Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2020-06-02 | 513 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Духовно-рыцарские ордена имели весьма обширные сферы деятельности:
Борьба с язычниками
Борьба с язычниками легла в основу идеологии рыцарских орденов, послужила основным мотивом их создания. Разумеется, сначала эта борьба имела религиозный, а не политический оттенок.
Один из покровителей тамплиеров, Бернар Клервосский отмечал писал знаменитую "Похвалу нового рыцарства" (De laude novae militiae). Бернар объясняет в ней необходимость борьбы с иноверцами и необходимость уничтожения их. Считает мусульман и язычников врагами Христа, значит злодеями, для которых нет места в Божием мире. По его утверждению: "Конечно, когда (христианский рыцарь) убивает злодея, он не является убийцею, а - как уже говорил, - уничтожает зло и, таким образом, справедливо почитается мстителем Христовым и защитником Его исповедников. Христианин гордится убийством язычника, поскольку тем самым он показывает свою любовь ко Христу".[7] К похвалам Бернара присоединились и другие выдающиеся люди той эпохи. Аббат Клюни, Петр Досточтимый - известный инициатор первого в европейской литературе перевода Корана на латинский язык - считал тамплиеров избранным Богом войском: "чтобы разбить князей этой земли и победить врагов креста". За этой религиозной фразеологией скрывалась программа использования агрессивных устремлений в целях укрепления папских позиций и расширения сферы его влияния. Другая известная личность XII в., Иоанн Са-лисберийский, писал: "Тамплиеры являются по сути единственными людьми, которые ведут справедливую войну (legitima bella). От этого последнего предложения оставался только один шаг до того, чтобы эти "справедливые войны" назвать "священными", или религиозной обязанностью каждого христианина, Божиим наставлением. Таким образом, можно ли удивляться тому, что "монахи в латах" с такой тщательностью выполнили этот "наказ справедливости и христианский долг". Они осуществляли его во многих местах.
|
Борьба с еретиками
Рыцарские ордена также боролись с еретиками. Основной их задачей была защита христианства, а еретики, безусловно, являлись для него большой угрозой. Рано или поздно крестоносцы должны были отправиться против тех, кто не разделял догматических взглядов Папы или не хотел признавать его власти.
Еретиков трудно было найти в Святой Земле. В Европе же их было более чем достаточно. Главная борьба велась во Франции с альбигойцами[8]. Ранее известные как катары, в XII в. они прибыли на юг Франции, а потом в Испанию и Италию. По истечению неполных 100 лет активно выступило уже 16 альбигойских областей в Ломбардии, на юге Франции, и в Центральной Италии. Они остро критиковали христиан за отход от идеалов аскетизма, а высшее духовенство за испорченность и стремление к светской власти и стяжанию богатств. Папа Иннокентий III уже в 1209 г. организовывал против них крестовый поход, в котором приняло участие множество рыцарей Западной Европы, тамплиеры и иоанниты. Несмотря на захват владений альбигойцев на юге Франции, эти победы не принесли ожидаемых результатов, поскольку на стороне еретиков выступили даже крупные феодалы, например, граф Тулузы Ромуальд VI. Сражения возобновились примерно в 1215 г. и непрерывно продолжались до 1229 г. Со временем они приняли форму не крестового похода, а феодальных войн. Орденские войска практически участвовали только в первом периоде альбигойских войн (до 1210).
Забота о раненых, больных и бедных
Забота о раненых и больных являлась одной из основных обязанностей большинства рыцарских орденов. В большинстве крупных замков были организованы больницы и приюты. Когда рыцари переходили на новое место, они не бросали больных, а переносили их за собой, вместе с добычей. О том, как значительны были объемы этой деятельности, свидетельствуют записки пилигрима Иоанна из Вюрцбурга, посетившего больницу иоаннитов в Иерусалиме в 60-е гг. XII в.: "множество больных - как мужчин, так и женщин - собирается в разных зданиях и ежедневно возвращается к здоровью большой ценой. Когда я был там, я узнал от слуг, что численность больных доходила до 2 тыс. человек". В те времена это была очень большая цифра, почти равнявшаяся количеству орденских братьев. Даже тамплиеры, которые были призваны для заботы о паломниках, а не о больных, хоть и крайне редко, но строили собственные больницы, передавали бедным и больным одну десятую часть хлеба, который выпекался в орденских пекарнях.
|
В более поздние времена забота о больных хоть и отошла на второй план, но не прекратилась. Еще в 1440 г. иоанниты открыли на Родосе больницу, поражавшую приезжих своими размерами и профессионализмом. Интересно то, что из всех орденов до наших дней дошел лишь орден иоаннитов, потому что отказался от военных действий ради помощи больным и нуждающимся.
Борьба с христианами иных конфессий
Латинские государства Малой Азии, плод I Крестового похода, практически на протяжении всей своей истории воевали на два фронта. С одной стороны оборонялись от турков. С другой - жаждали расширить свои владения за счет Византии.
Во время III Крестового похода король Англии Ричард Львиное Сердце, не добившись успехов на материке, атаковал Кипр, отобрав его у византийцев. Как бы следуя его примеру, в 1306 г. иоанниты начали постепенный захват Родоса и близлежащих греческих островков. К 1309 г. весь остров был оккупирован войсками ордена. Большая часть жителей Родоса вынуждены были отступить от православия и подписать унию с Римом.
Сражения рыцарских орденов с христианами значительно чаще происходили в Европе, чем в Азии. IV Крестовый поход, в котором участвовали незначительные орденские соединения, вначале захватил христианский город Задар на Адриатическом Побережье, а затем столицу Восточной Империи - Константинополь. Это стало предвестником новых бед и несчастий, которые вскоре должны были обрушиться на православных. Нельзя обойти вниманием активное участие трех главных орденов: тамплиеров, иоаннитов и крестоносцев, в расширении, а позднее обороне от греков Латинской Империи Константинополя. С 1377 г. иоанниты пребывали в латинском княжестве Ахайя (Греция) на правах 25-летней аренды. Они должны были противостоять освободительному движению греков. Однако впоследствии иоанниты были вытеснены турками.
|
Сражения с христианами других конфессий не менее активно происходили в северной части европейского континента. Польский князь Конрад Мазовецкий в 1237 г. пробовал захватить и разместить в Дрохочине Орден Братьев Добжиньских. Они должны были послужить орудием захвата пограничных земель Киевской Руси и распространять католицизм, несмотря на то, что земли эти были уже христианизированы Православной Церковью. Их владычество было коротким, и они были изгнаны войсками Даниила Галицкого.
Еще более ангажированный в борьбу с православием был прибалтийский отдел крестоносцев, Кавалеры Мечей (Тевтонцы). Их борьба с Русью началась уже с 20-х гг. XIII столетия.
В 1227 г. по инициативе Пскова было подписано перемирие. Рыцари Тевтонского ордена тогда перенесли свое наступление на другие участки. Уже в 1242 г. они ударили в направлении Новгорода, но были разбиты отрядами св. Александра Невского.
Несмотря на многочисленные поражения, крестовые походы против православных длились почти два века. Еще в 1471 г. магистр Йо-ханн Вольтхус готовил поход против России (он не был реализован, поскольку магистра отозвали). В 1502 г., однако, орден разгромил русские войска. Наступление на Литву не вызывало протеста западного общества и поэтому крестовые походы всегда описывали как борьба не с православной Россией, а с языческой Литвой. Это было странно, поскольку когда в XV в. Литва заключила с Польшей унию, трудно было говорить о язычестве Литвы.
Война с христианами своего вероисповедания
Папы неоднократно поощряли крестоносцев к вмешательству во внутренние конфликты в Иерусалиме и на Кипре, в споры между христианами. Климент IV требовал от иоаннитов в 1267 г. поддержки для Карла Анжуйского в борьбе с родом Гогенштауфенов из-за господства в южной Италии. Поскольку это встречало сильное противоречие "традиционных рыцарских орденов", для подобных целей были созданы даже специальные ордена. В 1261 г. в Италии появляется Орден Преблагословенной Девы Марии, правила которого требовали защищать веру, свободу Церкви и усмирять распри. В XIII в. вечная мечта Испании вытеснить мавров с Иберийского полуострова отошла на второй план из-за войн между отдельными княжествами, в которых ордена приняли большое участие. Ордена здесь сильно зависели от королевской власти, которая использовала их в своих светских планах. Очень часто владетели старались поставить на должности великих магистров своих детей, чтобы иметь над ними полный контроль. В 1385 г. внебрачный сын португальского короля Петра I стал магистром ордена Авиз. Неоднократно дети властителей, которые не могли из-за того, что были женаты, занять в орденах должности магистров, заполняли собой другие высшие позиции. В 1456 г. с согласия Папы Калиста III испанский король Генрих IV стал администратором и управляющим хозяйством сразу в двух орденах: Святого Якова и Калат-равы. Это способствовало вовлечению орденов в военные и политические интриги. В 1285 г., когда французы атаковали Арагон, местные ордена выступили на его защиту. В конце XIII в. в Кастилии во время внутренних сражений различные ордена поддерживали разные стороны на полях сражений. В 1347-1348 гг. почти все ордена выступили на стороне короля против народных восстаний. В 1356 г. ордена вошли в состав его войск в войне с Кастилией. Эта война завершилась только во второй половине XIV в., когда начался период битв с маврами за южную часть побережья полуострова - Гренаду.
|
Более "плодотворной" и лучше известной нам была деятельность Ордена Крестоносцев-тевтонцев. В 1308-1309 гг. они захватили Гданьское Поморье и хотели навсегда включить его в состав своего государства. Однако на это они не получили согласия польского короля Владислава Локетка, который со все возрастающей тревогой наблюдал за ростом их могущества. Орден тогда вступил в союз с Иоанном Люксембургским и ударил в 1326 г. по принадлежащим Владиславу местностям Куявы и Великой Польше. (Локеток провел ответную кампанию, в ходе которой к 1328 г. отбросил орденские войска за реку Оса.) Именно эти жестокие расправы, выжигание поселений, убийства женщин и детей заставили летописца более поздних времен Яна Длугоша назвать орденских рыцарей "разбойниками, помеченными крестами". Победа Владислава Локетка в битве под Пловцами в 1331 г. не ослабила ордена. Битвы с крестоносцами продолжались еще почти 200 лет. В результате их на полях битв погибли тысячи и еще больше - при уничтожении населенных пунктов. Множество обвинений, особенно в 1310 г., прозвучало в адрес крестоносцев на Папском трибунале. Им вменялись в вину грабежи христианских поселений. Даже архиепископ Риги обвинил крестоносцев в нападении. Обвинения были весьма серьезными, поскольку этот орден хотели даже распустить.
|
Другим местом борьбы с христианами своего же вероисповедания были орденские государства, а в особенности территория пруссов, принадлежащая крестоносцам. С XV в. ордена были все меньше заинтересованы поддержкой аристократии. Она сосредоточила в своих руках огромную собственность и хотела получить долю в управлении государством. До сих пор аристократия личным участием поддерживала военные операции ордена (в положении служащих братьев). Позже из-за участия в войнах наемных солдат военная роль аристократии сошла на нет. Ордену выгоднее было селить в своих государствах горожан и крестьян, которые платили налоги на содержание армии. Крестоносцы очень отчетливо дали понять прусской аристократии, что не передадут ей даже самых маленьких управленческих функций. Это привело к росту напряжения между рыцарями и аристократией. В 1440 г. восстание организации "Прусский союз" привело к гражданской войне. В течение 14 лет крестоносцы сражались со своими подданными. Часто они грабили их собственность, жгли принадлежащие им деревни.
Деятельность, не имеющая отношения к уставам орденов.
1. Финансовая деятельность
Благодаря многочисленным пожертвованиям и управлению собственностью ордена быстро сосредоточили в своих руках значительные богатства. Очень часто это были наличные деньги. Их необходимо было умело инвестировать так, чтобы они приносили ордену дополнительные прибыли. С другой стороны европейские владения орденов должны были большинство своих доходов обращать на поддержку рыцарства в Святой Земле. Это вынуждало ордена вырабатывать способы безопасной пересылки денег. Вскоре крестоносцы стали мастерами финансовых операций. И нет ничего удивительного в том, что их умением стали пользоваться другие силы. Ордена превращались в банки, в которых можно было хранить деньги, драгоценности, святые мощи, ценные документы. Неоднократно такое хранение связывалось с необходимостью доставки денег или ценностей в другое место, иногда даже на другой континент. У орденов можно было провести заем денег, разумеется, под проценты. Почти во всех орденах можно было иметь постоянные счета и поручать орденам собирать подати с собственной земельной собственности и вести все финансовые дела. Это касалось, как частных лиц, так и местных правителей (в XIII в. Орден парижских Тамплиеров отвечал за текущие проблемы французской казны).
2. Колонизация новых земель
Рыцарские ордена очень часто становились причинами политико-экономических перемен на территориях, где они действовали. На завоеванных землях они создавали условия для государственной экспансии христианства. Они проводили политику экономического освоения еще незаселенных земель, осушали болота, строили города и деревни. Это было связано с акциями переселения людей и привлечения колонистов. К примеру, в Испании после 1312 г., когда границы с маврами передвинулись на юг, ордена имели небольшие возможности сражаться с неверными. Зато усилилась их колонизаторская деятельность. В оставленные мусульманами деревни они переселяли людей с севера страны. Строили дороги, церкви, пристани, мельницы и т.д. Орден Крестоносцев к середине XIV в. основал на территории Пруссии около 1400 деревень с регулярной застройкой и более 90 городов. Большинство из них существуют до сегодняшнего дня. Современная сеть польских дорог проложена также по старым трактам крестоносцев.
Эта колонизаторская деятельность началась еще в Святой Земле. Орденам часто передавались замки и земли на особо опасных участках границ государств крестоносцев. Чтобы эффективно их оборонять, нужно было иметь людей, связывающих свои судьбы с замком. Поэтому вокруг цитаделей селили переселенцев из Западной Европы, у которых на родине практически ничего не осталось, и которым было некуда возвращаться.
Роль духовно-рыцарских орденов в истории
Ордена крестоносцев прославились благодаря своему вкладу в Священную войну, а также - благодаря своим аскетическим обетам бедности, покорности и чистоты, которые давали их члены (устав испанского ордена Сантьяго был единственным, позволявшим членам братства вступать в брак).[9]
Орденские рыцари считали себя передовыми борцами против неверных; они выстроили ряд сильных горных крепостей вдоль восточной степной границы Сирии (особенно замечателен иоаннитский Крак, иначе называемый «замком курдов») и вообще первенствовали в то время в военном и инженерном искусстве. Рыцарские ордена получили утверждение у папы и были совершенно независимы от государства, среди которых находились их владения. Папы видели в них свою армию, они осыпали рыцарей льготами и милостями. Возвеличение рыцарей, которых церковь звала «атлетами Христа» привлекло к ним массу благочестивых дарений: дарители думали, что приобщаются той святой силы, которую проявляют рыцари в крестоносной борьбе. Ордена принимали, таким образом, в число своих собратьев государей и крупных сеньоров, приносивших им присягу верности, не бросая мирской жизни. Скоро в руках орденов соединились обширные имения, дома и учреждения в Сирии и во всех странах Западной Европы. [10]
Движущей силой этих религиозных рыцарских орденов было великодушие и вспомоществование слабым, бедным и страждущим.
Ордена учреждались с целью покровительствовать поклонникам Святых мест и защищать Гроб Господень.
Эти ордена побеждали целые области, основывали города и даже государства. Религиозное рыцарство имело огромное влияние на историю человечества. На Востоке Мальтийский орден покровительствовал торговле и возрождавшемуся мореплаванию и в течение более столетия был единственным оплотом против вторжения турок в Италию.
На севере Тевтонский орден покорял племена, кочевавшие по берегам Балтийского моря, обращал их в христианство, так что они уже не совершали более набегов на соседние государства, и, таким образом, в корне уничтожил дальнейшее опустошение Европы дикими племенами. Он дал время усилиться и распространиться просвещению и приготовить то новое оружие, благодаря которому мы навсегда ограждены от нападения Аларихов и Агтил. В Испании точно также религиозные рыцарские ордена способствовали изгнанию из этой страны чужеземных племен. Там рыцари ордена Калатравы и ордена Меча св. Иакова воевали с маврами и удерживали завоевания мусульман. Этим они оказали немало услуг христианству в Европе.
Рыцари религиозных орденов составляли род милиции, которая передвигалась туда, где требовалась помощь этой милиции ради всеобщей безопасности и ради подержания религии.
Короли и бароны, распускавшие по необходимости своих вассалов на несколько месяцев, часто подвергались в это время нападению со стороны варваров, которые опустошали их владения и нападали и на их земли.
И вот, благодаря сильному оплоту рыцарских орденов в Западной Европе, все изменилось к лучшему: дороги стали безопасны.[11]
Участвуя в крестовых походах и в последовавших затем войнах, все без исключения военно-монашеские ордена постепенно отошли от принципов аскетизма, «забыли» учение того, рыцарями которого они призваны были служить, Христа, сказавшего, что царство его не от мира сего. И хотя первоначально монахи считались среди христиан избранниками неба кардинал Дамиан в XI в. говорил: «Иисус Христос вырывает монахов из мира, подобно доброму пастырю, вырывающему ягнят из пасти хищного зверя. Блаженны избранники, которых Господь спасает среди ограниченного числа погибающих, принимая их в свой святой ковчег», а вступление в монашество признавалось почти вторым крещением, члены духовно-рыцарских орденов не очень-то считались с необходимостью соблюдать монашеские обеты.
Вывод по 2 главе
Духовно- рыцарские ордена оставили свой след в истории человечества. Ордена не только исполняли свои прямые обязанности:
защищали паломников от неприятелей, и предоставляли убежище для ночлега, но и способствовали развитию различных направлений культуры и науки. Рыцари ордена тамплиеров внесли новшество в банковское дело: появились доходные и расходные книги, чековые книжки и др.
Мальтийский орден отличался от других орденов своей просвещенностью и образованностью: на о. Мальте были открыты морская академия, университет, публичная библиотека; поощрялись занятия наукой, искусством госпитальеры патрулировали водные в границы государств, вмешивались в конфликты между странами.
Тевтонский орден также оставил свой след в мировой истории: в военном деле была выработана особая техника построения войска, известная как «немецкая свинья». Основная задача создания орденов было защита паломников, которые стремились посетить христианские святые места, но также происходит распространение христианства на I тех территориях, где господствовали другие религии: мусульманство, язычество и т.д. И эта задача была выполнена успешно: иноверец замечал, что христианство может защищать свою общину и поэтому процесс христианизации населения продвигался большими темпами.
Заключение
В итоге можно сказать, что рыцарство - как оно описано в средневековых трактатах - это определенный образ жизни, в котором мы можем различить три основных аспекта: военный, аристократический и религиозный.
Духовно-рыцарские ордена, военно-монашеские организации, созданные в XII- XIII в.в. под руководством католической церкви с целью защиты, упрочения и расширения, завоеванных во время крестовых походов владений на Востоке, а также для новых территориальных захватов в Европе. Как монахи, члены духовно-рыцарских орденов давали тройной обет воздержания, послушания и бедности. Как рыцари, они носили оружие и участвовали в военных походах.
Все ордена или рыцарские товарищества можно подразделить на три разряда: к первому принадлежат легендарные рыцарские союзы, которые существуют только в романах, как, например, рыцари Круглого Стола. Ко второму относятся действительные исторические ордена, которые, большей частью возникли во времена крестовых походов, когда вся Европа стремилась к освобождению Гроба Господня, когда все христиане соединялись в одно полчище и шли в Палестину сражаться с неверными, чтобы отнять у них христианскую святыню. Именно в это время и произошло учреждение тех рыцарских орденов, из которых каждый имеет свою историю и каждый ознаменовал себя чем-либо особенным во всеобщей истории народов. Главнейшие из этих орденов были: Орден тамплиеров, или храмовников, орден иоаннитов, или орден св. Иоанна Иерусалимского (Мальтийский орден), Тевтонский орден. Наконец, к третьему разряду принадлежат почетные ордена, имеющие целью награждение личных заслуг (Орден Подвязки, орден Золотого руна).
Духовно- рыцарские ордена имели особые привилегии в средневековом обществе. Особые права орденов, прежде всего иоаннитов и тамплиеров, способствовали выделению их из докальних церковных организаций и ставили в независимые условия по отношению к князьям и другим феодалам. Кроме того, ордена не подпадали и под юрисдикцию епископов, имея дело только с курией, и не платили церковных налогов. В орденских церквах службу отправляли священники — члены ордена, которых только у иоаннитов в 1179 г. было уже более 14 тыс. человек. Даже папские предписания, адресованные всей церкви, имели силу для орденов только в том случае, если в них конкретно упоминался тот или другой орден. Обычным явлением стали конфликты с клиром, начиная от иерусалимского патриарха и епископов и кончая местными священниками. И с властителями возникших здесь христианских государств «борцы за веру» тоже особо не церемонились — по крайней мере, они проводили свою политику, даже будучи частью королевских войск.
Военно-монашеские конгрегации постоянно терпели фиаско и возрождались вновь. В разных формах и видах, насколько невероятным это ни покажется, они дожили до конца XX в., приспособившись к изменившимся в корне условиям и трансформировались в соответствии с требованиями сегодняшнего дня.
Так заканчивается история наиболее известных и оставивших заметный след в истории средневековья военно-монашеских организаций эпохи крестовых походов. С началом крестовых походов эти Ордена родились, расцветали, были детищем эпохи и с ее окончанием сошли с политической арены. Тамплиеры сошли с арены с шумом, оставив после себя множество легенд; госпитальеры долго пытались найти свое место в политической мозаике последующих веков и их бледная тень под названием Мальтийского Ордена существует и сегодня. Дольше других на поверхности удерживались тевтоны. Только к середине XVI века начинается закат Тевтонского Ордена. Он существует и поныне и под своим же названием, но это уже просто общественная больничная благотворительная организация.
Настоящая работа показала, как развивались духовно-рыцарские ордена и близкие к ним братства на протяжении столетий и какое влияние оказали на развитие средневековой истории.
Рекомендации по теме: Ознакомиться с литературой,приведенной в списке использованной литературы. Почитать про использование символики древних орденов в современности для общего развития. Ознакомиться с уставами рыцарей и их иерархией.
Список использованной литературы:
I. 1. Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф.Брокгауза и И.Ефрона. – М.:Эксмо, 2007. – 960 с.: ил.
2. Порулярный энциклопедический иллюстрированный словарь, Европедия. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. -1168 с.: ил.
II. 3. Хохлова, Е. Л.. Словарь исторических терминов, понятий и реалий: русский, английский, французский, немецкий / Е. Л. Хохлова; под ред. Ю. Н. Марчука.— М.: Флинта: Наука, 2004.— 160 с.: ил.
III. 4.Советская историческая энциклопедия / гл. ред. Е. М. Жуков; АН СССР; Члены гл. ред.: Е. А. Болтин [и др.].— М.: Советская энциклопедия, 1961
IV. 5.Всемирная история: Учебник для вузов / Под ред.Г.Б.Поляка,А.Н.Марковой.— М.: Юнити, 2000.— 496с.: ил.
V. 6. Все войны мировой истории по Харперской энциклопедии военной истории Р. Э. Дюпюи и Т. Н. Дюпюи / Комментарии Н. Л. Волковского и Д. Н. Волковского.
Кн.2: 1000-1500 г. — 2004.— 640 с.: ил.
7. Виппер Р.Ю. История средних веков. – Курс лекций/ – Киев.: 1996. – 384 с.
8. Ж.Ж. Руа, Ж.Ф. Мишо и др. История рыцарства; соврем. Версия; иллюстр. Изд. – М.: Эксмо, 2007. – 448 с.,
9. Куглер. Б. История крестовых походов. Ростов н/Д.: «Феникс»,1995.512с.
10. Монашеские ордена: власть над душами. – М.: Изд-во Эксмо, Изд-во Алгоритм, 2005. – 416 с.
11. Морис Кин. Рыцарство. – М.: Научный мир, 2000. – 520с.
Мельвиль М. История ордена тамплиеров. Перев.с. фр. к.и.н. Г.Ф. Цыбулько. Научный редактор М.Ю. Медведев. – СПб:
«Евразия», 2000. – 416с.
12. Печников Б.А. «Рыцари церкви. Кто они?»: Очерки об истории исоврем. Деятельности католич. Орденов. М.: Политиздат, 1991.- 351с., ил.
13. Акунов В.В. История военно-монашеских орденов Европы. — Москва: Вече, 2012. — 468 с
14. Моноусова Е. Полная история рыцарских орденов в одной книге. – М.:ОЛМА-ПРЕСС,2010. – 328 с.
15. Жарков С. Рыцарские ордена в бою. М.:Яуза, 2008 – 470 с.: ил.
16. Захаров В.А., Чибисов В.Н. История мальтийского ордена. – Москва: ВЕЧЕ,2012. – 490 с.: ил.
17. Акунов В.В. История Тевтонского ордена. – Москва:ВЕЧЕ, 2012 – 350 с.: ил.
18. Язык птиц Грасе д' Орсе..: Тайная история Европы / Перев. с фр. В. Ю. Петрова. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун- та, 2006. -334 с.
19. Мишо. Г. История крестовых походов. / Г. Мишо. / Перев. с фр. С. Л. Клячко. – М.: МГП ВОС, Центр творческого развития, 1995. - 312 с., ил.
20. Ч.У.Гекерторн. Тайные общества всех веков и всех стран. –Шарк, 1994- 240 с.
[1]«Военно-духовные ордена» Игорь Дьячук, Виктор Богатырев,Михаил Пензиев с. 10-58
[2] Печников Б.А. «Рыцари церкви. Кто они?»: Очерки об истории и соврем. деятельности католич. Орденов.с.322
[3]Советская историческая энциклопедия, 1973 с.74
[4] Печников Б.А. «Рыцари церкви. Кто они?»: Очерки об истории исоврем. Деятельности католич. Орденов. с.290
[5] Морис Кин. Рыцарство с.79
[6] Ж.Ж. Руа, Ж.Ф. Мишо и др «История рыцарства» соврем. Версия с.298
[7] Бернар Клервосский "Похвала новому рыцарству" (De laude novae militiae)
[8] Альбигойцы - ветвь средневековой ереси катаров, развившаяся в Южной Франции в XII-XIII вв. Названы по центру движения - городу Альби.
[9] Мельвиль М. История ордена тамплиеров с.323
[10] «История средних веков» Виппер Р.Ю.
[11] Ж.Ж. Руа, Ж.Ф. Мишо и др «История рыцарства» соврем. Версия с.146
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!