совершенствование физического развития воспитанников, улучшение работоспособности, воспитание привычки к здоровому образу жизни;

- духовно-нравственное направление: воспитание активной гражданской позиции, формирование любви и уважения к окружающему миру.

 

Методические основы и принципы работы

 

Методической базой для проектирования воспитательной работы в лагере являются достижения отечественной педагогики и методики воспитания. Мы используем комплексный подход к организации работы с детьми в лагере на основе разнообразия видов и форм деятельности, отказа от излишнего увлечения массовыми мероприятиями, от авторитарного принуждения, внимания к личностному росту каждого ребенка.

Программа опирается на следующие принципы:


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.092 с.