Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2020-06-02 | 138 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
[93]
К. Маркс и Ф. Энгельс
Немецкая идеология – I, 1; I, 3; I, 4; I, 5; II, 1; II, 2; II, 3; III, 1; III, 4; V, 3.
Коммунистический манифест – I, 4; I, 5; II, 2; IV, 1.
О книге Гизо – V, 3.
О книге Карлейля – V, 3.
Панславизм – IV, 2.
Перемирие с Данией – IV, 2.
Революционная борьба в Венгрии – IV, 2.
Революция и контрреволюция в Германии – IV, 2.
Седьмой раздел Польши – IV, 2.
«Святое семейство» – I, 5; II, 1.
К. Маркс
Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта – I, 5; V, 3.
Капитал, т. I – I, 3; I, 4; II, 2; II, 3; III, 1; III, 2; III, 3; III, 4; V, 2; VI.
Капитал, т. III – I, 5; III, 4; V, 3.
К критике политической экономии – I, 3; I, 5; II, 1; II, 2; II, 3; III, 3.
Классовая борьба во Франции – I, 5.
Критика в Англии – I, 5.
Критика философии государства Гегеля – II, 2; III, 4.
Критические замечания о книге А. Вагнера – I, 1; III, 2; III, 3.
Критические примечания к статье «Король прусский и социальные реформы» – I, 5.
Отрывки из критики Готской программы – V, 1.
Письма Ф. Энгельсу – I, 4; II, 4; III, 1; III, 5; IV, 2; VI.
Письмо Швейцеру – V, 2.
Теории прибавочной стоимости – III, 3.
Ф. Энгельс
Анти-Дюринг – I, 2; I, 4; II, 1; II, 2; II, 4; III, 1; III, 3.
Диалектика природы – I, 1; I, 5; II, 2; II, 4; III, 1; III, 5.
Крестьянская война в Германии – I, 5; V, 3; VI.
Людвиг Фейербах – II, 2; II, 4; V, 1.
О книге К. Маркса «К критике политической экономии» – II, 2.
Письма К. Марксу – I, 4, II, 4.
Письма Бернштейну – V, 1; V, 2.
Письма Блоху – II, 2; II, 3.
Письма Мерингу – II, 2.
Письма К. Шмидту – II, 2.
Письма Штаркенбургу – I, 3; I, 5; II, 2.
Положение рабочего класса в Англии – I, 5.
Предисловие к 3-му изд. «Капитала» – V, 2.
Примечания к английскому переводу «Капитала» – III, 3.
Происхождение семьи, частной собственности и государства – I, 2; I, 3; I, 4; III, 3; VI.
Развитие социализма от утопии к науке – I, 5; V, 1.
|
Роль труда в процессе очеловечения обезьяны – I, 2; I, 4.
Г.В. Плеханов
Артуро Лабриола
Библиографические заметки из «Социал-Демократа» (Книга первая)
В Амстердаме (Мысли и заметки)
Гласный ответ одному из читателей «Товарища»
Гл.И. Успенский
Еще раз материализм
Жан-Жак Руссо и его учение о происхождении неравенства между людьми.
История русской общественной мысли
Новые письма о тактике и бестактности (Письмо пятое)
Об издании Русской Социально-Революционной Библиотеки
О книге Р. Гольцапфеля
О материалистическом понимании истории
О так называемых религиозных исканиях в России (Статья первая)
О черной сотне
Обоснование народничества в трудах г. Воронцова (В.В.)
Основные вопросы марксизма
Первые фазы учения о классовой борьбе (Предисловие ко второму русскому изданию «Манифеста Коммунистической партии»)
Письма без адреса (Письмо первое)
Письмо В.И. Ленину 14/VII 1901 г.
Рабочее движение в 1891 году
Судьбы русской критики. А.Л. Волынский. «Русские критики. Литературные очерки»
Французский утопический социализм XIX века
Энрико Леонэ и Иваное Бономи
В.И. Ленин
Аграрные прения в III Думе – I, 5.
Аграрная программа русской социал-демократии – I, 3.
Аграрная программа с.д. в русской революции – I, 5.
Аграрная программа социал-демократов в первой русской революции – I, 5; II, 2.
Борьба с голодом – I, 5.
Великий почин – III, 4; III, 5; V, 3.
Два письма А.М. Горькому – II, 2; III, 4.
Две тактики с.-д. в демократической революции – I, 5; V, 2.
Десятый съезд ВКП(б) – V, 1.
Детская болезнь «левизны» в коммунизме – IV, 1.
Доклад о пересмотре программы и названия партии VII съезду РКП(б) – III, 5.
Доклад на II Всероссийском съезде коммун. организаций – V, 2.
Доклад об объединительном съезде – I, 5; V, 2.
Доклад V съезду РСДРП – I, 5; V, 2.
Доклад на VI Всероссийском чрезвычайном съезде советов – III, 4; V.
Доклад на VIII съезде РКП(б) о партийной программе – II, 2, IV, 4.
Должны ли мы организовать революцию – V, 3.
|
Дополнительные замечания на комиссионный проект программы – V, 1.
Еще о разделении школьного дела по национальностям – IV, 1.
Еще раз о профсоюзах – V, 1.
Задачи пролетариата в нашей революции – III, 5.
Заключительное слово по докладу на VIII съезде – II, 4; IV, 4.
Заметки публициста – I, 5; III, 5; V, 3.
Замечания на книгу Бухарина «Экономика переходного периода» – V, 1.
Замечания на статью Деборина «Диалектический материализм» – V, 2.
Замечания на комиссионный проект программы – V, 1.
Замечания на проект программы РСДРП – V, 1.
Заседание международного социалистического бюро – V, 2.
Защита империализма, прикрытая добренькими фразами – V, 3.
Из лагеря Столыпинской «Рабочей партии» – V, 3.
Интеллигентские воители против господства интеллигенции – V, 2.
Интервью корреспонденту «Манчестер Гардиан» Г. Рансому – V, 1.
Исторический смысл внутрипартийной борьбы в России – V, 3.
Как рассуждает т. Плеханов о тактике с.-д. – III, 4.
Как с.-р. подводят итоги революции – III, 2.
Как епископ Никон защищает украинцев – IV, 3.
Карл Маркс – I, 4.
К вопросу о национальной политике – IV, 4.
К истории думской сессии – V, 3.
К истории национальной программы в Австрии и России – IV, 3.
Конспект брошюры Либкнехта – III, 1.
К оценке русской революции – I, 5.
Критические заметки по национальному вопросу – I, 4; IV, 1; IV, 3; IV, 4.
Les beaux esprits se rencontrent – V, 3.
«Левение» буржуазии и задачи пролетариата – V, 3.
Либералы и демократы в вопросе об языке – IV, 3; IV, 4.
Луиблановщина – I, 5.
Материализм и эмпириокритицизм – II, 2.
Мягко стелют, да жестко спать – V, 3.
Народничествующая буржуазия – I, 5.
Национализация еврейской школы – IV, 3.
Национальный состав учащихся в русской школе – IV, 3; IV, 4.
Национальный вопрос в нашей программе – IV, 4.
Нужен ли обязательный государственный язык – IV, 3; IV, 4.
О блоках с кадетами – I, 5.
О вреде фраз – V, 3.
О германском и негерманском шовинизме – V, 3.
О дипломатии Троцкого и об одной платформе партийцев – V, 3.
О задачах III Интернационала – III, 5; V, 3.
О карикатуре на марксизм – IV, 4.
О «культурно-национальной» автономии – IV, 3.
Об обмане народа лозунгами свободы и равенства – II, 4.
Об основании Коммунистического интернационала – II, 4.
О «программе мира» – V, 3.
О праве наций на самоопределение – I, 4; IV, 1; IV, 4.
О работе Наркомпроса – V, 2.
Объединительный съезд РСДРП – V, 2.
Отношение к буржуазии – V, 2.
|
Об очистке русского языка – V, 1.
Письмо А.М. Горькому – II, 4.
Письмо Н.Д. Кикнадзе – IV, 4.
Письмо С.Г. Шаумяну – IV, 4.
План к статье «Заметки публициста» – II, 4.
Победа кадетов и задачи рабочей партии – III, 4.
Политические софизмы – V, 3.
По поводу «ответа» П. Маслова – I, 5.
Последнее слово «искровской» тактики – V, 2.
Последнее слово русского либерализма – V, 3.
Прикрытие социал-шовинистской политики – V, 3.
Проект нового закона о стачках – I, 5.
Проект платформы к IV съезду с.-д. латышского края – IV, 3; IV, 4.
Проект программы РКП(б) – IV, 4.
Пролетарская революция и ренегат Каутский – III, 4.
Против бойкота – V, 2.
Положение бунда в партии – IV, 3.
Рабочий класс и национальный вопрос – IV, 4.
Развращение рабочих утонченным национализмом – IV, 3; IV, 4.
Революционный пролетариат и право наций на самоопределение – IV, 4.
Революционная борьба и либеральное маклерство – V, 3.
Речь на митинге в Народном доме – II, 4.
Речь на торжественном заседании Московского совета, посвященном годовщине III Интернационала – II, 4.
Речь при открытии конгресса Коммунистического интернационала – III, 5.
Речь на совещании большевиков – III, 5; V, 2.
Речь на I всесоюзном съезде по народному образованию – II, 2, III, 5.
Речь перед слушателями Свердловского университета – V, 2.
Речь на I Всероссийском совещании по работе в деревне – V, 2.
Речь на торжественном заседании Всероссийского Центрального и Московского совета профсоюзов – III, 5.
Речь на I Съезде земледельческих коммун – III, 5.
Речь на IV Съезде рабочих швейной промышленности – I, 5.
Резолюция летнего 1913 г. совещания ЦК РСДРП – IV, 3.
Резолюция совещания ЦК РСДРП с партийными работниками – IV, 4.
Самодержавие колеблется – I, 5; V, 3.
Сердитая растерянность – I, 5.
Советская власть и положение женщины – V, 3.
Социал-демократия и избирательные соглашения – V, 2.
Социализм – IV, 1.
Социалистическая революция и право наций на самоопределение – IV, 4.
Столыпин и революция – V, 1.
Тезисы по национальному вопросу – IV, 3; IV, 4.
Украина – IV, 4.
Успехи и трудности советской власти – II, 4.
Философские заметки – II, 1; II, 2; II, 3; II, 4.
Цель борьбы пролетариата в нашей революции – I, 5.
|
Ценное признание – V, 3.
Что такое советская власть – II, 4.
И.В. Сталин
Доклад на XII съезде – IV, 4.
Доклад и заключительное слово на XVI съезде – IV, 1; IV, 4.
Заключительное слово на X съезде – IV, 4.
Итог первой пятилетки – II, 2.
О политических задачах университета народов востока – IV, 4.
Сборник статей «Марксизм и национальный вопрос» – I, 4; IV, 1; IV, 3; IV, 4.
Резолюции
VIII, X, XII партийных съездов (по национальному вопросу).
[1] Дело не меняет наличие франц. point de vue, ни немецкого и других, толкуемых как «фигуральное» использование естественно возникшего от простого наблюдения выражения.
[2] Этнография на службе классового врага. Сборник критических статей. Библиотека ГАИМК, № 11. Л., 1932. Предисловие, стр. 4.
[3] [Перечеркнуто: Первый исторический акт этих индивидов, благодаря которому они отличаются от животных, состоит не в том, что они мыслят, а в том, что они начинают производить себе средства к существованию.]
[4] [Пометка Маркса на полях: Гегель. Геологические, гидрогеографические и т.д. условия. Человеческие тела. Потребность. Труд.]
[5] [Пометка Маркса на полях: «Люди имеют историю потому, что они должны производить свою жизнь и притом определенным образом. Это обусловлено их физической организацией; так же как и их сознание».]
[6] Авторитет первого ранга в этой области, В. Томсон, вычислил, что немногим более сотни миллионов лет, вероятно, прошло с тех пор, как земля настолько остыла, что на ней могли жить растения и животные.
[7] В особенности на северо-западном побережье Америки, – см. Банкрофта. У хайда на острове королевы Шарлотты встречаются под одной крышей хозяйства, охватывающие до 700 человек. У нутка под одной крышей живут целые племена. Примеч. Ф. Энгельса.
[8] [В новом переводе 1933 г. правильно «антагонистическая». Ред. ]
[9] См. «Национальные проблемы», Р. Шпрингера, стр. 43, изд. Общ. П., 1909 г.
[10] См. «Национальный вопрос и социал-демократия», О. Бауэр, изд. «Серп», 1909 г., стр. 1 – 2.
[11] См. там же, стр. 6.
[12] См. там же, стр. 3.
[13] См. там же, стр. 24 – 25.
[14] См. «Национальный вопрос и социал-демократия», О. Бауэр, изд. «Серп», 1909 г., стр. 139.
[15] См. там же, стр. 2.
[16] См. стр. 2 его книги.
[17] См. там же, стр. 389.
[18] См. стр. 388.
[19] См. стр. 396.
[20] См. стр. 2.
[21] См. «Национальный вопрос и социал-демократия», О. Бауэр, изд. «Серп», 1909 г., стр. 130.
[22] Там же.
[23] И даже в деловых отношениях чванство и национальный шовинизм – очень жалкие советники. До самого недавнего времени обыкновенный английский фабрикант считал унизительным для англичанина говорить на чужом языке, а не на его собственном, и до некоторой степени гордился тем, что-де бедняки-иностранцы поселились в Англии и избавили его от труда проталкивать свои продукты за границу. Он совершенно не замечал того, что эти иностранцы, большею частью немцы, благодаря этому захватили в свои руки значительную часть английской иностранной торговли, – ввоз не менее, чем вывоз, – и что непосредственная иностранная торговля англичан постепенно стала ограничиваться колониями, Китаем, Соединенными Штатами и Южной Америкой. Еще менее замечал он, что эти немцы торговали с другими немцами за границей и все они с течением времени образовали целую сеть торговых колоний по всему свету. Когда же, лет сорок тому назад, Германия начала серьезно работать на вывоз, то она в этих немецких торговых колониях нашла готовый аппарат, который оказал ей неоценимые услуги в ее превращении, за столь короткое время, из вывозящей хлеб страны в перворазрядную промышленную страну. Наконец, лет десять тому назад, английского фабриканта охватило беспокойство, и он запросил своих послов и консулов, как это случилось, что его покупатели разбегаются. Единогласный ответ был таков: 1) вы не изучаете языка вашего покупателя, а требуете, чтобы он говорил на вашем языке, и 2) вы вовсе не стараетесь об удовлетворении потребностей, привычек и вкусов вашего покупателя, а требуете, чтобы он принял ваши, английские.
|
[24] (1892). Мысль, что крупная промышленность разделила англичан на две различные нации, была, как известно, около того же времени высказана Дизраэли в его романе «Sybil, or the two Nations». [Примечание Ф. Энгельса. Ред. ]
[25] [Пометка Маркса на полях: «Люди имеют историю потому, что они должны производить свою жизнь, и притом определенным образом. Это обусловлено их физической организацией, так же как и их сознание».]
[26] [Пометка Маркса на полях: «Первая форма идеологов, попы, совпадает».]
[27] [Перечеркнуто: «Представления, которые создают себе эти индивиды, это – представления либо о их отношении к природе, либо их отношениях между собой, либо о их собственной организации. Ясно, что во всех этих случаях эти представления являются, действительным или иллюзорным, сознательным выражением их действительных отношений и деятельности, их производства, их общения, их общественной и политической организации. Обратное допущение возможно лишь тогда, когда, помимо духа действительных материально обусловленных индивидов, предполагается еще какой-то особый дух. Если сознательное выражение действительных отношений этих индивидов иллюзорно, если они в своих представлениях ставят свою действительность на голову, то это есть опять-таки следствие ограниченности их материальной деятельности и вытекающих отсюда их ограниченных общественных отношений».]
[28] В настоящем переводе Г.В. Плеханова не предусмотрено различие в немецком и русском языках, в силу которого нем. Identität на русском языке может означать и «тождество» и «соответствие». В марксизме гегелевский вопрос о тождестве бытия и мышления представляется неверным по существу. Речь идет о соответствии мышления бытию. Таким образом, перевод Г.В. Плеханова данного отрывка неудовлетворителен и нуждается в соответствующей поправке. См. ниже соответствующие отрывки из книги В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». Ред.
[29] Об отражении особенностей классового общества в развитии языка см. отд. I, гл. 5.
[30] Вся история развития машин может быть прослежена на истории развития мукомольных мельниц. По-английски фабрика еще до сих пор называется mill (мельница). В немецких сочинениях по технологии в первые десятилетия XIX века мы также встречаем слово «мельница» (Mühle), обозначающее не только машины, приводимые в движение силами природы, но и всякую вообще мануфактуру, применяющую механические аппараты. Прим. К. Маркса.
[31] Как греческого базилевса, так и ацтекского военачальника подменивали современным монархом. Морган впервые подвергает исторической критике первоначально основанные на недоразумении и преувеличенные, а затем и прямо лживые сообщения испанцев и доказывает, что мексиканцы стояли на средней ступени варварства, но несколько опередили в своем развитии новомексиканских индейцев-пуэбло, и что их общественное устройство, поскольку можно заключить из извращенных сообщений, сводилось к следующему: союз трех племен, которому были обязаны данью несколько других племен и который управлялся союзным советом и союзным военачальником, превращенным испанцами в «императора». [Примеч. Ф. Энгельса.]
[32] Латинское rex равнозначаще кельтско-ирландскому righ (племенной старейшина) и готскому reins; что последнее слово, как и первоначально наше Fürst (т.е. как по-английски – first, по-датски – förste, первый), означало, равным образом, родовой или племенной старейшина, явствует из того, что готы уже в IV веке имели особое слово для короля последующего времени, военачальника всего народа: thiudens. Артаксеркс и Ирод в переводе библии Ульфилы никогда не называются reiks, а только thiudans, царство императора Тиберия не reiki, a thiudinassus. В имени готского тиуданса или, как мы неточно переводим, короля, Тиударейка, Теодориха, т.е. Дитриха, оба эти обозначения слились в одно. [Примеч. Ф. Энгельса.]
[33] Прим, ко 2-му изд.: У древних германцев величина моргена земли измерялась трудом одного дня; отсюда название моргена: Tagwerk (труд одного дня) или Tagwanne (journale или terra journalis, journalis или diornalis) Mannwerk, Mannskraft, Mannsmdad, Mannshauet и т.д. См. Georg Ludwige von Maurer, Einleitung zur Geschichte der Markhof u.s.w. Verfassung. München, 1859, стр. 129 и сл. В некоторых частях Франции все еще сохраняется название journal за известной мерой поверхности, приблизительно равной моргену.
[34] Прим. ко 2-му изд.: Господин Давид Уркварт в своем «Familiar words» называет чудовищным (!) тот факт, что в настоящее время фунт (фунт стерлингов), единица английского масштаба денег, равняется приблизительно ¼ унции золота: «Это – фальсификация меры, – говорит он, – а не установление ее масштаба». В этом «ложном наименовании» веса золота он, как и везде, усматривает фальсифицирующую руку цивилизации.
[35] См. также отд. I, гл. 4.
[36] См. «Отчет о VIII конференции Бунда», стр. 85.
[37] См. «Отчет о IX конференции Бунда», 1912 г., стр. 42.
[38] Не только национальные, но и даже расовые особенности еврейства отвергаются современным научным исследованием, которое выдвигает на первый план особенности истории еврейства. «Вытекает ли особенность еврейства из его расового характера?» – спрашивает К. Каутский и отвечает, что мы даже не знаем в точности, что такое собственно раса. – «Нам нет никакой надобности прибегать к понятию расы, не дающему действительного ответа, а лишь подымающему новые вопросы. Достаточно проследить историю еврейского народа, чтобы выяснить причины его характера». И такой знаток этой истории, как Ренан, говорит: «Особые черты евреев и уклад их жизни гораздо более являются результатом социальных условий (nécessités sociales), влиявших на них в течение веков, чем расовым отличием (phénomène de race)».
[39] К. Каутский. Национальность и интернациональность. Ред.
[40] «Чехословацкий Социал-демократ». Ред.
[41] Что бундовцы с необыкновенным азартом часто отрицают факт принятия «культурно-национальной автономии» всеми буржуазными партиями еврейства, это понятно. Слишком явно этот факт вскрывает действительную роль Бунда. Когда один из бундовцев г-н Манин в «Луче» попробовал повторить свое отрицание, его вполне разоблачил И. Скоп. (см. «Просвещение», № 3). Но когда Г. Лев Юркевич в «Дзвiне» (1913 № 7 – 8, с. 92) цитирует из «Просвещения» (№ 3, стр. 78) фразу Н. Ск.: «Бундисты – вместе со всеми буржуазными еврейскими партиями и группами – давно отстаивают культурно-национальную автономию» и извращает эту цитату, выкидывая из нее слово «бундисты» и подменяя слова: «культурно-национальную автономию» словами «национальных прав», то остается лишь развести руками… Г. Лев Юркевич – не только националист, не только поразительный невежда в истории с.-д. и их программе, но и прямой подделыватель цитат для ради пользы Бунда. Плохи же дела Бунда и господ Юркевичей.
[42] За нее голосовали и представители южно-слав. с.-д. партии. См. «Дебаты по нац. вопросу на Брюннском партейтаге», стр. 72. 1906 г.
[43] В русском переводе М. Панина (см. книгу Бауэра в пер. Панина) вместо «национ. особен.» сказано «нац. индивидуальн.» Панин неверно перевел это место. В немецк. тексте нет слова «индивидуальность», там говорится о «Nationalen Eigenart», т.е. об особенностях, что далеко не одно и то же. И. С.
[44] См. «Нац. пробл.» Шпрингера, стр. 236.
[45] См. «Нац. вопрос», стр. 549.
[46] См. «Нац. вопрос» Бауэра, стр. 556.
[47] См. «Нац. пробл.» Шпрингера, стр. 74.
[48] См. «Нац. пробл.» Шпрингера, стр. 19.
[49] См. «Нац. вопрос», стр. 286.
[50] См. «Нац. вопрос», стр. 552.
[51] См. «Нац. пробл.», стр. 88 – 89.
[52] См. там же, стр. 89.
[53] См. «Нац. пробл.», стр. 226.
[54] См. «Нац. вопрос», стр. 368.
[55] См. «Нац. вопрос», стр. 375.
[56] См. «Нац. пробл.», стр. 234.
[57] См. «Нац. вопрос», стр. 553.
[58] См. там же, стр. 337.
[59] См. там же, стр. 333.
[60] Там же, стр. 555.
[61] Там же, стр. 556.
[62] Там же, стр. 543.
[63] См. там же, стр. 542.
[64] См. «Дебаты по нац. вопр. на Брюннск. партейтаге», стр. 48.
[65] Буквально – уподоблении, отождествлении.
[66] См. XVII том Сочинений, «О праве наций на самоопределение». Ред.
[67] См. XIX том Сочинений, стр. 195 – 235. Ред.
[68] См. т. XVII Сочинений, «О праве наций на самоопределение». Ред.
[69] П.С.Д. Ред.
[70] – полная путаница, проистекающая от чрезмерной любви автора упражняться в игре понятиями, выдавая это за «социологию». Ред.
[71] – имеет побочное значение, смысл. Ред.
[72] – насколько отличен от этого. Ред.
[73] – слова, которые вопиют против их соединения. Ред.
[74] – академическая рецензия. Ред.
[75] – во-первых. Ред.
[76] – во-вторых. Ред.
[77] – в действии. Ред.
[78] – «технический термин» – «игра понятиями». Ред.
[79] – под видом «основных мыслей». Ред.
[80] – философского идеализма или агностицзма: (очень часто неосмотрительно и некритически заимствованного у других). Ред.
[81] – материализма. Ред.
[82] – провозглашение принципов. Ред.
[83] Такое толкование туманности тем более неизбежно, чем шире известна определенная формулировка, например, Эрфуртской программы: «…geht die Veränderung der zersplitterten Kleinbetriebe durch kolossale Grossbetriebe [идет вытеснение распыленных мелких предприятий колоссальными крупными предприятиями]». [Примечание Ленина. Ред. ].
[84] Возможность кривотолкований. Ред.
[85] Совершенно невозможно. Ред.
[86] Этого достаточно. Ред.
[87] Речь идет об обращении меньшевистского совета. – Ред.
[88] Передовая статья «Третьего Интернационала» в «L’humanité» от 14/IV 1919 г. № 5475. Ред.
[89] «Надобно вслушаться в названия новых суздальских городов: Переяславль, Звенигород, Стародуб, Вышгород, Галич, – все это южно-русские названия, которые мелькают чуть не на каждой странице старой киевской летописи в рассказе о событиях в южной Руси; одних Звенигородов было несколько в земле Киевской и Галицкой. Имена киевских речек Лыбеди и Почайны встречаются в Рязани, во Владимире-на-Клязьме. в Нижнем Новгороде. Известна речка Ирпень в Киевской земле, приток Днепра… Ирпенью называется и приток Клязьмы во Владимирском уезде. Имя самого Киева не было забыто в Суздальской земле: село Киево на Киевском овраге знают старинные акты XVI столетия в Московском уезде; Киевка – приток Оки в Калужском уезде, село Киевцы – близ Алексина в Тульской губ.» (В. Ключевский. Курс русской истории, ч. I, стр. 357 – 358). По совершенно справедливому замечанию Ключевского, это перенесение южно-русской географической номенклатуры на отдаленный суздальский север было делом переселенцев, приходившим сюда с киевского юга. Тот же ученый с не меньшим основанием говорит, что по городам Соединенных Штатов Сев. Америки можно репетировать географию доброй доли Старого Света. К этому надо прибавить, что в Соед. Штатах чаще всего встречаются названия английских городов, так как в течение долгого времени туда переселялись, главным образом, англичане; процесс возникновения народу, называемого иногда «янки», был лишь процессом возникновения некоторых особенностей той части английского племени, которая переселилась в Сев. Америку.
[90] Просим иметь в виду, что все сказанное нами по поводу социалистической литературы, на русском языке – относится, собственно, к великорусской литературе.
[91] Это превосходно иллюстрируется историей латинского языка. Слова литературной речи приходят в упадок вместе с Римской империей, тогда как простонародные латинские слова продолжают жить в происшедших от них словах итальянского, провансальского, латинского и французского языков.
[92] Понятие времени очень медленно проникало в человеческий мозг. Вико замечает, что флорентинские крестьяне его времени говорили «столько-то жатв» вместо «такое-то количество лет». Латиняне вместо «такое-то количество лет» говорили «столько-то колосьев (aristae)», что еще более характерно, чем жатва. Выражение это свидетельствовало только о бедности языка (и мысли, мог бы он добавить); грамматики же находили в нем проявление искусства. Прежде чем составить себе понятие о годе, т.е. о вращении вокруг солнца, человек уже имел представление о временах года и о вращении луны. Плиний Старший говорит, что «лето считали годом», зиму – другим годом. Жители Аркадии, у которых в году было три месяца, исчисляли год по числу сезонов, а египтяне – по числу новолуний. Вот почему некоторые из них говорят, что они жили «тысячу лет».
[93] Римские цифры указывают отделы хрестоматии, арабские – главы.
|
|
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!