Нравственность означает воздержание от неумелых действий и совершение умелых действий. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Нравственность означает воздержание от неумелых действий и совершение умелых действий.

2020-05-07 117
Нравственность означает воздержание от неумелых действий и совершение умелых действий. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Общим местом всех религиозных учений является поучение о том, что надо быть хорошим человеком и нельзя поступать плохо. Все родители желают, чтобы их дети выросли людьми хорошими, и все их воспитательные усилия направлены на это. Но дело в том, что нравственность нуждается в логическом обосновании. Мы должны понять, почему мы должны быть добрыми и каким образом можно научиться нравственности. Одними постоянно повторяемыми сентенциями вроде слов “будь добрым” невозможно на самом деле сделать людей подлинно нравствеными существами. Вы не должны прекращать какие-либо негативные действия только потому, что вам об этом говорит ваш Наставник. Но нужно самим понять, почему вам надлежит соблюдать определенные границы поведения. И если вы с таким пониманием прекратите совершать негативные поступки, то это и будет называться нравственностью.

Я уже рассказывал ранее, как надлежит практиковать нравственность в повседневной жизни. Просыпаясь поутру, не ведите себя подобно животным, сразу же кидающимся к своим кормушкам. Прежде всего постарайтесь открыть свой ум. Начните день с того, что говорите себе: “Мне повезло, я не умер”. И это правда: вчера одновременно с вами многие люди легли спать, но далеко не все из них проснулись сегодня утром. Смерть приходит к каждому живому существу, она может прийти к вам в любой момент, и поэтому вам очень повезло, что вы не умерли прошлой ночью. Скажите себе: “Мне очень повезло, что я не умер”. Один Мастер традиции Кадампа сказал: «Если вы не задумываетесь о непостоянстве и смерти утром, вы тратите попусту день. Если вы не думаете о непостоянстве и смерти вечером, то вы потратите впустую всю ночь.» Памятовать о непостоянстве и смерти не означает жить всё время в страхе смерти, а заключается в том, чтобы осознать свою реальную ситуацию. Ваше истинное положение состоит в том, что вам, как и всем другим существам, рано или поздно придется умереть, и момент наступления смерти неопределенен, она может прийти в любой момент, а когда она наступит, вам ничто не сможет помочь, кроме вашей духовной практики. Вот с таким пониманием своего везения - я жив! - вы должны просыпаться поутру и стараться провести день с пользой, прожить значимый день. Вы поддерживаете установку: «Я знаю, что страдания проистекают в действительности от меня самого, а не из каких-то внешних причин. Поэтому сегодня я не буду создавать причин страданий, не совершу негативных поступков. Мне надо как-то существовать, но я никогда не причиню вреда другим ради собственного блага.»

Буддизм объясняет, что умелые действия приносят позитивные результаты, а неумелые действия являются вредоносными как для других, так и для вас (косвенно). Что касается косвенного механизма переживания субъектом отрицательных последствий собственных негативных деяний, то можно сравнить его с эхо, которое может донестись и через миллионы лет, а может прозвучать сегодня.

Итак, практика нравственности в буддизме имеет в значительной степени основой медитацию на карму. Это одна из основополагающих практик буддизма. Чтобы практиковать нравственность, необходимо принять некоторые принципы: если я причиняю вред другим, то косвенно приношу вред и себе, помогая другим, помогаю и себе.

Есть три вида нравственности, или дисциплины: 1) нравственность несовершения 10 негативных карм, непричинения вреда другим (телом, речью, умом); 2) нравственность накопления благих заслуг; 3) нравственность оказания помощи живым существам. Это - ваша практика. Стараться каждый день становиться лучше - это ваша фундаментальная практика. Тренировка в нравственности подобна земле. Тренировка в мудрости подобна дереву, произрастающему из земли. При выполнении практики нравственности не следует насиловать себя, заставляя - “я должен действовать позитивно”, а нужно действовать на основе понимания. Буддийский тренинг в дисциплине можно пояснить, приведя для примера мёд на острие ножа: буддизм не говорит, что попытаться слизнуть мёд с острия ножа - это плохо, а объясняет, что это - опасно, и что нужно уметь делать это безопасно. Всё ваше мирское счастье подобно мёду на кончике ножа. Что бы вы ни делали, важно не переходить границы (безопасного поведения). И не сажайте свой ум в тюрьму...

Практика нравственности предполагает формирование Мудрости: сначала надо изучить, где пролегают границы, и когда узнаете пределы, можете свободно гулять в этих пределах. Тогда у вас будет свобода. Некоторые думают, что свобода состоит в том, чтобы переступать границы. Это - ошибка, как ошибкой является и попытка держать свой ум или ум своего ребенка в тюрьме запретов. Иные родители запрещают свои детям-подросткам пить, курить, гулять допоздна и даже ходить на дружеские вечеринки, и тем самым заточают ум ребенка в тюрьму всевозможных ограничений. И когда ум этого ребенка обретает некоторую свободу, то первое его желание - зайти за границы. Поэтому с достижением совершеннолетия некоторые начинают пить, курить и вкушать удовольствия “свободы”, и поначалу они рады новой жизни, но со временем появляется всё больше проблем: они не хотят уже пить, но алкоголь становится дурной привычкой, они не хотят быть наркоманами, но уже пристрастились к зелью и т.д. Родители, не зная, как научить детей вести себя по-настоящему нравственно, невольно способствуют тому, что они переступают границы. Вы не должны прекращать негативные действия только потому, что ваш Наставник говорит об этом. Но нужно понять, к каким последствиям они приводят, и на основе собственного понимания прекратить вредоносные поступки. Утром просыпаясь и открывая глаза, открывайте и свой ум. Начните со следующего: «Мне очень повезло, что я не умер. Вчера одновременно со мной многие легли спать, но некоторые из них уже не проснутся. Я ещё не умер, и это - большое везение.»Нужнопросыпаться с пониманием удачи - “я ещё не умер!” - и настраиваться провести этот день с пользой и не создавать причин для страданий, то есть не совершать негативных действий. Если человек проживает каждый день с подобным настроем и занимаясь повседневными делами ради поддержания своих жизненных ресурсов, придерживаясь установки: “Я никогда не причиню вреда другим ради собственного благополучия”, то это - человек с принципами.

У нынешних российских бизнесменов нет принципов, нет философии, поэтому шаг за шагом они идут ко всё большим ошибкам, и в результате у всех партнеров появляются проблемы, постоянно приходят плохие новости. Можно выделить две особые разновидности бизнеса - нелегальный и аморальный. Аморальный гораздо хуже нелегального, ибо противоречит естественным законам - ведь нормы нравственности, игнорируемые деловыми людьми, не придуманы кем-то, а основаны на законах природы - так было, так есть, так будет. Для бизнесменов, если они хотят иметь успех в делах, очень важно соблюдать моральные законы, ибо они суть природные законы, выражающие естественный механизм кармы.

Исходите из простого здравого смысла - “если нечто помогает другим, то поможет и мне”, и не ошибетесь. Надо изучив собственную ситуацию, использовать здравый смысл и держаться в границах естественного, безопасного (в смысле кармы) поведения. Изучите фундаментальную теорию, которую я преподаю вам, и научитесь принимать на её основе конкретные решения в зависимости от ситуации. И не спрашивайте меня постоянно, как вам следует поступать. Я хочу, чтобы вы превратились в наставника для себя самого и для других.

Оставайтесь внимательными к себе в течение дня. Сначала это трудно - поддерживать постоянное слежение за всеми своими действиями, состояниями, мыслями, но постепенно станетлегче. Находитесь постоянно в осознавании своих тела, речи и ума, вместо того, чтобы всё время обращать внимание на чужие недостатки. Обычно вы ведете себя как та обезьяна, которая, будучи сама грязной с головы до пят, дразнит другую обезьяну за то, что у той хвост испачкан. Как следить за телом, речью и умом? Совершая физические действия, будьте внимательны к действиям тела. Например, вы можете как будто случайно убить таракана, а потом говорить себе: “Это не я убил его - он просто умер”. Практикуя нравственность, вы должны честно осознавать совершаемые поступки - их настоящую мотивацию и кармические последствия, а благодаря этому - научиться удерживать себя от неблагих поступков. Когда вы находитесь в окружении большого количества людей, следует быть чрезвычайно осторожными с речью, дабы не причинить вреда необдуманными словами многим людям. Если хочется говорить - говорите, но постарайтесь сами слышать то, что произносите. Вслушивайтесь в то, что говорят другие люди и вы сами, когда разговариваете с другими. Тогда поймете, в чем ваши ошибки. А если вы слишком многословный оратор, то значит, вы глупец. Умный человек больше слушает и мало говорит. К сожалению, большинству людей очень нравится говорить много самим и контролировать других людей - они думают, что если будут контролировать других, то будут счастливы, а если будут многословны, то произведут впечатление умных людей. Это - ошибка. Вместо того, чтобы стремиться контролировать других, надо научиться самоконтролю. Самый лучший способ измениться к лучшему - это не говорить, а прежде всего - слушать. Я хочу, чтобы вы вначале были хорошими слушателями, а не хорошими ораторами, тогда в будущем обретете дар говорить людям то, что им полезно и интересно. Даже если два часа подряд будете держать речь, вас будут слушать, потому что до этого вы были хорошими слушателями. Но не верьте всему, что слышите - держите срединный путь! Слушайте даже маленьких детей, даже плохих людей.

Общение с плохими людьми может оказаться очень полезным для вашего духовного становления. Я говорю об этом на основе собственного опыта. Будучи подростком, я водился с плохой компанией. Моя мать очень переживала из-за этого. Видя это, я объяснил ей: “В будущем я хочу помогать людям - я должен знать, что это за люди. Не беспокойся за меня, мама”. В то время, когда я дружил с “плохими” людьми, я понял, что они не плохие, а просто не умеют скрывать свои недостатки. А они встречаются у всех людей. Человеческое лицемерие для меня лично гораздо более неприятное качество, чем прямые нелицеприятные высказывания или открытая критика. Так что общение с “плохими” людьми явилось для меня хорошей школой.

Итак, уметь слушать очень важно. Слушайте всех. Вам совсем не обязательно соглашаться со всеми. Слушайте, анализируйте и принимайте самостоятельное решение. В Тибете есть поговорка: “Слушай других, решай сам”. Современные люди поступают часто наоборот: не умеют слушать других и перекладывают на чужие плечи бремя принятия решений. Мои ученики часто так делают: плохо слушают Учение, а когда возникает необходимость принять то или иное решение, обращаются за помощью ко мне - чтобы я за них решил. Слушайте других, решайте сами! Тогда никого не будете винить, сделав ошибку. Тем самым будете совершенствовать свою духовную технику.

Когда вы наедине с собой, то проверяйте свой ум, потому что в такие моменты он очень активен - всякие концептуальные мысли осаждают вас. В связи с этим уместно напомнить слова Атиши: «Неведение и концептуальные мысли привязывают вас к сансаре». Яркой иллюстрацией к этому служит история, случившаяся во времена Будды Шакьямуни.

Это история о человеке, у которого было достаточно богатства. Как-то однажды, когда он отдыхал под деревом, эго показало ему одну “радугу”, сказав: “Ты не самый богатый человек в деревне”. И человек сразу же - под воздействием этой концептуальной мысли - погнался за “радугой” в надежде поймать - решил стать самым богатым. Что для этого делать? Он решил, что станет самым богатым, если засеет большое поле и получит богатый урожай (это другая концептуальная мысль). Но прежде нужно было вырубить растущие там деревья, и он ринулся к соседу за топором. Принеся топор, принялся рубить деревья, и концептуальные мысли не давали ему расслабиться - он работал допоздна. Когда понес топор соседу, то оказалось, что соседи уже ужинают, а поскольку по индийскому обычаю в это время нельзя людей тревожить, то он оставил топор во дворе, а ночью топор украли. В результате этого будущий “самый богатый человек” поссорился с соседом, его жена поругалась с женой соседа - было много шума. Случилось так, что сразу после этого скандала он встретился с Буддой. Будда сидел в очень спокойной, расслабленной позе - не так, как вы сидите в “медитации”. (Вы занимаетесь медитацией в таком неестественном положении и напряжении, что посторонний человек, увидев вас во время ваших упражнений, невольно ужаснется и почувствует отвращение к медитации). И он выглядел очень счастливым. Наш герой подумал: “Он очень счастливый”. И Будда сказал: “Да, я счастлив”. Тогда наш человек спросил: “Почему?”. И Будда ответил: «Потому что я не хочу стать самым богатым человеком в деревне, а поскольку я не хочу стать самым богатым человеком, то мне не надо рубить деревья, а поскольку мне не надо рубить деревья, то не приходится одалживать у соседа топор, а поскольку не нужно одалживать у соседа топор, то не придется его потерять, а раз не придется его потерять, то мне не из-за чего ссориться с соседом, а моей жене - с женой соседа.»

Что хотел этими словами сказать Будда? Он имел в виду, что проблемы порождаются концептуальными мыслями. Ведь всё началось с мысли стать самым богатым человеком в деревне, возникшей в то время, когда человек отдыхал. Так что не идите на поводу у своих концептуальных мыслей. Отслеживайте их, но не следуйте им. Отдыхая в выходные на даче, дайте отдохнуть и своему уму. Очень важно научиться отдыхать.

Это Учение (о порождении Бодхичитты, о практике 6 парамит) для меня очень полезно, поэтому я передаю его вам. Я передаю то, что практикую. Сам я не очень высоко реализованный человек. У меня нет тантрических реализаций. Но практика 6 парамит, которую я практикую, очень полезна для моего ума. Если вы будете практиковать это Учение, то в будущем вам легко будет практиковать Тантру. Тантра - это ход королевой. Имея хорошую позицию и пойдя ферзем, вы очень быстро сможете поставить мат своему настоящему противнику. В противном случае негативный ум быстро обыграет вас. Помните, что вы ведете игру не с другими людьми, а с собственными негативными состояниями ума, которые очень опытны и изворотливы, постоянно обманывая вас. Чтобы прекратить этот самообман, надо выстроить хорошую стратегию и занять удачную позицию. Тогда “радуги” негативного ума не введут вас в заблуждение. Вы будете спокойно констатировать: “О, это очередная картинка эго”. Пусть они проплывают - не пытайтесь их пресечь: их невозможно пресечь, просто наблюдайте. Когда идет волна, её не остановить. Волна идет из-за ветра. Что это за ветер, нагоняющий волны негативных эмоций и мыслей? Это ваш омраченный ум.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.