В условиях реализации ФГОС ОО» — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

В условиях реализации ФГОС ОО»

2020-05-10 139
В условиях реализации ФГОС ОО» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В условиях реализации ФГОС ОО»

 (модуль «Литература Ленинградской земли»)

 

(для слушателей всех форм обучения)

 

Санкт-Петербург

2019

Рекомендовано к публикации в электронном виде по решению редакционно-

издательского совета ГАОУ ДПО «ЛОИРО», в рамках реализации

государственного задания на 2019 год

Букреева С.В. Рабочая тетрадь к КПК «Обучение основам религиозных культур и светской этики в условиях реализации ФГОС ОО» (модуль «Литература Ленинградской земли»). СПб: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2019. С. 40.

Рабочая тетрадь позволяет реализовать обоснованный ФГОС региональный компонент содержания образования на примере текстов региональной литературы и фольклора и адресована преподавателям предмета ОРКиСЭ, ОДНКНР учителям гуманитарного цикла. Материалы тетради могут быть интегрированы с материалами учебников, включенных в Федеральный перечень учебников, утвержденный приказами Минобрнауки России от 31.03.2014 г № 253 и от 20.06.2017 года № 581. Рабочая тетрадь предназначена для работы на курсах повышения квалификации, но ее материалы могут быть использованы учителем при подготовке к урокам по соответствующим темам.

Содержание

Введение ….. ……………………….…………………………………………………..............4-5

 

Часть I. Духовно-нравственные ценности в фольклоре народов Ленинградской области. ………………………………………………………………………………………… 6

Практикум I. Нормы морали и нравственности в пословицах и поговорках малочисленных коренных народов Ленинградской области ………………………………8

Практикум II. Духовно-нравственный потенциал изучения сказок народов Ленинградской области ………………………………………………………………………19

Практикум III.Ижорские народные песни- хранительницы народной мудрости…… 21

Часть II. Что объединяет разные народы? ………………………………………………..23

Практикум IV. Ценность родного языка и важность сохранения его традиций…….. 25

Практикум V. Карело-финский поэтический эпос «Калевала» как сокровищница духовного наследия народов Северо-Запада …………………………………………………26

Практикум VI. Образ северной природы как духовное пространство………………..

Практикум VII. Образ родной земли в поэзии края……………………………………….. 34

Практикум VIII. Тема исторической памяти в произведениях поэтов края…………. 37

Список литературы…………………………………………………………………………..38

Введение

Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» носит культурологический характер. В результате изучения «Основ религиозных культур и светской этики» ученик должен знать: «основные понятия религиозных культур; историю возникновения религиозных культур; историю развития различных религиозных культур в истории России; особенности и традиции религий; описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь». Ученик будет уметь: «описывать различные явления религиозных традиций и культур; устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; излагать своё мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества; соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры; строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника, излагать своё мнение; готовить сообщения по выбранным темам».

Материалом, позволяющим достигнуть этих результатов, выступает многообразная культура России, где важное место занимают региональные традиции. Особая роль в духовно-нравственном воспитании отведена знакомству с художественной региональной литературой и устным народным творчеством. Понимание ценности духовного наследия разных народов как источника их роста и обновления приводит к постижению уникальности своей национальной культуры, формированию национальной идентичности.

В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется «формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов».[1] Направленный на продолжение «духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся», на «формирование российской гражданской идентичности обучающихся» современный образовательный стандарт основного общего образования, предусматривает важность «сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России»[2]. С любви к малой родине, сознания ее неповторимости и ценности ее истории и культуры, начинается формирование национальной идентичности.

Решение этих задач на уроках гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности обеспечивает материал литературного краеведения. Экскурсии в краеведческие и художественные музеи, к местам этнографических, культурных, исторических и других памятников, на предприятия художественных промыслов, встречи с очевидцами исторических и культурных событий и т. д. позволят расширить пространство урока. Эти и другие формы работы, направленные на изучение краеведения, позволяют организовать проектную деятельность учащихся. Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов могут учитываться при формировании портфолио учеников.

Данная рабочая тетрадь позволяет реализовать вытекающий из положений ФГОС региональный компонент содержания образования на примере текстов региональной литературы и фольклора и адресована преподавателям предмета ОРКиСЭ, ОДНКНР учителям гуманитарного цикла. Материалы тетради могут быть интегрированы с материалами учебников, включенных в Федеральный перечень учебников, утвержденный приказами Минобрнауки России от 31.03.2014 г № 253 и от 20.06.2017 года № 581 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г № 253».

Рабочая тетрадь предназначена для работы на курсах повышения квалификации для учителей ОРКиСЭ и других гуманитарных предметов. Материалы рабочей тетради могут быть использованы учителем при подготовке к урокам по соответствующим темам. Предложенные автором тетради варианты заданий для учащихся помечены специальным знаком (*). Они могут стать предметом обсуждения на занятии КПК.

Рабочая тетрадь содержит две части. Первая часть, «Духовно-нравственные ценности в фольклоре народов Ленинградской области», включает три практикума. Вторая часть, «Что объединяет разные народы?», включает пять практикумов. Каждый из перечисленных блоков содержит тексты произведений фольклора и литературы и вопросы и задания для работы с ними, соответствующие построению общего курса ОРКиСЭ. Даны примеры заданий, которые учитель может использовать на уроках и во внеурочной деятельности.

Список рекомендуемой литературы и интернет-ресурсов позволит учителю привлечь более обширный материал для подготовки к урокам и эффективнее организовать самостоятельную и внеурочную деятельность учащихся.

 

 

Часть I.

Вопросы и здания к разделу

Водская пословица гласит: «В глубоком колодце вода не кончается». Это в полной мере может быть отнесено к культуре Ленинградской области. Многовековые традиции, которыми богата наша земля, должны играть важную роль в духовно-нравственном развитии школьников области. Некогда Водская пятина, Ижорская земля, Санкт-Петербургская губерния, а ныне, – Ленинградская область, – это поликультурное и многоконфессиональное пространство, объединившее русскую, финскую, шведскую, еврейскую, эстонскую, белорусскую, польскую, латышскую, немецкую культуру и культуры самобытных, еще прежде обосновавшихся в этих землях вепсов, ижор, води, карелов.

Проанализируйте известные вам и предложенные автором тетради источники по истории коренных народов края. Какие из этих источников могут быть предложены учащимся для выполнения проектных заданий по краеведческим темам? Составьте аннотацию к каждому из них.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Подберите фольклорные произведения, которые можно использовать на уроках. Составьте конспект урока/фрагмента урока по соответствующей теме, где можно использовать краеведческий материал. Используйте предложенный конструкт технологической карты урока.

Технологическая карта урока

__ класс

УМК______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема урока:

_____________________________________________________________________________

Цели урока:

  1. Деятельностная – формирование УУД (при изучении__ на примере__ в процессе_)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Предметно-дидактическая – (конкретная цель урока по предмету)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Планируемые результаты урока:

1. Предметные – (знания, умения, навыки, опыт...)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Метапредметные – (УУД, межпредметные понятия...)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Личностные – (ценностное отношение к себе, к явлениям мира, процессу обучения...; научное мировоззрение, экологическая культура, профессиональное самоопределение....)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тип урока:

1. По ведущей дидактической цели – (изучение нового материала; закрепление изученного материала; систематизация и обобщение ЗУН; контроль результатов обучения).

2. По способу организации – (комбинированный; синтетический).

3. По ведущему методу обучения – (репродуктивный; проблемный).

Методы обучения:

1.Основной – (репродуктивный/объяснительно-иллюстративный; проблемный (проблемно-поисковый и т.д.).

2. Дополнительные:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Средства обучения:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Этап урока

Методы обучения

Содержание деятельности

Формируемые УУД

Методы оценки/самооценки

учителя ученика
           
           
           

 

Практикум I.

Нормы морали и нравственности в пословицах и поговорках

Практикум II.

Наш язык

Водская народная сказка (сказка народа водь)

 

Мой дед говорил, наш язык начался, когда башню делали в Вавилоне. Там было много народа. Вот эту башню сделали, а она упала. Народ испугался, и все стали на своем языке говорить. И из этого получились у людей свои наречия. Не могут друг друга понять. Я прошу топор, а мне дают кирпич! Это не байка, это история.

 

Вопросы и задания. Вспомните библейское сказание о Вавилонской башне. Как оно отражено в сказке? Что мы узнали о происхождении водского языка?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Война птиц и зверей

Водская народная сказка (сказка народа водь)

 

В старину звери и птицы жили сначала хорошо. Но пришла зверям в голову плохая мысль – прогнать птиц с земли. И стали ссориться, и начали войну. Но птицы большие и они зверей победили. А летучая мышь очень хитрой была – для двух сторон хотела хорошей быть. До тех пор, пока звери побеждали птиц, она была на стороне зверей, а как начали птицы побеждать – она полетела на сторону птиц. Рассердились птицы и прогнали ее. Теперь летучая мышь может только после захода солнца летать, когда луна светит. А днем не может летать. Запрещено, птицы побьют, она их боится. Как солнце садится, так летает. А как увидят дети, то кричат: «Летучая мышь – ночной колобок, обманная мышь – трусливый колобок!»

 

*Вопросы и задания. Как вы понимаете основную идею сказки? Что вы узнали о птицах и животных? Как вы понимаете фразу детей «Летучая мышь – ночной колобок, обманная мышь – трусливый колобок!». Как вы оцениваете поведение летучей мыши?

 

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сапожник и король

Водская народная сказка (сказка народа водь)

Я расскажу про короля. Жил в государстве король. Рядом с домом короля жил сапожник. Делал работу и пел. Король утром рано встает, слышит, сапожник поет, и он жене говорит: «Что за странный человек? Всегда поет. Сам бедный, работает и ночью и днем. И ему еще поется!» В одно утро король встал. Сапожник всё поет. Тогда он зовет своего управляющего, дает ему целый мешок денег. И говорит управляющему: «Отнеси эти деньги сапожнику и скажи ему: «На эти деньги, возьми себе, не пой больше и не работай и убери этот дрянной дом подальше от моего дворца». Сапожник деньги взял, спрятал. Пришла ночь. Сапожнику не уснуть. Денег много. С места на место деньги перепрятывает. Все боится: «Деньги украдут, а меня убьют». Утром встал, положил мешок с деньгами на спину и отнес обратно королю. Говорит ему: «Будь добр, возьми деньги обратно, а то твои деньги мне не дают покоя. Я никак не могу спать». Король деньги взял. Сапожник остался жить, работать и петь. И сегодня поет. Тут и сказке конец.

 

*Вопросы и задания. Кто является главными героями сказки? Охарактеризуйте их. Что удивило короля в поведении сапожника? Почему сапожник вернул деньги? Как вы думаете, почему поет сапожник? Ответьте посменно на поставленные вопросы.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Практикум III.

Ижорские народные песни- хранительницы народной мудрости

Вопросы и задания

       Каков педагогический потенциал народных песен в курсе ОРКиСЭ? Как вы используете его на уроках? Подберите произведения песенного фольклора народов нашей области для использования их на уроках. Составьте урок/фрагмент урока с этими текстами.

 

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Изучите предложенные в списке литературы к тетради источники, которые можно рекомендовать учащимся для подготовки проектных заданий по соответствующим темам. Составьте аннотации к ним.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ижорский песенный фольклор

(Эта эпическая песня записана от последней ижорской сказительницы Екатерины Андреевны Александровой, недавно ушедшей из жизни. Екатерина Андреевна родилась в деревне Валяницы (ижорское название – Voloitsa) Кингисеппского района. От неё российские, финские и эстонские фольклористы записали сотни бесценных произведений устного творчества маленького народа, последние немногочисленные представители которого проживают в Ленинградской области.)

– Ласточка, солнечная птица,
та прекрасная птица воздуха,
что это там, на поле?
– Это брат там на поле.
– Что у брата на плече?
– Топор у брата на плече.
– Что на лезвии топора?
– Щепка на лезвии топора.
Где щепка упадёт,
там брат овёс посеял,
там-то сестра жать (будет),
ласточка – верхушки (колосьев) теребить,
соловей – гнездиться!

 

*Вопросы и задания. Как вы поняли смысл этой песни? Какие образы вам запомнились? Как вы поняли строки «Где щепка упадёт, / там брат овёс посеял, / там-то сестра жать (будет)»? Какое значение имеют образы ласточки и соловья? О каких традициях мы можем узнать из этой песни?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Часть II.

Задание к разделу

Характеризуя культуру Ленинградской области на протяжении нескольких десятилетий, используют восходящий к работам академика Д.С. Лихачева образ нашего края как «сада отечественной культуры». Здесь расположились такие крупные культурные центры как Приютино, Мурино, Сиверская, Саблино, Пустынька, Извара, Лопино, Имоченицы, Выборг, Гатчина, Тихвин и др., а также многочисленные памятные литературные места области, запечатленные в произведениях русских писателей.

С точки зрения Д.С. Лихачева, сад всегда выражает некоторую философию, эстетические представления о мире, отношение человека к природе.[3] «Сады в древнерусских представлениях, – писал Д.С. Лихачев, – были одной из самых больших ценностей вселенной. … Образ сада постоянен в православных хвалебных жанрах, в гимнографиив применении к Богоматери и святым. В «Изборнике 1076 года» говорится о садах, стоящих в «славе велице». … Эти образы принадлежали к первому ряду в иерархии эстетических и духовных ценностей Древней Руси. … В «Слове о погибели Русской земли» в кратком перечислении красот, которыми «украсно украшена» была Русская земля, говорится и о «виноградах обительных», под которыми имеются в виду монастырские сады».[4]

Найдите и укажите исторические и литературные краеведческие источники, позволяющие назвать Ленинградскую землю «садом отечественной культуры». Подберите факты и цитаты из этих источников, которые позволяют доказать это на примерах. Разработайте конспект фрагмента урока, где можно использовать данный материал. Выполните задание, используя предложенный конструкт технологической карты урока.

 

Технологическая карта урока

__ класс

УМК

Тема урока:

Цели урока:

1.Деятельностная. – формирование УУД (при изучении…. на примере… в процессе…)

2. Предметно-дидактическая – (конкретная цель урока по предмету)

 

_____________________________________________________________________________

Планируемые результаты урока:

1.Предметные – (знания, умения, навыки, опыт…)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Метапредметные – (УУД, межпредметные понятия…)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Личностные – (ценностное отношение к себе, к явлениям мира, процессу обучения…; научное мировоззрение, экологическая культура, профессиональное самоопределение….)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тип урока:

1.По ведущей дидактической цели – (изучение нового материала; закрепление изученного материала; систематизация и обобщение ЗУН; контроль результатов обучения).

2.По способу организации – (комбинированный; синтетический).

3.По ведущему методу обучения – (репродуктивный; проблемный).

Методы обучения:

1.Основной – (репродуктивный/объяснительно-иллюстративный; проблемный (проблемно-поисковый и т.д.).

2.Дополнительные:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Средства обучения:___________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Этап урока

Методы обучения

Содержание деятельности

Формируемые УУД

Методы оценки/самооценки

учителя ученика
           
           
           

Практикум IV.

Ценность родного языка и важность сохранения его традиций

Вопросы и задания

Опираясь на собственный педагогический опыт и используя предложенные дополнительные источники из списка литературы к тетради, охарактеризуйте историю и основные особенности языков коренных народов Ленинградской области (водского, карельского, ижорского, вепсского, финского). Что важно знать о них учащимся? Подберите примеры из художественных или публицистических произведений местных авторов, посвященных данной теме. Продумайте формы и содержание фрагмента урока, где будут формироваться первоначальные представления школьников об истории языков родного края.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

* Вопросы и задания. Прочтите стихотворение Армаса Хийри (Мишин, Армас Иосифович, 1935-2018), карельского писателя, поэта и переводчика, о родном языке. Что значит для поэта его родной язык? Как поэт передает «музыку родного языка»? Можете ли вы ее услышать? Что вы слышите? Какая это музыка? Какое значение имеет для вас ваш родной язык? Почему нужно беречь родной язык? Какие уроки мы можем извлечь из сказанного поэтом?

Армас Хийри

О музыка родного языка,
ласкающая слух мне с колыбели,
летящая ко мне издалека
из недр веков, сквозь ливни и метели.

Мне предки позабытые мои
язык свой, умирая, завещали.
В нем шум листвы и плеск речной струи.
Все радости мои и все печали.

Шепчу два слова: äiti, kotimaa –
и вижу мать, и вижу край родимый.
И блещет лето, и метет зима,
и машет осень красною рябиной.

       * Вопросы и задания. Что вы знаете об истории своего родного языка? Что вам запомнилось? Важно ли сохранять родной язык? Почему?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практикум V.

Руна первая

(фрагмент)

 

…Отвечает Ильмаринен: «О ты, старый Вяйнямёйнен Не обещан ли тобой я В Похъёлу, в страну тумана, Чтоб главу твою спасти мне, Самого тебя избавить! Не пойду, пока живу я И пока сияет месяц, В избы Похъёлы туманной, В те жилища Сариолы, Где героев пожирают, Где мужей бросают в море». Тотчас старый Вяйнямёйнен, Начал петь с большою силой, Чтоб поднялся бурный ветер, Всколыхнулся б страшно воздух Сам сказал слова такие И такие молвил речи: «Унеси его, о ветер, На своей неси ты лодке, Быстро мчи, чтоб он домчался В Похъёлу, в страну тумана» Сильно буря зашумела, Разрывает страшно воздух, Ильмаринена уносит, Быстро мчит его оттуда В Похъёлу, в страну тумана, В сумрачную Сариолу. Так понесся Ильмаринен, Так спешит оттуда дальше, По дороге ветра едет, По стезе воздушной свежей, Выше месяца, под солнцем, Над Медведицей широкой… …Тотчас Похъёлы хозяйка У пришельца вызнать хочет: «Не знавал ли ты, быть может, Или ты, быть может, слышал: Ильмаринен есть кователь, Он — кузнец весьма искусный? Уж давно мы ожидаем, Уж давно желаем видеть В дальних северных пределах, Чтоб он выковал нам Сампо». Ильмаринен, тот кователь, Вновь на третий день нагнулся Посмотреть, что получилось На пылавшем дне горнила; Видит: Сампо вырастает, Крышка пёстрая возникла.   И кузнец тот, Ильмаринен, Вековечный тот кователь, Стал тогда ковать скорее, Молотком стучать сильнее И выковывает Сампо, Что муку одним бы боком, А другим бы соль мололо, Третьим боком много денег. Вот уже и мелет Сампо, Крышка пестрая вертится: И с рассвета мелет меру, Мелет меру на потребу, А другую — для продажи, Третью меру — на пирушки. Рада Похъёлы старуха. Понесла большое Сампо, В гору Похъёлы относит, Отнесла в утес из меди, Что за девятью замками; Корни Сампо там зарыла В глубину на девять сажен, И один шел корень в землю, А другой — на берег моря, Третий корень — в глубь утеса.  

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Руна восемнадцатая

(фрагмент)

*Вопросы и задания. Кто является героиней фрагмента? Опишите ее. Какими добродетелями она наделена? Что вы скажете о ее характере?

Дева Анникки, красотка, Дочка сумерек и ночи, Прежде солнышка проснулась, Рано утром пробудилась И белье уже колотит, Платья чисто полоскает … Молвит старый Вяйнямёйнен, Говорит слова такие: «Ну, скажу я правду ясно. Я солгал тебе немножко: Я иду, чтоб взять девицу, Получить младую деву - Взять из Похъёлы суровой, Из туманной Сариолы, Из жилища людоедов, Где героев топят в море». Дева Анникки, красотка, Дочка сумерек и ночи, Услыхавши эту правду, Эту правду без обмана, Уж платков не выбивала, Платьев больше не стирала На широком переходе, На краю моста, на красном; Подхватив рукою платья, Подобрав подол рукою, Припустилася в дорогу, Побежала к дому быстро, К кузнецу пришла в жилище, Подошла сама к горнилу. Там работал Ильмаринен, Вековечный тот кователь, Делал лавку из железа, Серебром ее украсил; Копоть с локоть — на макушке, На плечах углей на сажень. Подошла к дверям девица, Говорит слова такие: «Брат-кузнец мой, Ильмаринен, Вековечный ты кователь! Челночок мне, братец, выкуй, Выкуй мне получше кольца,   Выкуй две иль три сережки, Пять иль шесть мне подпоясок, Я за то скажу всю правду, Безо лжи все расскажу я!» Дочка Похъёлы, красотка, Говорит в ответ ей слово: «Мать, ведь ты меня носила, Ты меня ведь возрастила! Я не выберу богатства, Ни с сокровищами мужа. Муж мой должен быть красивым: И лицом красив, и телом. Никогда то не бывало, Чтоб девицу продавали. Без сокровища пойду я К Ильмаринену младому, Что нам выковал здесь Сампо, Крышку пеструю украсил».  

 

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Руна двадцать первая

(фрагмент)

*Вопросы и задания. Прочитайте фрагменты двух рун, 21 и 41. Кто такой Вяйнямёйнен? О чем его песни? Какова скрытая в них сила? Чьи песни ему кажутся более значительными и сильными?

Молвил старый Вяйнямёйнен, Говорит слова такие: «Коль не явится другой кто, Чтобы петь со мною вместе, В одиночку петь я стану, И один спою я песни; Был певцом уж так и создан - Песнопевцем от рожденья, Не спрошу я у другого Ни пути, ни цели песен». Старый, верный Вяйнямёйнен, Пенья вечная опора, Начал радостное дело, Исполненье песнопенья, Зазвучала песнь веселья, Слово мощно загремело. Начал старый Вяйнямёйнен, Людям дал услышать мудрость: Знал он много слов хороших, Ведал много дивных песен, Больше, чем у скал каменьев, Чем цветов в воде цветущей. И запел тут Вяйнямёйнен, Пел он вечеру на радость Чтобы женщины смеялись, Чтоб мужчины веселились, Чтобы слушали, дивились Вяйнямёйнена напевам, И дивились те, кто слушал, Слух ничем не отвлекая. Молвил старый Вяйнямёйнен, Он сказал, окончив пенье: «Я совсем не знаменитый, Ни певец, ни заклинатель, Не могу пропеть я много, И мое уменье слабо. О, когда б запел создатель, Слово с уст своих сказал нам! Мощно песни он пропел бы, Произнес бы заклинанья. Море в мед он обратил бы, А песок — в горох красивый, Хрящ морской — в хороший солод, Солью стали б камни моря, Хлебородной почвой — рощи, Темный лес — пшеничным полем Горы стали б пирогами, Стали б яйцами каменья… Он бы пел и заклинал бы, Он бы пел, и рысий мех бы Для хозяина он создал, На кафтан сукно хозяйке, Башмачки на ноги дочке, Сыну — красную рубашку. О ты, Укко, бог верховный, Сделай, праведный создатель, Чтоб всегда тут сладко жили, Чтобы так довольны были, Как теперь на угощенье, На пирушке Сариолы. Пусть течет рекою пиво, Пусть медовое польется В этом Похъёлы жилище, По строеньям Сариолы. Чтобы днем здесь распевали, Вечерами мирно пели, Жив пока в дому хозяин И пока жива хозяйка…

Руна сорок первая

(фрагмент)

Вот играет Вяйнямёйнен - И в лесу не стало зверя Изо всех четвероногих, Кто скакать и бегать может, Чтоб не шли туда послушать И, ликуя, восторгаться. Белка весело цеплялась, С ветки прыгала на ветку; Подбежали горностаи И на изгороди сели; Лось запрыгал на поляне, Даже радовались рыси, Волк проснулся на болоте,- На песчанике поднялся Сам медведь в сосновых чащах, Средь густых зеленых елей. Волк бежит широким полем, По песку медведь несется И садится у забора, У калитки он уселся: Повалил забор на камни, На песок свалил калитку, На сосну тогда влезает, Он вскарабкался на елку, Чтобы ту игру послушать И, ликуя, восторгаться. Бодрый Тапиолы старец, Тот, кто в Метсоле хозяин, С ним и Тапио народец, Все, и девушки и парни, Влезли на гору повыше, Чтобы ту игру послушать. И сама хозяйка леса,- Эта бодрая старуха, Вышла в синеньких чулочках, Подвязав их красным бантом, На нарост березы села, На изгиб ольхи зеленой, Чтобы кантеле послушать, Чтоб услышать эти звуки. Все воздушные летуньи, Все с двумя крылами птицы Запорхали, прилетели, Прилетели и уселись Слушать радостные звуки И, ликуя, восторгаться…. И в воде не оставалось Никого, кто шесть имеет Плавников на теле рыбьем, Не осталось рыбьей стаи, Чтоб не шла туда послушать И, ликуя, восторгаться. Собрались, приплывши, щуки, Псы нескладные морские; Собрались от рифов семги, Из глубин сиги приплыли, Выплыл окунь красноглазый, Корюшки приплыли стаей, Вместе все в камыш уткнулись, Стали в ряд, чтобы послушать Вяйнямёйнена напевы И игрою восторгаться. Ахто, этот царь потоков, С бородой из трав зеленых, Выплыл тоже на поверхность, На цветке морском он выплыл. Слышит дивной песни звуки, Говорит слова такие: «Не слыхал ни разу в жизни Ничего, чтоб так звучало, Как играет Вяйнямёйнен, Как поет певец чудесный» Так играл отец почтенный, Восхищал всех Вяйнямёйнен. Даже дочери творенья, Девы воздуха явились И, ликуя, восторгались, Слыша кантеле звучанье;… ….Плачет старый Вяйнямёйнен, Слезы катятся обильно, Из очей сбегают капли, Вниз жемчужные стекают; Покрупней они брусники И горошины потолще, Покрупней яйца пеструшки, Головы касатки больше… … Так роняет Вяйнямёйнен Водяные капли, старый, На морское побережье, А с морского побережья В глубину воды блестящей, На чернеющую тину…

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

*Вопросы и задания. Какова роль искусства в жизни простых тружеников? Обладает ли искусство особыми свойствами? Каков народный певец? Какова его роль в повседневной жизни?

 

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Руна двадцать третья

(фрагмент)

*Вопросы и задания. Какие наставления даются жениху и невесте перед свадьбой? Каковы семейные ценности северных народов? Актуальны ли они в наши дни?

 

В продолженье целой жизни И пока сияет месяц, Ты нечистых нравов бойся, Чистоту свою храни ты! Добродетель в доме ценят, В добром до

Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.128 с.