Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2020-06-02 | 726 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Тема: Расчёт цилиндрической прямозубой передачи.
Задание: Рассчитать цилиндрическую прямозубую нереверсивную передачу.
Пример 1.
Дано: Р1 = 18,5 кВт; n1 = 735 об/мин; n2 = 210 об/мин; материал зубчатых колёс: сталь – сталь; нагрузка с умеренными толчками.
Решение:
1. Определяем передаточное отношение:
Находим вращающий момент на валу шестерни:
3. Выбираем марку материала и назначаем химико-термическую обработку зубьев; определяем допускаемые напряжения.
Используя таблицы 2 и 3, назначаем для изготовления зубчатых колёс сталь с поверхностной закалкой ТВЧ до твёрдости > НВ350.
Принимая по таблице 3 для стали 45 (HRC40…52) σ0НР = 800 МПа; NН0 = 6·107; σ0FР = 230 МПа для нереверсивной передачи; NF0 = 4·106 и назначая ресурс передачи tч = 104 ч, находим число циклов напряжений:
NHE = NFE = 60·tч·n2 = 60·104·210 = 12,6·107.
Так как NHE > NH0 и NFE > NF0, то значение коэффициента циклической долговечности KHL = 1 и KFL = 1. В противном случае коэффициенты циклической долговечности определяют по формулам:
Предельное значение KHL ограничивают: для стальных колёс при однородной структуре материала зуба KHL ≤ 2,6, при поверхностном упрочнении KHL ≤ 1,8; для чугунных колёс 1 ≤ KHL ≤ 2,4; для неметаллических колёс KHL = 1.
Чтобы при действии расчётной нагрузки на произошло разрушение зуба от нарушения статической прочности, максимальное значение коэффициента KFL ≤ 1,63.
Определяем допускаемые напряжения:
σHP = σ0HP·KHL =800·1 = 800 МПа;
σFP = σ0FP·KFL =230·1 = 230 МПа.
4. По таблице 4 для прямозубых колёс выбираем значение коэффициента Ка = 4950 Па1/3 для материала сталь – сталь.
Коэффициент ширины зубчатых колёс ψba = 0,315…0,5 при симметричном расположении зубчатых колёс относительно опор.
|
Принимая ψba = 0,4, определяем ψbd по формуле:
ψbd = 0,5·ψba·(u + 1) = 0,5·0,4·(3,5 + 1) = 0,9.
По таблице 5, интерполируя, находим (при > НВ350) KHβ = 1,08 и KFβ = 1,115.
5. Для вычисления модуля открытой передачи необходимо найти z1, z2, YF и наименьшее значение прочностной характеристики σFP/YF зуба.
При нарезании зубьев методом обкатки zmin = 17 при условии отсутствия подрезания, однако в передачах стремятся иметь z1 ≥ 20…30.
Принимая z1 = 20, определяем число зубьев колеса:
z2 = u·z1 = 3,5·20 = 70.
По таблице 6 находим YF при z1 = 20 и z2 = 70: Y'F = 4,12, Y''F = 3,815 -- среднее значение при z = 60 и z = 80.
Так как Y'F > Y''F, а σFP принято общим для шестерни и колеса, то σFP/YF для шестерни будет меньше, чем для колеса и, следовательно, расчёт на прочность зуба при изгибе необходимо выполнить по зубу шестерни. Итак, модуль передачи при Кm = 1,4
По таблице 7 принимаем m = 3,5 мм.
6. Определяем параметры передачи.
Вычисляем делительные диаметры шестерни и колеса:
d1 = m·z1 = 3,5·20 = 70 мм;
d2 = m·z2 = 3,5·70 = 245 мм.
Вычисляем диаметры вершин зубьев шестерни и колеса:
da1 = d1 + 2·m = 80 + 2·3,5 = 87 мм;
da2 = d2 + 2·m = 245 + 2·3,5 = 238 мм.
Вычисляем диаметры впадин шестерни и колеса:
df1 = d1 – 2,5·m = 80 – 2,5·3,5 = 71,25 мм;
df2 = d2 – 2,5·m = 245 – 2,5·3,5 = 236,25 мм.
7. Уточняем передаточное число, межосевое расстояние и находим ширину зубчатых колёс:
аω = 0,5·(d1 + d2) = 0,5·(70 + 245) = 157,5 мм;
b2 = ψbd·d1 = 0,9·70 = 63 мм.
Принимаем b2 = 63 мм, b1 = 65 мм.
8. Определяем окружную скорость и назначаем степень точности передачи:
По таблице 8 при 2 м/с < υ < 6 м/с принимаем восьмую степень точности передачи.
9. Вычисляем силы, действующие в зацеплении:
Fr = Ft·tg20° = 6,86·103·0,364 = 2,5·103 Н.
Пример 2.
Дано: Р1 = 18,5 кВт; n1 = 735 об/мин; n2 = 210 об/мин; материал зубчатых колёс: сталь – сталь; нагрузка с умеренными толчками.
Решение:
1. Определяем передаточное отношение:
Находим вращающий момент на валу шестерни:
3. Выбираем марку материала и назначаем химико-термическую обработку зубьев; определяем допускаемые напряжения.
|
Используя таблицы 2 и 3, назначаем для изготовления зубчатых колёс сталь с поверхностной закалкой ТВЧ до твёрдости > НВ350.
Принимая по таблице 3 для стали 45 (HRC40…52) σ0НР = 800 МПа; NН0 = 6·107; σ0FР = 230 МПа для нереверсивной передачи; NF0 = 4·106 и назначая ресурс передачи tч = 104 ч, находим число циклов напряжений:
NHE = NFE = 60·tч·n2 = 60·104·210 = 12,6·107.
Так как NHE > NH0 и NFE > NF0, то значение коэффициента циклической долговечности KHL = 1 и KFL = 1. В противном случае коэффициенты циклической долговечности определяют по формулам:
Предельное значение KHL ограничивают: для стальных колёс при однородной структуре материала зуба KHL ≤ 2,6, при поверхностном упрочнении KHL ≤ 1,8; для чугунных колёч 1 ≤ KHL ≤ 2,4; для неметаллических колёс KHL = 1.
Чтобы при действии расчётной нагрузки на произошло разрушение зуба от нарушения статической прочности, максимальное значение коэффициента KFL ≤ 1,63.
Определяем допускаемые напряжения:
σHP = σ0HP·KHL =800·1 = 800 МПа;
σFP = σ0FP·KFL =230·1 = 230 МПа.
4. По таблице 4 для прямозубых колёс выбираем значение коэффициента Ка = 4950 Па1/3 для материала сталь – сталь.
Коэффициент ширины зубчатых колёс ψba = 0,315…0,5 при симметричном расположении зубчатых колёс относительно опор.
Принимая ψba = 0,4, определяем ψbd по формуле:
ψbd = 0,5·ψba·(u + 1) = 0,5·0,4·(3,5 + 1) = 0,9.
По таблице 5, интерполируя, находим (при > НВ350) KHβ = 1,08 и KFβ = 1,115.
5. Вычисляем межосевое расстояние:
Принимаем аω = 150 мм.
6. Определяем параметры передачи.
Находим модуль закрытой передачи:
m = (0,01…0,02)·аω = (0,01…0,02)·150 = 1,5…3,0 мм.
По таблице 7 принимаем m = 2 мм.
Определяем число зубьев шестерни и колеса:
Принимаем z1 = 33;
z2 = u·z1 = 3,5·33 = 119.
Вычисляем делительные диаметры шестерни и колеса:
d1 = m·z1 = 2·33 = 66 мм;
d2 = m·z2 = 2·119 = 238 мм.
Вычисляем диаметры вершин зубьев шестерни и колеса:
da1 = d1 + 2·m = 66 + 2·2 = 70 мм;
da2 = d2 + 2·m = 238 + 2·2 = 242 мм.
Вычисляем диаметры впадин шестерни и колеса:
df1 = d1 – 2,5·m = 66 – 2,5·2 = 61 мм;
df2 = d2 – 2,5·m = 238 – 2,5·2 = 233 мм.
7. Уточняем передаточное число, межосевое расстояние и находим ширину зубчатых колёс:
аω = 0,5·(d1 + d2) = 0,5·(66 + 238) = 152 мм;
b2 = ψbа·аω = 0,4·152 = 60,8 мм.
Принимаем b2 = 60 мм, b1 = 62 мм.
8. Определяем окружную скорость и назначаем степень точности передачи:
По таблице 8 при 2 м/с < υ < 6 м/с принимаем восьмую степень точности передачи.
9. Вычисляем силы, действующие в зацеплении:
|
Fr = Ft·tg20° = 7,06·103·0,364 = 2,57·103 Н.
Задания для практической работы
Таблица 1 – Исходные данные
№ варианта | Р1, кВт | n1, об/мин | n 2, об/мин | Тип передачи |
1 | 15 | 735 | 210 | открытая |
2 | 16 | 740 | 215 | закрытая |
3 | 17 | 745 | 220 | открытая |
4 | 18 | 750 | 225 | закрытая |
5 | 19 | 755 | 230 | открытая |
6 | 20 | 760 | 235 | закрытая |
7 | 21 | 765 | 240 | открытая |
8 | 22 | 77 | 245 | закрытая |
9 | 23 | 775 | 250 | открытая |
10 | 24 | 780 | 255 | закрытая |
11 | 25 | 785 | 260 | открытая |
12 | 26 | 790 | 265 | закрытая |
13 | 27 | 795 | 270 | открытая |
14 | 28 | 800 | 275 | закрытая |
15 | 29 | 805 | 280 | открытая |
16 | 30 | 810 | 285 | закрытая |
17 | 31 | 815 | 290 | открытая |
18 | 32 | 820 | 295 | закрытая |
19 | 33 | 825 | 300 | открытая |
20 | 34 | 830 | 305 | закрытая |
21 | 35 | 835 | 310 | открытая |
22 | 36 | 840 | 315 | закрытая |
23 | 37 | 845 | 320 | открытая |
24 | 38 | 850 | 325 | закрытая |
25 | 39 | 855 | 330 | открытая |
26 | 40 | 860 | 335 | закрытая |
27 | 41 | 865 | 340 | открытая |
28 | 42 | 870 | 345 | закрытая |
29 | 43 | 875 | 350 | открытая |
30 | 44 | 880 | 355 | закрытая |
31 | 45 | 885 | 360 | открытая |
32 | 46 | 890 | 365 | закрытая |
33 | 47 | 895 | 370 | открытая |
34 | 48 | 900 | 375 | закрытая |
35 | 49 | 905 | 380 | открытая |
Таблица 2 – Рекомендации по выбору материала зубчатых колёс и химико-термической обработки зубьев
Сталь НВ < 350 – чугун | Тихоходные передачи больших габаритов и невысокой точности(8 и 9 степени). Менее чувствительны к недостаточной смазке |
Сталь – сталь, улучшение, НВ < 350 | Мелкосерийное производство. Редукторы как специальные, так и общего назначения. Невысокие нагрузки и скорости, отсутствие жёстких требований к габаритам |
Сталь – сталь, закалка объёмная или поверхностная, НВ > 350 | Колёса со средней несущей способностью и повышенной скоростью коробок передач и специальных редукторов общего машиностроения. Редко переключаемые колёса коробок передач общего машиностроения. Переключение не на ходу |
Сталь – сталь, цементация, нитроцементация с закалкой, НВ > 350 | Ответственные высоконагруженные передачи с повышенными требованиями к габаритам, работающие на повышенных скоростях, высокой точности (5, 6 и 7 степени). Требуются добавочные отделочные операции. Часто переключаемые колёса коробок передач |
Полиамид – сталь | Колёса, работающие с высокими скоростями и малыми нагрузками, при недостаточной жёсткости конструкции. Уменьшают шум передачи. Спаренное стальное колесо должно быть достаточно твёрдым (НВ >300), с низкой шероховатостью поверхности (шлифованное или шевингованное). Значительные габариты |
|
Таблица 3 – Допускаемые напряжения для зубьев при расчёте зубчатых передач на выносливость
Материал
Термообработка
Твёрдость
σ0НР, МПа
N Н0 ·107
σ0 F Р, МПа
N Н0 ·108
Поверхности
Сердцевины
Вид нагрузки
Сталь 45
НВ180…200
НВ240…280
HRC40…50
HRC45…50
Сталь 40Х
HB210…230
HB240…280
HRC48…52
Сталь 40ХН
HRC48…55
Цементация с закалкой и последующей шлифовкой рабочих поверхностей
Нитроцементация с закалкой и последующей шлифовкой рабочих поверхностей
Азотирование (газовое)
HB187…255
HB197…265
Продолжение таблицы 3.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9Стальное литьё 40ХЛ и 40ГЛ | Закалка с высоким отпуском | HB190…255 | 600 | 1 | 135 | 90 | 4 |
Текстолит ПТ и ПТК | HB30…35 | 45…55 | -- | 40 | 40 | -- | |
ДСП Б и В | HB30…50 | 50…60 | -- | 50 | 50 | -- | |
Полиамид (капролон) | HB14…15 | 42 | -- | 30 | 30 | -- |
Примечание. При расчёте σFP для работы двумя сторонами зуба нагрузки и числа циклов напряжений приняты одинаковыми для обеих сторон зуба.
Таблица 4 – Значение коэффициентов Ка и ZМ
Коэффициент |
Вид зубчатых колёс |
Материал зубчатых колёс | ||||||
сталь – сталь | сталь – чугун | сталь – бронза | чугун – чугун | текстолит – сталь | ДСП – сталь | полиамид – сталь | ||
Ка, Па1/3 | Прямозубые | 4950 | 4450 | 4300 | 4150 | 2000 | 2250 | 1550 |
Косозубые и шевронные | 4300 | 3900 | 3750 | 3600 | 1700 | 1950 | 1350 | |
ZМ, Па1/2 | Прямозубые и непрямозубые | 274·103 | 234·103 | 225·103 | 209·103 | 69,5·103 | 85·103 | 47,5·103 |
Таблица 5 – Значения коэффициентов КНβ и КFβ распределения нагрузки по ширине венца цилиндрического колеса при расчёте на контактную и изгибную выносливость
|
Относительная ширина колеса |
Вид передачи | Число зубьев z или zυ | |||||||||||||
17 | 20 | 25 | 30 | 40 | 50 | 60 | 80 | 100 | 150 | 300 | |||||
Зубчатая | 4,30 | 4,12 | 3,96 | 3,85 | 3,75 | 3,37 | 3,73 | 3,74 | 3,75 | 3,78 | 3,75 | ||||
Червячная | -- | 1,98 | 1,87 | 1,76 | 1,55 | 1,45 | 1,40 | 1,34 | 1,30 | 1,27 | 1,24 |
Таблица 7 – Нормальные модули mn эвольвентных цилиндрических зубчатых колёс и внешние окружные модули конических прямозубых колёс (СТ СЭВ 310 – 76)
1-й ряд | 0,6 | 0,8 | 1,0 | 1,25 | 1,5 | 2,0 | 2,5 | 3,0 | 4,0 | 5,0 | 6,0 | 8,0 | 10,0 | 12,0 | 16,0 |
2-й ряд | 0,7 | 0,9 | 1,125 | 1,375 | 1,75 | 2,25 | 2,75 | 3,5 | 4,5 | 5,5 | 7,0 | 9,0 | 11,0 | 14,0 | 18,0 |
Таблица 8 – Степень точности по нормам плавности цилиндрических (СТ СЭВ 641 – 77), конических (СТ СЭВ 186 – 75) и червячных (СТ СЭВ 311 – 76) передач в зависимости от скорости
Степень точности передачи | Окружная скорость υ, υ m; скорость скольжения υ s передачи, м/с | |||
Цилиндрической | конической |
Червячной | ||
прямозубой | непрямозубой | прямозубой | ||
6-я – высокоточные передачи 7-я – точные 8-я – средней точности 9-я – пониженной точности | ≤ 15 ≤ 10 ≤ 6 ≤ 2 | ≤ 30 ≤ 15 ≤ 10 ≤ 4 | ≤ 12 ≤ 8 ≤ 4 ≤ 1,5 | ≤ 15 ≤ 10 ≤ 5 ≤ 2 |
Нормальные линейные размеры, мм (ГОСТ 6636 – 69)
8,0; 8,5; 9,0; 9,5; 10,0; 10,5; 11,0; 11,5; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 24; 25; 26; 28; 30; 32; 34; 36; 38; 40; 42; 45; 48; 50; 53; 56; 60; 63; 67; 71; 75; 80; 85; 90; 95; 100; 105; 110; 120; 125; 130; 140; 150; 160; 170; 180; 190; 200; 210; 220; 240; 250; 260; 280; 300; 320; 340; 360; 380; 400; 420; 450; 480; 500; 530; 560; 600; 630; 670; 710; 750; 800; 850; 900; 950 …
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Тема: Расчёт цилиндрической прямозубой передачи.
Задание: Рассчитать цилиндрическую прямозубую нереверсивную передачу.
Пример 1.
Дано: Р1 = 18,5 кВт; n1 = 735 об/мин; n2 = 210 об/мин; материал зубчатых колёс: сталь – сталь; нагрузка с умеренными толчками.
Решение:
1. Определяем передаточное отношение:
Находим вращающий момент на валу шестерни:
3. Выбираем марку материала и назначаем химико-термическую обработку зубьев; определяем допускаемые напряжения.
Используя таблицы 2 и 3, назначаем для изготовления зубчатых колёс сталь с поверхностной закалкой ТВЧ до твёрдости > НВ350.
Принимая по таблице 3 для стали 45 (HRC40…52) σ0НР = 800 МПа; NН0 = 6·107; σ0FР = 230 МПа для нереверсивной передачи; NF0 = 4·106 и назначая ресурс передачи tч = 104 ч, находим число циклов напряжений:
NHE = NFE = 60·tч·n2 = 60·104·210 = 12,6·107.
Так как NHE > NH0 и NFE > NF0, то значение коэффициента циклической долговечности KHL = 1 и KFL = 1. В противном случае коэффициенты циклической долговечности определяют по формулам:
Предельное значение KHL ограничивают: для стальных колёс при однородной структуре материала зуба KHL ≤ 2,6, при поверхностном упрочнении KHL ≤ 1,8; для чугунных колёс 1 ≤ KHL ≤ 2,4; для неметаллических колёс KHL = 1.
Чтобы при действии расчётной нагрузки на произошло разрушение зуба от нарушения статической прочности, максимальное значение коэффициента KFL ≤ 1,63.
Определяем допускаемые напряжения:
σHP = σ0HP·KHL =800·1 = 800 МПа;
σFP = σ0FP·KFL =230·1 = 230 МПа.
4. По таблице 4 для прямозубых колёс выбираем значение коэффициента Ка = 4950 Па1/3 для материала сталь – сталь.
Коэффициент ширины зубчатых колёс ψba = 0,315…0,5 при симметричном расположении зубчатых колёс относительно опор.
Принимая ψba = 0,4, определяем ψbd по формуле:
ψbd = 0,5·ψba·(u + 1) = 0,5·0,4·(3,5 + 1) = 0,9.
По таблице 5, интерполируя, находим (при > НВ350) KHβ = 1,08 и KFβ = 1,115.
5. Для вычисления модуля открытой передачи необходимо найти z1, z2, YF и наименьшее значение прочностной характеристики σFP/YF зуба.
При нарезании зубьев методом обкатки zmin = 17 при условии отсутствия подрезания, однако в передачах стремятся иметь z1 ≥ 20…30.
Принимая z1 = 20, определяем число зубьев колеса:
z2 = u·z1 = 3,5·20 = 70.
По таблице 6 находим YF при z1 = 20 и z2 = 70: Y'F = 4,12, Y''F = 3,815 -- среднее значение при z = 60 и z = 80.
Так как Y'F > Y''F, а σFP принято общим для шестерни и колеса, то σFP/YF для шестерни будет меньше, чем для колеса и, следовательно, расчёт на прочность зуба при изгибе необходимо выполнить по зубу шестерни. Итак, модуль передачи при Кm = 1,4
По таблице 7 принимаем m = 3,5 мм.
6. Определяем параметры передачи.
Вычисляем делительные диаметры шестерни и колеса:
d1 = m·z1 = 3,5·20 = 70 мм;
d2 = m·z2 = 3,5·70 = 245 мм.
Вычисляем диаметры вершин зубьев шестерни и колеса:
da1 = d1 + 2·m = 80 + 2·3,5 = 87 мм;
da2 = d2 + 2·m = 245 + 2·3,5 = 238 мм.
Вычисляем диаметры впадин шестерни и колеса:
df1 = d1 – 2,5·m = 80 – 2,5·3,5 = 71,25 мм;
df2 = d2 – 2,5·m = 245 – 2,5·3,5 = 236,25 мм.
7. Уточняем передаточное число, межосевое расстояние и находим ширину зубчатых колёс:
аω = 0,5·(d1 + d2) = 0,5·(70 + 245) = 157,5 мм;
b2 = ψbd·d1 = 0,9·70 = 63 мм.
Принимаем b2 = 63 мм, b1 = 65 мм.
8. Определяем окружную скорость и назначаем степень точности передачи:
По таблице 8 при 2 м/с < υ < 6 м/с принимаем восьмую степень точности передачи.
9. Вычисляем силы, действующие в зацеплении:
Fr = Ft·tg20° = 6,86·103·0,364 = 2,5·103 Н.
Пример 2.
Дано: Р1 = 18,5 кВт; n1 = 735 об/мин; n2 = 210 об/мин; материал зубчатых колёс: сталь – сталь; нагрузка с умеренными толчками.
Решение:
1. Определяем передаточное отношение:
Находим вращающий момент на валу шестерни:
3. Выбираем марку материала и назначаем химико-термическую обработку зубьев; определяем допускаемые напряжения.
Используя таблицы 2 и 3, назначаем для изготовления зубчатых колёс сталь с поверхностной закалкой ТВЧ до твёрдости > НВ350.
Принимая по таблице 3 для стали 45 (HRC40…52) σ0НР = 800 МПа; NН0 = 6·107; σ0FР = 230 МПа для нереверсивной передачи; NF0 = 4·106 и назначая ресурс передачи tч = 104 ч, находим число циклов напряжений:
NHE = NFE = 60·tч·n2 = 60·104·210 = 12,6·107.
Так как NHE > NH0 и NFE > NF0, то значение коэффициента циклической долговечности KHL = 1 и KFL = 1. В противном случае коэффициенты циклической долговечности определяют по формулам:
Предельное значение KHL ограничивают: для стальных колёс при однородной структуре материала зуба KHL ≤ 2,6, при поверхностном упрочнении KHL ≤ 1,8; для чугунных колёч 1 ≤ KHL ≤ 2,4; для неметаллических колёс KHL = 1.
Чтобы при действии расчётной нагрузки на произошло разрушение зуба от нарушения статической прочности, максимальное значение коэффициента KFL ≤ 1,63.
Определяем допускаемые напряжения:
σHP = σ0HP·KHL =800·1 = 800 МПа;
σFP = σ0FP·KFL =230·1 = 230 МПа.
4. По таблице 4 для прямозубых колёс выбираем значение коэффициента Ка = 4950 Па1/3 для материала сталь – сталь.
Коэффициент ширины зубчатых колёс ψba = 0,315…0,5 при симметричном расположении зубчатых колёс относительно опор.
Принимая ψba = 0,4, определяем ψbd по формуле:
ψbd = 0,5·ψba·(u + 1) = 0,5·0,4·(3,5 + 1) = 0,9.
По таблице 5, интерполируя, находим (при > НВ350) KHβ = 1,08 и KFβ = 1,115.
5. Вычисляем межосевое расстояние:
Принимаем аω = 150 мм.
6. Определяем параметры передачи.
Находим модуль закрытой передачи:
m = (0,01…0,02)·аω = (0,01…0,02)·150 = 1,5…3,0 мм.
По таблице 7 принимаем m = 2 мм.
Определяем число зубьев шестерни и колеса:
Принимаем z1 = 33;
z2 = u·z1 = 3,5·33 = 119.
Вычисляем делительные диаметры шестерни и колеса:
d1 = m·z1 = 2·33 = 66 мм;
d2 = m·z2 = 2·119 = 238 мм.
Вычисляем диаметры вершин зубьев шестерни и колеса:
da1 = d1 + 2·m = 66 + 2·2 = 70 мм;
da2 = d2 + 2·m = 238 + 2·2 = 242 мм.
Вычисляем диаметры впадин шестерни и колеса:
df1 = d1 – 2,5·m = 66 – 2,5·2 = 61 мм;
df2 = d2 – 2,5·m = 238 – 2,5·2 = 233 мм.
7. Уточняем передаточное число, межосевое расстояние и находим ширину зубчатых колёс:
аω = 0,5·(d1 + d2) = 0,5·(66 + 238) = 152 мм;
b2 = ψbа·аω = 0,4·152 = 60,8 мм.
Принимаем b2 = 60 мм, b1 = 62 мм.
8. Определяем окружную скорость и назначаем степень точности передачи:
По таблице 8 при 2 м/с < υ < 6 м/с принимаем восьмую степень точности передачи.
9. Вычисляем силы, действующие в зацеплении:
Fr = Ft·tg20° = 7,06·103·0,364 = 2,57·103 Н.
Задания для практической работы
Таблица 1 – Исходные данные
№ варианта | Р1, кВт | n1, об/мин | n 2, об/мин | Тип передачи |
1 | 15 | 735 | 210 | открытая |
2 | 16 | 740 | 215 | закрытая |
3 | 17 | 745 | 220 | открытая |
4 | 18 | 750 | 225 | закрытая |
5 | 19 | 755 | 230 | открытая |
6 | 20 | 760 | 235 | закрытая |
7 | 21 | 765 | 240 | открытая |
8 | 22 | 77 | 245 | закрытая |
9 | 23 | 775 | 250 | открытая |
10 | 24 | 780 | 255 | закрытая |
11 | 25 | 785 | 260 | открытая |
12 | 26 | 790 | 265 | закрытая |
13 | 27 | 795 | 270 | открытая |
14 | 28 | 800 | 275 | закрытая |
15 | 29 | 805 | 280 | открытая |
16 | 30 | 810 | 285 | закрытая |
17 | 31 | 815 | 290 | открытая |
18 | 32 | 820 | 295 | закрытая |
19 | 33 | 825 | 300 | открытая |
20 | 34 | 830 | 305 | закрытая |
21 | 35 | 835 | 310 | открытая |
22 | 36 | 840 | 315 | закрытая |
23 | 37 | 845 | 320 | открытая |
24 | 38 | 850 | 325 | закрытая |
25 | 39 | 855 | 330 | открытая |
26 | 40 | 860 | 335 | закрытая |
27 | 41 | 865 | 340 | открытая |
28 | 42 | 870 | 345 | закрытая |
29 | 43 | 875 | 350 | открытая |
30 | 44 | 880 | 355 | закрытая |
31 | 45 | 885 | 360 | открытая |
32 | 46 | 890 | 365 | закрытая |
33 | 47 | 895 | 370 | открытая |
34 | 48 | 900 | 375 | закрытая |
35 | 49 | 905 | 380 | открытая |
Таблица 2 – Рекомендации по выбору материала зубчатых колёс и химико-термической обработки зубьев
Сталь НВ < 350 – чугун | Тихоходные передачи больших габаритов и невысокой точности(8 и 9 степени). Менее чувствительны к недостаточной смазке |
Сталь – сталь, улучшение, НВ < 350 | Мелкосерийное производство. Редукторы как специальные, так и общего назначения. Невысокие нагрузки и скорости, отсутствие жёстких требований к габаритам |
Сталь – сталь, закалка объёмная или поверхностная, НВ > 350 | Колёса со средней несущей способностью и повышенной скоростью коробок передач и специальных редукторов общего машиностроения. Редко переключаемые колёса коробок передач общего машиностроения. Переключение не на ходу |
Сталь – сталь, цементация, нитроцементация с закалкой, НВ > 350 | Ответственные высоконагруженные передачи с повышенными требованиями к габаритам, работающие на повышенных скоростях, высокой точности (5, 6 и 7 степени). Требуются добавочные отделочные операции. Часто переключаемые колёса коробок передач |
Полиамид – сталь | Колёса, работающие с высокими скоростями и малыми нагрузками, при недостаточной жёсткости конструкции. Уменьшают шум передачи. Спаренное стальное колесо должно быть достаточно твёрдым (НВ >300), с низкой шероховатостью поверхности (шлифованное или шевингованное). Значительные габариты |
Таблица 3 – Допускаемые напряжения для зубьев при расчёте зубчатых передач на выносливость
Материал
Термообработка
Твёрдость
σ0НР, МПа
N Н0 ·107
σ0 F Р, МПа
N Н0 ·108
Поверхности
Сердцевины
Вид нагрузки
Сталь 45
НВ180…200
НВ240…280
HRC40…50
HRC45…50
Сталь 40Х
HB210…230
HB240…280
HRC48…52
Сталь 40ХН
HRC48…55
Цементация с закалкой и последующей шлифовкой рабочих поверхностей
Нитроцементация с закалкой и последующей шлифовкой рабочих поверхностей
Азотирование (газовое)
HB187…255
HB197…265
Продолжение таблицы 3.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9Стальное литьё 40ХЛ и 40ГЛ | Закалка с высоким отпуском | HB190…255 | 600 | 1 | 135 | 90 | 4 |
Текстолит ПТ и ПТК | HB30…35 | 45…55 | -- | 40 | 40 | -- | |
ДСП Б и В | HB30…50 | 50…60 | -- | 50 | 50 | -- | |
Полиамид (капролон) | HB14…15 | 42 | -- | 30 | 30 | -- |
Примечание. При расчёте σFP для работы двумя сторонами зуба нагрузки и числа циклов напряжений приняты одинаковыми для обеих сторон зуба.
Таблица 4 – Значение коэффициентов Ка и ZМ
Коэффициент |
Вид зубчатых колёс |
Материал зубчатых колёс | ||||||
сталь – сталь | сталь – чугун | сталь – бронза | чугун – чугун | текстолит – сталь | ДСП – сталь | полиамид – сталь | ||
Ка, Па1/3 | Прямозубые | 4950 | 4450 | 4300 | 4150 | 2000 | 2250 | 1550 |
Косозубые и шевронные | 4300 | 3900 | 3750 | 3600 | 1700 | 1950 | 1350 | |
ZМ, Па1/2 | Прямозубые и непрямозубые | 274·103 | 234·103 | 225·103 | 209·103 | 69,5·103 | 85·103 | 47,5·103 |
&
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!