История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2020-06-02 | 203 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
1) переход к информационному обществу;
2) расширение виртуальных коммуникаций;
3) многообразие форм современной цивилизации;
4) становление единого человечества и процессов глобализации;
5) развитие открытых форм общества;
6) восстановление утраченного диалога общества и природы;
7) преодоление антагонизма между общечеловеческими, групповыми и индивидуальными целями общественного развития;
8) противоречивость современного мира – появление глобальных проблем.
11.2. Глобализация – это процесс интеграции государств в разных областях деятельности, в ходе которого возрастают взаимовлияние и взаимозависимость народов и государств.
Основные причины глобализации:
1. переход от национальной экономики к мировой;
2) стремительное развитие транспорта и связи;
3) использование новых коммуникационных технологий: Интернет, Глонасс - система глобальной спутниковой навигации, спутниковое телевидение;
4) переход от централизации экономики к ее децентрализации -?.
Основные направления глобализации:
1) деятельность транснациональных корпораций; + развитие международной торговли;
2) глобализация финансовых рынков;
3) международная региональная экономическая интеграция;
4) создании международных организаций в финансовой и торговой сферах: Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирная торговая организация (ВТО).
5) формирование наднациональных финансовых и политических центров.
Последствия глобализации:
1) позитивные:
- сближение государств; расширение международного сотрудничества;
- предостережение и удержание государств от крайних действий в политике;
- активизация «диалога культур» и возникновение социокультурного единства человечества;
|
- распространение достижений НТР.
2) негативные:
- насаждение единого стандарта потребления;
- создание препятствий для развития отечественной промышленности;
- игнорирование экономической и культурно-исторической самобытности, специфики развития стран; - навязывание определенного образа жизни (западного образца либеральной идеологии), чуждого традициям данного общества;
- оформление идеи соперничества;
- утрата специфических черт национальных культур + нивелирование национальных культурных традиций;
- появление (возникновение) глобальных проблем.
Домашнее задание: подготовить сообщение.
Лекция-конспект по теме «Человек и его сознание».
Цель лекции: сформировать представление о природе человеческого сознания. Рассмотреть проявление бессознательного начала в психических процессах, свойствах и состояниях человека.
Для достижения цели ставим следующие задачи
1. Выявить основные признаки сознания.
2. Дать психологическую характеристику сознания человека.
3. Определить роль речи в функционировании человеческого сознания.
4. Рассмотреть предпосылки и условия возникновения сознания.
5. Определить проявление бессознательного начала в психических процессах, свойствах и состояниях человека.
6. Определить соотношение между сознательной и бессознательной регуляцией поведения человека.
План лекции
1. Природа человеческого сознания.
2. Структура сознания.
3. Возникновение и развитие сознания.
4. Соотношение сознания и бессознательного.
Высшей формой развития психики является сознание. Существенное отличие человека от животного состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о прошлом и думать о будущем. Все это связано со сферой человеческого сознания. С ознание – это высший уровень психического отражения действительности и саморегуляции; обычно считается присущим только человеку как общественно-историческому существу. Независимо от того, каких философских позиций придерживались исследователи сознания, с ним неизбежно связывали, так называемую рефлексивную способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя.
|
Выделим основные характеристики сознания человека:
- первая психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими. Ощущение себя познающим субъектом означает, что человек осознает себя как отдельное от остального мира существо готовое и способное к изучению мира. При утрате сознания (сон, гипноз, болезнь и т.п.) такая способность теряется;
- мысленное представление и воображение действительности – вторая характеристика сознания. Она, как и сознание в целом тесно связана с волей. О сознательном управлении представлениями и воображением говорят тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли человека. Сознание тесным образом связано с речью и без нее в высших формах не существует. В сознании отражаются только основные существенные характеристики предметов, событий и явлений;
- третья характеристика сознания – это его способность к коммуникации, т.е. передачи другим лицам того, что осознает данный человек с помощью языка и других знаковых систем. Коммуникативные возможности есть у многих высших животных, но от человеческих они отличаются: с помощью языка человек передает людям не только сообщения о внутренних состояниях, но и о том, что знает, видит, понимает, т.е. объективную информацию об окружающем мире.
Еще одной особенностью человеческого сознания является наличие в нем интеллектуальных схем. Схемой называется умственная структура, в соответствии с которой человек воспринимает, перерабатывает и хранит информацию об окружающем мире и самом себе.
Язык и речь как бы формируют два разных, но взаимосвязанных в своем происхождении и функционировании пласта сознания: систему значений и систему смысла слов.
Сознание существует не только в словесной, но и в образной форме. В таком случае оно связано с использованием второй сигнальной системы, вызывающей и перерабатывающей соответствующие образы. Примером образного человеческого сознания является литература, искусство, музыка.
|
Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека и далеко не все, что воспринимается и управляется поведением человека, актуально осознается им.
Бессознательное – это те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не осознаются.
Бессознательное начало так или иначе представлено во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения – ощущения равновесия, мышечные ощущения; бессознательная память – память, которая связана с долговременной и генетической памятью; бессознательная речь – внутренняя речь; бессознательная мотивация – влияет на направленность и характер поступков. Но особый интерес представляют личностные проявления бессознательного.
Бессознательное в личности человека – это те качества, интересы, потребности, которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Одна из групп таких явлений – ошибочные действия: оговорки, описки. В основе второй группы лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов и др., что напрямую или косвенно связанно для человека с неприятными переживаниями. Третья группа связана с восприятием, памятью и воображением: сны, грезы, мечты.
Бессознательные явления вместе с предсознательными управляют поведением, хотя функциональная роль их различна.
Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в следующих случаях:
- когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;
- когда человеку требуется преодолеть сопротивление (физическое или психологическое);
- когда необходимо найти выход из какой-либо конфликтной ситуации. Которая сама собой, без волевого решения разрешиться не может;
- когда человек неожиданно оказывается в ситуации, содержащей в себе потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий.
Вопрос о соотношении между сознанием и бессознанием является сложным и не решается однозначно. Причиной этого является, тот факт, что существуют разные типы бессознательных психических явлений, которые по-разному соотносятся с сознанием.
Домашнее задание: конспект лекций.
|
|
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!