Характерные признаки (черты). — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Характерные признаки (черты).

2020-06-02 189
Характерные признаки (черты). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Культура и цивилизация

Как определение культуры не давало полной картины того, что имелось в виду под стоящим за ним понятием, так и определение цивилизации, хоть и в меньшей степени, но требует существенных уточнений. И хотя эти два понятия – культура и цивилизация – достаточно жестко разграничены, но ни в коей мере нельзя предполагать наличия четкой границы между ними. Чем ближе они соприкасаются и даже взаимопроникают друг в друга, тем с большим основанием мы можем говорить о высоком уровне как культуры, так и цивилизации.

- Что такое «цивилизация»? Как вы объясните это понятие?

Цивилизация как термин и как явление имеет свою историю. Появились слово civis (гражданин) и однокоренные с ним слова в Риме для обозначения и отличия городского жителя от сельского. Позже среди слов этой группы появляются значения, указывающие на принадлежность к городу.

Сравнивая это понятие с термином культура, можно прийти к выводу, что это несколько «жесткое» по содержанию явление, в существовании которого более значительную роль играют внешние факторы.

- Мы попробуем в ходе лекции разобраться, каковы основные отличия культуры от цивилизации. Как бы вы заполнили эту таблицу на данном этапе?

Что ж, давайте проверим наши предположения, порассуждаем.

В научный контекст слово цивилизация (как и культура) приходит в XVIII веке и долгое время употреблялось как тождественное. Слово цивилизация используется часто и для обозначения определенной ступени общественного развития (например, античная цивилизация). В марксистской литературе под «цивилизацией» понималась просто материальная культура.

Существенно новое в интерпретацию термина цивилизация внес О.Шпенглер, который трактовал его как характеристику состояния общества, которое достигло заключительной стадии развития и утратило способность к дальнейшему саморазвитию. Он определил цивилизацию как совокупность норм, правил, выработанных обществом и воспроизводимых в практической деятельности человеком, важнейших элементов быта, технических достижений, имеющих своей целью удовлетворение основных жизненных (преимущественно материальных), постоянно изменяющихся потребностей людей.

Цивилизация – это в определенном смысле упадок, деградация культуры, которая выражается не в физических, (материальных) разрушениях, а в выхолащивании из нее духовного начала.

Итак, цивилизация функциональна, она полезна, в то время как культура в целом бесполезна. Человек, как это ни печально, вполне может обойтись без слушания гениальной музыки, без чтения книг, но при этом он должен выполнять хотя бы элементарные требования гигиены, соблюдать, пусть минимум, правил общественного поведения.

Следующая характеристика цивилизации – это единство требований, предъявляемых ко всем членам общества, – а это усреднение, унификация, стандартизация. Чем в большей степени население данной страны подчиняется существующим в ней законам, тем выше здесь уровень цивилизованности.

Культураэто уникальность и неповторимость. Здесь не может быть ничего одинакового, копирующего. Каждое явление культуры неповторимо само по себе. Но плюс к этому оно неповторимо и по тому, как оно воспринимается, переживается, оценивается.

Что же возникло раньше – культура или цивилизация?

Существует мнение, что человек начинает свою жизнь на земле не с цивилизации, а с культуры. Первобытный человек – это творец, изобретатель. Открытие огня, бронзы, даже какой-нибудь костяной иглы – это уже достижения культуры. Однако когда огнем стали пользоваться все члены племени, когда началось массовое производство каменных ножей, топоров, костяных игл – вот тогда, условно говоря, и началась цивилизация.

Культураэто творчество, открытие, уникальность. Цивилизация

повторение, усреднение.

Цивилизация как совокупность норм, правил и требований навязывается человеку, он принужден их выполнять, если он считает себя цивилизованным человеком.

Культураэто всегда свобода выбора и предпочтений. Цивилизованный человек обязан уметь читать, но не обязан любить чтение. Культурный же человек любит читать не потому, что обязан это делать, а потому, что получает от этого занятия удовольствие, испытывает в этом потребность (не материальную, а духовную).

Итак, что же у нас получилось? Верны ли были наши предположения?

Исходя из того, о чем мы с вами говорили, как бы вы определили – кто такой культурный человек? А цивилизованный?

Человек, который живет в обществе, всегда вынужден следовать цивилизованным нормам (если его не устраивает полная изоляция от людей). То есть приобщение к цивилизации происходит даже без особого желания со стороны индивида, в определенной степени принудительно. Приобщение же к культуре невозможно без личной заинтересованности.

Культурный человек – это человек, добровольно, сознательно выполняющий то, чего можно было бы и не делать, но именно выполнение этого приносит ему радость и удовлетворение, духовное обогащение и осознание полноты бытия. Для приобщения к культуре, как и для приобщения к цивилизации, необходимо обучение чему-то, овладение определенными приемами, способами действия, рассуждения, восприятия. Но если знание цивилизованных норм можно иногда «сбросить», то в случае подлинного усвоения культуры человек просто не способен вступить в противоречие с усвоенными им принципами, внутренними убеждениями, моральными установками, эстетическими ориентирами.

Для уточнения соотношения, которое существует между понятиями культура и цивилизация, следует ввести понятие духовность.

Если пониматькультуру как совокупность духовного опыта человечества, то логично выглядит заключение, что духовность является источником культуры. Такимобразом, всё начинается с духовности. Из неё и рождается культура, в своюочередь превращаясь затем в цивилизацию.

 Домашнее задание

Ответы на вопросы:

1. Что значит быть некультурным человеком?

2. Кто для Вас идеал культурного человека?

3. Какие виды искусства Вы знаете, как оцениваете свои познания в них?

4. Отличается ли, на ваш взгляд, современное содержание понятия культура? Каково место культуры в жизни общества?

Написать небольшое сочинение на тему: «Идеал современного культурного человека».

 

Лекция-конспект по теме «Глобальные проблемы человечества».

Глобальные проблемы встали перед человечеством во второй половине XX в. + Термин «глобальные проблемы» появился в научной литературе в 60-х гг. ХХ века.

Причины возникновения.

1. масштабный рост населения;

2. совершенствование и колоссальное развитие производительных сил, т.е. результат развития материальной культуры общества (+ Баранов, стр.137);

3. возникновение всемирной общности людей; целостность современного мира; → превращение конфликтов, противоречий, проблем из локальных в общемировые;

4. активная преобразующая деятельность людей; сегодня природа подвергается антропогенному воздействию везде и даже в надземном пространстве;

5. недостаточный (низкий) уровень общественной организации, политического мышления, нравственности, экологического сознания.

Понятие.

Глобальныминазывают совокупность проблем в системе «человек-природа-общество», которые затрагивают все человечество, независимо от культурных аспектов, религиозных верований, уровня экономического развития; от коллективных усилий всех и каждого по их разрешению зависит судьба человечества.

Классификация.

1) социально-политические (интерсоциальные):

-предотвращение локальной и всемирной ядерной катастрофы – проблема войны и мира;

- борьба с международным терроризмом и религиозным экстремизмом;

- сокращение вооружений – проблема гонки вооружений;

2) социально-экономические:

- преодоление отсталости и нищеты развивающихся стран, сокращение задолженности развивающихся стран развитым странам, создание условий для социального прогресса всех народов – проблема Севера и Юга;

- проблема истощения и восстановления природных ресурсов – сырьевая проблема + энергетическая проблема;

- проблема нехватки продуктов питания и преодоления голода в некоторых регионах планеты – продовольственная проблема;

3) экологические:

- глобальные изменения климата – потепление и преодоление вызванных с ним катастроф;

-загрязнение воздушного и водного бассейнов Мирового океана;

- обеднение животного и растительного мира;

- сокращение пахотных угодий и ухудшение плодородия почв;

- истощение запасов пресной воды;

4) проблемы в системе Человек – Общество (гуманитарные):

- преодоление отрицательных последствий НТР;

- борьба с эпидемическими заболеваниями - СПИДом, гепатитами, раком, вирусными инфекциями (гриппами) – проблема здравоохранения (здоровья человека);

- предотвращения стремительного роста населения развивающихся стран (проблема перенаселенности стран «третьего мира») и устранение опасности депопуляции развитых титульных наций = низкая рождаемость в ряде развитых стран Запада; + увеличение доли пожилых людей в структуре населения (старение населения планеты) – демографическая проблема;

- борьба с распространением наркотиков – проблема наркомании;

- проблема отношений между поколениями – проблема молодежи;

- проблема утраты прежних культурных и нравственных ценностей: «сегодняшняя мораль падает на все боле комфортное для себя ложе»;

5) угроза из космоса (пример: метеорит Фобос).

Культура и цивилизация

Как определение культуры не давало полной картины того, что имелось в виду под стоящим за ним понятием, так и определение цивилизации, хоть и в меньшей степени, но требует существенных уточнений. И хотя эти два понятия – культура и цивилизация – достаточно жестко разграничены, но ни в коей мере нельзя предполагать наличия четкой границы между ними. Чем ближе они соприкасаются и даже взаимопроникают друг в друга, тем с большим основанием мы можем говорить о высоком уровне как культуры, так и цивилизации.

- Что такое «цивилизация»? Как вы объясните это понятие?

Цивилизация как термин и как явление имеет свою историю. Появились слово civis (гражданин) и однокоренные с ним слова в Риме для обозначения и отличия городского жителя от сельского. Позже среди слов этой группы появляются значения, указывающие на принадлежность к городу.

Сравнивая это понятие с термином культура, можно прийти к выводу, что это несколько «жесткое» по содержанию явление, в существовании которого более значительную роль играют внешние факторы.

- Мы попробуем в ходе лекции разобраться, каковы основные отличия культуры от цивилизации. Как бы вы заполнили эту таблицу на данном этапе?

Что ж, давайте проверим наши предположения, порассуждаем.

В научный контекст слово цивилизация (как и культура) приходит в XVIII веке и долгое время употреблялось как тождественное. Слово цивилизация используется часто и для обозначения определенной ступени общественного развития (например, античная цивилизация). В марксистской литературе под «цивилизацией» понималась просто материальная культура.

Существенно новое в интерпретацию термина цивилизация внес О.Шпенглер, который трактовал его как характеристику состояния общества, которое достигло заключительной стадии развития и утратило способность к дальнейшему саморазвитию. Он определил цивилизацию как совокупность норм, правил, выработанных обществом и воспроизводимых в практической деятельности человеком, важнейших элементов быта, технических достижений, имеющих своей целью удовлетворение основных жизненных (преимущественно материальных), постоянно изменяющихся потребностей людей.

Цивилизация – это в определенном смысле упадок, деградация культуры, которая выражается не в физических, (материальных) разрушениях, а в выхолащивании из нее духовного начала.

Итак, цивилизация функциональна, она полезна, в то время как культура в целом бесполезна. Человек, как это ни печально, вполне может обойтись без слушания гениальной музыки, без чтения книг, но при этом он должен выполнять хотя бы элементарные требования гигиены, соблюдать, пусть минимум, правил общественного поведения.

Следующая характеристика цивилизации – это единство требований, предъявляемых ко всем членам общества, – а это усреднение, унификация, стандартизация. Чем в большей степени население данной страны подчиняется существующим в ней законам, тем выше здесь уровень цивилизованности.

Культураэто уникальность и неповторимость. Здесь не может быть ничего одинакового, копирующего. Каждое явление культуры неповторимо само по себе. Но плюс к этому оно неповторимо и по тому, как оно воспринимается, переживается, оценивается.

Что же возникло раньше – культура или цивилизация?

Существует мнение, что человек начинает свою жизнь на земле не с цивилизации, а с культуры. Первобытный человек – это творец, изобретатель. Открытие огня, бронзы, даже какой-нибудь костяной иглы – это уже достижения культуры. Однако когда огнем стали пользоваться все члены племени, когда началось массовое производство каменных ножей, топоров, костяных игл – вот тогда, условно говоря, и началась цивилизация.

Культураэто творчество, открытие, уникальность. Цивилизация

повторение, усреднение.

Цивилизация как совокупность норм, правил и требований навязывается человеку, он принужден их выполнять, если он считает себя цивилизованным человеком.

Культураэто всегда свобода выбора и предпочтений. Цивилизованный человек обязан уметь читать, но не обязан любить чтение. Культурный же человек любит читать не потому, что обязан это делать, а потому, что получает от этого занятия удовольствие, испытывает в этом потребность (не материальную, а духовную).

Итак, что же у нас получилось? Верны ли были наши предположения?

Исходя из того, о чем мы с вами говорили, как бы вы определили – кто такой культурный человек? А цивилизованный?

Человек, который живет в обществе, всегда вынужден следовать цивилизованным нормам (если его не устраивает полная изоляция от людей). То есть приобщение к цивилизации происходит даже без особого желания со стороны индивида, в определенной степени принудительно. Приобщение же к культуре невозможно без личной заинтересованности.

Культурный человек – это человек, добровольно, сознательно выполняющий то, чего можно было бы и не делать, но именно выполнение этого приносит ему радость и удовлетворение, духовное обогащение и осознание полноты бытия. Для приобщения к культуре, как и для приобщения к цивилизации, необходимо обучение чему-то, овладение определенными приемами, способами действия, рассуждения, восприятия. Но если знание цивилизованных норм можно иногда «сбросить», то в случае подлинного усвоения культуры человек просто не способен вступить в противоречие с усвоенными им принципами, внутренними убеждениями, моральными установками, эстетическими ориентирами.

Для уточнения соотношения, которое существует между понятиями культура и цивилизация, следует ввести понятие духовность.

Если пониматькультуру как совокупность духовного опыта человечества, то логично выглядит заключение, что духовность является источником культуры. Такимобразом, всё начинается с духовности. Из неё и рождается культура, в своюочередь превращаясь затем в цивилизацию.

 Домашнее задание

Ответы на вопросы:

1. Что значит быть некультурным человеком?

2. Кто для Вас идеал культурного человека?

3. Какие виды искусства Вы знаете, как оцениваете свои познания в них?

4. Отличается ли, на ваш взгляд, современное содержание понятия культура? Каково место культуры в жизни общества?

Написать небольшое сочинение на тему: «Идеал современного культурного человека».

 

Лекция-конспект по теме «Глобальные проблемы человечества».

Глобальные проблемы встали перед человечеством во второй половине XX в. + Термин «глобальные проблемы» появился в научной литературе в 60-х гг. ХХ века.

Причины возникновения.

1. масштабный рост населения;

2. совершенствование и колоссальное развитие производительных сил, т.е. результат развития материальной культуры общества (+ Баранов, стр.137);

3. возникновение всемирной общности людей; целостность современного мира; → превращение конфликтов, противоречий, проблем из локальных в общемировые;

4. активная преобразующая деятельность людей; сегодня природа подвергается антропогенному воздействию везде и даже в надземном пространстве;

5. недостаточный (низкий) уровень общественной организации, политического мышления, нравственности, экологического сознания.

Характерные признаки (черты).

1. носят общемировой (планетарный) характер – не случайно название → от лат. глобус – земля;

2. порождены деятельностью не одной страны или группы стран, а человечеством в целом;

3) проявляются как объективный фактор развития общества;

4) затрагивают жизненно важные интересы всего человечества; создают угрозу выживания человека как биологического вида, основам жизни на Земле;

5) от их решения зависит социальный прогресс, судьба цивилизации;

6) настоятельно требуют решения;

7) их решение требует эффективных совместных, согласованных действий и отдельных людей, и государств, и всего человечества вместе взятых = предполагают сотрудничество разных стран в их решении. + Баранов, стр.140→ решаемы лишь при условии объединения усилий всего мирового сообщества.

8) все проблемы взаимосвязаны.

Понятие.

Глобальныминазывают совокупность проблем в системе «человек-природа-общество», которые затрагивают все человечество, независимо от культурных аспектов, религиозных верований, уровня экономического развития; от коллективных усилий всех и каждого по их разрешению зависит судьба человечества.

Классификация.

1) социально-политические (интерсоциальные):

-предотвращение локальной и всемирной ядерной катастрофы – проблема войны и мира;

- борьба с международным терроризмом и религиозным экстремизмом;

- сокращение вооружений – проблема гонки вооружений;

2) социально-экономические:

- преодоление отсталости и нищеты развивающихся стран, сокращение задолженности развивающихся стран развитым странам, создание условий для социального прогресса всех народов – проблема Севера и Юга;

- проблема истощения и восстановления природных ресурсов – сырьевая проблема + энергетическая проблема;

- проблема нехватки продуктов питания и преодоления голода в некоторых регионах планеты – продовольственная проблема;

3) экологические:

- глобальные изменения климата – потепление и преодоление вызванных с ним катастроф;

-загрязнение воздушного и водного бассейнов Мирового океана;

- обеднение животного и растительного мира;

- сокращение пахотных угодий и ухудшение плодородия почв;

- истощение запасов пресной воды;

4) проблемы в системе Человек – Общество (гуманитарные):

- преодоление отрицательных последствий НТР;

- борьба с эпидемическими заболеваниями - СПИДом, гепатитами, раком, вирусными инфекциями (гриппами) – проблема здравоохранения (здоровья человека);

- предотвращения стремительного роста населения развивающихся стран (проблема перенаселенности стран «третьего мира») и устранение опасности депопуляции развитых титульных наций = низкая рождаемость в ряде развитых стран Запада; + увеличение доли пожилых людей в структуре населения (старение населения планеты) – демографическая проблема;

- борьба с распространением наркотиков – проблема наркомании;

- проблема отношений между поколениями – проблема молодежи;

- проблема утраты прежних культурных и нравственных ценностей: «сегодняшняя мораль падает на все боле комфортное для себя ложе»;

5) угроза из космоса (пример: метеорит Фобос).


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.