Помещение для занятий кружка — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Помещение для занятий кружка

2020-05-10 250
Помещение для занятий кружка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Спортивное ориентирование

Пособие для руководителей кружков и внешкольных учреждений

http://skitalets.ru/books/tykul_orientir/index.htm

Автор - В.И.Тыкул

Москва, "Просвещение", 1990

Рецензенты: член президиума Федерации спортивного ориентирования СССР В. М. Алешин; мастер спорта СССР, зам. председателя детской комиссии Федерации спортивного ориентирования СССР Д. Л. Никифоров

Содержание

Предисловие

Материальная база кружка

Организация и планирование работы кружка

Тематика и методика проведения занятий кружка
Вводное занятие
Тема 1. Топографические и спортивные карты
Тема 2. Работа с компасом
Тема 3. Определение расстояний и работа с компасом
Тема 4. Условные знаки спортивных карт СССР
Тема 5. Рельеф местности и его изображение на спортивных картах
Тема 6. Чтение карты
Тема 7. Приемы ориентирования карты
Тема 8. Способы определения точки стояния
Тема 9. Способы определения расстояний на местности
Тема 10. Движение по азимуту
Тема 11. Тактико-технические приемы выбора пути движения
Тема 12. Физическая подготовка

Игры на местности

Учебные соревнования

Рекомендуемая литература

В пособии, предназначенном для руководителей кружков школ и внешкольных учреждений, раскрываются вопросы теоретической и практической подготовки юных спортсменов-ориентировщиков.

Предисловие

Спортивное ориентирование, являясь одним из самых молодых видов спорта, получает в нашей стране все большее признание. Широкая доступность, захватывающая борьба на трассе, красота природы края, с которой так близко соприкасаются спортсмены на дистанции,- все это способствует популярности спортивного ориентирования.

Занятия спортивным ориентированием содействуют умственному и физическому развитию, укреплению здоровья, помогают познавать и понимать природу. Как военно-прикладной вид спорта спортивное ориентирование играет важную роль в военно-патриотическом воспитании школьников, в подготовке молодежи к защите Родины.

Если совсем еще недавно в соревнованиях по спортивному ориентированию успехов добивались в основном спортсмены, имеющие лишь хорошую физическую подготовку, то сегодня - при высоком уровне насыщенности карты и технической сложности трассы - не удается победить, не имея прочного фундамента топографической подготовки. Это обязывает руководителя кружка не только научить юных ориентировщиков быстро и правильно читать карту (т. е. уметь видеть за условными знаками действительную картину местности), но и привить им навыки тактического мышления, умение быстро принимать правильные решения на трассе. Гибкость тактического мышления и хорошая топографическая подготовка дают спортсмену возможность получить более полную информацию о местности, быстро переработать ее в условиях соревнований, добиться хороших результатов. Данное пособие адресовано руководителям кружков общеобразовательных школ и внешкольных учреждений. Оно подготовлено на основе действующей программы, утвержденной Государственным комитетом СССР по народному образованию. В книге применительно к начальному обучению юных ориентировщиков уделяется необходимое внимание задачам и содержанию учебно-тренировочного процесса, формам и методам организации и проведения занятий, а также раскрываются вопросы технической, тактической и физической подготовки. С целью облегчить труд преподавателя при подготовке к занятиям в книге подробно раскрыто содержание каждой темы, подобраны и систематизированы упражнения и игры.

Разумеется, руководитель кружка может вносить свои изменения и дополнения в последовательность изложения материала, в количественный объем его использования на каждом занятии.

Материальная база кружка

Мебель

Для оборудования помещения кружка используют обычные школьные столы и стулья. Размещают их, как и в школьном классе.

Для хранения учебного картографического материала, компасов, чертежных инструментов, различных наглядных пособий пригоден шкаф любой конструкции.

Подсобное помещение

Для размещения спортивного инвентаря и ухода за ним желательно выделить два подсобных помещения (не менее 15 м2 каждое): одно-для хранения спортивного имущества (палаток, рюкзаков, лыж, ботинок, палок) и других принадлежностей, второе-для ремонта снаряжения и просмолки лыж.

Хранилище спортивного имущества оборудуют специальными вертикальными (для лыж) и горизонтальными стеллажами. Опорные рамки для стеллажей изготавливают из деревянных брусков размером 5х5 см. Для полок горизонтальных стеллажей используют обрезные доски толщиной не менее 2,5 см.

Комната для ремонта спортивного инвентаря и просмолки лыж должна быть оборудована вытяжной вентиляцией, иметь цементный или кафельный пол. Деревянный пол в целях противопожарной безопасности обивают в том месте, где будут установлены козлы для просмолки лыж, железом на площади размером не менее 2х2 м. Здесь же устанавливают обычный канцелярский двух- или однотумбовый стол, ящики которого могут быть использованы для размещения необходимого для ремонта лыж инструмента. Рабочую поверхность стола (чтобы избежать излишнего шума при работе, а также для удобства при уборке) нужно покрыть линолеумом.

Светокопировальный стол

Все работы, связанные с копированием спортивных и учебных топографических карт, быстрее и качественнее выполняются на светокопировальном столе. Он имеет ряд неоспоримых преимуществ, в частности при копировании карт на непрозрачные материалы, ватман, писчую бумагу и т. д. Но самое главное, светокопировальный стол избавляет членов кружка от излишнего напряжения зрения в ходе выполнения работ. Для изготовления стола можно использовать обычный однотумбовый, в верхней крышке которого вырезают рамку размером 50х60 см, а к внутренним краям этой рамки прибивают рейки с таким расчетом, чтобы вставленное в нее матированное стекло (толщиной не менее 5 мм) находилось на одном уровне с оставленными полями крышки. К боковым внутренним стенкам стола с помощью шурупов крепят под углом не менее 120° несколько обработанных реек размером 6х2 см, на которых устанавливают люминесцентные лампы (они выделяют меньше тепла, чем обычные лампы). Такое наклонное размещение ламп в глубину стола создает определенные удобства при работе. Для того чтобы защитить лампы от механического повреждения, их закрывают фанерным каркасом, в задней стенке которого высверливают 5-6 вентиляционных отверстий диаметром не менее 15 мм.

Работа по копированию оригиналов на столе заключается в следующем. На освещенном изнутри матовом стекле стола размещают оригинал карты, сверху которого накладывают чистый лист чертежной бумаги и затем обводят на ней карандашом или тушью хорошо заметный рисунок карты.

Планшеты

Спортсмену-ориентировщику как на летних, так и на зимних соревнованиях при работе с картой приходится использовать ряд приспособлений, качество которых не может не сказаться на спортивных результатах.

На летних соревнованиях, если стоит сырая погода, для предохранения карты от влаги используют планшеты, изготовленные из легких прозрачных материалов: пластика, целлофана и т. п. Лист прозрачного пластика, соответствующий удвоенному размеру карты, складывают пополам, боковую и продольную сторону заклеивают пластырем или специальной клеящей лентой. Получается конверт, в который вкладывают карту. С тыльной стороны карты в конверте вырезают окно нужных размеров для обозначения отметок контрольных пунктов (КП).

В ходе учебно-тренировочных занятии членам кружка часто приходится делать карандашные пометки на карте (в частности, указывать время прибытия на КП, пароль данного КП и т. д.). Удобное приспособление для переноски карандаша изготавливают следующим образом. Из широкой резинки сшивают кольцо, плотно облегающее руку. К нему прикрепляют тонкую резинку длиной не более 10 см, к концу которой привязывают отточенный с двух сторон карандаш. После работы его заправляют под широкую резинку.

Для быстрого переноса КП с контрольной карты на рабочую лучше использовать специальную переколку. Для ее изготовления берут круглую деревянную палочку диаметром не более 8 мм, в которую вбивают иголку от циркуля, а к этому шильцу с помощью лейкопластыря или клеящей ленты прикрепляют стержень от шариковой ручки (с таким расчетом, чтобы иголка шильца по отношению к стержню выступала на 2-3 мм вперед). Подобное приспособление позволяет делать одновременно прокол точки местоположения КП и обводку.

В зимнее время спортсмены размещают карту на специальных планшетах-столиках, элементы которого представлены на рис. 1. Устройство этих приспособлений несложно, и ребята под руководством ведущего занятия могут сами сделать их в школьной мастерской. Важно, чтобы изготовленный планшет отвечал следующим требованиям:

1) был из легкого, прочного и стойкого к климатическим условиям материала, ни в коем случае не обладающего магнитными свойствами;

2) имел удобную форму и не препятствовал движению рук ориентировщика;

3) не имел жесткого крепления к телу спортсмена, а также деталей, которые могут привести к травмам в случае падения ориентировщика.

Шагомер

Практика показывает, что начинающие ориентировщики тратят больше сил и времени на прохождение дистанции, чем опытные спортсмены. Отсутствие прочного навыка <чтения> местности и карты приводит к тому, что они часто теряют ориентировку и проходят значительное расстояние в поисках ориентиров для определения своего местонахождения. По этой же причине во время разбора занятий юные спортсмены не могут достаточно точно определить объем проделанной работы, так как пока не умеют полностью восстанавливать свой путь движения на карте. А отсутствие достоверных данных о выполненной ребятами работе на дистанции затрудняет руководителю планирование нагрузок на следующие занятия.

Наиболее простой и доступной информацией, позволяющей определить объем и интенсивность работы, являются сведения о затраченном времени и количестве шагов. В качестве регистратора пройденного пути следует использовать шагомер. Причем юным ориентировщикам категорически запрещается пользоваться данными шагомера на дистанции. Показания шагомера они заносят в таблицу на обратной стороне карты (см. табл. 1) лишь после взятия КП.

Таблица 1

Порядок прохождения КП Время Шаги Метры Скорость прохождения КП
С- КП-1 КП-1 - КП-2        

Основную часть таблицы члены кружка могут приготовить заранее, перед стартом. На контрольном пункте они заносят результаты в каждую графу. После финиша, на основе полученных данных и зная среднюю длину шага, они определяют скорость. Для большей наглядности при разборе учебно-тренировочных занятий по полученным данным каждый юный ориентировщик может построить график скорости прохождения КП, который помогает отчетливее показать состояние готовности кружковца к дистанции.

В результате регулярного контроля на занятиях за работой ребят руководитель получает данные, позволяющие оценить: а) объем выполненной работы; б) скорость и темп прохождения различных в техническом отношении КП (простых, средних, сложных); в) рациональные варианты распределения сил на дистанции; г) точность сохранения длины среднего шага при прохождении азимутных и стандартных маркированных отрезков.

Включение в общий объем дистанции стандартных, свободных от ориентирования отрезков длиной 100- 150 м позволяет руководителю оценить физическую выносливость членов кружка. Известно, что утомление, наступающее на дистанции, характеризуется значительным сокращением длины шага. И шагомер здесь полезен тем, что с его помощью можно зафиксировать зависимость изменения длины шага при прохождении стандартных отрезков (в начале, середине и конце дистанции).

Для определения длины пройденного кружковцами расстояния ведущий занятия может использовать шагомеры, выпускаемые отечественной промышленностью. Правда, они работают по маятниковому принципу и дают значительную погрешность в подсчете при быстром беге. Поэтому лучше самим сделать более надежный и точный шагомер из счетчика электрических импульсов (рис. 4). Счетчик снимают со списанной электроаппаратуры, в подвижном ярме просверливают отверстие, за которое прикрепляют один из концов тяги. В качестве тяги можно использовать комбинированный шнур из прочной бечевки и круглой резинки. Второй конец тяги крепится за кольцевую резинку. Для крепления шагомера к поясу спортсмена в крыльях корпуса высверливают отверстия. Размещение шагомера на теле спортсмена показано на рис. 5.

Принцип работы шагомера следующий. В момент движения маховой ноги вверх ослабляется тяга, и пружина, приводящая в движение ярмо счетчика, возвращает его в исходное положение. Размещенный на ярме кулачок поворачивает колесо счетчика на одно деление. В момент постановки маховой ноги на землю тяга отводит ярмо счетчика вниз и натягивает пружину. Кнопка сброса позволяет в любой момент вернуть показания счетчика на нулевую отметку. Кстати, такой сделанный из счетчика импульсов шагомер может быть использован для подсчета различных движений - гребков веслом, оборотов педали велосипеда, ударов боксера и т. д., для этого тягу прикрепляют к источнику движения.

Одежда ориентировщика

Соревнования по ориентированию на местности определяют особенности одежды спортсменов. В первую очередь, следует обратить внимание на защиту ног от возможных царапин и ссадин. Многие спортсмены предпочитают надевать гольфы, другие - легкие брюки из хлопчатобумажной или нейлоновой ткани. Головной убор ориентировщика должен быть с солнцезащитным козырьком. А на рубашку нашивают карман на <молнии>-для переноски карты, компаса, карандаша и других мелочей.

Для бега в лесу применяют специальную обувь, дающую хорошее сцепление с грунтом и смягчающую удары стопы о различные препятствия - камни, пни, сучья. Особой популярностью у ориентировщиков пользуются легкоатлетические шиповки с утолщенной пяткой, в которых спортсмен чувствует себя уверенно при беге даже в дождливую погоду. Для того чтобы листва, сучья не цеплялись на шипы, их укорачивают до 8-12 мм, затупляют и у основания подошвы с помощью эпоксидного клея несколько увеличивают их площадь. Однако следует помнить, что бег в шиповках по каменистому грунту представляет значительную опасность для спортсмена, так как в результате плохого сцепления металла с камнем возможны падения и травмы.

Кроме шиповок, для бега в лесу можно использовать кеды с шипами или с рифленой подошвой, а также фехтовальные тапочки, на подошву которых наклеивают накладки с резиновыми шипами (эти накладки можно приобрести в спортивных магазинах). Тапочки с таким приспособлением, по внешнему виду напоминающие футбольные бутсы облегченного типа, полностью отвечают всем необходимым требованиям для бега по любому грунту.

В зимнее время одежда ориентировщика практически соответствует одежде лыжника-гонщика. Она должна быть легкой, защищать от ветра и холода, не стеснять движения спортсмена. Но, учитывая специфику Ориентирования на местности (а именно частые и продолжительные остановки начинающих спортсменов на трассе из-за затруднений при чтении карты), члены кружка на тренировочных занятиях должны одеваться теплее, чем лыжники. Под теплый спортивный костюм с начесом надевают шерстяное или трикотажное белье, шапочка должна быть обязательно с наушниками, на ногах - хлопчатобумажные и шерстяные носки. Особое внимание необходимо обратить на лыжные рукавицы. Ребятам на первых занятиях часто приходится работать с карандашом, делать большое количество пометок на карте, отмечая встречаемые ориентиры, а значит, и снимать рукавицы. Поэтому важно, чтобы рукавицы не были тесны, не слишком плотно облегали кисть и легко снимались. В сравнительно теплую погоду (до -1...30) можно надевать вместо рукавиц перчатки без пальцев (велоперчатки).

Полигон

Начальное знакомство с ориентированием целесообразно проводить на хорошо оборудованном учебно-тренировочном полигоне. Полигон - это участок залесенной местности, приспособленный к проведению занятий и включающий в себя оборудованные трассы для ориентирования, легкоатлетической и лыжной подготовки. Оборудование полигона следует согласовать с лесоохранными органами (лесничеством, управлением лесопаркового хозяйства и т. п.).

Всю работу, связанную с подготовкой учебного полигона, можно условно подразделить на шесть этапов:

1) изучение и детальный просмотр имеющегося картографического материала с целью выбора нужного района под полигон; 2) опрос лиц (корректировщиков, начальников дистанций), знающих данный район и проводивших на нем непосредственно соревнования; 3) планирование профилей учебных дистанций в камеральных условиях; 4) практическое ознакомление с районом будущего полигона с целью проверки соответствия карты и местности; 5) подготовка и размножение учебного картографического материала; 6) установка на полигоне КП и оборудование трасс для легкоатлетической и лыжной подготовки.

Учитывая значительную сложность работ, связанных с освоением нового района под полигон, руководитель кружка вначале выявляет наличие готового картографического материала на близлежащие районы, чтобы избежать непроизводительных затрат времени на корректировку карты.

Прежде всего следует обратиться в местную секцию ориентирования за разрешением на ознакомление с имеющимися у них спортивными картами, которые были использованы здесь ранее для проведения различных соревнований. Выбор участка под полигон начинается непосредственно с просмотра полученного картографического материала, дающего определенное представление о тех или иных интересующих руководителя районах. Элементы ландшафта каждой карты тщательно и последовательно анализируются.

Основные требования, которые должны быть обязательно учтены при выборе полигона, сводятся к следующему: 1) местность полигона должна полностью отвечать требованиям физической подготовленности ребят; 2) на территории полигона не должно быть участков, представляющих опасность для жизни занимающихся (непроходимых болот, оползней, глубоких ям, рвов, крутых обрывистых скатов); 3) через район занятий не должны проходить дороги с интенсивным движением, глубокие реки.

Помимо общих положений, при выборе района полигона необходимо руководствоваться целым рядом частных соображений, недооценка которых может существенно повлиять на организацию и проведение занятий.

Прежде всего, желательно, чтобы полигон содержал в себе большое количество мелких разнотипных ориентиров и был отделен от крупных лесных массивов четкими границами в виде линий электропередач, транспортных, железных дорог, открытых пространств, рек и т. д. Наличие таких границ поможет юным ориентировщикам увереннее чувствовать себя при первом самостоятельном знакомстве с картой. Местность полигона должна быть несильно пересеченной, с небольшим перепадом высот, в достаточной степени закрытая растительностью, без труднопроходимого подлеска, с большим количеством мелких и разнотипных ориентиров.

При выборе полигона следует обратить внимание и на его географическое положение. Вышележащие участки местности, как правило, менее заболочены, они быстрее освобождаются от снега и талых вод, что дает возможность в весеннее время раньше приступить к тренировкам, а в летнее и осеннее время возобновить их сразу после обильных дождей,

Когда выбирают место под полигон, необходимо при прочих равных условиях отдать предпочтение участку, менее удаленному от школы или места жительства членов кружка. Это не только поможет решить транспортную проблему доставки ребят к месту занятий, но и даст им возможность ежедневно тренироваться с картой.

В ходе изучения картографического материала руководитель кружка определяет наиболее интересные н характерные участки местности, которые в дальнейшем, послужат основой для углубленного практического знакомства с районами будущих полигонов. Для получения дополнительной информации о том или ином районе руководитель встречается с начальниками дистанций прошедших здесь соревнований. С их помощью руководителю необходимо: а) нанести на карту профили всех трасс соревнований, которые могут быть в дальнейшем частично или полностью использованы при постановке КП на будущем полигоне; б) установить степень соответствия каждого участка карты местности; в) записать временные показатели спортсменов-победителей на всех дистанциях; г) нанести на карту лучшие варианты пути движения победителей и призеров прошедших соревнований (для использования их в качестве контрольных нормативов при проверке тактико-технической подготовленности членов кружка на определенных этапах занятий).

На основе составленной характеристики выбранного района руководитель приступает к первоначальному планированию учебных дистанций, намечая на карте профили трасс и местоположение будущих КП, с помощью которых в процессе учебно-тренировочных занятий осуществляется:

1. Практическое знакомство юных ориентировщи-ков с таблицей условных знаков. (Для этой цели руководитель намечает несколько учебных маршрутов протяженностью не более 4-5 км каждый, раскрывающих с достаточной полнотой таблицу условных знаков.)

2. Практическое знакомство ребят с существующими на полигоне формами рельефа. (Руководитель кружка планирует несколько учебных дистанций, а также необходимое количество КП на хорошо читаемых, характерных формах рельефа, чтобы занимающиеся могли получить правильное и наглядное представление об особенностях различных форм рельефа данного участка.)

3. Закрепление и совершенствование тактико-технических навыков работы с компасом и картой.

Ведущий занятия намечает на карте максимальное количество КП на хорошо читаемых характерных ориентирах. Используя в дальнейшем определенное сочетание этих КП, он планирует различные дистанции для решения тех или иных задач учебно-тренировочного процесса. При этом необходимо продумать такую планировку дистанций, чтобы было обеспечено наиболее правильное и полное использование характерных особенностей местности.

Планировка учебных дистанций проверяется и уточняется непосредственно на местности. Ознакомившись с районом полигона, руководитель в случае необходимости вносит изменения и дополнения в ранее запланированные дистанции, наносит на карту отсутствующие на ней ориентиры. Незначительные по размерам элементы местности - ямки, бугорки, полянки и т. д.- в ходе корректировки сразу наносят на карту остро отточенным карандашом, затем обводят тушью, после чего с оригинала карты печатают нужный тираж.

В том случае, если требуется более существенная доработка карты, т. е. есть значительное расхождение ее с местностью, руководитель изготовляет фотоотпечатки оригинала в масштабе 1:10 000, т. е. увеличивает его ровно в два раза. Затем с полученного фотоотпечатка делается оригинал на кальке или матовом пластике, который служит основой для дальнейшей работы по корректировке карты.

При копировании оригинала карты на кальку следует соблюдать общепринятую последовательность в работе. Вначале вычерчивают рамку карты, копируют линейные и площадные ориентиры, а затем внемасштабные, после чего приступают к вычерчиванию рельефа. Завершается работа нанесением линии магнитного меридиана и заполняющих знаков. В ходе вычерчивания оригинала целесообразно делать с него небольшие тиражи некорректированных карт. Такие специально изготовленные некорректированные учебные карты дают возможность руководителю в ходе занятий предложить ребятам ряд интересных упражнений, связанных с корректировкой отдельных участков карты на местности.

Изготовлением фотоотпечатков корректированной карты начинается работа по установке КП на местности. Для его оборудования руководитель должен иметь быстро сохнущую несмываемую краску трех цветов (красную, белую, черную), кисти-по одной на каждый цвет, ручную пилу, топорик, мерную ленту длиной 25- 50 м. Детальная проверка <читаемости> каждого КП на местности заканчивается установкой постоянной призмы в данной точке. Используя общепринятые сочетания цветов в ориентировании (белого и красного), руководитель рисует призму на стволе дерева или вбитом столбике на высоте не более 1 м от уровня земли, а затем рядом черной краской пишет пароль в виде цифрового или буквенного сочетания (например, 5ау, 2ж). Шифр КП, который ребята переносят на свою карту с призмы в ходе прохождения дистанции, поможет руководителю определить правильность выполненного задания.

Дополнительно к учебным дистанциям для ориентирования необходимо подготовить на полигоне 2-3 стандартные легкоатлетические трассы, на которых юные ориентировщики смогут совершенствовать технику бега, закреплять навык определения расстояния способом подсчета шагов, а в зимнее время совершенствовать технику лыжных ходов.

Длина и сложность таких дистанций должны возрастать постепенно. Например, длина одной дистанции - 500 м, второй - 1000 м, третьей - 1500 м и т. д. Эти трассы должны обязательно иметь единый старт и финиш и сочетать в себе различные периодически повторяющиеся участки местности (равнины, спуски, подъемы), необходимые для закрепления и совершенствования беговой и лыжной подготовки юных ориентировщиков. Единый старт и финиш позволяет руководителю составлять дистанции с учетом физической подготовленности членов кружка.

Для того чтобы использовать трассы в зимнее время для лыжной подготовки, руководителю при их выборе следует учесть требования, предъявляемые к дистанциям на лыжных соревнованиях. Наиболее важное из них следующее: ширина трассы должна быть не менее 3 м (чтобы по всей ее длине можно было проложить две лыжни), а на спусках и подъемах-еще больше (чтобы спортсмены, не снижая скорости движения, могли обходить друг друга). На дистанции не должно быть крутых спусков и подъемов, а также различных препятствий в виде пней, камней, валежника, кустарника, затрудняющих движение лыжника и представляющих для него значительную опасность.

Руководитель маркирует каждую дистанцию. Расстояние между маркировкой в редколесье может превышать 15-20 м, а в густом лесу должно быть не более 3-5 м, причем маркировку делают не ниже 60 см от уровня земли. Особенно тщательно следует маркировать повороты каждой трассы.

На характерных участках дистанций - равнинах, спусках, подъемах, на песчаных, заболоченных местах и т. д.- руководитель кружка отмеряет отрезки длиной 100, 200, 300, 400 м и более для закрепления и совершенствования навыка кружковцев в определении расстояний способом подсчета шагов.

Учебные наглядные пособия

На теоретических занятиях по спортивному ориентированию предметная наглядность достигается показом, объяснением, демонстрацией схем, рисунков, планов, карт, таблиц условных знаков, кинограмм, диапозитивов, кинофильмов.

Для проведения занятий с юными ориентировщика-ми следует использовать в качестве учебных пособий карты более крупных масштабов, которые обеспечивают необходимую наглядность, точность и полноту передачи материала. Крупномасштабные карты-1:5000, 1:10 000-нагляднее воспринимаются, точнее передают взаимосвязь рельефа с другими элементами карты. Использование в процессе обучения красочных наглядных пособий - укрупненных условных знаков, рельефных моделей, карт-игр для младших и старших ребят - придает занятиям занимательность, вызывает у юных ориентировщиков большой интерес к данному виду спорта.

Для проведения занятий с кружковцами первого года обучения в качестве наглядных пособий следует использовать:

1. Условные знаки спортивных карт СССР.

2. Цветные учебно-топографические карты масштаба 1:5000, 1: 10 000, 1: 25 000.

3. Спортивные карты масштаба 1:10 000, 1-15 000, 1:20 000.

4. Расчлененные спортивные карты (содержание которых может быть представлено рельефом, ситуацией, сетью дорог и т. д.).

5 Учебные плакаты или диапозитивы: формы рельефа местности и их изображения на карте, план местности и условные знаки, план и рисунок местности.

6 Объемные модели.

Кроме указанных наглядных пособий, ребята могут сами изготовить дополнительные.

Для прочного усвоения учебного материала в качестве наглядных пособий можно также использовать показ диапозитивов, кинофильмов, кинокольцовок, кинограмм. С помощью красочных диапозитивов руководитель может демонстрировать членам кружка отдельные участки пути движения спортсменов. Крупное изображение на экране позволяет нагляднее, отчетливее показать юным ориентировщикам нужные детали местности.

Организация и планирование работы кружка

Организация занятий кружка

Она не требует больших материальных затрат, связанных с арендой спортивных сооружений, закупкой дорогостоящего инвентаря и оборудования. Поэтому создание кружка спортивного ориентирования возможно не только при Дворцах и Домах пионеров и школьников или детских туристских станциях, но и по месту жительства ребят: при домоуправлениях, РЭУ, различных шефствующих над школами учреждениях.

В кружок зачисляются школьники, прошедшие медицинский осмотр и допущенные врачом к занятиям. Повторное медицинское обследование проводится через 3 месяца, а затем не реже двух раз в год.

Прием желающих заниматься в кружке спортивного ориентирования осуществляется в начале учебного года. Руководитель кружка должен провести определенную подготовительную работу для привлечения ребят к занятиям этим видом спорта. За несколько дней до начала набора следует посетить близлежащие школы, вывесить там красочное объявление о том, где, в какие дни и часы будет проводиться запись в кружок. Одновременно руководитель должен подготовить наглядно-агитационные материалы (фотостенды, фотогазеты, монтажи) и вывесить их в вестибюле здания, где будет проходить запись ребят.

Всех записывающихся, в зависимости от возраста и физической подготовки, распределяют по группам: подготовительная (10-12 лет), младшая юношеская (13-14 лет), средняя юношеская (14-15 лет), старшая юношеская группа (15-17 лет).

Ребят, которые приступают к занятиям спортивным ориентированием в старшем возрасте, зачисляют в группы, соответствующие их физической и технической подготовленности. В группе новичков должно быть не больше 15 человек, а в группе разрядников-10-12.

Занятия кружка как на первом, так и на втором году обучения проводятся в течение всего учебного года три раза в неделю с учетом возрастных особенностей, режима дня и занятости ребят в школе.

Учебно-тренировочные занятия целесообразно строить по игровому принципу. В период зимних и весенних каникул следует увеличивать их количество, сокращая к концу учебного года.

Основные задачи, которые ставит перед собой руководитель, занимаясь с группами первого года обучения, следующие: привлечь ребят к систематическим занятиям спортом; привить им основные гигиенические навыки; подготовить к сдаче нормативных требований комплекса ГТО; обеспечить всестороннее физическое развитие; познакомить с основами техники спортивного ориентирования; воспитать морально-волевые качества, необходимые для спортсмена-ориентировщика.

Второй год обучения рассматривается как дальнейший этап укрепления общей и специальной физической подготовленности кружковцев, изучения и совершенствования техники спортивного ориентирования на местности, подготовки из числа занимающихся значкистов ГТО, спортсменов-разрядников, инструкторов и судей по спорту.

Планирование и учет работы кружка

Правильное планирование учебного процесса способствует достижению высших спортивных результатов, своевременному решению организационно-воспитательных задач. Вся работа кружка должна строиться на основе годового, месячного и поурочного планов, секционного расписания занятий.

Годовой план - это документ, определяющий основные задачи всесторонней подготовки кружковцев на учебный период. В нем раскрывается содержание и направленность всей работы, конкретно устанавливается почасовая нагрузка на каждый месяц обучения.

План составляется руководителем перед началом учебного года на основе двухгодичной программы кружка спортивного ориентирования. Планируя учебный материал на каждый этап обучения, руководитель должен учитывать реальные возможности кружка - подготовленность ребят, наличие спортивного инвентаря, баз, географические и климатические условия.

В разделе годового плана должны быть отражены следующие моменты.

1. Цели и задачи кружка на текущий год.

2. Распределение объема нагрузки, средств и методов тренировки на каждый месяц обучения.

3. Основные задачи на каждый этап обучения.

4. Уровень спортивно-технических показателей и планируемый результат.

5. Педагогический и врачебный контроль.

6. Воспитательная работа.

В годовом плане необходимо также предусмотреть проведение внутрикружковых учебных соревнований по общей физической и технической подготовке, участие в соревнованиях на первенство Дворца или Дома пионеров и школьников, а также школы, района.

На основе годового составляют месячные рабочие планы. В них более подробно раскрывают цели, задачи и содержание занятий на предстоящий период обучения. Планирование объема тренировочных нагрузок на каждый последующий месяц обучения строят обязательно после анализа всей ранее проделанной работы. Это дает возможность руководителю кружка точнее определить воздействие физических упражнений на организм занимающихся; оценить, насколько полно решены задачи прошедшего периода обучения; избежать монотонности и однообразия в построении тренировочных занятий.

На основе месячного плана руководитель продумывает и составляет конспект каждого урока. В нем конкретно раскрываются цели и задачи занятия; определяются основные применяемые на учебном занятии, средства и методы, продолжительность каждой части занятия, последовательность выполнения упражнений, количество их повторений. План-конспект каждого последующего занятия обязательно должен опираться на анализ и учет выполненной ранее работы.

Вводное занятие

Содержание вводного занятия может быть примерно таким:

1) знакомство с кружковцами;

2) краткие сведения о спортивном ориентировании;

3) цели и задачи кружка первого года обучения.

До начала занятий руководитель должен подготовить: класс, где будет проведено вводное занятие (проветрить помещение, проверить расстановку столов и стульев); список кружковцев, а также нужное количество карандашей и бумаги. Для того чтобы вводное занятие было интересным, желательно провести его с использованием всех средств наглядности: показать кинофильмы или кинокольцовки, диапозитивы, развесить фотомонтажи и стенные газеты, в которых раскрываются наиболее интересные эпизоды прошедших соревнований по ориентированию. Руководителю следует заранее позаботиться о соответствующей проекционной аппаратуре, определить наличие в классе электрических розеток, штор затемнения, а также места для экрана и стендов наглядной агитации.

Беседы с ребятами мастеров спорта СССР по спортивному ориентированию (победителей первенства города, республики, СССР) также являются прекрасной формой агитации. Для приглашения ведущих спортсменов на встречу с членами кружка руководителю нужно заблаговременно обратиться к председателю местной секции спортивного ориентирования. После того как будут определены кандидатуры пр


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.462 с.