Русское революционное направление — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Русское революционное направление

2020-05-07 169
Русское революционное направление 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Русский космизм

Как философское течение в России космизм объединяет не только философов, но и писателей, поэтов и художников. Термин “русский космизм” сложился в отечественной философии в 70-е гг. ХХ в. в основном в связи с интерпретацией идей Н. Ф. Федорова, К. Э. Циолковского и В. И. Вернадского. В историко-философской литературе выделяются три разновидности русского космизма: религиозно-философский (Н. Ф. Федоров); естественнонаучный (К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский); поэтически художественный (В. Ф. Одоевский, А. В. Сухово-Кобылин). Выделение разновидностей в русском космизме условно, так как идеи его представителей часто противоречат друг другу. И все же для большинства представителей этого течения характерно признание наличия смысла существования космоса и человека в нем, принятие идеи эволюционного развития связи человека и космоса, выдвижение на передний план практическидеятельного начала человека. Важнейшей идеей русского космизма была идея об организации связи человека и космоса.

Николай Федорович Федоров (1828 -1903) считается одним из родоначальников русского космизма и самым крупным его представителем. Федоров полагал, что неустройство нашей жизни — следствие дисгармонии в отношениях человека к природе. Последняя выступает как враждебная нам сила из-за своей бессознательности. Однако эту силу можно обуздать с помощью человеческого разума. По мнению философа, люди должны “приводить мир в порядок”, вносить в него гармонию. В результате этого эволюция природы будет не стихийной, а сознательно регулируемой.

Для преодоления разрыва человека и природы, считал Федоров, надо осуществить всеобщую регуляцию. При этом “внутренняя”, или психофизиологическая, регуляция предусматривает управление слепой силой в нас самих. Внешняя регуляция развертывается от единой Земли к целостному миру и охватывает следующие ступени, восходящие по своему масштабу и сложности: 1) метеорическую регуляцию, объектом которой выступает Земля как целое; 2) планетарную астрорегуляцию, объект которой — Солнечная система; 3) всеобщую космическую регуляцию, объектом которой является бесконечная Вселенная.

Метеорическая регуляция включает: “а) управление атмосферными процессами (преодоление метеорических “погромов” — засух, наводнений, градобития и т. д.), овладение климатом, выявления оптимального отношения между почвой, лесом и водой, повышение их естественной продуктивности; б) регуляцию сейсмически-вулканических явлений; в) телурическую регуляцию (рациональное использование земных недр; замена в будущем металла, добываемого в рудниках, металлом метеорического и иного космического происхождения); г) гелиорегуляцию (использование солнечной энергии и вытеснение ее трудоемкой добычи каменного угля и т. д.)”.

Следующая ступень регуляции — превращение Земли в космический корабль, странствующий во Вселенной.

В конечном счете человечество должно объединить все звездные миры.

Общее дело мыслилось Федоровым как путь к просветлению, самообновлению людей, становлению мира между народами, сплочение всех землян в единую братскую семью.

Федоров думал, что наука на Земле должна преодолеть объективное отношение к окружающему миру, но это не означает торжество субъективного подхода. Подход к миру, по его мнению, должен быть “проективным”, обеспечивающим превращение знания в проект лучшего мира. Без этого, по Федорову, знание принимается за конечную цель, а дело заменяется миросозерцанием. Он считал, что такое положение надо изменить. Культ идей, или “идолатрия”, должен быть устранен. Философия должна заканчиваться не созерцанием, а действием.

Другим крупным представителем философии русского космизма является Константин Эдуардович Циолковский (1857 — 1935). Он известен как писатель-фантаст и провозвестник ракетодинамики и астронавтики, а так же как оригинальный мыслитель.

Циолковский считал, что понять наш мир правильно можно только с космической точки зрения. Будущее мира связано с освоением космоса человеком. Деятельность разумных существ должна быть направлена на совершенствование взаимодействия человека с космосом. Одну из важнейших задач эволюции живого он видел в освобождении разумных организмов от зависимости по отношению к среде обитания. Циолковский считал, что освоение космоса объединит людей в единое государство, которое будет существовать на бескрайних просторах Вселенной, беспрерывно увеличиваясь.

Философия Циолковского опирается на ряд принципов. Важнейшим из них выступает панпсихизм, заключающийся в признании чувствительности всей Вселенной. Другим принципом является монизм, базирующийся на допущении того, что материя едина и основные свойства ее во Вселенной одинаковы. Согласно этому принципу материальное и духовное начала Вселенной едины, едины также живая и неживая материя, человек и Вселенная.

Третий принцип — это принцип бесконечности. Согласно этому принципу мир, Вселенная, могущество космического разума бесконечны.

Четвертый принцип — принцип самоорганизации, основывающийся на допущении у Вселенной способности содействовать своей организации, дающей ей возможность бесконечно долго существовать во времени. И хотя сам термин “самоорганизация” Циолковским не применялся, но свойственность его философии вытекает из этого принципа и понимания им эволюции Вселенной.

Циолковский допускал, что Вселенная имеет первопричину и движется волей, которые находятся вне ее пределов. Однако человек способен подчинить развитие космоса своей воле. Но для этого ему надо завоевать космос, на основе его изучения и подчинения своему разуму.

Значительный процесс в философии русского космизма связан с творчеством Владимира Ивановича Вернадского (1863-1945), который является не только выдающимся естествоиспытателем, одним из основоположников геохимии, радиогеологии, генетической минералогии, но и значительным мыслителем, создателем учения о биосфере и ее переходе в ноосферу.

В. И. Вернадский, как и другие космисты, считал, что благодаря науке человечество получает возможность превратиться в силу, подчиняющую себе Космос и становящуюся ответственной за судьбу биосферы и Космоса. Это объясняется тем, что “научная работа становится проявлением геологической работы человечества, создает особое состояние геологической оболочки — биосферы, где сосредоточено живое вещество планеты: биосфера переходит в новое состояние — в ноосферу”. В своих работах “Несколько слов о ноосфере” (1943) и “Научная мысль как планетарное явление” (1944) мыслитель под ноосферой понимает сферу распространения разумной деятельности людей, которая направлена на рационально регулируемое поддержание жизни всего живого, включая и самих людей, не только в рамках биосферы Земли, но и за ее пределами сначала в околосолнечном пространстве, а затем и за ее пределами. В. И. Вернадский полагал, что вступление человечества в эру ноосферы подготовлено всем ходом эволюции живого. Условием такого перехода выступает объединение созидательных усилий всего человечества во имя повышения уровня благосостояния всех людей.

Русский анархизм

Философия русского анархизма возникает в конце 19в. Это философское течение имело огромный резонанс в обществе и оказало определенное влияние на развитие русской революционной мысли. Главные представители русского анархизма - М.А. Бакунин и П.А. Кропоткин.

Бакунин М.А. - русский революционер, идеолог анархизма и народничества

Основные философские идеи.

Философские взгляды Бакунина носили характер атеистического материализма.

Бакунин считал, что главный недостаток религии - это элиминирование свободы личности. Бакунин полагал, что там, где есть бог - свободы нет, и наоборот. Более того вера уничтожает мышление и разум, что является самым плохим следствием религии. Бакунин выделял несколько причин возникновения религии:

1)Невежество и необразованность простого народа, который слепо верит в религию

2)Социальный фактор. Религия как порождение эксплуататорского строя. Живя тяжелым, непосильным трудом, не имея надежды в будущем в этом мире, человек обретает надежду в мире загробном.

Бакунин полагал, что идеализм, в том числе все роды религиозного идеализма, не только воплощение аристократической буржуазной философии, но и является идеологическим воплощением "материальной эксплуатации". Материализм напротив является идеологией воплощения социалистического равенства, справедливости и братства. Бакунин, анализируя идеалистические учение, указывает на множественные противоречия идеализма - в частности, невозможность в рамках идеализма установить как происходит мышление из материи, и идеальные субстанции из материальных. Идеалистические учения неправильно трактуют саму материальную субстанцию, по мнению Бакунина, поскольку материи оставляют лишь атрибуты инертности (т.е. пассивности) и непроницаемости. Таким образом материя понимается как пассивное, недвижимое начало, которое приводится в движение за счет различных идеальных категорий. Бакунин считал материю активным началом, а движение имманентным качеством самой материи. Бакунин выделял основные качества материи: механические, физические, химические и соответственные им силы. К материальному миру Бакунин относил все разнообразие вещественных предметов, в том числе и человека, под идеальным мыслитель понимал результаты деятельности мышления, которое зависит от работы мозга.

Бакунин был последователем некоторых идей Фейербаха. Однако считал, что антропологический материализм еще подвержен метафизическим представлениям, что является его недостатком. Гораздо более сокрушительной критике Бакунин подверг философию Гегеля, которая по своему внутреннему диалектическому содержанию в итоге приходит к отрицанию самой себя.

Таких недостатков лишена, по мнению Бакунина философия позитивизма, а также марксистская философия. Бакунин во время своей революционной деятельности был участником Первого Интернационала, однако за анархические взгляды был лишен членства дальнейшем. Главное достоинство марксизма Бакунин видел, во-первых, в примате экономического фактора, который выделяли Маркс и Энгельс, а также примате среды над мышлением. Бакунин также как и Энгельс считал, что мышление исходит из бытия. Бакунин полагал, что человеческая личность и сознание формируются за счет окружающей социальной среды и обусловлены ей.

Социальная философия. Бакунин, как все русские революционеры и анархисты, считал, что вопреки взглядам Маркса- идеолога революции, революция в России может быть произведена уже сейчас.Он считал, что для революции нужна воля народа, которая коренится в его протесте в отношении окружающей действительности. А такое чувство протеста, возмущения и агрессии вполне присутствовало в русском народе, а следовательно, революцию, по мнению Бакунина, уже можно начинать. Более того Бакунин считал, что в русском народе есть и многолетний опыт социалистического устройства. Бакунин обращал внимание на то, что русский народ уже много веков живет в общинах, для которых характерно - коллективная собственность, землепользование, соборность. Таким образом, чувство коллективизма, которое необходимо для построения социалистического общества уже изначально присутствует в русской ментальности. Конечно, Бакунин указывал и на недостатки русской общины - это прежде всего - патриархальность, деиндивидуализированность простого человека в общине, а также религиозность.

Идеалом общественного устройства для Бакунина была анархистская коммуна - безгосударственное форма общественного устройства.

Кропоткин П.А. является русским революционером, идеологом анархизма, а также известным ученым геологом и географом.

Философские идеи. Кропоткин пытался обосновать анархизм не только на основе социальных учений, но также на основе естественнонаучной базы. Мысль Кропоткина была проста. В естественных системах - астрономия, космогония, биология не существует центров, которые управляют этими системами. Так, мы не сможем найти центр Вселенной. Следовательно, общество также не должно создавать каких-либо организованных управляющих центров, в этом случае общество начинает развиваться наиболее органично как естественный организм. Кропоткин придерживался механистического воззрения на мир. Кропоткин полагал, что механика применима не только в физике или астрономии, но также в биологии, и обществе.

Кропоткин считал, что анархия - это мировоззрение, основанное на механическом понимании явлений мира. Анархия как система социальных взглядов должна строиться на методах научного знания, используемых в естественных науках.

Кропоткин, как и Бакунин, был материалист в онтологии и гносеологии. Задачей человеческого познания было постичь законы природного и социального мира. При этом Кропоткин критиковал идею Канта о том, что есть априорные универсальные понятия, недоступные человеческому восприятию. Человеческое познание, по мнению Кропоткина, движется к абсолютной истине постепенно шаг за шагом. А следовательно, все понятия и само научное знание обновляется, корректируется.

Социальная философия. Как Бакунин и другие русские революционеры, Кропоткин был сторонником немедленной революции. Он считал, что народ России уже готов к революции и революционным преобразованиям. Главным двигателем социального развития Кропоткин считал закон взаимопомощи, о чем говорил еще Дарвин, а также русский зоолог Кеслер. Кропоткин считал, что закон взаимной человеческой солидарности является основным при рассмотрении социального развития. Если бы виды руководствовались только борьбой за существование, то они истребили бы друг друга, а взаимопомощь наоборот помогает выжить.

Основы человеческой морали и нравственности Кропоткин связывал с понятием солидарности, самопожертвования, справедливости. Исток этих моральных принципов Кропоткин как раз и видел в инстинкте взаимопомощи.

Следовательно, несмотря на то, что Кропоткин высоко ценил важность человеческой личности, этические взгляды Кропоткина противостоят анархическому индивидуализму, провозглашая принцип взаимопомощи, сотрудничества, жертвенности в пользу ближнего.

Одной из главных философских проблем в учении Кропоткина - это тема свободы. Кропоткин был идеологом неограниченной беспредельной свободы личности, которая обусловлена только мышлением самого индивида. Свобода - это умение действовать вопреки всему, бесстрашно и решительно, не боясь наказания, краха или смерти. Однако такая свобода невозможна в рамках государства, а следовательно, оно должно быть заменено анархическим строем.

Для Кропоткина правильным государственным устройством являются форма организации общества на основе небольших территориально-производственных объединений. Здесь мы видим критическое отношение Кропоткина к разделению труда и концентрации производства. Кропоткин считал, что в основе нового общественного устройства должно лежать мелкотоварное производство, в котором люди объединены на основе своих знаний, а также интересов и личных симпатий. Такие условия труда, по мнению, Кропоткина не будут ущемлять личную свободу индивида.

Основные течения XX в.

Учение о бытии

4. Категория бытия в философии.

Онтология - учение о бытии, раздел философии, изучающий фундамент. принципы, наиболее общие сущности и категории сущего. Бытие - самое широкое (абстрактное) понятие, термин “быть” означает наличествовать, существовать. Признание факта существования многообразных вещей окружающего мира, природы и общества, самого человека является первой предпосылкой формирования картины мироздания. Из этого вытекает второй аспект проблемы бытия, который оказывает сущ. влияние на мировозр. чел-ка. Понятию Бытие (сущее) противостоит категория “ничто”. У Демокрита - пустота, у Платона - чистая возможность, пассивность и зависимость. Третий аспект проблемы - связан с признанием единства мироздания. Человек в своей повседневной жизни, практической деятельности приходит к выводу о своей общности с другими людьми, существования природы и т.д. Но в то же время для него не менее очевидны и различия, которые существуют между людьми, вещами, между обществом и природой, итд. И, естественно, возникает вопрос о возможности всеобщего, то есть общего для всех явлений окружающего мира. Все многообразие вещных и духовных явлений объединяет то, что они есть, наличествуют, существуют, несмотря на различие форм своего существования. И именно благодаря факту своего существования они образуют целостное единство мироздания. Единое - начало всякого множества, всякого бытия и ума, предшествующее им и превосходящее. Существование и сущность: В истории философии П. существования употреблялось обычно для обозначения внешнего бытия вещи, которое в отличии от сущности постигается не мышлением, а опытом. П. Сущность в настоящее время понятие существования обычно отождествляют с бытием, а П. сущности служит для обозначения первоосновы, основной черты и источника существования той или иной вещи и в этом смысле сродни категории субстанции. На основе категории бытия в Ф дается самая общая характеристика мироздания: все существующее - это и есть мир, к которому мы принадлежим. Эта характеристика не содержит никаких мировоззренческих оценок. Противоречия между философскими школами - что служит объединяющим началом мироздания.

Бытие – философская категория, которая фиксирует существование и взаимосвязь предметов и явлений (людей, состояний, идей, мира в целом). Оно представлено в нескольких формах. 1)Бытие вещей и процессов. В свою очередь также может быть представлено в двух формах: а)бытие вещей и состояний природы, которые большинство людей воспринимают как объективную реальность, которая существовала до них и от них не зависит. Это взгляд с позиции материализма. б)Идеалистическая позиция. Бытие второй природы, цивилизации. Это бытие двойственно, т.к.с одной стороны, они сделаны из тела природы, а с другой- в них вложена сознание и душа человека. 2)Бытие человека. а)бытие человека в мире вещей (человек рассматривается как часть природы, как вещь); б)специфическое человеческое бытие (человек не как тело, а как индивидуум). 3)Бытие духовного, идеального. а) индивид. духовное (сознание индивида). Структура бессознательного: *рефлексы*, *подсознательное*, *интуиция*. б) объективно-существующее духовное - то, что материализовано в культуре. 4)Бытие социальное. а) бытие человека; б) бытие человека в обществе.

Понятие материи в философии

Пространство и время

Пространство - есть форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, сосуществование и взаимодействие материальных тел во всех системах.

Время - форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний всех материальных систем.

Время и пространство обладают общими свойствами. К ним относятся:

– объективность и независимость от сознания человека;

– их абсолютность как атрибутов материи;

– неразрывная связь друг с другом и движением;

– единство прерывного и непрерывного в их структуре;

– зависимость от процессов развития и структурных изменений в материальных системах;

– количественная и качественная бесконечность.

Различают монологические (направление, непрерывность, необратимость) и метрические (связанные с измерениями) свойства пространства и времени.

Наряду с общими характеристиками пространства и времени, им свойственны некоторые особенности, которые характеризуют их как различные атрибуты материи, хотя и тесно связанные между собой.

Так, к всеобщим свойствам пространства относятся:

протяженность, т.е. взаимное расположение и существование различных тел, возможность прибавления или уменьшения какого-либо элемента;

связность и непрерывность, которая проявляется физическим воздействием через поля различного характера перемещения тел;

относительная прерывность, т.е. раздельное существование материальных тел, каждому из которых присущи свои границы и размеры.

Общее свойство пространства - это трехмерность, т.е. все материальные процессы происходят в пространстве 3-х измерений. Кроме всеобщих свойств пространство обладает и локальными свойствами. Например, симметрия и асимметрия, месторасположение, расстояние между телами, конкретные формы и размеры. Все эти свойства зависят от структуры и внешней связи тел, скорости их движения, взаимодействия с внешними полями.

Пространство одной материальной системы непрерывно переходит в пространство другой системы, поэтому оно практически незаметно, отсюда его неисчерпаемость как в количественном так и в качественном отношении.

К всеобщим свойствам времени относятся:

– объективность;

– неразрывная связь с атрибутами материи (пространством, движением и др.);

– длительность (выражающая последовательность существования и смены состояний тел) образовывается из возникающих друг за другом моментов времени, которые составляют весь период существования тела от его возникновения и до перехода в другие формы.

Существование каждого тела имеет начало и конец, поэтому время существования этого тела конечно и прерывно. Но при этом материя не возникает из ничего и не уничтожается, а только меняет формы своего бытия. Отсутствие разрывов между моментами и интервалами времени характеризует непрерывность времени. Время одномерно, ассиметрично, необратимо и направлено всегда от прошлого к будущему.

Специфические свойства времени:

– конкретные периоды существования тел (они возникновенны до перехода в иные формы);

– одновременность событий (они всегда относительны);

– ритм процессов, скорость изменения состояний, темп развития процессов, и др.

Но не смотря на индивидуальные свойства, отличающие друг от друга пространство и время, в мире нет материи, которая бы не обладала пространственно-временными свойствами, так же, как время и пространство не существуют сами по себе, вне материи или независимо от нее. Весь опыт человечества, в том числе данные научных исследований, говорит о том, что нет вечных предметов, процессов и явлений. Даже небесные тела, существующие миллиарды лет, имеют начало и конец, возникают и гибнут. Ведь, погибая или разрушаясь, предметы не исчезают бесследно, а превращаются в другие предметы и явления. Цитата из идей Бердяева подтверждает это: «...Но для философии, существовавшее время, прежде всего, а затем и пространство, есть порождение событий, актов в глубине бытия, до всякой объективности. Первичный акт не предполагает ни времени, ни пространства, он порождает время и пространство». Материя вечна, несотворима и неучтожима. Она существовала всегда и везде, всегда и везде будет существовать.

Отражение и его виды

Первое, что стоит решать — это вопрос о предпосылках возникновения сознания в природе, а точнее, в неживойй природе, в самом фундаменте материи. То есть выявление в самой первичной материи основания для порождения сознания. Эта проблема остро стояла перед старым материализмом, но решена им не была. Они не смогли уловить этой предпосылки сознания. Они пытались обойти этот вопрос с точки зрения Гилозоизма, наделяя всю материю способностью чувствовать и даже мыслить, что по существу снимало этот вопрос. Ближе всего к реальному решению этой проблемы подошел французский материалист Д. Дидро, который придерживался позиций Гилозоизма.

Ясно одно: найти материальные предпосылки возникновения сознания в самих основаниях материального мира — значит подвести под материализмом прочный фундамент. И наоборот — если таких предпосылок найти не удастся, то возникновение сознания придется признать чудом, и здание материализма просто рухнет.

Реальные предпосылки были усттановлены Лениным. И решающей предпосылкой является открытое им и присущее всей материи свойство отражения.

Отражение - способность материальных систем в ходе взаимодействия с другими материальными системами воспроизводить в своих изменениях свойства и характеристики воздействующих на них материальных систем.

В пределах неживой природы отражение усложняется с переходом от одной формы движения материи к другой и выступает в виде механического, физического, химического отражения. В процессе развития возникали все новые и новые, притом все более сложные формы отражения вплоть до его высшей формы — человеческого сознания.

Отражение в неживой природе не становится для отражающего предмета каким бы то ни было ориентиром его собственной активности. Напротив, в биологических системах, результаты отражения используются в качестве ориентиров. Поэтому такое отражение можно назвать информационным (отражение, связанное с активным использованием результатов внешних воздействий). У отражения на уровне живого есть как минимум две важные особенности. Во-первых, дальнейшее развитие приобретает избирательность отражения, активность отображающей системы: оно ориентировано на жизненно важные для нее факторы внешней среды. Во-вторых, отражение выступает как важнейшее средство приспособления организма к условиям среды, предполагает целенаправленное реагирование на содержащуюся в отражении информацию. В этом смысл значения отражения в живой природе.

Сознание, как форма отражения имеет, вышеперечисленные свойства биологического отражения, но не ограничивается этим, поскольку в процессе эволюции биологическая форма отражения, перейдя в сознание, приобрела множество других свойств, не присущих другим формам отражения, поэтому человеческое сознание можно по праву называть высшей формой отражения действительности.

Бессознательное

Основателем учения о бессознательном считается авст­рийский врач 3. Фрейд. Занимаясь на практике психоана­лизом, он не просто подтвердил наличие в психике людей бессознательного, но обнаружил, что оно выступает в ка­честве скрытой причины их сознания и сознательных дей­ствий. Другими словами, Фрейд открыл, что сознание его пациентов детерминировано объективными факторами, не представленными в опыте их сознания, а потому бес­сознательными. Среди этих факторов он особо выделил психологические и биологические потребности, сопро­вождающиеся неосознанными переживаниями. Открытие Фрейда часто называют третьим (после Коперника и Дар­вина) ударом по наивному самолюбию человека, уверенно­го в критической силе своего разума и его автономности. После работ Фрейда стало ясно, что разум не последняя инстанция в сознании, что содержание разумного мыш­ления определяется какими-то глубинными процессами, происходящими в психике, где человеческое Я не присут­ствует. Фрейду принадлежат слова о том, что Я не являет­ся «хозяином в собственном доме», и что сознание чело­века вынуждено «довольствоваться жалкими сведениями о том, что происходит в душевной жизни бессознательно».

Фрейд считал, что бессознательное — причина и осно­ва человеческого духовного рабства. По его мнению, врач-психотерапевт обязан помочь больному осознать бессозна­тельное и тем расширить сферу свободы человека, избавить его от власти т. н. Оно. Фрейд не связывал жестко свободу че­ловека с общественными изменениями. Он исходил из того, что в любом обществе человека можно превратить в само­сознающего и свободного, самостоятельно определяющего свою судьбу, если помочь ему осознать его индивидуальное бессознательное.

Открыв в структуре духовного опыта человека три уров­ня — Сверх-Я (отеческие догмы, традиции, идеалы, со­весть и другие ценностные представления, доминирующие в культуре), Оно (бессознательное, инстинкты), Я (созна­ние), — Фрейд пришел к выводу, что чрезмерное давление Сверх-Я создает неполноценную личность, уводит людей в мир иллюзий по поводу возможности чисто социальны­ми «уловками» творить природу человека, подправлять и изменять ее. Оно по мере развития цивилизации вытес­няется, но не исчезает. Вытесненные бессознательные инстинкты сравнимы с пороховой бочкой. Чрезмерное давление Сверх-Я как бы провоцирует усиление мощи Оно. В результате человек оказывается заложником сил, не подминающихся его «Я». Отсюда и пафос учения Фрей­да-врача: найти осмысленный баланс Сверх-Я и Оно и тем самым дать возможность «Я» свободно и разумно консти­туировать самое себя. Пока человек живет в обществе, ему не избавиться от влияния Сверх-Я; аналогично, пока он жив и живо его тело, ему не удастся полностью освобо­диться от силы инстинктов. Выход — в установлении меж­ду ними компромисса. Только в этом случае расширяется пространство человеческой свободы, а следовательно, пространство сознания.

Термин "коллективное бессознательное" был введен в психоаналитическую литературу швейцарским психотерапевтом К.-Г. Юнгом (см.), который в работе "Психология бессознательного" уделил внимание рассмотрению не только личностно-человеческих характеристик, но и мифологических фигур, выражающих чувства пациентов. В разделе, названном им "Архетипы коллективного бессознательного", он подчеркнул, что некоторые атрибуты нельзя отнести целиком и полностью к человеческой личности, а следует рассматривать в качестве содержаний "сверхличностного или коллективного бессознательного". Поясняя свою точку зрения, Юнг отметил, что "коллективное бессознательное - нечто вроде осадка опыта и одновременно - образ мира как некая его априорность". В этом образе содержатся определенные черты, так называемые доминанты, или архетипы (см.). В другом разделе данного труда, озаглавленном "Личное, сверхличное, или коллективное бессознательное", он писал о том, что в глубинном слое коллективного бессознательного дремлют изначальные общечеловеческие образы, а само по себе оно представляет объективно-психическое, в отличие от субъективно-психического индивидуального бессознательного.

В понимании Юнга содержание колективного бессознательного - это не только осадки архаических способов функционирования людей, но и осадки функционирования животного ряда предков. В отличие от индивидуального, личного бессознательного, состоящего из содержаний, которые некогда были сознательными, но в силу вытеснения исчезли из сознания, коллективное бессознательное характеризуется тем, что его содержания никогда не были в сознании, никогда не были приобретены индивидуально, а обязаны своему существованию всеобщему унаследованию.

Коллективное бессознательное можно охарактеризовать следующим образом: оно развивается не индивидуально, а получено по наследству; состоит из архетипов как неких предсуществующих форм, являющихся моделью и образцом инстинктивного поведения; включает в себя продукты архаической природы, т.е. содержания и образы поведения, которые являются у всех индивидов одними и теми же; идентично у всех людей и тем самым образует всеобщее основание душевной жизни каждого; имеет мифологические по своему характеру содержания; состоит из образов, не имеющих кровной или расовой наследственности, а принадлежащих к человечеству в целом; является хранилищем реликтовых остатков и воспоминаний о прошлом; представляет собой единую для всех подоснову, на которой сохраняется нерасторжимая целостность и фундаментальная идентичность; вбирает в себя такие содержания, которые не могут быть объектом произвольного намерения и не подвластны контролю со стороны воли; может активизироваться в большой социальной группе, в результате чего возникает коллективное помешательство - духовная эпидемия, способная привести к революции, войне, катастрофе.

 

Специфика научного познания

Познавательное отношение человека к миру осуществляется в различных формах - в форме обыденного познания, познания художественного, религиозного, наконец, в форме научного познания. Первые три области познания рассматриваются в отличие от науки как вненаучные формы. Научное познание выросло из познания обыденного, но в настоящее время эти две формы познания довольно далеко отстоят друг от друга. В чем их главные различия? 1. У науки свой, особый набор объектов познания в отличие от познания обыденного. Наука ориентирована в конечном счете на познание сущности предметов и процессов, что вовсе не свойственно обыденному познанию. 2. Научное познание требует выработки особых языков науки. 3. В отличие от обыденного познания научное вырабатывает свои методы и формы, свой инструментарий исследования. 4. Для научного познания характерна планомерность, системность, логическая организованность, обоснованность результатов исследования. 5. Наконец, отличны в науке и обыденном познании и способы обоснования истинности знаний.
Одна из важных особенностей научного познания в сравнении с обыденным состоит в его организованности и использовании целого ряда методов исследования. Под методом при этом понимается совокупность приемов, способов, правил познавательной, теоретической и практической, преобразующей деятельности людей. Эти приемы, правила в конечном счете устанавливаются не произвольно, а разрабатываются, исходя из закономерностей самих изучаемых объектов. Поэтому методы познания столь же многообразны, как и сама действительность. Исследование методов познания и практической деятельности является задачей особой дисциплины - методологии. При всем различии и многообразии методов они могут быть разделены на несколько основных групп: 1. Всеобщие, философские методы, сфера применения которых наиболее широка. К их числу принадлежит и диалектико-материалистический метод. 2.Общенаучные методы, находящие применение во всех или почти во всех науках. И своеобразие и отличие от всеобщих методов в том, что они находят применение не на всех, а лишь на определенных этапах процесса познания. Например, индукция играет ведущую роль на эмпирическом, а дедукция - на теоретическом уровне познания, анализ преобладает на начальной стадии исследования, а синтез - на заключительной и т.д. При этом в самих общенаучных методах находят, как правило, свое проявление и преломление требования всеобщих методов. 3. Частные или специальные методы, характерные для отдельных наук или областей практической деятельности. Это методы химии или физики, биологии или математики, методы металлообработки или строительного дела. 4. Наконец, особую группу методов образуют методики, представляющие собой приемы и способы, вырабатываемые для решения какой-то особенной, частной проблемы.

Концепции общества

Прогресс (от лат. progressus - успех, движение вперёд) - тип развития, для которого характерно движение от простого к более сложному, от менее совершенного к более совершенному. Понятие "прогресс" применяется в качестве понимания и оценки состояния системы в целом, её подсистем и отдельных элементов. Противоположностью прогрессу является регресс. Хотя понятие "прогресс" применяется и к природным процессам, подлинной реальностью прогрессивного развития является история. Именно с т.з. прогресса история м.б. понята как единый, целостный всемирный процесс, обоснованный всеобщими законами. Различие трактовок этих законов определяет характер противоречий м.основными концепциями исторического прогресса. Любая концепция прогресса основывается на понимании времени как линейного процесса, направленного из прошлого в будущее.

Движение общества по ступеням развития образует прогресс. Это в том случае, если создается восходящая линия: от низких этапов к высшим. Нисходящая тенденция (от высшего к низшему) обозначается понятием регресс. Еще в древности философы стремились выявить направление общественного развит


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.