ИЗ РЕЧИ ТОВ. ГРИБАЧЕВА Н. М. — писателя, главного редактора журнала «Советский Союз» — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

ИЗ РЕЧИ ТОВ. ГРИБАЧЕВА Н. М. — писателя, главного редактора журнала «Советский Союз»

2020-05-10 175
ИЗ РЕЧИ ТОВ. ГРИБАЧЕВА Н. М. — писателя, главного редактора журнала «Советский Союз» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

…Художественные ценности, созданные литературой и искусством, приобрели такое значение, что они становятся гордостью наций и важнейшим показателем их духовного прогресса. Догадываясь об этом и пытаясь подсахарить, подрумянить самого себя, современный капитализм старается записать в свою приходную книгу и заслуги в развитии художественного творчества как свидетельство своей просвещенности и свободолюбия. Но это фальшивая бухгалтерская операция, так как в действительности он растил искусство по тому же методу, по какому воспитывал хозяин чеховского Ваньку Жукова,— на черствой корке, на унижении, на физической расправе. Да, он заигрывал с искусством в период своей борьбы с абсолютизмом, по мотивам тщеславия снисходил до поощрительных подачек, порой терпел вольность в безопасных для себя пределах.

Но по глубокой сути буржуазия всегда противостояла искусству по тем же законам, по которым варварство противостоит гуманизму, угнетение — свободе. Рылеев повешен, художник Ван-Гог трагически кончил жизнь в нищете, Шандор Петефи убит в бою, Генрих Гейне был гоним, Тарас Шевченко провел годы в ссылке, Пушкин и Лермонтов убиты на хорошо подстроенных дуэлях. Даже титан мировой литературы Лев Толстой предан анафеме церковью, а царское правительство трижды обсуждало вопрос о его аресте и заточении в монастырь.

По выражению Горького, сделав копейку солнцем в небесах МЕЩАНСТВА, отдав жизнь в служение идолу наживы, превратив общество в толкучий рынок частных интересов, капитализм изуродовал гармоническое соотношение труда и творчества, загубил неисчислимые силы духовного созидания и покрыл себя несмываемым позором.

Можно спросить: к чему вспоминать прошлое на пороге коммунизма? И можно ответить: к тому, что это прошлое является настоящим для многих стран Запада, что созидание культуры социализма и коммунизма происходит в условиях противодействия и диверсий со стороны капитализма, что можно поострить по адресу литераторов, но нельзя забывать, что искусство и литература — это испытанное могучее оружие в борьбе за умы людей, за построение НОВОГО ОБЩЕСТВА.

Можно привести даже разительные примеры того, как искусство прямо вторгается в высокую политику, а высокая политика использует искусство.

Один наш журнал недавно опубликовал любопытное высказывание Толстого, который писал: «Существующий строй жизни подлежит разрушению.., уничтожиться должен строй соревновательный,— так Толстой обозначил конкуренцию,— и замениться должен коммунистическим; уничтожиться должен строй капиталистический и замениться социалистическим; уничтожиться должен строй милитаризма и замениться разоружением и арбитрацией». Вот к каким мыслям приходил через правду искусства граф, аристократ по рождению.

А вот как использует искусство и культуру для своих целей миллионер по рождению американский президент Кеннеди. В своем неприятии коммунизма он, используя германскую проблему для громыхания оружием, призывает спасать от нас, коммунистов, «моральные ценности свободного мира». Сказано высокопарно и высокомерно. Но что это за ценности? Если бы с высот своей власти господин президент снизошел до Бродвея, этой помпезной рекламы американизма, он увидел бы много поучительного. Он увидел бы прилавки с книгами, на обложках которых в неисчислимости мелькают ножи и пистолеты, густо льется кровь и синеют трупы; он увидел бы фильмы-эпопеи, в которых развертываются фронтовых масштабов сражения гангстеров с полицией; фильмы-ужасы, где в качестве дани средневековью героями являются вурдалаки и привидения; фильмы-бурлески, в которых и без того полураздетые женщины раздеваются до конца. В свое время один из сподвижников Гитлера сказал: «Когда я слышу слово «культура», я хватаюсь за пистолет». Не на эту ли психику и религию дикарей работают «моральные ценности» такого рода?

Конечно, не все в американской жизни исчерпывается этой помойкой; конечно, и в сумерках буржуазной культуры вспыхивают и светят подлинные таланты и мастера культуры. Но их жизнь полна превратностей, их произведения выходят мизерными тиражами, а производство пошлости и цинизма поставлено на общенациональный конвейер.

Так может ли претендовать на роль спасителя культуры государственное правление, которое держит на цепи подлинное искусство и поощряет эти грязевые потоки, это массовое духовное отравление. В этом случае можно сказать одно: «Врачу, исцелися сам!».

Нет, действительной родиной современной культуры стал социализм, стала Советская страна. Именно мы занимаем первое в мире место по выпуску книг, именно у нас произведения Марка Твена выходят более полно и большими тиражами, чем в Америке, Бальзака — больше, чем во Франции, Шекспира и Диккенса — больше, чем в Англии. И наступит день, и, может быть, он уже не так далек, когда народы нынешнего капиталистического Запада скажут нам, людям социализма, великое спасибо за это уважение к их настоящим духовным богатствам и за сохранение их живыми для живых.

Да, мы бережно храним все великое от прошлого и неутомимо создаем новое. И это приносит свои плоды. Американцы были потрясены не только нашей музыкой, танцами, песнями, по и тем, что четыре наших солдата, многонедельно бедствуя в Тихом океане, читали Джека Лондона. Мир изумлялся не только тому, что Герман Титов более суток прожил в космосе, но и тому, что он любит поэзию и музыку. Человек социализма уж не в мечтах, а в действительности устремился к звездам, и на этой дороге его спутником является все богатство нашей культуры.

Перед любыми судьями настоящего и будущего мы с чистой совестью можем заявить, что советская культура, взращенная нашей партией в идеалах коммунизма, создает и создала НОВОГО ЧЕЛОВЕКА, духовно богатого, гармонически развитого,— ЧЕЛОВЕКА С БОЛЬШОЙ БУКВЫ.

Вот что они такое и где находятся подлинные моральные ценности нашего века!

Одним из важнейших отрядов советской культуры, работа которого связана не только с книгой, но также с прессой, радио, театром, кино, телевидением, является советская литература. Но, сознавая это, мы, литераторы, не собираемся бежать в очередь за лавровыми венками. Горячо приветствуя вместе с миллионами людей на земле значение того факта, что в Программе нашей партии на 20-летие поставлена и задача развития искусства и литературы, мы осознаем и необходимость всемерного улучшения нашей деятельности.

Многонациональная советская литература, созданная за многие годы и разными талантами, внесла свой достойный вклад в построение социализма: в лучших своих произведениях она поставила бессмертный памятник духу и делу революции, явила миру героев из народа, настоящих рыцарей НОВОГО ВЕКА, вливала и вливает в поток мировой литературы могучую светлую струю свободолюбия и человеколюбия. Это коллективный результат ее честного служения партии и народу. За эту работу партия и народ, просвещенные и прогрессивные люди многих стран сказали ей свое спасибо.

Теперь перед нами стоят задачи не меньшие, а, может быть, большие. Убыстрились события, сложнее стали мир и человек, устарели по закону развития многие эстетические схемы, неизмеримо возрос уровень просвещения, а значит, и требования читателей. Нам придется много искать и трудиться, хотя сама конечная цель ясно и отчетливо сформулирована в Программе партии и докладах Н. С. Хрущева — написать художественную правду нашей большой жизни, создать образы современников, которые дерзновенно созидают НОВОЕ ОБЩЕСТВО, видоизменяют мир и штурмуют небо.

Современная наша литература с учетом притока новых талантов способна сделать это. Правда, несколько лет назад нашу литературу основательно лихорадило потому, что небольшая группа писателей клюнула на нехитрые приманки западных ловцов душ. В ту пору выдвигались, и порой коммунистами, требования пересмотра партийной линии в литературе, ликвидации влияния партии на литературу, даже требования печатать все, что и как напишется, без редакторов, поскольку, как буквально дословно выразился один из выступавших, «писатель имеет право на бред». В целом это был литературный метастаз ревизионизма. ЦК КПСС и в особенности сам Никита Сергеевич Хрущев с его взрывчатым полемическим темпераментом и прекрасной практической выдержкой и расчетом оказали нашей литературе помощь быструю и действенную. Гроза, громыхавшая над нами в один летний день, смыла мусор, освежила атмосферу и сменилась хорошей погодой.

Сейчас общее идейное здоровье нашей литературы нормальное. Однако, поскольку время шло, назрела и необходимость некоторых поправок. Во-первых, в критике. Проспав побудку, некоторые наши критики все еще ходят с камнем групповых пристрастий за пазухой. И хотя ношение оного прежде всего опасно и унизительно для них самих, литературе от этого тоже не легче.

Во-вторых, большинство старых критиков ушло в литературоведение, а молодые часто сводят свою деятельность к отписочному рецензированию и, поскольку практическая эстетика сейчас разработана плохо, наводят суд вкривь и вкось, частенько восхваляя то, что ни в какие времена восхваления не заслуживало,— обывательский мелодраматизм, лженоваторство, МЕЩАНСКОЕ душещипательство. Смазанностью критических позиций, неумением превратить критическое суждение в инструмент творческого воздействия и общественного воспитания более всего объясняется и появление множества серых и по идее малозначительных произведений. Ведь что поощряется, то и получается. 

Существует даже теорийка — нет мелких тем, а есть только недостаточное мастерство. Но еще Лев Толстой высмеивал литераторов, не поднимающихся до больших обобщений, писал о них: «Идет мужик — опишут мужика, лежит свинья — ее опишут и т. д. Но разве это искусство? А где же одухотворяющая мысль, делающая бессмертными истинно великие произведения...» Стоп-сигнал мелкотемью и регистраторству и зеленый свет произведениям, в которых в полный накал живет, творит, борется, любит и ненавидит НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК НАШ, и должна зажигать критика! И для этого нам необходимо, с одной стороны, создать вокруг критики атмосферу общественного уважения, а с другой — призвать наших критиков к работе объективной, одухотворенной, умной как по существу, так и по форме.

Много страстей бушует вокруг проблемы молодых. Но недавно в ЦК комсомола состоялся откровенный разговор с молодыми поэтами, и стало ясно, что подавляющее большинство из них готовы вложить свои силы в общее созидание. Разговоры же о том, будто у молодежи некий особый курс, выгодны обывателю и порождались обывателем, а подогреваются и раздуваются, по мнению многих серьезных литераторов, безответственностью «Литературной газеты», которая недостаточно занимается национальными литературами, плохо разрабатывает вопросы эстетики, но зато систематически занимается дурными сенсациями.

Пора перестать рекламировать скандальчики, которые затеваются не от большого ума, а заодно и перестать цепляться за узкие брюки, которые, кстати, носит и большинство мужчин, присутствующих здесь. Полезнее разъяснить молодым литераторам, что только со словесными вывертами и постельной лирикой они не заработают в народе ни чести, ни славы. Да и с проблемой новаторства нелишне разобраться всерьез, ибо некоторые образцы такого новаторства новы лишь для тех, кто не вчитывался в стихи Хлебникова и Цветаевой, плохо понял Хемингуэя и Ремарка. Иные же новинки и вовсе похожи на четырехугольное колесо — с виду оригинально, а поедешь — душу растрясешь.

Есть в нашей поэзии издержки и другого рода. Некий американский школьник, запутавшись на экзамене, сказал, что поэзия бывает трех родов — драматическая, лирическая и эпидемическая.

Думается, что именно характер эпидемической поэзии приобретают у нас бесчисленные трескучие стихи к праздникам и кампаниям. Язык у них фанерный, рифма торчит колом, чувства на грош, мысли списаны из позавчерашней статьи. Редакторы прямо-таки обожают такие стихи,— как же, откликнулись! — а читатель к ним равнодушен. Мы за использование всех плодотворных традиций, за поиски в области изобразительных средств, но и за трезвую оценку таких поисков по серьезному счету искусства. Мы за все виды поэзии, в том числе за поэзию публицистическую и политическую, но она должна быть поэзией, а не бездушной и бездумной трескотней.

Пора нашей литературе освободиться и от иссушающего ее заседательства. А вот как с этим обстоит дело в московской писательской организации. В ней заседают шесть секций — прозы, поэзии, перевода, критики, драмы и детской литературы; заседают шесть бюро этих секций; проводят партийные собрания шесть партийных организации этих шести секций; проводятся собрания московской организации в целом; проводятся заседания пленумов правления этой организации; проводятся заседания президиума правления; проводятся собрания партийной организации в целом и заседания парткома. И вот справка самого парткома — около 70 заседаний в месяц и около 40 мероприятий клуба литераторов. Когда же тут думать, когда писать!

А куда лучше было бы, например, если бы вместо такой чехарды создать писательские объединения при журналах, издательствах, газетах, театрах, киностудиях, а писателям коммунистам там же встать на учет — поближе к практической работе над рукописью, к общественному делу. И пусть бы эти объединения соревновались за честь своих журналов, газет, киностудий и так далее. Кстати, ведь нет же специальных партийных организаций у конструкторов и физиков, а дела у них идут не хуже, они-то уже в космос вышли!

Пристрастие к самоизоляции породило и еще одно странное детище. При двух литературных газетах в Москве выходит еще и специальная газета для литераторов — «Московский литератор», которая тоже немало отводит места отчетам о заседаниях и комментариям к заседаниям. Тираж республиканской литературной газеты урезается из-за недостатка бумаги, а «Московский литератор» выходит. В Брянской области с полуторамиллионным населением есть радио, телевидение, театр, который показывал пьесу своего автора в Кремле, а издательства, хотя они есть в большинстве областей, нету и по недостатку бумаги открывать не хотят. А газета «Московский литератор», которую один наш крупнейший поэт назвал «придворной хроникой светской жизни», выходит!

Центральные газеты с миллионными тиражами не всегда имеют яркие, большой силы убеждения публицистические и очерковые материалы, а «Московский литератор», отсасывая на себя творческие силы, выходит!

А не пора ли спокойно в общих интересах поставить все на свое место? Конечно, кое-кто тут же завопит — «ликвидаторство». Но это будут те, кто боится свежего ветра времени. Аликвидировать отжившее, ненужное, ликвидировать заседательскую суету—дело как раз революционное, и на это указывал еще Владимир Ильич Ленин.

И не только у нас, может быть, надо ликвидировать эту заседательскую суету, а и везде, где она в излишестве, чтобы не путалась в ногах, не мешала нам на великом и отнюдь не простом, нелегком пути в грядущее...

Задачу революционного ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОБЩЕСТВА, ФОРМИРОВАНИЯ НОВОГО ЧЕЛОВЕКА ДЛЯ НОВОГО МИРА каждый по-своему в эстетическом плане решали все наши великие предшественники — от Пушкина и Тараса Шевченко до Горького и Маяковского. И мы, советские литераторы, в наших идеалах должны быть наследниками великанов, а не тех модничающих карликов, которые пытаются выдать собственные душевные болячки за жемчужины мировой цивилизации. Даже осмеяние, и бичевание уродливого, старого для нас не самоцель, а средство борьбы за НОВЫЙ МИР И НОВОГО ЧЕЛОВЕКА.

Советская литература, создаваемая не одним и не двумя, а множеством талантов, на многих языках, выполнив свою долю труда в строительстве социализма, сегодня становится под знамя практического построения коммунизма. И девизом, объединяющим все лучшие силы нашей литературы, является девиз: отлично работающему советскому народу — отличную литературу!..

----------------------------------

22 съезд КПСС

ИЗ РЕЧИ ТОВАРИЩА ИОГАНСОНА Б. В. — президента Академии художеств СССР

…Мы живем в неповторимо прекрасную эпоху построения коммунизма, о котором мечтали самые передовые умы человечества. Народы всех стран мира, всех рас и наций с восхищением и надеждой смотрят на нашу страну, видя в ней свое светлое будущее.

Мы, советские художники, с огромной радостью встретили проект Программы партии, восприняв его как вдохновляющее руководство к творчеству, к труду, к созиданию.

Быть источником радости и вдохновения, воспитывать и увлекать людей может только такое искусство, которое говорит взволнованным, страстным и понятным народу языком. Оно должно быть прекрасно!

Осмысливая проект Программы партии,  Отчет Центрального Комитета КПСС и о Программе Коммунистической партии Советского Союза, обдумывая задачи, которые сейчас стоят перед советскими художниками, хочется подвести итоги тому, с чем советское изобразительное искусство вступает в период развернутого строительства коммунизма...

В общем процессе строительства социализма в СССР складывался и развивался творческий метод советского искусства — социалистический реализм, являющийся высшим этапом в развитии мировой художественной культуры. ГУМАНИЗМ, жизнеутверждение, воплощение самых волнующих передовых идей современности делают советское искусство выразителем дум не только нашего народа, но и всего прогрессивного человечества…

Грядущий невиданный расцвет духовной культуры народа ко многому обязывает и нас, художников.

При коммунизме искусство займет исключительно важное место во всей жизни и деятельности человека. Уже сейчас сокращение рабочего дня, рост материального благосостояния вызвали массовое движение советского народа к культуре, к знаниям, к искусству. Сам народ создает новые формы овладения культурой и искусством.

Прошедшая недавно в Центральном выставочном зале Москвы Всесоюзная художественная выставка произведений самодеятельных художников с исключительной наглядностью показала, каким широким, мощным потоком вошло изобразительное искусство в жизнь народа, как высоко в целом поднялась его художественная культура.

Приведу один пример, который ярко характеризует тягу народа к художественному творчеству. Издательство Академии художеств СССР выпустило большим тиражом многотомное пособие для самодеятельных художников«Школа изобразительного искусства». Тираж разошелся мгновенно, необходимо второе издание, а за ним, возможно, потребуется и третье. Так же обстоит дело и с подпиской на 50 книг массовой «Библиотеки по изобразительному искусству» для участников художественной самодеятельности и слушателей народных университетов культуры.

Бурное развитие художественной самодеятельности обогатит и оплодотворит профессиональное искусство, которое, в свою очередь, будет вести за собой самодеятельных художников. Этим вопросам в проекте Программы уделяется большое внимание, и мы, профессиональные художники, считаем одной из своих важнейших, первостепенных задач всемерно помогать развитию самодеятельного искусства.

Здесь много предстоит сделать творческим союзам, Академии художеств СССР. Надо и далее расширять сеть изостудий, кружков, вечерних рисовальных классов, художественных школ для взрослых, курсов заочного обучения.

Мы, профессиональные художники, должны находить различные формы передачи своего опыта миллионам участников художественной самодеятельности.

Исключительно важное значение в эстетическом воспитании всего народа имеет и другое положение проекта Программы партии: художественное начало еще более одухотворит труд, украсит быт и облагородит человека. Это налагает на нас, художников, новые ответственные обязанности.

Все, что окружает человека, должно быть создано по законам большой целесообразности, по законам красоты. Решение этой огромной задачи возможно лишь в творческом содружестве инженера, конструктора и художника. Жилые дома, цехи заводов и фабрики, колхозные постройки, клубы, школы, одежда, предметы быта — все это должно быть красивым, удобным, простым, целесообразным, создавать радостную, творческую обстановку для труда и отдыха людей.

На недавно проведенной в Москве всесоюзной выставке «Искусство — в быт!» было немало прекрасных образцов, по которым можно создавать высокохудожественные вещи для быта советского человека. Назрела пора принять решительные, действенные меры, которые пресекли бы возможность распространения низкопробной, МЕЩАНСКОЙ ХАЛТУРЫ, порой заполняющей прилавки наших магазинов и широко проникающей в быт советских людей.

Правление Союза художников СССР и президиум Академии художеств СССР считали бы целесообразным при всех совнархозах создать художественные советы во главе с главным художником. Художественные советы должны рассматривать и утверждать все образцы новой продукции, включая и отдельные типы машин и станков, выпускаемых предприятиями совнархоза.

Назрела также пора пересмотреть систему оплаты труда и расценок на предприятиях, выпускающих художественные предметы быта, так как существующая система далеко не всегда стимулирует борьбу за художественное качество, за простоту и дешевизну вещи.

Мы, советские художники, сознаем огромную важность своей работы по улучшению быта советского человека и приложим все силы, чтобы советских людей окружали только красивые и удобные вещи.

Огромное значение в улучшении жизни советского народа и в его художественном воспитании имеет градостроительство, получившее в нашей стране грандиозный размах. Однако в этом деле еще много серьезных недостатков, которые должны быть решительно устранены совместными творческими усилиями архитекторов, строителей и художников. Города, здания строятся на века. В них люди будут жить при коммунизме. Они должны быть простыми, рационально спланированными, подлинно прекрасными. Все в них должно быть удобным и доставлять эстетическое наслаждение человеку. В связи с этим особенно остро встает проблема синтеза искусств, органического слияния архитектурно-инженерных и изобразительно-пластических сторон в проектировании и сооружении.

За последние годы в развитии советского изобразительного искусства все более активную и действенную роль играют молодые художники — питомцы наших учебных заведений, воспитанные на лучших, прогрессивных традициях мирового и многонационального советского искусства. Молодежь — будущее нашего искусства, ей предстоит создавать высокое искусство коммунистического общества. Мы, старшее поколение художников, должны помогать молодежи находить верное направление в ее новаторских творческих поисках.

Следует признать, что наряду с большими достижениями в области подготовки молодых художественных кадров есть и крупные идейно-творческие недостатки. Среди некоторой части молодежи проявляются чуждые советскому искусству влияния и вкусы. Порой произведения отдельных молодых художников несут на себе груз формалистических и даже абстракционистских влияний.

Распространение влияния упадочнического формалистического искусства среди некоторой части нашей молодежи — это, в сущности, и есть распространение чуждых советской идеологии взглядов, мироощущения, мировоззрения.

Поэтому борьба против формализма, за реализм в искусстве — это не просто борьба за то или иное направление в искусстве, это борьба за общую направленность воспитания народных масс и прежде всего молодого поколения. В свете этого вызывает недоумение позиция редакций некоторых советских журналов и газет, которые печатают статьи по изобразительному искусству с неверными, вредными высказываниями, не организуя вокруг них дискуссий и обсуждений, вносят тем самым путаницу в умы читателей, особенно молодежи. Сейчас, как никогда, мы должны держать в чистоте принципы творческого метода нашего искусства — социалистического реализма...

Мы в ответе за нашу молодежь и должны направить ее в коммунизм идейно здоровой, целеустремленной, беспредельно преданной великому делу партии, способной отдать народу все свое творческое вдохновение. Особая ответственность за воспитание молодых художников лежит на партийных и комсомольских организациях творческих союзов и художественных учебных заведений.

Проект Программы КПСС исключительно ярко, с большой силой и глубиной раскрывает благородные моральные качества человека коммунистической эпохи. Это вдохновляет нас, советских художников, на творческие порывы и требует от нас особой зоркости, гражданской чуткости, чтобы уловить ростки нового, вовремя поддержать их. Художник своим творчеством должен участвовать в борьбе за НОВОГО ЧЕЛОВЕКА, страстно утверждать все новое, прекрасное, что возникает в жизни, гневно отрицать, бороться со всем, что мешает советским людям, что тянет их назад. Художнику наших дней нужно смело мечтать, предвидеть завтрашнее, увлекать к нему людей.

Наше время требует от каждого из нас большой гражданской и творческой активности, политической зрелости, острого чувства ответственности перед народом.

Мы должны еще более резко, более непримиримо бороться против всяческих проявлений лженоваторства, формализма и натурализма в искусстве и в художественной критике, против всяческих попыток огрубления и примитивизации образа советского человека.

Мы должны с особой строгостью и взыскательностью ставить перед собой задачу воспитания творческой личности художника, еще решительнее бороться за формирование нового типа художникахудожника коммунистического общества.

В самый канун XXII съезда в Центральном выставочном зале Москвы открылась Всесоюзная художественная выставка. Это — наш творческий отчет партии и всему советскому народу. Выставка посвящена XXII съезду КПСС. Мы, художники, приглашаем Делегатов посетить ее. Выставка с большой убедительностью говорит о бурном росте художественной культуры всех союзных республик нашей страны. Сближение и взаимообогащение национальных культур принесло свои большие плоды. Мы и впредь должны всемерно поддерживать и развивать этот процесс.

Созидательный труд народов нашей страны, наш героический современник—строитель новой жизни получили яркое  отражение во многих полотнах, скульптурах, графических работах, представленных на этой выставке…

Но мы должны признать, что и на этой выставке нас еще далеко не все удовлетворяет. Нам необходимо преодолеть схематизм, серость, неглубокое раскрытие характеров советских людей. Рабочие, колхозники, советская интеллигенция свершают деяния, равных которым не знала история, но в работах художников еще со всей мощью не показана роль народа в величайших событиях современности. Наша жизнь неизмеримо ярче, значительнее, наши люди духовно богаче и красивее, чем они выглядят во многих произведениях. Некоторые художники величие содержания нашей действительности стремятся выразить через неоправданно большие размеры псевдомонументальных композиций, через пестроту красок; народ зачастую превращают в безликую массу...

В ближайшие годы мы считаем необходимым сосредоточить все свои творческие усилия на отражении в наших произведениях исторических побед советского народа в борьбе за осуществление семилетнего плана, на создании положительных образов современников, героев наших дней, являющихся примером и предметом для подражания...

Нам пора уже подумать и о том, с чем мы придем к пятидесятилетию Великой Октябрьской социалистической революции. Эту замечательную дату хотелось бы также отметить организацией большой всесоюзной художественной выставки. Мы хотим, чтобы на этих выставках во весь рост отразилось величие нашего времени, чтобы был создан художественный памятник делам и людям первой семилетки развернутого строительства коммунизма, чтобы с новой художественной силой было осмыслено великое значение Октября и всех грандиозных изменений, происшедших в жизни народов Советской страны.

Подготовку к выставкам мы предполагаем вести как борьбу за идейную глубину содержания искусства, за укрепление и расширение связей художников с жизнью, за высокое, совершенное художественное мастерство

Величайший исторический документ нашей эпохи — Программа Коммунистической партии Советского Союза всколыхнула всю массу художников, влила в них творческие силы и энергию. Художники полны решимости отдать все свои силы, весь пламень своих сердец, все свое творческое горение, чтобы вместе со всем советским народом ускорить грядущую победу коммунизма.

Мы отдаем себе отчет, как велика и ответственна, как многогранна роль советских художников в жизни народа в период построения коммунистического общества...

--------------------------

22 съезд КПСС 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.066 с.