Особенности развития современного мира. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности развития современного мира.

2020-06-02 203
Особенности развития современного мира. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1) переход к информационному обществу;

2) расширение виртуальных коммуникаций;

3) многообразие форм современной цивилизации;

4) становление единого человечества и процессов глобализации;

5) развитие открытых форм общества;

6) восстановление утраченного диалога общества и природы;

7) преодоление антагонизма между общечеловеческими, групповыми и индивидуальными целями общественного развития;

8) противоречивость современного мира – появление глобальных проблем.

11.2. Глобализация – это процесс интеграции государств в разных областях деятельности, в ходе которого возрастают взаимовлияние и взаимозависимость народов и государств.

Основные причины глобализации:

1. переход от национальной экономики к мировой;

2) стремительное развитие транспорта и связи;

3) использование новых коммуникационных технологий: Интернет, Глонасс - система глобальной спутниковой навигации, спутниковое телевидение;

4) переход от централизации экономики к ее децентрализации -?.

Основные направления глобализации:

1) деятельность транснациональных корпораций; + развитие международной торговли;

2) глобализация финансовых рынков;

3) международная региональная экономическая интеграция;

4) создании международных организаций в финансовой и торговой сферах: Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирная торговая организация (ВТО).

5) формирование наднациональных финансовых и политических центров.

Последствия глобализации:

1) позитивные:

- сближение государств; расширение международного сотрудничества;

- предостережение и удержание государств от крайних действий в политике;

- активизация «диалога культур» и возникновение социокультурного единства человечества;

- распространение достижений НТР.

2) негативные:

- насаждение единого стандарта потребления;

- создание препятствий для развития отечественной промышленности;

- игнорирование экономической и культурно-исторической самобытности, специфики развития стран; - навязывание определенного образа жизни (западного образца либеральной идеологии), чуждого традициям данного общества;

- оформление идеи соперничества;

- утрата специфических черт национальных культур + нивелирование национальных культурных традиций;

- появление (возникновение) глобальных проблем.

Домашнее задание: подготовить сообщение.

 

Лекция-конспект по теме «Человек и его сознание».

Цель лекции: сформировать представление о природе человеческого сознания. Рассмотреть проявление бессознательного начала в психических процессах, свойствах и состояниях человека.

Для достижения цели ставим следующие задачи

1. Выявить основные признаки сознания.

2. Дать психологическую характеристику сознания человека.

3. Определить роль речи в функционировании человеческого сознания.

4. Рассмотреть предпосылки и условия возникновения сознания.

5. Определить проявление бессознательного начала в психических процессах, свойствах и состояниях человека.

6. Определить соотношение между сознательной и бессознательной регуляцией поведения человека.

План лекции

1. Природа человеческого сознания.

2. Структура сознания.

3. Возникновение и развитие сознания.

4. Соотношение сознания и бессознательного.

Высшей формой развития психики является сознание. Существенное отличие человека от животного состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о прошлом и думать о будущем. Все это связано со сферой человеческого сознания. С ознание – это высший уровень психического отражения действительности и саморегуляции; обычно считается присущим только человеку как общественно-историческому существу. Независимо от того, каких философских позиций придерживались исследователи сознания, с ним неизбежно связывали, так называемую рефлексивную способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя.

Выделим основные характеристики сознания человека:

- первая психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими. Ощущение себя познающим субъектом означает, что человек осознает себя как отдельное от остального мира существо готовое и способное к изучению мира. При утрате сознания (сон, гипноз, болезнь и т.п.) такая способность теряется;

- мысленное представление и воображение действительности – вторая характеристика сознания. Она, как и сознание в целом тесно связана с волей. О сознательном управлении представлениями и воображением говорят тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли человека. Сознание тесным образом связано с речью и без нее в высших формах не существует. В сознании отражаются только основные существенные характеристики предметов, событий и явлений;

- третья характеристика сознания – это его способность к коммуникации, т.е. передачи другим лицам того, что осознает данный человек с помощью языка и других знаковых систем. Коммуникативные возможности есть у многих высших животных, но от человеческих они отличаются: с помощью языка человек передает людям не только сообщения о внутренних состояниях, но и о том, что знает, видит, понимает, т.е. объективную информацию об окружающем мире.

Еще одной особенностью человеческого сознания является наличие в нем интеллектуальных схем. Схемой называется умственная структура, в соответствии с которой человек воспринимает, перерабатывает и хранит информацию об окружающем мире и самом себе.

Язык и речь как бы формируют два разных, но взаимосвязанных в своем происхождении и функционировании пласта сознания: систему значений и систему смысла слов.

Сознание существует не только в словесной, но и в образной форме. В таком случае оно связано с использованием второй сигнальной системы, вызывающей и перерабатывающей соответствующие образы. Примером образного человеческого сознания является литература, искусство, музыка.

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека и далеко не все, что воспринимается и управляется поведением человека, актуально осознается им.

Бессознательное – это те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не осознаются.

Бессознательное начало так или иначе представлено во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения – ощущения равновесия, мышечные ощущения; бессознательная память – память, которая связана с долговременной и генетической памятью; бессознательная речь – внутренняя речь; бессознательная мотивация – влияет на направленность и характер поступков. Но особый интерес представляют личностные проявления бессознательного.

Бессознательное в личности человека – это те качества, интересы, потребности, которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Одна из групп таких явлений – ошибочные действия: оговорки, описки. В основе второй группы лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов и др., что напрямую или косвенно связанно для человека с неприятными переживаниями. Третья группа связана с восприятием, памятью и воображением: сны, грезы, мечты.

Бессознательные явления вместе с предсознательными управляют поведением, хотя функциональная роль их различна.

Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в следующих случаях:

- когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;

- когда человеку требуется преодолеть сопротивление (физическое или психологическое);

- когда необходимо найти выход из какой-либо конфликтной ситуации. Которая сама собой, без волевого решения разрешиться не может;

- когда человек неожиданно оказывается в ситуации, содержащей в себе потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий.

Вопрос о соотношении между сознанием и бессознанием является сложным и не решается однозначно. Причиной этого является, тот факт, что существуют разные типы бессознательных психических явлений, которые по-разному соотносятся с сознанием.

Домашнее задание: конспект лекций.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.