Цель и задачи Ялтинской конференции — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Цель и задачи Ялтинской конференции

2020-05-10 176
Цель и задачи Ялтинской конференции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ДОКЛАД

На тему: Ялтинская конференция

 

Ялтинская (Крымская) конференция 1945 г. - это конференция глав правительств трех союзных держав антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне 1939–1945 (СССР, США и Великобритании): председателя СНК СССР И.В. Сталина, президента США Ф.Д. Рузвельта и премьер-министра Великобритании У. Черчилля при участии министров иностранных дел, начальников высших штабов и других советников. Встреча состоялась в период, когда в результате наступления Советской Армии и высадки союзных войск в Нормандии военные действия были перенесены на германскую территорию, и война против фашистской Германии вступила в завершающую стадию. Целью участников конференции было уничтожение германских вооруженных сил, наказание преступников, «стереть с лица земли нацистские законы, организации и учреждения», заставить Германию выплачивать репарации жертвам агрессии. На Ялтинской конференции были согласованы планы окончательного разгрома Германии, определено отношение к Германии после ее безоговорочной капитуляции, намечены основные принципы общей политики в отношении послевоенного устройства мира, обсужден ряд других вопросов.

Цель и задачи Ялтинской конференции

Все решения Ялты, в общем и целом касались двух проблем.

Во-первых, требовалось провести новые государственные границы на территории, ещё недавно оккупированной Третьим рейхом. Одновременно нужно было установить неофициальные, но общепризнанные всеми сторонами демаркационные линии между сферами влияния союзников — дело, которое было начато ещё в Тегеране.

Во-вторых, союзники прекрасно понимали, что после исчезновения общего врага вынужденное объединение Запада и большевиков потеряет всяческий смысл, а поэтому следовало создать процедуры, гарантирующие неизменность проведённых на карте мира разграничительных линий.

Для достижения этих целей главы трех сверхдержав поставили перед собой ряд задач, которые включали в себя передел границ Германии, польский и балканский вопросы, вопрос о репарациях, образование ООН. Эти, а также многие другие вопросы более подробно изложены в данной главе.

Вопросы первостепенного характера

Главным вопросом Ялтинской конференции был вопрос о переделе границ, в частности границ Германии. В решении Крымской конференции говорилось, что после разгрома Германия будет оккупирована союзниками, её территория будет разделена на зоны оккупации. Первоначально предполагалось иметь три зоны оккупации – для СССР, США и Англии, но затем было предложено выделить зону оккупации и для Франции, которая будет образована из британской и американской зон, и ее размеры будут установлены англичанами и американцами в консультации с французским временным правительством. Конкретное урегулирование вопроса относительно зон оккупации Германии было достигнуто ещё до крымской конференции и зафиксировано в «Протоколе Соглашения между правительствами СССР, США и Соединённого Королевства о зонах оккупации Германии и об управлении „Большим Берлином“» от 12 сентября 1944 года [1-4].

Это решение предопределило раскол страны на долгие десятилетия. На территории советской зоны 7 октября 1949 была образована Германская Демократическая Республика, после того как остальные немецкие земли были слиты в Федеративную Республику Германию. Шла речь также об отделении Восточной Пруссии (позже, уже после Потсдама, на большей части этой территории была создана нынешняя Калининградская область).

Было также решено, что французское временное правительство должно быть приглашено войти в качестве члена в Контрольный Совет по Германии с местопребыванием в Берлине [1], образованный представителями главных командований союзных держав. В его задачу будет входить согласование и координация действий союзников в борьбе против Германии. Были согласованы также вопросы управления межсоюзнической комендатуры, действующей в подчинении у советской зоны оккупации. Каких-либо специальных прав доступа в Берлин для западных держав (о чем впоследствии будут идти значительные споры) не было установлено.

Был обсуждён и извечный балканский вопрос, в частности, ситуация в Югославии и Греции. Считается, что Сталин позволил Великобритании решать судьбу греков, в результате чего позднее столкновения между коммунистическими и прозападными формированиями в этой стране были решены в пользу последних. С другой стороны, было фактически признано, что власть в Югославии получат промосковские отряды Иосипа Броз Тито, которым, правда, рекомендовали взять в правительство «демократов».

Сложнее было решить вопрос с устройством послевоенной Польши. Её очертания после Второй мировой войны кардинально изменились. Польша, которая перед войной была крупнейшей страной Центральной Европы, резко уменьшилась и сдвинулась к западу и северу. До 1939 года её восточная граница находилась практически под Киевом и Минском, да к тому же поляки владели Виленским регионом, который теперь вошёл в состав Литвы. Западная же граница с Германией находилась восточнее Одера, при этом большая часть балтийского побережья также принадлежала Германии. На востоке довоенной территории поляки являлись национальным меньшинством среди украинцев и белорусов, тогда как часть территорий на западе и севере, населённых поляками, находилась под германской юрисдикцией.

Хотя Польша к тому времени уже шестой год находилась под властью Германии, в Лондоне существовало временное правительство этой страны в изгнании, которое было признано и СССР и потому вполне могло претендовать на власть в своей стране после окончания войны. Однако Сталин в Крыму сумел добиться от союзников согласия на создание нового правительства в самой Польше «с включением демократических деятелей из самой Польши и поляков из-за границы». Это решение, реализованное в присутствии советских войск, позволило СССР в дальнейшем без особого труда сформировать в Варшаве устраивающий его политический режим.

При обсуждении польского вопроса советская делегация добивалась принятия решений в пользу создания сильного и независимого польского государства. Советская делегация отвергла намерения США и Англии навязать Польше реакционное эмиграционное правительство. “После острых споров было достигнуто соглашение о том, что временное правительство Польши будет “реорганизовано на более широкой демократической базе с включением демократических деятелей из самой Польши и поляков из-за границы”. После острой дискуссии о границах Польши было принято решение, что СССР получит восточную границу с Польшей по так называемой «линии Керзона», установленной ещё в 1920 году, с отступлением от неё в некоторых районах от 5 до 8 км в пользу Польши. Фактически граница вернулась к положению на момент раздела Польши между Германией и СССР в 1939 году по секретному дополнительному протоколу о разделе сфер интересов к Договору о ненападении между Германией и Советским Союзом, основным отличием от которого стала передача Польше Белостокского региона [7].

В решениях конференции говорилось также о репарациях - об обязанности Германии возместить ущерб, нанесенный ей странами, против которых она вела войну. Материальный ущерб Советскому Союзу, составляет около 2 триллионов 600 миллиардов рублей. В Советском Союзе понимали невозможность полного возмещения прямых материальных потерь. СССР настаивала лишь на минимальном возмещении ущерба. Таким образом, был подписан «Протокол о переговорах между главами трех правительств на Крымской конференции по вопросу о репарациях натурой с Германии»

Главы трех правительств условились о следующем:

1. Германия обязана возместить в натуре ущерб, причиненный ею в ходе войны союзным нациям.

Репарации должны получаться в первую очередь теми странами, которые вынесли главную тяжесть войны, понесли наибольшие потери и организовали победу над врагом.

2. Репарации должны взиматься с Германии в трех формах:

а) единовременные изъятия в течение двух лет по капитуляции Германии или прекращении организованного сопротивления из национального богатства Германии, находящегося как на территории самой Германии, так и вне ее (оборудование, станки, суда, подвижной состав, германские вложения за границей, акции промышленных, транспортных, судоходных и других предприятий Германии и т.д.), причем эти изъятия должны быть проведены главным образом с целью уничтожения военного потенциала Германии;

б) ежегодные товарные поставки из текущей продукции в течение периода, длительность которого должна быть установлена;

в) использование германского труда.

3. Для выработки на основе вышеизложенных принципов подробного репарационного плана в Москве учреждается межсоюзная комиссия по репарациям в составе представителей от СССР, США и Великобритании.

4. В отношении определения общей суммы репараций, а также ее распределения между пострадавшими после германской агрессии странами советская и американская делегации согласились о следующем: “Московская комиссия по репарациям в первоначальной стадии своей работы примет в качестве базы для обсуждения предложение Советского правительства о том, что общая сумма репараций в соответствии с пунктами “а” и “б” параграфа 2-го должна составлять 20 миллиардов долларов и что [1] 50% этой суммы идет Советскому Союзу”. Британская делегация считала, что впредь до рассмотрения вопроса о репарациях Московской комиссией по репарациям не могут быть названы никакие цифры репараций.

Вышеприведенное советско-американское предложение передано Московской комиссии по репарациям в качестве одного из предложений, подлежащих ее рассмотрению.

В Ялте была начата реализация идеи новой Лиги Наций. Союзникам требовалась межгосударственная организация, способная предотвратить попытки изменить установленные границы сфер влияния. Именно на конференциях победителей в Тегеране и Ялте была сформирована идеология Организации Объединённых Наций. По мнению всех участников конференции, ООН должна была стать органом обеспечения мира и международной безопасности на тех основаниях, о которых представители СССР, США и Англии добились на конференции в Думбартон–Оксе.

В Крыму представители трех держав согласовали вопрос о процедуре голосования в Совете Безопасности. Еще 5 декабря 1944 года в послании Советскому правительству президент США предложил, чтобы решение Совета Безопасности по всем вопросам, кроме процедурных, считались принятыми, если за них поданы голоса сем членов Совета, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета. Причем сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования по вопросу, касающегося мирного урегулирования спора. Советское правительство, отметив, что американское предложение требует безусловного единогласия постоянных членов Совета Безопасности по всем важнейшим решениям о сохранении мира, включая экономические и военные принудительные меры, согласилась с предложенной Рузвельтом формулировкой. Крымская конференция одобрила американское предложение [11].

Итак, согласно протоколу работы Крымской конференции, о создании ООН, было решено:

1) что конференция Объединенных Наций по вопросу о предполагаемой всемирной организации и выработки ее Устава должна быть созвана в среду 25 апреля 1945 года и должна быть проведена в Соединенных Штатах Америки;

2) что на эту конференцию должны быть приглашены следующие государства:

а) Объединенные Нации по составу на 8 февраля 1945 г.,

б) Те из присоединившихся наций, которые объявили войну общему врагу к 1 марта 1945 г. (В данном случае под термином “присоединившиеся нации” имеется в виду восемь присоединившихся наций и Турция). Когда будет происходить конференция о всемирной организации, делегаты Соединенного Королевства и Соединенных Штатов Америки поддержат предложение о допуске к первоначальному членству двух Советских Социалистических Республик, а именно Украины и Белоруссии; [1]

3) что правительство Соединенных Штатов от имени трех держав проконсультируется с правительством Китая и с французским временным правительством по решениям, принятым на настоящей конференции, относительно предполагаемой всемирной организации;

Кроме того, было решено, что пять государств, которые будут иметь постоянные места в Совете Безопасности, должны проконсультироваться между собой до конференции Объединенных Наций по вопросу о территориальной опеке.

Эта рекомендация была принята при условии, что территориальная опека будет применяться только:

а) к существующим мандатам Лиги наций;

б) к территориям, отторгнутым от вражеских государств в результате настоящей войны;

в) к любой другой территории, которая может быть добровольно поставлена под опеку, и

г) никаких дискуссий о конкретных территориях на предстоящей конференции Объединенных Наций или во время предварительных консультаций не предполагается, и решение вопроса о том, какие территории, относящиеся к указанным выше категориям, будут поставлены под попечительство, явится предметом позднейшего соглашения.

ООН стала символом и формальным гарантом послевоенного мироустройства, авторитетной и иногда даже достаточно эффективной организацией в разрешении межгосударственных проблем. При этом страны-победители и впредь предпочитали решать действительно серьёзные вопросы своих взаимоотношений путём двусторонних переговоров, а не в рамках ООН. ООН также не смогла помешать войнам, которые и США, и СССР вели за прошедшие десятилетия.

На Ялтинской конференции было заключено соглашение по вступлению СССР в войну против Японии на стороне Союзников, через два-три месяца после капитуляции Германии и окончания войны в Европе. В ходе раздельных переговоров Сталина с Рузвельтом и Черчиллем были достигнуты договоренности об усилении позиций СССР на Дальнем Востоке.

Сталин выдвинул следующие условия:

1. Сохранения status quo Внешней Монголии (Монгольской Народной Республики);

2. Восстановления принадлежавших России прав, нарушенных вероломным нападением Японии в 1904 г., а именно:

a) возвращения Советскому Союзу южной части о. Сахалина и всех прилегающих к ней островов;

b) интернационализации торгового порта Дайрена с обеспечением преимущественных интересов Советского Союза в этом порту и восстановления аренды на Порт-Артур, как на военно-морскую базу СССР;

c) совместной эксплуатации Китайско-Восточной железной дороги и Южно-Манчжурской железной дороги, дающей выход на Дайрен, на началах организации смешанного Советско-Китайского Общества с обеспечением преимущественных интересов Советского Союза, при этом имеется в виду, что Китай сохраняет в Манчжурии полный суверенитет.

3. Передачи Советскому Союзу Курильских островов [1-3].

Предполагается, что соглашение относительно Внешней Монголии и вышеупомянутых портов и железных дорог потребует согласия генералиссимуса Чан Кай-ши. По совету Маршала И.В. Сталина Президент примет меры к тому, чтобы было получено такое согласие.

Главы Правительств Трех Великих Держав согласились в том, что эти претензии Советского Союза должны быть безусловно удовлетворены после победы над Японией.

Со своей стороны Советский Союз выражает готовность заключить с Национальным Китайским Правительством пакт о дружбе и союзе между СССР и Китаем для оказания ему помощи своими вооруженными силами в целях освобождения Китая от японского ига [12-13].

Дополнительные вопросы

В Ялте была также подписана «Декларация об освобождённой Европе», определившая принципы политики победителей на отвоёванных у противника территориях. Она предполагала, в частности, восстановление суверенных прав народов этих территорий, а также право союзников совместно «помогать» этим народам «улучшать условия» для осуществления этих самых прав. В декларации говорилось: «Установление порядка в Европе и переустройство национально-экономической жизни должно быть достигнуто таким путём, который позволит освобождённым народам уничтожить последние следы нацизма и фашизма и создать демократические учреждения по их собственному выбору».

Идея о совместной помощи, как и ожидалось, позднее не стала реальностью: каждая держава-победительница имела власть лишь на тех территориях, где были размещены её войска. В результате каждый из бывших союзников в войне начал по её окончании старательно поддерживать своих собственных идеологических союзников. Европа за несколько лет разделилась на послушный Москве социалистический лагерь и Западную Европу, где Вашингтон, Лондон и Париж пытались противостоять коммунистическим настроениям.

На Крымской конференции имели место переговоры между британской, американской и советской делегациями для заключения исчерпывающего соглашения относительно мероприятий для защиты, содержания и репатриации военнопленных и гражданских лиц этих государств. Тексты подписанных 11 февраля Соглашений между СССР и Великобританией и между СССР и Соединенными Штатами Америки тождественны. Соглашение между Советским Союзом и Великобританией было подписано В.М. Молотовым и г-ном Иденом. Соглашение между Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки подписали генерал-лейтенант Грызлов и генерал Дин [7].

В соответствии с этими Соглашениями, до тех пор, пока не будут выделены транспортные средства для репатриации граждан союзников, каждый союзник будет предоставлять питание, одежду, медицинское обслуживание и удовлетворять другие нужды граждан других союзников. Советские офицеры будут помогать [1] британским и американским властям в их задаче обслуживания советских граждан, освобожденных британскими и американскими вооруженными силами в течение периода времени, когда они будут находиться на континенте Европы или в Соединенном Королевстве, ожидая транспорта для перевозки их домой.

В обслуживании британских подданных и американских граждан Советскому Правительству будут помогать британские и американские офицеры.

Поскольку теперь достигнуто соглашение, три Правительства обязуются оказывать всяческую помощь, совместимую с требованиями ведения военных операций в целях обеспечения быстрой репатриации всех этих военнопленных и гражданских лиц [11].

Вывод

На Крымской конференции были достигнуты наиболее важные договоренности о послевоенных проблемах. Конференция определила основные линии политики держав-победительниц в отношении Германии, включая территориальные вопросы, касающиеся Польши, а также вопросы подготовки и заключения мирных договоров с союзниками Германии – Италией, Австрией, Болгарией, Венгрией, Румынией и Финляндией. Конференция отразила решения союзников в отношении Германии, которые предусматривали ее длительную оккупацию и союзный контроль для сохранения мира во всем мире.

По сути, Ялтинская конференция, подтвердив намерение союзников оккупировать Германию и определив конкретные зоны оккупации, создала предпосылки и стала своеобразным фундаментом советской гегемонии в Восточной Европе, что заложило основы того, что позже стало известно как «холодная война».

Кроме того, конференция стала началом новой системы международных отношений, представляющая собой процесс послевоенного мирного урегулирования, а также предусматривающая изменение соотношения сил на международной арене, разделение мира на две противоборствующие системы и образование «двухполюсного мира».

Крымская конференция внесла значительный вклад в деловое сотрудничество держав антифашистской коалиции на заключительном этапе войны. Все решения были заложены в основу повседневного мирного урегулирования. Участники конференции договорились периодически (каждые 4 или 3 месяца) проводит совещания министров иностранных дел для согласования международных проблем.

Решения Ялтинской конференции неизмеримо укрепили антигитлеровскую коалицию. Главы трех правительств заявили: «Наше совещание в Крыму вновь подтвердило нашу общую решимость сохранить и усилить в предстоящий мирный период то единство целей и действий, которое сделало в современной войне победу возможной и несомненной для Объединенных Наций». Действительно, даже после того, когда конфликтные отношения СССР и США определялись идеологическими разногласиями, различным подходом к решению текущих проблем, к перспективам послевоенного мирного развития, после того, как жестко ставился вопрос – коммунизм или капитализм, тоталитаризм или демократия, великие державы в первые годы после войны действовали в рамках договоренностей, определяемых решениями, принятыми ими на заключительной фазе Второй мировой – Ялтинской конференции.

Таким образом, решения Ялтинской, затем и Потсдамской конференций во многом предопределили послевоенное устройство Европы, создали условия для образования новой надежной и устойчивой Ялтинско - Потсдамской системы, оказавшая немалое влияние на развитие международных отношений между государствами мира.

 


Список использованной литературы

1. Санакоев Ш.П., Цыбулевский Б.Л. «Тегеран – Ялта – Потсдам» - сборник документов, 2-е издание, М.: Издательство «Международные отношения», 1970–416с.
2. «Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны», 1941–1945 гг. М., 1978

3. Баграмян Б.Х. История военного искусства: Учебник для высших военных учебных заведений. - М.: Военное издательство, 1970.

4. Великая Отечественная война, 1941--1945. События. Люди. Документы: Краткий ист. справочник / Под общ. ред. Ржешевского О.А.; Сост. Е. К. Жигунов.– М.: Политиздат, 1990.

5. Сборник материалов по истории военного искусства в Великой Отечественной войне. Выпуск V. Том второй / Под ред. Готовцева А. И. М., Военное издательство, 1955.

6. Жуков Г. К., Воспоминания и размышления. Том второй. М., Издательство Агентства печати Новости, 1974.

7. Устинов Д. Ф. История Второй Мировой Войны 1939–45. М.: 1979

8. Цыганков П.А. Международные отношения: Учебное пособие. – М.: Новая школа, 1996

9. Сороко-Цюпа О.С., Смирнов В.П., Строганов А.И. Учебник для общеобразовательных учреждений: «Мир в XX веке», М.: «ДРОФА», 2004.

10. Журнал теории международных отношений и мировой политики: «Международные процессы», текущий номер: Том 6, № 3(18). Сентябрь–декабрь 2008 г.

11. Статья Голубева В.В. «Ялтинская конференция глав правительств СССР, США и Англии», газета «Аргументы и факты», № 32, от 14.10.04 г.

12. www.krugosvet.ru

13. www.coinxpert.ru

14. www.usahistory.com

 

ДОКЛАД

На тему: Ялтинская конференция

 

Ялтинская (Крымская) конференция 1945 г. - это конференция глав правительств трех союзных держав антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне 1939–1945 (СССР, США и Великобритании): председателя СНК СССР И.В. Сталина, президента США Ф.Д. Рузвельта и премьер-министра Великобритании У. Черчилля при участии министров иностранных дел, начальников высших штабов и других советников. Встреча состоялась в период, когда в результате наступления Советской Армии и высадки союзных войск в Нормандии военные действия были перенесены на германскую территорию, и война против фашистской Германии вступила в завершающую стадию. Целью участников конференции было уничтожение германских вооруженных сил, наказание преступников, «стереть с лица земли нацистские законы, организации и учреждения», заставить Германию выплачивать репарации жертвам агрессии. На Ялтинской конференции были согласованы планы окончательного разгрома Германии, определено отношение к Германии после ее безоговорочной капитуляции, намечены основные принципы общей политики в отношении послевоенного устройства мира, обсужден ряд других вопросов.

Цель и задачи Ялтинской конференции

Все решения Ялты, в общем и целом касались двух проблем.

Во-первых, требовалось провести новые государственные границы на территории, ещё недавно оккупированной Третьим рейхом. Одновременно нужно было установить неофициальные, но общепризнанные всеми сторонами демаркационные линии между сферами влияния союзников — дело, которое было начато ещё в Тегеране.

Во-вторых, союзники прекрасно понимали, что после исчезновения общего врага вынужденное объединение Запада и большевиков потеряет всяческий смысл, а поэтому следовало создать процедуры, гарантирующие неизменность проведённых на карте мира разграничительных линий.

Для достижения этих целей главы трех сверхдержав поставили перед собой ряд задач, которые включали в себя передел границ Германии, польский и балканский вопросы, вопрос о репарациях, образование ООН. Эти, а также многие другие вопросы более подробно изложены в данной главе.

Вопросы первостепенного характера

Главным вопросом Ялтинской конференции был вопрос о переделе границ, в частности границ Германии. В решении Крымской конференции говорилось, что после разгрома Германия будет оккупирована союзниками, её территория будет разделена на зоны оккупации. Первоначально предполагалось иметь три зоны оккупации – для СССР, США и Англии, но затем было предложено выделить зону оккупации и для Франции, которая будет образована из британской и американской зон, и ее размеры будут установлены англичанами и американцами в консультации с французским временным правительством. Конкретное урегулирование вопроса относительно зон оккупации Германии было достигнуто ещё до крымской конференции и зафиксировано в «Протоколе Соглашения между правительствами СССР, США и Соединённого Королевства о зонах оккупации Германии и об управлении „Большим Берлином“» от 12 сентября 1944 года [1-4].

Это решение предопределило раскол страны на долгие десятилетия. На территории советской зоны 7 октября 1949 была образована Германская Демократическая Республика, после того как остальные немецкие земли были слиты в Федеративную Республику Германию. Шла речь также об отделении Восточной Пруссии (позже, уже после Потсдама, на большей части этой территории была создана нынешняя Калининградская область).

Было также решено, что французское временное правительство должно быть приглашено войти в качестве члена в Контрольный Совет по Германии с местопребыванием в Берлине [1], образованный представителями главных командований союзных держав. В его задачу будет входить согласование и координация действий союзников в борьбе против Германии. Были согласованы также вопросы управления межсоюзнической комендатуры, действующей в подчинении у советской зоны оккупации. Каких-либо специальных прав доступа в Берлин для западных держав (о чем впоследствии будут идти значительные споры) не было установлено.

Был обсуждён и извечный балканский вопрос, в частности, ситуация в Югославии и Греции. Считается, что Сталин позволил Великобритании решать судьбу греков, в результате чего позднее столкновения между коммунистическими и прозападными формированиями в этой стране были решены в пользу последних. С другой стороны, было фактически признано, что власть в Югославии получат промосковские отряды Иосипа Броз Тито, которым, правда, рекомендовали взять в правительство «демократов».

Сложнее было решить вопрос с устройством послевоенной Польши. Её очертания после Второй мировой войны кардинально изменились. Польша, которая перед войной была крупнейшей страной Центральной Европы, резко уменьшилась и сдвинулась к западу и северу. До 1939 года её восточная граница находилась практически под Киевом и Минском, да к тому же поляки владели Виленским регионом, который теперь вошёл в состав Литвы. Западная же граница с Германией находилась восточнее Одера, при этом большая часть балтийского побережья также принадлежала Германии. На востоке довоенной территории поляки являлись национальным меньшинством среди украинцев и белорусов, тогда как часть территорий на западе и севере, населённых поляками, находилась под германской юрисдикцией.

Хотя Польша к тому времени уже шестой год находилась под властью Германии, в Лондоне существовало временное правительство этой страны в изгнании, которое было признано и СССР и потому вполне могло претендовать на власть в своей стране после окончания войны. Однако Сталин в Крыму сумел добиться от союзников согласия на создание нового правительства в самой Польше «с включением демократических деятелей из самой Польши и поляков из-за границы». Это решение, реализованное в присутствии советских войск, позволило СССР в дальнейшем без особого труда сформировать в Варшаве устраивающий его политический режим.

При обсуждении польского вопроса советская делегация добивалась принятия решений в пользу создания сильного и независимого польского государства. Советская делегация отвергла намерения США и Англии навязать Польше реакционное эмиграционное правительство. “После острых споров было достигнуто соглашение о том, что временное правительство Польши будет “реорганизовано на более широкой демократической базе с включением демократических деятелей из самой Польши и поляков из-за границы”. После острой дискуссии о границах Польши было принято решение, что СССР получит восточную границу с Польшей по так называемой «линии Керзона», установленной ещё в 1920 году, с отступлением от неё в некоторых районах от 5 до 8 км в пользу Польши. Фактически граница вернулась к положению на момент раздела Польши между Германией и СССР в 1939 году по секретному дополнительному протоколу о разделе сфер интересов к Договору о ненападении между Германией и Советским Союзом, основным отличием от которого стала передача Польше Белостокского региона [7].

В решениях конференции говорилось также о репарациях - об обязанности Германии возместить ущерб, нанесенный ей странами, против которых она вела войну. Материальный ущерб Советскому Союзу, составляет около 2 триллионов 600 миллиардов рублей. В Советском Союзе понимали невозможность полного возмещения прямых материальных потерь. СССР настаивала лишь на минимальном возмещении ущерба. Таким образом, был подписан «Протокол о переговорах между главами трех правительств на Крымской конференции по вопросу о репарациях натурой с Германии»

Главы трех правительств условились о следующем:

1. Германия обязана возместить в натуре ущерб, причиненный ею в ходе войны союзным нациям.

Репарации должны получаться в первую очередь теми странами, которые вынесли главную тяжесть войны, понесли наибольшие потери и организовали победу над врагом.

2. Репарации должны взиматься с Германии в трех формах:

а) единовременные изъятия в течение двух лет по капитуляции Германии или прекращении организованного сопротивления из национального богатства Германии, находящегося как на территории самой Германии, так и вне ее (оборудование, станки, суда, подвижной состав, германские вложения за границей, акции промышленных, транспортных, судоходных и других предприятий Германии и т.д.), причем эти изъятия должны быть проведены главным образом с целью уничтожения военного потенциала Германии;

б) ежегодные товарные поставки из текущей продукции в течение периода, длительность которого должна быть установлена;

в) использование германского труда.

3. Для выработки на основе вышеизложенных принципов подробного репарационного плана в Москве учреждается межсоюзная комиссия по репарациям в составе представителей от СССР, США и Великобритании.

4. В отношении определения общей суммы репараций, а также ее распределения между пострадавшими после германской агрессии странами советская и американская делегации согласились о следующем: “Московская комиссия по репарациям в первоначальной стадии своей работы примет в качестве базы для обсуждения предложение Советского правительства о том, что общая сумма репараций в соответствии с пунктами “а” и “б” параграфа 2-го должна составлять 20 миллиардов долларов и что [1] 50% этой суммы идет Советскому Союзу”. Британская делегация считала, что впредь до рассмотрения вопроса о репарациях Московской комиссией по репарациям не могут быть названы никакие цифры репараций.

Вышеприведенное советско-американское предложение передано Московской комиссии по репарациям в качестве одного из предложений, подлежащих ее рассмотрению.

В Ялте была начата реализация идеи новой Лиги Наций. Союзникам требовалась межгосударственная организация, способная предотвратить попытки изменить установленные границы сфер влияния. Именно на конференциях победителей в Тегеране и Ялте была сформирована идеология Организации Объединённых Наций. По мнению всех участников конференции, ООН должна была стать органом обеспечения мира и международной безопасности на тех основаниях, о которых представители СССР, США и Англии добились на конференции в Думбартон–Оксе.

В Крыму представители трех держав согласовали вопрос о процедуре голосования в Совете Безопасности. Еще 5 декабря 1944 года в послании Советскому правительству президент США предложил, чтобы решение Совета Безопасности по всем вопросам, кроме процедурных, считались принятыми, если за них поданы голоса сем членов Совета, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета. Причем сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования по вопросу, касающегося мирного урегулирования спора. Советское правительство, отметив, что американское предложение требует безусловного единогласия постоянных членов Совета Безопасности по всем важнейшим решениям о сохранении мира, включая экономические и военные принудительные меры, согласилась с предложенной Рузвельтом формулировкой. Крымская конференция одобрила американское предложение [11].

Итак, согласно протоколу работы Крымской конференции, о создании ООН, было решено:

1) что конференция Объединенных Наций по вопросу о предполагаемой всемирной организации и выработки ее Устава должна быть созвана в среду 25 апреля 1945 года и должна быть проведена в Соединенных Штатах Америки;

2) что на эту конференцию должны быть приглашены следующие государства:

а) Объединенные Нации по составу на 8 февраля 1945 г.,

б) Те из присоединившихся наций, которые объявили войну общему врагу к 1 марта 1945 г. (В данном случае под термином “присоединившиеся нации” имеется в виду восемь присоединившихся наций и Турция). Когда будет происходить конференция о всемирной организации, делегаты Соединенного Королевства и Соединенных Штатов Америки поддержат предложение о допуске к первоначальному членству двух Советских Социалистических Республик, а именно Украины и Белоруссии; [1]

3) что правительство Соединенных Штатов от имени трех держав проконсультируется с правительством Китая и с французским временным правительством по решениям, принятым на настоящей конференции, относительно предполагаемой всемирной организации;

Кроме того, было решено, что пять государств, которые будут иметь постоянные места в Совете Безопасности, должны проконсультироваться между собой до конференции Объединенных Наций по вопросу о территориальной опеке.

Эта рекомендация была принята при условии, что территориальная опека будет применяться только:

а) к существующим мандатам Лиги наций;

б) к территориям, отторгнутым от вражеских государств в результате настоящей войны;

в) к любой другой территории, которая может быть добровольно поставлена под опеку, и

г) никаких дискуссий о конкретных территориях на предстоящей конференции Объединенных Наций или во время предварительных консультаций не предполагается, и решение вопроса о том, какие территории, относящиеся к указанным выше категориям, будут поставлены под попечительство, явится предметом позднейшего соглашения.

ООН стала символом и формальным гарантом послевоенного мироустройства, авторитетной и иногда даже достаточно эффективной организацией в разрешении межгосударственных проблем. При этом страны-победители и впредь предпочитали решать действительно серьёзные вопросы своих взаимоотно<


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.09 с.