Волонтёрство и добровольчество в современной школе — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Волонтёрство и добровольчество в современной школе

2020-05-07 228
Волонтёрство и добровольчество в современной школе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВОЛОНТЁРСТВО И ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

РАЙОННАЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА

2014

ППЦ «Здоровье»

 

Составители: Кривошеина О.А., Денисова А.В.

 

Редактор: Кочубей Н.И.

 

 

Брошюра «Волонтёрство и добровольчество в современной школе» может быть полезна социальным педагогам, классным руководителям, учителям, ответственным за организацию ученического самоуправления в ГБОУ, учащимся старших классов, а так же всем тем, кто интересуется вопросами волонтёрства и добровольчества.

 

 

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

В истории человечества есть масса примеров добровольной и бескорыстной помощи, оказываемой человеком или группой людей нуждающимся в этом людям или обществу в целом. Она может иметь различные формы: от помощи бездомным животным отдельным человеком до усилий тысячи людей в преодолении стихийных бедствий и урегулирования конфликтных ситуаций. В любом своем проявлении помощь, не направленная на извлечение выгоды, гуманна по своим идеям.

В современной западной социологии «волонтёрство» (Volenteerism) применяется для обозначения добровольного труда как деятельности, осуществляемой людьми на безвозмездной основе и направленной на достижение социально значимых целей, решение проблем общества.

Формировать чувство доброты и прививать желание взаимопомощи необходимо с самого раннего возраста. Для школьников же чрезвычайно важно создавать среду для возможности помочь нуждающимся.

Волонтёрство для школьника – это возможность быть вовлеченными в общество и влиять на это общество. Волонтёрство - мощный инструмент социальных перемен, культурного и экономического роста.


Оглавление

Оглавление. 2

1. ИСТОРИЯ ВОЛОНТЁРСТВА.. 3

2. ОСНОВНЫЕ ПОСТУЛАТЫ ВОЛОНТЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5

3.1 СОЦИАЛЬНОЕ ВОЛОНТЁРСТВО.. 8

3.2. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЛОНТЁРСТВО.. 10

3.3. СПОРТИВНОЕ ВОЛОНТЁРСТВО.. 11

3.4. КУЛЬТУРНОЕ ВОЛОНТЁРСТВО.. 12

3.5. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ ВОЛОНТЁРСТВО.. 14

3.РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА О ДОБРОВОЛЬЧЕСТВЕ И ВОЛОНТЁРСТВЕ 15

4.ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ РЭП.. 17

5. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ 19

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 21

7. ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ.. 22

8. СПИСОК ВОЛОНТЁРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ.. 23

9. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 24

 

 

ИСТОРИЯ ВОЛОНТЁРСТВА

Доброволец, волонтёр – (фр. volontaire – лат. Voluntarius –«желающий») - лицо, осуществляющее какую-либо деятельность добровольно. Добровольчество возникло тогда, когда возникло человечество. Необходимость выживать в трудных внешних условиях приводила первобытных людей к сплочению и готовности помогать. Примеры альтруизма – самопожертвования в интересах других людей - известны как из литературы (например, Данко - герой рассказа М. Горького, вырвал свое сердце, чтобы осветить путь людям), так и из современной истории - Александр Матросов своим телом закрыл дзот, откуда немецкие пулеметчики обстреливали советских солдат. Долгие годы понятие добровольчества было военным термином, т.к. являлось основным способом комплектования армий, что продолжалось вплоть до введения всеобщей военной повинности. В XVIII - XIX веках в Австро-Венгрии, Франции, Италии волонтёрские полки действовали как часть регулярной армии.

Развитие волонтёрства на Руси начинается вскоре после 988 года, с принятием христианства. В русской православной среде издавна и до сих пор существует традиция работы во славу Божию, когда добровольцы приходят потрудиться в монастыри. Как в мирное, так и в военное время Церковь вдохновляла свою паству на бескорыстное служение, помощь и поддержку ближнего.

Российская история богата примерами добровольческого труда знаменитых и состоятельных россиян. Декабристы, высланные в Сибирь за восстание против царя, строили школы, преподавали, учили крестьян садоводству, открывали театры. Когда в конце 19 века было отменено крепостное право, стала развиваться сеть земских врачей, которые боролись за бесплатную медицинскую помощь для крестьян, и нередко сами работали бесплатно. Дети и молодежь активно вовлекались в добровольчество в советской России через молодежные движения октябрят, пионеров, комсомольцев. Во время Великой отечественной войны 1941-1945 гг. тысячи жителей России ушли добровольцами на фронт. После войны в 50-х годах началось массовое движение по освоению земель Казахстана, Поволжья, Урала, Сибири, Дальнего Востока. Тысячи добровольцев со всей страны приняли участие в реализации этой задачи. В СССР действовало мощное движение добровольных доноров крови, и быть донором было крайне почетно. В современной истории России добровольчество играет колоссальную роль. Во время терактов в Норд-Осте, Беслане, Москве сотни тысяч людей сдавали деньги, кровь, оказывали поддержку пострадавшим. Добровольцы помогали семьям пострадавших во время взрывов в шахтах на Кузбассе. Добровольцы тушили лесные пожары и оказывали помощь пострадавших в природных катаклизмах. Они собирают мусор и учат людей жить экологично, защищают животных и дикую природу. Добровольцы помогают людям, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации, навещают пожилых и воспитанников детских домов, пациентов больниц и людей с ограниченным возможностями. Добровольчество в настоящий момент переживает бурное развитие в России. Большинство добровольцев – молодые люди, учащиеся в образовательных учреждениях.

    История добровольчества в России еще пишется, и каждый из нас может сделать мир лучше, выделив часть своего времени для работы добровольцем.

 

 

Права волонтёра

  1. Волонтёр имеет право выбора того вида деятельности, в котором он компетентен и который считает для себя наиболее интересной.
  2. Волонтёр имеет право на уважительное и доброжелательное отношение к себе других участников проекта.
  3. Волонтёр имеет право на признание и справедливую оценку его вклада, а также на учет времени, затраченного на волонтёрскую деятельность.
  4. Волонтёр имеет право на обеспечение его безопасности.
  5. Волонтёр имеет право ознакомления с критериями отбора для того или иного мероприятия.
  6. Волонтёр имеет право на предварительное обучение, если это необходимо для проведения мероприятия.
  7. Волонтёр имеет право на получение экипировки, если это предусмотрено условиями проведения мероприятия.
  8. Волонтёр имеет право на предоставление бесплатного питания, если работает в течение длительного времени.
  9. Волонтёр имеет право на транспортировку, если выполнение его обязанностей происходит в ночное время суток (с 22.00 до 06.00).

 

Обязанности волонтёра

  1. Волонтёр обязан соблюдать законодательство Российской Федерации.
  2. Волонтёр не имеет права вести политическую и/или религиозную пропаганду на мероприятиях, в которых принимает участие.
  3. Волонтёр обязан уважительно относиться к другим участникам мероприятия, в том числе к персоналу учреждений, с которыми ведется сотрудничество, а также к другим волонтёрам.
  4. Волонтёр не имеет права препятствовать подготовке и проведению мероприятия.
  5. Волонтёр обязан согласовывать все свои действия в рамках реализации мероприятия с координатором, ответственным за это мероприятие.
  6. Волонтёр не имеет права публично обсуждать и осуждать деятельность координаторов и/или организаторов мероприятия. Все возникающие вопросы обсуждаются наедине с координаторами и/или организаторами мероприятия.
  7. Волонтёр не имеет права распространять конфиденциальную информацию, которая стала известна ему в ходе подготовки и проведения мероприятия.
  8. Волонтёр обязан предоставлять отчет о своей деятельности (особенно финансовой, если для выполнения задания были затрачены материальные средства). Все виды финансовой деятельности должны обсуждаться.

 

Заповеди волонтёра

  1. Будь верен общему Делу.
  2. Цени важность своей роли. Нет маленьких ролей – есть общее дело.
  3. Понимай задачу, которую ты выполняешь.
  4. Сопоставляй свои интересы с потребностями окружающих и с задачей, которую выполняешь.
  5. Работай искренне и делись с другими новыми идеями о том, как сделать работу еще более эффективной.
  6. Дорожи командным духом, стремись к разрешению конфликтных ситуаций без вовлечения в них руководства.
  7. Открой себя возможностям развития сопереживания, уверенности в себе и ответственности.
  8. Развивай свою самооценку и готовность спрашивать.
  9. Гордись карьерой волонтёра. Она значительно увеличивает богатство души.

 

3. ВИДЫ  ВОЛОНТЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мы привыкли, что волонтёрство, как правило, затрагивает остросоциальные сферы нашей жизни — помощь людям с ограниченными возможностями, детским домам, одиноким пожилым людям, бездомным животным. Но острые социальные вопросы - не единственная сфера, где необходима помощь добровольцев, а охват волонтёрами различных областей жизни намного шире.

01 сентября 2014 года  на основании  Распоряжения администрации Петроградского района на базе Психолого-педагогического центра «Здоровье» начала свою работу Районная экспериментальная площадка по организации волонтёрского движения в Петроградском районе на основе взаимодействия государственных и общественных институтов по развитию общественной активности обучающихся образовательных учреждений в решении вопросов социальной значимости. (РЭП).

Уже в сентябре 2014 года специалисты РЭП были приглашены на совещание для заместителей директоров по ВР «Организация добровольческой деятельности в образовательных учреждениях: перспективы практической работы в 2014-2015 учебном году», на котором было принято  совместное решение  начать работу  с формирования  пяти направлений волонтёрской деятельности в образовательных учреждениях Петроградского района.

 

· Социальное волонтёрство

· Экологическое волонтёрство

· Спортивное волонтёрство

· Культурное волонтёрство

· Гражданско-правовое волонтёрство

 


СОЦИАЛЬНОЕ ВОЛОНТЁРСТВО

 Добровольцы, выбравшие для себя это направление деятельности, отдают свое свободное время, оказывая помощь и поддержку пожилым людям, ветеранам Великой отечественной войны,  детям блокадного Ленинграда,  сиротам в домах ребенка и детских домах. Старики и дети – это самые незащищенные категории, которые больше всего нуждаются в духовной поддержке, милосердии, ласке и внимании. Персонал домов-интернатов для детей и пожилых людей при всем своем желании не имеет физической возможности уделять в достаточной мере внимания каждому проживающему в таком учреждении. Старики, как и дети, нуждаются в постоянной заботе, сочувствии и внимании и волонтёры своим участием помогают пожилым людям достойно встретить старость.

На базе образовательных учреждений также необходимо оказывать помощь детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. В младших классах часто требуется помощь в адаптации детей к школьной жизни, в усвоении учебного материала, помощь классным руководителям в организации игр на перемене и в подготовке к праздникам. Такую работу могут вести старшеклассники. В ряде образовательных учреждений Петроградского района учащиеся-волонтёры уже подключились к проведению тематических уроков для начальной школы, интересных мастер-классов для детей, спортивных праздников и экологических викторин.

Отдельно хотелось бы сказать о детях, воспитывающихся в домах ребенка, детских домах и интернатах. Общеизвестно, что для нормального развития ребенка нужна полноценная социальная среда. Поэтому, дети, лишенные необходимого человеческого общения на ранних этапах своего развития, даже не имея проблем физического плана, развиваются с заметным отставанием от своих сверстников, воспитывающихся в семье. Активное участие добровольцев в социальной, психологической и интеллектуальной реабилитации детей-сирот помогает им стать полноценными членами нашего общества. В помощи нуждаются как дети с нормальным, так и с нарушенным развитием. В рамках этого направления осуществляется: репетиторство, проведение праздников, организация досуга и др. Одной из основных проблем детей с особенностями психического и физического развития является отсутствие возможностей для успешной адаптации к повседневной жизни в обществе. Контакт с волонтёрами противодействует социальной изолированности детей – инвалидов, ведет к усилению толерантности общества по отношению к ним.

Волонтёры-учащиеся  также могут внести вклад в общее дело и показать пример ровесникам:

• организовать праздник, мастер-класс

• прибраться, помыть, почистить

• провести, указать дорогу, поддержать и просто почитать книгу, погулять, поиграть, скрасить досуг детей и взрослых, находящихся в сложных социальных условиях.

И многое другое, даря тем самым заботу и принося радость,

нуждающимся.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЛОНТЁРСТВО

Одна из основных сфер волонтёрства – это природоохранная деятельность.

Волонтёры экологических организаций - это люди, которые на добровольной основе участвуют в экологической деятельности организаций вне зависимости от возраста, пола, национальности — главное желание жить в согласии с миром и неравнодушие к тому, что происходит на планете.

Волонтёры принимают активное участие в акциях по посадке деревьев, помогают на особо охраняемых природных территориях (ООПТ): уборка мусора, установление аншлагов и др.; участвуют в общественной городской инспекции (занимаются вопросами незаконной вырубки деревьев, строительством, уплотнительной застройкой, загрязнением воды, воздуха, почвы). Проводят встречи со школьниками на экологические темы, занимаются сбором информации, сбором подписей, участвуют в международных программах Гринпис и многое другое. Волонтёрство в общественной организации помогает людям найти единомышленников, друзей, получить опыт в природоохранной работе, внести свой вклад в сохранение природы Земли.

Волонтёры – школьники могут быть вовлечены в такие направления эко-волонтёрства, как:

• подготовка и реализация проектов по раздельной утилизации мусора;

• уборку парков, лесов, берегов водохранилищ;

• субботники;

• дни чистоты;

• посадка деревьев;

• помощь бездомным животным (устройство животных в приюты, поиск для животных новых хозяев);

• изготовление  скворечников, подкормка птиц в зимний период.

СПОРТИВНОЕ ВОЛОНТЁРСТВО

Спортивные волонтёры - это волонтёры, помогающие в проведении спортивных соревнований. Встреча делегаций, судейство соревнований, проведение спортивных праздников, освещение спортивных событий, мероприятия по формированию здорового образа жизни детей и взрослых - вот она «работа» спортивного волонтёра.

С середины 90-х годов отдельные российские организации - спортивно-концертные комплексы, музеи и т.п. – начали активно привлекать добровольцев в период проведения различных соревнований и культурных мероприятий. В качестве примера можно привести опыт работы Ледового дворца в Санкт-Петербурге, когда в 2000 г. (во время прохождения чемпионата мира по хоккею) более 50 добровольцев  были привлечены для подготовки зала дворца к спортивным играм, организационной поддержки хоккейных команд, работы со зрителями на соревнованиях и т.д. При отборе к конкурсантам предъявлялись достаточно жесткие требования: владение иностранными языками (помимо английского, желателен был один из скандинавских), знание специфики хоккейных игр, хорошая физическая форма и др. С победителями конкурса заключались договоры, по условиям которых их труд не оплачивался. Но им предоставлялось право свободного посещения всех проводимых соревнований, бесплатное питание и спортивная форма.

 Программа подготовки волонтёров – один из самых масштабных и инновационных проектов Оргкомитета «Сочи 2014», вовлекающий все российские регионы в подготовку к Играм. В подготовке Игр и их проведении приняли участие 25 тыс. волонтёров Оргкомитета «Сочи 2014». Кроме того, не менее 3 тыс. городских волонтёров, подготовленных городом Сочи, работали на городских объектах и площадках. В июле 2010 года, благодаря инициативе Оргкомитета «Сочи 2014», законодательством РФ было закреплено понятие «волонтёр Игр». Это позволило регулировать административные вопросы, связанные с работой добровольцев на крупных международных мероприятиях (страхование, организация питания и проезда, привлечение иностранных волонтёров). Появление в России инфраструктуры для подготовки волонтёров к крупным международным спортивным событиям – это исторический шанс в корне изменить сложившуюся в нашей стране ситуацию в добровольческом движении и один из важнейших элементов наследия Игр 2014 года.

КУЛЬТУРНОЕ ВОЛОНТЁРСТВО

Одним из интереснейших направлений волонтёрской деятельности является включение добровольцев в культурную жизнь. Это и:

- помощь в организации масштабных культурно-развлекательных мероприятий;

- рассадка  гостей на различных мероприятиях;

- работа с музеями и галереями по взаимодействию с посетителями, по систематизации каталогов;

- перевод различных документов и так далее.

Как правило, работа волонтёров в музеях состоит в работе с посетителями, помощи в организации различных образовательных и концертных мероприятий, сборе внешней информации и т. д. Волонтёры получают ряд преимуществ: приглашения на открытие выставок, бесплатный вход в музей, доступ к программам музея и другие привилегии. Во многих музеях вводится специальное Положение о волонтёрах, которое регламентирует требования к волонтёру (быть коммуникабельным, преимущественно знание нескольких иностранных языков, знание этики и этикета) и направления его деятельности (участие в социологических исследованиях, помощь в организации мероприятий, информационное обслуживание и т.д.). Волонтёр несет ответственность за свою деятельность. Так, взаимоотношения работодателя и добровольца могут быть сведены к трудовому договору. В случае нарушения волонтёром принятых на себя обязательств, музей имеет право отказаться от сотрудничества.

   Наиболее ярким примером приглашения волонтёров в России может выступать Государственный Эрмитаж. Музей запустил волонтёрские проекты еще в 1996 году — в рамках Клуба друзей Эрмитажа.

Добровольцы помогали сориентироваться иностранным туристам, отвечали на вопросы и привлекали посетителей в Клуб друзей. Тогда работа волонтёров носила временный и нерегулярный характер. В 2003 году была создана Служба волонтёров для помощи в дни празднования юбилея Санкт-Петербурга. Начиная с этого момента добровольцы осуществляют ряд весомых для работы музея задач:

- организуют пресс-конференции, семинары и юбилейные мероприятия;

-    систематизируют объекты хранения;

-    помогают во внедрении информационных технологий;

- общаются с посетителями и спонсорами, ведут активную научную деятельность, участвуют в реставрации.

В настоящее время в Эрмитаже работают несколько десятков волонтёров из России, Швейцарии, США, Германии, Франции, Испании, Италии и других стран. В их числе представители различных профессий: искусствоведы, журналисты, менеджеры. Сотрудничество с профессионалами позволяет Службе волонтёров осуществлять очень интересные проекты. В то же время Служба волонтёров — это, в основном, молодежная организация. Большинство ее членов — школьники и студенты. Чтобы стать волонтёром в Эрмитаже, достаточно заполнить анкету и отправить ее по электронной почте, после чего нужно пройти собеседование, при обоюдном согласии подписать контракт и получить волонтёрскую книжку.

Активную политику в отношении привлечения волонтёров, как правило, ведут организаторы культурно-образовательной акции «Ночь музеев», которая за 6 лет получила распространение во многих городах России. В связи с увеличением числа музеев-участников, с каждым годом «Ночь музеев» приобретает все больший масштаб.  Для реализации различных организационных и информационных задач приглашаются участники различных молодежных и волонтёрских проектов. По итогам проведенных мероприятий волонтёры получают благодарственные грамоты от Департамента культуры, а также необходимые рекомендации для последующего трудоустройства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Во многих странах мира существуют волонтёрские движения, а добровольцы считаются важными и уважаемыми людьми. Развитие волонтёрства показывает осознанное стремление людей принимать активное участие в глобальном процессе – развитии гражданского общества.

Для каждого же отдельно взятого волонтёра добровольчество представляет возможность развития личности и реализацию таких потребностей, как:

· внутренняя психологическая потребность быть нужным;

· потребность в общении и уважении;

· развитие лидерских способностей;

· способ поделиться своим опытом;

· защита своих прав и интересов;

· возможность жить интересной и яркой жизнью;  

· потребность в самореализации;

· потребность в профессиональном опыте и т.д.

Именно поэтому на сегодняшний день институт волонтёрства распространен практически во всех странах мира и становится с каждым днем все более значимым ресурсом развития общества. А в  Петроградском районе  особое внимание уделяется формированию волонтёрского движения среди обучающихся ГБОУ.

 В рамках проектов РЭП ППЦ «Здоровье» сформированные волонтёрские отряды ГБОУ Петроградского района уже приняли активное участие в мероприятия районного и городского масштаба, оказав неоценимую помощь в становлении института волонтёрства и добровольчества в Санкт- Петербурге.

 


ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

1. Федеральный закон от 11 августа 1995 г.(ред. От 05.05.2014) № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162618

2. Список волонтёрских движений Санкт-Петербурга

http://www.mir4you.ru/node/12930

3. Список благотворительных организаций Санкт-Петербурга.

http://www.cogita.ru/grazhdanskaya-aktivnost/byulleten-blagotvoritelnosti/blagotvoritelnye-organizacii-sankt-peterburga

4. Тематические материалы по волонтёрству («дети группы риска», работа с пожилыми людьми и пр.)

http://children.spb.ru/russian/volonter/volonter.htm

5. Сайт благотворительного фонда «Детские судьбы

http://admkrai.kuban.ru/news/region/200226/7057.html

6. Сайт РОФ «Доброе дело». Пилотный проект по дистанционному обучению сотрудников и волонтёров геронтологических некоммерческих организаций, которые непосредственно работают с пожилыми людьми

http://www.dobroedelo.ru/vrc/kurs/default.asp


 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Добровольческий труд: сущность, функции, специфика// Социологические исследования. - 2006, № 5, с.15-22.

2. Зубкова Т. С., Тимошина Н. В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. – М.: Академия, 2003.

3. Кобякова Т.Г., Смердов О.А. Методический семинар-тренинг «Теория и практика волонтёрского движения».

4. Козлов А. А., Иванова Т. Б. Практикум социального работника. – М.,2001.

5. Олчман М., Джордан П. Добровольцы - ценный источник. Университет Джона Хопкинса, 1997.

6. Перцовский А.Н. Особенности подготовки волонтёров для работы в учреждениях соцзащиты.

7. Подготовка волонтёров (программы, рекомендации, модели опыта) / сост. И. И. Фришман, М. Р. Мирошкина. - М.: ГОУ ЦРСДОД   2004.

8. Полатайко С. Волонтёры в нашей организации // От поддержки к партнерству, благотворительное общество «Невский ангел». – СПб. – Новгород, 1998.

9. Слабжанин Н.Ю. Как эффективно работать с добровольцами. Новосибирск: МОФ СЦПОИ, 2002.

10. Федоренко Г. Центру помогают волонтёры [Текст] / Г. Федоренко // Социальное обеспечение. - 2002. - № 8. - С. 21-24.

11. Фришман И.И. Мирошкина М.Р. Подготовка волонтёров (программы, рекомендации, модели опыта) // Приложение к Внешкольнику. 2004. №6.

12. Матвиенко И. Волонтёрство - перспективное направление [Текст]: Прил. "Социономия" / И. Матвиенко // Социальная защита. - 2002. - № 1 - С. 34-36.

 

ВОЛОНТЁРСТВО И ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

РАЙОННАЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА

2014

ППЦ «Здоровье»

 

Составители: Кривошеина О.А., Денисова А.В.

 

Редактор: Кочубей Н.И.

 

 

Брошюра «Волонтёрство и добровольчество в современной школе» может быть полезна социальным педагогам, классным руководителям, учителям, ответственным за организацию ученического самоуправления в ГБОУ, учащимся старших классов, а так же всем тем, кто интересуется вопросами волонтёрства и добровольчества.

 

 

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

В истории человечества есть масса примеров добровольной и бескорыстной помощи, оказываемой человеком или группой людей нуждающимся в этом людям или обществу в целом. Она может иметь различные формы: от помощи бездомным животным отдельным человеком до усилий тысячи людей в преодолении стихийных бедствий и урегулирования конфликтных ситуаций. В любом своем проявлении помощь, не направленная на извлечение выгоды, гуманна по своим идеям.

В современной западной социологии «волонтёрство» (Volenteerism) применяется для обозначения добровольного труда как деятельности, осуществляемой людьми на безвозмездной основе и направленной на достижение социально значимых целей, решение проблем общества.

Формировать чувство доброты и прививать желание взаимопомощи необходимо с самого раннего возраста. Для школьников же чрезвычайно важно создавать среду для возможности помочь нуждающимся.

Волонтёрство для школьника – это возможность быть вовлеченными в общество и влиять на это общество. Волонтёрство - мощный инструмент социальных перемен, культурного и экономического роста.


Оглавление

Оглавление. 2

1. ИСТОРИЯ ВОЛОНТЁРСТВА.. 3

2. ОСНОВНЫЕ ПОСТУЛАТЫ ВОЛОНТЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5

3.1 СОЦИАЛЬНОЕ ВОЛОНТЁРСТВО.. 8

3.2. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЛОНТЁРСТВО.. 10

3.3. СПОРТИВНОЕ ВОЛОНТЁРСТВО.. 11

3.4. КУЛЬТУРНОЕ ВОЛОНТЁРСТВО.. 12

3.5. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ ВОЛОНТЁРСТВО.. 14

3.РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА О ДОБРОВОЛЬЧЕСТВЕ И ВОЛОНТЁРСТВЕ 15

4.ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ РЭП.. 17

5. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ 19

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 21

7. ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ.. 22

8. СПИСОК ВОЛОНТЁРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ.. 23

9. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 24

 

 

ИСТОРИЯ ВОЛОНТЁРСТВА

Доброволец, волонтёр – (фр. volontaire – лат. Voluntarius –«желающий») - лицо, осуществляющее какую-либо деятельность добровольно. Добровольчество возникло тогда, когда возникло человечество. Необходимость выживать в трудных внешних условиях приводила первобытных людей к сплочению и готовности помогать. Примеры альтруизма – самопожертвования в интересах других людей - известны как из литературы (например, Данко - герой рассказа М. Горького, вырвал свое сердце, чтобы осветить путь людям), так и из современной истории - Александр Матросов своим телом закрыл дзот, откуда немецкие пулеметчики обстреливали советских солдат. Долгие годы понятие добровольчества было военным термином, т.к. являлось основным способом комплектования армий, что продолжалось вплоть до введения всеобщей военной повинности. В XVIII - XIX веках в Австро-Венгрии, Франции, Италии волонтёрские полки действовали как часть регулярной армии.

Развитие волонтёрства на Руси начинается вскоре после 988 года, с принятием христианства. В русской православной среде издавна и до сих пор существует традиция работы во славу Божию, когда добровольцы приходят потрудиться в монастыри. Как в мирное, так и в военное время Церковь вдохновляла свою паству на бескорыстное служение, помощь и поддержку ближнего.

Российская история богата примерами добровольческого труда знаменитых и состоятельных россиян. Декабристы, высланные в Сибирь за восстание против царя, строили школы, преподавали, учили крестьян садоводству, открывали театры. Когда в конце 19 века было отменено крепостное право, стала развиваться сеть земских врачей, которые боролись за бесплатную медицинскую помощь для крестьян, и нередко сами работали бесплатно. Дети и молодежь активно вовлекались в добровольчество в советской России через молодежные движения октябрят, пионеров, комсомольцев. Во время Великой отечественной войны 1941-1945 гг. тысячи жителей России ушли добровольцами на фронт. После войны в 50-х годах началось массовое движение по освоению земель Казахстана, Поволжья, Урала, Сибири, Дальнего Востока. Тысячи добровольцев со всей страны приняли участие в реализации этой задачи. В СССР действовало мощное движение добровольных доноров крови, и быть донором было крайне почетно. В современной истории России добровольчество играет колоссальную роль. Во время терактов в Норд-Осте, Беслане, Москве сотни тысяч людей сдавали деньги, кровь, оказывали поддержку пострадавшим. Добровольцы помогали семьям пострадавших во время взрывов в шахтах на Кузбассе. Добровольцы тушили лесные пожары и оказывали помощь пострадавших в природных катаклизмах. Они собирают мусор и учат людей жить экологично, защищают животных и дикую природу. Добровольцы помогают людям, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации, навещают пожилых и воспитанников детских домов, пациентов больниц и людей с ограниченным возможностями. Добровольчество в настоящий момент переживает бурное развитие в России. Большинство добровольцев – молодые люди, учащиеся в образовательных учреждениях.

    История добровольчества в России еще пишется, и каждый из нас может сделать мир лучше, выделив часть своего времени для работы добровольцем.

 

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.097 с.