Зона ближайшего развития (ЗБР) — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Зона ближайшего развития (ЗБР)

2020-05-08 245
Зона ближайшего развития (ЗБР) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лев Семенович Выготский

 

Согласно Выготскому Л. С., правильно орга-низованное обучение — обучение, которое опирается на зону ближайшего развития ребенка и «ведет» за собой развитие. Зона ближайшего развития (ЗБР) характеризу-ется содержанием, которым ребенок спо-

 

собен овладеть, подражая действиям взрослого. Важно подчеркнуть, что ЗБР — это область, создаваемая взрослым, внутри которой ребенок дей-ствует разумно и осмысленно. ЗБР представляет собой особое простран-ство взаимодействия взрослого и ребенка, в котором ребенок с помощью взрослого осваивает образцы человеческой культуры. Наличие ЗБР сви-детельствует о ведущей роли взрослого в психическом развитии ребенка.

 

Главный вывод

     
 

 


Обучение в рамках Программы — это развивающее обучение

 

в зоне ближайшего развития ребенка. Оно определяется со-держанием предлагаемых взрослым задач, которые ребенок еще не может решить самостоятельно, но способен выполнить

 

в совместной с взрослым деятельности. Развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и обучения детей.

 

 

 


Принцип культуросообразности Константин Дмитриевич Ушинский

 

Согласно принципу культуросообразности К. Д. Ушинского, своеобразие каждого на-рода обусловлено его историческим раз-витием, географическими и природными условиями и воспитание образованного человека и гражданина должно начинать-


 

19


ся со знания своей родины, ее природы, географии, истории, культуры. Применение принципа культуросообразности в Программе ориентиру-ет педагогов на учет национальных ценностей и традиций, что создает условия для духовно­-нравственного воспитания дошкольников. Обра-зование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).

 

Главный вывод

     
 

 


Воспитание и обучение ребенка должно строиться на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных тради-ций, а один из главных критериев отбора программного мате-риала — его воспитательная ценность.

 

 

 


Деятельностный подход Алексей Николаевич Леонтьев

 

В Программе реализуется деятельност-ный подход, представленный в работах А. Н. Леонтьева и его коллег (П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин и др.). Он выражается в том, что психика ребенка развивается в разнообразных спе-

 

цифических детских видах деятельности, таких как: игровая, изобрази-тельная, конструирование, исследовательская, проектная, общение и т. д.

 

Главный вывод

     
 

 


Обучение должно строиться на базе характерных для до-школьного возраста видах деятельности. Ребенок раз-вивается тогда, когда он является активным участником, субъектом процесса обучения, занимается важным и инте-ресным для него делом.

 

 

 


Периодизация развития Даниил Борисович Эльконин

 

Согласно теории периодизации психиче-ского развития детей, в развитии ребенка выделяются своеобразные периоды, опре-деляемые типом ведущей деятельности

 

и соответствующими психологическими особенностями.


 

20


Психическое развитие ребенка происходит неравномерно, и плавные пе-риоды развития завершаются «кризисом», скачком, когда ребенок перехо-дит на новый возрастной этап развития. Для каждого возрастного периода оптимальной является такая организация образовательного процесса, ко-торая осуществляется с опорой на ведущий вид деятельности.

 

Главный вывод

     
 

 


Программы дошкольного образования должны строиться

с учетом возрастных возможностей детей с опорой на ведущий вид деятельности.

 

 

 


Амплификация детского развития Александр Владимирович Запорожец

 

Согласно концепции детского развития А. В. Запорожца, в основе детского разви-тия должна лежать амплификация. Ампли-фикация — это широкое развертывание

 

и максимальное обогащение содержания специфически детских видов деятельно-

сти (игра, конструирование, изобразительная деятельность и др.), а также общения со сверстниками и с взрослыми. Применительно к психическо-му развитию ребенка, А. В. Запорожец противопоставлял амплификацию искусственной акселерации, выражающейся в форсированном обучении, сокращении детства, преждевременном превращении младенца в до-школьника, дошкольника в школьника и т. д.

 

Амплификация детского развития способствует формированию тех психических свойств и качеств, для возникновения которых наиболее благоприятные предпосылки создаются в раннем детстве.

 

Главный вывод

     
 

 


Авторы Программы, признавая уникальность дошкольного детства, как важнейшего этапа в общем развитии человека, ориентируются на обеспечение предельно полного прожи-вания детьми дошкольного детства как самоценного, значи-мого самого по себе этапа жизни каждого ребенка. Работа

 

в Программе ведется по линии обогащения (амплификации) детского развития, т. е. избегая искусственного ускорения или замедления социальной ситуации развития ребенка, максимально насыщается специфическими для дошкольного возраста видами активности, среди которых особая роль отво-дится игре как ведущему виду деятельности.

 


 

 


21


Развивающее обучение Василий Васильевич Давыдов

 

Развивающее обучение в системе Элько­ нина­-Давыдова ориентировано на по­­ нимание ребенком обобщенных отно-

 

шений и причинно-следственных­ связей между фактами. В дошкольном возрасте это означает, что у ребенка в процессе

 

специфических детских видов деятельности при освоении культурных средств развиваются мышление, воображение, умение анализировать, обобщать и делать выводы.

 

Главный вывод

     
 

 


Педагог должен в своей работе стремиться сделать обучение развивающим, то есть направленным не столько на накопле-ние знаний, сколько на развитие умения думать, рассуждать, вступать в диалог, отстаивать свою точку зрения.

 

 

 


Пространство детской реализации (ПДР) Николай Евгеньевич Веракса

 

В качестве главного условия развития дет-ской личности Программой предусма-тривается социальная поддержка детской индивидуальности. Для этого разворачи-вается «пространство детской реализации» (Н. Е. Веракса).

 

ПДР (пространство детской реализации) обеспечивает развитие лич-ности, поддержку ее индивидуальности, уникальности, неповторимости, предоставляет свободу способов самореализации, открывает путь само-стоятельного творческого поиска. Для этого взрослый должен уметь под-держивать инициативу ребенка на всех этапах:

 

‹заметить проявление детской инициативы;

 

‹помочь ребенку осознать и сформулировать свою идею; ‹способствовать реализации замысла или проекта;

 

‹создать условия для представления(предъявления,презентации)ребенком своих достижений социальному окружению, способство-вать тому, чтобы окружающие увидели и оценили полученный ре-зультат;

 

‹помочь ребенку осознать пользу и значимость своего труда для окру-жающих.


 

22


Таким образом, раскрывается и развивается индивидуальность каждо-го ребенка, поддерживается его уникальность, создается детско-взрослое сообщество, в котором формируется личностно-развивающий и гумани-стический характер детско-взрослого взаимодействия. Ребенок утверж-дается как личность, у него появляется опыт продуктивного социального взаимодействия с взрослыми и сверстниками, формируются переживания социального успеха и собственной значимости.

 

Главный вывод

     
 

 


Создание ПДР (пространство детской реализации) — необхо-димое условие развития индивидуальности и формирования личности ребенка. Педагог должен уметь поддерживать ини-циативу ребенка на всех этапах, во всех видах деятельности.

     
 

 

 


Цели и задачи реализации Программы

 

 


Главная Цель

дошкольного образования

 

Главная цель российского образования была сформулирована в май-ском Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях

и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»:

 

«Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций»1.

 

 

Эта цель является и всегда являлась главной целью программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».

 


1 Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О националь-ных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».


 

23


Для достижения этой цели в пятом (инновационном) издании про-граммы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» была решена очень важная и ак-туальная задача — обеспечение оптимального сочетания классического дошкольного образования и современных образовательных технологий. При этом были сохранены все основные преимущества Программы: эф-фективность, доступность, применимость в массовом детском саду даже в условиях перенасыщенности групп и ограниченном финансировании.

 

Главное нововведение пятого (инновационного) издания Програм-мы — это нацеленность на создание ПДР (пространство детской реализа-ции) — поддержку детской инициативы, творчества, развитие личности ребенка, создание условий для самореализации. Пятое (инновационное) издание Программы предоставляет дошкольным организациям и воспи-тателям больше возможностей, стимулирует к творчеству.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.