Программа летней инклюзивной смены «солнечный садовник» — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Программа летней инклюзивной смены «солнечный садовник»

2020-05-07 564
Программа летней инклюзивной смены «солнечный садовник» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРОГРАММА ЛЕТНЕЙ ИНКЛЮЗИВНОЙ СМЕНЫ «СОЛНЕЧНЫЙ САДОВНИК»

Авторы: Кудринская Оксана Михайловна,
директор МБОУ ДО «ЭБЦ «ЛидерЭко»
городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
Суханова Наталья Викторовна,
проректор ФГБОУ ВО БГПУ
им. М. Акмуллы
Республики Башкортостан

г. Уфа – 2019 год

Пояснительная записка

Вследствие глобальных социально-экономических перемен, происходящих в нашем обществе и государстве, социализация и интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой. И значимость этой проблемы обуславливается тем, что такие дети испытывают большие трудности в определении своей жизненной позиции и своего места в обществе. Средняя частота рождения детей с синдромом Дауна в России составляет 1 ребенок на 884 новорожденных (по данным Федерального генетического регистра «Мониторинг врожденных пороков развития»)

По мнению Л.С.Выготского, физический или психический дефект у ребенка создает почву для возникновения препятствий в развитии его общения с окружающими, в установлении широких социальных связей, что является неблагоприятным фактором, прежде всего, личностного развития. Поэтому работа по социальному развитию должна быть нацелена на формирование у детей с ОВЗ навыков продуктивного взаимодействия с окружающими людьми, а в конечном итоге – на адаптацию к жизни в обществе, в быстро изменяющемся и нестабильном мире.  Поэтому основной упор в работе с особенными детьми должен быть направлен на формирование навыков продуктивного взаимодействия с окружающими людьми. И немаловажную роль в этом играет профориентационная работа.

Ребёнок с синдромом Дауна имеет многочисленные отклонения в анатомо-физиологическом, физическом, психическом и личностном развитии. В свою очередь он обладает потенциальными умениями выполнять конкретные действия и индивидуальным восприятием информации. Настоящая программа предусматривает разработку и внедрение комплексной системы специально организованных мероприятий: летний отдых с одновременной подготовкой по программе дополнительного начального профессионального образования «Садовник», восстановительные реабилитационные мероприятия, психологическую помощь.

 Именно таким образом решаются достаточно глобальные задачи инклюзивного образования: социализация, реабилитация и профессиональная ориентация особенных детей.

Сама окружающая природа при этом становится не только объектом исследований, но и фоном для обычной жизни и местом действия.

Программа  является профильной. Предусматривает проведение профориентационныхзанятий и мероприятий для детей ОВЗ с синдромом Дауна и детей «группы риска».

Привлечение к работе в лагере волонтеров позволяет помочь в социализации особенным детям. С солнечными детьми (синдром Дауна) работают две группы волонтеров: вожатые-студенты и ребята группы риска. Именно волонтеры помогают педагогу-инструктору на занятиях по садоводству и огородничеству, организуют особенных детей.

Цель и задачи программы.

Цель. Реализовать инклюзивную дополнительную предпрофессиональную программу «Солнечный садовник» для детей с синдромом Дауна и детей группы риска по теоретическому и практическому курсу садоводства в рамках летнего отдыха.

Задачи программы:

1.Задачи организационного блока.

Ø Создание коррекционно-развивающего пространства, обеспечивающего развитие механизмов компенсации каждого участника смены.

Ø Осуществление реабилитационных мероприятий (арт-терапия, сказка-терапия, психогимнастика и др.) для улучшения освоения предпрофильной подготовки по профессии «Садовник».

Ø Организация учебной практики по профессии «Садовник» в сочетании с реабилитационными мероприятиями и психологическими тренингами: посадка клумбы + арт-терапия, закладка газона + квест и др.

Ø Организация взаимодействия волонтерских групп студентов и школьников в рамках реализации программы.

2.Задачи образовательного блока.

Ø Приобретение теоретических знаний по программе «Солнечный садовник» в области биологии и ботаники: формирование элементарных представлений о росте развития растений, о важности почвы.

Ø Обучение особенных детей пониманию сути профессии «садовник».

3. Задачи развивающего блока.

Ø Формирование у участников программы коммуникативных умений и потребности в общении с другими людьми, умение вести себя в коллективе сверстников и взрослых, оценивать результаты своего труда.

Ø Развитие у участников программы способностей к профессиональной адаптации, воспитание социальных норм поведения в труде, отвечающих запросам общества.

4.Задачи воспитательного блока

Ø Сохранение и укрепление здоровья участников смены и формирование мотивации у них на здоровый образ жизни.

Ø Формированию толерантного отношения к инвалидам у волонтеров-студентов, а также у детей группы риска

Ø Формирование активной гражданской позиции у волонтеров и подростков «группы риска»

5.Задачи практического блока

Ø Овладение детьми практических навыков ухода за растениями, организации клумб цветников, умения вести себя в природе, участие в экологических мероприятиях, и экскурсиях и др.

Ø Формирование навыков и умений, необходимых для успешного вхождения в общество в процессе трудового, социально-бытового обучения.

Ø Получение волонтерами социального опыта общения с детьми- инвалидами.

Ø Формирование у волонтеров практических навыков участия в общественной деятельности и развития гражданских качеств личности, формируемых в процессе участия в программе.

Сроки реализации программы

Попродолжительности программа является краткосрочной, и реализуется в течение 10 дней.

Адресат программы. Программа направлена на работу с детьми, подростками и молодежью, начиная с 12-летнего до 18-летнего возраста. Основной контингент составляют дети с ограниченными возможностями здоровья, с синдромом Дауна, подростки "группы риска". 

Концептуальные подходы

В современной педагогической и психологической науке разработаны теоретические концепции, которые и были взяты за основу при разработке программы деятельности. В частности, социально-педагогические и психологические подходы к проблеме адаптации, позитивной интеграции детей-инвалидов в социальную среду, взятые за основу, отражены в трудах Л.Н. Кошелевой, Н.Н. Малофеева, Н.М. Назаровой, Л.М. Шипициной.

Также в теоретическую основу программы заложены труды таких отечественных и зарубежных ученых, как Л.С. Выготский, А.Н Леонтьев, Е.М. Мастюкова,   Ж. Пиаже, Е.А. Стребелева, Ст.Трамбл.

Концепция строится на основе принципов и подходов к разработке программы:

- деятельностныйподход (Л.С. Выгодский, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Л.В. Занков, Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Поддьяков, и др.);

- системный подход (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов);

- системно-деятельностный подход (Л.Г. Петерсон).

Программа базируется в первую очередь на деятельностном и системно-деятельностном подходах, а значит, ориентирована не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребенка.

       Системно-деятельностный подход, базируется на: обеспечении соответствия образовательной деятельности возрасту воспитанников, их индивидуальным особенностям, предусматривает разнообразие индивидуальных образовательных траекторий, индивидуальное развитие каждого ребенка (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм образовательного сотрудничества, расширение зоны ближайшего развития.Именно здесь предусмотрены индивидуальные траектории в связи с особенностями диагноза детей. У многих ребят зафиксированы осложненные диагнозы: синдром Дауна+ аутизм. Поэтому вхождение таких ребят в коллектив требовало нетрадиционного подхода: например все ходили к разноцветному дубу загадывать желание, а Диана сначала долго выбирала ленточки, потом- компаньона, а потом ей предложили фотосессию. А на занятиях арт-терапии одному предлагается сделать фоторамку способом декупажа в красном цвете, другому- в синем.   На занятиях же ознакомления с семенами одним детям предлагается сажать семена цветов, а другим- семена овощей и т.п.

       Инновационная значимость программы «Солнечный садовник» и ее сильная сторона обеспечивается одновременным включением в работу всех трех компонентов сознания человека: совокупность знаний о мире (садоводство); видение самого себя в мире (арт-терапия, психологические тренинги); управление собственной деятельностью(садоводство, растениеводство, элементы туризма, а также участие в совместных со здоровыми детьми мероприятиях: дискотеки, спорт).

Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей с синдромом Дауна о снован с пониманием:

- медленногоформирования понятий и становление навыков: снижения темпа восприятия и замедленного формирования ответа; необходимость большого количества повторений; низкого уровня обобщения материала; утраты навыков, которые оказываются недостаточно востребованными;

- низкой способности оперировать несколькими понятиями одновременно.

- неравномерности развития ребенка в различных сферах (двигательной, речевой, социально-эмоциональной) и тесная связь познавательного развития с развитием других сфер;

- особенностью предметно-практического мышления, является необходимость использования нескольких анализаторов одновременно для создания целостного образа (зрение, слух, тактильная чувствительность);

- нарушением сенсорного восприятия (звуков, сигналов, представлений о цвете, форме, величине т.д.), что может быть связано со сниженной чувствительностью и часто встречающимися нарушениями зрения и слуха.

На фоне таких особенностей эффективной и действенной смена становится тогда, когда каждый день подчиняется идее, определяющей содержание и наполнение, одновременно оказывая положительное воздействие на физическую, интеллектуальную и эмоционально- волевую сферу человека, с задействованием нескольких анализаторов (слуховых, зрительных, тактильных, кинестетических). Именно в этом случае есть надежда на изменение психологического и социального статуса ребенка, который нарушен в связи с заболеванием.

Программа опирается на следующие принципы:

Принцип полной загрузки.

Основан на обязательном посильном выполнении всех заданий всеми. В лагере у детей не должно быть свободного времени и плохого настроения. Режим лагеря был построен таким образом, чтобы дети всегда были заняты: зарядка (психогимнастика), арт-терапия сменялась эколикбезом на свежем воздухе, работа на участке, обед, игры, индивидуальные занятия, коллективно-творческое дело в отряде, дискотека, вечерняясвеча.

Принцип рефлексии.

Основан на психологических особенностях человека. Рефлексия не только помогает осознанию решенных и нерешенных задач, но и сплачивает коллектив детей, формирует единомышленников. Этот принцип распространяется в основном на детей-волонтеров.Проводили психологическую разгрузку, различные тренинги и упражнения: «Пойми меня», «Ладонь друга», «Семь рукопожатий», «Дружеский круг» и др.

Использование ресурсов

Программа смены реализуется на базе СООЦ «Салихово» Республики Башкортостан.

9.1. Материально-техническая база включает в себя:

- корпуса для проживания,

- сад, огород,

- площадку для занятий спортом,

- зона отдыха («Зеленый класс»),

- актовый зал и досуговый центр,

- садовый инвентарь (лопаты, грабли, ведра, лейки, шланги и др.),

- теплицу,

- посадочную коллекцию (саженцы деревьев и кустарников, многолетние растения),

- столовую,

- баню,

- летний душ,

- хозяйственный блок,

- медицинский блок,

- оснащение для организации безопасности жизнедеятельности,

- помещения для проведения коррекционной работы,

- дежурный автобус,

- музыкальный центр, медиааппаратура, медиатеку,

- ноутбуки для педагогов,

- дидактические материалы для занятий по садоводству и растериеводству, арт-терапии,

- спортивное и туристическое оборудование,

- материалы для лабораторного практикума, гербарии, природный материал,

- материалы для проведения игр,

- информационное обеспечение: телефония, интернет,

- призы и награды для стимулирования,

- канцтовары.

Методическое обеспечение

- Наличие программы работы смены, планов работы педагогов, педагогов-организаторов, инструкторов, арт-терапевтов, и других привлеченных специалистов, плана-сетки.

- Педагогические технологии как средство, т.е. как производство и применение методического инструментария, аппаратуры, учебного оборудования и ТСО для учебного процесса.

- Наглядные пособия и дидактические материалы.

- Диагностические материалы.

- Материалы для проведения арт-терапии.

- Дневники наблюдений, корректировочные бланки (ежедневные листовки).

- Мотивационные материалы (поощрительные призы, грамоты, проведение индивидуальных выставок, личных поощрительных фотосессий и др.)

- Подборка литературы для детей.

-  Портфолио детей, участников смены

- Научная литература и медиа-сопровождение к ней.

-  Методическая литература для педагогов.

- Интернет-ресурсы.

9.3. Нормативно-правовое обеспечение. Законодательной и нормативно-правовой базойпрограммы «Солнечный садовник» являются следующие документы:

- Конвенция ООН о правах ребенка;

- Конституция Российской Федерации;

- Конвенция ООН о правах инвалидов;

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ»;

-Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ с изменениями от 22.08.2004 N 122-ФЗ

 - Приказ Министерства образования и науки РФ от 13.07.2001 г. № 22688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха»;

-Постановление Правительства Республики Башкортостан от 1 декабря 2014 г. N 552 "Об утверждении положения о государственной информационной системе "Единая система учета детей и подростков Республики Башкортостан, нуждающихся и пользующихся услугами в сфере отдыха и оздоровления"

-Типовое положение от 14.11.2011 N 18-2/10/1-7164 "О детском оздоровительном лагере"

10. Модель управления

Для повышения эффективности программы, создаются такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, но также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности, индикаторы успеха:

1. постановка реальных целей и планирование результатов программы;

2. совпадение запросов родителей и их ожиданий с педагогическими результатами.

3. благоприятный психологический климат;

4. удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;

5. успешное творческое сотрудничество взрослых и детей (и процесс и результат)

6. достижения детей (количественные и качественные).

7. возможность экстраполирования результатов всей программы или ее частей.

Как социальный продукт смена предусматривает дальнейшее развитие: увеличение профессиональной занятости населения из числа инвалидов, ежегодно получающих качественную реабилитационную и психологическую поддержку. Эта программа является пилотной. Реализация ее позволит запустить механизм развития профилизации в любой области и сфере деятельности для людей с инвалидностью в любом субъекте Российской Федерации. Растиражированная программа поможет увеличить число занятых в производстве инвалидов более чем на 10 %.

Модель управления

Формы подведения итогов

 

       Формы диагностики           

Литература для педагогов

 

1. Белов В.И. Психология здоровья. – СПб.:Респекс, 1997г.

2. Леонтьев Д. Очерк психологии личности. – М.: Смысл, 1993г.

3. Лучшие психологические тесты / отв. Ред. А.Ф. Кудряшов. – Петрозаводск:Петроком, 1992г.

4. Пушкин А.С. Собрание сочинений в 3-х томах. Москва, 1991

5. Фет.Собрание сочинений в 2-х томах. Москва, 1980.

6. Есенин С. Собрание сочинений в 2-х томах. Москва, 1980.

7. Веселые игры для дружного отряда. М. Бесова. Ярославль, академия развития, 2004 г.

8. Нескучные каникулы. Елена Филиппенко. Ярославль, академия развития, 2004 г.

Литература для детей.

 

1. В. Берестов. Улыбка. Москва, 1986

2. И. Никитин. Стихотворения. Москва, «Детская литература», 1982

3. С. Есенин. Лирика. Москва, «Детская литература», 1986

4. Проза русских поэтов и писателей. «Час души», Москва, 1995 г.

5. Красная книга Республики Башкортостан, Уфа Информ реклама, 2014

6. Энциклопедия «Мир растений», «Эксмо», 2005         

 

Используемая литература.

1. Журнал «Дополнительное образование». Подшивка 2015- 2019 г.г.

2. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна (Организация и методика работы адаптационных групп)
Методическое пособие. при участии. – М.: Монолит, 2002. – 197 с

3. Комплексное развитие детей с синдромом Дауна:
групповые и индивидуальные занятия
Методическое пособие. – М.:Благотворительный фонд «Даунсайд Ап» при участии Гуманитарного центра «Монолит», 2004. – 264 с.

4. Синдром Дауна. Медико-генетический и социально-психологический портрет. Под редакцией – М. «Триада-Х», 2007

5. Формирование основных двигательных навыков у детей с синдромом Дауна Практическое руководство для родителей
Составители: - М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2010.-68 с.

6. Интернет-ресурсы:

- deti.baby-calendar.ru

- https://ru.wikipedia.org/wiki

- https://touch.otvet.mail.ru/

- infourok.ru

- tc-sfera.ru

 

Приложение 1

Режим пребывания участников профильной смены

«Солнечный садовник»

Время  Мероприятие

В день заезда

09.30 – 10.00 Встреча и регистрация участников программы «Солнечный садовник».
10.30- 11.00 Выезд в СООЦ «Салихово»
11.00 -12.00 Заселение
12.00-13.00 Арт-терапия
13.00 – 14.00 Обед
14.00 – 15.50 Сон-час
15.50 – 16.10 Полдник
16.10 – 17.00 Открытие смены
17.00-18.00 Арт-терапия
18.30 – 19.30 Ужин
19.30 – 21.00 Вечернее мероприятие пооьрядно, оформление личных дневников
21.00 – 21.30 Второй ужин
21.30 – 22.00 Вечерние процедуры, самообслуживание
22.00 Отбой

В дни проживания в СООЦ «Салихово»

07.30 – 08.30 Подъём, утренние процедуры. Зарядка.
08.30 – 09.00 Завтрак
09.00 – 10.40 Учебные занятия (арт-терапия)
10.40 – 11.00 Второй завтрак
11.00 – 12.40 Учебные занятия (садоводство, растениеводство)
12.40 – 13.00 Индивидуальные коррекционные мероприятия
13.00 – 14.00 Обед
14.00 – 15.50 Сон-час
15.50 – 16.10 Полдник
16.20 – 18.30  Игры-квесты, викторины, зеленое кино, индивидуальные коррекционные занятия
18.30 – 19.30 Ужин
19.30 – 21.00 Вечернее мероприятие
21.00 – 21.30 Второй ужин
21.30 – 22.00 Вечерние процедуры
22.00 Отбой

В день выезда

07.30 – 08.00 Подъём, утренние процедуры. Зарядка.
08.30 – 09.00 Завтрак
9.10-10.20 Арт-терапия
10.20- 11.30 Закрытие смены
11.30- 12.00 Выезд из жилых помещений, сбор
12.00 Отъезд из СООЦ «Салихово»

 

Приложение 2

План – сетка инклюзивной  смены «Солнечный садовник»

Время  Мероприятия Отв.

25.07 СООЦ «Салихово»

11.00-12.00 Заезд участников смены, распределение вожатых и волонтеров- школьников, расселение Руководитель смены, педагоги
12.00-13.00 Тренинг «Знакомство». Арт-терапия Психолог
13.00-14.00 Обед Вожатые
13.30- 14.00 Самообслуживание, дежурство Вожатые
14.00- 15.00 Сон-час  
16.10-17.00 Открытие смены. Посвящение в садовники. Педагог-организатор
17.00-18.00 18.00- 19.00 Входная диагностика. Группа детей с ОВЗ Входная диагностика. Группа школьников- волонтеров Психолог
19.00-20.00 Арт-терапия «Тайный подарок» Арт-терапевт
20.00-21.00 Отрядные дела. Стенгазета. Разработка названия отряда, его символики Вожатые
21.00-21.30 Психологическая разгрузка. Вечерняя свеча общая Психолог, педагог-организатор
21.30-22.00 Вечерние процедуры, отбой Вожатые

26.07 

09.00-10.40 Арт-терапия: Цветочная палитра Арт-тераапевт
11.00-12.40 Элементарная биология. Цветы нашего сада Педагог
12.40-13.30 Индивидуальные коррекционные занятия Психолог
16.10-17.10 Садоводство, растениеводство. Удобрение почвы Педагог  
17.20 – 18.30 Игры-квесты. «Экологическая Бродилка» (гусеница, обруч-сцепка,) Педагог, вожатые
20.00-21.00 Вечернее мероприятие. Флеш-моб «Серебряное море» Педагог-организатор
21.00-21.30 Вечерняя свеча «Дружеский круг» Вожатые
21.30-22.00 Вечерние процедуры, отбой Вожатые

27.07

09.00-10.40 Арт-терапия (цветочная палитра) Арт-терапевт
11.00-12.40 Элементарная биология. Свет, вода, земля Педагог
12.40-13.30 Индивидуальные коррекционные занятия Коррекционный педагог
16.10-17.10 Садоводство, растениеводство. Закладка аллеи Педагог  
17.20 – 18.30 Игры-квесты. «Экологический детектив» Педагог, вожатые
20.00-21.00 Вечернее мероприятие. Флеш-моб «Нас учили быть птицами» Педагог-организатор
21.00-21.30 Вечерняя свеча «Паутинка» Вожатые
21.30-22.00 Вечерние процедуры, отбой Вожатые

28.07 Занятия в СООЦ «Салихово»

09.00-10.40 Арт-терапия (правополушарное рисование) Арт-терапевт
11.00-12.40 Элементарная биология. Деревья, кустарники, травы. Педагог
12.40-13.30 Индивидуальные коррекционные занятия Психолог
16.10-17.10 Садоводство, растениеводство. Закладка фруктового сада. Пресс-релиз Педагог  
17.20 – 18.30 Игры-квесты «Биологические монстры» Педагог-организатор, вожатые
20.00-21.00 Вечернее мероприятие. Флеш-моб «Серебряное море» Педагог-организатор
21.00-21.30 Вечерняя свеча «Ладонь друга» Вожатые
21.30-22.00 Вечерние процедуры, отбой Вожатые

29.07  Занятия в СООЦ «Салихово»

09.00-10.40 Арт-терапия. Фоторамка. Декупаж Арт-терапевт
11.00-12.40 Элементарная биология. Семена и саженцы. Огород на окне Педагог
12.40-13.30 Индивидуальные коррекционные занятия. Промежуточная диагностика Психолог, коррекционный педагог
16.10-17.10 Садоводство, растениеводство.Уход и полив  Педагог  
17.20 – 18.30 Игры-квесты «Загадки старого сада» Педагог, вожатые
20.00-21.00 Вечернее мероприятие. Флеш-моб «Серебряное море» Педагог-организатор
21.00-21.30 Вечерняя свеча. «Пойми меня» Вожатые
21.30-22.00 Вечерние процедуры, отбой Вожатые

30.07 Занятия в СООЦ «Салихово»

09.00-10.40  Арт-терапия:цветочная палитра Арт-терапевт
11.00-12.40 Элементарная биология. Огород на окне педагог
12.40-13.30 Индивидуальные коррекционные занятия. психолог
16.10-17.10 Садоводство, растениеводство. Уход и полив педагог  
17.20 – 18.30 Игры-квесты «Загадки старого сада. Часть вторая» Педагог, вожатые
20.00-21.00 Вечернее мероприятие. Флеш-моб «Хохлома» Педагог-организатор
21.00-21.30 Вечерняя свеча. «Портрет моего друга» Вожатые
21.30-22.00 Вечерние процедуры, отбой Вожатые

31.07 Занятия в СООЦ «Салихово»

09.00-10.40 Арт-терапия:цветочная палитра на любимой клумбе Арт-терапевт
11.00-12.40 Элементарная биология. Теплица педагог
12.40-13.30 Индивидуальные коррекционные занятия. психолог
16.10-17.10 Садоводство, растениеводство. Уход и полив педагог  
17.20 – 18.30 Игры-квесты «Экологический детектив» Педагог, вожатые
20.00-21.00 Вечернее мероприятие. Флеш-моб «Хохлома» Педагог-организатор
21.00-21.30 Вечерняя свеча. «Портрет моего друга» Вожатые
21.30-22.00 Вечерние процедуры. Отбой Вожатые

01.08  Занятия в СООЦ «Салихово»

09.00-10.40 Арт-терапия:коллективная работа «Мой сад» Арт-терапевт
11.00-12.40 Элементарная биология. Теплица педагог
12.40-13.30 Индивидуальные коррекционные занятия.  психолог
16.10-17.10 Садоводство, растениеводство. Уход и полив педагог  
17.20 – 18.30 Игры-квесты «Экологический детектив. Часть вторая» Педагог, вожатые
20.00-21.00 Вечернее мероприятие. Флеш-моб «Хохлома» Педагог-организатор
21.00-21.30 Вечерняя свеча. «Портрет моего друга» Вожатые
21.30-22.00 Вечерние процедуры. Отбой Вожатые

02.08  Занятия в СООЦ «Салихово»

09.00-10.40 Арт-терапия:коллективная работа «Аленький цветочек» с пайетками Арт-терапевт
11.00-12.40 Элементарная биология. Лекарственные растения педагог
12.40-13.30 Индивидуальные коррекционные занятия. Итоговая диагностика Психолог, коррекционный педагог
16.10-17.10 Садоводство, растениеводство. Закладка фруктового сада педагог  
17.20 – 18.30 Игры-квесты. Пеший туристический маршрут по Чишминскому району Педагог, вожатые
20.00-21.00 Вечернее мероприятие. Флеш-моб «Серебряное море» Педагог-организатор
21.00-21.30 Вечерняя свеча. «Портрет моего друга» Вожатые
21.30-22.00 Вечерние процедуры. Отбой Вожатые

02.08  Занятия в СООЦ «Салихово

9.10-10.20 Арт-терапия.Загадай желание (ленточки на старом дубе) Арт-терапевт
10.20- 11.00 Закрытие смены. Нас учили быть птицами! педагог
11.00- 11.30 Второй завтрак вожатые
11.30-12.00 Выезд из жилых помещений, сбор Педагоги, вожатые  
12.00 Отъезд из СООЦ «Салихово» Руководитель смены

Приложение 3

Диагностический инструментарий

1.Проективнаяметодикадлядиагностикишкольнойтревожности

2. ТестРозенцвейга.

3. Анкетадляродителей.

4. Опросникродительскогоотношения (А. Я. Варга, В. В. Столин).

5.Схеманаблюдениязасформированностьюприемовигровойдеятельности

6.Методика «Узнай, что это?»  (тактильные и вкусовые ощущения)

7. Методика «Что посадить на клумбе?»

8. Методика «Найди и вычеркни»

9. Тестнервно-психическойадаптации

10. Методикаисследованияособенностейпрогностическойдеятельности «Угадайка»

11. Методикаэкспесс-диагностикиинтеллектуальныхспособностей (МЭДИС)

 

Номер от вожатых «Макарена»

1 вед: Волонтерство- это не геройство,

а огромный труд большой

он тогда приносит пользу,

если делаешь с душой!

Вед 2:  Конечно, смена не состоялась бы без замечательных людей, которые 24 часа в сутки находились вместе с вожатыми, волонтерами и солнечными детьми, создавали атмосферу уюта, тепла и доброты.

 

Вед 1: Для вручения благодарственных писем приглашается Панчихина Ольга Юрьевна, председатель Общественной палаты Республики Башкортостан____________________

Песня «Хохлома». Фотосессия

 

 

ПРОГРАММА ЛЕТНЕЙ ИНКЛЮЗИВНОЙ СМЕНЫ «СОЛНЕЧНЫЙ САДОВНИК»

Авторы: Кудринская Оксана Михайловна,
директор МБОУ ДО «ЭБЦ «ЛидерЭко»
городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
Суханова Наталья Викторовна,
проректор ФГБОУ ВО БГПУ
им. М. Акмуллы
Республики Башкортостан

г. Уфа – 2019 год

Пояснительная записка

Вследствие глобальных социально-экономических перемен, происходящих в нашем обществе и государстве, социализация и интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой. И значимость этой проблемы обуславливается тем, что такие дети испытывают большие трудности в определении своей жизненной позиции и своего места в обществе. Средняя частота рождения детей с синдромом Дауна в России составляет 1 ребенок на 884 новорожденных (по данным Федерального генетического регистра «Мониторинг врожденных пороков развития»)

По мнению Л.С.Выготского, физический или психический дефект у ребенка создает почву для возникновения препятствий в развитии его общения с окружающими, в установлении широких социальных связей, что является неблагоприятным фактором, прежде всего, личностного развития. Поэтому работа по социальному развитию должна быть нацелена на формирование у детей с ОВЗ навыков продуктивного взаимодействия с окружающими людьми, а в конечном итоге – на адаптацию к жизни в обществе, в быстро изменяющемся и нестабильном мире.  Поэтому основной упор в работе с особенными детьми должен быть направлен на формирование навыков продуктивного взаимодействия с окружающими людьми. И немаловажную роль в этом играет профориентационная работа.

Ребёнок с синдромом Дауна имеет многочисленные отклонения в анатомо-физиологическом, физическом, психическом и личностном развитии. В свою очередь он обладает потенциальными умениями выполнять конкретные действия и индивидуальным восприятием информации. Настоящая программа предусматривает разработку и внедрение комплексной системы специально организованных мероприятий: летний отдых с одновременной подготовкой по программе дополнительного начального профессионального образования «Садовник», восстановительные реабилитационные мероприятия, психологическую помощь.

 Именно таким образом решаются достаточно глобальные задачи инклюзивного образования: социализация, реабилитация и профессиональная ориентация особенных детей.

Сама окружающая природа при этом становится не только объектом исследований, но и фоном для обычной жизни и местом действия.

Программа  является профильной. Предусматривает проведение профориентационныхзанятий и мероприятий для детей ОВЗ с синдромом Дауна и детей «группы риска».

Привлечение к работе в лагере волонтеров позволяет помочь в социализации особенным детям. С солнечными детьми (синдром Дауна) работают две группы волонтеров: вожатые-студенты и ребята группы риска. Именно волонтеры помогают педагогу-инструктору на занятиях по садоводству и огородничеству, организуют особенных детей.

Цель и задачи программы.

Цель. Реализовать инклюзивную дополнительную предпрофессиональную программу «Солнечный садовник» для детей с синдромом Дауна и детей группы риска по теоретическому и практическому курсу садоводства в рамках летнего отдыха.

Задачи программы:

1.Задачи организационного блока.

Ø Создание коррекционно-развивающего пространства, обеспечивающего развитие механизмов компенсации каждого участника смены.

Ø Осуществление реабилитационных мероприятий (арт-терапия, сказка-терапия, психогимнастика и др.) для улучшения освоения предпрофильной подготовки по профессии «Садовник».

Ø Организация учебной практики по профессии «Садовник» в сочетании с реабилитационными мероприятиями и психологическими тренингами: посадка клумбы + арт-терапия, закладка газона + квест и др.

Ø Организация взаимодействия волонтерских групп студентов и школьников в рамках реализации программы.

2.Задачи образовательного блока.

Ø Приобретение теоретических знаний по программе «Солнечный садовник» в области биологии и ботаники: формирование элементарных представлений о росте развития растений, о важности почвы.

Ø Обучение особенных детей пониманию сути профессии «садовник».

3. Задачи развивающего блока.

Ø Формирование у участников программы коммуникативных умений и потребности в общении с другими людьми, умение вести себя в коллективе сверстников и взрослых, оценивать результаты своего труда.

Ø Развитие у участников программы способностей к профессиональной адаптации, воспитание социальных норм поведения в труде, отвечающих запросам общества.

4.Задачи воспитательного блока

Ø Сохранение и укрепление здоровья участников смены и формирование мотивации у них на здоровый образ жизни.

Ø Формированию толерантного отношения к инвалидам у волонтеров-студентов, а также у детей группы риска

Ø Формирование активной гражданской позиции у волонтеров и подростков «группы риска»

5.Задачи практического блока

Ø Овладение детьми практических навыков ухода за растениями, организации клумб цветников, умения вести себя в природе, участие в экологических мероприятиях, и экскурсиях и др.

Ø Формирование навыков и умений, необходимых для успешного вхождения в общество в процессе трудового, социально-бытового обучения.

Ø Получение волонтерами социального опыта общения с детьми- инвалидами.

Ø Формирование у волонтеров практических навыков участия в общественной деятельности и развития гражданских качеств личности, формируемых в процессе участия в программе.

Сроки реализации программы

Попродолжительности программа является краткосрочной, и реализуется в течение 10 дней.

Адресат программы. Программа направлена на работу с детьми, подростками и молодежью, начиная с 12-летнего до 18-летнего возраста.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.148 с.