Вопрос 1. Натурфилософия античности (6 в-сер 5 в до н.э.). — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Вопрос 1. Натурфилософия античности (6 в-сер 5 в до н.э.).

2020-05-07 418
Вопрос 1. Натурфилософия античности (6 в-сер 5 в до н.э.). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема: Античная философия

1.Натурфилософия античности  (6   в-сер 5    в    до  н.э.)
2. Классический период античной философии (сер 5- конец 4 в до н.э.)

3. Эллинистическая философия (3 - 1 в. до н.э.).

4. Философия Древнего Рима. (1в. до н.э.-6 в. н.э.)

 

Вопрос 1. Натурфилософия античности (6 в-сер 5 в до н.э.).

  С эпохой античности связан не только ранний этап формирования философии, но и зарождение европейской философии. Европейская философия зародилась в Древней Греции в начале VI века до н.э. Это было связано с определенными социально - экономическими условиями. В конце VII-начале VI вв. до н.э в Древней Греции бурно развивались торговля и мореходство, происходила колонизация земель. Греки достигли западных границ Средиземного моря (пролива между Европой и Африкой). Все это приводило к расширению их географического мировосприятия. Античная философия имеет свои временные и пространственные границы. Время ее существования - с VI в. (585 г до н.э. –солнечное затмение) и до VI в. н.э., когда император Юстиниан закрыл в 529 г. н.э. последнюю философскую школу - Платоновскую Академию. Греческая философия возникла в Ионии, на побережье Малой Азии, где располагалось множество поселений-колоний. Традиционно первым философом считается Фалес Милетский.

Основные характерные черты, свойственные античной философии:

1. Космоцентризм. Это философский мировоззренческий принцип, содержанием которого было стремление понять мир как целое, его происхождение и сущность.

Чрезвычайно важным для античной философии, особенно на первых этапах её развития, было понятие    «космос».
 В греческом мышлении понятия «космос» и «хаос» были противопоставлены. Человек и общество также считались частью космоса и не выделялись из него. Именно на постижение космоса направляли свои интеллектуальные усилия античные философы. Однако представления античных мыслителей о космосе существенно отличались от современных.

2. Онтологизм античной философии. Онтологизм прежде всего заключается в признании бытия мира независимого от нашего сознания в качестве предпосылки нашего мышления об этом мире. Античная философия была укоренена в размышление о бытии. Существование бытия вне сознания почти не  подвергалось      сомнению.
3. Диалектичность. Именно античной философии европейская традиция обязана формированием основ диалектического метода. Греческие мыслители первые начали рассматривать мир как постоянно изменяющееся противоречивое целое. Они заложили традицию изучения бытия в процессе его становления.
    

                                    

Датой окончания античного периода развития философии считается 529 г., когда была закрыта последняя философская школа – платоновская Академия.

Для первых античных философов предметом философии была природа. Природа в переводе с греческого фьюзис, поэтому их часто называют физиками или натурфилософами. Натурфилософия (VI в. до н.э. сер 5 в до н.э.). Ее спецификой является стремление понять сущность природы, мира, космоса в целом. Главным был вопрос о первоначале мира, из чего все произошло?

Первоначало мира (архэ) в досократовской древнегреческой философии — первооснова, первовещество, первоэлемент, из которого состоит мир.
Для характеристики учений первых философов этот термин использовал Аристотель.

У Фалеса в роли архэ выступает вода (как самая «бесформенная» материя, стихия). «Все произошло из воды и в воду уходит».    Фале́с (640/624 — 548/545донэ.) — философ и математик из Милета (МалаяАзия). Предсказал солнечное затмение в 585 году до н.э. Представитель ионической натурфилософии и основатель милетской (ионийской) школы, с которой начинается история европейской науки. Традиционно считается основоположником греческой философии (и науки) — он неизменно открывал список «семи мудрецов», заложивших основы греческой культуры и государственности.
У Анксимандра архэ — апейрон — первостихия, не являющаяся какой-то определённой вещью, «никакая» сама по себе, но порождающая четыре стихии и целый мир определённых вещей, некое беспредельное, вечное начало. Анаксима́ндр Миле́тский (610 — 547 / 540 до н. э.) — древнегреческий философ, представитель милетской школы натурфилософии, ученик Фалеса Милетского и учитель Анаксимена. Автор первого греческого научного сочинения, написанного прозой («О природе», 547 до н. э.). Ввёл термин «закон», применив понятие общественной практики к природе и науке.

У Анаксимена архэ — «неопределённый воздух» апейрон, дыхание). Анаксиме́н Миле́тский (585 / 560 — 525 / 502 до  н.   э.) — древнегреческий философ, представитель милетской школы натурфилософии, ученик Анаксимандра.

У Пифагора архэ — число, задающее порядок в природе, постигаемый в математике и — как сказали бы современные учёные — в физике). Пифагор – число,Пифагор Самосский (570—490 гг. до н. э.) — древнегреческий философ, математик и мистик,создатель религиозно-философской школы пифагорейцев.
У Гераклита архэ — огонь (как самая «тонкая» и «живая» стихия). Впрочем, истинным первоначалом является подобный огню Логос, закон, поддерживающий мировой порядок.   Геракли́т Эфе́сский (544—483 гг. до н. э.) — древнегреческий философ. Основатель первой исторической или первоначальной формы диалектики. Единственное его сочинение, от которого сохранилось только несколько десятков фрагментов-цитат, — книга «О природе», состоявшая из трёх частей («О природе», «О государстве», «О Боге»). Ему приписывается авторство известной фразы «Всё течёт, всё меняется в одну и ту же реку нельзя       войти дважды».»
  У Демокрита архэ — бесконечно разнообразные атомы, разделённые пустотой, неделимый  атом. Демокри́т Абдерский (460 до н. э., Абдеры — ок. 370 до н. э.) — древнегреческий философ, предположительно ученик Левкиппа, один из основателей атомистики и материалистической философии.

 

Сократ утверждал «Познай самого себя». Для него главным предметом философии была этика. Он считал, что правильное действие должно основываться на правильном познании. Основанием этики стала гносеология. Полагал, пороки проистекают от невежества. Самое ценное качество – добродетель.

Сократ любил часто разговаривать с людьми. Проводил т.н. «Сократовские беседы». Поднимал ряд вопросов, в ходе которых раскрывались противоречия в рассуждениях собеседника. Применял «Метод «иронии» - субъективную диалектику. А затем Сократ вскрывал это противоречие, помогал слушателям «родиться к новой жизни (позже это стали называть маевтика– повивальное искусство), к познанию всеобщего – как основы морали». Исходное начало познания – ирония. «Я знаю только то, что ничего не знаю (другие не знают и этого)». Человек черпает знания из самого себя.

По Сократу: «Задача философии – помочь человеку родиться к новой жизни, стать разумнее». Сократ говорил о трех основных человеческих добродетелях:

Вершиной развития древнегреческой философии было учение ученика Платона Аристотеля (384–322 гг. до н.э.). В Афинах открыл школу у Ликейского храма (Лицей). Дал классификацию наук: теоретические – познание ради познания, практические – дают идеи для поведения человека, творческие – познание с целью осуществления чего-либо прекрасного. Логика – инструмент познания, введение в философию.

Все существует как единичное, индивидуальное, воспринимаемое чувствами человека. Но мир следует изучать в его единстве и необходимости. Изучает основные формы бытия и общие логические понятия (категории). Основная категория – сущность. Она – основа, которой принадлежат все остальные свойства.

Бытие у Аристотеля – этосистема категорий, связанных между собой, подвижных, текучих. Материя субстрат каждой вещи, из которой возникает какая-нибудь вещь. Она вечна и неуничтожима. Нет материи в чистом виде, без формы. Материя – это возможность, а форма – действительность. Энтелехия – осуществление вещи в движении от материи к форме.

Движение:   «Не существует движений помимо вещей». Движение – это процесс превращения потенциального в актуальное (процесс превращения меди в статую).

Процесс познания:Тело – внешнее раздражение – ощущение – воображение – мышление. Объект познания – реальный мир. Природа первична. Аристотель – сенсуалист. Мышление – изучается логикой. Порядок вещей в природе – верховный закон для сочетания понятий в суждениях. Но понятия могут сочетаться субъективно, что ведет к заблуждению, объективно – к истине.

Созерцание – высшая форма познания и досуга. Общественные взгляды – человек политическое существо имеет инстинкт к совместному проживанию. У раба на первом месте тело, у свободного душа. Душа господствует над телом. Государство создается, чтобы жить счастливо. Идеальное государство основано на частной собственности на землю, орудия труда и рабов. Государство должно заниматься воспитаем молодежи. Творец общества – средний класс.

Аристотель разработал типологию государств:

1. Правильные:

- царская власть (один на благо всех) монархия

- аристократия – власть немногих в интересах общества

- полития – правление большинства, отбираемое на основании определенного ценза.

2. Неправильные:

- тирания (одного ради своих интересов)

- олигархия (немного ради себя)

- демократия (большинство неимущих только ради своих интересов).

Лучшее – полития.

Вводит понятие «средней формы» государств:

- в нравах – умеренность

- в имуществе – достаток

- во власти – средний класс.

Понятие «справедливости»:

а) уравнивающая – источник – закон

б) распределяющая – от вклада каждого (кто сколько сделал, тот столько и получил)

Человек – общественное животное, наделенное разумом, по своей природе предназначен для жизни в обществе. Только в обществе может сформироваться нравственность. Тот, кто не в состоянии ответить за свои поступки, не способен стать господином самому себе, не может воспитывать в себе умеренность самоотречения и др. добродетели, тот раб по природе и может осуществлять лишь волю другого.

 

Тема: Античная философия

1.Натурфилософия античности  (6   в-сер 5    в    до  н.э.)
2. Классический период античной философии (сер 5- конец 4 в до н.э.)

3. Эллинистическая философия (3 - 1 в. до н.э.).

4. Философия Древнего Рима. (1в. до н.э.-6 в. н.э.)

 

Вопрос 1. Натурфилософия античности (6 в-сер 5 в до н.э.).

  С эпохой античности связан не только ранний этап формирования философии, но и зарождение европейской философии. Европейская философия зародилась в Древней Греции в начале VI века до н.э. Это было связано с определенными социально - экономическими условиями. В конце VII-начале VI вв. до н.э в Древней Греции бурно развивались торговля и мореходство, происходила колонизация земель. Греки достигли западных границ Средиземного моря (пролива между Европой и Африкой). Все это приводило к расширению их географического мировосприятия. Античная философия имеет свои временные и пространственные границы. Время ее существования - с VI в. (585 г до н.э. –солнечное затмение) и до VI в. н.э., когда император Юстиниан закрыл в 529 г. н.э. последнюю философскую школу - Платоновскую Академию. Греческая философия возникла в Ионии, на побережье Малой Азии, где располагалось множество поселений-колоний. Традиционно первым философом считается Фалес Милетский.

Основные характерные черты, свойственные античной философии:

1. Космоцентризм. Это философский мировоззренческий принцип, содержанием которого было стремление понять мир как целое, его происхождение и сущность.

Чрезвычайно важным для античной философии, особенно на первых этапах её развития, было понятие    «космос».
 В греческом мышлении понятия «космос» и «хаос» были противопоставлены. Человек и общество также считались частью космоса и не выделялись из него. Именно на постижение космоса направляли свои интеллектуальные усилия античные философы. Однако представления античных мыслителей о космосе существенно отличались от современных.

2. Онтологизм античной философии. Онтологизм прежде всего заключается в признании бытия мира независимого от нашего сознания в качестве предпосылки нашего мышления об этом мире. Античная философия была укоренена в размышление о бытии. Существование бытия вне сознания почти не  подвергалось      сомнению.
3. Диалектичность. Именно античной философии европейская традиция обязана формированием основ диалектического метода. Греческие мыслители первые начали рассматривать мир как постоянно изменяющееся противоречивое целое. Они заложили традицию изучения бытия в процессе его становления.
    

                                    


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.