Интервью с Паушу Розой Ивановной, 1931г.р., — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Интервью с Паушу Розой Ивановной, 1931г.р.,

2020-06-02 248
Интервью с Паушу Розой Ивановной, 1931г.р., 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ребёнком войны

 Целыковский Юрий,

МБОУ «СОШ№3»

Руководитель: Золотухина А.С.

 

Паушу Роза Ивановна родилась 1.10.1931г. в Ленинградской области. Ей было 10 лет, когда началась война, а затем блокада Ленинграда, но Роза Ивановна помнит те суровые годы испытаний, помнит жизнь людей в осажденном городе, ночные бомбежки и множество мертвых тел на улицах.

Мы изрядно волновались, когда пришли к ветерану, боялись, что откажет, сошлется на плохую память или недомогание. Но, как ни странно, наша собеседница оказалась жизнерадостной, активной женщиной, которая сразу согласилась на разговор. «Пусть помнят дети о войне», - сказала она.

- Роза Ивановна, вам, наверное, тяжело будет вспоминать о тех днях? Нелегким, наверное, было ваше детство?

Ответ удивил:

- Ну, что вы, детство мое было счастливым. Я родилась в 1931 году, в Ленинградской области, деревне Луполово. Жили мы хорошо. Отца почти не помню. Мама и старшая сестра работали в колхозе, было и свое хозяйство: коровы, козы. Мама очень любила землю, говорила, что «…земля кормит». Я была младшей из трех сестер, к 1941 году окончила 1 класс.

- А как вы узнали о том, что началась война?

- Я была еще ребенком, но помню, что старшая сестра вернулась вечером с гуляний и нам сообщила, что началась война. Мама плакала. Все переменилось, конечно. Детство наше кончилось. Хозяйство пришлось забросить, мама и сестры в колхозе работали много, скот у нас забрали. Сразу начались проблемы с продуктами. Нормы все урезали и урезали.

- А как же школа, во второй класс вы так и не пошли?

- Нет, конечно. В школе нашей был теперь госпиталь для раненых солдат. Мы, ребятишки, днем могли еще выходить на улицу, а вот ночью случались бомбежки. Небо над городом всю ночь освещалось прожекторами, ожидали налета. Мы по звуку могли отличить немецкие самолеты. Сразу бежали в бомбоубежище, и очень радовались, когда наши сбивали фашистские бомбардировщики. Страшно, конечно, было… Целый день гул орудий, танки шли, выстрелы вокруг. Мы все это слышали. Взрослые днем ходили рыть окопы вокруг города. А ночью к нам в дом приходили на ночлег солдаты. Дом у нас был большой, без комнат, правда. Солдаты спали на полу, а во дворе конвой дежурил.

- Роза Ивановна, а что вы помните о жизни в осажденном городе?

- Тяжело было… Сестры работали. Старшая работала в лесу, они заготовляли дрова для газогенераторов, чтобы освещение ночью было. А вот средняя на ипподроме копала ямы, и туда сносили со всех окрестностей трупы людей, сбрасывали и хоронили. Можно было видеть, как человек, идя по улице, падал и умирал на месте. Голод был. Ели, кто что мог. Помню, как-то к нам из города пришли женщины, обменять хлеб на картошку, я держала на руках кошку, а мама говорит: «Спрячь, спрячь под пальто». Боялась, что отберут и съедят.

- Говорят, что немцы провокации устраивали?

- Да, бывало… Бросали немцы листовки «Ленинградские дамочки, не копайте ямочки», окопы, то есть. Мы видели эти листовки, но брать их и читать было нельзя. А когда уже начался голод, так немцы с самолетов посылки с продуктами сбрасывали, но их поднимать тоже было запрещено. За этим в городе строго следили. И продуктов их мы не ели, и окопы копать ходили. А в лесу была землянка, когда солдаты ушли, мы с ребятишками ходили смотреть какие они эти землянки.

- Как же вы оказались здесь, в Хакасии?

- Зиму прожили в окружении, а весной, в марте, когда открыли «Дорогу жизни» через Ладожское озеро, нас стали эвакуировать. Только 30 килограмм вещей взять можно было с собой. Нас четверо – я, сестры и мама, на четверых это совсем мало. Почти ни с чем и выехали. Сели на поезд и через всю Россию, сюда, в Хакасию, приехали. Привезли нас на рудник Балахчин. Здесь уже поселок был, чистым и ухоженным он нам показался после блокадного Ленинграда.

- Какой же была ваша жизнь здесь в военные годы?

 - Мама и сестры работать стали, участок земли нам дали. Так мы в первый же год весь его, еще целинный, вскопали, переработали и два ведра картошки посадили. Мама сразу заметила, что земля здесь хорошая, поэтому, может, и возвращаться потом, после войны, не захотела. Да и тайга рядом, тоже кормит. Я в лес босиком весной ходила, обуви не было. Зато ягоды, ореха много было, можно было поесть, наконец-то. А осенью в школу пошла, во второй класс. Учились по одному учебнику все дети в классе, писали на газетных листах, только на контрольные выдавали чистые тетрадные листы. Чернил тоже не было. Золу или уголь в воде разводили.

- Помните ли вы долгожданный день, когда узнали о Победе?

- Конечно, помню. Мы были в школе, и учительница нам сказала, что война закончилась. Все сразу вышли на улицу, было столько радости, улыбок, поздравляли друг друга. Начался митинг, наша учительница речь сказала, хорошие были слова. После войны многие уехали, вернулись в родные места. И наши односельчане вернулись, но не все прижились там. Нам, как «ненадежным» вернуться не разрешили, да и мама от земли уезжать не хотела. Так здесь мы и остались.

- А в мирное время как устраивали свою жизнь?

- Работали, конечно. Я 21 год проработала пекарем. Здесь и дети выросли, внуки, уже восемь правнуков… Дети сестер уехали в Санкт-Петербург, живут там. Я как-то в молодости ездила в свою деревню, к соседям заходила. А в дом свой не попала, там уже другие жили… Ну, а сейчас живу одна, дети, внуки помогают.

-Спасибо Вам, Роза Ивановна, за рассказ, за то, что выстояли в годы великих испытаний, за то, что помогли возродить страну. Здоровья Вам!

В ответ Роза Ивановна только улыбалась и благодарила, что не забываем о ветеранах.

Мы будем помнить, будем гордиться ими и своей страной, ее историей, ее силой и славой.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.