Актуальность и перспективность опыта — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Актуальность и перспективность опыта

2020-04-03 122
Актуальность и перспективность опыта 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Педагогический опыт

Природа – это самая лучшая из книг,

написанная на особом языке.

Этот язык надо изучать.

Н. Г. Гарин-Михайловский

  «Наблюдения в природе, как метод формирования экологического сознания детей дошкольного возраста» МДОУ ЯСЛИ – САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИ П А № 1 Г. ДОНЕЦКА Ку рчиной Елены Владимировны

Актуальность и перспективность опыта

Мир, окружающий ребёнка, - это прежде всего Мир

природы с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный

источник детского разума.

В. Сухомлинский

Сегодня экологическое образование в мире считается приоритетным направлением обучения и воспитания детей дошкольного возраста. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Изучение запросов родителей по отношению к экологическому образованию дошкольников показало, что 75 % родителей, считают главной задачей дошкольного учреждения «научить ребенка безопасному поведению в природе бережному отношению к ней». Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. Современные дошкольники будут жить в третьем тысячелетии, в быстро меняющемся мире с ухудшающейся экологией. Уже от них, их экологической грамотности, социальной активности, ответственности будут зависеть преодоление экологического кризиса, сохранение жизни на планете.

Я думаю, что только живое переживание, полученное в детстве и связанное с представлениями о ценности жизни всего живого вокруг, способного тоже ощущать боль, может изменить отношение к нашему Зеленому дому. Так как знания, полученные с первых лет жизни, могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. На мой взгляд, познавательный интерес к окружающему и эмоциональную насыщенность, я могла реализовать в экологическом воспитании, в процессе общения с природой: ведь экология – простор для детской деятельности (наблюдение, труд, игра, опытно-экспериментальная и речевая деятельность). Я творческий, эмоциональный человек, с большим стажем работы по этой теме (4,5 года) и всегда уделяла много внимания необходимости формирование знаний о живой и неживой природе, о явлениях природы, а также воспитания нравственных чувств. Изучила много литературы по экологическому воспитанию детей: С.А. Веретенникова «Ознакомление детей с природой»; М.М. Марковская «Уголок природы в детском саду»; Технология Н.Н. Кондратьевой - «Мы»; Н.А. Рыжова «Наш дом природа»; Л.Б. Поддубная «Природа вокруг нас»; З.Ф. Аксенова «Войди в природу другом»; П.Г.Федосеева «Система работы по экологическому воспитанию». Познакомилась с программами: А. Вересова «Мы земляне»; Е. Рылеева «Открой себя»; Ж.Л. Васякиной - Новиковой «Паутинка»; С. Николаевой «Юный эколог». За основу в своей работе я взяла программу С. Николаевой «Юный эколог». С учетом изученного, начала применять на практике разнообразные методы и приемы в работе. Особую роль отводила непосредственно образовательной деятельности и дополнительным образовательным услугам, так как считаю это важнейшими средствами воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

В работе я следую следующим педагогическим принципам: системность, наглядность, доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, сезонность. Все воспитание и обучение я детей строю в личностно-ориентированной модели. Для меня главное – это необходимость развития каждого ребенка как личности, для этого создаю все условия, где формируются не только знания, умения, навыки, но и самостоятельность, инициативность, творческое отношение к делу, свобода поведения и самооценка. Считаю, что необходимое условие для первоначального ознакомления детей с природой – это создание предметно-развивающей среды при сохранении трех принципов: активности, побуждающей к действию; стабильности – воспитатель стабилен, а среда меняется; комфортности – всем удобно.

Результативность.

Я считаю, что в результате проделанной мной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста есть положительные результаты. У детей сформировались начала экологической культуры, они научились анализировать, делать выводы. У них появилось желание общаться с растительным миром и отражать свои впечатления через различные виды деятельности. Мои воспитанники с желанием поливают и рыхлят растения, протирают пыльные листья у растений, помогают сажать на грядке (в зимнее время в группе) лук, также цветы, семена моркови и свеклы, помогают удалять сорняки, собирают семена цветов для следующей посадки, принимают участие в изготовлении кормушек для птиц, подкармливают птиц, помогают содержать в порядке уголки природы и участки. Воспитанники участвуют в праздниках и развлечениях, выставках поделок и рисунков.

Мой опыт практической деятельности позволил сделать вывод о том, что в процессе совместных дискуссий, рассуждений, поиска ответов на бесконечные детские вопросы, создаются благоприятные условия для побуждения детской пытливости и познавательной активности. На мой взгляд, это способствует радостной и интересной жизни детей в детском саду. Таким образом, я определилась с ведущей педагогической идеей в своей работе – личностный подход к ребенку в обучении и воспитании через игровую форму организации деятельности детей, побуждение к творчеству и развитию. Я стараюсь создать хорошее настроение себе и своим детям – кому советом, кому шуткой. Высшее проявление педагогической успешности – улыбка на лицах детей. В процессе работы я поняла, что исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Предметно-развивающая среда выступает мощным стимулятором личностного развития ребенка и способна провоцировать его к познавательно-исследовательской деятельности.

 

 

Приложение 1

По экологическому развитию

Задание №1.

Определить уровень знаний о характерных особенностях представителей животного мира, распределить их по видам; соотносить представителей фауны со средой обитания и выявить отношение ребенка к ним.

Инструкция к проведению.

Расселить животных на карте с учетом их проживания (картинки насекомых, рыб, птиц, диких и домашних животных).

Выбрать 2 животных, 2 насекомых и 2 птиц и ответить на вопросы:

· Как называется животное, птица, насекомое?

· Что ты можешь рассказать о нем?

· Что происходит с птицами, насекомыми и некоторыми животными осенью, зимой, весной?

· Как человек может помочь птицам зимой?

· Что произойдет, если исчезнут птицы (насекомые, звери)?

· Что такое «Красная книга», какие животные (птицы, насекомые…) занесены в нее?

· Как надо относиться ко всем животным?

Задание №2.

Игра «Когда это бывает?»:

Дополни предложение:

· Светит яркое солнце, дети купаются в реке…;

· Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках…;

· С деревьев опадают листья, птицы улетают в теплые края…;

· На деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники. (вопросы могут сопровождаться иллюстрированным материалом).

Назови времена года в чередующейся последовательности?

Задание №3.

Ботаническое лото.

Рассмотри, покажи и назови:

· Деревья (6 – 7);

· Кустарники (4 – 5);

· Ягоды (6 – 7);

· Грибы (съедобные и ядовитые);

· Цветы сада, леса, комнатные растения (по 6 – 7).

Беседа.

Какие условия необходимы для жизни, роста и развития растений?

Как правильно ухаживать за растением?

Какую помощь растениям оказывают животные, насекомые, человек?

Какие растения Белгородской области занесены в «Красную книгу»?

Дидактическая игра.

Разложи правильно карточки (от семечки до взрослого растения).

Назови и покажи части растения (корень, стебель или ствол, листья, цветы, семена, плоды).

Задание №4.

Беседа.

Чем дышит человек?

Где можно обнаружить воздух?

Что загрязняет воздух?

Как человек использует воздух, ветер?

Зачем и кому нужна вода?

Где встречается вода? (ручей, озеро, река, море, океан)

Назови свойства воды? (прозрачная, без вкуса, жидкая, нет запаха)

В каких состояниях бывает вода? (сосулька, снег, лед, дождь, роса, иней, туман, пар)

Надо ли беречь воду? Почему?

Что такое «почва»?

Задание №5.

Дидактическая игра.

Детям предлагается выбрать из серии картинок те, которые определяют правильное взаимоотношение человека с природой (экологические знаки) и объяснить свой выбор.

Каждое задание оценивается по бальной системе:

Высокий уровень – 3 балла;

Средний – 2 балла;

Ниже среднего – 1 балл;

Низкий – 0 баллов.

 

Высокий уровень знаний (3 балла)

Ребенок знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Аргументирует свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Называет их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражает свое отношение к представителям животного мира.

Классифицирует растения по видам, знает их характерные признаки. Называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно нужно ухаживать за ними. У него сформированы практические умения и навыки ухода за растениями. Он проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к растениям.

Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Правильно называет времена года, перечисляет их в нужной последовательности, знает характерные признаки каждого времени года.

Средний уровень знаний (2 балла).

Ребенок в основном знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Не всегда может аргументировать свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Иногда не может назвать их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Иногда затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально выражает свое отношение к представителям животного мира.

Классифицирует растения по видам. Иногда не может назвать их характерные признаки. Называет лишь некоторые условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает как правильно ухаживать за ними. В основном практические умения и навыки ухода за ними сформированы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним.

Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Почти всегда правильно называет времена года. Иногда затрудняется перечислить их в нужной последовательности. После наводящих вопросов взрослого правильно называет времена года. После наводящих вопросов взрослого правильно называет характерные признаки каждого времени года.

Приложение 2

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

 

1. Есть ли у вас дома животные? (Кошка, собака, рыбки и др.)

________________________________________________________________________________

2. Есть ли комнатные растения? Какие?

_______________________________________________________________________________

 

3. Кто ухаживает за животными или растениями?

________________________________________________________________________________

 

4. Что делает при этом ребенок (кормит, гуляет с ними, играет, поливает или ничего не делает)? - Подчеркнуть или дописать.

________________________________________________________________________________

5. Бываете ли вы с ребенком на природе? Если да, то где? С какой целью?

_______________________________________________________________________________

6. Где ребенок обычно проводит лето?

_______________________________________________________________________________

7. Читаете ли Вы ребенку книги о природе?

_______________________________________________________________________________

8. Знаете ли Вы стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе?

______________________________________________________________________________

9. Как вы относитесь к приобщению ребенка к природе?

_______________________________________________________________________________

10. Знаете ли Вы как приобщить ребенка к природе?

_______________________________________________________________________________

11. Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?

_______________________________________________________________________________

12. Как Вы думаете, получает ли Ваш ребенок знания о природе в детском саду?

_______________________________________________________________________________

Педагогический опыт

Природа – это самая лучшая из книг,

написанная на особом языке.

Этот язык надо изучать.

Н. Г. Гарин-Михайловский

  «Наблюдения в природе, как метод формирования экологического сознания детей дошкольного возраста» МДОУ ЯСЛИ – САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИ П А № 1 Г. ДОНЕЦКА Ку рчиной Елены Владимировны

Актуальность и перспективность опыта

Мир, окружающий ребёнка, - это прежде всего Мир

природы с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный

источник детского разума.

В. Сухомлинский

Сегодня экологическое образование в мире считается приоритетным направлением обучения и воспитания детей дошкольного возраста. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Изучение запросов родителей по отношению к экологическому образованию дошкольников показало, что 75 % родителей, считают главной задачей дошкольного учреждения «научить ребенка безопасному поведению в природе бережному отношению к ней». Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. Современные дошкольники будут жить в третьем тысячелетии, в быстро меняющемся мире с ухудшающейся экологией. Уже от них, их экологической грамотности, социальной активности, ответственности будут зависеть преодоление экологического кризиса, сохранение жизни на планете.

Я думаю, что только живое переживание, полученное в детстве и связанное с представлениями о ценности жизни всего живого вокруг, способного тоже ощущать боль, может изменить отношение к нашему Зеленому дому. Так как знания, полученные с первых лет жизни, могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. На мой взгляд, познавательный интерес к окружающему и эмоциональную насыщенность, я могла реализовать в экологическом воспитании, в процессе общения с природой: ведь экология – простор для детской деятельности (наблюдение, труд, игра, опытно-экспериментальная и речевая деятельность). Я творческий, эмоциональный человек, с большим стажем работы по этой теме (4,5 года) и всегда уделяла много внимания необходимости формирование знаний о живой и неживой природе, о явлениях природы, а также воспитания нравственных чувств. Изучила много литературы по экологическому воспитанию детей: С.А. Веретенникова «Ознакомление детей с природой»; М.М. Марковская «Уголок природы в детском саду»; Технология Н.Н. Кондратьевой - «Мы»; Н.А. Рыжова «Наш дом природа»; Л.Б. Поддубная «Природа вокруг нас»; З.Ф. Аксенова «Войди в природу другом»; П.Г.Федосеева «Система работы по экологическому воспитанию». Познакомилась с программами: А. Вересова «Мы земляне»; Е. Рылеева «Открой себя»; Ж.Л. Васякиной - Новиковой «Паутинка»; С. Николаевой «Юный эколог». За основу в своей работе я взяла программу С. Николаевой «Юный эколог». С учетом изученного, начала применять на практике разнообразные методы и приемы в работе. Особую роль отводила непосредственно образовательной деятельности и дополнительным образовательным услугам, так как считаю это важнейшими средствами воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

В работе я следую следующим педагогическим принципам: системность, наглядность, доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, сезонность. Все воспитание и обучение я детей строю в личностно-ориентированной модели. Для меня главное – это необходимость развития каждого ребенка как личности, для этого создаю все условия, где формируются не только знания, умения, навыки, но и самостоятельность, инициативность, творческое отношение к делу, свобода поведения и самооценка. Считаю, что необходимое условие для первоначального ознакомления детей с природой – это создание предметно-развивающей среды при сохранении трех принципов: активности, побуждающей к действию; стабильности – воспитатель стабилен, а среда меняется; комфортности – всем удобно.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.