Это не «просто вода», это «ВОДА КАК ВСЁ В МИРЕ». — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Это не «просто вода», это «ВОДА КАК ВСЁ В МИРЕ».

2020-05-07 101
Это не «просто вода», это «ВОДА КАК ВСЁ В МИРЕ». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СЛОВА МУДРЕЦА

(черновик 2011 года)

Предисловие 2020 года: этот текст может быть поможет понять то, в чём трудность работы древних мудрецов, но здесь я мало и слабо выразил готовность и способность древних подыскивать слова для наименования таких идей, смыслов, понятий и ценностей, которые естественным языком никак не названы. Мудрец сначала долго трудился для того, чтобы отыскать ответ на свой вопрос, но когда отыскал смысл ответа, то оказалось, что слов в языке не хватает. Отсюда обилие иносказаний и терминологических экспериментов у древних. «Вода» Фалеса Милетского – это никакая не вода, а та пульсирующая, брызжущая, текучая, испаряющаяся на солнце и взрывающаяся от удара о берег странная реальность, которая способна испаряться и обжигать в кипении своём, которая способна быть стеклом и камнем в обледенении, которая способна таять и залить огонь, заставить огонь шипеть и гаснуть, она способна утолять жажду человека и спасать человека, и она же способна утопить человека и корабли в себе, заставить его захлебнуться и расстаться с жизнью.

Это не «просто вода», это «ВОДА КАК ВСЁ В МИРЕ».

У Фалеса это то, из чего состоит вся вселенная.

Это то, что потом назовут «субстанция».

У греков не было слова «температура», они не могли дать название информационным взаимодействиям облучений и звёзд космоса. У них не было идеи связи информационно – энергетических взаимодействий микромира и макромира в размеренной упорядоченности закономерных импульсных потоках.

Греки не могли.

Но Гераклит смог: «Этот огонь, (который у него есть и сам разум) - есть то, из чего состоит весь мир, не созданный никем не из Богов ни из людей мерами возгорающийся и мерами же угасающий…»

Для того, чтобы стать носителем того понимания, для которого не хватает слов в языке – для этого требуется оперировать множеством тех знаков и символов, которые помогают уловить объективные связи и закономерности любой реальности, сущность этой реальности и те причинно-следственные связи, которые просто так не увидишь.

Самым печальным наследием детства в любом столетии была привычка взрослых игнорировать возможное и вероятное так, словно они дети.

Проповедник убеждает. Поэт впечатляет.

Геометр и философ доказывают.

Мудрец взвешивает ценность каждого слова, каждой фразы и проверяет смысл. И доказать верность своих слов не откажется.

Слово суесловных с прахом можно сравнить.

Слово мудреца собрало в себе весомые ценности и большое понимание, толк разумения и предвосхищение догадки.

Это слово напоминает о тех, которые вели к нему.

И о тех, кто и о тех, что. Оно не появится в искажении под влиянием.

Потому, что мудрец умеет пользоваться правом молчать.

Если суетливый человек говорит «клянусь» - то это - пустые слова.

В истории всех литератур планеты Земля мало где найдёте, чтобы мудрец клятву давал.

Я не находил.

Но главное — это не верность клятве.

Важнее верность истинствованию, а не клятвам.

Главное в его отношении к слову — это гарантии против небытия.

Содержательность. Слово мудреца даёт смысл и содержание жизни слушателю.

Есть в русском мире понятие совершенно проникновенного отношения и совершенно проникновенного звучания. И есть в истории этики понятие о безусловно регулирующем характере этических категорий.

Увидеть смысловую связь между этими идеями — значит понять одно из самых глубоких оснований нравственной культуры.

Одна и та же клятва, одно и то же слово могут приобрести силу совершенно проникновенного звучания, но могут и не приобрести.

Та или иная идея может пронизывать всё естество, все закоулки души одной личности, но может не трогать душу иной личности. Эта идея не просто всюду проникла в нравственный мир первой личности, эта идея может приобрести много сопровождений.

Мудрость — даже неглубокая — всегда сплетает смысл с ценностью а ценность со смыслом. Пример: в малодушном мудрствовании «моя хата с краю, я ничего не знаю» - есть ответы и на вопросы о самом ценном в жизни и о познании и о стиле жизни и о том, что есть в бытии а чего нет и самое явное — о том, стоит ли общаться на тему познания новых горизонтов. Перед нами заскорузлое и замшелое, но непобеждённое в его упрямстве малодушное мудрствование.

Одна из причин его непобедимости в мёртвой хватке переплетения ценности со смыслом отдельного понятия. Великая мудрость ещё более малодушного мудрствования умеет пользоваться искусством создавать вечную связь ценного смысла со смыслом ценности. Те, кто привык иронизировать над вёрткостью типических философских переплетений шестёрок и девяток в 96-ти и в 69ти волей неволей обращают наше внимание на жизненность и неискоренимость таких переплетений.

Назовём это взаимным самоопосредованием, например, когда мужество порождает мужество благодаря защите женственности а женственность порождает женственность благодаря взращиванию нового мужества.

Подчеркну, что это пример. Не обобщение.

Любой из таких источников чувств сам имеет исток и причину: есть ценность любви и ценность ненависти, ценность страха и ценность бесстрашия. Есть страх за судьбу ценности и любовь к ценности и ненависть к ценностному отношению — ревность.

Потому что ценность жизни и ценность каждой следующей минуты и секунды стала выше. Смерть и убийство каждого стали восприниматься с гораздо большим драматизмом, чем во времена наших дедушек и прадедушек.

Правильность и правда праведника — в слове явятся, но слово — их итог а не условие. Само слово всегда служит лишь тому, чтобы улавливать смысл. Слово как инструмент лова — это условность. Улавливать смысл и передать его могут жест, интонация, безмолвие и действие, танец, нота, знак, выраженное или сдерживаемое чувство.

Это бывает заметно лучше не тогда, когда осмысливают чувства и помогают научиться ценить чувства, а когда учатся переживать и ощущать ценность мысли. Почувствовать ценность мысли умеют гораздо меньше людей, чем тех, кто стремиться и призывает ценить эмоции, переживания, чувства.

Иногда это напоминает обязанность строить храм из огромных пустых блоков горного хрусталя. Каждый блок чист и пусть, но нести его на себе, не уронить, не царапнуть — силы много требуется. Двужильным быть надо. И класть камень на камень по замыслу. Этот храм должен быть прозрачным. Лазурное небо — главный свод главного храма Творца заслонять стенами не стоит. Разбить, не сберечь — начнётся самораспад вселенной.

«Хрустальный звон — прощальный звон» - конец света. Крик души – это то, что переполняет сейчас общение людей и произведения искусства – фильмы, репортажи, постановки, кричат почти все души и эти крики перекрывает любую мелодию.

Но эта лёгкость будет наградой за страшное напряжение, которое как звон струны и плач срипки преследовало тебя неотвязным переживанием тающего смысла любви к жизни и всегда неожиданного испуга от очередной вспышки ненависти к смерти.

Инициативность ума — награда за любовь к вечной и беспредельной НЕИЗВЕСТНОСТИ. Верующие, религиозные люди называют её «любовью к Богу». Просвещённые атеисты считают «Бога» отражением сущности человека. «Все» - включая научный атеизм -  признают за «Богом» всепроникающую беспредельную инициативность. Непостижимость. Всесильную и безмолвную благодать.

Как бы то ни было — на звонкий комплимент обычно похоже воспевание вечной музыки и вечных чувств. На глухую неблагодарность похожа завись к мыслящему по сути со стороны лихорадочно соображающих по делу.

И на благородную снисходительность к смертным похож сквозь мягкую улыбку взгляд мыслителя со смертного одра на переживающих ощущателей проживших без смысла и продолжающих бессмысленно жить. Можно польстить позёру званием «мыслителя». Мыслителю невозможно льстить. Мысль подобно присутствию духа не нуждается в комплиментах, похвалах, приободрении.

И поэтому время назовут через века по имени мыслившего. Времена Сократа, эпоха Спинозы и Декарта, «Пушкинский век», — названы по личным именам. «Времена пиратов», «годы золотой лихорадки», «чёрное десятилетие» - безлико. Смысл слова оказывается символом времени, характером эпохи.

Эти слова - явление совершенно проникновенного отношения и совершенно проникновенного звучания. Любые нейрофизиологические и физиологические процессы на некоторое время могут замедлиться или вообще остановиться, если ценность смысл и смысл ценности являются нам в совершенно проникновенном звучании. Поэтому и не надо никаких условий для самозабвенной преданности добру и человечности там и тогда, когда совершенно проникновенное отношение открывается и ты охвачен им и пронизан им.

Слово мудреца неотделимо от его мысли и его переживаний и его отношения к любой минуте и любому событию. Быть может он очень старается следить за тем, чтобы к смыслу каждого слова ценность этого смысла была крепко-накрепко приклеена? Или скрепкой степлера смысл к ценности крепит трудолюбиво?

Если в некоем мудрствовании ценности и смыслы переплетаются противоестественным способом, то это не имеет никакого отношения к философскому аргументу, слово мудреца, довод мыслителя – это смысл, поступок, позиция и святыня одновременно, а не гамбургер из разных ценностей, святынь и смыслов. Если жена совершила предательство, то она просто не жена.

Чтобы смертные успевали — первый шаг надо сделать пораньше — в ранней юности. В 13-14 лет. Как в древности юные получали оружие в день совершеннолетия, так надо передавать детям одно за другим слова мудреца.

Если бульварная дамочка предавала отца, потом изменяла супругу, а потом заявит, что передаст дочери способность быть верной преданной и честной перед отцом и мужем, то это — заявка. После такой заявки можно мысленно иронично улыбнуться улыбкой чеширского кота. Ведь безусловно регулируют всю нашу жизнь не заявки, а норов, нрав.

Хотя признать мудрую истину в новом мудром слове юность зачастую торопится в спешке, чтобы в душе появилось ощущение своего права на свободу, на любовь и счастье. Этот фальшивый старт рвёт жизнь и нервы.

Каждая добротная идея каждым смертным переоткрывается заново. Хорошо если это происходит в юности. Привычка мыть руки, привычка благодарить родителей за еду не всегда перерастают в умение ценить чистоту и пищу. Неблагодарность детей — возмездие родителям за игнорирование мудрости.

Совершенно проникновенный характер понимания делает жизнь людей исполненной высокого смысла только тогда, когда все мгновения повседневности нанизываются на это понимание. Сквозь изумление и недоумение пристально рассматриваются все явления зла и безобразия. Немыслимой становится никакая стихийность и никакая случайная реакция, эмоция. Мудрость как непосредственный источник счастья позволяет удивляться усталости и огорчениям без раздражения.

Автору этого текста в 12 летнем возрасте посчастливилось пережить тревоги взрослых на тему скоротечности жизни и ускользающего навсегда времени. «Где моя утраченная юность, буйство глаз и половодье чувств», - проникновенно декларировали знакомые взрослые. Совсем не страшно слушать об этих огорчениях в те времена, когда тебе 12-13 лет и юность ещё не начиналась. А впечатление было сильным.

Власть и деньги — только символы обретения времени, сами они не делают время твоим ни при каких обстоятельствах. При этом ведь материальное богатство есть лишь экономическая культура, а любая экономия сводится к экономии времени. Кое-кто при власти и деньгах запросто проживёт чуждую тебе судьбу и будет лгать себе, что судьбу «никто» не приручил; он не стал хозяином даже своему времени, а надеется, что знает истину обо всех мудрецах Земли.

Мудрый аристократ — граф Воронцов, имел власти и богатства более чем у большинства монархов тогдашней Европы. «Люди с властью и богатством должны так жить, чтобы остальные могли простить им и эту власть, и это богатство».

Тайна такой надёжности в опоре на то, что с детства называют словами «САМ» и «СМОГ». Сначала ребёнок сам смог приготовить яичницу. Потом сам смог пересказать интересный рассказ. Потом сам начнёт называть вещи своими именами.

И потом поймёт, что полноценность жизни начинается только после обретения этого качества личностью. Не случайно тысячу лет иные сословия знать звала «низкими». Чтобы не принадлежать к низким сословиям стоит, право слово, вынашивать в себе каждое слово мудреца с чувством, толком, расстановкой. Засыпать не только с заботой о заботе, но и с переживанием смысла всех забот вместе взятых, чтобы за деревьями видеть лес, в трёх соснах не плутать.

Хотя некоторым родителям хочется дать список и предупредить — не будешь это ценить — накажем. Страхи могут сделать смертных моральными уродами быстрее всего. Переживание ценности передаётся примерно так же как переживание интереса к музыке. В 3 годика младенцу прощают его наивное враньё. Самовлюблённость надо простить в 4 годика от роду, так и восхищение барабанными маршами надо простить в 11-12 лет. Это обязательные шаги к переживанию ценностного отношения.

Если совершенно проникновенное отношение удастся разбудить по воле личности, то станет доступной именно эта сила — сила безусловного регулирования любых процессов собственной инициативности. Здесь речь не о колдовстве а о росте меры самообладания.

В качестве иллюстрации для пояснений представим себе широко распространённое курение табака, сигарет и прочего «курева». Задача не из лёгких, — совладать с этой бедой. Курение может восприниматься как многоликое жестокое и подлое зло и как омерзительное занятие одновременно. Но не воспринимается. Запах сигарет может напоминать о подлости болезнях и смертях, которые гарантированы нашим курящим детям. Но не напоминает. Запах сигарет будет вызывать ужас и отвращение, от него будут шарахаться как от чудовищного проклятья. Но сейчас не вызывает. Если происходит очень много злодейств — ищите источник ненависти к тем, в чьей жизни так много зла.

Что происходит? Почему так?

Без еды человек может жить почти месяц. Без воды умрёт через трое суток. Бед дыхания — через три минуты умрёт. Курение и употребление спиртосодержащих напитков стремительно росли именно на территории бывшей Российской империи и СССР. Спирт и никотин фармацевты определяют как виды наркотического яда.

В ХХ веке появились особые технологии, которые вполне цинично называют «гуманитарными». Они позволяют разбудить ненависть и отвращение у миллионов людей к самим себе и глубокое безразличие к жизни родителей, дедушек, бабушек, дедушек.

Автор вспоминает, как в 14 летнем возрасте обрисовал время повседневности. Я держал в руках описание самой жизни, как держат фотографии той жизни, которую любят. Любят и хотят жить ещё. Рост желания жить вполне может продолжаться до обнаружения себя на смертном одре и продолжиться даже на смертном одре.

Он усилился. Жажда жить обострилась. Когда садился описывать время, то описание словами обычно огорчало — было неумелым. Тогда автор начал описывать и переживание хандры и ощущение бессилия. Если хотите любить жизнь сильнее, чем любили вчера — научитесь это делать.

 Если до этих диагнозов курево не нравилось по многим причинам, то после этого стресса тратить драгоценные мгновения жизни на никотин причины исчезли, это вообще стало невозможно. Это стало органично чуждо. Как есть мясо людей. Как убивать детей.

Как целовать свиней.

Нравственное и эстетическое слились в простом отторжении противоестественного как противоестественного. При этом, - чтобы не причинять много боли курильщикам я всегда разрешал курить в своём доме. Было - в 1993 году - группе учеников полгода покупал дорогие лёгкие сигареты, чтобы не курили «Золотой пляж».

В отношении к курению автор этих строк проходил путь от терпимости к гораздо меньшей терпимости. В 2004-2005 году мне пришлось увидеть сотни телепередач новостей Европейского союза «Euronews». И все два года телезрителям объясняли, почему запрещено курить уже даже в пивных барах: недавно открыли влияние никотина на рост чудовищных генно-хромосомных нарушений и мутаций у внуков курящих. Курильщику сегодня — только риск умереть от рака. А вот его внукам - ДЦП, олигофрения, отсутствие той или иной части рук или ног. Среди 15 моих одноклассниц курила одна. Среди 150 моих студенток сегодня не курили едва 10. А 140 курили. О юношах и говорить нечего. В СССР жили 280 миллионов, осталось в живых около 260. Половина населения не курили. Сейчас курят около 90%. Этот народ очень хотели убить. Он уничтожен не совсем. Но процентов на 90 — уже уничтожен. Без бомб и пороха. Без террористических актов с ужасающей гибелью 10 — 30 — 300 случайных прохожих. Убивать 300 человек им надо для впечатляющего шоу. Для того, чтобы люди не заметили, как убивают сами себя 240 миллионов из 260 оставшихся. «Пусть ярость благородная вскипает как волна?» Не вскипит.

Попытки рассказать студентам об их внуках наталкивались на глухое и упрямое неверие. О совершенно проникновенном звучании доброго слова нечего и говорить. Слово мудреца среди разговоров смертных и одномерных людей не прозвучит никогда как совершенно проникновенное. Вы спросите — как сделать, чтобы прозвучало. Чтобы слышали. Чтобы любили жизнь.

И не надо быть семи пядей во лбу и не надо иметь особую мудрость для того, чтобы осознавать что на смену деградирующим и вымирающим народам идут иные народы, которые не пьют спирт, не курят, не оскверняют память и любовь к жизни изощрённым прожиганием жизни.

СЛОВА МУДРЕЦА

(черновик 2011 года)

Предисловие 2020 года: этот текст может быть поможет понять то, в чём трудность работы древних мудрецов, но здесь я мало и слабо выразил готовность и способность древних подыскивать слова для наименования таких идей, смыслов, понятий и ценностей, которые естественным языком никак не названы. Мудрец сначала долго трудился для того, чтобы отыскать ответ на свой вопрос, но когда отыскал смысл ответа, то оказалось, что слов в языке не хватает. Отсюда обилие иносказаний и терминологических экспериментов у древних. «Вода» Фалеса Милетского – это никакая не вода, а та пульсирующая, брызжущая, текучая, испаряющаяся на солнце и взрывающаяся от удара о берег странная реальность, которая способна испаряться и обжигать в кипении своём, которая способна быть стеклом и камнем в обледенении, которая способна таять и залить огонь, заставить огонь шипеть и гаснуть, она способна утолять жажду человека и спасать человека, и она же способна утопить человека и корабли в себе, заставить его захлебнуться и расстаться с жизнью.

Это не «просто вода», это «ВОДА КАК ВСЁ В МИРЕ».


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.