Из РЕЧИ товарища Е. А. Фурцевой — министра культуры Союза ССР — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Из РЕЧИ товарища Е. А. Фурцевой — министра культуры Союза ССР

2020-05-10 136
Из РЕЧИ товарища Е. А. Фурцевой — министра культуры Союза ССР 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

…Для советских людей характерно искреннее, уважительное отношение к искусству. Они ищут в нем не просто развлечение, эстетическое удовольствие. Произведения искусства служат для советского человека источником высоких идеалов, глубоких мыслей и благородных чувств. Именно поэтому посещаемость театров, кино, концертных залов, художественных выставок и музеев так резко увеличивается... Растут очереди в художественные музеи и выставочные залы, которые удивляют иностранцев. И это единственные очереди, которые нас радуют. Правда, из этого не следует, что нам не надо думать о расширении площадей художественных музеев, тем более что наша страна владеет огромными ценностями, которые еще находятся в запасниках.

А какой размах приобрела художественная самодеятельность!.. Об этом ярко свидетельствует недавно проведенный Всесоюзный смотр изобразительного искусства, в котором приняло участие 200 тысяч художников-любителей… Многие работы отличались высоким уровнем мастерства, и некоторые из них Министерство культуры СССР приобрело для музеев…

Характерной чертой последних лет является усиление процесса сближения и взаимообогащения национальных культур братских народов… Лучшие художественные произведения, созданные тем или иным народом, становятся достоянием всех советских людей. Возникли новые формы культурного обмена между республиками — театральные и музыкальные фестивали, певческие праздники, смотры национального искусства...

Нас искренне радует, что современность, проблемы коммунистического строительства привлекают все большее внимание творческой интеллигенции. Советская тема заняла ведущее место в репертуаре театров, в кино, музыке, в изобразительном искусстве.

За последние годы создано много произведений литературы и искусства, однако не все они равноценны. Произведения значительные, глубокие, отображающие главные явления нашей жизни, появляются реже, чем нам бы хотелось. Особенно не хватает хороших книг, спектаклей, кинокартин для детей и юношества. Случается, что отдельные произведения не свободны от серьезных идейных просчетов. Неумение диалектически подойти к многообразным явлениям жизни приводит к неверным, односторонним обобщениям. Отсюда крайности: либо все хорошо, нет никаких трудностей и конфликтов, либо все плохо — одни теневые стороны. Следует также признать, что появляется еще много произведений искусства профессионально слабых, в которых жизнь советских людей раскрывается поверхностно.

Министерство культуры СССР далеко от мысли умалить или тем более снять с себя ответственность за эти недостатки. Мы не всегда вовремя предупреждаем появление таких слабых произведений, и это обязывает нас лучше работать с творческой интеллигенцией...

Сейчас в стране созданы исключительно благоприятные условия для художественного творчества. Октябрьский (1964 года) Пленум ЦК КПСС положил конец не только субъективизму в политике и экономике, но и администрированию, окрикам в руководстве художественным творчеством. В новой обстановке творческая интеллигенция работает спокойно и уверенно. И если тот или иной художник ошибается, задача наша состоит в том, чтобы вовремя разъяснить эту ошибку, помочь ее исправить...

Но одно дело, когда ошибка допускается не намеренно, в результате сложного творческого поиска, и совсем другое дело, когда некоторые, глубоко чуждые нашему делу люди нарочито и злобно клевещут на нашу действительность. Это не может не вызывать справедливого гнева и решительного осуждения со стороны народа. Никто не станет диктовать художнику, как он должен творить, какими приемами пользоваться. Никто, кроме его собственной убежденности, гражданской совести и главное — чувства высокой ответственности перед народом.

Нашей партии никогда не было безразлично, в каком направлении развивается художественное творчество. Партия всегда поддерживала и будет поддерживать художников, которые живут интересами народа, идут в ногу с жизнью, служат своим талантом делу коммунистического воспитания. 

Товарищи, одной из важных проблем дальнейшего развития советской культуры является улучшение идейно-эстетического воспитания трудящихся, особенно подрастающего поколения.

За последнее время многое сделано в этой области. С каждым годом расширяется сеть музыкальных и художественных школ. Сейчас в стране работает более 3,5 тысячи таких школ, в которых обучается свыше миллиона детей и подростков. Интересно поставлено эстетическое воспитание детей и молодежи в прибалтийских республиках, где приобщают детей к музыке и пению еще в дошкольных учреждениях. Почти во всех общеобразовательных школах преподается музыка и пение, имеются хоровые коллективы, многие из них участвуют в республиканских массовых певческих праздниках.

К сожалению, во многих общеобразовательных школах других республик преподавание эстетических дисциплин не проводится. Достаточно сказать, что две трети школ не обеспечены квалифицированными кадрами по этим дисциплинам.

Разумеется, эстетическое воспитание нельзя сводить только к умению наслаждаться красотой, пониманию произведений искусства. Оно тесно связано с формированием правильного отношения к труду, высокого морального облика человека. Жизнь требует развития художественных начал в промышленности и строительстве, в быту трудящихся. Все, что окружает советского человека, должно быть добротно, красиво и экономично. Это касается одежды, мебели, застройки и благоустройства городов…

В связи с огромным размахом нового строительства и благоустройства городов имеется неотложная необходимость объединить усилия художников, скульпторов и архитекторов для развития монументального искусства. Особенно важно увековечить героические подвиги советского народа и его Вооруженных Сил, заслуживших право на бессмертие.

Сейчас наступило то время, когда проблему эстетического воспитания трудящихся во всем ее многообразии и значении нужно ставить в государственном масштабе. Требуется координация усилий в этой области учреждений культуры, средней и высшей школы, работников литературы и искусства, печати, радио, телевидения.

В новом пятилетнем плане… предусмотрены крупные капиталовложения на расширение сети культурно-просветительных учреждений… В докладе Алексея Николаевича Косыгина особое внимание уделяется дальнейшему развитию культуры в сельской местности… Особенно это важно для закрепления молодежи на селе. Порой мы сетуем, что молодежь стремится в город. Это стремление во многом объясняется тем, что все еще слабо удовлетворяются культурные запросы сельского населения. В этом повинны Министерство культуры СССР и его органы на местах.

Можно было бы лучше поставить работу клубов, библиотек и других культурно-просветительных учреждений на селе. Следовало бы лучше использовать возможности, которыми мы располагаем. Правда, в этом направлении за последнее время сделано немало, особенно после мартовского Пленума ЦК КПСС. Достаточно сказать, что в республиках сейчас намечены крупные меры по улучшению деятельности учреждений культуры…

Мы понимаем, что за одну пятилетку невозможно решить все вопросы расширения материальной базы культуры. Поэтому надо как можно лучше использовать средства, направляемые на эти цели. Это тем более необходимо сделать, что до сих пор не были разработаны нормативы, какие установлены, например, для школ, медицинских и других учреждений. В результате сеть учреждений культуры в ряде районов страны сложилась неравномерно. Особенно это сказывалось в новых, быстро растущих экономических районах и в сельской местности. Усугублялось положение еще и тем, что до недавнего времени были попытки представить дело так: сначала, мол, создадим материально-техническую базу коммунизма, а затем будем подтягивать и материальную базу культуры. Хорошо, что эта неверная тенденция отошла в прошлое. Мы надеемся, что она никогда не будет иметь места. Теперь от нас самих зависит лучшее, эффективное использование тех огромных материальных возможностей, которые государство предоставляет для культурного строительства.

Пути развития культуры и принципы художественного творчества давно уже стали предметом острой идеологической борьбы двух миров. Реакционная пропаганда ведет ожесточенные атаки на социалистическую культуру, на принципы народности и партийности в искусстве, пытается опорочить произведения социалистического реализма. Это отнюдь не изолированные атаки, это часть той общей идеологической диверсии, которую предпринимают силы империализма, в первую очередь Соединенные Штаты Америки, против нашей страны, против всех стран великого социалистического содружества. В этих условиях нам нельзя занимать оборонительные позиции, ограничиваться ответами на различные нападки. Иногда, к сожалению, это имеет место. Мы должны продолжать наступать. И нам есть с чем наступать. Советская культура богата и многообразна! Мы не боимся открытой схватки с идеологическим противником.

Сама жизнь, живая практика нашего искусства свидетельствуют о революционном, новаторском характере метода социалистического реализма. Он обеспечил создание великих произведений во всех видах искусства, бессмертную советскую классику в литературе, музыке, театре, кино, живописи. Именно на путях социалистического реализма советское искусство достигло выдающихся успехов, завоевав мировое признание.

Известно, с каким восторгом встречает зарубежный зритель выступления мастеров нашего искусства. Прославленные балетные труппы ведущих театров, танцевальные и хоровые ансамбли, цирковые коллективы, солисты с триумфальным успехом гастролировали более чем в ста странах мира. Только в прошлом году выезжало на гастроли свыше 9,5 тысячи советских исполнителей различных жанров.

Чем же объяснить столь огромный интерес к нашему искусству, в чем его притягательная сила? Советское реалистическое искусство покоряет зрителей и слушателей своей могучей, жизнеутверждающей силой. Горячо аплодируя посланцам советской культуры, их высокому профессиональному мастерству, миллионы людей во всем мире выражают чувства глубокой симпатии к нашей стране и советскому народу.

Расширяются культурные связи Советского Союза со странами социалистического содружества, странами Азии, Африки и Латинской Америки. Растет культурный обмен и с капиталистическими странами. Наш народ также все больше знакомится с лучшими достижениями искусства других стран.

Реакционные силы стремятся использовать культурные связи для протаскивания буржуазной идеологии в нашу страну — через кино, художественные выставки, концертные программы. Поэтому правильны замечания некоторых делегатов: нам необходимо более строго подходить к предложениям, которые идут из-за рубежа.

Всем хорошо известно, что культурный обмен способствует взаимопониманию народов, борьбе за мир во всем мире. Поэтому не удивительно, что реакционеры всячески препятствуют укреплению культурных связей. Для этого они иногда идут буквально на все: срывают выдачу виз, требуют отпечатков пальцев, хотя заведомо знают, что мы никогда на это не пойдем, прибегают к клевете и провокациям, вплоть до того, что угрожают актерам и зрителям бомбами со слезоточивыми газами.

Чаще всего наши противники при этом попадают в довольно-таки смешное положение. Чтобы принизить огромный успех выступлений советских артистов, они прибегают и к таким приемам. Об известном нашем танцевальном ансамбле одна из зарубежных газет писала, что он-де наполовину состоит из шпионов, которые танцуют, так сказать, по совместительству.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.