Побудительным невосклицательным является предложение — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Побудительным невосклицательным является предложение

2020-06-02 357
Побудительным невосклицательным является предложение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

А). Что шумишь, качаясь, тонкая рябина?

Б). Ждите меня возле школьных дверей.

В) Прекрасная пора – осень!

Г) В ельнике меж старых шишек желтым соком брызжет рыжик.

5. Это предложение нераспространенное:

А) Милая моя родина, я счастлив.

Б) Взрослые тигры – опасные хищники.

В) Я держу в руке светлячка.

Г) Вот ворона сидит на заборе.

6. В этом предложении нужно поставить тире:

А) Ежик был ручной.

Б) Июль макушка лета.

В) Раннею весною роща так тиха.

Г) Мой садик свеж и зелен.

7. Выделенное слово в этом предложении является подлежащим:

А) Замечательный подарок мне прислал по почте брат.

Б) Ветер гонит листья.

В) Утром ветер разогнал туманы.

Г) Зеркало залива освещает луч.

8. В этом предложении есть обращение (знаки препинания не расставлены):

А) И рано-раненько весною березка белая опять оделася листвою.

Б) Береза самое любимое дерево русского народа.

В) Сыплет черемуха снегом зелень в цвету и в росе.

Г) Сыпь ты черемуха снегом.

9. В этом предложении нужно поставить двоеточие (знаки препинания не расставлены):

А) Внизу то ли овраг то ли пересохшее русло.

Б) Лес долину снежные глыбы он видел впервые.

В) На зиму заготовили огромные запасы овощей картофеля свёклы капусты.

Г) В садах цвели яблони груши вишни сливы.

В этом предложении две грамматические основы (знаки препинания не расставлены).

А) Желуди держатся на дереве до осени а затем падают на землю.

Б) Стремительные ветры и дикие орлы кружились над нашими головами.

В) Клюква растет на торфяных кочках и ягоды лежат прямо на мху.

Г) Наберет кедровка полон клюв орехов а потом положит их в ямку или в мох.

УРОК 5.

Перед вами предложение С этим богатством досталась тогда, однако, детишкам бедным и большая забота о живых существах.

Прежде всего, нужно определить, какое перед нами предложение по цели высказывания. Напомню, что предложения по цели высказывания бывают повествовательные (содержат сообщение), побудительные (содержат побуждение к действию, приказ) и вопросительные (содержат вопрос). В нашем предложении содержится сообщение, поэтому мы можем сделать вывод, что перед нами повествовательное предложение.

Теперь мы должны определить вид этого предложения по эмоциональной окраске. По интонации у нас бывают восклицательные и невосклицательные предложения. Наше предложение не требует при произнесении особой интонации, поэтому мы можем сделать вывод, что перед нами невосклицательное предложение.

Дальше нам нужно подчеркнуть грамматическую основу, то есть подлежащее и сказуемое. Напомню, что подлежащее указывает на то, о чём говорится в предложении и отвечает на вопросы кто? что? В нашем предложении подлежащее выражено существительным в именительном падеже – забота. В предложении мы должны подчеркнуть одной чертой. Забота что сделала? Досталась – это сказуемое, выраженное глаголом. Его мы обозначим двумя чертами. По составу основы предложения бывают односоставные и двусоставные. У нас есть оба главных члена предложения, следовательно, перед нами двусоставное предложение. По количеству основ мы определяем, простое перед нами предложение или и сложное. Итак, в нашем предложении только одна грамматическая основа, следовательно, это простое предложение.

Теперь мы должны определить вид предложения по наличию второстепенных членов. Вы помните, что предложения, в которых есть только грамматическая основа, называются нераспространёнными. Предложения с второстепенными членами называются распространёнными. Думаю, всем очевидно, что наше предложение распространённое. В этом мы ещё раз убедимся, разбирая каждый член предложения отдельно.

Забота (какая?) большая – это определение, потому что определение, как вы помните, обозначает признак и отвечает на вопросы какой? чей? который? В нашем случае определение выражено прилагательным. Мы подчеркнём его волнистой линией.

Забота (о ком?) о существах – перед нами дополнение, потому что отвечает оно на вопрос предложного падежа. А дополнением мы называем второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей. Выражено оно именем существительным с предлогом. Мы помним, что предлоги не могут быть членами предложения, поскольку являются служебными частями речи. В предложении мы обозначим его пунктиром.

Существах (каких?) живых – это тоже определение, выраженное именем прилагательным.

Досталось (когда?) тогда. Это обстоятельство: именно так называется второстепенный член предложения, обозначающий время, место, причину, образ действия, цель и т. д. В данном случае перед нами обстоятельство времени, выраженное наречием. В предложении мы обозначим его точкой-тире.

Досталось (с чем?) с богатством – это дополнение, выраженное существительным с предлогом.

С богатством (каким?) с этим – это тоже определение, но выражено оно указательным местоимением.

Досталось (кому?) детишкам – дополнение, выраженное именем существительным.

Детишкам (каким?) бедным – определение, выраженное именем прилагательным.

Единственное слово, которое не связано с другими членами предложения и к которому, соответственно, мы не можем задать вопрос, – это слово однако, которое в нашем предложении является вводным.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что предложение у нас осложнённое. Я напомню, что предложения по осложненности бывают осложнённые и неосложнённые. Осложняют предложение однородные члены, обращение, вводные слова, сравнительные обороты, обособленные члены предложения. В данном случае предложение осложнено вводным словом. Вводные слова, как вы помните, всегда обосабливаются.

И последнее, что нам нужно сделать, – это нарисовать схему.

С этим богатством досталась тогда, однако, детишкам бедным и большая забота о живых существах. (повеств., невоскл, простое, двусост, распр., осложнено вводным словом).

[=, вводн. сл., −]

Итак, мы произвели синтаксический разбор предложения.

Сейчас я ещё раз напомню вам порядок разбора.

План синтаксического разбора простого предложения:

1. Дать общую характеристику предложения.

1) Определить, какое это предложение по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное).

2) Определить вид предложения по интонации (восклицательное или невосклицательное)

3) Выделить грамматическую основу предложения. Доказать, что предложение простое. Указать, чем выражены главные члены предложения.

4) Охарактеризовать предложение по характеру основы (односоставное или двусоставное).

5) Назвать вид предложения по наличию второстепенных членов (распространённое или нераспространённое).

2. Рассказать о строении простого предложения.

1) Разобрать предложение по членам и определить, чем они выражены.

2) Определить, осложнённое или неосложнённое предложение. Если оно осложнено, указать, чем (однородными членами, обращением, вводными словами, сравнительным оборотом, обособленным определением или обстоятельством).

3.Составить схему предложения и объяснить постановку знаков препинания.

Давайте разберем ещё одно предложение вместе.

Сильный ветер безжалостно нажимает на деревья и разносит по земле их вой и стон. 1. Предложение по цели высказывания повествовательное, по интонации – невосклицательное. Грамматическая основа – ветер нажимает и разносит. Предложение простое, двусоставное, распространённое.2. Ветер (какой?) сильный – определение, выраженное прилагательным; нажимает (как?) безжалостно – обстоятельство, выраженное наречием; нажимает (на что?) на деревья – дополнение, выраженное существительным с предлогом; разносит (где?) по земле – обстоятельство, выраженное существительным с предлогом; разносит (что?) вой – дополнение, выраженное существительным; разносит (что?) стон – дополнение, выраженное существительным; вой и стон (чей?) их – определение, выраженное притяжательным местоимением.Предложение осложнено однородными сказуемыми нажимает и разносит и однородными дополнениями вой и стон. Ни в одном из этих случае запятые мы не ставим, так как соединены однородные члены одиночным союзом и.

Образец записи:

Сильный ветер безжалостно нажимает на деревья и разносит по земле их вой и стон. (Повеств., невоскл.; прост.; распростр.; осложнено однородн. сказ и дополн.)

Порядок разбора сложного предложения

1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное).

2. Определить тип предложения по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное).

3. Найти грамматические основы в предложении и доказать, что оно сложное.

4. Определить средства связи простых предложений в составе сложных (союзы, союзные слова, интонация) и установить тип данного сложного предложения (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное, предложение с разными видами связи).

5. Если предложение сложносочиненное, то охарактеризовать смысловые отношения между составляющими его простыми; указать средства связи между простыми предложениями.

Если предложение сложноподчиненное, то назвать главное и придаточное; указать средства связи между простыми предложениями и вид придаточного.

Если предложение бессоюзное, то определить смысловые отношения между составляющими его простыми.

Если предложение с разными видами связи, то выделить смысловые части. Каждую часть разобрать как соответствующее простое или сложное предложение.

6. Составить схему предложения и объяснить постановку знаков препинания.

Образцы разбора

1) Лодка колыхалась на волнах, шаловливо плескавшихся об ее борта, еле двигалась по темному морю, а оно играло все резвей и резвей (Горький).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, сложносочиненное, состоит из двух простых, связанных между собой интонацией и сочинительным противительным союзом а.

Первое простое предложение лодка колыхалась на волнах, шаловливо плескавшихся об ее борта, еле двигалась по темному морю; второе — оно играло все резвей и резвей. Грамматическая основа первого предложения — лодка колыхалась, двигалась, грамматическая основа второго предложения — оно играло. Между простыми предложениями в составе сложного отношения противопоставления.

Между простыми предложениями перед союзом а ставится запятая, в конце повествовательного предложения — точка.

2) Но вот однажды, в оттепельный мартовский день, когда аэродром за одно утро вдруг потемнел, а пористый снег осел так, что самолеты оставляли на нем глубокие борозды, Алексей поднялся на своем истребителе (Полевой).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчиненное, состоит из четырех простых предложений, связанных между собой интонацией, союзным словом когда и подчинительным союзом что. В предложении выделяется одно главное и три придаточных предложения: первое и второе придаточные определительные (относятся к слову день в главном предложении и отвечают на вопрос какой?), связаны между собой противительным союзом а; третье придаточное образа действия, меры и степени (относится к сочетанию глагола-сказуемого с указательным словом так в главном предложении и отвечает на вопросы как? в какой мере?).

Это сложноподчиненное предложение с однородным и последовательным подчинением придаточных.

Придаточные предложения в составе сложного выделяются запятыми, в конце предложения ставится точка.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.