Теоретические основы и правила шахматной игры — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Теоретические основы и правила шахматной игры

2020-04-03 248
Теоретические основы и правила шахматной игры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

История шахмат

Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение шахмат. История зарождения и развития шахматной игры, её роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.

Базовые понятия шахматной игры

Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.

Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, дагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приёмы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака при равносторонних рокировках, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей.

Практико-соревновательная деятельность

Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Рабочая программа 1 года обучения включает следующие разделы:

1. История возникновения шахмат – 4 ч.

2. Шахматная доска – 28 ч.

3. Шахматные фигуры и их ценность – 35 ч.

4. Основные принципы игры в шахматы и их нарушения – 42 ч.

5. Шахматный этикет – 20 ч.

6. Шахматные турниры. Шахматные праздники – 15 ч.

Рабочая программа 2 года обучения включает следующие разделы:

1. Из истории шахмат. Чемпионы мира по шахматам и выдающиеся шахматисты мира – 6 ч.

2. Повторение материала первого года обучения – 10 ч.

3. Защита в шахматной партии – 33 ч.

4. Тактические приёмы – 32 ч.

5. Основы игры в дебюте – 35 ч.

6. Основы анализа шахматной партии – 13 ч.

7. Шахматные турниры. Шахматные праздники – 15 ч.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате освоения программы «Белая ладья» учащиеся должны знать/применять:

ü правила техники безопасности во время занятий;

ü историю возникновения и развития шахматной игры;

ü имена чемпионов мира по шахматам и ведущих шахматистов мира, какой вклад они внесли в развитие шахмат;

ü вклад чемпионов мира в развитие шахматной культуры;

ü историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований, шахматный этикет, а также какими личностными (интеллектуальными, физическими, духовно-нравственными) качествами должен обладать шахматист-спортсмен;

ü историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся шахматных деятелей России;

ü приобретённые знания и умения в самостоятельной творческой деятельности.

 

К концу первого года обучения учащиеся должны:

ü уметь объяснять шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые и чёрные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах мат, пат, ничья;

ü знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила хода и взятия каждой фигуры;

ü иметь представление о том, что такое нападение, и уметь видеть элементарные угрозы партнёра;

ü ориентироваться на шахматной доске;

ü играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

ü правильно располагать шахматную доску между партнёрами;

ü правильно расставлять фигуры перед игрой;

ü различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

ü рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход;

ü знать, что такое ничья, пат и вечный шах;

ü знать «цену» каждой шахматной фигуры;

ü усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, ферзём и королём;

ü владеть способом взятия на проходе;

ü записывать шахматную партию;

ü уметь играть целую шахматную партию с партнёром от начала до конца с записью своих ходов и ходов партнёра;

ü уметь видеть нападение со стороны партнёра, защищать свои фигуры, нападать и создавать угрозы;

ü защищать свои фигуры от нападения и угроз;

ü решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы в партиях: двойной удар, связку, ловлю фигуры, сквозной удар, мат на последней горизонтали, открытый и двойной шахи;

ü ставить мат одинокому королю ладьёй и королём;

ü разыгрывать шахматную партию с партнёром от начала и до конца, правильно выводя фигуры в дебюте;

ü реализовывать большое материальное преимущество.

К концу второго года обучения учащиеся должны:

ü владеть новыми элементами шахматной тактики: «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат»;

ü понимать основы разыгрывания дебюта и правильно выводить фигуры в начале партии;

ü знать способы атаки на рокировавшегося и нерокировавшегося короля;

ü уметь разыгрывать элементарные пешечные эндшпили и реализовывать большое материальное преимущество;

ü принимать участие в шахматных соревнованиях;

ü владеть основными шахматными понятиями;

ü владеть основными элементами шахматной тактики и техники расчёта вариантов в практической игре;

ü находить и решать различные шахматные комбинации, в том числе мат в два-три хода;

ü знать и применять основные принципы развития фигур в дебюте; открытые дебюты и их теоретические варианты;

ü уметь атаковать короля при разносторонних и равносторонних рокировках;

ü разыгрывать элементарные пешечные, ладейные и легкофигурные эндшпили, знать теоретические позиции;

ü уметь реализовать материальное преимущество;

ü принимать участие в шахматных соревнованиях.

 

Календарно-тематическое планирование

Год обучения

№ п/п Тема занятия Содержание Количество часов

Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.