Из РЕЧИ товарища смирнова В. А. — судосборщика Балтийского завода имени Серго Орджоникидзе (ленинградская партийная организация) — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Из РЕЧИ товарища смирнова В. А. — судосборщика Балтийского завода имени Серго Орджоникидзе (ленинградская партийная организация)

2020-05-10 143
Из РЕЧИ товарища смирнова В. А. — судосборщика Балтийского завода имени Серго Орджоникидзе (ленинградская партийная организация) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

…Радостно сознавать, что вместе с ростом техники и совершенствованием производства у нас выросли и люди. В этом с особой силой проявляются преимущества нашего социалистического строя, открывшего каждому советскому человеку богатейшие возможности для всестороннего развития.

Когда мы строили танкер «Пекин», на нашем заводе была одна бригада, завоевавшая звание коллектива коммунистического труда, а сейчас у нас таких бригад свыше пятидесяти. 85 процентов рабочих завода участвуют в соревновании за коммунистический труд. Оно стало поистине массовым, прочно вошло в нашу жизнь.

Что дает соревнование за коммунистический труд?.. Мы считаем, что сегодня мы должны работать лучше и сделать больше, чем вчера. Если один сделал хорошо, освоил что-то новое, его долг —  помочь товарищам сделать то же. Это наш закон, потребность. Но мы видим свою цель не только в более высоких производственных показателях. Нашей целью является также ВОСПИТАНИЕ НОВОГО ЧЕЛОВЕКА — человека коммунистического склада.

И этот человек придет не завтра. Уже сейчас он вместе с нами живет и работает, творит и строит. Он закаляется в труде, очищается от пережитков прошлого, раскрывает свои лучшие качества человека-созидателя

Творческий, созидательный труд благоприятно воздействует на человека... Соревнуясь за коммунистический труд, вырастает новый человек, для которого законом жизни становится МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС, изложенный в проекте новой Программы Коммунистической партии.

В нашей стране сотни, тысячи таких бригад, и если каждая воспитает одного-двух человек, выведет их на широкую дорогу, то какую пользу принесем мы делу коммунистического воспитания наших людей!

Коммунизм для нас уже не далекое будущее. Мы его создаем сегодня. Это особенно ярко проявилось в дни подготовки к съезду партии. Тысячи, миллионы рабочих, колхозников, представителей интеллигенции самоотверженно трудились на предсъездовской вахте, являя пример высокого понимания своего долга…

Люди у нас замечательные, относятся к труду они действительно по-коммунистически. С такими людьми, если обеспечить хорошую организацию труда, мы, несомненно, сможем добиться еще больших успехов в осуществлении величественной программы строительства коммунизма…

-------------------------------

22 съезд КПСС

ИЗ РЕЧИ ТОВ. КАИРОВА И. А. — президента Академии педагогических наук РСФСР

…Позвольте остановиться на некоторых вопросах ВОСПИТАНИЯ НОВОГО ЧЕЛОВЕКА — человека коммунистического общества. Решение этих вопросов для нас связано с непримиримой борьбой с нашими идейными противниками, их неверием в силу человека, в возможность его воспитания и перевоспитания.

Буржуазные социологи видят, что соревнование между миром капитализма и социализма идет по трем главным линиям: в области политики, в которой, как показывает жизнь, Советский Союз идет впереди; в области экономики, в которой Советский Союз уверенно выходит вперед, и, наконец, в области идеологии и, в частности, в ВОСПИТАНИИ НОВОГО ЧЕЛОВЕКА. Здесь Советский Союз, по мнению некоторых наших противников, стоит на утопической точке зрения и данных-де для успеха не имеет, ибо человеческая природа, говорят они, неизменна; человек по своей сущности греховен, он эгоист, собственник и предприниматель. Эти пороки, утверждают они, не могут быть устранены никаким обществом и воспитанием.

Не трудно понять, что все эти рассуждения продиктованы ненавистью империалистической буржуазии к созданию нового общественного строя и вместе с тем отражают узкоклассовые представления буржуазных мыслителей о моральных нормах и отношениях людей. Они коренятся в самой природе капиталистического общества, где действительно происходит резкое понижение, деградация морального уровня представителей господствующих классов.

Слов нет, переделка людей, их сознания, формирование человека коммунистического общества — сложная задача, решение которой потребует времени. Но весь опыт коммунистического воспитания в Советском Союзе и странах народной демократии начисто опрокидывает домыслы защитников старого строя о неизменности человеческой природы, о бессилии воспитания.

Особое внимание наша партия обращает на воспитание и образование подрастающих поколений. Это вполне отвечает тому значению, которое придавал данному вопросу В. И. Ленин. В одном из своих выступлений на коллегии Наркомпроса в декабре 1928 г. нарком просвещения А. В. Луначарский вспоминал, что на первом съезде работников просвещения Ленин сказал: «Победы революции может закрепить только школа». Когда товарищи заметили Владимиру Ильичу, что не слишком ли он крепко сказал насчет школы, он ответил: «Я хотел этим сказать, что воспитанием будущих поколений закрепляется все, что завоевано революцией»…

Одной из важнейших задач во всестороннем развитии человека Программа выдвигает воспитание сознательности, формирование научного мировоззрения. Советская школа, через которую проходят все подрастающие поколения нашей великой Родины, должна заложить у своих воспитанников основы научного миропонимания, выработать коммунистические взгляды на природу, общество, человеческое мышление; воспитать у подрастающих поколений страстную убежденность в величии коммунистических идеалов, в исторической неизбежности гибели капитализма и в полной победе коммунизма. Делать это надо с детства, в доступной, понятной и интересной форме, постепенно развивая и усложняя этот процесс.

Научное мировоззрение — это материалистическое мировоззрение. Школа должна серьезно улучшить научно-атеистическое воспитание учащихся, прежде всего через систему преподавания естественнонаучных предметов, историко-филологических дисциплин и внеклассную работу.

Преподавание всех школьных предметов, их тесная связь с общественно полезным производительным трудом учащихся в школе, на предприятиях, в совхозах и колхозах должны способствовать решению всех этих важнейших воспитательно-образовательных задач школы.

В проекте Программы справедливо подчеркивается, что в центре воспитательной работы должно стоять развитие у всех членов общества коммунистического отношения к труду.

Труд — основа жизни человека — должен стать его потребностью. Лишите советского человека возможности трудиться, и вы отнимете у него самое главное, без чего жизнь не имеет смысла.

Верно как-то заметил один древний мыслитель: «Кто не трудится, желая сохранить силы, подобен тому, кто решил молчать, желая укрепить и развить голос».

Но человек живет не только для того, чтобы просто трудиться, а трудится для того, чтобы жить сознательно и творчески, умножать богатства Родины и ее народа и лично жить прекрасно и интересно. Необходимо добиваться того, чтобы каждый советский человек понимал общественное значение своей практической деятельности, повседневно оценивал бы свой личный вклад в дело достижения изобилия материальных и культурных благ, необходимых для полной победы коммунизма. Для этого следует в системе воспитания детей и молодежи, начиная с детского сада и кончая высшей школой, уделять больше внимания трудовому воспитанию. Только в процессе деятельности, в процессе труда в сочетании с этическим воспитанием можно выработать коммунистические черты характера у подрастающего поколения.

Для школы особое значение приобретает указание Программы партии о необходимости воспитания единства слова и дела. Разрыв, расхождение между словом и делом Ленин считал самой отвратительной чертой старого общества. Он рекомендовал при оценке поведения человека принимать во внимание не намерения, а дела, не благие пожелания, а факты, не воображаемое, а действительное.

Все работники просвещения и педагогической науки приветствуют включение в Программу МОРАЛЬНОГО КОДЕКСА СТРОИТЕЛЯ КОММУНИЗМА. Нравственные принципы, составляющие этот кодекс, должны быть положены в основу воспитательной работы с детьми, подростками и молодежью, которую проводят школы и все другие учебно-воспитательные учреждения нашей страны.

Мы работаем сейчас над составлением целостной системы воспитания подрастающих поколений в духе МОРАЛЬНОГО КОДЕКСА СТРОИТЕЛЯ КОММУНИЗМА, ибо качества, которыми должен обладать человек будущего, не могут быть сформированы по частям, изолированно друг от друга.

Мы должны расширить сферу нравственного воздействия на подрастающее поколение и обогатить содержание нравственного воспитания в школе.

Одним из жизненно важных вопросов воспитания является вопрос об отношениях между взрослыми и молодежью, между родителями и детьми. Ответственность за воспитание прежде всего несут взрослые, и не только в процессе организованного воздействия, но и во время простого общения с детьми в семье, на улице, в общественных местах. Воспитание становится поистине всенародным делом.

В связи с этим всем советским людям надо вникать в мир детей, учиться влиять на них, а главное — помнить, что взрослый всегда пример для маленьких. Между тем мы нередко упускаем это из виду, не думаем над тем, сколько на этой почве происходит иногда недоразумений, сколько портится детских характеров.

Наша молодежь иногда бурно реагирует на разные общественные явления. Это хорошо, когда она выступает против тунеядства, недобросовестности, эгоизма, подхалимства. Но не следует забывать и о том, что нередко от частных случаев в силу недостатка жизненного опыта молодые люди переходят к ошибочным обобщениям, перестают отличать хорошее от дурного и сопротивляться ему. В этом виноваты мы, взрослые. Мы иногда уходим от разговора с молодежью по душам. Вместо убеждения одергиваем горячих юношей и девушек, потому что это легче и проще. Мы не всегда говорим с молодежью искренним, взволнованным языком по важным вопросам морали, мы не всегда правильно раскрываем, что такое добро и зло, человеческое благородство и порядочность, почему мы уважаем человека с чистой совестью и презираем бессовестных людей.

«Обеспечить счастливое детство каждому ребенку — одна из наиболее важных и благородных задач строительства коммунистического общества»,— говорится в проекте Программы.

Иногда говорят: иметь детей и любить их — это одно и то же. Но любить надо с умом, ибо ребенок вырастает таким, каким его воспитывает взрослый. Не будем греха таить, есть еще у нас родители, которые считают, что их дети не должны ничем утруждать себя. Эти взрослые люди полагают, что они достаточно поработали в жизни и даже горя хлебнули. «Пусть же нашим детям,— говорят они,— живется легко и весело». Но такие родители забывают, что именно так воспитываются дети, которые, став взрослыми, нередко попадают в разряд тунеядцев.

Говорят, что путь нашей молодежи не должен сопровождаться печалью. Надо, однако, помнить, что у нашей молодежи много сердца, а было бы сердце — печаль найдется, и такая печаль — обратная сторона радости человека. Отсюда в воспитании рождается гуманизм. Молодежь надо учить понимать чужую радость и чужое горе, вдумчиво отнестись к словам народной мудрости о том, что разделенная радость — это удвоенная радость, а разделенная печаль — это половина печали.

Проект Программы называет высокой, почетной и ответственной роль учителя в коммунистическом воспитании подрастающих поколений. Учитель является связующим звеном между старшим и молодым поколением, и надо, чтобы он опирался на все богатство человеческой культуры, накопленное за многовековую историю человеческого общества.

Духовный рост учителя предполагает всемерное укрепление непосредственной его связи с идейной жизнью страны, с передовой наукой, искусством, литературой.

В социалистических государствах высоко ценится благородный труд учителя. Впервые в истории просвещения в Советском Союзе учреждена медаль великого русского педагога К. Д. Ушинского, в социалистической Чехословакии — медаль великого славянского педагога, чешского гуманиста Яна Амоса Коменского для награждения учителей и работников просвещения за их творческий труд…  

Успешное решение вопросов воспитания предъявляет высокие требования к педагогической науке, которая должна в настоящее время занять особое место в системе общественных наук. В. И. Ленин еще в 1905 г. говорил, что в политической деятельности нашей партии есть и всегда будет известный элемент педагогики.

Академия педагогических наук Российской Федерации во всей своей работе тесно связана с Министерством просвещения, принимает активное участие в перестройке школы. Наши совместные усилия были направлены к тому, чтобы определить научную основу содержания образования, создать проекты учебных планов и программ, установить в них правильное соотношение общего, политехнического и профессионального образования.

Академия разработала и представила для внедрения в практику систему трудового воспитания и обучения в восьмилетней школе и систему профессиональной подготовки учащихся в одиннадцатилетней школе с производственным обучением. Подготовлены также программы производственного обучения по ряду профессий промышленности, сельского хозяйства, культуры и обслуживающего труда. Впервые создана программа воспитательной работы школы, построенная в возрастном плане, и методические пособия по ее практическому применению.

XX съезд нашей партии по инициативе Н. С. Хрущева принял постановление об учреждении нового типа учебно-воспитательных заведений в стране — школ-интернатов. Академия педагогических наук принимала участие в разработке положений об этих школах, определении содержания обучения, режима дня и организации всей учебно-воспитательной, общественной и трудовой жизни детей. Жизнь полностью подтвердила правильность решения съезда. Наш народ приветствует организацию этих школ.

У нас в стране на начало 1961/62 учебного года работало более двух тысяч школ-интернатов, в которых обучалось 700 тысяч учащихся. В дальнейшем школы-интернаты будут развиваться еще более быстрыми темпами. Школы-интернаты становятся новой школой коммунистического общества.

Успешно развиваются и школы с продленным днем. В 1960/61 учебном году только в РСФСР школами этого типа было охвачено около 330 тыс. детей. Постоянное пребывание детей в своем коллективе, в среде воспитателей, хорошее учебное оборудование, общественно полезный производственный труд создали условия для лучшей формы воспитания детей…

Работа в бригаде воспитывает у учащихся коммунистическое отношение к труду, самостоятельность, чувство товарищества и взаимопомощи, стремление к знаниям, умение применять их на практике. Посильный физический труд и хорошо организованный отдых укрепляют здоровье, способствуют всестороннему развитию молодежи … Учебно-производственные бригады созданы во многих краях и областях Российской Федерации. Только в 1960 г. в них участвовало около 350 тыс. школьников…

Несмотря на имеющиеся недостатки, можно сказать, что советская педагогическая наука в разработке ряда проблем занимает передовые позиции в мировой науке. Например: педагогические основы соединения обучения с общественно полезным производительным трудом и в этой связи определение путей всестороннего развития личности человека, его способностей и потребностей; раскрытие педагогической сущности прогрессивных форм связи школы с жизнью — работа ученических производственных бригад, учебно-опытных хозяйств; проблема воспитания, рассматриваемого не как простое воздействие взрослого на ребенка, а как процесс организации жизни детей; определение роли труда и его влияния на духовно-нравственный мир ребенка; целый ряд научных проблем, раскрытых в деятельности А. С. Макаренко,— педагогика параллельного действия, педагогические основы организации детского коллектива.

Высшая педагогическая школа ряда стран учит своих студентов по учебникам и книгам, созданным советской педагогикой

Основной состав научных сотрудников, разрабатывающих вопросы воспитания, обучения и школоведения, мы перевели в школы, создали школы-лаборатории, организовали ряд педагогических лабораторий и научных групп непосредственно в школах. Теперь около 40 процентов всего наличного состава научных работников, занятых проблемами прикладной педагогики, трудится в школах.

Сейчас институты академии связаны в своей научной работе непосредственно с тремястами школами в разных областях и краях страны.

Мы и в дальнейшем будем укреплять наши связи с практикой, вовлекать в научную работу передовых учителей страны. Уже сейчас в ежегодных педагогических чтениях академии участвует свыше 10 тыс. учителей…

Нам предстоит перестроить школьную методику, повысить эффективность урока и продуктивность методов обучения, разработать формы и средства более сжатого изложения основных научных фактов и открыть простор для самостоятельной работы учащихся в лабораториях, кабинетах и мастерских. Это позволит в известной мере преодолеть формализм в обучении и перегрузку учащихся домашними заданиями.

Необходимо далее расширить сферу применения педагогических знаний, вывести педагогику из прежних узкошкольных рамок, включить в предмет ее исследований проблемы образования взрослых, профессионального обучения, воспитательной работы общественных организаций…

-----------------------

22 съезд КПСС


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.