Симметричное расположение шестерни относительно опор — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Симметричное расположение шестерни относительно опор

2020-06-02 726
Симметричное расположение шестерни относительно опор 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Тема: Расчёт цилиндрической прямозубой передачи.

Задание: Рассчитать цилиндрическую прямозубую нереверсивную передачу.

Пример 1.

Дано: Р1 = 18,5 кВт; n1 = 735 об/мин; n2 = 210 об/мин; материал зубчатых колёс: сталь – сталь; нагрузка с умеренными толчками.

Решение:

1. Определяем передаточное отношение:

Находим вращающий момент на валу шестерни:

3. Выбираем марку материала и назначаем химико-термическую обработку зубьев; определяем допускаемые напряжения.

Используя таблицы 2 и 3, назначаем для изготовления зубчатых колёс сталь с поверхностной закалкой ТВЧ до твёрдости > НВ350.

Принимая по таблице 3 для стали 45 (HRC40…52) σ0НР = 800 МПа; NН0 = 6·107; σ0FР = 230 МПа для нереверсивной передачи; NF0 = 4·106 и назначая ресурс передачи   tч = 104 ч, находим число циклов напряжений:

NHE = NFE = 60·tч·n2 = 60·104·210 = 12,6·107.

Так как NHE > NH0 и NFE > NF0, то значение коэффициента циклической долговечности KHL = 1 и KFL = 1. В противном случае коэффициенты циклической долговечности определяют по формулам:

Предельное значение KHL ограничивают: для стальных колёс при однородной структуре материала зуба KHL ≤ 2,6, при поверхностном упрочнении KHL ≤ 1,8; для чугунных колёс 1 ≤ KHL ≤ 2,4; для неметаллических колёс KHL = 1.

Чтобы при действии расчётной нагрузки на произошло разрушение зуба от нарушения статической прочности, максимальное значение коэффициента KFL ≤ 1,63.

Определяем допускаемые напряжения:

σHP = σ0HP·KHL =800·1 = 800 МПа;

σFP = σ0FP·KFL =230·1 = 230 МПа.

4. По таблице 4 для прямозубых колёс выбираем значение коэффициента             Ка = 4950 Па1/3 для материала сталь – сталь.

Коэффициент ширины зубчатых колёс ψba = 0,315…0,5 при симметричном расположении зубчатых колёс относительно опор.

Принимая ψba = 0,4, определяем ψbd по формуле:

ψbd = 0,5·ψba·(u + 1) = 0,5·0,4·(3,5 + 1) = 0,9.

По таблице 5, интерполируя, находим (при > НВ350) K = 1,08 и K = 1,115.

5. Для вычисления модуля открытой передачи необходимо найти z1, z2, YF и наименьшее значение прочностной характеристики σFP/YF зуба.

При нарезании зубьев методом обкатки zmin = 17 при условии отсутствия подрезания, однако в передачах стремятся иметь z1 ≥ 20…30.

Принимая z1 = 20, определяем число зубьев колеса:

z2 = u·z1 = 3,5·20 = 70.

По таблице 6 находим YF при z1 = 20 и z2 = 70: Y'F = 4,12, Y''F = 3,815 -- среднее значение при z = 60 и z = 80.

Так как Y'F > Y''F, а σFP принято общим для шестерни и колеса, то σFP/YF для шестерни будет меньше, чем для колеса и, следовательно, расчёт на прочность зуба при изгибе необходимо выполнить по зубу шестерни. Итак, модуль передачи при Кm = 1,4

По таблице 7 принимаем m = 3,5 мм.

6. Определяем параметры передачи.

Вычисляем делительные диаметры шестерни и колеса:

d1 = m·z1 = 3,5·20 = 70 мм;

d2 = m·z2 = 3,5·70 = 245 мм.

Вычисляем диаметры вершин зубьев шестерни и колеса:

da1 = d1 + 2·m = 80 + 2·3,5 = 87 мм;

da2 = d2 + 2·m = 245 + 2·3,5 = 238 мм.

Вычисляем диаметры впадин шестерни и колеса:

df1 = d1 – 2,5·m = 80 – 2,5·3,5 = 71,25 мм;

df2 = d2 – 2,5·m = 245 – 2,5·3,5 = 236,25 мм.

7. Уточняем передаточное число, межосевое расстояние и находим ширину зубчатых колёс:

аω = 0,5·(d1 + d2) = 0,5·(70 + 245) = 157,5 мм;

b2 = ψbd·d1 = 0,9·70 = 63 мм.

Принимаем b2 = 63 мм, b1 = 65 мм.

8. Определяем окружную скорость и назначаем степень точности передачи:

По таблице 8 при 2 м/с < υ < 6 м/с принимаем восьмую степень точности передачи.

9. Вычисляем силы, действующие в зацеплении:

Fr = Ft·tg20° = 6,86·103·0,364 = 2,5·103 Н.

 

Пример 2.

Дано: Р1 = 18,5 кВт; n1 = 735 об/мин; n2 = 210 об/мин; материал зубчатых колёс: сталь – сталь; нагрузка с умеренными толчками.

Решение:

1. Определяем передаточное отношение:

Находим вращающий момент на валу шестерни:

3. Выбираем марку материала и назначаем химико-термическую обработку зубьев; определяем допускаемые напряжения.

Используя таблицы 2 и 3, назначаем для изготовления зубчатых колёс сталь с поверхностной закалкой ТВЧ до твёрдости > НВ350.

Принимая по таблице 3 для стали 45 (HRC40…52) σ0НР = 800 МПа; NН0 = 6·107; σ0FР = 230 МПа для нереверсивной передачи; NF0 = 4·106 и назначая ресурс передачи   tч = 104 ч, находим число циклов напряжений:

NHE = NFE = 60·tч·n2 = 60·104·210 = 12,6·107.

Так как NHE > NH0 и NFE > NF0, то значение коэффициента циклической долговечности KHL = 1 и KFL = 1. В противном случае коэффициенты циклической долговечности определяют по формулам:

Предельное значение KHL ограничивают: для стальных колёс при однородной структуре материала зуба KHL ≤ 2,6, при поверхностном упрочнении KHL ≤ 1,8; для чугунных колёч 1 ≤ KHL ≤ 2,4; для неметаллических колёс KHL = 1.

Чтобы при действии расчётной нагрузки на произошло разрушение зуба от нарушения статической прочности, максимальное значение коэффициента KFL ≤ 1,63.

Определяем допускаемые напряжения:

σHP = σ0HP·KHL =800·1 = 800 МПа;

σFP = σ0FP·KFL =230·1 = 230 МПа.

4. По таблице 4 для прямозубых колёс выбираем значение коэффициента Ка = 4950 Па1/3 для материала сталь – сталь.

Коэффициент ширины зубчатых колёс ψba = 0,315…0,5 при симметричном расположении зубчатых колёс относительно опор.

Принимая ψba = 0,4, определяем ψbd по формуле:

ψbd = 0,5·ψba·(u + 1) = 0,5·0,4·(3,5 + 1) = 0,9.

По таблице 5, интерполируя, находим (при > НВ350) K = 1,08 и K = 1,115.

5. Вычисляем межосевое расстояние:

Принимаем аω = 150 мм.

6. Определяем параметры передачи.

Находим модуль закрытой передачи:

m = (0,01…0,02)·аω = (0,01…0,02)·150 = 1,5…3,0 мм.

По таблице 7 принимаем m = 2 мм.

Определяем число зубьев шестерни и колеса:

Принимаем z1 = 33;

z2 = u·z1 = 3,5·33 = 119.

Вычисляем делительные диаметры шестерни и колеса:

d1 = m·z1 = 2·33 = 66 мм;

d2 = m·z2 = 2·119 = 238 мм.

Вычисляем диаметры вершин зубьев шестерни и колеса:

da1 = d1 + 2·m = 66 + 2·2 = 70 мм;

da2 = d2 + 2·m = 238 + 2·2 = 242 мм.

Вычисляем диаметры впадин шестерни и колеса:

df1 = d1 – 2,5·m = 66 – 2,5·2 = 61 мм;

df2 = d2 – 2,5·m = 238 – 2,5·2 = 233 мм.

7. Уточняем передаточное число, межосевое расстояние и находим ширину зубчатых колёс:

аω = 0,5·(d1 + d2) = 0,5·(66 + 238) = 152 мм;

b2 = ψbа·аω = 0,4·152 = 60,8 мм.

Принимаем b2 = 60 мм, b1 = 62 мм.

8. Определяем окружную скорость и назначаем степень точности передачи:

По таблице 8 при 2 м/с < υ < 6 м/с принимаем восьмую степень точности передачи.

9. Вычисляем силы, действующие в зацеплении:

Fr = Ft·tg20° = 7,06·103·0,364 = 2,57·103 Н.

Задания для практической работы

Таблица 1 – Исходные данные

№ варианта Р1, кВт n1, об/мин n 2, об/мин Тип передачи
1 15 735 210 открытая
2 16 740 215 закрытая
3 17 745 220 открытая
4 18 750 225 закрытая
5 19 755 230 открытая
6 20 760 235 закрытая
7 21 765 240 открытая
8 22 77 245 закрытая
9 23 775 250 открытая
10 24 780 255 закрытая
11 25 785 260 открытая
12 26 790 265 закрытая
13 27 795 270 открытая
14 28 800 275 закрытая
15 29 805 280 открытая
16 30 810 285 закрытая
17 31 815 290 открытая
18 32 820 295 закрытая
19 33 825 300 открытая
20 34 830 305 закрытая
21 35 835 310 открытая
22 36 840 315 закрытая
23 37 845 320 открытая
24 38 850 325 закрытая
25 39 855 330 открытая
26 40 860 335 закрытая
27 41 865 340 открытая
28 42 870 345 закрытая
29 43 875 350 открытая
30 44 880 355 закрытая
31 45 885 360 открытая
32 46 890 365 закрытая
33 47 895 370 открытая
34 48 900 375 закрытая
35 49 905 380 открытая

 

Таблица 2 – Рекомендации по выбору материала зубчатых колёс и химико-термической обработки зубьев

Сталь НВ < 350 – чугун Тихоходные передачи больших габаритов и невысокой точности(8 и 9 степени). Менее чувствительны к недостаточной смазке
Сталь – сталь, улучшение, НВ < 350 Мелкосерийное производство. Редукторы как специальные, так и общего назначения. Невысокие нагрузки и скорости, отсутствие жёстких требований к габаритам
Сталь – сталь, закалка объёмная или поверхностная, НВ > 350 Колёса со средней несущей способностью и повышенной скоростью коробок передач и специальных редукторов общего машиностроения. Редко переключаемые колёса коробок передач общего машиностроения. Переключение не на ходу
Сталь – сталь, цементация, нитроцементация с закалкой, НВ > 350 Ответственные высоконагруженные передачи с повышенными требованиями к габаритам, работающие на повышенных скоростях, высокой точности (5, 6 и 7 степени). Требуются добавочные отделочные операции. Часто переключаемые колёса коробок передач
Полиамид – сталь Колёса, работающие с высокими скоростями и малыми нагрузками, при недостаточной жёсткости конструкции. Уменьшают шум передачи. Спаренное стальное колесо должно быть достаточно твёрдым (НВ >300), с низкой шероховатостью поверхности (шлифованное или шевингованное). Значительные габариты

 

Таблица 3 – Допускаемые напряжения для зубьев при расчёте зубчатых передач на выносливость

Материал

Термообработка

Твёрдость

σ0НР, МПа

N Н0 ·107

σ0 F Р, МПа

N Н0 ·108

Поверхности

Сердцевины

Вид нагрузки

нереверсивная реверсивная 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Сталь 45

Нормализация

НВ180…200

420 1 155 110 4 Улучшение

НВ240…280

600 1,5 195 130 4 Закалка ТВЧ сквозная с охватом дна впадины

HRC40…50

800 6 210 160 4 Закалка ТВЧ поверхностная с охватом дна впадины HRC40…52 HB240…280 800 6 230 180 4 Сталь 50Г Закалка объёмная

HRC45…50

800 6 220 165 4

Сталь 40Х

Нормализация

HB210…230

550 1 200 130 4 Улучшение

HB240…280

650 2,5 230 150 4 Закалка ТВЧ сквозная с охватом дна впадины

HRC48…52

900 8 230 170 4 Закалка ТВЧ поверхностная с охватом дна впадины HRC48…52 HB250…280 900 8 270 200 4

Сталь 40ХН

Закалка ТВЧ сквозная с охватом дна впадины

HRC48…55

1000 10 270 200 4 Закалка ТВЧ поверхностная с охватом дна впадины HRC52…56 HB260…300 1000 10 320 240 4 Сталь 20Х и 20ХФ

Цементация с закалкой и последующей шлифовкой рабочих поверхностей

HRC52…62 HRC26…35 1100 12 280 210 4 Сталь 12ХН3А HRC56…62 HRC30…40 1150 12 330 250 4 Сталь 18ХГТ HRC56…62 HRC30…40 1150 12 300 220 4 Сталь 20Х и 40Х

Нитроцементация с закалкой и последующей шлифовкой рабочих поверхностей

HRC56…62 HRC30…40 1100 12 300 220 4 Сталь 30ХГТ HRC56…62 HRC35…45 1100 12 300 220 4 Сталь 40Х

Азотирование (газовое)

HRC60…65 HRC25…28 950 14 240 215 4 Сталь 40ХФА HRC60…65 HRC26…30 1050 14 290 260 4 Чугун СЧ 32 – 52

HB187…255

550 1 115 80 1 Чугун ВЧ 30 – 2

HB197…265

600 1 120 85 1

 

Продолжение таблицы 3.

1 2 3 4 5 6 7 8
9Стальное литьё 40ХЛ и 40ГЛ

Закалка с высоким отпуском

HB190…255 600 1 135 90 4
Текстолит ПТ и ПТК HB30…35 45…55 -- 40 40 --
ДСП Б и В HB30…50 50…60 -- 50 50 --
Полиамид (капролон) HB14…15 42 -- 30 30 --

Примечание. При расчёте σFP для работы двумя сторонами зуба нагрузки и числа циклов напряжений приняты одинаковыми для обеих сторон зуба.

 

Таблица 4 – Значение коэффициентов Ка и ZМ

Коэффициент

Вид зубчатых колёс

Материал зубчатых колёс

сталь – сталь сталь – чугун сталь – бронза чугун – чугун текстолит – сталь ДСП – сталь полиамид – сталь

Ка, Па1/3

Прямозубые 4950 4450 4300 4150 2000 2250 1550
Косозубые и шевронные 4300 3900 3750 3600 1700 1950 1350
ZМ, Па1/2 Прямозубые и непрямозубые 274·103 234·103 225·103 209·103 69,5·103 85·103 47,5·103

 

Таблица 5 – Значения коэффициентов КНβ и КFβ распределения нагрузки по ширине венца цилиндрического колеса при расчёте на контактную и изгибную выносливость

Относительная ширина колеса

Вид передачи

Число зубьев z или zυ

17 20 25 30 40 50 60 80 100 150 300
Зубчатая 4,30 4,12 3,96 3,85 3,75 3,37 3,73 3,74 3,75 3,78 3,75
Червячная -- 1,98 1,87 1,76 1,55 1,45 1,40 1,34 1,30 1,27 1,24

 

Таблица 7 – Нормальные модули mn эвольвентных цилиндрических зубчатых колёс и внешние окружные модули конических прямозубых колёс (СТ СЭВ 310 – 76)

1-й ряд 0,6 0,8 1,0 1,25 1,5 2,0 2,5 3,0 4,0 5,0 6,0 8,0 10,0 12,0 16,0
2-й ряд 0,7 0,9 1,125 1,375 1,75 2,25 2,75 3,5 4,5 5,5 7,0 9,0 11,0 14,0 18,0

 

Таблица 8 – Степень точности по нормам плавности цилиндрических (СТ СЭВ 641 – 77), конических (СТ СЭВ 186 – 75) и червячных (СТ СЭВ 311 – 76) передач в зависимости от скорости

Степень точности передачи

Окружная скорость υ, υ m; скорость скольжения υ s передачи, м/с

Цилиндрической

конической

Червячной

прямозубой непрямозубой прямозубой
6-я – высокоточные передачи 7-я – точные 8-я – средней точности 9-я – пониженной точности ≤ 15 ≤ 10 ≤ 6 ≤ 2 ≤ 30 ≤ 15 ≤ 10 ≤ 4 ≤ 12 ≤ 8 ≤ 4 ≤ 1,5 ≤ 15 ≤ 10 ≤ 5 ≤ 2

 

Нормальные линейные размеры, мм (ГОСТ 6636 – 69)

8,0; 8,5; 9,0; 9,5; 10,0; 10,5; 11,0; 11,5; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 24; 25; 26; 28; 30; 32; 34; 36; 38; 40; 42; 45; 48; 50; 53; 56; 60; 63; 67; 71; 75; 80; 85; 90; 95; 100; 105; 110; 120; 125; 130; 140; 150; 160; 170; 180; 190; 200; 210; 220; 240; 250; 260; 280; 300; 320; 340; 360; 380; 400; 420; 450; 480; 500; 530; 560; 600; 630; 670; 710; 750; 800; 850; 900; 950 …

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Тема: Расчёт цилиндрической прямозубой передачи.

Задание: Рассчитать цилиндрическую прямозубую нереверсивную передачу.

Пример 1.

Дано: Р1 = 18,5 кВт; n1 = 735 об/мин; n2 = 210 об/мин; материал зубчатых колёс: сталь – сталь; нагрузка с умеренными толчками.

Решение:

1. Определяем передаточное отношение:

Находим вращающий момент на валу шестерни:

3. Выбираем марку материала и назначаем химико-термическую обработку зубьев; определяем допускаемые напряжения.

Используя таблицы 2 и 3, назначаем для изготовления зубчатых колёс сталь с поверхностной закалкой ТВЧ до твёрдости > НВ350.

Принимая по таблице 3 для стали 45 (HRC40…52) σ0НР = 800 МПа; NН0 = 6·107; σ0FР = 230 МПа для нереверсивной передачи; NF0 = 4·106 и назначая ресурс передачи   tч = 104 ч, находим число циклов напряжений:

NHE = NFE = 60·tч·n2 = 60·104·210 = 12,6·107.

Так как NHE > NH0 и NFE > NF0, то значение коэффициента циклической долговечности KHL = 1 и KFL = 1. В противном случае коэффициенты циклической долговечности определяют по формулам:

Предельное значение KHL ограничивают: для стальных колёс при однородной структуре материала зуба KHL ≤ 2,6, при поверхностном упрочнении KHL ≤ 1,8; для чугунных колёс 1 ≤ KHL ≤ 2,4; для неметаллических колёс KHL = 1.

Чтобы при действии расчётной нагрузки на произошло разрушение зуба от нарушения статической прочности, максимальное значение коэффициента KFL ≤ 1,63.

Определяем допускаемые напряжения:

σHP = σ0HP·KHL =800·1 = 800 МПа;

σFP = σ0FP·KFL =230·1 = 230 МПа.

4. По таблице 4 для прямозубых колёс выбираем значение коэффициента             Ка = 4950 Па1/3 для материала сталь – сталь.

Коэффициент ширины зубчатых колёс ψba = 0,315…0,5 при симметричном расположении зубчатых колёс относительно опор.

Принимая ψba = 0,4, определяем ψbd по формуле:

ψbd = 0,5·ψba·(u + 1) = 0,5·0,4·(3,5 + 1) = 0,9.

По таблице 5, интерполируя, находим (при > НВ350) K = 1,08 и K = 1,115.

5. Для вычисления модуля открытой передачи необходимо найти z1, z2, YF и наименьшее значение прочностной характеристики σFP/YF зуба.

При нарезании зубьев методом обкатки zmin = 17 при условии отсутствия подрезания, однако в передачах стремятся иметь z1 ≥ 20…30.

Принимая z1 = 20, определяем число зубьев колеса:

z2 = u·z1 = 3,5·20 = 70.

По таблице 6 находим YF при z1 = 20 и z2 = 70: Y'F = 4,12, Y''F = 3,815 -- среднее значение при z = 60 и z = 80.

Так как Y'F > Y''F, а σFP принято общим для шестерни и колеса, то σFP/YF для шестерни будет меньше, чем для колеса и, следовательно, расчёт на прочность зуба при изгибе необходимо выполнить по зубу шестерни. Итак, модуль передачи при Кm = 1,4

По таблице 7 принимаем m = 3,5 мм.

6. Определяем параметры передачи.

Вычисляем делительные диаметры шестерни и колеса:

d1 = m·z1 = 3,5·20 = 70 мм;

d2 = m·z2 = 3,5·70 = 245 мм.

Вычисляем диаметры вершин зубьев шестерни и колеса:

da1 = d1 + 2·m = 80 + 2·3,5 = 87 мм;

da2 = d2 + 2·m = 245 + 2·3,5 = 238 мм.

Вычисляем диаметры впадин шестерни и колеса:

df1 = d1 – 2,5·m = 80 – 2,5·3,5 = 71,25 мм;

df2 = d2 – 2,5·m = 245 – 2,5·3,5 = 236,25 мм.

7. Уточняем передаточное число, межосевое расстояние и находим ширину зубчатых колёс:

аω = 0,5·(d1 + d2) = 0,5·(70 + 245) = 157,5 мм;

b2 = ψbd·d1 = 0,9·70 = 63 мм.

Принимаем b2 = 63 мм, b1 = 65 мм.

8. Определяем окружную скорость и назначаем степень точности передачи:

По таблице 8 при 2 м/с < υ < 6 м/с принимаем восьмую степень точности передачи.

9. Вычисляем силы, действующие в зацеплении:

Fr = Ft·tg20° = 6,86·103·0,364 = 2,5·103 Н.

 

Пример 2.

Дано: Р1 = 18,5 кВт; n1 = 735 об/мин; n2 = 210 об/мин; материал зубчатых колёс: сталь – сталь; нагрузка с умеренными толчками.

Решение:

1. Определяем передаточное отношение:

Находим вращающий момент на валу шестерни:

3. Выбираем марку материала и назначаем химико-термическую обработку зубьев; определяем допускаемые напряжения.

Используя таблицы 2 и 3, назначаем для изготовления зубчатых колёс сталь с поверхностной закалкой ТВЧ до твёрдости > НВ350.

Принимая по таблице 3 для стали 45 (HRC40…52) σ0НР = 800 МПа; NН0 = 6·107; σ0FР = 230 МПа для нереверсивной передачи; NF0 = 4·106 и назначая ресурс передачи   tч = 104 ч, находим число циклов напряжений:

NHE = NFE = 60·tч·n2 = 60·104·210 = 12,6·107.

Так как NHE > NH0 и NFE > NF0, то значение коэффициента циклической долговечности KHL = 1 и KFL = 1. В противном случае коэффициенты циклической долговечности определяют по формулам:

Предельное значение KHL ограничивают: для стальных колёс при однородной структуре материала зуба KHL ≤ 2,6, при поверхностном упрочнении KHL ≤ 1,8; для чугунных колёч 1 ≤ KHL ≤ 2,4; для неметаллических колёс KHL = 1.

Чтобы при действии расчётной нагрузки на произошло разрушение зуба от нарушения статической прочности, максимальное значение коэффициента KFL ≤ 1,63.

Определяем допускаемые напряжения:

σHP = σ0HP·KHL =800·1 = 800 МПа;

σFP = σ0FP·KFL =230·1 = 230 МПа.

4. По таблице 4 для прямозубых колёс выбираем значение коэффициента Ка = 4950 Па1/3 для материала сталь – сталь.

Коэффициент ширины зубчатых колёс ψba = 0,315…0,5 при симметричном расположении зубчатых колёс относительно опор.

Принимая ψba = 0,4, определяем ψbd по формуле:

ψbd = 0,5·ψba·(u + 1) = 0,5·0,4·(3,5 + 1) = 0,9.

По таблице 5, интерполируя, находим (при > НВ350) K = 1,08 и K = 1,115.

5. Вычисляем межосевое расстояние:

Принимаем аω = 150 мм.

6. Определяем параметры передачи.

Находим модуль закрытой передачи:

m = (0,01…0,02)·аω = (0,01…0,02)·150 = 1,5…3,0 мм.

По таблице 7 принимаем m = 2 мм.

Определяем число зубьев шестерни и колеса:

Принимаем z1 = 33;

z2 = u·z1 = 3,5·33 = 119.

Вычисляем делительные диаметры шестерни и колеса:

d1 = m·z1 = 2·33 = 66 мм;

d2 = m·z2 = 2·119 = 238 мм.

Вычисляем диаметры вершин зубьев шестерни и колеса:

da1 = d1 + 2·m = 66 + 2·2 = 70 мм;

da2 = d2 + 2·m = 238 + 2·2 = 242 мм.

Вычисляем диаметры впадин шестерни и колеса:

df1 = d1 – 2,5·m = 66 – 2,5·2 = 61 мм;

df2 = d2 – 2,5·m = 238 – 2,5·2 = 233 мм.

7. Уточняем передаточное число, межосевое расстояние и находим ширину зубчатых колёс:

аω = 0,5·(d1 + d2) = 0,5·(66 + 238) = 152 мм;

b2 = ψbа·аω = 0,4·152 = 60,8 мм.

Принимаем b2 = 60 мм, b1 = 62 мм.

8. Определяем окружную скорость и назначаем степень точности передачи:

По таблице 8 при 2 м/с < υ < 6 м/с принимаем восьмую степень точности передачи.

9. Вычисляем силы, действующие в зацеплении:

Fr = Ft·tg20° = 7,06·103·0,364 = 2,57·103 Н.

Задания для практической работы

Таблица 1 – Исходные данные

№ варианта Р1, кВт n1, об/мин n 2, об/мин Тип передачи
1 15 735 210 открытая
2 16 740 215 закрытая
3 17 745 220 открытая
4 18 750 225 закрытая
5 19 755 230 открытая
6 20 760 235 закрытая
7 21 765 240 открытая
8 22 77 245 закрытая
9 23 775 250 открытая
10 24 780 255 закрытая
11 25 785 260 открытая
12 26 790 265 закрытая
13 27 795 270 открытая
14 28 800 275 закрытая
15 29 805 280 открытая
16 30 810 285 закрытая
17 31 815 290 открытая
18 32 820 295 закрытая
19 33 825 300 открытая
20 34 830 305 закрытая
21 35 835 310 открытая
22 36 840 315 закрытая
23 37 845 320 открытая
24 38 850 325 закрытая
25 39 855 330 открытая
26 40 860 335 закрытая
27 41 865 340 открытая
28 42 870 345 закрытая
29 43 875 350 открытая
30 44 880 355 закрытая
31 45 885 360 открытая
32 46 890 365 закрытая
33 47 895 370 открытая
34 48 900 375 закрытая
35 49 905 380 открытая

 

Таблица 2 – Рекомендации по выбору материала зубчатых колёс и химико-термической обработки зубьев

Сталь НВ < 350 – чугун Тихоходные передачи больших габаритов и невысокой точности(8 и 9 степени). Менее чувствительны к недостаточной смазке
Сталь – сталь, улучшение, НВ < 350 Мелкосерийное производство. Редукторы как специальные, так и общего назначения. Невысокие нагрузки и скорости, отсутствие жёстких требований к габаритам
Сталь – сталь, закалка объёмная или поверхностная, НВ > 350 Колёса со средней несущей способностью и повышенной скоростью коробок передач и специальных редукторов общего машиностроения. Редко переключаемые колёса коробок передач общего машиностроения. Переключение не на ходу
Сталь – сталь, цементация, нитроцементация с закалкой, НВ > 350 Ответственные высоконагруженные передачи с повышенными требованиями к габаритам, работающие на повышенных скоростях, высокой точности (5, 6 и 7 степени). Требуются добавочные отделочные операции. Часто переключаемые колёса коробок передач
Полиамид – сталь Колёса, работающие с высокими скоростями и малыми нагрузками, при недостаточной жёсткости конструкции. Уменьшают шум передачи. Спаренное стальное колесо должно быть достаточно твёрдым (НВ >300), с низкой шероховатостью поверхности (шлифованное или шевингованное). Значительные габариты

 

Таблица 3 – Допускаемые напряжения для зубьев при расчёте зубчатых передач на выносливость

Материал

Термообработка

Твёрдость

σ0НР, МПа

N Н0 ·107

σ0 F Р, МПа

N Н0 ·108

Поверхности

Сердцевины

Вид нагрузки

нереверсивная реверсивная 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Сталь 45

Нормализация

НВ180…200

420 1 155 110 4 Улучшение

НВ240…280

600 1,5 195 130 4 Закалка ТВЧ сквозная с охватом дна впадины

HRC40…50

800 6 210 160 4 Закалка ТВЧ поверхностная с охватом дна впадины HRC40…52 HB240…280 800 6 230 180 4 Сталь 50Г Закалка объёмная

HRC45…50

800 6 220 165 4

Сталь 40Х

Нормализация

HB210…230

550 1 200 130 4 Улучшение

HB240…280

650 2,5 230 150 4 Закалка ТВЧ сквозная с охватом дна впадины

HRC48…52

900 8 230 170 4 Закалка ТВЧ поверхностная с охватом дна впадины HRC48…52 HB250…280 900 8 270 200 4

Сталь 40ХН

Закалка ТВЧ сквозная с охватом дна впадины

HRC48…55

1000 10 270 200 4 Закалка ТВЧ поверхностная с охватом дна впадины HRC52…56 HB260…300 1000 10 320 240 4 Сталь 20Х и 20ХФ

Цементация с закалкой и последующей шлифовкой рабочих поверхностей

HRC52…62 HRC26…35 1100 12 280 210 4 Сталь 12ХН3А HRC56…62 HRC30…40 1150 12 330 250 4 Сталь 18ХГТ HRC56…62 HRC30…40 1150 12 300 220 4 Сталь 20Х и 40Х

Нитроцементация с закалкой и последующей шлифовкой рабочих поверхностей

HRC56…62 HRC30…40 1100 12 300 220 4 Сталь 30ХГТ HRC56…62 HRC35…45 1100 12 300 220 4 Сталь 40Х

Азотирование (газовое)

HRC60…65 HRC25…28 950 14 240 215 4 Сталь 40ХФА HRC60…65 HRC26…30 1050 14 290 260 4 Чугун СЧ 32 – 52

HB187…255

550 1 115 80 1 Чугун ВЧ 30 – 2

HB197…265

600 1 120 85 1

 

Продолжение таблицы 3.

1 2 3 4 5 6 7 8
9Стальное литьё 40ХЛ и 40ГЛ

Закалка с высоким отпуском

HB190…255 600 1 135 90 4
Текстолит ПТ и ПТК HB30…35 45…55 -- 40 40 --
ДСП Б и В HB30…50 50…60 -- 50 50 --
Полиамид (капролон) HB14…15 42 -- 30 30 --

Примечание. При расчёте σFP для работы двумя сторонами зуба нагрузки и числа циклов напряжений приняты одинаковыми для обеих сторон зуба.

 

Таблица 4 – Значение коэффициентов Ка и ZМ

Коэффициент

Вид зубчатых колёс

Материал зубчатых колёс

сталь – сталь сталь – чугун сталь – бронза чугун – чугун текстолит – сталь ДСП – сталь полиамид – сталь

Ка, Па1/3

Прямозубые 4950 4450 4300 4150 2000 2250 1550
Косозубые и шевронные 4300 3900 3750 3600 1700 1950 1350
ZМ, Па1/2 Прямозубые и непрямозубые 274·103 234·103 225·103 209·103 69,5·103 85·103 47,5·103

&


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.201 с.