Дал бой наш катер торпедный. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Дал бой наш катер торпедный.

2020-06-02 179
Дал бой наш катер торпедный. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

И равным был среди старших

На деле наш сверстник юный...

Море, море, спой нам о Саше,

Спой о смелом, весёлом юнге.

О, волны, чего же смолкли вы?!

Что было в разгаре боя?

Мотор, пробитый осколками,

Прикрыл Ковалёв собою!

И, подвигом смерть поправший,

Навек он остался юным...

Море, море, спой нам о Саше,

Спой о смелом, весёлом юнге.

В сентябре 1942 года на Соловецких островах открылась Школа юнг, где готовили подростков для службы на боевых кораблях. Желающих учиться в ней было много. Юношеский задор и жажда мести врагу за разрушенные города и гибель родных, влекли мальчишек в эту школу. Но принимали в неё не всех. Отбор был суров. Принимали юношей 14 – 15 лет, окончивших 6 – 7 классов. Преимущество отдавалось комсомольцам и тем, чьи отцы погибли на фронте. Саша, послужив немного на штабном катере, стал стремиться поступить в эту школу. Но для этого нужна была «чистая анкета», а Саша – сын «врагов народа».

Тогда Саша написал чужую биографию, однофамильца отчима, Юрия Николаевича Ковалёва, уроженца пос. Тотьма Горьковской области. Подробности этих документов неизвестны, но ясно, что риск был велик. Осенью 1942 Сашу приняли в школу юнг. Ему предложили учиться на радиста, но он выбрал специальность моториста, т.к. с этим делом он был немного знаком.

Саша учился охотно и старательно, учёба давалась легко. В начале 1944 года он закончил школу юнг с отличием. По окончании обучения был направлен служить на эсминец Северного флота «Громкий» который сопровождал в Мурманск и Архангельск транспорт с военными грузами.

Но Саша подавал рапорты о том, что хочет служить на торпедном катере. После недолгой службы на Громком, его перевели в бригаду торпедных катеров, на ТКА-209 учеником моториста под командование старшего лейтенанта Кисова Анатолия Ивановича (18.01.1918 – 2009), впоследствии героя Советского Союза. За короткое время Саша стал любимцем экипажа и всей бригады за отчаянную смелость, решительность и общительный характер.

В первом же бою, 7 апреля 1944 года юноша, стоя на мостике, заменил убитого сигнальщика, хладнокровно и точно докладывал командиру катера о падении вражеских снарядов, помогая катеру уклонятся от попаданий, а также помогал корректировать огонь своего катера по транспорту противника, что привело к его потоплению. За этот подвиг Саша Ковалёв был награждён орденом Красной Звезды.

Мая 1944 года, за несколько дней до гибели Саши командир бригады торпедных катеров Северного флота А.В. Кузьмин вручил юнге Саше Ковалеву орден Красной Звезды

Вечером 7 мая катера TKА-209 и ТКА-217 направили в маневренную базу в Пумманки (это недалеко от п-ова Рыбачий, см. справку в конце статьи) для действий на коммуникациях противника. На следующий день катерам пришлось выдержать суровый бой. Вот что удалось выяснить о подробностях этого боя из разных источников.

Днём 8 мая наши торпедные катера на подходе к Пумманкам заметили вражеские корабли и решили их атаковать. ТКА-217 и ТКА-209 под командой старших лейтенантов Желвакова и Кисова на большой скорости приблизились к вражеским кораблям и торпедировали два головных сторожевика противника. С них на наши корабли обрушился шквал огня.

Теперь, развернувшись, надо было уходить. Но вражеские снаряды повредили ТКА-217, он потерял ход и стал тонуть. ТКА-209 под командованием Кисова развернулся и, прикрывая операцию дымовой завесой, под огнём противника, снял его экипаж. Командир ТКА-217 Желваков, покидая корабль, поджёг бикфордов шнур и взорвал корабль, чтобы он не достался врагу. Тогда ТКА-209 с двумя экипажами оторвался от погони, имея преимущество в скорости.

Вскоре три немецких самолёта «фокке-вульф2» атаковали катер. Кисов, умело маневрируя, уворачивался от попадания бомб. Но самолёты открыли артиллерийский и пулемётный огонь. Взрывами в моторном отсеке был ранен командир отделения мотористов Старшинов, тяжело ранен старшина. Катер получал одну пробоину за другой, начался пожар в бензоттсеках, загорелся боезапас. Саша тут же принимал меры к закрытию пробоин и тушению пожара. Он находился в кормовом отсеке и отважно боролся с водой,

В один из моментов осколками бомбы был пробит коллектор двигателя, из которого струёй забила горячая вода вперемешку с маслом и бензином. Поначалу Саша потерял сознание, был контужен. Придя в себя, увидел: правый мотор бездействует, левый повреждён, а у среднего мотора из пробоины в радиаторе хлещет кипяток. Катер терял ход. Нарушение охлаждения мотора грозило его взрывом.

Схватив стёганый ватник, Саша прижал его к пробоине радиатора и навалился грудью, останавливая течь. Жидкость из воды, масла и бензина была около 70 градусов, Саша получал ожоги, но продолжал прижиматься к радиатору, пока не подоспела помощь. На помощь пришёл моторист спасённого экипажа ТКА-217 Ю. Мысловский, который на ходу стал ремонтировать мотор. В это время появились наши самолёты и отогнали фоккеров.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.