Представитель Башкортостана Б.Н. Павлов — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Представитель Башкортостана Б.Н. Павлов

2020-05-10 106
Представитель Башкортостана Б.Н. Павлов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

доцент Казанского Гос. Университета С.П. Гаврилов

М.Н. Мельников, А.Н. Мосолов

ПРО НОВЫЙ ДОМОСТРОЙ ИЛИ

КАК ВЫБИРАТЬ НЕВЕСТУ

А.Н. Н. Предметом сегодняшнего разговора является, на мой взгляд, весьма злободневная тема. Ни для кого не секрет, что каждый второй брак у нас в России распадается, а каждый третий ребенок рождается с каким-то наследственным (или иным) дефектом. В связи с этим возникает вопрос: «А как же наши, так называемые «темные и невежественные» предки подбирали себе пару?» Михаил Никифорович, расскажите об опыте наших предков.

М.Н. Семья у наших предков была не только производственно-экономической ячейкой общества, но и важнейшим механизмом наследования культуры, обеспечивала жизнеспособность древнерусского государства. Поэтому создание новой семьи было актом исключительной важности. В выборе брачного партнера участвовала «вся родова» (родня) с той и другой стороны. Учитывалось все, что могло способствовать или препятствовать созданию крепкой и нерушимой семьи: здоровая наследственность (продолжительность жизни, сила, крепость, здоровье «родовы»), трудолюбие, достаток, нравственные основы семьи.

Не дай Бог, если были в родне конокрады, пьяницы, матерщинники, табакуры... Утверждение, что все решал деспот-отец, не совсем верно. Правда, на возражения принуждаемых к браку девице или парню, часто отвечали: «стерпится-слюбится». Но это было скорей исключение, чем правило.

Народом был создан гибкий и весьма эффективный механизм полового отбора, позволяющий парням и девушкам самим находить брачного партнера. Этим механизмом были вечорки и хороводы.

Хороводы начинали водить с пасхальной недели и заканчивали на Петров день (12 июля по новому стилю). Они были почти обязательными для молодежи брачного возраста. Матери женихов говорили о девицах: «Какова в хороводе, такова и в огороде». Специально приходили на игрища, чтобы высмотреть невесту для сына.

В Сибири в силу климатических условий основные функции хороводов выполняли вечорки. Это вечера от Рождества Христова до Крещения – Святки. Парни и девицы работали обычно только до обеда. К вечеру собирались в заранее откупленной избе на вечорки (молодежные увеселения). Даже самая просторная изба – не поляна за околицей, на берегу речки, где водили хороводы иногда до ста и более человек. На вечорках играли в различные игры («Третий лишний», «Ручеек», «Золото хоронить», «В оленя» и др.). Пели проходочные песни, сопровождавшие «манерную» проходку.

На лавках вдоль стен садились парами: девицы на коленях у парней, иногда наоборот, как предписывал игровой ритуал. Следил за строгим соблюдением правил игрового общения специально выбранный староста (председатель, смотритель) с ремнем. Кто-нибудь из парней доставал горсть лампасеек (леденцов) или сладкие пряники и говорил: «Девки, припойте меня».

Девушки запевали любую проходочную песню, например, «Конь по бережку похаживает». Конь символизировал мужское начало, мужскую страсть. Парень под эту песню «ломал сапоги», проходя перед сидящими на лавках.

Конь по бережку похаживает.

Золотой уздой побрякивает,

Золотой уздой серебряною.

Цвет золота – свет солнца, нес небесное, божественное начало, сулил удачу, счастье, благодать. Серебро символизировало чистоту телесную и духовную, чистоту отношений между парнем и девицей.

А навстречу ему девица.

Соходилися близешенько...

Парень кланялся избранной им девице, и она обязана была встать и идти ему навстречу.

Целовалися, милешенько!

Парень с девушкой целовались. Оставшийся без пары молодец совершал проходку под новую песню, искал себе девицу.

Поцелуйным обрядом заканчивались многие хороводные и хороводно-игоровые и почти все проходочные песни. В ряде мест заканчивались специальными поцелуйными припевками. Например, в селе Дорофеево (ныне поселок Северный) пели:

Ураза, ураза –

Целоваться три раза.

Катилыся кадка –

Целоваться сладко.

Катилыся колесо –

Целоваться хорошо.

Пролетел воробей –

Целоваться не робей!

Сидение на коленях и поцелуи – игровой обязательный ритуал. Если кто-нибудь не исполнит его – даже в том случае, когда песня предписывает: «Целоваться сорок раз» – получит несколько ударов ремнем от старосты и оскорбительную корильную песню от девушек. «Что обычаем положено – то не греховно». Но ту же девицу увидят под полой полушубка молодца – дегтем вымажут ворота – «опозорят».

А.Н. Н. Михаил Никифорович, целовались со всеми или только с той девушкой, которая понравилась парню?

М.Н. И девица и молодец, когда предоставлено право выбирать, конечно же выбирали того, кто сердцу мил. Но если их выбирали другие, они не могли уклониться от поцелуйного обряда. Сошлюсь на воспоминания А.И. Вьюговой из деревни Милованово Ордынского района: «На вечорках мило-дорого. У всех парней на коленях посидишь, со всеми перецелуешься, пока свово не найдешь».

Иными словами, уже в прошлом веке люди воспринимали вечорки и хороводы, как форму полового отбора, как прелюдию свадеб.

Если молодец облюбовал себе невесту, а родители решили, что пора сына женить, его спрашивали, решил ли он, куда засылать сватов? Его мнение, пусть не всегда, но принималось во внимание. В этнографической и художественной литературе Сибири множество свидетельств, что мальчики с шести-семи лет начинали принимать участие в повседневной крестьянской работе. В десяти-двенадцатилетнем возрасте они уже участвовали в решении хозяйственных проблем, с их мнением считались. Кроме того, парень – будущий кормилец престарелых родителей. Дочерям значительно чаще, чем сыновьям, навязывалась воля родителей. Если дочь просила кормилица-батюшку не отдавать ее замуж за нелюбимого, нередко слышала в ответ: «Стерпится-слюбится».

Конечно, родители, дедушки, бабушки не всегда соглашались и с выбором парня. Привожу один из записанных нами диалогов.

Отец:

— Так куда сватов засылать?

— К Гурьяновым.

— Нюрку облюбовал? Что ж, девка ладная, работящая... Бабка с русской печи:

— Ишь, что удумали?! Вот меня похороните, тогда и делайте, что хотите!

— Ты что взбеленилась?

— То и взбеленилась, что у ейной бабки сроду лытки грязные, крылец сроду не мела. А яблоко от яблони далеко не падает.

Если мужик-кормилец с навозом, например, возился, или в земле копался, а руки не моет – плохо, но не опасно. Другое дело баба: она детей пестует, пищу готовит, посуду моет. Женщина-грязнуля опасна, может стать источником болезни. Не вырастит здоровое потомство. Вот почему гигиенические требования к мужчинам и женщинам были разные. Учитывались и другие факторы. Но здоровье и трудолюбие всегда ставили рядом. Оно и понятно: больной, хилый человек – не работник. Здоровый человек – жизнерадостен, энергичен, особенно на миру (в хороводе, на посиделках, на вечорках).

Вот почему матери парней-женихов охотно приходили на молодежные игрища, на хороводные игры. Приглядывались к девицам: «Какова в хороводе, такова в огороде». Если она энергичная, гибкая, глаза горят, «все кончики играют», значит и в работе будет неистовой и в постели сына не заморозит. Старались приглянувшуюся девицу ненароком схватить за руку. Если рука горячая, все в порядке: и невестка будет работящая и жена для сына такая, что от нее можно будет лучину зажигать.

Но семья создается не только для работы и любовных утех. Главное ее предназначение во все времена – продолжение рода. И не просто продолжение рода, а продолжение рода здорового физически и психически, жизнеспособного, полноценного нравственно. Тщательно приглядывались к возможным сватам, «прощупывали» родичей: не было ли физически или психически неполноценных среди них, как долго сохраняли здоровье, жизненные силы, работоспособность.

Для наглядности приведу живой пример. Село Колбаса Кыш-товского района Новосибирской области. Отечественная война идет к концу. Возвращается по тяжелейшему ранению фронтовой разведчик. Кроме прочих наград – орден Славы первой степени – герой. Невесты, как вспоминают односельчане, «круг его хороводы водили» – «выбирай, кого хошь», «пора бы оглядеться, пирком да за свадебку». Отец спрашивает:

— Облюбовал какую?

— Облюбовал! – назвал имя избранницы.

Тут все и началось: собралась вся родня. Жених – свое, родичи – свое. Никто не спорил, что девушка красивая, умная, добрая, но... А это но заключалось в том, что в роду этой девушки не было долгожителей, всех «Бог прибирал» к сорока-пятидесяти годам. Жениху говорили:

–  Ладно, женись, жениться не напасть, как бы женившись, не пропасть. Наплодите детей, а мать Бог приберет, что тог да? Матку-репку пой? Мачеху ты приведешь? Мачеха не мать. А если дети в ее родову пойдут?

Не позволили герою жениться на любимой девушке. И жизнь подтвердила правильность решения родни: избранница умерла где-то на сороковом году. А герой и сейчас жив, живет в деревне Ивановка того же района, помнит и поет сотни народных песен, жизнерадостен.

Народ не знал, не ведал такую науку, как генетика, но примечал на протяжении многих веков обусловленность достойных внимания явлений семейной и общественной жизни, делал выводы и закреплял полученные знания в пословицах, обрядах, обычаях, и они передавались из поколения к поколению.

А.Н. Н. Я хотел бы вернуться к вечорке. Вы говорили, как парень выбирал девушку, что девушка не имела права отказаться от исполнения поцелуйного обряда. А девушка имела право выбора?

М.Н. Конечно! Парень, совершавший манерную проходку, поцеловав девушку, занимал свое место. Сидевшая на его коленях до проходки, осталась без пары и сама совершала проходку. Уже под другую песню, выбирала того парня, который ей мил или хотя бы симпатичен, или чем-то приглянулся. Поцелуйный обряд позволял тут же проверить, насколько удачным оказывался выбор. Если при поцелуе сердце не дрогнуло, не ощутила влечение к молодцу, больше его никогда не выберет. Конечно, поцелуй «на миру» был ритуальным, далеко не таким, какие мы видим сотни раз в день на современном телеэкране, но достаточно «говорящим» о человеке. Если поцелуй молодца встречали не горячие, трепетные губы, а мягкие, подобные пареной репе, то можно с уверенностью сказать, что у него не возникнет желание выбрать эту девицу вторично.

Иными словами, поцелуйный обряд, контролируемый молодежным сообществом, легализировал ритуальное сближение девицы и молодца, позволявшее – пусть не с первого раза – определить их соответствие или несоответствие друг другу.

После святочных вечорок парни-женихи, как правило, уже знали, куда желательно засылать сватов. Далее шел мясоед – время свадеб. Поэтому некоторые ученые вечорку рассматривали, как прелюдию свадьбы и даже вечорочные песни относили к свадебным.

Девицы тоже, как правило, знали от кого ожидать сватов. Нередко случалось, что молодец и девица не только определились на вечорках, но и объяснились в любви, и выбор ни для кого не секрет. Бывало находился другой парень любящий эту же девушку и шел «на перебой», готовился заслать сватов. А первый сват, как думали, от Бога, и отказывать ему грешно. Боясь, что родители могут отдать по этому поверью за нелюбимого, девица тайком посылала брата, сестру или подругу предупредить суженого о возможной беде, чтобы тот опередил своего соперника.

А.Н. Н. Спасибо, Михаил Никифорович! А теперь обращаемся к Александру Николаевичу. Скажите, пожалуйста, что в этих обрядах и как объясняется с позиций биологической и медицинской науки, которую вы здесь представляете?

А.Н. Чем больше узнаю о народных обрядах, все больше меня поражает высокий биологический смысл всего этого. И то, о чем нам так красочно рассказал Михаил Никифорович, это фактически первая фаза, необходимое общение. Все начинается с общения. И это общение поставлено на высокую ногу, я бы сказал. И имеет, еще раз повторю, высокий биологический смысл. Поскольку в таком тесном кругу молодежь общается, причем общение это довольно культурное. Не такое общение, как сейчас: скачки в дискотеках, где дым, шум и кроме отрицательных эмоций, а также включения животных инстинктов быть ничего хорошего не может. В обрядах же все построено на взаимном свободном поиске оптимального варианта супружества. И я думаю, народы на основе опыта столетий пришли к лучшему варианту: как не ухудшать, а улучшать свою «породу». Я считаю, что все детали народной мудрости будет наверное, обременительно воспроизвести. Но главная идея должна быть возрождена, продолжена. И я думаю, что мы в конце концов придем к тому, что нам необходим современ ный «Домострой». Чтобы молодежь не с испугу беременела, и не по глупости формировала семью. И потом всю жизнь расхлебывала свои ошибки. А чтобы это был целеустремленный, осознанный, взаимовыгодный выбор, который завершается счастьем всей семьи.

Я не перестаю удивляться эмпирически возникшей в течении столетий народной мудрости, которая на основе обрядов и других правил жизни и поведения фактически стояла на страже биологического благополучия семьи, популяции и всего государства. Самое удивительное состоит в том, что возникшие в древности правила жизни и воспроизводства потомства с точки зрения современной биологии человека вполне оправданы. Врач медико-генетической консультации, фактически действует в наши дни на основе тех же принципов, когда приходят к нему на прием жених и невеста. Отличие лишь в том, что генетик обладает точными научными методами и более высокой предсказательной силой последствий, если молодожены проигнорируют его советы.

Меня всегда удивляла общечеловеческая глупость в глобальном масштабе, под названием «сексуальная революция». Я не мог понять, в чем их причины. Но после того, как Михаил Никифорович так красочно и полно познакомил нас с народными обрядами, я понял, что основная причина состоит в том, что передовые (в своем научно-техническом и экономическом развитии) страны отбросили, как «ненужный хлам» ценнейший эмпирический опыт поколений. В начале двадцатого века, в период стремительного технического развития, народные обряды и другие правила жизни и поведения казались лишь ненужным спектаклем, на который не стоит терять драгоценного времени. Но взамен ничего не было. Не случайно так называемые сексуальные революции возникали в нравственном вакууме «передовых» стран, а слаборазвитые их подхватывали. Разработчики теоретических основ сексуальных революций часто ссылаются на Зигмунда Фрейда, когда в основу своих изысканий ставят борьбу с «ложной стыдливостью». Но Фрейд в своих работах неоднократно отмечал, что утрата чувства стыдливости – один из диагностических признаков снижения интеллекта, вплоть до слабоумия. Фактически это возврат к животному миру.

На этой пустоте возникали псевдонаучные теории. В этом главная причина того, что почти весь двадцатый век все цивилизованное человечество периодически обучают, как надо жить, отдельные, явно патологические индивидуумы. А деятели массовой культуры, с целью наживы, подхватывают эти порочные идеи и несут в массы в виде порнофильмов и учебников сексологии для начальной школы. Отклонения в сексуальном поведении были в человеческих популяциях всегда, но их носители стремились это скрыть. Всегда они получали должную оценку и наказание. Но теперь на Западе все перепуталось и патологию и преступность деятели культуры стали оценивать как норму и образец для подражания. Наиболее яркой личностью такого плана является в США доктор Кинси, имевший явные отклонения в сексуальном поведении. Он был специалистом по изучению сексуального поведения насекомых. Знание инстинктивного поведения насекомых Кинси перенес на людей, что и явилось «научным» фундаментом новой сексуальной революции в США в середине 50-х годов. Его «открытия» легли в основу сексуального образования, которое ввели в школах США с 1970 года. Только сейчас, сорок лет спустя после «революции» Кинси, там нормальные деятели культуры и биологи опомнились и поняли, что в течение почти полвека цивилизованным обществом управляли идеи человека, имевшего явные отклонения в сексуальном поведении и интеллекте. А деятели культуры (в особенности кино и телевидения), нередко сами имевшие подобные отклонения, бросились прославлять «отца» сексуальной революции, наживаясь на порнографических и других подобных «произведениях».

В Соединенных Штатах в научных и педагогических кругах Кинси развенчан, но его последователи, также имеющие патологию в собственном сексуальном поведении, благодаря доверчивости людей, продолжают его темное дело, создавая фильмы, которые впоследствии, конечно, останутся на века, но не как выдающиеся произведения искусства, а как учебные пособия для медицинских факультетов по психиатрии, сексопатологии, психопатологии и т. д.

Наверное, многих вышеприведенные мною рассуждения удивят, но я давно уже убедился, что деятели искусства и культуры не могут быть нашими учителями жизни, поскольку именно в их среде наблюдается повышенная концентрация особей с отклонениями, включая и отклонения от нормы сексуального поведения и интеллекта.

А.Н. Н. Александр Николаевич! Вы как-то выступая по радио, говорили, что молодой человек, молодая девушка обладают механизмом выбора себе пары, т. е. такой пары, от которой в перспективе ожидается здоровое потомство...

А.Н. Что такое вступление в брак? Это самый ответственный момент в жизни человека, и мужчины, и женщины. И фактически, я считаю (и всегда так говорю) – это торговля. Причем торговля самым высшим товаром, который нигде не купишь, нигде не украдешь и нигде не возьмешь. Никто тебе этот товар не подарит. Товар – твоя наследственность, твои гены.

М.Н. Простите, что вмешиваюсь. Вы говорите о купле-продаже генетического фонда. Выходит, что наши предки более тысячи лет назад знали о генах не так уж мало. Самой распространенной формулой сватовства была следующая: «У вас – товар, у нас – купец. Может сторгуемся?» Это, конечно, шутка, хотя и на документальной основе. Но здоровая наследственность – «порода» – всегда почти учитывалась.

А.Н. Все это предопределено биологией человека, стремлением к продолжению рода. Если человек не идет вопреки биологии, а подчиняется биологическим законам, то он, фактически, улучшает свою «породу», качество своей семьи. И это есть высшее счастье, когда дети не хуже тебя или тебя превзошли и биологически, и в социальном плане выше тебя. А то, что нам говорят народные традиции, это один из путей, которому мы должны следовать.

А.Н. Н. Вот в процессе этого обрядового общения на вечорках, о котором поведал Михаил Никифорович, что здесь молодые могут найти полезное для выбора пары?

А.Н. Ну, во-первых, если выбор свободный и честный. Этот выбор не должен быть сделан на основе фальшивых признаков. Сейчас взаимный выбор осуществляется на фальшивой основе. Что такое наша внешность? Что такое наши внешние признаки, начиная с тембра голоса, цвета волос, кожи, глаз, форм лица, бровей и т. д., а также естественные запахи наши? Это есть паспорт генов. Фенотип – внешние признаки – это проекция генов на нашу внешность. И если внешность до брака искажена, то мы, таким образом, обманываем партнера по браку, обманываем себя. Я недавно возле магазина, торгующего косметикой, интересный лозунг прочел: «Нет некрасивых женщин, есть только женщины, которые не научились пользоваться макияжем». Это еще приемлемо для зрелых женщин, закончивших репродуктивный период. Но для молодежи это опасно, потому что молодая женщина, искажая свою внешность, идет против себя и своих будущих детей, так как выбор пары на основе чувства любви будет сделан с ошибкой. Это одна из причин того, что мы имеем на сегодняшний день: каждый третий ребенок рождается с существенным наследственным дефектом! На вечорках же были все условия для тесного общения, при наличии в то время запрета на искажения внешности (и запаха) косметикой, были все условия для свободного и честного выбора пары.

М. Н. Мне бы не для полемики, сделать одно дополнение. В народной традиции обращали внимание не только на пороки врожденные, но и на пороки приобретенные, такие, как пьянство, табакокурение (таких презрительно называли табакурами), воровство. В своем селе семьи с «подмоченной» репутацией все обходили стороной. Но многие деревеньки имели всего по семь-десять дворов, как правило, породненных между собой; поневоле приходилось искать невест в других деревнях и селах. Действовали не вслепую: через надежных людей «вызнавали» все достоинства и пороки семей, имевших девиц«на выданье».

В этом народная мудрость. Представители «порченых» семей часто обрекались на безбрачие. Для них это было трагедией. Но подобные трагедии способствовали физическому и нравственному оздоровлению общества, народа в целом.

А.Н. В народных обрядах существует еще и помолвка. После того, как познакомились будущие «запланированные» жених и невеста, совершалась помолвка – знакомство семьями. Специальная женщина, при этом ходила по соседям, вызнавая, нет ли в семье невесты (или жениха) детей или взрослых с наследственной патологией. Этот период помолвки, он был контрольным периодом для выявления возможных пороков наследственности и силы чувств жениха и невесты. Помолвка могла быть расторгнута. Никакой фатальности не существовало. Хотя во многих литературных произведениях читаем, особенно когда писатели писали о том, о чем они мало знали, что заключение брака происходило очень быстро и фатально. На самом деле этого не было.

М. Н. Помолвка характерна для народов Западной Европы. Кое-где и наши мещане, купцы, в общем, в городской среде заимствовали ее. В крестьянской среде существовал далеко не равнозначный обряд «рукобитья». Сговор устраивался через несколько дней после просватанья. На нем встречались ближайшие родственники жениха и невесты. Обычно садились род против рода, на разные стороны стола, а жених и невеста впервые сидели рядом. Если жених и невеста из разных деревень, то нередко они впервые видели друг друга. То есть, заключение брака не отдавалось на откуп молодцу и девице, решение принимали роднящиеся родами и все члены рода принимали на себя ответственность за последствия этого акта.

После сговора следовала «сборная неделя» или «девишник». Всего неделя. Две-три недели, чтобы приготовиться к свадьбе, отводилось реже. Больше не позволяли временные рамки мясоедов (во время постов свадьбы не игрались).

За сговором и сборной неделей следовали «бани», благословение перед венчанием, венчание и «княжий» или «гарновый» стол. Для помолвки не было основания, места и времени.

А.Н. Это могли себе позволить только те народности, те популяции русского народа, где еще не накопилось большое количество наследственной патологии. А длительная помолвка родилась в городах, где уже количество особей с наследственной патологией опасно увеличилось. Малая возможность ошибочного выбора за такой короткий срок, о котором Вы сказали, видимо связана с тем, что фактически выбор делали старшие, умудренные опытом. И, фактически, молодежь была за спиной опыта добропорядочных родителей. Чем больше в популяции патологических генов, тем строже подбор пар.

М.Н. Не является ли при сложении новой и, как правило, крепкой и нерушимой семьи определяющим тот фактор, что молодые (так после венца называли жениха и невесту) не имели сексуального опыта? Они были первыми друг для друга. Первое прикосновение и первое потрясение от физической близости коренным образом меняли психические и нравственные основы личности, кодировали молодых друг для друга. Может так?

А.Н. Фактически то, о чем вы говорите, это культ, издавна существовавший у многих народов, культ девственности. Он имел большое значение. Во-первых, отбрасывал всех полигамных, т. е. молодежь, наклонную к разным случайным и многочисленным связям. Культ, за которым фактически стояли старшие, родители. Он давал хорошие результаты.

М.Н. Культ девственности сохранялся у многих народов, в том числе у русского, белорусского, украинского. Вспомним об обряде посада, когда белорусы ведут на посад (священное место, на которое усаживали невесту, была покрытая полушубком квашонка) невесту с особыми песнями, особыми почестями. И если она не девственница – то никогда не пойдет на посад, чтобы не был проклят род весь ее. И чтобы всякими бедами вроде градобоя, мороза, которые уничтожают посевы, не наказало небо. Т. е. была ответственность перед родовым коллективом, перед миром (односельчанами). Нарушение этого обряда считалось тягчайшим преступлением в глазах народа, и на свадьбах проверяли девственность, как это ныне не кажется кощунственным. Дружка, этот основной представитель жениха, который ведет всю свадьбу вместе со свахой (обычно крестной невесты), вели молодых на брачное ложе. Они же поднимали их с брачного ложа. Простыню (или нижнюю рубашку) со следами первой близости, обвязывали красной лентой и ставили на поднос посреди свадебного стола, и воздавали честь и славу родителям невесты за то, что воспитали «хорошую» невесту. За ними ехал дружка, на тройке, с колокольчиками, и всякие почести им воздавали.

В случае, если молодая оказывалась не девственница, ее подвергали дикому унижению, оскорблениям подвергали и всех ее родственников, и, в первую очередь, отца и мать.

Поэтому культ остается культом, но я хочу сказать, что не развращенность вкусов, невозможность сравнивать брачного партнера с кем-то другим, заставляло смотреть на то, что получили и та, и другая сторона, как на дар божий, как на высшее проявление человеческой сути. И то, что физическая близость была внове, она осознавалась, как священное начало семьи, как главное духовное состояние. Потом, всю жизнь, как домашний очаг, они хранили это чувство. А это рождало любовь. Это собственно и есть любовь. Она предопределяла заботу о продолжении рода, о его здоровье.

Мы записывали в деревне Кузнецово (рядом с деревней Вознесенской Венгеровского района) от 77-летнего мужчины и его 96-летней матери, свадьбу. Они сообщили, что когда женились, за «гарновым» столом молодым хмельного не давали. А когда их уводили (если летом свадьба) в амбар, то им приносили миску борща. Велико было психическое и физическое напряжение, надо было снять его. Молодые вместе съедали (символ соединения) борщ. Делалось все, чтобы исключить хмельное зачатие!

А.Н. Кстати, о борще. Совершенно правильно поступали. В борще много веществ для поддержания нормального сперматогенеза у мужчины.

А.Н. Н. Даже так?!

М.Н. А народ опытным путем всего этого достигал. Он выявлял самое полезное.

А.Н. Н. Молодые женщины алкоголь и табак исключали. А сейчас мы наблюдаем повальное увлечение студенток вот этой самой табачной заразой...

А.Н. Женщина, употребляющая алкоголь, имеет склонность быть безразличной к смене партнера. Можно сказать об алкогольном повреждении наследственности и угрозе пьяного зачатия, но это, как говорится, отдельный и очень серьезный разговор.

Курящая женщина, особенно та, которая планирует иметь детей, представляет собой фактически транспортное средство для патологических половых женских клеток. Потому, что табачный дым содержит много токсичных веществ (кроме никотина). Это и полициклические ароматические углеводороды, которые являются и канцерогенами, и мутагенами. Поэтому, половые клетки курящей женщины (они не обновляются в течении жизни) пропитываются этими веществами, мутируют, и у такой женщины, как правило рождается ребенок с наследственной патологией. Только как исключение, может родиться нормальный ребенок.

А.Н. Н. Александр Николаевич! Мне кажется, что в общем-то Ваши советы по поводу того, чтобы молодые люди друг друга не дезориентировали, и современной молодежи не трудно выполнить. В конце концов, нет симпатичных и не симпатичных девушек. Все молодые симпатичные, как я понял. Просто у каждого человека, у каждого парня свой вкус, так же как и у каждой девушки тоже свой вкус, который обусловлен генетическими причинами, так ведь? Мне кажется совершенно не трудно отказаться молодым людям от краски, дезодорантов всякого рода. Проще больше внимания уделять личной гигиене, как Вы считаете?

А.Н. Я вообще однажды так сказал: невесту надо выбирать на пляже и после бани, где все лишнее смыто. Смыто то, чего на самом деле нет. Если вернуться к телевизору, то продукция, что идет к нам с экрана, она ведь вся делается американцами для слаборазвитых стран. Молодежь должна это понимать, что курят, например, в самих США все меньше и меньше. Курильщики, как портящие воздух животные, там изгоняются из всех присутственных мест...

А.Н. Н. Александр Николаевич! Я бы хотел вернуться к механизму выбора пары, который биологически существует у каждого человека. Особенно в молодом возрасте, по-видимому. Я бы хотел уточнить, Нынешнее можно сказать, повальное увлечение девушек табакокурением, как оно может откликнуться в их дальнейшей судьбе, особенно в судьбе будущих детей?

А Н. Я отвечу, но перед этим хочу продолжить мысль Михаила Никифоровича о культе девственности. Биологическое значение культа девственности, возникшего еще в древности у многих народов, состоит в следующем. По сексуальному поведению человеческая популяция крайне разнообразна. Основная масса – это адаптанты, те, кто в своем сексуальном поведении подстраивается под существующую поведенческую моду. Меньшая часть моногамные. Это те, для которых выбор партнера по браку однажды и на всю жизнь. Они идеальны для продолжения рода и воспитания детей. На другом полюсе – полигамные. Это те, для кого любовь и постоянство – понятия несовместимые. Естественно, что в качестве нормальной жены и матери полигамная женщина существовать не может. По-видимому, культ девственности и возник в качестве механизма, отсекающего полигамный балласт от внедрения в семейные взаимоотношения и от возможности воспроизведения себе подобных. Только моногамная женщина или адаптантка, воспитанная родителями и средой на моногамность, могут легко сохранить девственность до брака. Для полигамной, сексуально озабоченной – это невозможно.

Думаю, что высокий процент любви «до гроба» связан и с другим биологическим механизмом. Дело в том, что чувство любви в женщине возникает после боли. Так устроена женщина, что у нее чувство любви возникает после болевого синдрома. Так устроена ее физиология. Это и к мужу, если она девственница.

Кроме того, у матери к ребенку чувство любви возникает также после боли, перенесенной в родах. Обезболивание в брачную ночь с помощью алкоголя, а также обезболивание родов медикаментами, может порождать последующее отвращение и к мужчине, и к детям.

Добавлю несколько слов об отрицательной роли такой вредной привычки, как табакокурение. В особенности она пагубна для будущей матери. Как известно, у мужчины половые клетки начинают продуцироваться с момента полового созревания в астрономических количествах и постоянно обновляются. Поэтому неблагоприятные воздействия окружающей среды (исключая алкоголь и другие наркотики) могут не оставлять ощутимого следа на мужских половых клетках во времени. Другое дело женский организм. Половые клетки ее закладываются еще в момент эмбрионального развития в утробе матери. Затем от момента рождения и до завершения репродуктивного периода они хранятся в яичниках «до востребования». Фактически, любые факторы, начиная с курения и алкоголя, оказывают отрицательное действие на их гены, накапливаясь во времени. Так что курящая женщина – потенциальный производитель потомства с наследственной патологией.

У нормального человека существует инстинкт сохранения здоровья. И в этом отношении женщины более чутко ощущают опасность воздействия какого-либо фактора на их половые клетки. Инстинкт самосохранения у женщин развит выше, чем у мужчин. Так что курящая женщина – это уже дополнительный сигнал о ее биологической неполноценности.

Кроме того, сейчас идет пропаганда нездорового образа жизни по всем каналам телевидения и радио, что тоже притупляет наши естественные инстинкты поддержания здоровья.

Мне кажется, настало время вернуться к пропаганде здорового образа жизни на основе старинной народной мудрости.

Конечно, не обязательно каждому изучать и повторять весь огромный багаж фольклора, касающегося правил поведения по воспроизведению популяции народов России. На это уже нет и не будет времени. Однако следовать их биологическому смыслу и мудрости необходимо. И задача специалистов – пропагандировать среди молодежи и их родителей эти знания. Я думаю, что в мире нет людей, которые бы не хотели иметь полноценных детей и внуков, которые их превзойдут.

Скажу о биологических поведенческих механизмах, существующих в человеческой популяции и защищающих потомство от случайной встречи в браке родителей с одинаковыми патологическими генами. Как известно, человек имеет в своем генетическом аппарате два комплекта почти идентичных наследственных программ – от отца и матери. Дефекты наших генов в отцовской программе прикрываются полноценными генами в материнской и обратно. Если же встречаются мужчина и женщина с одинаковыми патологическими, но прикрытыми у себя генами, то вероятность передать их потомству в дубликате резко возрастает.

Вот против таких встреч мужчины и женщины в качестве родителей и существует особый биологический механизм, в основе которого возникновение чувства любви. По моему мнению чувство любви возникает лишь у тех людей, которые не имеют одинаковых патологических генов. Но как они об этом могут узнать? Наши внешние признаки (фенотип) такие, как цвет, форма, запах и т. д. Это ничто иное, как проекция наших генов на нашу внешность, это паспорт генов. Например, рыжие почти всегда испытывают взаимную антипатию. Как я уже говорил, вступление в брак – это процесс взаимного спроса и предложения «товара» высшей категории – генетической программы.

Естественно, что этот процесс завершается успехом, т. е. рождением нормальных детей, которые превзойдут своих родителей (или по крайней мере будут не хуже их) лишь в том случае, если «торг» будет честным, без искажения естественных признаков. Как Вы поняли, наша повседневность и наши цивилизованные привычки как раз направлены в обратном направлении, на обман, на искажение естественных признаков. Каждый в своем жизненном опыте может найти подтверждение моей точки зрения.

В завершение этого вопроса хочу подчеркнуть, что Природу не обманешь. Все, кто искажает свою внешность с целью улучшения «товара» для повышения шансов вступления в брак, оказываются наказанными. Часто это наказание двойное: распад семьи и рождение детей с наследственными болезнями.

Для предотвращения нежелательных последствий многие народы стихийно, эмпирически создали правила добрачного поведения и контроля.

М. Н. Видимо несоблюдение поведенческих норм, народной морали и привело к тому, что половина браков распадается, а для детей с физическими и психическими пороками не хватает специальных учреждений.

А.Н. Н. Мы говорили о народных традициях, которые во многом ушли в прошлое в связи изменением жизни за эти многие десятилетия. По-видимому трудно (да и невозможно!) все это доброе восстановить в прежнем объеме. Но все таки, что можно перенести из прошлого опыта для наших молодых людей?

М.Н. Все сказано верно. Мы можем высказать вполне здоровые мысли, давать научно обоснованные рекомендации и высказываем, даем, публикуем... Но они или не доходят до адресата, или остаются гласом вопиющего в пустыне. Поучения и назидания не принимают вообще. Целенаправленное возд


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.081 с.