Развитие музейной деятельности в XIX в. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Развитие музейной деятельности в XIX в.

2020-05-10 849
Развитие музейной деятельности в XIX в. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В 1-ой половине XIX века в России музеи стали разнообразнее, возросло их число. Сенсационные археологические открытия античной культуры, скифского золота на Юге России (Пантикопей, Херсонес, Фанагория, Ольвия) привели к созданию музеев древности в Феодосии (1811), Одессе (1825) и Керчи (1826); в национальных регионах России открываются Курземский музей в Елгаве (1818), музеи древностей в Екатеринославе (1856) и др. Патриотический подъем после победоносного завершения войны 1812 года, рост национального самосознания, публикуемые Н.М. Карамзиным "Истории государства российского" стимулировали сбор, изучение и сохранение памятников истории и культуры России.

Особое значение имела деятельность графа Н.П. Румянцева, собравшего вокруг себя крупных ученых, сыгравших важную роль в сборе и изучении исторических источников. Собрание древностей графа Румянцева, Румянцевский музей, было одним из первых частных собраний, открытых для широкого круга посетителей. Членам Рямянцевского кружка принадлежат первые музеологические работы - проекты национального музея Ф.П. Аделунга (1817) и Б.Г. Вихмана (1821). Позднее появились проекты Свиньина (1829) и Тамаша Зана (1830). Последний предусматривал создание общероссийского национального музея, опирающегося в своей деятельности на многочисленные региональные музеи.

В связи с развитием художественного образования в 1-ой половине XIX века предпринимались попытки создания публичного художественного музея - разрабатывались проекты Эстетического музея при Московском художественном классе (А.С. Добровольский, 1836), картинной галереи при Московском университете (Е.Д. Тюрин, 1855). Все названные проекты не были реализованы из-за невнимания правительства к общественным инициативам и слабости самих общественных сил.

Так как в XIX веке музеи начинают становиться доступными для посещения, служить целям эстетического воспитания и образования, эта прогрессивная тенденция отражается и на музейной архитектуре. Музейные помещения выделяются из дворцовых, здания музеев формируются как самостоятельный архитектурный тип. Идеи просвещения, преобразования личности и общества средствами искусства формировали концепцию музея как алтаря просвещения, как храма науки и искусства. Прямая ассоциация "храм - музей" отразилась на архитектурном облике музейных зданий, которые приобрели ордерную систему античных храмов. Проектируются системы различных по величине помещений с расчетом на размещение конкретных экспозиций (Старый музей в Берлине, 1823-30, архитектор К.Ф. Шинкель; Глиптотека в Мюнхене, 1830; Пинакотека в Мюнхене, 1830; Новый Эрмитаж в Петербурге, 1840-1852, архитектор Л.фон Кленце).

Музейное дело в эпоху СССР.

В послевоенные годы положение основной массы музеев было крайне тяжелым из-за отсутствия помещений, нищенских ассигнований и нехватки кадров. Существовала опасность утраты ценных материалов из-за катастрофического состояния хранилищ и отсутствия должного учета фондов. К сентябрю 1946 года началась проверка фондов музеев, подтвердившая утрату многих ценных предметов, отсутствие кадров, способных осуществить учет музейных ценностей. Необходимость обновления и возвращения к жизни многочисленных музеев СССР в условиях послевоенных трудностей, нехватка средств усложняли развитие музейного дела и требовали пристального внимания к нему со стороны властей. Основным документом, которым руководствовались музейные работники при решении задач восстановления и развития музеев в первые послевоенные годы в СССР, стал закон о пятилетнем плане, принятый в марте 1946 г. Выдвинутую в нем задачу обновления довоенной музейной сети должен был решить новый управленческий орган, созданный в 1945 г., -- Комитет по делам культурно-просветительных учреждений СССР. Перевод музеев, находившихся в системе Наркомпроса, в подчинение Комитета по делам культурно-просветительных учреждений закрепил за большинством советских музеев статус культпросветучреждений. Комитет по делам культурно-просветительных учреждений произвел раздел музеев на категории, которые обусловливали размеры государственного финансирования.

Экспозиции краеведческих музеев обязательно должны были состоять из следующих отделов:

1) природа края;

2) дореволюционное прошлое края;

3) советский период.

Государственную политику в области музеев можно проследить по следующим фактам. Во второй половине 40-х гг. в Москве теряют свои помещения Литературный музей и Дарвиновский музей, волюнтаристски, также без достаточных научных обоснований были закрыты Музей народов СССР, Музей нового западного искусства в Москве, Государственный музей сельского хозяйства и Музей обороны Ленинграда.

В послевоенный период развернулась работа по созданию литературных музеев, более 170 из которых были связаны с именами известных писателей и поэтов. В послевоенный период в СССР было создано 19 музеев А.С. Пушкина, 5 музеев Ф.М. Достоевского, 4 -- Л.Н. Толстого и 9 -- Максима Горького, 7 -- А.П. Чехова и 5 -- Т.Г. Шевченко. Почти в каждой союзной и автономной республике СССР существовал свой музей истории литературы. Абсолютное большинство этих музеев носило монографический характер, т. е. были посвящены памяти какого-то одного писателя. Отличительной особенностью музеев этого профиля была активная публикаторская деятельность.

После окончания войны значительную часть музейной сети РФ составляли ведомственные музеи (находившиеся вне системы министерств культуры СССР и РСФСР, создававшиеся по представлению ведомста постановлением СМ после согласования с Министерством финансов), в числе которых преобладали естественно-научные музеи и музеи науки и техники, имелись исторические музеи, литературные музеи и др. Более половины из них являлись научно-исследовательскими, около 40% - научно-просветительными, около 10% - учебными музеями. Новый морально-политический климат в СССР после осуждения культа личности Сталина, процесс демократизации не могли не отразиться на музейной сфере. Перед музеями встала задача переосмысления содержания своих экспозиций. Начался процесс перепрофилизации музеев, связанных с именем Сталина. В июне 1958 г. ЦК КПСС при участии представителей АН СССР и деятелей культуры принял положение о коренном улучшении охраны памятников и деятельности музеев. Понадобилось пережить горечь утрат в великой Отечественной войне, чтобы осознать ценность культурного наследия. Практическим результатом этого явилась организация музеев-заповедников в Новгороде, Костроме, Владимире, Суздале, Горьком.

Особым феноменом культурной жизни явилось создание в конце 1950-х гг. общественных музеев. Рождённые инициативой отдельных энтузиастов, обществ, организаций, действующих на предприятиях, в колхозах, совхозах, школах, вузах, при местных Советах и т.д., они стали резервом для формирования государственных музеев, значительно обогатили музейную сеть. Общественные музеи создавались при органах культуры, в школах, учреждениях и организациях, на предприятиях в тех местах, где ощущалась нехватка в музеях. Первыми были народные (общественные) музеи в городах Лысьва, Кизел, Очера Пермской области. Министерство культуры РСФСР рекомендовало управлениям культуры использовать опыт организации таких музеев (постановление Коллегии от 20 октября 1959); эта и другие меры государственных и партийных органов привели к формализации общественного начинания, к появлению общественных музеев, не имевших подлинных материалов.

Неустойчивость советской культурной политики в то время проявилась в очередной реорганизации управления музеями, которое вошло в Министерство культуры, созданное вместо Комитета по делам культурно-просветительных учреждений в 1953 г. Художественные музеи перешли в управление изобразительного искусства Министерства культуры, в то время как все остальные подчинялись управлению культурно-просветительной работы того же ведомства. Это решение, вредное для координации музейной деятельности в целом, объяснялось обеспокоенностью государственных идеологов оживлением художественной жизни в стране. Главной задачей художественных музеев считалась демонстрация русского и советского реалистического искусства с высоким «идейным содержанием». За этим следили специальные закупочные комиссии, через которые пополнялись коллекции художественных музеев.

Пример классического художественного музея, не подверженного конъюнктурным колебаниям, давал в рассматриваемый период Эрмитаж.

На рубеже 50-60-х гг. XX в. оживилась собирательская работа, в процессе которой музеи сотрудничали с академическими институтами АН СССР, государственными архивами, библиотеками, другими научными учреждениями. Собирательская работа приобрела более плановый характер, тематика собраний и сроки комплектования фондов новыми поступлениями регулировались годовыми и перспективными планами.

Музеи в XX-XXI вв.

Наиболее востребованной, представительной и значимой остается группа музеев Министерства культуры РФ. В 2008 в нее входили 2406 музеев. В динамике профильного состава музейной сети действуют две как бы «разнонаправленные» тенденции. С одной стороны, все больше становится музеев, которые, по сути, должны быть определены как комплексные, поэтому такое привычное основание классификации, как профиль, все меньше отвечает задаче определения места музея в культурном пространстве. Не только такие учреждения, как краеведческие музеи и музеи-заповедники соединяют более 2-х профилей – комплексность сегодня присуща музеям-усадьбам, историко-архитектурным и этнографическим музеям, имеющим в своем распоряжении архитектурные ансамбли, ландшафты, парки.

В 1990-е резко уменьшилось число общественных музеев. Были закрыты сотни музеев в школах и на предприятиях. В 2000-е положение в этой группе музеев несколько стабилизировалось. В связи с закреплением в Конституции и Гражданском кодексе РФ муниципальной формы собственности, во второй половине 1990-х годов повсеместно складывается сеть муниципальных музеев. В связи с начавшейся в 2004 году реформой местного самоуправления определенное число государственных музеев лишились своего статуса и стали муниципальными, среди них – ряд старых крупных музеев, таких как, например, Каргопольский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Начавшийся в 2008 году системный кризис ускорил процесс сокращения числа муниципальных музеев. Частные музеи переживают сложный этап интеграции в музейную сеть России. Некоторые из них постепенно тем или иным путем, добровольно или вынужденно, «прибиваются» к государственной музейной сети, другие стремятся к самостоятельному развитию. По-прежнему значительную группу составляют ведомственные музеи, которые сегодня могут быть как государственными, так и негосударственными. Многие крупные российские корпорации имеют свои музеи, рассматривая их как имиджевые проекты, элементы корпоративной культуры и истории, и даже средство капитализации нематериальных активов компании.
Одна из, безусловно, значимых особенностей современного состояния музейного дела – активное освоение музеями новых технологий. С середины 90-х стала появляться отечественная литература по проблемам музейного менеджмента. Курсы музейного менеджмента читаются в ряде вузов страны (РГГУ, РГПУ им. Герцена). Деятельность, получившая название «культурный туризм», во многих регионах России является весьма перспективным сектором экономического и культурного развития. Участие музеев в развитии культурного туризма поддерживает проводимый с 1999 года ежегодно Московский международный фестиваль «ИНТЕРМУЗЕЙ».

Преобладающей группой в отечественной музейной сети являются комплексные музеи, среди них краеведческие составляют около 50%. Их число остается стабильно высоким. Всех увлекает история своего региона особенно сегодня когда музеи решают вопросы культурной и национальной идентичности. Многопрофильность и многофункциональность — общие черты, характеризующие деятельность современных учреждений культуры.

Церковные музеи — были упразнены в советский период; снова стали образовываться после постановления 1995 года «О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения».
Муниципальные музеи — в управлении местной администрации, связаны с местным сообществом, которое участвует в их комплектации. Сюда можно отнести, к примеру, Кисловодский историко-краеведческий музей «Крепость».
Частные музеи — снова стали появляться в начале 1990-ых. В Москве, Петербурге, провинции. Музей «Музыка и Время» в Ярославле. Музей уникальных кукол Вишневской в Москве.
Корпоративные музеи и коллекции — к примеру, коллекция русского искусства ИНКОМБАНКА.
Виртуальные музеи — например, Музей наивного искусства.

Говоря непосредственно о новых тенденциях века, отметим, что создаются музеи нового типа. Велико внимание музеев к нематериальному наследию, на заседании комитета ИКОМ в 2000 году в Мюнхене новое явление получило название «живые музеи». Они активно участвуют в передаче культурных, национальных традиций, собирая артефакты и сохраняя живое ремесло или умение производства артефакта. В России уже с 80-ых годов работает в этом ключе Пензенский музей народного творчества. Музеи воссоздают традиционные формы хозяйствования и бытового устройства: езду на лошадях, выращивание яблок. В Кемеровской области музей-заповедник «Томская писаница» открыл зону живой археологии.
Экомузеи появились в России в 1980-90-ых годах. Предпосылка их появления — заинтересованность в них общин, этнических сообществ, они принимают активное участие в сохранении материальных и нематериальных памятников культуры. Экомузей — это идеальная триединая модель музея времени, музея пространства, музея деятельности человека. Большинство российских экомузеев расположено в Сибири. Здесь особенно актуальна проблема использования природной среды и сохранения культурного наследия в пространстве индустриальной Сибири. Музеи под открытым небом и музеи-заповедники действуют в России преимущественно в русле этнографической деятельности.

Ключевые вопросы:

1. Особенности протомузейных собраний в древней Греции.

• Первоначально представляли собой сакральные портики с жертвенником, которые располагались в рощах, предгорьях, у родников;

 • Имело прагматический характер, то есть использовались не только в богослужении, но и в оформлении интерьеров и внешнего облика храмов, царских дворцов

• В периоды экономического и политического спада храмовые сокровищницы служили своеобразными “банками”, играя роль общественной казны

 • собрания предметов формировались стихийно, отличаясь неоднородным составом, и носили сакральный характер, использовались для демонстрации религиозного поклонения как “дары богам”


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.