Виды работ по совершенствованию речевой деятельности. Словарная работа. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Виды работ по совершенствованию речевой деятельности. Словарная работа.

2020-06-02 114
Виды работ по совершенствованию речевой деятельности. Словарная работа. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Развитие речи в период обучения грамоте осуществляется по 3 направлениям: словарная работа (лексический уровень), работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень), работа над связной речью (уровень текста).

Ц ели развития словаря учащихся начальных классов:

1. Обогащение словаря в связи с расширением представлений и понятий о предметах и явлениях действительности

2. Уточнение значения слов, которыми дети пользуются.

3. Обогащение словаря словами в переносном значении

4. Активизация словаря: употребление в своей речи слов и выражений, которые дети встречают в читаемых текстах, в речи учителя.

5. Усвоение правильного произношения и написания слов.

Источниками развития словаря детей являются:

1. Наблюдения над окружающей действительностью

2. Общение со взрослыми и детьми.

3. Чтение классное и внеклассное, сопровождаемое обычно анализом и обсуждением содержания.

4. Специальные речевые упражнения, связанные с анализом языка произведений, с пересказами, изложениями, сочинениями.

Эти источники обогащения словаря являются одновременно источниками развития речи (устной и письменной).

Первоклассники особо нуждаются в занимательных, доступных видах объяснения новых слов: путем показа картинки или предмета, называния этого предмета; в словарных играх – с помощью словесного лото, кубиков, скороговорок, считалок; в беседах, рассказах, в декламации стихотворений, скандировании слов. Дети не всегда могут сразу выговорить новое слово, следовательно, работать следует не только над значением, но и над звуковым составом слова, над ударением, орфоэпическим произношением, а также над буквенным составом слова и его написанием.

Ежедневно, изо дня в день, дети усваивают новые слова, уточняют, углубляют понимание значения тех слов, которые им встречались ранее, используют слова в своей речи (активизируют их). Например, на страницах Азбуки В.Г.Горецкого, дети, читая текст, знакомятся с новыми словами.

Учебная деятельность детей требует усвоения десятков новых слов. Новые слова встречаются в читаемых текстах, в рассказе учителя; новыми являются слова, обозначающие названия учебных принадлежностей, пособий, действий; множество новых слов и значений усваивается в ходе наблюдений, а также по картинкам в азбуке.

Работа над речью учащихся связывается с содержанием текстов и иллюстраций азбуки. В связи с основной темой страницы азбуки привлекается материал экскурсий, наблюдений, предметных занятий. Словарь букварных текстов, включая столбики слов, очень богат: он охватывает разные области жизни детей и взрослых, природные явления, растительный и животный мир. Тематика текстов предполагает воспитывающее влияние на учащихся (отношение детей между собой, со взрослыми, забота о природе и т. д.).

Целесообразно выделять в связи с основной темой каждой страницы слова, работа над которыми развивает и систематизирует представления учащихся об окружающем их мире. При такой работе пополняется словарь детей.

Новые слова включаются в предложения, читаются, подвергаются звуковому анализу, составляются из букв разрезной азбуки. Слова включаются в группу лексических и логических упражнений.

Группы предметных картинок служат для словарно-логических упражнений:

-различие родо-видовых понятий (каким одним словом можно назвать все предметы);

-упражнения в классификации (какой предмет лишний и почему);

-сопоставление слова со звуковой схемой;

-обобщений.

Схемы-модели, встречающиеся на первых же страницах, используются для аналитико-синтетической работы:

-звуковой анализ слов с опорой на данную схему;

-звуковой анализ слов и сопоставление схемы;

-сопоставление звукового состава слова с несколькими схемами и выбор соответствующей.

Во второй части азбуки количество схем-моделей значительно уменьшается, но работа с ними должна продолжаться, для этого используются таблицы или подвижные модели.

Наибольшее значение для развития речи в период обучения грамоте имеет семантическая работа: наблюдения над значением слов, уточнение значений и оттенков.

С первых дней следует приучать детей к внимательному отношению к слову, к поиску наиболее выразительных слов.

В столбиках букваря часто встречаются слова, которые детям этого возраста непонятны. Для объяснения их значения учитель проводит с детьми беседу, даёт отдельные слова в предложениях или словосочетаниях или показывает рисунок, картинку.

Работа над словом на уроках чтения в букварный период не ограничивается только объяснением непонятных слов. Дети группируют слова, объединяя их по признаку сходства (мебель, посуда) или по признаку различия. Понятия усваиваются детьми и путем сравнения различных предметов, находящихся в классе или нарисованных на картинах. (На страницах Азбуки: сосна, осина, ель – деревья; капуста, тыква, лук – овощи).

Объяснение непонятных слов и выражений продолжается и при проведении чтения. На словах, которые не мешают пониманию всего текста в целом, не имеет смысла специально останавливаться, но стоит вести работу по уточнению значения слов.

Читаемые в классе художественные произведения дают богатый материал для речевых упражнений, способствующих уточнению словаря детей. Следует показать детям, насколько яркой получается картина, которая нарисована тем или другим словом, или другой группой слов. В этом смысле можно говорить об удачном выборе автором-художником слова. Такое «взвешивание» слов повышает речевую культуру детей.

Наиболее ценные упражнения лексического характера связаны с понятием «синонимы», «антонимы». Работа над синонимами и антонимами важна, потому что умение подобрать подходящий синоним или антоним позволяет разнообразить речь, употреблять в речи более точные слова и выражения.

К лексическим упражнениям относятся и упражнения, при выполнении которых дети получают представление о многозначности слов. Впервые дети узнают о них уже на подготовительном этапе.

В основном периоде представления детей о прямом и переносном значении расширяются.

Учащиеся подводятся к пониманию переносного значения слова и к умению употреблять слова в переносном значении в собственной речи.

Работа над предложением, как и над словом, начинается буквально с первого урока в школе: это выделение предложения из речевого потока, чтение, ответы на вопросы.

В период обучения грамоте решаются следующие основные задачи работы на синтаксическом уровне:

-осознание предложения как самостоятельной единицы речи, выделение предложений в устной речи, составление их, чтение по азбуке;

-переход от односложных высказываний к высказываниям развернутым, от неполных предложений – к полным, относительно большим предложениям, имеющим, как правило, состав подлежащего и состав сказуемого;

-установление простейших связей между словами в предложении, в словосочетаниях.

В работе над предложением значительное место принадлежит исправлению недочетов, самонаблюдению и самоконтролю. Поскольку учащиеся ещё не располагают теоретическими сведениями по синтаксису, построение предложений проводится на основе образцов. Образцами служат читаемые тексты, речь учителя, а также вопросы. В период обучения грамоте роль вопросов очень велика; вопрос дает основу для составления предложения.

От предложения школьники переходят к связной речи (уровень текста). Связная речь в период обучения грамоте – это пересказ прочитанного самими детьми или учителем, это различные рассказы – по наблюдениям, по воспоминаниям, на основе творческого воображения; это декламация заученных стихотворений, загадывание и отгадывание загадок, работа с пословицами, поговорками, чтение скороговорок, рассказывание сказок и инсценирование их.

В практике первоклассников появляются элементы связной научной или «деловой» речи; связные ответы по звуковому анализу, некоторые рассказы по наблюдениям. Эти виды речи лишь начинают развиваться и поэтому представляют для детей существенные трудности. Упражнения в связной речи имеют место на каждом уроке обучения грамоте как обязательное звено урока.

Начинать работу над связной речью удобнее всего с картинок. Составляя к каждой картинке предложение, дети получают последовательные рассказы.

Сюжетные картинки используются для разъяснения содержания текста, организации работы по развитию связной речи детей. Используя сюжетные картинки, школьники могут отвечать на вопросы, составлять предложения и связные тексты.

Серии сюжетных картинок используют для составления предложений по каждой из них, а затем всех предложений в связной рассказ.

В ходе подготовительной беседы выбираются для рассказа самые лучшие, полные предложения, устраняются неизбежные в таких случаях повторы; для придания событиям большей реальности персонаж получает имя, определяется время года, может быть добавлено предложение о погоде. Рассказ озаглавливается – так дети начинают работу над темой. В дальнейшем дети получают задания на тему, например: «Расскажите о белочке», «Расскажите о том, как играли в…».

Обычно опорой детских рассказов в 1 классе служат вопросы учителя или вопросный план. Пересказывая прочитанное, дети обогащают свой словарь за счет лексики образца, соблюдают последовательность текста, подражают синтаксическому строю первоисточника, передают эмоциональное содержание и идейный смысл рассказа. Составляемый рассказ или пересказ постоянно исправляется, выбираются наиболее подходящие слова, объясняется их значение и целесообразность выбора в данной ситуации, идёт работа над предложением, вводятся детали, подробности, улучшается последовательность изложения событий, вводятся простейшие причинные обоснования.

Огромную роль в развитии связной речи играет занимательный элемент: он является органичной, неотъемлемой частью всякой творческой работы. И пересказывая, и рассказывая, ребенок входит в роль, сопереживает героям, увлеченно ждёт решительных событий, развязки. Поэтому в системе упражнений по развитию связной речи должны быть представлены и инсценирование сказки, и конкурсы на лучшего чтеца стихотворений, и соревнование в отгадывании загадок, в объяснении пословиц. Загадка всегда остроумна, поэтична, легко запоминается. Однако загадки полезны и сами по себе, как средство речевого развития детей. Работа над загадками всегда превращается в веселую, оживленную беседу, в ходе которой обогащается словарь, раскрываются метафоры, идёт работа над словами-признаками, вырабатывается чувство ритма.

Развитие речи учащихся – это, безусловно, важнейшая задача школы, ибо в жизни человеку необходим навык речи в первую очередь. Развитая речь служит также средством познания.

Далее в период обучения грамоте начинает формироваться другой вид речевой деятельности – чтение и письмо. Работа по обучению чтению и письму проводится по следующим этапам: сначала дети учатся читать гласные буквы (в подготовительном этапе), слоги (прямые и разной структуры), чтение целыми словами. Важно, чтобы с первых шагов в обучении грамоте работа смыслового механизма была направлена на выявление значений прочитываемых ребенком слов, предложений, учебно- букварных текстов и одновременно на управление механизмами, которые обеспечивают техническую сторону чтения.

Итак, при формировании и развитии языковой личности ребёнка целесообразно учитывать весь опыт, накопленный классической наукой и методикой, и соотносить его с новейшими тенденциями языковой теории и практики, основываясь на принципах системности, научности, непротиворечивости, объяснительной силы, преемственности этапов обучения, а также руководствуясь идеей индивидуального подхода к каждой взятой личности ребёнка.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ

Работа над предложением в обучении языку занимает особое место еще и потому, что на синтаксической основе осуществляется усвоение морфологии и лексики, фонетики и орфографии. Предложение выступает в качестве той основной единицы речи, кото­рая помогает младшим школьникам осознать роль в языке имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений.

Лексическое значение слова и особенности его употребления раскрываются в словосочетании или в предложении. Смысл слова уточняется в составе предложения. В контексте слово всегда одно­значно вне предложения слово может иметь несколько значений.

Предложение как смысловая и структурно грамматическая еди­ница характеризуется тем, что выражает законченность. При по­мощи предложений сообщаются знания о предметах и явлениях действительности, дается оценка этим явлениям. Мысль, высказанная в форме предложения, может содержать утверждение (Прилетели певчие птицы.) или отрицание (Осень еще не наступила.).

Для передачи грамматической структуры предложения, пере­дачи смысла в языке используются определенные средства, с по­мощью которых выражается законченная мысль: каждое предло­жение с грамматической точки зрения представляет собой внут­реннее единство его главных и второстепенных членов с учетом порядка их расположения и интонации. Слова и словосочетания в предложении связаны между собой по определенным грамматичес­ким законам.

Любое предложение в русском языке в отличие от слова и сло­восочетания имеет два основных характерных признака, это: 1) инто­нация сообщения и 2) предикативность, т.е. соотнесенность выска­зываемого содержания и реальной действительности, утверждение или отрицание чего-либо по отношению к явлениям действительности. Наличие обоих этих признаков для предложения обязательно.

Так как предложение – единица звучащая, то объединение слов в предложении и отделение одного предложения от другого в звучащем потоке речи оформляется с помощью интонации. С ее же помощью образуются различные виды предложений по целевой на­правленности: повествовательные, вопросительные, побудительные.

В работе над предложением в начальных классах условно вы­деляются пять направлений.

1. Формирование грамматического понятия «предложение».

2. Изучение структуры предложения (работа над пониманием сущности связи слов в словосочетаниях, осознанием грамматичес­кой основы предложения, особенностей главных и второстепенных членов, прямого и обратного порядка слов, распространенных и нераспространенных предложений).

3. Формирование умения использовать в речи предложения, разные по цели высказывания и по интонации. Овладение пра­вильным интонированием предложения.

4. Развитие умения точно употреблять слова в предложении.

5. Формирование умения оформлять предложения в письмен­ной речи (употребление прописной буквы в начале предложения, постановка знаков препинания).

Предложение – это тот фон, на материале которого дети учатся нормам произношения, нормам словоизменения и словосочетаемости, формируют грамматические умения, орфографические и рече­вые навыки.

Согласно ныне действующей программе учащиеся начальных классов с постепенным расширением и усложнением должны усво­ить сведения.

1) о повествовательных, вопросительных, восклицательных предложениях;

2) главных и второстепенных членах предложений (без деле­ния на виды);

3) связи между словами в предложении.

В / классе дети должны научиться выделять предложения из речи; находить в предложении слова, обозначающие, о ком или о чем говорится, что говорится; устанавливать связь между слова­ми по вопросам; при чтении предложений соблюдать интонации и паузы.

Во II классе учащиеся усваивают понятия «повествовательное, вопросительное, восклицательное предложения», «подлежащее», «сказуемое», «второстепенные члены предложения» (без деления на виды); учатся выписывать из предложения пары связанных между собой слов, при чтении соблюдать интонацию повествовательного, вопросительного, восклицательного предложений, выделять голо­сом нужные по смыслу слова.

В III-IV классе дети учатся различать среди простых предложений предложения с однородными членами, соблюдая при чтении инто­нацию перечисления.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.