Профилизация «Медицинская экология» — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Профилизация «Медицинская экология»

2020-06-02 124
Профилизация «Медицинская экология» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

2019 г.


Учебная программа составлена на основе образовательного стандарта и типового плана специальности 1-33 80 01 Экология  №__________/тип.

СОСТАВИТЕЛИ:

В.А.Стельмах, доцент кафедры иммунологии и экологической эпидемиологии учреждения образования «Международный государственный экологический институт имени А.Д. Сахарова БГУ», кандидат медицинских наук, доцент;

Н.Е.Порада, доцент кафедры иммунологии и экологической эпидемиологии учреждения образования «Международный государственный экологический институт имени А.Д. Сахарова БГУ», кандидат медицинских наук, доцент;

А.Г.Сыса, доцент кафедры иммунологии и экологической эпидемиологии учреждения образования «Международный государственный экологический институт имени А.Д. Сахарова БГУ», кандидат химических наук, доцент.

 

 

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

 

Кафедра экологической медицины и радиобиологии учреждения образования «Международный государственный экологический институт имени А.Д. Сахарова БГУ»;

А.А.Михеев, заведующий кафедрой менеджмента спорта и туризма Белорусского государственного университета физической культуры, доктор биологических наук, доктор педагогических наук, доцент

                                     

                                              

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

 

Кафедрой иммунологии и экологической эпидемиологии учреждения образования «Международный государственный экологический институт имени А.Д. Сахарова» БГУ(протокол № ___ от ____________);

 

Советом факультета экологической медицины учреждения образования «Международный государственный экологический институт имени А.Д. Сахарова» БГУ (протокол № ___ от ____________).

 

 

Пояснительная записка

«Гигиена окружающей среды» – учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания о влиянии вредных факторов среды обитания на здоровье человека, системе медико-профилактических мероприятий, обеспечивающих сохранение здоровья и благоприятные эколого-гигиенические условия жизни населения.

Цель преподавания учебной дисциплины «Гигиена окружающей среды» для студентов II ступени обучения (магистратура) по специальности 1-33 80 01 «Экология» (биологические науки) – формирование у магистрантов устойчивых академических, социально-личностных и профессиональных контентов для приобретения ими научных знаний об основных направлениях обеспечения медицинского, санитарно-эпидемиологического и экологического благополучия человека, и биосферы, современных подходах к гигиеническому и экологическому нормированию вредных факторов, оценке эколого-гигиенических рисков, ведению социально-гигиенического и экологического мониторинга, об осуществлении гигиенической диагностики, способах разработки и внедрения нормативов безопасности факторов окружающей среды для организма человека

Задачи преподавания учебной дисциплины состоят в формировании у студентов научных знаний о факторах среды обитания и особенностях их влияния на здоровье населения и экологический статус среды обитания, умений и навыков, необходимых для:

- гигиенической оценки качества воды и систем питьевого водоснабжения, канализации и очистных сооружений, охраны водных объектов, гигиены почвы, гигиены атмосферного воздуха, гигиены питания;

- оценки причин, механизмов и важнейших проявлений типичных воздействий факторов среды обитания человека на его здоровье и экологический статус;

- использования принципов гигиенического нормирования факторов окружающей среды и методических подходов к разработке гигиенических нормативов с экологической составляющей;

- применения гигиенических и экологических требований к планировке и застройке населенных мест;

- разработки системы профилактики неблагоприятного воздействия факторов среды обитания человека на здоровье населения и экологически значимые объекты.

Преподавание и успешное изучение учебной дисциплины «Гигиена окружающей среды» профиля магистратуры «Экология» осуществляется на основе приобретенных студентом знаний и умений по разделам следующих учебных дисциплин:

Экологическая генетика. Генетическая опасность загрязнения среды обитания человека (мутагены, тератогены, канцерогены). Мутационная изменчивость, физические, химические и биологические мутагенные факторы.

Гигиена труда и профпатология. Физиологические особенности трудовой деятельности (классификация форм труда, упражнение и тренировка, утомление, виды, причины и пути борьбы). Физическая характеристика звука, шум, аудиометрия. Ультразвук, инфразвук. Спектр электромагнитных излучений, биологическое действие излучений различной частоты. Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения. Лазерное излучение.

Экологическая биохимия. Механизмы обезвреживания ксенобиотиков в организме. Механизмы повреждающего действия ультрафиолетового излучения и молекулярные основы защиты. Механизмы перекисного окисления липидов.

Иммунология. Иммунотоксические и аллергические эффекты. Особенности действия микроорганизмов на организм человека. Аллергия.

Экологическая эпидемиология. Показатели здоровья и факторы его определяющие. Методы диагностики здоровья и донозологических состояний на индивидуальном и коллективном уровнях. Компоненты здорового образа жизни. Базовые принципы разработки и организации мероприятий, направленных на формирование у населения мотиваций, умений и навыков здорового образа жизни.

Общественное здоровье и доказательная медицина. Медицинская статистика, ее содержание, задачи. Статистический метод. Доказательная медицина. Параметрические и непараметрические статистические методы обработки данных в доказательной медицине. Организация медицинских исследований.

В результате изучения учебной дисциплины «Гигиена окружающей среды» магистрант должен  быть способным проводить гигиеническую диагностику, разрабатывать и внедрять нормативы по безопасности факторов окружающей среды для организма человека, а также

знать:

–  основные положения технических нормативных правовых актов, регламентирующие экологические и гигиенические требования к качеству атмосферного воздуха, питьевой воды, продуктов питания, почвы, физическим факторам на селитебных территориях;

–  гигиенические и экологические требования к организации сбора и удаления, обезвреживанию отходов производства и потребления;

–  требования к организации лабораторного контроля в области гигиены окружающей среды;

–  эколого-гигиенические требования к планировке и застройке населенных мест;

− методы оценки риска жизни и здоровью населения и экологически значимым объектам среды обитания;

уметь:

–  давать гигиеническую оценку факторам среды обитания человека (воде, почве, атмосферному воздуху) с учетом их экологической значимости;

–  давать оценку результатам лабораторных исследований физических факторов;

–  на основе оценки риска предлагать профилактические мероприятия по снижению и/или предупреждению неблагоприятного влияния природных, антропогенных и техногенных факторов на здоровье населения;

владеть:

– методами гигиенической и экологической оценки результатов лабораторных и инструментальных исследований факторов среды обитания человека;

– методами валеологии при обучении и воспитании, формировании здорового образа жизни населения и его отдельных когорт.

Всего на изучение учебной дисциплины отводится 90 академических часов, их них 42 часа аудиторных и 48 часов самостоятельной работы магистранта. Распределение аудиторных часов по видам занятий: 20 часов лекций и 22 часа лабораторных/практических занятий.

Среди эффективных педагогических методик и технологий, которые способствуют вовлечению магистрантов в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения разнообразных задач, следует выделить:

- технологию учебно-исследовательской деятельности;

- проблемно-ориентированный междисциплинарный подход;

- моделирование проблемных ситуаций и их решение.

В целях формирования современных и социально-профессиональных компетенций магистранта в практику проведения занятий целесообразно внедрять методики активного обучения и дискуссионные формы.

Контроль знаний проводится путем устных и письменных (в том числе самоконтроль с помощью тестовых заданий) опросов на текущих занятиях. Формой итогового контроля знаний по дисциплине является зачет.

Самостоятельная работа магистрантов включает решение задач по обработке медико-биологических данных и построению статистических моделей.

Форма получения образования – дневная/заочная.

Содержание учебного материала


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.064 с.