Сферы деятельности духовно-рыцарских орденов их роль в истории. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Сферы деятельности духовно-рыцарских орденов их роль в истории.

2020-06-02 513
Сферы деятельности духовно-рыцарских орденов их роль в истории. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Духовно-рыцарские ордена имели весьма обширные сферы деятельности:

 

Борьба с язычниками

Борьба с язычниками легла в основу идеологии рыцарских орденов, послужила основным мотивом их создания. Разумеется, сначала эта борьба имела религиозный, а не политический оттенок.

Один из покровителей тамплиеров, Бернар Клервосский отмечал писал знаменитую "Похвалу нового ры­царства" (De laude novae militiae). Бернар объясняет в ней необходи­мость борьбы с иноверцами и необходимость уничтожения их. Считает мусульман и язычников врагами Христа, значит злодеями, для которых нет места в Божием мире. По его утверждению: "Конечно, когда (хрис­тианский рыцарь) убивает злодея, он не является убийцею, а - как уже говорил, - уничтожает зло и, таким образом, справедливо почитается мстителем Христовым и защитником Его исповедников. Христианин гордится убийством язычника, поскольку тем самым он показывает свою любовь ко Христу".[7] К похвалам Бернара присоединились и другие выдающиеся люди той эпохи. Аббат Клюни, Петр Досточтимый - изве­стный инициатор первого в европейской литературе перевода Корана на латинский язык - считал тамплиеров избранным Богом войском: "чтобы разбить князей этой земли и победить врагов креста". За этой религиозной фразеологией скрывалась программа использования аг­рессивных устремлений в целях укрепления папских позиций и расши­рения сферы его влияния. Другая известная личность XII в., Иоанн Са-лисберийский, писал: "Тамплиеры являются по сути единственными людьми, которые ведут справедливую войну (legitima bella). От этого последнего предложения оставался только один шаг до того, чтобы эти "справедливые войны" назвать "священными", или религиозной обя­занностью каждого христианина, Божиим наставлением. Таким обра­зом, можно ли удивляться тому, что "монахи в латах" с такой тщатель­ностью выполнили этот "наказ справедливости и христианский долг". Они осуществляли его во многих местах.

Борьба с еретиками

Рыцарские ордена также боролись с еретиками. Основной их задачей была защита христианства, а еретики, бе­зусловно, являлись для него большой угрозой. Рано или поздно крес­тоносцы должны были отправиться против тех, кто не разделял догма­тических взглядов Папы или не хотел признавать его власти.

Еретиков трудно было найти в Святой Земле. В Европе же их бы­ло более чем достаточно. Главная борьба велась во Франции с альби­гойцами[8]. Ранее известные как катары, в XII в. они прибыли на юг Франции, а потом в Испанию и Италию. По истечению неполных 100 лет активно выступило уже 16 альбигойских областей в Ломбардии, на юге Франции, и в Центральной Италии. Они остро критиковали христиан за отход от идеалов аскетизма, а высшее духовенство за ис­порченность и стремление к светской власти и стяжанию богатств. Папа Иннокентий III уже в 1209 г. организовывал против них кресто­вый поход, в котором приняло участие множество рыцарей Западной Европы, тамплиеры и иоанниты. Несмотря на захват владений альби­гойцев на юге Франции, эти победы не принесли ожидаемых резуль­татов, поскольку на стороне еретиков выступили даже крупные фео­далы, например, граф Тулузы Ромуальд VI. Сражения возобновились примерно в 1215 г. и непрерывно продолжались до 1229 г. Со време­нем они приняли форму не крестового похода, а феодальных войн. Ор­денские войска практически участвовали только в первом периоде альбигойских войн (до 1210).

 

Забота о раненых, больных и бедных

Забота о раненых и больных являлась одной из основных обязанностей боль­шинства рыцарских орденов. В большинстве крупных замков были организованы больницы и приюты. Когда рыцари переходили на но­вое место, они не бросали больных, а переносили их за собой, вме­сте с добычей. О том, как значительны были объемы этой деятель­ности, свидетельствуют записки пилигрима Иоанна из Вюрцбурга, посетившего больницу иоаннитов в Иерусалиме в 60-е гг. XII в.: "множество больных - как мужчин, так и женщин - собирается в разных зданиях и ежедневно возвращается к здоровью большой це­ной. Когда я был там, я узнал от слуг, что численность больных до­ходила до 2 тыс. человек". В те времена это была очень большая ци­фра, почти равнявшаяся количеству орденских братьев. Даже тамплиеры, которые были призваны для заботы о паломниках, а не о больных, хоть и крайне редко, но строили собственные больницы, передавали бедным и больным одну десятую часть хлеба, который выпекался в орденских пекарнях.

В более поздние времена забота о больных хоть и отошла на вто­рой план, но не прекратилась. Еще в 1440 г. иоанниты открыли на Ро­досе больницу, поражавшую приезжих своими размерами и профес­сионализмом. Интересно то, что из всех орденов до наших дней дошел лишь орден иоаннитов, потому что отказался от военных действий ра­ди помощи больным и нуждающимся.

 

Борьба с христианами иных конфессий

Латинские государства Малой Азии, плод I Крестового похода, прак­тически на протяжении всей своей истории воевали на два фронта. С одной стороны оборонялись от турков. С другой - жаждали расширить свои владения за счет Византии.

Во время III Крестового похода король Англии Ричард Львиное Сердце, не добившись успехов на материке, атаковал Кипр, отобрав его у византийцев. Как бы следуя его примеру, в 1306 г. иоанниты на­чали постепенный захват Родоса и близлежащих греческих остров­ков. К 1309 г. весь остров был оккупирован войсками ордена. Боль­шая часть жителей Родоса вынуждены были отступить от правосла­вия и подписать унию с Римом.

Сражения рыцарских орденов с христианами значительно чаще происходили в Европе, чем в Азии. IV Крестовый поход, в котором участвовали незначительные орденские соединения, вначале захва­тил христианский город Задар на Адриатическом Побережье, а затем столицу Восточной Империи - Константинополь. Это стало предвест­ником новых бед и несчастий, которые вскоре должны были обру­шиться на православных. Нельзя обойти вниманием активное учас­тие трех главных орденов: тамплиеров, иоаннитов и крестоносцев, в расширении, а позднее обороне от греков Латинской Империи Кон­стантинополя. С 1377 г. иоанниты пребывали в латинском княжестве Ахайя (Греция) на правах 25-летней аренды. Они должны были про­тивостоять освободительному движению греков. Однако впоследст­вии иоанниты были вытеснены турками.

Сражения с христианами других конфессий не менее активно происходили в северной части европейского континента. Польский князь Конрад Мазовецкий в 1237 г. пробовал захватить и разместить в Дрохочине Орден Братьев Добжиньских. Они должны были послу­жить орудием захвата пограничных земель Киевской Руси и распро­странять католицизм, несмотря на то, что земли эти были уже хрис­тианизированы Православной Церковью. Их владычество было ко­ротким, и они были изгнаны войсками Даниила Галицкого.

Еще более ангажированный в борьбу с православием был прибал­тийский отдел крестоносцев, Кавалеры Мечей (Тевтонцы). Их борьба с Русью началась уже с 20-х гг. XIII столетия.

В 1227 г. по инициативе Пскова было подписано перемирие. Ры­цари Тевтонского ордена тогда перенесли свое наступление на другие участки. Уже в 1242 г. они ударили в направлении Новгорода, но бы­ли разбиты отрядами св. Александра Невского.

Несмотря на многочисленные поражения, крестовые походы про­тив православных длились почти два века. Еще в 1471 г. магистр Йо-ханн Вольтхус готовил поход против России (он не был реализован, поскольку магистра отозвали). В 1502 г., однако, орден разгромил русские войска. Наступление на Литву не вызывало протеста запад­ного общества и поэтому крестовые походы всегда описывали как борьба не с православной Россией, а с языческой Литвой. Это было странно, поскольку когда в XV в. Литва заключила с Польшей унию, трудно было говорить о язычестве Литвы.

 

Война с христианами своего вероисповедания

Папы неоднократно поощряли крестоносцев к вмешательству во вну­тренние конфликты в Иерусалиме и на Кипре, в споры между христи­анами. Климент IV требовал от иоаннитов в 1267 г. поддержки для Карла Анжуйского в борьбе с родом Гогенштауфенов из-за господст­ва в южной Италии. Поскольку это встречало сильное противоречие "традиционных рыцарских орденов", для подобных целей были созда­ны даже специальные ордена. В 1261 г. в Италии появляется Орден Преблагословенной Девы Марии, правила которого требовали защи­щать веру, свободу Церкви и усмирять распри. В XIII в. вечная мечта Испании вытеснить мавров с Иберийского полуострова отошла на второй план из-за войн между отдельными княжествами, в которых ордена приняли большое участие. Ордена здесь сильно зависели от королевской власти, которая использовала их в своих светских пла­нах. Очень часто владетели старались поставить на должности вели­ких магистров своих детей, чтобы иметь над ними полный контроль. В 1385 г. внебрачный сын португальского короля Петра I стал магист­ром ордена Авиз. Неоднократно дети властителей, которые не могли из-за того, что были женаты, занять в орденах должности магистров, заполняли собой другие высшие позиции. В 1456 г. с согласия Папы Калиста III испанский король Генрих IV стал администратором и уп­равляющим хозяйством сразу в двух орденах: Святого Якова и Калат-равы. Это способствовало вовлечению орденов в военные и политиче­ские интриги. В 1285 г., когда французы атаковали Арагон, местные ордена выступили на его защиту. В конце XIII в. в Кастилии во время внутренних сражений различные ордена поддерживали разные сторо­ны на полях сражений. В 1347-1348 гг. почти все ордена выступили на стороне короля против народных восстаний. В 1356 г. ордена вошли в состав его войск в войне с Кастилией. Эта война завершилась только во второй половине XIV в., когда начался период битв с маврами за южную часть побережья полуострова - Гренаду.

 

Более "плодотворной" и лучше известной нам была деятельность Ордена Крестоносцев-тевтонцев. В 1308-1309 гг. они захватили Гданьское Поморье и хотели навсегда включить его в состав своего го­сударства. Однако на это они не получили согласия польского короля Владислава Локетка, который со все возрастающей тревогой наблю­дал за ростом их могущества. Орден тогда вступил в союз с Иоанном Люксембургским и ударил в 1326 г. по принадлежащим Владиславу местностям Куявы и Великой Польше. (Локеток провел ответную кампанию, в ходе которой к 1328 г. отбросил орденские войска за ре­ку Оса.) Именно эти жестокие расправы, выжигание поселений, убийства женщин и детей заставили летописца более поздних времен Яна Длугоша назвать орденских рыцарей "разбойниками, помеченны­ми крестами". Победа Владислава Локетка в битве под Пловцами в 1331 г. не ослабила ордена. Битвы с крестоносцами продолжались еще почти 200 лет. В результате их на полях битв погибли тысячи и еще больше - при уничтожении населенных пунктов. Множество об­винений, особенно в 1310 г., прозвучало в адрес крестоносцев на Пап­ском трибунале. Им вменялись в вину грабежи христианских поселе­ний. Даже архиепископ Риги обвинил крестоносцев в нападении. Об­винения были весьма серьезными, поскольку этот орден хотели даже распустить.

 

Другим местом борьбы с христианами своего же вероисповеда­ния были орденские государства, а в особенности территория прус­сов, принадлежащая крестоносцам. С XV в. ордена были все меньше заинтересованы поддержкой аристократии. Она сосредоточила в своих руках огромную собственность и хотела получить долю в уп­равлении государством. До сих пор аристократия личным участием поддерживала военные операции ордена (в положении служащих братьев). Позже из-за участия в войнах наемных солдат военная роль аристократии сошла на нет. Ордену выгоднее было селить в сво­их государствах горожан и крестьян, которые платили налоги на со­держание армии. Крестоносцы очень отчетливо дали понять прус­ской аристократии, что не передадут ей даже самых маленьких уп­равленческих функций. Это привело к росту напряжения между ры­царями и аристократией. В 1440 г. восстание организации "Прусский союз" привело к гражданской войне. В течение 14 лет крестоносцы сражались со своими подданными. Часто они грабили их собствен­ность, жгли принадлежащие им деревни.

 

Деятельность, не имеющая отношения к уставам орденов.

1. Финансовая деятельность

Благодаря многочисленным пожертвованиям и управлению собствен­ностью ордена быстро сосредоточили в своих руках значительные бо­гатства. Очень часто это были наличные деньги. Их необходимо было умело инвестировать так, чтобы они приносили ордену дополнитель­ные прибыли. С другой стороны европейские владения орденов должны были большинство своих доходов обращать на поддержку рыцарства в Святой Земле. Это вынуждало ордена вырабатывать способы безопас­ной пересылки денег. Вскоре крестоносцы стали мастерами финансо­вых операций. И нет ничего удивительного в том, что их умением ста­ли пользоваться другие силы. Ордена превращались в банки, в которых можно было хранить деньги, драгоценности, святые мощи, ценные до­кументы. Неоднократно такое хранение связывалось с необходимос­тью доставки денег или ценностей в другое место, иногда даже на дру­гой континент. У орденов можно было провести заем денег, разумеет­ся, под проценты. Почти во всех орденах можно было иметь постоян­ные счета и поручать орденам собирать подати с собственной земель­ной собственности и вести все финансовые дела. Это касалось, как ча­стных лиц, так и местных правителей (в XIII в. Орден парижских Тамп­лиеров отвечал за текущие проблемы французской казны).

 

2. Колонизация новых земель

Рыцарские ордена очень часто становились причинами политико-эко­номических перемен на территориях, где они действовали. На завое­ванных землях они создавали условия для государственной экспан­сии христианства. Они проводили политику экономического освое­ния еще незаселенных земель, осушали болота, строили города и де­ревни. Это было связано с акциями переселения людей и привлечения колонистов. К примеру, в Испании после 1312 г., когда границы с ма­врами передвинулись на юг, ордена имели небольшие возможности сражаться с неверными. Зато усилилась их колонизаторская деятель­ность. В оставленные мусульманами деревни они переселяли людей с севера страны. Строили дороги, церкви, пристани, мельницы и т.д. Орден Крестоносцев к середине XIV в. основал на территории Прус­сии около 1400 деревень с регулярной застройкой и более 90 городов. Большинство из них существуют до сегодняшнего дня. Современная сеть польских дорог проложена также по старым трактам крестонос­цев.

 

Эта колонизаторская деятельность началась еще в Святой Земле. Орденам часто передавались замки и земли на особо опасных участ­ках границ государств крестоносцев. Чтобы эффективно их оборо­нять, нужно было иметь людей, связывающих свои судьбы с замком. Поэтому вокруг цитаделей селили переселенцев из Западной Европы, у которых на родине практически ничего не осталось, и которым бы­ло некуда возвращаться.

 

Роль духовно-рыцарских орденов в истории

Ордена крестоносцев прославились благодаря своему вкладу в Священную войну, а также - благодаря своим аскетическим обетам бедности, покорности и чистоты, которые давали их члены (устав испанского ордена Сантьяго был единственным, позволявшим членам братства вступать в брак).[9]

Орденские рыцари считали себя передовыми борцами против неверных; они выстроили ряд сильных горных крепостей вдоль восточной степной границы Сирии (особенно замечателен иоаннитский Крак, иначе называемый «замком курдов») и вообще первенствовали в то время в военном и инженерном искусстве. Рыцарские ордена получили утверждение у папы и были совершенно независимы от государства, среди которых находились их владения. Папы видели в них свою армию, они осыпали рыцарей льготами и милостями. Возвеличение рыцарей, которых церковь звала «атлетами Христа» привлекло к ним массу благочестивых дарений: дарители думали, что приобщаются той святой силы, которую проявляют рыцари в крестоносной борьбе. Ордена принимали, таким образом, в число своих собратьев государей и крупных сеньоров, приносивших им присягу верности, не бросая мирской жизни. Скоро в руках орденов соединились обширные имения, дома и учреждения в Сирии и во всех странах Западной Европы. [10]

Движущей силой этих религиозных рыцарских орденов было великодушие и вспомоществование слабым, бедным и страждущим.

Ордена учреждались с целью покровительствовать поклонникам Святых мест и защищать Гроб Господень.

Эти ордена побеждали целые области, основывали города и даже государства. Религиозное рыцарство имело огромное влияние на историю человечества. На Востоке Мальтийский орден покровительствовал торговле и возрождавшемуся мореплаванию и в течение более столетия был единственным оплотом против вторжения турок в Италию.

На севере Тевтонский орден покорял племена, кочевавшие по берегам Балтийского моря, обращал их в христианство, так что они уже не совершали более набегов на соседние государства, и, таким образом, в корне уничтожил дальнейшее опустошение Европы дикими племенами. Он дал время усилиться и распространиться просвещению и приготовить то новое оружие, благодаря которому мы навсегда ограждены от нападения Аларихов и Агтил. В Испании точно также религиозные рыцарские ордена способствовали изгнанию из этой страны чужеземных племен. Там рыцари ордена Калатравы и ордена Меча св. Иакова воевали с маврами и удерживали завоевания мусульман. Этим они оказали немало услуг христианству в Европе.

Рыцари религиозных орденов составляли род милиции, которая передвигалась туда, где требовалась помощь этой милиции ради всеобщей безопасности и ради подержания религии.

Короли и бароны, распускавшие по необходимости своих вассалов на несколько месяцев, часто подвергались в это время нападению со стороны варваров, которые опустошали их владения и нападали и на их земли.

И вот, благодаря сильному оплоту рыцарских орденов в Западной Европе, все изменилось к лучшему: дороги стали безопасны.[11]

Участвуя в крестовых походах и в последовавших затем войнах, все без исключения военно-монашеские ордена постепенно отошли от принципов аскетизма, «забыли» учение того, рыцарями которого они призваны были служить, Христа, сказавшего, что царство его не от мира сего. И хотя первоначально монахи считались среди христиан избранниками неба кардинал Дамиан в XI в. говорил: «Иисус Христос вырывает монахов из мира, подобно доброму пастырю, вырывающему ягнят из пасти хищного зверя. Блаженны избранники, которых Господь спасает среди ограниченного числа погибающих, принимая их в свой святой ковчег», а вступление в монашество признавалось почти вторым крещением, члены духовно-рыцарских орденов не очень-то считались с необходимостью соблюдать монашеские обеты.

Вывод по 2 главе

Духовно- рыцарские ордена оставили свой след в истории человечества. Ордена не только исполняли свои прямые обязанности:

защищали паломников от неприятелей, и предоставляли убежище для ночлега, но и способствовали развитию различных направлений культуры и науки. Рыцари ордена тамплиеров внесли новшество в банковское дело: появились доходные и расходные книги, чековые книжки и др.

Мальтийский орден отличался от других орденов своей просвещенностью и образованностью: на о. Мальте были открыты морская академия, университет, публичная библиотека; поощрялись занятия наукой, искусством госпитальеры патрулировали водные в границы государств, вмешивались в конфликты между странами.

Тевтонский орден также оставил свой след в мировой истории: в военном деле была выработана особая техника построения войска, известная как «немецкая свинья». Основная задача создания орденов было защита паломников, которые стремились посетить христианские святые места, но также происходит распространение христианства на I тех территориях, где господствовали другие религии: мусульманство, язычество и т.д. И эта задача была выполнена успешно: иноверец замечал, что христианство может защищать свою общину и поэтому процесс христианизации населения продвигался большими темпами.

 


 

Заключение

В итоге можно сказать, что рыцарство - как оно описано в средневековых трактатах - это определенный образ жизни, в котором мы можем различить три основных аспекта: военный, аристократический и религиозный.

Духовно-рыцарские ордена, военно-монашеские организации, созданные в XII- XIII в.в. под руководством католической церкви с целью защиты, упрочения и расширения, завоеванных во время крестовых походов владений на Востоке, а также для новых территориальных захватов в Европе. Как монахи, члены духовно-рыцарских орденов давали тройной обет воздержания, послушания и бедности. Как рыцари, они носили оружие и участвовали в военных походах.

Все ордена или рыцарские товарищества можно подразделить на три разряда: к первому принадлежат легендарные рыцарские союзы, которые существуют только в романах, как, например, рыцари Круглого Стола. Ко второму относятся действительные исторические ордена, которые, большей частью возникли во времена крестовых походов, когда вся Европа стремилась к освобождению Гроба Господня, когда все христиане соединялись в одно полчище и шли в Палестину сражаться с неверными, чтобы отнять у них христианскую святыню. Именно в это время и произошло учреждение тех рыцарских орденов, из которых каждый имеет свою историю и каждый ознаменовал себя чем-либо особенным во всеобщей истории народов. Главнейшие из этих орденов были: Орден тамплиеров, или храмовников, орден иоаннитов, или орден св. Иоанна Иерусалимского (Мальтийский орден), Тевтонский орден. Наконец, к третьему разряду принадлежат почетные ордена, имеющие целью награждение личных заслуг (Орден Подвязки, орден Золотого руна).

Духовно- рыцарские ордена имели особые привилегии в средневековом обществе. Особые права орденов, прежде всего иоаннитов и тамплиеров, способствовали выделению их из докальних церковных организаций и ставили в независимые условия по отношению к князьям и другим феодалам. Кроме того, ордена не подпадали и под юрисдикцию епископов, имея дело только с курией, и не платили церковных налогов. В орденских церквах службу отправляли священники — члены ордена, которых только у иоаннитов в 1179 г. было уже более 14 тыс. человек.  Даже папские предписания, адресованные всей церкви, имели силу для орденов только в том случае, если в них конкретно упоминался тот или другой орден. Обычным явлением стали конфликты с клиром, начиная от иерусалимского патриарха и епископов и кончая местными священниками. И с властителями возникших здесь христианских государств «борцы за веру» тоже особо не церемонились — по крайней мере, они проводили свою политику, даже будучи частью королевских войск.

Военно-монашеские конгрегации постоянно терпели фиаско и возрождались вновь. В разных формах и видах, насколько невероятным это ни покажется, они дожили до конца XX в., приспособившись к изменившимся в корне условиям и трансформировались в соответствии с требованиями сегодняшнего дня.

Так заканчивается история наиболее известных и оставивших заметный след в истории средневековья военно-монашеских организаций эпохи крестовых походов. С началом крестовых походов эти Ордена родились, расцветали, были детищем эпохи и с ее окончанием сошли с политической арены. Тамплиеры сошли с арены с шумом, оставив после себя множество легенд; госпитальеры долго пытались найти свое место в политической мозаике последующих веков и их бледная тень под названием Мальтийского Ордена существует и сегодня. Дольше других на поверхности удерживались тевтоны. Только к середине XVI века начинается закат Тевтонского Ордена. Он существует и поныне и под своим же названием, но это уже просто общественная больничная благотворительная организация.

Настоящая работа показала, как развивались духовно-рыцарские ордена и близкие к ним братства на протяжении столетий и какое влияние оказали на развитие средневековой истории.

Рекомендации по теме: Ознакомиться с литературой,приведенной в списке использованной литературы. Почитать про использование символики древних орденов в современности для общего развития. Ознакомиться с уставами рыцарей и их иерархией.

 

 

Список использованной литературы:

I.  1. Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф.Брокгауза и И.Ефрона. – М.:Эксмо, 2007. – 960 с.: ил.

2. Порулярный энциклопедический иллюстрированный словарь, Европедия. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. -1168 с.: ил.

 II. 3. Хохлова, Е. Л.. Словарь исторических терминов, понятий и реалий: русский, английский, французский, немецкий / Е. Л. Хохлова; под ред. Ю. Н. Марчука.— М.: Флинта: Наука, 2004.— 160 с.: ил.

 III. 4.Советская историческая энциклопедия / гл. ред. Е. М. Жуков; АН СССР; Члены гл. ред.: Е. А. Болтин [и др.].— М.: Советская энциклопедия, 1961

IV. 5.Всемирная история: Учебник для вузов / Под ред.Г.Б.Поляка,А.Н.Марковой.— М.: Юнити, 2000.— 496с.: ил.

V. 6. Все войны мировой истории по Харперской энциклопедии военной истории Р. Э. Дюпюи и Т. Н. Дюпюи / Комментарии Н. Л. Волковского и Д. Н. Волковского.

Кн.2: 1000-1500 г. — 2004.— 640 с.: ил.

7.  Виппер Р.Ю. История средних веков. – Курс лекций/ – Киев.: 1996. – 384 с.

8. Ж.Ж. Руа, Ж.Ф. Мишо и др. История рыцарства; соврем. Версия; иллюстр. Изд. – М.: Эксмо, 2007. – 448 с.,

9.  Куглер. Б. История крестовых походов. Ростов н/Д.: «Феникс»,1995.512с.

10.  Монашеские ордена: власть над душами. – М.: Изд-во Эксмо, Изд-во Алгоритм, 2005. – 416 с.

11.  Морис Кин. Рыцарство. – М.: Научный мир, 2000. – 520с.

 Мельвиль М. История ордена тамплиеров. Перев.с. фр. к.и.н. Г.Ф.     Цыбулько. Научный редактор М.Ю. Медведев. – СПб:

«Евразия», 2000. – 416с.

12. Печников Б.А. «Рыцари церкви. Кто они?»: Очерки об истории исоврем. Деятельности католич. Орденов. М.: Политиздат, 1991.- 351с., ил.

13. Акунов В.В. История военно-монашеских орденов Европы. — Москва: Вече, 2012. — 468 с

14. Моноусова Е. Полная история рыцарских орденов в одной книге. – М.:ОЛМА-ПРЕСС,2010. – 328 с.

15. Жарков С. Рыцарские ордена в бою. М.:Яуза, 2008 – 470 с.: ил.

16. Захаров В.А., Чибисов В.Н. История мальтийского ордена. – Москва: ВЕЧЕ,2012. – 490 с.: ил.

17. Акунов В.В. История Тевтонского ордена. – Москва:ВЕЧЕ, 2012 – 350 с.: ил.

18. Язык птиц Грасе д' Орсе..: Тайная история Европы / Перев. с фр. В. Ю. Петрова. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун- та, 2006. -334 с.

19. Мишо. Г. История крестовых походов. / Г. Мишо. / Перев. с фр. С. Л. Клячко. – М.: МГП ВОС, Центр творческого развития, 1995. - 312 с., ил.

20. Ч.У.Гекерторн. Тайные общества всех веков и всех стран. –Шарк, 1994- 240 с.

 


[1]«Военно-духовные ордена» Игорь Дьячук, Виктор Богатырев,Михаил Пензиев с. 10-58

[2] Печников Б.А. «Рыцари церкви. Кто они?»: Очерки об истории и соврем. деятельности католич. Орденов.с.322

[3]Советская историческая энциклопедия, 1973 с.74

[4] Печников Б.А. «Рыцари церкви. Кто они?»: Очерки об истории исоврем. Деятельности католич. Орденов. с.290

[5] Морис Кин. Рыцарство с.79

[6] Ж.Ж. Руа, Ж.Ф. Мишо и др «История рыцарства» соврем. Версия с.298

[7] Бернар Клервосский "Похвала новому ры­царству" (De laude novae militiae)

[8] Альбигойцы - ветвь средневековой ереси катаров, развившаяся в Южной Франции в XII-XIII вв. Названы по центру движения - городу Альби.

[9] Мельвиль М. История ордена тамплиеров с.323

[10] «История средних веков» Виппер Р.Ю.

[11] Ж.Ж. Руа, Ж.Ф. Мишо и др «История рыцарства» соврем. Версия с.146


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.087 с.