Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2020-06-02 | 313 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Введение.
Определяющее значение в жизни каждого человека имеет решение им смысложизненных вопросов: «что значит быть, существовать человечеству в целом и мне, конкретному человеку, в частности?»; «что значит для человека его жизнь и как ему относиться к неизбежности смерти?»; «в чём может состоять счастье человека и как относиться к страданию?»; «что есть свобода и какова её ценность?». Поиски философии способствуют нахождению правильных ответов и на эти вопросы.
Яркую и содержательную страницу в истории развития знаний и представлений о человеке, общественных формах его бытия вписала философия античности. Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Эпикур – их имена и идеи не стерлись в памяти человечества. Как известно, философия тесно граничит с социологией, хоть последняя является более поздней наукой. Во времена античности о социологии и не знали, однако и Платона, и Аристотеля можно считать в той или иной мере социологами.
Актуальность темы велика: философское наследие гениальных мыслителей античности Платона и Аристотеля весьма обширно, а влияние его огромно и прослеживается во всех областях духовной и научной жизни в течение многих лет. Созданные ими философские системы нашли много последователей, вплоть до современности, а высказанные ими идеи нашли свое отражение в трудах многих позднейших философов. Древнегреческая философия оказала определяющее влияние на всю историю западной и отчасти даже мировой философии, а так же социологии вплоть до сегодняшнего дня.
Платон.
Пояснение к шаржу:
Одеяние Платона сразу даёт понять, что это социолог античности. Сведённые к переносице брови, что вселяют в смотрителя некий заочный страх, дают понять, что мыслитель твёрд в своих убеждениях, более консервативен в этом плане. А свёрток бумаги, что сжат в руке мыслителя, иллюстрирует богатый авторский багаж Платона (немалое количество произведений, на которые и по сей день опираются, с которыми считаются).
|
Аристотель.
Пояснение к шаржу:
Подобно первому шаржу, одеяние на социологе ясно даёт понять, с какой он эпохи, а именно с античной. Жест руками свидетельствует о несогласии ученика (Аристотеля) со своим учителем (с Платоном), о том, что у мыслителя иные взгляды на те вопросы, что рассматривал и Платон. Он выражает открытое несогласие взглядам учителя. Выражение лица – не такое хмурое и серьёзное, нежели у Платона, говорит о том, что взгляды Аристотеля менее консервативны, больше либеральны.
Платон и Аристотель - два величайших философа, способствующих развитию политико-правовой мысли античного мира и вложивших свой необыкновенный вклад в философию. Аристотель был учеником Платона, но вопреки этому факту, ученик далеко не во всем поддерживал своего учителя и часто выражал совершенно противоположное мнение на тот или иной вопрос, что дает нам основание назвать Аристотеля оппонентом Платона. Анализируя взгляды обоих философов, мы выявим общие и различные черты в их учениях.[1]
Совмещённые биографии философов
Платона
Год до н.э. 367 год до н.э. – поступил в Академию
Рождение Аристотеля Патона в Афинах
Логике
Из-за болезни желудка
Рабы.
Торговцы.
Военные.
Учение о человеке.
Человек у Платона состоит из тела и души. Тело смертно – душа бессмертна. Назначение тела – быть “временным вместилищем и пристанищем души, рабом её”. Душу человека Платон разделил на три части, три начала. Высшим началом души является разум, затем идут воля и благородные желания и, наконец, третья, самая низшая часть души – влечения и чувственность. «Мы не без основания призна́ем двойственными и отличными друг от друга эти начала: одно из них, с помощью которого человек способен рассуждать, мы назовем разумным началом души, а второе, из-за которого человек влюбляется, испытывает голод и жажду и бывает охвачен другими вожделениями, мы назовем началом неразумным и вожделеющим, близким другом всякого рода удовлетворения и наслаждений.»[2] В соответствии с тем, какая из этих частей души преобладает, человек ориентируется либо на возвышенное и благородное, либо на дурное и низкое. В совершенном государстве Платон выделил три класса людей, которые образуются в соответствии с выполняемыми функциями и пополняются людьми по характеристикам души, предназначенным к выполнению конкретной функции. Первый низший класс (крестьяне, ремесленники, купцы) образуется людьми, у которых преобладает вожделеющее начало души. Второй класс (стражи, воины) составляют люди, в душах которых преобладает страстное начало. И, наконец, в высшем классе (правители-философы) преобладает разумная часть души. «Философ – тот, кто созерцает прекрасное. Природа философа отличается соразмерностью и врожденной тонкостью ума.».[2]
|
Аристотель же утверждал, что человеческая душа делится на неразумную и разумную части. Разумная часть распадается на рассудок и разум (на разум практический и разум теоретический). Неразумная часть – на растительную (растущую) и стремящуюся (воля), страстную, аффективную. У разумной души имеются интеллектуальные добродетели: мудрость, разумность, благоразумие. Страстная часть души и практический разум берутся Аристотелем в единстве. Их добродетели – добродетели нрава и поведения названы этическими. При этом этические добродетели представляют собой не крайности, а середину между двумя пороками. Дианоэтические добродетели (добродетели ума) приобретаются путем обучения, этические – путём воспитания. У этически добродетельного человека страстная часть души повинуется практическому разуму, он в гармонии с самим собой и не знает укоров совести. У других людей одна часть души влечёт в одну сторону, другая – в другую, в их душах нет гармонии, их гнетёт раскаяние.
Как и Платон, Аристотель опровергает мнение, что душа — только гармония тела, то есть хотя и “не сумма материальных частиц, но нечто проистекающее из их надлежащего сочетания”. В этом и состоит сходство их учений о человеке. «Сказанное [о душе] пифагорейцами имеет, по-видимому, тот же смысл. Некоторые из них утверждали, что пылинки в воздухе и составляют душу, другие же – что душа есть то, что движет эти пылинки. Такое мнение о пылинках было высказано потому, что они кажутся непрерывно движущимися даже при полном безветрии.»[3]
|
Учение о семье.
В отношении к семье взгляды Аристотеля и Платона также расходились.
Платон считал, что семья как сфера частного существования далека от подлинного призвания и подлинной задачи разума (имеющего дело со всеобщим). Для высших сословий существование семьи не допускается, семьи допустимы лишь для членов низшей касты земледельцев и ремесленников, а браки возможны только под наблюдением государства и только для рождения детей. Для достижения сплоченности общества необходимо введение общности жен, детей, имущества, а также в интересах общества - воспитание детей не семьей, а обществом в целом.
В отличие от Платона Аристотель считал семью первоосновой общества и государства. Брак основан на этических отношениях, поэтому Аристотель подвергает резкой критике тезис об общности жен.
Изначально, по мнению Аристотеля, есть необходимость сочетаться попарно тех, кто не может существовать друг без друга,- женщину и мужчину в целях продолжения потомства; и сочетание это обусловлено не сознательным решением,но зависит от естественного стремления -оставить после себя потомство. И из этой пары один заведомо будет,благодаря своей природе и умственным способностям, властвующим. А второй,так как он способен лишь своими физическими силами исполнять полученные указания, является подвластным и рабствующим.
Аристотель считает, что женщина и раб отличаются друг от друга, тем, что каждый должен заниматься своим делом. Женщина своим, а раб своим. Как сказано в его работе «Политика» Книга первая: «… женщина и раб по природе своей два различных существа: ведь творчество природы ни в чем не уподобляется жалкой работе кузнецов, изготовляющих «дельфийский нож»; напротив, в природе каждый предмет имеет свое назначение. Так, всякий инструмент будет наилучшим образом удовлетворять своему назначению, если он предназначен для исполнения одной работы, а не многих».[8] У варваров женщина и раб занимают одно и то же положение, и объясняется этот тем, что у них отсутствует элемент, предназначенный по природе своей к властвованию. У них бывает только одна форма общения - общение раба и рабыни. Исходя из указанных двух форм общения - первый вид общения семья. Соответственно, получается, общение, возникшее для удовлетворения повседневных надобностей, есть семья. А уже несколько семей объединяются в селение. А общество, состоящее из нескольких селений, и есть государство. Государство, которое возникло ради потребностей жизни и существует ради достижения благой жизни.
|
Учение о справедливости.
Проблемы общего блага и справедливости были предметом размышления, начиная со времен античности. Появившиеся с возникновением философии учения об обществе и человеке не могли их обойти своим вниманием. Именно через справедливость, прежде всего, философы старались увидеть общественное благо. Сократ, Платон, Аристотель, Сенека, Эпикур, Цицерон и другие подвергли глубокому анализу и оценке социальные отношения с позиции справедливости и несправедливости как её антипода. Их теории явились основой всего последующего развития представлений о справедливости.
Тема справедливости — одна из ведущих для всего платоновского творчества. Для такого высшего понятия, как справедливость, существуют иные законы, законы не природные, поэтому справедливость нельзя разрушить и уничтожить как некую вещь, ибо она, как и сам творец, нематериальна. Справедливость, которую надлежит реализовывать в социальной практике, Платон трактует как требование, чтобы каждый свободный гражданин занимался тем, что определено ему его природой.[4] В этом ракурсе оптимальную организацию государственной власти, управления, достижения и сохранения справедливости Платон связывал с потенциалом рациональности философов. «Когда властителями в государстве станут подлинные философы… нынешними почестями они пренебрегут, считая их низменными и ничего не стоящими, и будут высоко ценить порядочность и ту честь, что с нею связана, но самым великим и необходимым будут считать справедливость; служа ей и умножая её, устроят они свое государство».[2]
В отличие от традиционного греческого взгляда на добродетель вообще и справедливость в частности, Платон связывает воедино эти понятия с понятием «души», тем самым по-новому решая вопрос о пользе и вреде справедливости для жизни. Справедливость, укорененная в душе, становится основой душевного здоровья человека и вместе с тем необходимой предпосылкой законодательства в полисе. Особо подробно Платон исследует проблему справедливости в «Государстве». Не случайно, как полагают специалисты, первую книгу этого труда правомерно назвать диалогом о справедливости, а все произведение вполне может быть названо главным произведением Платона, отражающим всю его философскую систему.
|
Однако все идеи Платона о справедливости носили лишь творческий характер. В наиболее структурированном и обоснованном виде эти идеи оформляются Аристотелем. Ученик Платона называл справедливость главной «общественной добродетелью», определял её как регулятор общественных отношений в социуме, без которого в обществе воцарился бы хаос и неразбериха. Аристотелевское понятие справедливости, как и у Платона, тесно связано с представлением о государстве, ибо право, служащее мерилом справедливости, является регулирующей нормой политического общения. Продолжая линию своего учителя, он обосновывает правомочность господствующих социальных отношений, убеждает в необходимости рабства. В рамках своей попытки создания науки о рабовладении Аристотель утверждает, что «лучше всего, чтобы землепашцы были рабами». Для него «раб есть наилучший вид собственности и наиболее совершенное из всех орудий». Если раб — совершенное орудие, то «человек — это политическое животное». Ему, чтобы участвовать в делах государственных, принимать законы, заседать в судах, выбирать и быть избранным, нужно иметь достаточно свободного времени и денежных средств. Вследствие чего настоящими гражданами государства могут лишь некоторые избранные люди, а другие, в том числе инородцы, малоимущие и рабы, призваны обслуживать первых. Именно поэтому в учении Аристотеля содержится указание на то, что справедливость различными людьми трактуется неодинаково: «По мнению одних, со справедливостью связано благоволение к людям; по мнению других, справедливость заключается уже в том, чтобы властвовал человек более сильный».[4]
Существенным шагом в становлении теоретического анализа феномена справедливости следует признать выделение Аристотелем двух её видов: уравнивающей (рестрибутивной) и распределяющей (дистрибутивной). Справедливость первого вида, по его мнению, есть одно из проявлений непосредственного отношения эквивалентов, ибо её суть проявляется в уравнивании того, что составляет предмет обмена. Распределительная же справедливость есть особый вид справедливости, состоящий в том, что распределение происходит только среди равных членов полиса согласно установленной социальной иерархии.
Таким образом, Аристотель впервые, выделяя формы справедливости, предпринимает попытку по-своему осмыслить эту добродетель. Для него справедливость является величайшею из добродетелей, более удивительной и блестящей, чем вечерняя или утренняя звезда; поэтому, как отмечает Стагирит, мы и говорим в виде пословицы: «в справедливости заключаются все добродетели». Она и личная добродетель, и объективно существующее и всеми признаваемое правило, обеспечивающее достойное распределение благ, поэтому главной характеристикой справедливости для Аристотеля, в отличие от платоновской «сдерживающей меры», выступает разумная «соразмерность».
Учение о государстве.
Платон считал, что отдельный человек не способен удовлетворить все свои потребности в пище, жилище, одежде. Поскольку люди не могут личными усилиями приблизиться к совершенству, то необходимы государство и законы. У Платона было свое представление об «идеальном государстве». По его мнению, управлять должны только аристократы, как лучшие и наиболее мудрые граждане. А земледельцы и ремесленники должны выполнять добросовестно свою работу. Идеальное государство должно покровительствовать религии, воспитывать в гражданах благочестие. Платон выделял следующие формы государственного устройства.
1. «Идеальное государство» (или приближающееся к идеалу) – аристократия, аристократическая монархия.
2. Нисходящая иерархия государственных форм: тимократия, олигархия, демократия, тирания.
Тирания – наихудшая форма государственного устройства, а демократия была для него объектом общей критики. Худшие формы государства – результат «порчи» идеального государства. Тимократия – это государство чести и ценза: оно ближе к идеалу, но хуже, например, аристократической монархии.
Государство основано на разделении труда между разрядами свободных граждан. В учении о делении граждан на разряды Платон руководствуется своей классификацией частей души: разумной части души, добродетель которой в мудрости, должно соответствовать сословие правителей-философов; аффектной, яростной, части, добродетель которой в мужестве, – сословие воинов (стражей); вожделеющей, низменной, – сословие земледельцев и ремесленников. Именно такое государство добродетельно: оно мудро мудростью своих правителей-философов, мужественно мужеством своих стражей, рассудительно повиновением худшей части государства его лучшей части и справедливо, поскольку в таком государстве все служат ему как некой целостности и занимаются своим делом, не вмешиваясь в дела других.
Платон считал, что частная собственность и семья подрывают условия идеального общества. Он мыслил избавить общество от эгоизма: у всех все должно быть одинаковым и общим в пределах сословия.
По Аристотелю, основная причина формирования государства заключается в естественном стремлении человека к коллективной жизни, в стремлении, которое присуще ему от природы. Аристотель считал очень важной такую добродетель, как дружба: именно в этой добродетели человек переходит от своего индивидуального изолированного существования к общественной жизни.
Аристотель предполагал, что процесс формирования государства состоит из ряда стадий. Изначально существует замкнутая семейная община, которая включает в себя супругов, их детей и рабов. Затем отдельные семейные общины объединяются, создавая единую сельскую общину. Полис - специфическая форма древнегреческой государственности - возникает в том случае, когда объединяется несколько сельских общин. При этом стремление общин к объединению Аристотель считал естественным и закономерным, поскольку лишь наличие государственности может сделать объединение людей независимым.
Аристотель первым описал государственное устройство 158 государств, хотя до наших дней дошел лишь фрагмент этого описания, известный под названием «Афинская полития».Возможно, это связано с тем, что политию (умеренное народовластие) афинского типа Аристотель рассматривал как одну из наиболее устойчивых и гармоничных форм государственного правления. Впрочем, в своих оценках Аристотель крайне сдержан: если его предшественник Платон описал свое видение идеального государства, то Аристотель в целом не давал таких категоричных оценок, предпочитая говорить о том, что действительно существует в мире.
Аристотель выделял шесть основных форм государственного устройства: монархию, аристократию, народовластие, тиранию, олигархию и демократию. Монархию и тиранию Аристотель определял как власть одного человека, аристократию и олигархию - как власть немногих, а народовластие и демократию - как власть всех.
Первые три формы Аристотель считал правильными, последние три формы - неправильными. Такое деление Аристотель обосновывал тем, что при первых формах власть стремится к благу граждан, тогда как в последних формах этот принцип не соблюдается. При этом он полагал, что «правильные» формы могут переходить в неправильные, соответственно монархия может превращаться в тиранию, аристократия - в олигархию, народовластие - в демократию. Лучшим же, с точки зрения Аристотеля, является то государственное устройство, в котором основой является среднее сословие(в наши дни мы стали бы говорить о среднем классе).
Аристотель видел в неравенстве естественное явление. По этой причине он никогда не высказывался неодобрительно по поводу рабства, а также в целом положительно оценивал частную собственность и связанное с ней богатство. Аристотель также признавал обоснованность неравенства в рамках семьи.
Заключение
Таким образом, полученные в ходе анализа различных источников данные позволяют нам сделать вывод о сходствах и различиях учений Платона и Аристотеля. Путем проведения исследования и сравнения взглядов двух философов античности, мы выявили, что их учения содержат как схожие идеи и понятия, так и абсолютно противоположные мысли, что отнюдь не отменяет важности учений и Платона, и Аристотеля. Современные социологи до сих пор ссылаются на их учения, используют их для обоснования неких закономерностей развития общества.
Список использованной литературы:
1. К.А.Воробьёва «Сравнение политико-правовых концепций Платона и Аристотеля»;
2. Платон «Государство»;
3. Аристотель «О душе»;
4. С.В.Гроздилов «Идея справедливости как общего блага в социально-философской мысли Платона и Аристотеля»;
5. www.myunivercity.ru;
6. www.megalektsii.ru;
7. www.referat911.ru;
8. Аристотель «Политика»;
9. https://cyberpedia.su
Введение.
Определяющее значение в жизни каждого человека имеет решение им смысложизненных вопросов: «что значит быть, существовать человечеству в целом и мне, конкретному человеку, в частности?»; «что значит для человека его жизнь и как ему относиться к неизбежности смерти?»; «в чём может состоять счастье человека и как относиться к страданию?»; «что есть свобода и какова её ценность?». Поиски философии способствуют нахождению правильных ответов и на эти вопросы.
Яркую и содержательную страницу в истории развития знаний и представлений о человеке, общественных формах его бытия вписала философия античности. Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Эпикур – их имена и идеи не стерлись в памяти человечества. Как известно, философия тесно граничит с социологией, хоть последняя является более поздней наукой. Во времена античности о социологии и не знали, однако и Платона, и Аристотеля можно считать в той или иной мере социологами.
Актуальность темы велика: философское наследие гениальных мыслителей античности Платона и Аристотеля весьма обширно, а влияние его огромно и прослеживается во всех областях духовной и научной жизни в течение многих лет. Созданные ими философские системы нашли много последователей, вплоть до современности, а высказанные ими идеи нашли свое отражение в трудах многих позднейших философов. Древнегреческая философия оказала определяющее влияние на всю историю западной и отчасти даже мировой философии, а так же социологии вплоть до сегодняшнего дня.
Платон.
Пояснение к шаржу:
Одеяние Платона сразу даёт понять, что это социолог античности. Сведённые к переносице брови, что вселяют в смотрителя некий заочный страх, дают понять, что мыслитель твёрд в своих убеждениях, более консервативен в этом плане. А свёрток бумаги, что сжат в руке мыслителя, иллюстрирует богатый авторский багаж Платона (немалое количество произведений, на которые и по сей день опираются, с которыми считаются).
Аристотель.
Пояснение к шаржу:
Подобно первому шаржу, одеяние на социологе ясно даёт понять, с какой он эпохи, а именно с античной. Жест руками свидетельствует о несогласии ученика (Аристотеля) со своим учителем (с Платоном), о том, что у мыслителя иные взгляды на те вопросы, что рассматривал и Платон. Он выражает открытое несогласие взглядам учителя. Выражение лица – не такое хмурое и серьёзное, нежели у Платона, говорит о том, что взгляды Аристотеля менее консервативны, больше либеральны.
Платон и Аристотель - два величайших философа, способствующих развитию политико-правовой мысли античного мира и вложивших свой необыкновенный вклад в философию. Аристотель был учеником Платона, но вопреки этому факту, ученик далеко не во всем поддерживал своего учителя и часто выражал совершенно противоположное мнение на тот или иной вопрос, что дает нам основание назвать Аристотеля оппонентом Платона. Анализируя взгляды обоих философов, мы выявим общие и различные черты в их учениях.[1]
Совмещённые биографии философов
г. до н.э. Первым наставником был
Рождение Платона софист Кратил, близкий по
взглядам к Гераклиту
408 год до н.э. – знакомство
с Сократом, определившее 399 год до н.э. – смерть
|
|
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!