Разрушение русского языка. Возможно ли? — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Разрушение русского языка. Возможно ли?

2020-06-04 253
Разрушение русского языка. Возможно ли? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МОУ «Солнечная СОШ»

Советского района

Республики Марий Эл

 

Исследовательский проект

на тему:

«Охрана русского языка. Нужна ли она сегодня?»

общеобразовательная школа

 

 

Обучающиеся 6 класса:

Савинцев Егор,

Григорьев Никита.

Руководитель проекта – учитель

русского языка и литературы

Бахтин Сергей Федорович

 

 

2019-2020 учебный год

 

п.Солнечный

2019г.-2020г.

Паспорт проектной работы.

Название проекта: Охрана русского языка. Нужна ли она сегодня?

Руководитель проекта: Бахтин С.Ф.

Участники проекта:Савинцев Егор(6 кл.),Григорьев Никита (6 кл.)

Учебный предмет в рамках проекта: русский язык.

Задачи проекта:
1. Познакомиться с теоретическими работами по жаргонизмам и заимствованиям;

2. Определить, выделить и описать источники жаргонизмов;

3. Описать иноязычные заимствования и жаргонно-арготическую лексику в радио- и телепередачах.

Вопросы проекта: Как влияют иноязычные заимствования и жаргонная лексика на речевую культуру людей? Нужно ли говорить грамотно? Правильно ли говорят, что злые дела начинаются со злых слов? Как появляются жаргонные слова в речи молодежи?

Цель проекта для учителя: создание ситуации заинтересованности обучающихся русским языком, развитие познавательных интересов, формирование речевой, коммуникативной и информационной компетентности.

Этапы работы над проектом:

1. Подготовка: Определение темы и целей проекта.

2. Планирование: Определение источников информации; определение способов её сбора и анализа. Определение способа представления результатов (формы отчета). Установление процедур и критериев оценки результата и процесса разработки проекта.

3. Исследование: Сбор информации. Решение промежуточных задач. Основные инструменты: интервью, опросы.

4. Анализ и обобщение: Анализ информации, оформление результатов в виде текста и презентации, формулировка выводов.

5. Представление проекта: Выступление перед одноклассниками,  перед учащимися школы, перед родителями.

6. Оценка результата и процесса: Анализ выполнения проекта; причины успехов и неудач.

Срок выполнения проекта: октябрь 2019г.- апрель 2020г.

 Аннотация.

Данный проект является первой серьёзной самостоятельной работой учащихся 6 класса. В процессе работы над проектом ребята должны были не только изучить теоретический материал по данной теме, но и проанализировать и обобщить результаты опроса, сделать вывод о влиянии жаргонизмов на речевую культуру людей. В результате работы над проектом учащиеся приобретали навыки работы с текстом, работе в паре, взаимодействие с взрослыми (библиотекарем, учителем, родителями), защита проекта способствовала формированию коммуникативной компетенции. Формирование информационной компетенции происходило на всех этапах работы над проектом: во время поиска и обработки информации, подготовки и защиты слайдовой презентации.

 

 

Оглавление.


Введение.                                                                                                             4 стр.
1. Теоретическая часть.                                                                                
1.1. Разрушение русского языка. Возможно ли?                                       5 стр.                                      
1.2. Обзор проектов по защите Слова.                                                        7 стр.
1.3. Молодёжный жаргон.                                                                            9 стр.
1.4. Иноязычные заимствования и жаргонно-арготическая лексика          

в газетах, радио-, телепередачах и фильмах.                                             12 стр.

Вывод по теоретической части.                                                                  16 стр.
2. Практическая часть.                                                                                 17 стр.
Выводы и предложения.                                                                              21 стр.
 Литература.                                                                                                  23 стр.

 

 

Введение

Актуальность.

 Просматривая статьи в газетах, журналах, в Интернете, слушая ведущих новостных каналов, дискуссионных телепередач и ток-шоу, мы постоянно сталкиваемся не только с заимствованными словами, но и жаргонизмами. Многие термины непонятны нам и режут слух. И их количество с каждым разом растёт, словари уже не успевают фиксировать новые понятия и определения. И закономерно возникают вопросы: “Что будет дальше? Не грозит ли русскому языку опасность постепенного разрушения в связи с возросшим количеством неоправданного заимствования, в первую очередь, конечно, англицизмов и употребление нецензурной лексики?” Формирующие общественное мнение и определяющие нормы современного разговорного языка журналисты, публицисты, политологи, экономисты, общественные деятели в своих выступлениях активно используют эти термины. Как сказывается это явление на самобытности русского языка? Можно ли утверждать, что сегодня речь большинства наших соотечественников отражает богатство и величие национального языка?

Проблема исследования: Речь русского человека должна быть культурной, правильной, грамотной, выразительной, но некоторые радио-, телепередачи и фильмы отрицательно влияют на речевую культуру людей.

Объект: речь современных школьников

Предмет: русский язык

Цель: анализ речи современных школьников с точки зрения количественного и качественного использования ими ненормативной лексики.

Задачи:

  1. Познакомиться с теоретическими работами по жаргонизмам и заимствованиям
  2. Определить, выделить и описать источники жаргонизмов

3. Описать иноязычные заимствования и жаргонно-арготическую лексику в радио и телевизионных передачах.

4. Систематизировать и описать разные проекты по защите Слова.

Гипотеза: Если в своей речи люди будут бездумно использовать избыточные заимствования и жаргонизмы, то русскому языку грозит постепенное разрушение.

Методы исследования:

  • Изучение литературы в рамках жаргонной лексики и иноязычных заимствований.
  • Изучение государственных и не государственных законов по защите слова.
  • Опрос общественности и обучающихся МОУ «Солнечная СОШ».

 

  1. Теоретическая часть.

Практическая часть.

В изложенном теоретическом материале хорошо видно, что практически все ученые-лингвисты, литературоведы, культурологи, философы обеспокоены состоянием и судьбой русского языка. Вот и мы задумались над вопросом о том, нужно ли вообще говорить грамотно.

Орфоэпический словарь.

Мы провели акцию ”Говори правильно!” В ней приняли участие родители и учащиеся нашей школы.

Нужно было расставить ударение в следующих словах:

Звонит

Красивее

Каталог

Торты

Жалюзи

Договор

Квартал

Звонишь

Облегчить

Баловать

Средства

Результаты:

Родители допустили ошибки в 3-х словах из 11.

Дети - в 5 словах.

К сожалению, звучащее слово, которое способствовало формированию культуры речи детей и взрослых, ушло в прошлое.    

Помочь в такой ситуации может только орфоэпический словарь. Заглядывайте в него почаще!

 

Опустившиеся люди.

Почему?

Слова отражают внутренний мир.

Пятый опрос.  Правильно ли говорят, что злые дела начинаются со злых слов?

84%-говорят «да» (38ч)
16%-говорит «нет» (7ч) (половина из тех, кто положительно ответил на предыдущий вопрос)

Получается, что многие даже не догадываются, что существует научно доказанная цепочка:

Внутренний мир            слово             поступок            характер         судьба

А это значит, что от сквернословия нужно избавляться!

Выводы и предложения.

Работа над проектом позволила нам сделать следующие выводы:

Во-первых, сленговая лексика ограничена интересами людей.

Во-вторых, сленг сводит общение к примитивной, грубой и даже непристойной коммуникации! Очевидно, что литературная речь гораздо богаче и выразительней, а молодёжный сленг больше напоминает речь уголовников, а не культурных людей.

В-третьих, употребление жаргонизмов делает речь небрежной, неточной.

В-четвёртых, газеты, телевидение изобилуют разнообразными отступлениями от литературной нормы, а это отрицательно влияет на речевую культуру людей.

В-пятых, употребление жаргонных и бранных слов можно назвать болезнью, потому что подхватив этот вирус в детстве, очень трудно вылечиться от него в зрелом возрасте.

В-шестых, мы выяснили, что важно знать язык, уметь владеть его богатством не только на уроке, но и в повседневной жизни, так как в речи человека отражается его культура, воспитанность.

Поэтому мы считаем, что возникновение и распространение ненормативной лексики справедливо оценивается как отрицательное явление в развитии национального языка.

Мы предлагаем следующие пути решения проблемы засорения ненормативными словами речи людей:

· Организовать цензурный комитет, который бы пропускал всю информацию.

· Проводить серьёзный набор кадров в СМИ.

· Написать письмо в Останкино с предложением запретить некоторые телепередачи, оказывающие негативное влияние на подрастающее поколение, внимательнее относиться к выбору современных шлягеров, обладающих бедным содержанием и множеством ошибок.

· Ежегодно 21 февраля проводить общешкольное мероприятие «День русского языка».

· Продолжать изучение норм языка на уроках, внимательнее относиться к своей речи и речи окружающих, корректно исправлять ошибки.

Памятка!

Как избавиться от сквернословия!

· Изменить внутренний мир.

· Совершать добрые, искренние поступки.

· Если слово уже подступило к горлу и готово вырваться, нужно стиснуть зубы, но не выпустить зло в мир.

· Укреплять волю (зарядка, утренний подъём и т. д.).

Работа над своей речью – очень трудная задача, но это нужно делать, иначе наша речь будет такой же бедной, как у одного из героев стихотворения Р. Рождественского «Разговор со случайным знакомым».

Разговор со случайным знакомым

- Смотри, как дышит эта ночь,

Звезда, уставшая светить, упала, обожгла плечо...

- Чо?

- Смотри, как вкрадчивый туман

Прижался к молодой воде...

- Где?

- Он полностью поклялся ей,

Он взял в свидетели луну!..

- Ну?!

- Они сейчас уйдут в песок,

Туда, где не видать ни зги...

- Гы!..

- И, ощутив побег реки,

В беспамятстве забьётся ёрш...

- Врёшь!

- Да нет, я говорю тебе,

Что столько тайн хранит земля, берёзы, ивы и ольха...

- Ха!..

- А сколько музыки в степях,

В предутреннем дрожаньи рос...

- Брось!..

- Да погоди! Почувствуй ночь,

Крадущийся полёт совы, сопенье медленных лосих...

- Псих!..

- Послушай, разве можно так прожить и не узнать весны,

Прожить и не понять снега?..

-   Ага!..

«Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием (языком); в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!» (И.С.Тургенев).

А вот какие чудеса совершает слово – это тема для нашей следующей встречи!

Использованная литература.

  1. http://www.russkiymir.ru/publications/86005/ Борис Серов «Дума о русском языке» /
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki Википедия — свободная энциклопедия. Атлас языков мира, находящихся под угрозой исчезновения. Степени сохранности языков.
  3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - Спб., 1863-1866
  4. http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/7600/ Журнал «Вокруг Света» №1 (2856) | Январь 2012 Рубрика «Лингвистика» Разрешите позаимствовать / Максим Кронгауз/
  5. Журнал «Читаем, учимся, играем» №1 2008. Н. А. Бажанова. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
  6.  Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык.

 М.: Айрис-Пресс, 2002

  1. Словарь русского языка. Ожегов С.И.; Изд-во: М.: Русский язык, 1975 г.;

     

 

 

МОУ «Солнечная СОШ»

Советского района

Республики Марий Эл

 

Исследовательский проект

на тему:

«Охрана русского языка. Нужна ли она сегодня?»

общеобразовательная школа

 

 

Обучающиеся 6 класса:

Савинцев Егор,

Григорьев Никита.

Руководитель проекта – учитель

русского языка и литературы

Бахтин Сергей Федорович

 

 

2019-2020 учебный год

 

п.Солнечный

2019г.-2020г.

Паспорт проектной работы.

Название проекта: Охрана русского языка. Нужна ли она сегодня?

Руководитель проекта: Бахтин С.Ф.

Участники проекта:Савинцев Егор(6 кл.),Григорьев Никита (6 кл.)

Учебный предмет в рамках проекта: русский язык.

Задачи проекта:
1. Познакомиться с теоретическими работами по жаргонизмам и заимствованиям;

2. Определить, выделить и описать источники жаргонизмов;

3. Описать иноязычные заимствования и жаргонно-арготическую лексику в радио- и телепередачах.

Вопросы проекта: Как влияют иноязычные заимствования и жаргонная лексика на речевую культуру людей? Нужно ли говорить грамотно? Правильно ли говорят, что злые дела начинаются со злых слов? Как появляются жаргонные слова в речи молодежи?

Цель проекта для учителя: создание ситуации заинтересованности обучающихся русским языком, развитие познавательных интересов, формирование речевой, коммуникативной и информационной компетентности.

Этапы работы над проектом:

1. Подготовка: Определение темы и целей проекта.

2. Планирование: Определение источников информации; определение способов её сбора и анализа. Определение способа представления результатов (формы отчета). Установление процедур и критериев оценки результата и процесса разработки проекта.

3. Исследование: Сбор информации. Решение промежуточных задач. Основные инструменты: интервью, опросы.

4. Анализ и обобщение: Анализ информации, оформление результатов в виде текста и презентации, формулировка выводов.

5. Представление проекта: Выступление перед одноклассниками,  перед учащимися школы, перед родителями.

6. Оценка результата и процесса: Анализ выполнения проекта; причины успехов и неудач.

Срок выполнения проекта: октябрь 2019г.- апрель 2020г.

 Аннотация.

Данный проект является первой серьёзной самостоятельной работой учащихся 6 класса. В процессе работы над проектом ребята должны были не только изучить теоретический материал по данной теме, но и проанализировать и обобщить результаты опроса, сделать вывод о влиянии жаргонизмов на речевую культуру людей. В результате работы над проектом учащиеся приобретали навыки работы с текстом, работе в паре, взаимодействие с взрослыми (библиотекарем, учителем, родителями), защита проекта способствовала формированию коммуникативной компетенции. Формирование информационной компетенции происходило на всех этапах работы над проектом: во время поиска и обработки информации, подготовки и защиты слайдовой презентации.

 

 

Оглавление.


Введение.                                                                                                             4 стр.
1. Теоретическая часть.                                                                                
1.1. Разрушение русского языка. Возможно ли?                                       5 стр.                                      
1.2. Обзор проектов по защите Слова.                                                        7 стр.
1.3. Молодёжный жаргон.                                                                            9 стр.
1.4. Иноязычные заимствования и жаргонно-арготическая лексика          

в газетах, радио-, телепередачах и фильмах.                                             12 стр.

Вывод по теоретической части.                                                                  16 стр.
2. Практическая часть.                                                                                 17 стр.
Выводы и предложения.                                                                              21 стр.
 Литература.                                                                                                  23 стр.

 

 

Введение

Актуальность.

 Просматривая статьи в газетах, журналах, в Интернете, слушая ведущих новостных каналов, дискуссионных телепередач и ток-шоу, мы постоянно сталкиваемся не только с заимствованными словами, но и жаргонизмами. Многие термины непонятны нам и режут слух. И их количество с каждым разом растёт, словари уже не успевают фиксировать новые понятия и определения. И закономерно возникают вопросы: “Что будет дальше? Не грозит ли русскому языку опасность постепенного разрушения в связи с возросшим количеством неоправданного заимствования, в первую очередь, конечно, англицизмов и употребление нецензурной лексики?” Формирующие общественное мнение и определяющие нормы современного разговорного языка журналисты, публицисты, политологи, экономисты, общественные деятели в своих выступлениях активно используют эти термины. Как сказывается это явление на самобытности русского языка? Можно ли утверждать, что сегодня речь большинства наших соотечественников отражает богатство и величие национального языка?

Проблема исследования: Речь русского человека должна быть культурной, правильной, грамотной, выразительной, но некоторые радио-, телепередачи и фильмы отрицательно влияют на речевую культуру людей.

Объект: речь современных школьников

Предмет: русский язык

Цель: анализ речи современных школьников с точки зрения количественного и качественного использования ими ненормативной лексики.

Задачи:

  1. Познакомиться с теоретическими работами по жаргонизмам и заимствованиям
  2. Определить, выделить и описать источники жаргонизмов

3. Описать иноязычные заимствования и жаргонно-арготическую лексику в радио и телевизионных передачах.

4. Систематизировать и описать разные проекты по защите Слова.

Гипотеза: Если в своей речи люди будут бездумно использовать избыточные заимствования и жаргонизмы, то русскому языку грозит постепенное разрушение.

Методы исследования:

  • Изучение литературы в рамках жаргонной лексики и иноязычных заимствований.
  • Изучение государственных и не государственных законов по защите слова.
  • Опрос общественности и обучающихся МОУ «Солнечная СОШ».

 

  1. Теоретическая часть.

Разрушение русского языка. Возможно ли?

Каждые две недели где-то в мире вместе со своим последним носителем умирает по языку. Причин, ведущих к смерти языка, много: войны, стихийные бедствия, эпидемии, порабощения одного народа другим, но основными, играющими в настоящий момент определяющую роль, наверное, можно назвать экономические и политические факторы.  19 февраля 2009 года под эгидой ЮНЕСКО был выпущен в свет «Атлас исчезающих языков мира, находящихся под угрозой исчезновения» в новой редакции. Теперь в статус мёртвых языков могут перейти более трети живых языков планеты. К примеру, эякский язык стал мёртвым со смертью последнего его носителя — Мэри Смит Джонс (Аляска). Ещё на 199 языках планеты говорят менее двух тысяч человек. Примером языка, которому грозит уничтожение, является ленгилу, который знают лишь 4 жителя Индонезии. Так со смертью их последнего носителя бесследно и навсегда исчезнет и язык.

Но число говорящих на русском и считающих своим родным русский язык огромно. Он не может исчезнуть из-за отсутствия говорящих на нем. Его главный враг – экспансия других языков, то есть вливание в язык иностранных слов. В современном мире еще один большой источник мусора в русском языке – Интернет. Большинство пользователей всемирной паутиной пользуются в своем общении исковерканными русскими словами, в придачу довольно четко выражающими их отношение к какому-либо вопросу. Например, «аффтар жжот», «убей сибя апстену» ну и так далее. Все бы ничего, если бы этот язык использовался только в интернете. Так нет, он выходит из него и вливается в литературный разговорный русский язык.

Норма литературного языка – это единообразное, общепризнанное, образцовое употребление единиц языка (слов, словосочетаний, предложений).

Правильность как письменной, так и устной речи определяется соответствием её языковой норме. Норма защищает литературный язык от потока диалектных, просторечных и жаргонных явлений, помогает ему сохранить свою целостность, что необходимо для выполнения им своей основной функции – культурной.

К сожалению, сейчас для русского языка настало трудное время. 16 октября 2009 года в Москве состоялась конференция «Языковая культура», целью которой являлась пропаганда правильного русского языка. На ней с тревогой о современном состоянии русского языка выступили многие общественные деятели, писатели, поэты, депутаты, члены правительства. Были оглашены цифры, вызывающие опасение: 61% населения РФ употребляет бранную лексику, 28% говорит на компьютерном языке, и лишь 5% говорит на чистом литературном языке. Эти показатели свидетельствуют, что в русском языке происходят стремительные негативные изменения, он истощается, теряет свой блеск, глубину. Тут и там мы всё чаще слышим американизированный жаргон, засилье иностранных терминов, а Интернет вообще «утонул» во всевозможных «тайтлах» (title). В речи появляется много несоответствий и ошибок, поскольку новых слов появилось очень много, и щедрый русский народ стал употреблять модные выражения, иногда не задумываясь над реальным смыслом им же сказанного. А значит,  тревога за русский язык оправдана.

Поэтому каждое русское слово надо беречь как зеницу ока, это такое же наследие наших предков, как храмы, дворцы, картины, музыка. И душу всякого русского человека должно греть осознание того, что русская литература – самая значимая, самая читаемая в мировом масштабе! И традиции классиков русской литературы – это литературные нормы и традиции, которые мы не можем позволить себе растерять.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.084 с.