Карело-финский поэтический эпос «Калевала» как сокровищница духовного наследия народов Северо-Запада — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Карело-финский поэтический эпос «Калевала» как сокровищница духовного наследия народов Северо-Запада

2020-05-10 155
Карело-финский поэтический эпос «Калевала» как сокровищница духовного наследия народов Северо-Запада 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 (собрал и обработал Элиас Лённрот. Перевод Л. П. Бельского)

Эпос «Калевала» (1835) – это подлинные карело-финские народные руны – песни, собранные ученым-филологом Элиасом Лённротом в XIX веке на территории карельской, финской, выборгской земли. В эпосе содержится 12078 стихов, в которых рассказывается о светлой солнечной стране Калевале, борющейся со страной мрака, страной извергов и людоедов, холодной Похьёлой. Жители Калевалы трудолюбивы и высоко чтут труд, у обитателей Похьёлы труд не почете. Все жители Калевалы любят знание, красоту, музыку, пение рун. Жители Похьёлы живут колдовством, они завистливы, жадны. Поэтому и борются герои Калевалы за свою страну, за свою светлую жизнь, не пуская злых колдунов и ведьм. Знаменитый кузнец Ильмаринен создал чудо – мельницу Сампо, которая беспрестанно производила различные ценности, «и с рассвета мелет меру, мелет меру на потребу, а другую – для продажи, третью меру – на пирушки». За достойную жизнь борются герои Калевалы с Похьёлой и одерживают моральную победу, навсегда сохранив память о Сампо и начале истории своей страны. Так динамично, ярко одновременно лирично воссоздан образ родной земли в произведении.

Вопросы и задания

Как в рамках курса ОРКСЭ можно использовать материал «Калевалы»? Какие разделы вашей рабочей программы могут включать данный материал? Какие фрагменты текста можно использовать? Подберите их. Составьте список вопросов к каждому из них.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

* Вопросы и задания.

Прочитайте предложенные фрагменты. Ответьте на вопросы. Что мы знаем о жизни людей Калевалы? Каков образ родной Калевалы, воссозданный поэтом? Каковы характеристики Похъёлы? Приведите примеры. Что такое Сампо? В чем ценность Сампо?

 

Руна первая

(фрагмент)

 

…Отвечает Ильмаринен: «О ты, старый Вяйнямёйнен Не обещан ли тобой я В Похъёлу, в страну тумана, Чтоб главу твою спасти мне, Самого тебя избавить! Не пойду, пока живу я И пока сияет месяц, В избы Похъёлы туманной, В те жилища Сариолы, Где героев пожирают, Где мужей бросают в море». Тотчас старый Вяйнямёйнен, Начал петь с большою силой, Чтоб поднялся бурный ветер, Всколыхнулся б страшно воздух Сам сказал слова такие И такие молвил речи: «Унеси его, о ветер, На своей неси ты лодке, Быстро мчи, чтоб он домчался В Похъёлу, в страну тумана» Сильно буря зашумела, Разрывает страшно воздух, Ильмаринена уносит, Быстро мчит его оттуда В Похъёлу, в страну тумана, В сумрачную Сариолу. Так понесся Ильмаринен, Так спешит оттуда дальше, По дороге ветра едет, По стезе воздушной свежей, Выше месяца, под солнцем, Над Медведицей широкой… …Тотчас Похъёлы хозяйка У пришельца вызнать хочет: «Не знавал ли ты, быть может, Или ты, быть может, слышал: Ильмаринен есть кователь, Он — кузнец весьма искусный? Уж давно мы ожидаем, Уж давно желаем видеть В дальних северных пределах, Чтоб он выковал нам Сампо». Ильмаринен, тот кователь, Вновь на третий день нагнулся Посмотреть, что получилось На пылавшем дне горнила; Видит: Сампо вырастает, Крышка пёстрая возникла.   И кузнец тот, Ильмаринен, Вековечный тот кователь, Стал тогда ковать скорее, Молотком стучать сильнее И выковывает Сампо, Что муку одним бы боком, А другим бы соль мололо, Третьим боком много денег. Вот уже и мелет Сампо, Крышка пестрая вертится: И с рассвета мелет меру, Мелет меру на потребу, А другую — для продажи, Третью меру — на пирушки. Рада Похъёлы старуха. Понесла большое Сампо, В гору Похъёлы относит, Отнесла в утес из меди, Что за девятью замками; Корни Сампо там зарыла В глубину на девять сажен, И один шел корень в землю, А другой — на берег моря, Третий корень — в глубь утеса.  

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Руна восемнадцатая

(фрагмент)

*Вопросы и задания. Кто является героиней фрагмента? Опишите ее. Какими добродетелями она наделена? Что вы скажете о ее характере?

Дева Анникки, красотка, Дочка сумерек и ночи, Прежде солнышка проснулась, Рано утром пробудилась И белье уже колотит, Платья чисто полоскает … Молвит старый Вяйнямёйнен, Говорит слова такие: «Ну, скажу я правду ясно. Я солгал тебе немножко: Я иду, чтоб взять девицу, Получить младую деву - Взять из Похъёлы суровой, Из туманной Сариолы, Из жилища людоедов, Где героев топят в море». Дева Анникки, красотка, Дочка сумерек и ночи, Услыхавши эту правду, Эту правду без обмана, Уж платков не выбивала, Платьев больше не стирала На широком переходе, На краю моста, на красном; Подхватив рукою платья, Подобрав подол рукою, Припустилася в дорогу, Побежала к дому быстро, К кузнецу пришла в жилище, Подошла сама к горнилу. Там работал Ильмаринен, Вековечный тот кователь, Делал лавку из железа, Серебром ее украсил; Копоть с локоть — на макушке, На плечах углей на сажень. Подошла к дверям девица, Говорит слова такие: «Брат-кузнец мой, Ильмаринен, Вековечный ты кователь! Челночок мне, братец, выкуй, Выкуй мне получше кольца,   Выкуй две иль три сережки, Пять иль шесть мне подпоясок, Я за то скажу всю правду, Безо лжи все расскажу я!» Дочка Похъёлы, красотка, Говорит в ответ ей слово: «Мать, ведь ты меня носила, Ты меня ведь возрастила! Я не выберу богатства, Ни с сокровищами мужа. Муж мой должен быть красивым: И лицом красив, и телом. Никогда то не бывало, Чтоб девицу продавали. Без сокровища пойду я К Ильмаринену младому, Что нам выковал здесь Сампо, Крышку пеструю украсил».  

 

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Руна двадцать первая

(фрагмент)

*Вопросы и задания. Прочитайте фрагменты двух рун, 21 и 41. Кто такой Вяйнямёйнен? О чем его песни? Какова скрытая в них сила? Чьи песни ему кажутся более значительными и сильными?

Молвил старый Вяйнямёйнен, Говорит слова такие: «Коль не явится другой кто, Чтобы петь со мною вместе, В одиночку петь я стану, И один спою я песни; Был певцом уж так и создан - Песнопевцем от рожденья, Не спрошу я у другого Ни пути, ни цели песен». Старый, верный Вяйнямёйнен, Пенья вечная опора, Начал радостное дело, Исполненье песнопенья, Зазвучала песнь веселья, Слово мощно загремело. Начал старый Вяйнямёйнен, Людям дал услышать мудрость: Знал он много слов хороших, Ведал много дивных песен, Больше, чем у скал каменьев, Чем цветов в воде цветущей. И запел тут Вяйнямёйнен, Пел он вечеру на радость Чтобы женщины смеялись, Чтоб мужчины веселились, Чтобы слушали, дивились Вяйнямёйнена напевам, И дивились те, кто слушал, Слух ничем не отвлекая. Молвил старый Вяйнямёйнен, Он сказал, окончив пенье: «Я совсем не знаменитый, Ни певец, ни заклинатель, Не могу пропеть я много, И мое уменье слабо. О, когда б запел создатель, Слово с уст своих сказал нам! Мощно песни он пропел бы, Произнес бы заклинанья. Море в мед он обратил бы, А песок — в горох красивый, Хрящ морской — в хороший солод, Солью стали б камни моря, Хлебородной почвой — рощи, Темный лес — пшеничным полем Горы стали б пирогами, Стали б яйцами каменья… Он бы пел и заклинал бы, Он бы пел, и рысий мех бы Для хозяина он создал, На кафтан сукно хозяйке, Башмачки на ноги дочке, Сыну — красную рубашку. О ты, Укко, бог верховный, Сделай, праведный создатель, Чтоб всегда тут сладко жили, Чтобы так довольны были, Как теперь на угощенье, На пирушке Сариолы. Пусть течет рекою пиво, Пусть медовое польется В этом Похъёлы жилище, По строеньям Сариолы. Чтобы днем здесь распевали, Вечерами мирно пели, Жив пока в дому хозяин И пока жива хозяйка…

Руна сорок первая

(фрагмент)

Вот играет Вяйнямёйнен - И в лесу не стало зверя Изо всех четвероногих, Кто скакать и бегать может, Чтоб не шли туда послушать И, ликуя, восторгаться. Белка весело цеплялась, С ветки прыгала на ветку; Подбежали горностаи И на изгороди сели; Лось запрыгал на поляне, Даже радовались рыси, Волк проснулся на болоте,- На песчанике поднялся Сам медведь в сосновых чащах, Средь густых зеленых елей. Волк бежит широким полем, По песку медведь несется И садится у забора, У калитки он уселся: Повалил забор на камни, На песок свалил калитку, На сосну тогда влезает, Он вскарабкался на елку, Чтобы ту игру послушать И, ликуя, восторгаться. Бодрый Тапиолы старец, Тот, кто в Метсоле хозяин, С ним и Тапио народец, Все, и девушки и парни, Влезли на гору повыше, Чтобы ту игру послушать. И сама хозяйка леса,- Эта бодрая старуха, Вышла в синеньких чулочках, Подвязав их красным бантом, На нарост березы села, На изгиб ольхи зеленой, Чтобы кантеле послушать, Чтоб услышать эти звуки. Все воздушные летуньи, Все с двумя крылами птицы Запорхали, прилетели, Прилетели и уселись Слушать радостные звуки И, ликуя, восторгаться…. И в воде не оставалось Никого, кто шесть имеет Плавников на теле рыбьем, Не осталось рыбьей стаи, Чтоб не шла туда послушать И, ликуя, восторгаться. Собрались, приплывши, щуки, Псы нескладные морские; Собрались от рифов семги, Из глубин сиги приплыли, Выплыл окунь красноглазый, Корюшки приплыли стаей, Вместе все в камыш уткнулись, Стали в ряд, чтобы послушать Вяйнямёйнена напевы И игрою восторгаться. Ахто, этот царь потоков, С бородой из трав зеленых, Выплыл тоже на поверхность, На цветке морском он выплыл. Слышит дивной песни звуки, Говорит слова такие: «Не слыхал ни разу в жизни Ничего, чтоб так звучало, Как играет Вяйнямёйнен, Как поет певец чудесный» Так играл отец почтенный, Восхищал всех Вяйнямёйнен. Даже дочери творенья, Девы воздуха явились И, ликуя, восторгались, Слыша кантеле звучанье;… ….Плачет старый Вяйнямёйнен, Слезы катятся обильно, Из очей сбегают капли, Вниз жемчужные стекают; Покрупней они брусники И горошины потолще, Покрупней яйца пеструшки, Головы касатки больше… … Так роняет Вяйнямёйнен Водяные капли, старый, На морское побережье, А с морского побережья В глубину воды блестящей, На чернеющую тину…

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

*Вопросы и задания. Какова роль искусства в жизни простых тружеников? Обладает ли искусство особыми свойствами? Каков народный певец? Какова его роль в повседневной жизни?

 

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Руна двадцать третья

(фрагмент)

*Вопросы и задания. Какие наставления даются жениху и невесте перед свадьбой? Каковы семейные ценности северных народов? Актуальны ли они в наши дни?

 

В продолженье целой жизни И пока сияет месяц, Ты нечистых нравов бойся, Чистоту свою храни ты! Добродетель в доме ценят, В добром доме чистых нравов. Муж пытает нрав супруги, Лучших в ней достоинств ищет; Важны знанья по хозяйству, Если нет порядка в доме; Там нуждаются в усердье, Где к нему сам муж негоден.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Руна пятидесятая

(заключительная руна, фрагмент)

Вопросы и задания. Что воспевает Вайнемёйнен в этой руне? Как оценивает свой жизненный путь и дело своей жизни? Какое наследие оставил следующим поколениям Вайнемёйнен? Какие напутствия дает герой следующим поколениям?

 

Так промолвил на прощанье: «Вот исчезнет это время, Дни пройдут и дни настанут, Я опять здесь нужен буду, Ждать, искать меня здесь будут, Чтоб я вновь устроил Сампо, Сделал короб многострунный, Вновь пустил на небо месяц, Солнцу снова дал свободу: Ведь без месяца и солнца Радость в мире невозможна». Едет старый Вяйнямёйнен, Едет с парусом шуршащим На челне, обитом медью, На богатой медью лодке, Едет он туда, где вместе Сходятся земля и небо. Там пристал с своею лодкой, С челноком остановился. Только кантеле оставил, Суоми чудную усладу, Радость вечную — народу,   Своим детям — свое пенье…. ….Тихо шел своей дорогой, И узнал я всякий ветер, Познакомился я с бурей, Стал дрожать я на морозе, Научился плакать в стужу. Нахожу теперь я многих, Часто я людей встречаю, Что меня ругают злобно И меня словами колют, За язык мой проклинают, Заглушают криком голос; Говорят, что я трещу лишь, Что мое не нужно пенье, Что пою я часто плохо И не знаю лучших песен. Люди добрые, прошу вас, Не сочтите это странным, Что пою я, как ребенок, Щебечу я, как малютка! Слов чужих не приобрел я, Не принес речей с чужбины. Не был отдан я в ученье, У мужей могучих не был, Ведь другие обучались, Я ж не мог уйти из дома - Бросить матушку родную, С ней одной я оставался. Я учился только дома За своим родным забором, Где родимой прялка пела, Стружкой пел рубанок брата, Я ж совсем еще ребенком Бегал в рваной рубашонке. Как бы ни было, а все же Проложил певцам лыжню я, Я в лесу раздвинул ветки, Прорубил тропинку в чаще, Выход к будущему дал я,- И тропиночка открылась Для певцов, кто петь способен, Тех, кто песнями богаче Меж растущей молодежью, В восходящем поколенье.  

 

 

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Практикум VI.

Образ северной природы как духовное пространство

Вопросы и задания

При изучении каких разделов вашего курса вы обращаетесь к теме родной природы? Подберите фрагменты из прозаических произведений местных авторов, позволяющих раскрыть духовно-нравственное содержание образов родной земли и природы. Составьте фрагмент урока по данной теме.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

*Вопросы и задания. Прочитайте отрывки из произведения М.М. Пришвина «В краю непуганых птиц». Ответьте на вопросы, помещенные в конце текста.

 

М.М. Пришвин. В краю непуганых птиц

(фрагменты)

 

Прежде чем начать рассказывать о своем путешествии в «край непуганых птиц», мне хочется объяснить, почему мне вздумалось из центра умственной жизни нашей родины отправиться в такие дебри, где люди занимаются охотой, рыбной ловлей, верят в колдунов, в лесовую и водяную нечистую силу, сообщаются пешком по едва заметным тропинкам, освещаются лучиной, – словом, живут почти что первобытной жизнью. Чтобы сделать себя понятным, я начну издалека: я передам одно мое впечатление из Берлина. <…> В столице между домами всегда остаются еще не застроенные, не закованные в асфальт и камень кусочки земли. Почти у каждого берлинского рабочего есть неудержимое стремление арендовать эти кусочки, с тем чтобы потом по воскресеньям, устроив предварительно беседку, возделывать на них картофель. <…> Так вот как отводят себе душу эти берлинские дачники. От смысла дачи – средства восстановления сил, отнятых городом, посредством общения с природой, – в этом случае остается почти лишь мечта. Немного лучше и с нашими дачниками из мелкого служащего люда, ютящегося летом на окраинах городов. Теперь читатели меня поймут, почему, имея в своем распоряжении два свободных месяца, я вздумал отвести свою душу так, чтобы уже не оставалось тени сомнений в окружающей меня природе, чтобы сами люди, эти опаснейшие враги природы, ничего не имели общего с городом, почти не знали о нем и не отличались от природы.

Где же найти такой край непуганых птиц? Конечно, на Севере, в Архангельской или Олонецкой губерниях, ближайших от Петербурга местах, не тронутых цивилизацией. Вместо того чтобы употребить свое время на «путешествие» в полном смысле этого слова, то есть передвижение себя по этим обширным пространствам, мне казалось выгоднее поселиться где-нибудь в их характерном уголку и, изучив этот уголок, составить себе более верное суждение о всем крае, чем при настоящем путешествии. <…> Какой он, «край непуганых птиц»? С какой целью рассказчик совершает своё путешествие? Что мы узнаем о людях и природе из его размышлений? С какими проблемами сталкивается человек, живущий в городе? Какова роль природы в жизни человека? Какова роль человека в жизни природы?

<…> Занятые петербуржцы мало интересуются теми местами столицы, которые тесно связаны с памятью преобразователя России. Сколько тысяч людей ежедневно проходят мимо памятников величайшего исторического значения, проходят всю жизнь куда-нибудь на службу, фабрику и т. д., совершенно их не замечая. Да и неловко даже и присматриваться к памятникам, когда все кругом спешит по делу. Для этого нужно быть иностранцем или провинциалом. Но вот вы выехали за город. Сначала скрылись дома и остался только лес фабричных труб. Потом исчезли и трубы, и дома, и дачи; позади остается только серое пятно. И тут-то начинаются разговоры о делах Петра Великого. Указывают полузасохшее дерево на берегу Невы и говорят, что это «красные сосны». Петр Великий будто бы взбирался на одно из бывших здесь деревьев и смотрел на бой… А вот и Ладожское озеро и начало канала вокруг него. Кто-то сейчас же говорит: Петр Великий наказал этой канавой непокорное озеро… Тут же виднеется на островку белая крепость Шлиссельбург… Вот где, кажется, и вспомнить о делах Петра и вообще подумать над судьбой родины: крепость, построенная новгородцами и названная ими Орешек, перешла потом к шведам и стала называться Нотебург. В 1702 году, после знаменитого сражения, крепость достается снова русским и называется Шлиссельбург – ключ, которым, по словам Петра, были открыты двери в Европу. <…> Словно какие-то болезненные бледные призраки становятся на пути мысли к легким, приятным воспоминаниям о славных делах Петра… И чем дальше, тем больше и больше указывают различных памятников пребывания Петра Великого в этих местах. Нет никакой возможности здесь передать все эти народные предания, указать на все памятники. Их так много, что не знаешь, с чего начать, как связать. Здесь нужен историк. Необходимо пополнить этот пробел в нашей литературе. <…>

Вопросы и задания. Что такое «Край непуганых птиц»? Где он? Почему городскому жителю захотелось попасть туда? О чем, по мнению рассказчика, забывают городские жители и почему? Почему, оказавшись за пределами города, горожане начинают вспоминать страницы истории своего города, государства? Как раскрывается в произведении значение фигуры Петра Первого для россиянина?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

<…> Солнце погрузилось в Ладожское озеро, но от этого нисколько не стало темнее. Просто не верится, что оно закатилось, скорее подходит сказать: солнце «село». Словно там, за водной гладью горизонта, оно притаилось, прячется, как страусы прячут от охотника голову в песок. Светло по-прежнему, но мало-помалу все становится призрачным. Призрачным становится этот оранжевый, освещенный притаившимся солнцем дым… Это не дым, это длинная широкая дорога уходит вдаль, в небо. Призрачным кажется след на воде от парохода, почему-то не исчезающий, но все расширяющийся и расширяющийся туда, дальше, к исчезнувшему берегу. Призрачны все эти молчаливые люди, глядящие на водную и небесную дорогу… Это не полковник, батюшка, барышня и гимназист, а таинственные глубокие существа.

Легкая зыбь – «колышень» – рябит воду. Пароходом она не ощущается, но маленькое озерное судно «сойма» слегка покачивается. Немножко колышется и «лайда» – финское судно с картинно натянутыми парусами. Вдали показывается белое пятно. Маяк это, церковь с того берега, который уходит в Ладогу, или парус какого-то большого судна? Пятно куда-то исчезает, но скоро показывается маяк, а на красном небе вырисовывается полногрудый силуэт большого озерного старинного судна: «галиота». <…>

*Вопросы и задания. Какова эмоциональная доминанта пейзажа? Что вы чувствуете, прочитав этот фрагмент? Какие образы вам запомнились?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

*Вопросы и задания. Запишите ключевые слова для первого и для второго фрагмента. Меняется человек, оказавшись на лоне природы? Почему? Аргументируйте свою точку зрения.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Практикум VII.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.