Тыл в годы Великой Отечественной войны — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Тыл в годы Великой Отечественной войны

2020-05-10 341
Тыл в годы Великой Отечественной войны 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тыл в годы Великой Отечественной войны

Методические указания

К практическому занятию

по учебной дисциплине «История»

Для обучающихся по специальностям СПО

 

Ангарск, 2018 г.

Рассмотрено на заседании ПЦК

Естественно-гуманитарного цикла

протокол №__ от____2018 г.

Председатель ПЦК________

Кравченко О.А.

 

Автор: Хороших Л.Г., преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ ИО «Ангарский техникум строительных технологий», 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Пояснительная записка                                                                                                  4

1. «Отечество в опасности!»                                                                                          5

2. Эвакуация. Жизнь и быт людей в тылу.                                                                   8

3. Наука в годы войны                                                                                                  9

4. Русская православная церковь в годы Великой Отечественной войны              14

5. Героизм тружеников тыла                                                                                       15

6. Тест по теме «Советский тыл в годы Великой Отечественной войны»             17

Литература                                                                                                                    19

 

 


 

Пояснительная записка

Методические указания для практических занятий разработаны в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «История» и предназначены для организации практического занятия по теме «Героический подвиг тыла в годы Великой Отечественной войны»

Цели з анятия: расширение и углубление знаний учащихся о роли тыла в ходе войны, о чрезвычайных условиях жизни, труда и быта в тылу, охарактеризовать перевод экономики на военный лад, показать вклад тружеников тыла, учёных, деятелей культуры в общее дело победы; продолжить формирование умений самостоятельной работы с документом дополнительной литературой.

Пособие содержит текстовый учебный материал, документы, проблемные задания, вопросы для обсуждения, дополнительный материал по теме, а также тест для самопроверки.

Данные методические указания должны помочь студентам расширить и закрепить знания, полученные на теоретических занятиях по теме «Великая Отечественная война».

Все предложенные задания ориентированы на формирование умения анализировать исторические факты и делать выводы; развивать мировоззренческие убеждения обучающихся, расширять их социальный опыт; создают условия для воспитания гражданственности, патриотизма на примере тяжелейшего труда в тылу в годы Великой Отечественной войны.

 


1. «Отечество в опасности!»

Нападение Германии коренным образом изменило быт и жизнь советских людей. Если в начале люди верили, что агрессор будет разбит в короткие сроки, то очень быстро этот миф был развеян по мере быстрого продвижения врага по Советской земле и по мере того насколько этот враг был жесток. В результате народ очень быстро осознал, что решается судьба не только Советской власти, но и Отечества.

Война создала смертельную угрозу всему нашему народу и каждому человеку в отдельности. Она вызвала огромный морально-политический подъем, энтузиазм и личную заинтересованность большинства людей в победе над врагом и быстрейшем окончании войны. Это стало основой массового героизма на фронте и трудового подвига в тылу.
В целях мобилизации всех ресурсов государства в первые дни войны началась коренная перестройка жизни страны на военный лад. Программой деятельности тружеников тыла стал лозунг «Все для фронта, все для победы!»

Война изменила прежний трудовой режим людей. Все трудности легли на плечи женщин, стариков и детей. По всей стране увеличился рабочий день, ввелись обяза­тельные сверхурочные работы, отменили отпуска. Положение тружеников было крайне тяжелым. Вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время».

Работа с документами

Задание: прочитайте документ №1 и ответьте на вопросы.

Документ №1. Указ Президиума Верховного Совета СССР
«О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время»

В целях обеспечения выполнения, производ­ственных заданий, связанных с нуждами военно­го времени. Президиум Верховного Совета СССР постановляет:
1. Предоставить директорам предприятий промышленности, транспорта, сельского хозяй­ства и торговли право устанавливать с разре­шения Совнаркома СССР как для всех рабочих и служащих предприятия, так и для отдельных цехов, участков и групп рабочих и служащих обязательные сверхурочные работы продолжитель­ностью от 1-го до 3-хчасов в день.
2. Лица, не достигшие 16 лет, могут быть при­влечены к обязательным сверхурочным работам продолжительностью не более 2-х часов в день.

3. Не могут быть привлечены к обязательным сверхурочным работам беременные женщины, начиная с шестого месяца беременности, а так­же женщины, кормящие грудью — в течение ше­сти месяцев кормления.

4. Оплату обязательных сверхурочных работ рабочим и служащим производить в полуторном размере.

5. Отменить очередные и дополнительные от­пуска, заменив их денежной компенсацией за неиспользованный отпуск во всех государствен­ных, кооперативных и общественных предприя­тиях и учреждениях. Отпуска предоставлять лишь в случае болезни. Отпуска по беременности и родам предоставлять в соответствии со ст. 14 постановления Совнаркома СССР,

Председатель Президиума Верховного
Совета СССР М.Калинин
Секретарь Президиума Верховного
Совета СССР А.Горкин
Москва, Кремль. 26 июня, 1941 года

 

Вопросы к документу:

1. Какие задачи встали перед страной в начале войны?

2. Какие предприятия, прежде всего, были задействованы?

3. Какую роль в ходе войны сыграл этот Указ?

4. Как изменились условия труда по сравнению с предвоенным временем? Считаете ли Вы подобные меры необходимыми?

5. Чем, на Ваш взгляд, объяснить специальную статью указа о молодежи, не достигшей 16 лет к июню 1941 г.?

6. Выясните, кто из ваших родных находился в подростковом возрасте в годы войны. Какова роль подростков в работе тыла?

 

Работа с документами

Наука в годы войны

 

Задание: на основе приведенных фактов заполните таблицу «Наука в годы войны»

Ф.И.О. ученого Достижения

 

В тяжелые военные годы советская наука сосредоточилась на решении проблем, "способствующих достижению победы над фашистской Германией. Необходимо было не только обеспечить армию и флот достаточным количеством технических средств и вооружений, но и превзойти противника по качеству боевой техники. Огромный вклад в советское танкостроение внесли такие конструкторы и ученые, как Ж.Я. Котин, М.Н. Кошкин, А.А. Морозов, Н.Л. Духов и другие. Их усилиями были созданы лучшие танки второй мировой войны – тяжелый ИС (на базе модернизированных КВ, КВ-1 и КВ-2) и средний Т-34. С помощью ученых производство танков было поставлено на поток, а ручная сварка заменена автоматической (по методу академика Е.О. Патона).

Вместо ковки и литья деталей для танков широко использовалась штамповка и термическая обработка токами высокой частоты. Впервые в мире усилиями советских ученых и инженеров такая сложная деталь, как танковая башня, стала изготавливаться посредством штамповки, что резко ускорило сроки сборки этих грозных машин. Важные теоретические и практические проблемы были разработаны советской наукой в области авиации. Трудами таких ученых, как М.В. Келдыш, Н.Е. Кочин, С.А. Христианович и ряда другие, удалось решить сложные задачи, связанные с созданием скоростных самолетов для советской военной авиации. Штурмовики, истребители, бомбардировщики, созданные такими конструкторами, как А.А. Архангельский, С.В. Ильюшин, С.А. Лавочкин, А.И. Микоян, Н.Н. Поликарпов, А.Н. Туполев, А.С. Яковлев и другие, по всем важнейшим показателям превосходили соответствующие типы самолетов фашистской Германии. Значительный вклад в совершенствование авиационной техники в военные годы внесли ученые-конструкторы авиационных двигателей – В.Я. Климов, А.А. Микулин, А.Д. Шевцов и другие.

Советская армия была обеспечена самыми мощными и наиболее совершенными артиллерийскими системами. Артиллерийское оружие, созданное в конструкторских бюро В.Г. Грабина, Ф.Ф. Петрова, И.И. Иванова, Б.И. Шавырина, отличалось от артиллерийских систем фашистской Германии большей мощностью, надежностью в эксплуатации, простотой в обращении, сроками службы. Новые образцы стрелкового оружия были разработаны советскими учеными-оружейниками В.А. Дегтяревым, Ф.В. Токаревым, Г.С. Шпагиным, П.Н. Горюновым, С.Г. Симоновым и другими.

Реактивная артиллерия, ставшая новейшим видом вооружения во второй мировой войне, впервые стала использоваться в боевых действиях Красной Армией. Различные типы реактивной артиллерии, в том числе и знаменитые "катюши", разработанные коллективами советских ученых (в том числе и будущим Главным конструктором, под руководством которого в 1961 году был осуществлен первый полёт человека в космос, – С.П. Королевым), по всем показателям превосходили аналогичные разработки Германии и стран-союзниц.

В апреле 1942 года была создана специальная комиссия по научно-техническим вопросам военно-морского дела. Она занималась модернизацией старых и созданием новых боевых кораблей, поиском способов защиты их от морских мин, повышением эффективности стрельбы корабельной артиллерии. Председателем комиссии был академик А.Ф. Иоффе, ученым секретарем – профессор И.В. Курчатов. Значительную помощь военной промышленности оказали исследования П.С. Александрова, И.М. Виноградова, М.А. Лавреньева, С.А. Соболева в области вычислительной математики, работы физиков под руководством А.Ф. Иоффе по изучению полупроводников и созданию приборов для самолетов, артиллерийских систем и кораблей.

Исследования советских ученых-химиков во главе с Н.Д. Зелинским сыграли важную роль в создании новых взрывчатых веществ. Существенный вклад в развитие теории горения и взрывов внес коллектив ученых, руководимый Н.Н. Семеновым. Большое значение для развития приборостроительной и оптико-механической промышленности имели исследования С.И. Вавилова.

Весьма результативной была и деятельность ученых-медиков. Успешно разрабатывались проблемы хирургии, терапии, эпидемиологии. Многие ученые работали непосредственно на фронтах Великой Отечественной войны. В результате широкого внедрения в практику открытий и достижений медицинской науки, полученных во время войны, ученые-медики добились впечатляющих успехов – более 70% раненых советских офицеров и солдат возвращались в строй.

В годы войны советская наука работала и над перспективными проблемами, проводила фундаментальные исследования, рассчитанные уже на будущее. В мае 1942 года был испытан первый в мире реактивный истребитель, созданный конструктором В.Ф. Болховитиновым. В начале 1945 года был запущен в серийное производство истребитель с турбореактивным двигателем, созданный коллективом ученых под руководством А.И. Микояна. В1943 году возобновились исследования по ядерной проблематике. Они позволили в 1949 году лишить США монополии на атомную бомбу. Первые ее образцы были созданы в лаборатории под руководством И.В. Курчатова.

Советский тыл также не остался вне внимания советской науки. Профессор МГУ Д.Н. Прянишников разработал новый севооборот для Узбекистана, который позволил вдвое увеличить урожай хлопчатника и вернуть для посевов зерновых 20-30% площадей хлопковых плантаций. В.А. Энгельгардт предложил способ получения витамина "С" из незрелого грецкого ореха, что позволило полностью обеспечить возросшие потребности фронта и тыла в этом ценном препарате, предотвращающем цингу.

Велик вклад в победу Советского Союза над фашизмом ученых-гуманитариев. Научно-исследовательская, публицистическая и пропагандистская работа имела огромное значение для советского народа и его сражающейся армии. Историки создавали труды, выступали с лекциями непосредственно на фронте по освободительно-героической, антигитлеровской и патриотической тематике, разоблачая германский милитаризм, показывая несостоятельность фашистской интерпретации германской и мировой истории. Значителен вклад в победу над врагом филологов, пропагандировавших в своих трудах патриотические идеи русской и советской литературы, философов, разоблачавших человеконенавистническую идеологию германского фашизма, экономистов, способствовавших достижениям военной экономики, правоведов, разоблачавших преступления фашистских агрессоров, попрание лидерами фашистской Германии всех международных конвенций о законах и обычаях войны, норм гуманности. Обоснование советскими юристами индивидуальной уголовной ответственности гитлеровских военных преступников впоследствии нашло свое отражение в уставах Нюрнбергского и Токийского международных трибуналов.

 

Работа с документом № 3

Вопросы к документу

1. Как и почему изменилось отношение советского государства к Православной церкви?

2. В чём заключался вклад Православной церкви в общую победу советского народа над врагом?

Героизм тружеников тыла

Все достижения советской экономики в годы Великой Отечественной войны были бы невозможны без подлинного героизма людей, которые работали в очень тяжелых условиях, не жалея сил, проявляя исключительную стойкость и упорство в выполнении поставленных задач, освоении новых профессий. Лишь благодаря этому удалось сравнительно быстро преодолеть все сложности перестройки экономики СССР на военный лад и затем непрерывно наращивать производство оружия; обеспечить войска всем необходимым для достижения победы.

Война повлекла серьезные изменения в трудовых ресурсах страны. Миллионы советских людей ушли на фронт. Многие, не успев эвакуироваться, остались на оккупированной врагом территории. В результате численность рабочих и служащих в народном хозяйстве СССР резко сократилась. К концу 1941 г. она составила только 18,5 млн человек (58,7 % довоенного уровня).

Война изменила советских людей, они стали более дисциплинированными, повысилась четкость и организованность в работе, причем не только и не столько из-за чувства страха перед наказанием. Они ощущали себя участниками великой битвы за свободу и независимость своего Отечества. Это определяло смысл их жизни и деятельности, душевное состояние. Для подавляющего большинства тружеников тыла законом стали выдвинутые коммунистической партией лозунги: «Все для фронта, все для победы над врагом!», «Работать не только за себя, но и за товарища, ушедшего на фронт!», «В труде — как в бою!».

С первых военных лет многие труженики тыла перевыполняли нормы, проявляли инициативу и смекалку, вносили рационализаторские предложения. Стремление людей работать как можно лучше, произвести больше продукции для фронта привело в самом начале войны к зарождению движения двухсотников, передовиков труда, систематически перевыполнявших нормы в два раза. Его инициатором стал молодой московский токарь Ф. Букин. В июле 1941 г. он предложил работать не только за себя, но и за товарища, ушедшего на фронт, ежедневно давать по две нормы. Этот призыв подхватили многие. Уже в августе на Горьковском автозаводе свыше 500 рабочих выполняли по две нормы и более.

Большой вклад в обеспечение фронта всем необходимым внесли советские женщины, заменившие на предприятиях сыновей, мужей, отцов, ушедших с оружием в руках защищать Отчизну. Именно женщина стала ведущей фигурой в военной экономике. Если в 1940 г. среди рабочих и служащих, занятых в народном хозяйстве СССР, женщины составляли 38,4 %, то в 1944 г. — 57,4 %. Они взяли на себя нелегкий труд изготовления военной продукции. Нередко им приходилось выполнять работу, традиционно считавшуюся мужской, ибо она требовала большой физической силы. Девушки осуществляли сварку корпусов самоходных артиллерийских установок.

Задание: подготовьте сообщения и презентации по темам:

1. Самоотверженный труд жителей Иркутской области в годы войны

2. Всенародная помощь фронту.

3. Система трудовых резервов в годы Великой Отечественной войны

Тыл в годы Великой Отечественной войны

Методические указания

К практическому занятию

по учебной дисциплине «История»


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.