Положение - Размышление об ущербности себялюбия. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Положение - Размышление об ущербности себялюбия.

2020-05-07 136
Положение - Размышление об ущербности себялюбия. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Это очень важно - размышлять об ущербности себялюбивых, эгоцентрических мыслей. Если вы не сможете убедить себя в том, что эгоцентризм и себялюбие являются вашим настоящим врагом, то не сможете и породить в себе просветленное сознание Бодхичитты. Это окажется очень трудным делом, ибо в этом случае себялюбие будет постоянно с вами. Но не надо понимать эти слова превратно. Не надо думать, что если себялюбие есть нечто отрицательное, то “я” - это что-то вообще плохое или что-то вообще не существующее, и не делайте вывод -“я не должен быть счастлив”, “я не существую и нет смысла искать счастья”. Это - крайность нигилизма. Вы существуете и вы имеете право быть счастливыми. По своей природе вы чисты. По природе вы не являетесь плохими. Но эгоцентричный ум, один из вторичных ментальных факторов, является основным механизмом, который порождает все ментальные омрачения. Это тот вредоносный вирус, который повинен в происхождении всех болезней. Поэтому Мастера Кадампы говорят: «Сначала осознай своего истинного врага. Сначала выяви свою настоящую хроническую болезнь. Потом постарайся избавиться от неё.» Практика Дхармы заключается в том, чтобы излечиться от этой болезни. Практика Дхармы - это устранение эгоцентризма и неведения, ибо эти два фактора являются корнем всех страданий в сансаре. И Тантра предназначается именно для этого. Если Тантра не помогает вам устранить ваш эгоизм, а только усугубляет себялюбие, то это говорит о том, что вы неправильно используете её. Ваша болезнь в этом случае лишь усилится. Неправильный прием лекарства ухудшает состояние.

Ещё до того, как вы пустите свою стрелу, узнайте свою цель. До того, как приступить к курсу лечения, надо провести диагностику и правильно определить свою болезнь. В противном случае будете употреблять все лекарства, какие только попадутся под руку, и от этого ваше состояние будет всё более странным, и вам станут мерещиться всякие странные вещи, - это признак дурного воздействия, оказываемого духовным лекарством. Любое лекарство, самое сильное, если вы его правильно принимаете, оказывает благотворное воздействие. И любое лекарство, если вы его употребляете не по назначению, неправильно, влияет губительно или обнаруживает побочные эффекты. Дхарма - это средство борьбы со своим внутренним, истинным, врагом. Поэтому Мастера Кадампы говорили: «Усмири врага, пребывающего в тебе.» В этих словах - глубокий смысл.

А теперь я объясню, почему эгоцентрим, себялюбие являются вашими врагами. И что такое враг? Враг - это кто-то, причиняющий вам вред. Таких людей принято называть врагами. С другой стороны, если кто-то причиняет вам некоторый дискомфорт, но в перспективе это оборачивается для вас чем-то очень полезным, то он действует подобно врачу, действия которого болезненны для вас, но имеют целебный эффект, и потому вы его благодарите. Ваш внешний враг подобен врачу: те неприятные слова, которые он произносит в ваш адрес, подобны болезненным инъекциям, которые полезны, так как с их помощью вы можете укрепить свой ум. Поэтому подобно тому как вы благодарите врача, вы должны благодарить своих внешних врагов, так как они помогают вам стать сильнее. Но что касается внутреннего врага, то, как говорил Шантидева, этот враг никогда не поможет вам, он постоянно обманывает вас и постоянно вредит вам. Это - эгоцентризм и себялюбивые мысли. Они подобны яду. Каждый раз, когда в вашем сознании проявляются эгоизм и себялюбие, вы становитесь несчастным, и так будет всякий раз в будущем, когда они будут обнаруживать себя.

Напомню один практический пример. Девушка с себялюбивым характером собирается на вечеринку. Присущий её эгоцентризм говорит ей: “Ты должна быть сегодня самой красивой”. И этими мыслями она заключает себя в тюрьму, полностью сковывает все свои движения, чувства, стараясь на вечере быть “на уровне”, боясь, как бы не заметили хотя бы малейший недостаток её внешности. В ней нет естественности. К тому же завидев подругу, нарядную и веселую в окружении молодых людей, она совершенно расстроилась. В ней тут же заработал механизм эгоцентрического мышления и она услышала голос своего “эго”: “Почему она красивее меня? Почему не у меня, а у неё такое красивое новое платье и модные украшения?”. И тут же вслед за этой нездоровой мыслью возникло болезненное ощущение - зависть. Она почувствовала себя несчастной, а поскольку в ней уже работал вирус зависти, то это означало, что скоро в ней может вспыхнуть третья болезнь - гнев, а также четвертая болезнь - депрессия. И в силу этого то приятное место, где происходили эти события, и сама вечеринка превратились для неё в нечто ужасное. Даже музыка стала казаться кошмарной какафонией. А когда она сама что-либо произносила, то это были такие злобные, ядовитые слова, что все спешили отойти от неё. Её лицо от обуревающих злобных чувств безобразно покраснело. Еда - и та стала невкусной. И вообще ей уже не хотелось оставаться в этом месте, и она покинула вечер с головной болью, успев изрядно испортить настроение другим людям. Подобный психоэмоциональный механизм действует в нас постоянно. Мы всё время переживаем из-за него нездоровые чувства, но не сознаем его действия. Конечно, в вышеописанном примере я нарочито утрирую его характерные проявления, но так или иначе в описанных мною болезненных реакциях, вызванных эгоцентрической мотивацией, каждый из вас может узнать свои собственные, довольно часто переживаемые состояния.

А теперь рассмотрим другой пример: другая девушка, которая много раз слушала наставления в Дхарме, находится в той же ситуации - тоже идет на праздничный вечер. “Сегодня вечером состоится праздник для моих друзей. Если я принаряжусь, то поддержу всем хорошее настроение, всем будет радостно.” И если с подобной мотивацией накладывать макияж, то это становится практикой Дхармы. Практикуя таким образом Учение, девушка одевает вечернее платье, украшения и отправляется на праздник. И во время этого вечера в её сознании не было никаких себялюбивых мыслей, она видела, что всем весело и радовалась за них, и сама была очаровательна и весела. А когда увидела подругу, которая в этот вечер была красивее всех, то первой её мыслью было сорадование за неё: “Как я рада за неё, что она сегодня так красива и счастлива - ведь у неё были большие проблемы. Пусть же несчастья останутся у неё позади, пусть всегда она будет такой же веселой и красивой.”Каждый из вас может вообразить себя на месте этой девушки, радущейся за подругу. И поймите, что это - практика Дхармы. Как только вы ощутите нечто подобное, вас охватит чувство радости. Даже если вы станете говорить себе: “Я не должен радоваться”, - радость возникнет спонтанно. Если даже при этом вы будете внушать себе, что должны позавидовать подруге (другу), вам никогда не удастся вызвать в себе чувство зависти. Вместо этого вы будете радоваться. И лицо ваше в это время будет излучать радость. Человек, испытывающий подобные чувства, в этот момент по-настоящему прекрасен. Если он скажет хотя бы одно слово, все будут рады услышать его, потому что оно прозвучит от чистого сердца. Таким образом, на вечеринке можно заниматься очень мощной практикой Дхармы. Тогда и музыка будет прекрасной, и все люди будут хорошими для вас. Им будет приятно общение с вами, потому что вы не стараетесь удерживать общее внимание на собственной персоне, а просто говорите другим хорошие слова, иногда при этом подшучиваете над самим собой, чтобы развеселить окружающих. Мудрые люди всегда шутят над собой, чтобы доставить удовольствие другим. История об этих двух девушках призвана пояснить, в чем разница между настоящим и ненастоящим практиком. Вы должны быть похожи на вторую девушку. Но не надо, отправляясь на вечер, вешать на себя большие четки и одеваться в красные одежды.[140]

Итак, с помощью моих наставлений и приводимых примеров вы можете понять, каким образом эгоцентризм (себялюбие) вредит вам даже в этой жизни, не говоря уже о будущих жизнях. Даже на опыте одной этой жизни можно убедиться, что люди, в которых сильны эгоцентрические мотивы, более гневливы и подвержены депрессии, чем те, у которых меньше развито себялюбие. Это достоверно на 100 %. Там, где есть огонь, там всегда присутствуют жар, дым и остальные его симптомы, потому что все они всегда возникают по причине огня. Такова логика связи причины и следствия. Любой человек, в котором развит эгоцентризм, сильнее страдает от гнева, депрессии, зависти и т.п. В связи с этим один из Мастеров Кадампы сказал: «Эгоцентрический ум похож на настоящего охотника. Охотник убивает других живых существ. А ваше себялюбие подтолкнет к убийству других и к уничтожению источника вашего же счастья.» Почему люди убивают друг друга? Исследуйте, почему происходят убийства, и поймете, что в них повинен исключительно эгоцентрический ум. Ну, к примеру, рассмотрите такую ситуацию: некто, являющийся человеком с развитым эгоцентризмом и самолюбием, влюблен в женщину, а её любит другой, которому она отвечает взаимностью. Из зависти и ревности эгоцентрик убивает соперника. Такие случаи нередко случаются. Поэтому человеческий эгоцентризм, оборачиваясь необузданным самолюбием, действует как настоящий охотник-убийца. Это киллер.

Исследовав ситуации, которые приводят к кровавым развязкам, вы увидите, что все убийства происходят из-за человеческого себялюбия. Если бы сознание всех живущих было свободно от эгоизма! Если бы я был Буддой и имел такую силу, чтобы взять и изъять себялюбие из ума всех живущих, то тогда ни один человек не убивал бы других существ, и убийства прекратились бы вообще. Если бы какое-нибудь божество снизошло ко мне и предложило одарить меня некоей могущественной силой по моему выбору, то я бы попросил: “Пожалуйста, даруйте мне силу изъять из сознания каждого живого существа его эгоцентризм, его замкнутость только на своих собственных потребностях и интересах”. Если бы я отнял у вас себялюбие, то вы естественным образом избавились бы от своих страданий, ибо там, где отсутствует причина, нет и её результата.

Само по себе неведение, отрицательный ментальный фактор, мало на что способно. Оно, как царь без сановников и слуг, ничто - без министра Эгоцентризма (Себялюбия), который очень активен. Но возникает себялюбие по причине того, что имеет место неведение. Поэтому и нужно устранить неведение, а также, занимаясь практикой развития Бодхичитты, вы должны попытаться устранить самого худшего из своих врагов, самую опасную свою болезнь - эгоцентризм, себялюбие. Если бы у меня была сила освободить вас от вашей основной болезни, просто забрав её, то мне не нужно было бы давать вам слишком много лекарств. Но я не могу так просто излечить вас. Это невозможно. Если бы подобное было возможно, то все Будды прошлого давно бы это уже сделали - устранили из сознания всех живущих их главную болезнь, и ни у кого бы уже не оставалось эгоизма и себялюбия. Самый эффективный способ помочь живущим - это давать Учение. Я думаю, что самые лучшие Учения - это Учение о том, как избавиться от эгоцентризма и себялюбия, и Учение о том, как развить альтруистическую устремленность своего ума к заботе о других. Эти два Учения - самые главные. И осуществление на деле этих двух Учений является основной практикой буддизма.

Один великий Мастер Ккадампы, которого звали Геше Потова[141], сказал: «У меня две основные практики. Одна из них направлена на уменьшение и полное искоренение себялюбия. Вторая практика - это усиление и полное развитие заботы о других.»

Учения об Отречении и Пустоте направлены на устранение эгоцентризма и себялюбия. А Учение о Бодхичитте направлено на развитие ума, заботящегося о других. При этом Тантра - это всего лишь ответвление практики заботы о других. Зачем вам становиться Буддой очень быстро? Для того, чтобы побыстрее помочь всем живым существам. Поэтому Учения Тантры, быстрого Пути, являются разновидностью Учения о Бодхичитте. В этом смысле все Учения Сутры и Тантры, если их квалифицировать по двум практическим основаниям, являются, с одной стороны, практикой устранения в собственном сознании эгоцентризма и себялюбия, а с другой стороны, практикой развития ума, заботящегося о других. Третьего вида практики не дано. Если вы “обнаружите” какую-то третьего вида практику, то это ложная практика.

«Я, старый монах, всю жизнь изучавший Сутру и Тантру, практиковал эти Учения - искореняющие эгоцентризм и развивающие альтруизм. Помимо этих двух практик для меня более старых и важных Учений не существует», - говорил Геше Потова. Это был настоящий Мастер, всю жизнь медитировавший в горах, а также наставлявший в Учении других людей.

В этом и заключается сокровище тибетского буддизма - в том, что в тибетской традиции были такие величайшие Мастера, как Миларепа и Геше Потова, и ещё множество других великих йогинов - тысячи и тысячи Мастеров Дхармы. Сейчас все они в прошлом. Но у тибетцев и ныне есть большие Мастера, правда, они уже не столь выдающиеся. Их меньше. Ибо теперь мы наблюдаем времена упадка Учения. В настоящее время множество реализованных существ перерождается в других вселенных, чтобы помогать существам других миров. Они немного уже отчаялись по поводу этого мира. Здесь становится всё хуже и хуже. Учителя помогают людям получать Учение, но оно им не помогает. Но всё равно здесь остаётся некоторое количество Мастеров, чтобы помогать. Многие великие Учителя ушли отсюда, но остался я, не такой сильный Мастер, как они, но один из тех, кто несет ответственность за то, чтобы в эту эпоху упадка живые существа в этом мире не остались без помощи. Хотя современные Наставники не такие великие по сравнению с Учителями прошлого, всё же человек, который берет на себя ответственность в сложной, тяжелой ситуации, обладает некоторой долей мужества. Что касается меня, то я приехал сюда не по причине мужества, а потому, что Его Святейшество Далай-лама XIV попросил меня это сделать.

 Себялюбие - это настоящий яд. Что такое яд? Это пища, которую вы принимаете, и которая создает вам проблемы. Себялюбие - это сладкий яд. Сладкий яд - это то, что вам нравится, когда вы это вкушаете, но потом доставляет проблемы. Аналогичным образом себялюбие всякий раз, когда оно проявляется, приносит вам проблемы. Если у вас сильно развиты эгоизм и самолюбие, то от постоянной похвалы в ваш адрес имеющаяся в уме рана будет всё расширяться, ваше самолюбие будет становиться всё более болезненным, и в результате вы будете превращаться всё более в несчастливого человека. Чем больше рана себялюбивого ума, тем всё более несчастным вы будете становиться. Даже очень незначительные, безобидные слова станут очень легко уязвлять вас и ввергать в депрессию. В силу действия этого яда себялюбия одно маленькое слово, сказанное в ваш адрес, например, “ты дурак”, проникнет вам в сердце и ранит вас. Люди с очень развитым эго, если их назовут дураком, способны всю ночь напролет мучиться от этого (“как он посмел - меня оскорбить!”, “я не оставлю этого просто так!” и т.п.). Такова болезнь. Это действительно настоящая болезнь. Страдающий от неё человек по-настоящему беспомощен и испытывает болезненные ощущения. Он страдает от своего себялюбия. Когда я в качестве примеров описываю поведение других людей, вы смеетесь. Но иногда вы сами так себя ведете. И тогда вы не смеетесь, а думаете при этом, что правы.  

Затем следует проанализировать ущербность эгоцентрического мировоззрения и себялюбия. Эгоцентризм и себялюбие ущербны прежде всего потому, что являются источником всех негативных состояний ума, всех страданий. Любая боль, любое страдание, которое вы испытываете, приходят к вам из-за эгоистичных мыслей. Из-за своего себялюбия вы идете на ложь, обман, воровство, вредительство и убийство по отношению к другим и тем самым накапливаете негативную карму, а когда эта карма созревает и приходят её результаты, вам приходится страдать. И в этих страданиях повинно ваше же себялюбие. В страданиях, переживаемых существами адов, также повинно себялюбие, свойственное этим существам. Ады не созданы никакими карающими божествами. И вообще никто вас не карает. Когда вы пьете отраву, никакой доктор вас не наказывает - вы сами себя наказываете: в форме крайних страданий проявляется созданная вами карма. Сладкий яд на вкус может быть очень приятным, но пройдет некоторое время, и вы заболеете. Из-за чего? Из-за своих же собственных неумелых действий.

Вот это мы понимаем - то, что никто не повинен, если мы сами пили отраву. Когда мы понимаем, что наши страдания вызваны нашими же собственными неправильными действиями, то как-то пытаемся пресечь причины своих страданий или по крайней мере меньше страдать. Но мы, как правило, не знаем при этом, в чем же истинная причина наших мучений. Добраться до их настоящей причины вы можете, если проведете анализ. Вы обнаружите, что корень зла - в эгоцентрических, себялюбивых мыслях и в неведении. Тогда вы удостоверитесь, что эгоизм и себялюбие действуют подобно отраве - они вредоносны.

Будда Шакьямуни говорил, что есть три основных яда, отравляющих сознание: 1) неведение; 2) привязанность; 3) гнев, или ненависть. Из этих трех ядов главным, от которого проиводны остальные, является неведение. В силу неведения имеет место привязанность к самому себе, своему “я” - себялюбие. Это основная привязанность. Почему вы привязаны к своему “я”? Потому, что полагаете, будто ваша личность, ваше “я” имеет самосущее существование. А из-за привязанности к своему “я”, из-за себялюбия возникают все остальные омрачения, ментальные болезни. Будда дал Учение, в котором осуществлен очень подробный анализ природы сознания. Он объяснил механизм функционирования сознания, изложив детально, что есть первичное сознание, что есть вторичные виды сознания, в чем заключается негативное состояние ума и в чем - позитивное состояние ума, а также - каким образом негативное состояние сознания причиняет нам вред и как возможно его устранить, наконец, в чем коренная причина всех этих отрицательных состояний ума и описал подробно механизм их проявления и устранения. Всё это знание я, в свою очередь, передал вам. Мои наставления в Дхарме - это не моя собственная теория, а Учение Будды. Я лишь передаю его вам.

Вернемся к себялюбию. Из-за этой главной привязанности возникают все омрачения ума, а из-за омрачений мы создаем негативную карму, а потом страдаем. Из-за своего образа мышления, основанного на привязанности к “я”, мы вращаемся в сансаре и обречены на всевозможные страдания. Иной раз мы обретаем человеческое рождение, но будучи человеком, привязаны к своему “я”, и себялюбие не позволяет нам испытывать всё время счастье. Иногда мы чувствуем мимолетное счастье, но сами же его разрушаем. Из-за себялюбия в нас оживает зависть, а за завистью следуют депрессия и разочарование. Все проблемы, которые возникают в повседневной жизни людей, если проследить их истоки, происходят, как оказывается, из себялюбия, то есть из их привязанности к самим себе. И все семейные проблемы и трагедии в личной жизни - тоже из-за себялюбивых мыслей. Почему расходятся мужья с женами? Из-за себялюбия каждого из них. Сначала они, радостно возбужденные в ожидании счастья, сходятся. Жена при этом думает: “Он будет для меня лучшим мужем, обеспечит меня, я буду за ним как за каменной стеной, купит мне красивые наряды, дорогие украшения, дом, машину, и я буду счастлива.”Муж, в свою очередь, полагает: “Она будет мне хорошей женой - станет всё для меня делать: создаст домашний уют, будет вкусно готовить, стирать, родит хороших детей”. Оба - эгоцентричны: мужское себялюбие заставляет супруга ожидать от жены, что она что-то сделает, чтобы он был счастлив, женский эгоцентризм заставляет её ожидать, что муж даст ей всё, чтобы она была счастлива. И у обоих супругов забота о другом. “Я буду очень хорошим мужем для неё”, “я сделаю всё, чтобы он был счастливым” - таких мыслей у них нет. А в прежние времена супругов посещали такие мысли, потому что люди прошлого были способны на чистую, бескорыстную любовь. (Смех). Современным молодым людям это не свойственно.

Итак, любящие пребывают в радостном ожидании, хотят побыстрее пожениться и если проводят в разлуке хотя бы один день, то очень страдают. Потом наступает день свадьбы. И они в этот день очень счастливы. После свадьбы муж говорит: “Я в семье - главный”. Жена не хочет уступить бразды правления. Потом рождаются дети, у них тоже амбиции, и они настаивают на своих правах. Между мужем и женой - проблемы, между родителями и детьми - проблемы. О гармонии в семье говорить не приходится. Образование, которое мы получаем в школе, дает детям много информации, но не учит их тому, чтобы быть подлинно цивилизованными людьми, не помогает им нейтрализовать вредоносную силу человеческого себялюбия. Из-за этого повсюду в обществе - дисгармония, все чувствуют себя несчастными. Вся та неуравновешенность, нервозность, которая бывает в частной и общественной жизни, возникает из-за себялюбивого образа мышления людей. Если вы сильно привязаны к собственной персоне, к своему “я”, то где бы ни находились, не будете счастливы - вам всегда найдется на что пожаловаться. А если вашим мыслям присуща забота о других, то где бы вы ни оказались, везде будете пребывать в умиротворенном, радостном состоянии духа. Если вы не имеете возможности много читать о Дхарме или медитировать - это не страшно. Самое главное - это ежедневно принимать драгоценное лекарство заботы о других. Европейские врачи рекомендуют: ежедневно съедайте яблоко и можете не обращаться к медикам. Перефразировав, можно сказать: “Если каждый день у вас доброе сердце, это избавит от необходимости ходить к врачам.”

Себялюбие является самым вредоносным препятствием, которое может встретиться в вашей практике Дхармы. Злые духи, в действительности, очень добры к вам, они никогда не помешают вашей духовной практике, а лишь укрепят её. Тот человек, которого вы называете врагом, поможет вам выработать терпение. Любое неблагоприятное условие поможет вам так или иначе продвигаться по духовному пути (при том условии, что вы знаете, как следует преобразовывать неблагоприятные факторы в путь). Настоящая опасность, которая может вам встретиться в практике Дхармы, это - себялюбие, привязанность к своей личности, своему “я”. Себялюбие может сказать: ты великий духовный практик, твой уровень - очень высокий, тебе не нужны все эти простые упражнения для начинающих, они будут тормозом, практикуй самый высокий уровень, и тогда быстро станешь Буддой. Себялюбие обманывает вас. Следуя ему, вы никуда не придете. Я сразу заметил симптомы этой болезни, когда приехал в Россию. Всех здесь интересовала Тантра. Все хотели очень быстро стать Буддой. Подобный настрой - это главное препятствие. Поэтому я начал с того, что стал подготавливать своих слушателей на постепенное, поначалу очень медленное, продвижение в практике Дхармы. В ответ на просьбы дать Учение о Ясном Свете, других высоких практиках я снова и снова давал наставления в Прибежище, карме, Четырех Благородных Истинах, начальных основоположениях Учения. Вы, возможно, думали, что к вам приехал “Учитель Прибежища”. В течение четырех лет я не давал вам Учений Тантры, потому что ваше эго было очень раздутым: если бы в то время вы получили тантрическое Учение, то сразу же стали бы использовать его в эгоцентрических целях и занялись бы самомистификацией.

Итак, самое вредоносное, самое опасное, что может быть на вашем духовном пути - это ваш эгоцентризм, ваше эго. Если не будете осторожны, эго будет вас обманывать. Даже если уедете в уединенное место в горах, оно и там будет обманывать вас. Говорю об этом на основе собственного опыта. Однажды, когда я занимался медитацией, эго ожило в моем сердце. Я не заметил этого. Под влиянием эго пришли мысли: “Я самый молодой, меня особо выделяет Его Святейшество Далай-лама, я умный. Что они знают - эти люди, занимающиеся медитацией?”И вот вся эта сессия прошла в таком самообмане, внушенном моим эгоцентризмом. В результате мне расхотелось практиковать Ламрим. Эго сказало мне: достаточно с тебя Ламрима, пора переходить к тантрам - пришло для этого время, ты стал подходящим сосудом, теперь ты можешь уже очень быстро стать Буддой. Так что будьте чрезвычайно осторожны. Я всё время был очень осторожен с эго, но тем не менее оно устроило мне тогда ловушку, из которой мне всё же удалось своевременно выбраться. Иногда эго приходит в образе духовного практика, чтобы обманывать вас...Эгоцентризм проявляется в различных формах, чтобы мистифицировать вас. Будьте осторожны! На первый взгляд, такие его проявления, как самолюбие, представляются полезными для вас, но в действительности они играют роль вредоносных министров в королевстве ума, где царит слепое “я”. В настоящее время царь слеп, ибо пребывает в неведении. Самым активным его министром является себялюбие, которое постоянно обманывает слепого царя, и царь под его влиянием держит в заточении настоящего премьер-министра, хорошего и мудрого, - ум, заботящийся о других. Этот мудрый министр лишь изредка показывается в окнах тюрьмы, а министр-себялюбие властвует абсолютно в королевстве ума. Вы рабски подчиняетесь, когда господин Себялюбие говорит: “Этот человек сказал мне (мне!) непростительные вещи, нужно порвать с ним отношения, объявить войну”. И вы послушно выполняете его волю. А поскольку у министра-Себялюбия, который является в отсутствие истинного премьер-министра исполняющим его обязанности и верховным главнокомандующим, имеются в распоряжении войска клеш, негативных состояний ума, то мир вашего ума полностью порабощен этими силами. Это царство сансары.

Я так образно описал роль себялюбия, чтобы вы поняли: любое испытываемое вами страдание возникает из-за вашего себялюбия. С его помощью вы никогда не решите своих проблем. Возможно, некоторые малые проблемы эгоцентрический ум поможет разрешить, но - не настоящие проблемы. Мудрые это понимают. Следовать за себялюбием - это всё равно что, повернувшись спиной к солнцу, гнаться за своей тенью: вы ускоряете бег в надежде настигнуть, а тень убегает от вас ещё быстрее. Вы бегаете так всю свою жизнь. Даже если вы президент, вам никогда не схватить свою тень. Если бы президент Ельцин мог поймать тень своего счастья, у него не было бы проблем с сердцем. То, что у человека возникают проблемы с сердцем, служит признаком, что он очень быстро бежал за тенью - не смог поймать и очень устал[142]. (Смех). И мы тоже, с безначального времени и до сих пор, пытаемся поступать так же, и тоже не имеем успеха. Будда же сказал: «Не беги за своей тенью, лучше следуй в направлении солнца. Если ты пойдешь в сторону солнца Дхармы, то твое счастье, подобно тени, само пойдет за тобой.» Даже если скажешь в этом случае тени: “Не ходи за мной”, она всё равно последует за тобой. Ибо таков естественный механизм, заложенный в природе вещей. Если мы всё время будем потакать своему себялюбию, то нам никогда не стать счастливыми, ибо это и есть безуспешная погоня за собственной тенью. Но ум, заботящийся о других, подобен солнцу: если вы пойдете в направлении солнца, то ваше счастье само последует за вами. Идите в направлении солнца! На 100% я гарантирую в этом случае, что ваше счастье, подобное тени, само пойдет за вами. Я могу вам это доказать. Но немедленного результата не будет. Это я тоже могу гарантировать. Однако я могу вам сказать, что если посадите в землю семя яблони, то из него вырастет яблоня - не тотчас же, но в свое время. Поэтому очень важно иметь терпение.

Попытайтесь осознать ясно естественный механизм, и когда поймете его, то должны также уяснить, что большие результаты быстро не приходят. И вы поймете ещё, что та практика, которой вы занимаетесь, принесет большие результаты. Поэтому когда Бодхисаттвы жертвуют частью тела ради других живых существ, то для них это совсем не проблема, ибо они достоверно знают, что такое даяние принесет очень большой результат им самим, и для каждого живого существа - великое благо. Отдавая свои органы другим живым существам, они посвящают заслуги от этих благодеяний счастью всех живых существ, а не только собственному благу. Существует очень много историй о том, как Будда Шакьямуни, ещё будучи Бодхисаттвой, занимался практикой даяния.

Однажды его попросили отдать свой глаз - он выполнил просьбу. А в другой джатаке рассказывается о том, как будучи десятилетним принцем, он гулял в лесу с двумя братьями и нашел обессилевшую после родов голодную тигрицу, уже готовую съесть новорожденных. Отправив братьев под каким-то предлогом подальше, он пожертвовал свою плоть голодной тигрице, испытывая к тигрятам и к ней сильное сострадание: ведь если бы она съела от голода своих детенышей, то накопила бы огромную негативную карму. Ради предотвращения этого пожертвовав своим телом, юный Бодхисаттва думал при этом: “В сансаре я много раз умирал на поле боя из-за своей ненависти к другим, из-за привязанностей я тоже много раз терял тело, и всё это не имело никакого смысла и не принесло никакой пользы. На этот раз я подношу свое тело этой несчастной тигрице, и пусть заслуги от этого даяния станут причиной обретения мною состояния Будды ради блага всех живущих, и пусть я в дальнейшем жизнь за жизнью смогу помогать этим пятерым тигрятам. Сейчас я жертвую ради них своей плотью, а в будущем, когда стану Просветленным, пусть они станут моими первыми учениками, которым я сделаю подношение нектара Дхармы.” И вот с таким посвящением заслуг он совершил даяние тела и умер. Земля содрогнулась, а все боги и Бодхисаттвы поклонились этому месту. Вот это - действительно великое человеческое существо. В то время как он произносил слова посвящения своей героической жерты благу всех живущих, его матери-царице приснился сон: летели три птички, налетела большая птица и убила самую маленькую, бежали в горах три олененка, но тигр задрал самого юного. Царица проснулась и первой её мыслью было, что что-то происходит с её любимым младшим сыном. Всем царством отправились на поиски, но встретили только двух старших царевичей, которые и сказали, что младший брат пожертвовал свою плоть тигрице. Услышав эту весть, все упали замертво, ибо любили принца: он был не только хорош собой, но и очень добр и близок к простому народу, и все надеялись, что он станет великим царем - таким же, как Его Святейшество Далай-лама для Тибета. Люди стали рыдать от горя. Но в этот момент в небе показался юный бог, и прозвучали слова: “Пожалуйста, не лейте слезы. Я - ваш принц. Не стоит меня оплакивать. Достоин печали лишь тот, кто создал негативную карму и испытает её результаты. А я силою сделанного подношения переродился богом. Положительные результаты неизменно приводят к хорошим последствиям. Не случится такого, чтобы благодеяние привело к плохим последствиям. Вместо того, чтобы плакать по мне, соберите мои кости и сделайте ступу. Постарайтесь воздерживаться от 10 негативных карм и помогайте друг другу. Не живите только для себя. Живите и ради других. Тогда я могу обещать, что будете преуспевать во всех своих начинаниях, и дожди своевременно будут проливаться на вашу землю, и всегда будет пища на столе, и не будет смертельных эпидемий. (А в наши времена появляются всё новые, странные заболевания - из-за негативной кармы). И произнеся эти наставления, он испарился в небе.

Для меня это очень глубокая история. В ней - сжатое Учение о Бодхичитте. Но памятуйте о словах Шантидевы: «Пока у вас отсутствует великое сострадание, не жертвуйте свое тело. Не впадайте в крайности.» Сначала постарайтесь развить в себе сильное сострадание. Занимайтесь медитацией тонглен. Тогда ваш ум будет становиться всё сильнее, и в будущем, когда возникнет соответствующая ситуация, вы сможете, подобно Будде, поднести свое тело благу всех живых существ. Эти истории о предыдущих воплощениях Будды для меня очень полезны.

Итак, наихудший враг ваш - это себялюбие. Другие существа - не враги вам. Они - ваши матери и в прошлом были невероятно добры к вам, но сейчас не помнят этого, как и вы. И все вы ведете себя как малые дети: стоит вам совершить небольшую ошибку, как они начинают злиться на вас, или, наоборот, стоит им допустить ошибку по отношению к вам, как вы начинаете сердиться на них. А когда вы делаете кому-то что-нибудь хорошее, то он называет вас лучшим другом. А тех, кто к вам хорошо относится, вы называете своими друзьями. Таковы люди. Таковы живые существа. Все они способны приносить вам пользу и, следовательно, стать вашими друзьями. И вы в принципе можете стать для всех другом. Не таков ваш эгоцентризм. Независимо от того, что вы делаете или сделаете, себялюбие будет приносить вам всё больше и больше вреда, потому что это яд, а яд всегда имеет негативные последствия, ибо такова его природа. Если даже из ядовитого продукта приготовит изысканное блюдо и подать его на тарелке из чистого золота, а затем смакуя съесть, используя золотые приборы, то всё равно наступит отравление - как и в том случае, если возьмете его руками и без всякого приготовления на огне просто съедите. Лучше всего - вообще не принимать ничего ядовитого.

Вы должны помнить, что самый сильный яд - это эгоцентрически настроенный, себялюбивый ум. Он не дает человеку покоя. Из-за него человек, чтобы ни делал, не достигает удовлетворения. Он получил новую квартиру, но сравнивая её с большими домами других людей, не может чувствовать себя счастливым, к тому же - и телевизор - не новый, да и машина - старая. Думая таким образом, человек не может спокойно спать. Он идет даже на обман или уголовные преступления, только бы добыть денег для приобретения новой машины. Это эгоцентризм так действует и постоянно нас обманывает. На первый взгляд кажется, что себялюбие играет в нашей жизни позитивную роль, приносит счастье, но на самом деле оно только вредит. С безначального времени эгоцентризм и себялюбие вам ни разу ничем ещё не помогли, но тем не менее, в настоящий момент в вашей жизни они в личине вашего лучшего друга восседают на высоком троне в самом сердце.

Я поведал вам тайну эго. Поймите, что если вы не изобличите вредоносную роль своего эгоцентрического ума и себялюбия, если не осознаете, каким образом система эго действует во вред вам самим и другим, то всё будет оставаться по-старому, и вам никогда не освободиться от страданий. Если же вы умный человек, то должны приложить усилия, чтобы сместить дурного премьер-министра в своем царстве и заменить его на доброго и мудрого главу - ум, заботящийся о других. В другой формулировке это называется обмен себя на других.

О чем идет речь, когда говорится об обмене? Вы не можете поменяться с другими местами. Что в действительности вы должны сделать? Отнять бразды правления в царстве своего ума у эгоцентризма и себялюбия и отдать ум под руководство министра по имени “забота о других”. Это и будет обмен себя на других. Так что это не трудно. Чтобы выполнить такой обмен, вам не придется забывать о себе. Просто поменяйте министра в царстве ума. Признаком того, что во владениях ума начал управлять новый министр - Бодхичитта, будет то, что вы станете просыпаться по утрам с мыслью: “Что я могу сделать для других?” Когда это произойдет - обмен себя на других, - в вашем сознании спонтанно станут проявляться все хорошие качества, подавлявшиеся до сих пор эгоцентризмом и себялюбием. Это любовь, доброта, сострадание к живущим и многое другое, в том числе - хорошая умственная концентрация. И вся ментальная система качественно изменится к лучшему, станет в конечном счете безупречно хорошей. Эта совершенная ментальная система и называется Освобождением и Просветлением. Не надо полагать, что когда вы достигнете Просветления, то впадете в какое-то небытие. Нет, Просветление не является небытием. На самом деле состояние Просветления означает, что все негативные состояния ума полностью и бесповоротно пресечены, а позитивные состояния ума проявляются настолько спонтанно, что это тотчас же создает причины безупречного счастья и само совершенное счастье. Это состояние называется настоящим счастьем. Это полное, неизбывное, непрекращающееся счастье, ибо причины его никогда не прекращаются, так как практикующий создал в своем сознании такую систему, что всё спонтанно функционирует правильно, без перебоев. А как извест


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.