Создание вокально-сценических образов песен военных лет «Катюша», «Смуглянка». — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Создание вокально-сценических образов песен военных лет «Катюша», «Смуглянка».

2020-06-02 269
Создание вокально-сценических образов песен военных лет «Катюша», «Смуглянка». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

    При работе над созданием вокально-сценического образа песни военных лет режиссеру необходимо изучить и историю возникновения песни, историю ее создания. Это поможет лучше понять содержание, заложенную авторами идею. К примеру, «Катюша» - одна из самых известных военных песен, на самом деле, была создана в предвоенные годы. У нее довольно непростая история создания, но очень счастливая судьба. Этой незатейливой песенке удалось покорить почти весь мир.

«Катюша» - легендарная военная песня, как ни странно это звучит, была создана еще до войны. Причем история ее создания была весьма непростой.

Все началось с того, что уже знаменитый поэт Михаил Исаковский придумал четверостишие – то самое всем известное начало песни: «Расцветали яблони и груши…» Но дальше стихи не складывались, поэтому Исаковский решил отложить работу над ними до лучших времен. Вскоре он познакомился с композитором Матвеем Блантером. Композитору очень понравились начальные строки будущей песни и, после нескольких бессонных ночей, он сочинил ставшую легендарной мелодию.

По настоянию Блантера, Исаковский продолжил работу над текстом. Впервые песня прозвучала в ноябре 1938 году в Колонном зале Дома Союзов. Ее первой исполнительницей стала молодая певица Валентина Батищева, которую трижды вызывали на «бис».
Совсем по-иному зазвучала песня в военные годы. Бойцы не только знали наизусть ее текст, но и складывали все новые и новые варианты. Катюша в них сражалась на фронте, ждала своего солдата, становилась медсестрой или партизанкой… Многие воспринимали Катюшу как реальную девушку и даже писали ей письма. Именем Катюши прозвали реактивные минометы, приводившие в ужас фашистов.

В одном из вариантов легендарной песни фигурировала некая Катя Иванова. Как выяснилось впоследствии, у Кати Ивановой был реальный прототип – красивая девушка из Кубани, которая добровольцем отправилась на фронт и сражалась под Сталинградом. После окончания войны Екатерина Андреевна сохранила рукописный вариант текста песни о Кате Ивановой с припиской, что эти стихи посвящены ей.
Интересно, что «Катюша» пришлась по вкусу и противникам Советского Союза. Гитлеровцы пели ее немецкоязычный вариант, испанские добровольцы, служившие в 250-й дивизии вермахта, использовали ее мелодию в своем марше Primavera, у финнов была своя, «Карельская Катюша».
Впрочем, друзья и союзники СССР также полюбили «Катюшу». Под названием «Свистит вечер» она превратилась в гимн итальянских партизан. После войны своя «Катюша» появилась в Израиле и даже в Китае.

А за 80 лет о девушке Катюше и её любви к защитнику Отечества пели Сара Горби, Эдуард Хиль, Анна Герман, Дмитрий Хворостовский, многие другие исполнители и песенные коллективы. Есть она и в репертуаре Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова, который все эти годы обязательно исполняет её во время своих гастролей. И звучала «Катюша» уже в более чем 70 странах мира. Песню «за ясным солнцем вслед» исполняют, кажется, на всех языках. В Италии, например, она называется «Катарина», в Израиле – «Катюшка», во Франции – «Казачок», в Финляндии – «Катюша из Карелии».

Голос Анны Герман — мощное лирико-колоратурное сопрано необычного, прозрачного, высокого тембра. Певица отличалась большой музыкальностью, артистизмом, большой теплотой и душевностью созданного песенного образа.

В репертуаре певицы были песни различной жанровой направленности и смысла. Даже шуточные песни несли в её голосе лёгкий прозрачный налёт печали. Что касается трагических песен про войну, тяжёлую утрату или несчастную женскую судьбу — в них Герман раскрывала полностью свой драматический артистический дар, неподдельно и пронзительно показывая безутешное горе и глубокое отчаяние. Эта манера покорила слушателей всех стран, где она выступала.

Катюша

Слова: М. Исаковский

Музыка: М. Блантер

Инсценированная песня

Обозначения:

    - вокалист;

    - танцор.

Музыкальный материал Рисунок
Расцветали яблони и груши Поплыли туманы над рекой Выходила на берег Катюша На высокий берег на крутой   Выходила на берег Катюша На высокий берег на крутой Выходила, песню заводила Про степного сизого орла Про того, которого любила Про того, чьи письма берегла Про того, которого любила Про того, чьи письма берегла   Ой, ты, песня, песенка девичья Ты лети за ясным солнцем вслед И бойцу на дальнем пограничье От Катюши передай привет И бойцу на дальнем пограничье От Катюши передай привет
     
 


Пусть он вспомнит девушку простую

Пусть услышит, как она поет

Пусть он землю бережет родную

А любовь Катюша сбережет

Пусть он землю бережет родную

А любовь Катюша сбережет

     
 


Расцветали яблони и груши

Поплыли туманы над рекой

Выходила на берег Катюша

На высокий берег на крутой

Выходила на берег Катюша

На высокий берег на крутой

         
 

 


 

«Смуглянка»

 

Смуглянка, история создания песни.

Осенью 1940 года поэт Яков Шведов и композитор Анатолий Новиков написали песенную сюиту о молдавских партизанах. Сюита была написана по просьбе политуправления Киевского военного округа для окружного ансамбля песни и пляски. В нее входило семь песен, в том числе «Смуглянка» — песня о девушке-партизанке. Написанная на основе молдавского фольклора, она была по своему складу лирической, игровой. Когда началась Великая Отечественная война, ноты этого цикла у Новикова пропали. Сохранились лишь черновые наброски. Восстановив некоторые песни, композитор решил показать «Смуглянку» на радио. Но там ее забраковали. — Что это за песня про любовь, свидание, расставание, про какую-то смуглянку-молдаванку? Ведь сейчас идет такая тяжелая война... Вы же автор героических песен, — говорили Новикову. Эти доводы звучали очень убедительно, и «Смуглянка» была заброшена в самый дальний ящик письменного стола. Вероятно, так бы она и осталась там, если бы не один случай. — Как-то в 1944 году мне позвонил художественный руководитель Краснознаменного ансамбля А. В. Александров, — вспоминал Новиков, — и спросил, нет ли у меня новых песен. Я принес ему несколько новинок, в том числе и «Смуглянку». К великому моему удивлению, именно эта веселая, лирическая песенка про любовь молдавской девушки больше всего понравилась прославленному музыканту.

«Смуглянка» полюбилась бойцам, и, хотя в ней говорилось о партизанах Гражданской войны, воспринималась она как песня сегодняшняя.

«Смуглянка»

Слова: Я. Шведов

Музыка: А. Новиков

Пример инсценирования песня

Действующие лица:

Боец

Командир батальона

Партизанки

Музыкальный материал Описание действия
Звучит вступление — несколько музыкальных фраз, дублирующих припев.     Звучит основная музыкальная тема.     Куплет первый (мужскоеисполнение). Как-то летом на рассвете Заглянул в соседний сад. Там смуглянка, молдаванка Собирает виноград. Я краснею, я бледнею, Захотелось вдруг сказать: «Станем над рекою Зорьки летние встречать!»   Припев(к мужскому голосу присоединяются женские голоса). Раскудрявый, клен зеленый, лист резной, Я влюблённый и смущённый пред тобой,   Клён зелёный, да клён кудрявый, Да раскудрявый, резной!   Проигрыш     Второй куплет. А смуглянка, молдаванка Отвечала парню в лад: «Партизанский молдаванский Собираем мы отряд. Нынче рано партизаны Дом покинули родной,   Ждёт тебя дорога К партизанам в лес густой!»   Припев. Раскудрявый клён зелёный, лист резной, Я влюблённый и смущённый пред тобой. Клён зелёный, да клён кудрявый, Да раскудрявый, резной!     Третий куплет. А смуглянка, молдаванка По тропинке в лес ушла; В том обиду я увидел, Что с собой не позвала. О смуглянке-молдаванке Часто думал по ночам... Вдруг свою смуглянку Я в отряде повстречал   Припев (женские голоса) Раскудрявый клён зелёный, лист резной, Здравствуй, парень, мой хороший, мой родной; Клён зелёный, да клён кудрявый, Да раскудрявый,резной! (к женским голосам присоединяется мужской голос)   Раскудрявый клён зелёный, лист резной, Я влюблённый и смущённый пред тобой, Клён зелёный, да клён кудрявый, да раскудрявый, резной! На каждый музыкальный акцент из-за кулис попарно и поочередно выглядывают шестеро исполнительниц в плащ-палатках. Их лица закрыты капюшонами; они осматриваются и поспешнопрячутся.На следующей музыкальной фразе появляется и медленно выходит на авансцену следующий исполнитель — молодойчеловек невысокого роста в немецкойвоенной форме со свастикой на рукаве; он совершенно измучен; тревожнооглянувшись посторонам и убедившись,что никакой опасности не предвидится, он облегченно вздыхает, достаёт иоткрывает фляжку.Тем временем сзади к нему уже подходят две исполнительницы в плащ-палатках с оружием наперевес; затемещё две становятся справа и слева;наконец, последняя пара выходит вперёд и направляет оружие ему в лицо.Попавший в окружение невольно делает шаг назад, упирается спиной вавтоматы стоящих сзади и, наконец,отчаявшись, поднимает руки вверх. Фигуры в плащ-палатках молча оттесняют его назад. Он разворачивается,с поднятыми руками делает несколько шагов, останавливается. Фигуры вплащ-палатках выстраиваются в дведиагонали и направляют оружиеемув спину. Молодой человек в немецкой форме, очевидно, окончательно отказывается от дальнейшей борьбы за жизнь; но вместе с тем решает умереть «красиво». Срывает с себя форму со свасти кой и бесстрашно поворачивается лицом к неведомому врагу. На его груди блестят советские ордена и знаки от личия; он начинает «петь» по-русски. Изумленные «враги» медленно опускают и прячут оружие, затем, как по команде, поднимают руки и снимают капюшоны плащ-палаток. Становится ясно, что это молодые девушки, партизанки; по роковой случайности они едва не застрелили русского бойца, сбежавшего из плена (поэтому он был одет в немецкую форму); молодой человек неожиданно и радостно осознаёт, что наконец он попал к своим, преодолев все опасности и счастливо избежав смерти. Происходит своеобразное «знакомство» (эта сцена решена хореографически). Молодой человек подает руки двум девушкам, стоящим к нему ближе всех остальных, и выходит с ними на авансцену (остальные исполнительницы крест-накрест сцепляют руки и вчетвером исполняют бег по кругу).  Молодой человек и две девушки исполняют следующее танцевальное движение: он закручивает их по направлению к себе, как бы полуобнимая, затем раскручивает, и девушки отстраняются от него на длину вытянутых рук; затем их руки расцепляются, они отступают и присоединяются к тем, кто находится в «вертушке»; в это время к исполнителю уже подходит следующая пара.  Молодой человек подаёт им руки, девушка, которая стоит справа от него, пробегает под их вытянутыми руками и уходит назад; с девушкой, находящейся слева, исполняется несколькодробных танцевальных движений, послечего она тоже уходит в «вертушку». К исполнителю подбегает последняяпара, они берутся за руки, поднимаютвытянутые руки вверх; к ним подходят остальные участницы действия,они как бы заглядывают в получившуюся «арку», выстроившись в диагональна авансцене. Молодой человек заговорщицки им подмигивает, освобождаетлевую руку и показывает горлышкофляжки. Девушки улыбаются, переглядываются и соглашаются. Командирша видит бойца, стоящего кней спиной; она хватает его за плечо,поворачивает к себе лицом, и оба застывают, глядя друг на друга, не верясвоим глазам. Она узнаёт в нем парня, скоторым встречалась до войны; он узнаёт девушку, в которую был когда-товлюблён. Они делают несколько шаговпо кругу и наконец бросаются друг другув объятия. Исполнители берут друг друга за талию, скрещивая руки за спинами; молодой человек делает шаг назад, а девушки, находящиеся по краям, вперёди по направлению друг к другу: диагональ постепенно замыкается, образуя круг; исполнители, не размыкаярук, дважды пробегают полный круг,постепенно смещаясь назад, и останавливаются; не поворачиваясь лицомк зрителю и оставаясь в круге, ониодновременно поднимают руки и «чокаются» за «знакомство».Исполнители, оставаясь в круге, продолжают «выпивать за знакомство». Вэто время на сцене появляется командир батальона — строгая девушка всоветской военной форме, с подзорнойтрубой и со свистком на груди. Онасмотрит в подзорную трубу, направляя ее в разные стороны: разыскиваетшестерых партизанок, которым былопоручено ответственное заданиеОна движется спиной вперёд, поэтому не сразу замечает стоящих в круге;наконец, она видит их в тот момент,когда они в очередной раз поднимаютруки. Чтобы немедленно прекратитьэто безобразие, командир опускаеттрубу, хватает свисток и делает несколько резких, отрывистых свистковв такт музыке. Исполнительницы, застигнутые врасплох, с каждым свистком, одна задругой покидают круг и выстраиваются в диагонали по обе стороны откруга по стойке «смирно». Остающиеся в круге стараются заслонитьбойца, который тем временем прячетфляжку. Последняя партизанка, несмотря насигнал, остаётся на месте, закрываясобой юношу. Разъярённая командирша, бросив свисток, направляется кней и старается рассмотреть человека за её спиной. Та мешает ей. Командирша указывает ей на пустующее место в строю;партизанка отдаёт честь и отходит, становясь в строй. Командирша видит бойца, стоящего к нейспиной; она хватает его за плечо, поворачивает к себе лицом, и оба застывают,глядя друг на друга, не веря своим глазам. Она узнаёт в нем парня, с которымвстречалась до войны; он узнаёт девушку, в которую был когда-то влюблён. Ониделают несколько шагов по кругу и наконец бросаютсядруг другу в объятия. Девушки-партизанки, которые стоялив строю полуотвернувшись и опустивголовы, ожидая примерного наказания,удивлённо переглядываются. Киваютдруг другу и постепенно смещаютсяк авансцене, образуя диагональ, какбы прикрывающую влюбленных от посторонних глаз; выждав некотороевремя, они, улыбаясь, берутся за рукиприставными шагами движутся покругу, проходя за парой, продолжающей обниматься. Они образуют полукруг, заключая внего влюблённых, деликатно касаютсяих; те оглядываются и наконец размыкают объятия, переглядываютсядевушками, смущённо улыбаются.Словно решаясь на что-то, делаютдва-три шага вперед и замыкаюткруг, взявшись за руки. Исполнители, стоящие в кругу, лиховзмахивают руками и несутся по кругу, затем круг разбивается на три сектора. Влюбленные выбегают на авансцену;девушки чуть поодаль, справа и слева,образуют два маленьких круга, скрестив руки друг у друга за спиной истоя лицом в круг. Исполнители (боец и командир батальона), скрестив руки в локтевых сгибах, кружатся в одну сторону, исполнительницы, находящиеся в маленькихкругах — в другую. Движение повторяется дважды; направление движения по кругу изменяется четыре раза. Закончив предыдущее танцевальноедвижение, влюбленные подают другдругу руки, поворачиваются в профильк зрителю и боком быстро перемещаются в глубину сцены, поворачиваясьдруг к другу то лицом, то спиной и нерасцепляя рук при этом. Танцующиедевушки бросаются от них врассыпную и быстро разбиваются по парам. Влюблённые становятся, взявшись заруки и подняв вытянутые руки вверх.Тут же под их руками пробегает парадевушек, останавливается перед нимии поднимает руки, затем проходитследующая пара, и т. д.(происходящее на сцене должно напоминать игру«Ручеёк») Постепенно, проходя через ручеёк,влюблённые вновь оказываются наавансцене. Они становятся на одноколено. Две девушки, пройдя под руками остальных, встают на одно колено справа и слева от главных героев иподнимают вверх над их головами однуполусогнутую руку, опустив при этомдругую, обозначая таким образом какбы рамку семейного фото; следующаяпара, пробежав под вытянутыми руками остальных, становится позадиглавных героев, исполнительницы вытягивают руки, положенные ладонями друг на друга перед собой, как бызамыкая рамку; и, наконец, последняяпара в дробном шаге подходит к стоящим на авансцене. Девушки встают справа и слева отпредыдущей пары, на соответствующий музыкальный акцент раскрываютруки в третьей позиции и пристукивают каблучками. Все находящиеся на сцене вместе сисполнителями песни выкрикивают«Хей!».

Заключение

Таким образом, нужно отметить, что решающими компонентами в создании вокально-сценического образа являются:

– подробный действенный анализ музыкальной драматургии произведения (с вычленением характера и поведения персонажа);

– взаимодополнение пения и актерской игры;

– стремление к импровизационному самочувствию исполнения на сцене.

Песенный номер (инсценировка) рождается ещё и на основе неповторимой индивидуальности исполнителя. И первая задача режиссёра –считаться с индивидуальными качествами исполнителей, раскрыть их и через выразительные средства, присущие ее исполнителям, создать художественный образ, который так необходим в театрализованном представлении.

Так же режиссеру не стоит забывать, что постановка песни требует расширенного показа места действия, иначе не будет понятна обстановка, в которой происходят события.

Война и песня, что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата. Песни были необходимы солдатам на войне.

Военная песня всегда была явлением, объединяющим нацию и в этом, ее огромная сила. Она несет в себе заряд бодрости и оптимизма, целую палитру чувств, обостренных разлукой и возможностью смерти. Именно в этом песенном жанре наблюдается наиболее высокая концентрация таких содержательных смыслов, как патриотизм, любовь к Родине, идея самопожертвования. Именно в рамках этого жанра происходит наиболее глубокое осмысление проблем жизни и смерти, дружбы и предательства, победы и потери, любви и ненависти. Все это неизменные духовные ценности, осознаваемые и разделяемые многими поколениями. Именно они никогда не потеряют своей актуальности и в режиссерской концепции современных театрализованных представлений и праздников, заиграют новыми красками, неповторимыми, яркими и запоминающимися зрителю вокально-сценическими образами.

Список использованной литературы:

1. https://www.kakprosto.ru/kak-842215-istoriya-voennoy-pesni-katyusha

2. https://www.may9.ru/ajax/getsongs-popup/?id=0

3.  Усов В.В. О создании вокально-сценического образа, ISSN 1991-5497,МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. № 3 (40) 2013

4. Шаронина М.Г. «Зримая песня»: теория, методика,практика постановки, 2010, ISBN 978-5-91283-083-9

5. Усов В.В. Система создания вокально-сценического образа на основе художественного перевоплощения,ISSN 1991-5497,МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. № 6 (43) 2013

6. https://www.kino-teatr.ru/kino/acter/w/star/45874/bio/


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.