Объяснение, понимание, интерпретация в философии искусства и культурологии — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Объяснение, понимание, интерпретация в философии искусства и культурологии

2020-05-07 142
Объяснение, понимание, интерпретация в философии искусства и культурологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Семинар 1. Герменевтика и ее различные грани: путь к универсальной онтологии – или рабочий метод истории культуры и искусства? Г.-Г. Гадамер, П.П. Гайденко. Герменевтика и семиотика. Герменевтика и иконология Э. Панофского.

Семинар 2. Неокантианство и философия жизни (В. Дильтей) о понимании, вчувствовании, науках номотетических и идеографических.

 

14. Искусство и литература как ценностно-смысловое ядро культуры. Философия и герменевтика искусства

Семинар 1. Современные теоретики и мастера искусства об искусстве. «Вечные классики» в мировой культурологии, эстетике и философии искусства. Споры о Данте. Романтический культ Шекспира и Рафаэля (на примере немецкой культуры). Творцы искусства об искусстве (П. Валери, Т.С. Элиот). Вальтер Беньямин («Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости»). Судьба искусства до и после промышленной революции и современной технократической цивилизации. Уникальность и массовость, неповторимость и штамповка. От иконы – к симулякру.

8.3. Итоговый контроль

Итоговый контроль осуществляется в виде зачета в конце 1 семестра (см. 8.2.1) и экзамена в конце 2 семестра (см. 8.2.2).

8.3.1. Вопросы для зачета в конце 1 семестра

1. Становление и предмет философии искусства как области философского знания. Й. Хёйзинга.

2. Специфика современной ситуации в области культуры. Технический прогресс, научные революции (Т. Кун), отсутствие большого стиля.

3. С.С. Хоружий о трех типах размыкания личности. Многообразие «онтических» конституций личности. Своеобразие виртуального типа.

4. Функции искусства в жизни общества.

5. Проблемы перехода от предыскусства к искусству в исторической поэтике А.Н. Веселовского и в концепции В.Я. Проппа.

6. Основные черты генезиса эпической поэзии в Евразии в концепции С. Боура.

7. Миф и ритуал. Миф и сказка. Миф и фольклор. Фольклор народов Азии, Африки и Океании (краткий обзор). Типологические параллели в других мифологиях мира.

8. Ф. Ницше о двух течениях в античной культуре. Ф. Ницше и Вяч. И. Иванов. Значение идей Ницше.

9. Раннехристианское, романское и готическое искусство. Основные идеи иконологии Э. Панофского. Специфика интерпретации Э. Панофским памятников средневекового искусства.

10. Своеобразие и региональные особенности культуры Возрождения. Проблема существования Возрождения на Руси.

11. Проблемы стилевой и жанровой эволюции в европейском искусстве XVII в. От драмы к роману. Барокко, рококо, классицизм.

12. Проблемы стилевой и жанровой эволюции в русском искусстве XVII в. Появление светских течений в культуре и искусстве. Концепции А.М. Панченко («бунташный век»), Б.А. Успенского.

13. Шумерский, хеттский, древнегреческий эпос и проблемы его интерпретации. Современная актуальность эпических героев.

14. Семиотическая интерпретация древневосточного и буддийского искусства.

15. Вергилий и Данте. Два художественных универсума.

16. Средневековый эпос Западной Европы (анализ памятника на выбор).

17. Основные этапы развития византийского искусства. Константинополь и провинции. Основные памятники. Айя София и ее культурологическое осмысление. Проблема множественности художественных ренессансов в Византии.

18. Проблема духовных оснований средневекового искусства. Теории света в Средневековье. Пс.-Дионисий Ареопагит. Исихазм и искусство.

19. Арабско-мусульманский фольклор, поэзия и проза в Средние века. Суфизм. Труды И.Ю. Крачковского и их значение.

20.  Проблема канона, традиции и новации в искусстве барокко и Нового времени. Единство стиля. Художественный салон как феномен культуры.

21.  Вершины барокко в литературах Европы. Гонгора, Ларошфуко. Живопись и архитектура барокко (Рубенс, Рембрандт).

22.  Классицизм как художественно-историческое и философское явление. Трактаты Буало. Драматургия «великой тройки» (Корнель, Расин, Мольер). Классицизм в России (В.М. Живов, Б.А. Успенский).

23. Проблемы перехода от классицизма к романтизму. Многообразие мировоззрения и художественной практики романтиков. Шиллер, Гёте, «Буря и натиск».

24. В.М. Жирмунский и А.В. Михайлов о типологическом и конкретно-историческом многообразии вариантов романтизма в европейских литературах. Романтизм в России (краткий обзор философии и художественной практики).

25. Общечеловеческое и конкретно-историческое в национальных вариантах романтизма. Италия (Мандзони), США (Э. По).

26. Эстетика Г.В.Ф. Гегеля о понятиях прекрасного, гениальности, о причинах и сущности процесса смены стилей в литературе и искусстве.

 

8.3.2. Вопросы для экзамена в конце 2 семестра

 

1. Философско-эстетический контекст эпохи модернизма. Религиозно-философский ренессанс в России Серебряного века (символисты, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский).

2. Философия русского космизма в ее естественнонаучном и религиозном вариантах. Преломление в искусстве (А. Платонов и др.).

3. Философское значение теории относительности и принципа неопределенности (Гейзенберг). Сходные явления в искусстве: «относительность хронотопа» в романах и поэмах А. Белого («Петербург») и Дж. Джойса («Улисс»).

4. От импрессионизма – к кубизму, футуризму, абстракционизму (Кандинский, Мондриан, Клее, Дали, Филонов). Малевич. Авангард. Стиль модерн в искусстве. Проблема разграничения авангарда и модернизма.

5. Русская поэзия, проза, драматургия акмеизма, футуризма, ОБЭРИУ (Пастернак, Мандельштам, Хлебников, Вагинов).

6. Литература абсурда и сюрреализма в России и Европе ХХ в. «Фантастический реализм». Арагон, Ионеско. Беккет. М.А. Булгаков (обзор).

7. Специфика эпохи постмодерна (постмодернизма) в развитии культуры и искусства. Подходы В. Паперного, В.В. Бычкова. Понятие «посткультуры». Текст в тексте (И. Кальвино). Философия трансгрессии М. Фуко (обзор).

8. Становление культурологии как теоретической дисциплины на рубеже XIX – ХХ в. Философия жизни Дильтея. Герменевтика (Г.-Г. Гадамер).

9. О. Шпенглер как философ культуры. Своеобразие его концепции эволюции культуры и цивилизации.

10. Французская школа изучения первобытных культур. К. Леви-Стросс. Р. Жирар.

11. Философия истории и культуры Арнольда Тойнби.

12. «Бунт медиевистов» в культурологии ХХ в. Э. Панофский. Э. Канторович. У. Эко как ученый.

13. Историческая антропология и антропология культуры в школе «Анналов» (Ж. Делюмо). Проблемы микроистории (Карло Гинзбург).

14. Культурология пражского и американского структурализма: от Н.С. Трубецкого к Р.О. Якобсону. Французский структурализм (Р. Барт).

15. Переосмысление категорий пространства и времени в современном гуманитарном контексте (М. Хайдеггер, М. М. Бахтин). Хронотоп, позиции внутри-/ вненаходимости. Понятия карнавальной культуры, диалога как основного структурообразующего принципа культуры, полифонического романа (М.М. Бахтин).

16. Феноменолого-семиотическое изучение культуры – литературы, искусства, театра – в трудах Г.Г. Шпета («Искусство как вид знания», «Введение в этническую психологию»). Шпет и семиотика. Понятие знака.

17. Философия и культурология С.С. Аверинцева (1937 – 2004). С.С. Аверинцев как филолог – антиковед, медиевист, германист – и представитель «понимающей историографии».

18. Новые подходы к изучению средневековой культуры в отечественной культурологии: от Л.П. Карсавина – к А.Я. Гуревичу, Н.И. Конраду, А.П. Каждану.

19. Новые подходы к изучению средневековой культуры и европейской культуры раннего Нового времени в отечественной культурологии: В.М. Живов о византийской и русской культуре; М.Ф. Мурьянов о взаимосвязях романских, славянских, германских и византийской культур.

20. Мастера искусства об искусстве: Поль Валери, Б.Л. Пастернак, Андрей Тарковский («Мартиролог»).

21. Школа иеротопии А. М. Лидова. Новые аспекты изучения сакральных пространств, сооружений, образов и обрядово-культовых действ.  

22. Московско-тартуская семиотическая школа и ее наследие. Ю. М. Лотман (1922 – 93) о семиосфере, культуре и взрыве, типологии культуры, истории русской культуры и быта XVIII – XX вв.

23. Московско-тартуская семиотическая школа. В. Н. Топоров (1928 – 2005) об образе мирового дерева и универсальных мифопоэтических моделях и образах-архетипах в древних и новых культурах. Вяч. Вс. Иванов: семиотическая теория мировой культуры и ее знаковой составляющей.

24. Б. А. Успенский: Коммуникационная теория исторического процесса и ее применение к истории русской и византийской культуры. Семиотика искусства Б.А. Успенского (на примере анализа Гентского алтаря Яна Ван Эйка).

25. Предыстоки герменевтики в европейской культуре: от Августина Блаженного к Ф. Шлейермахеру.

26. Две концепции судьбы искусства: Ханс Бельтинг («История образа в эпоху до возникновения искусства») и Вальтер Беньямин («Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости»).

 

9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

9.1. Литература

Основная литература

1. Всемирное культурное наследие: учебник / Под ред. Н.М. Боголюбовой, В.И. Фокина. СПб., 2015 // http://e.lanbook.com/book/78118.

2. Горбатов А.В., Михайлов Ю.И. Ведущие школы и направления культурологии. Кемерово, 2009 // http://e.lanbook.com/book/30039.

3. Костина А.В. Культурология. М., 2009 // http://e.lanbook.com/book/53317.

Дополнительная литература

1. Аверинцев С. С. Образ античности. СПб., 2004.

2. Козьякова М.И. История. Культура. Повседневность. Западная Европа: от Античности до ХХ века. М., 2013 // http://e.lanbook.com/book/75589.

3. Михайлов А.В. Языки культуры. Учебное пособие по культурологии. М., 1997.

 

9.2. Материально-техническое обеспечение

Для реализации учебной дисциплины требуется наличие учебной аудитории и технических средств обучения: ноутбук, проектор для показа слайдов и презентаций.

Рекомендуется также пользоваться ресурсами Интернета. Некоторые сайты, содержащие подборки философской литературы:

· www.philosophy.ru/

· www.philology.ru

· http://philosophy.spbu.ru/library

· www.sfi.ru/

· www.hierotopy.ru

· www.rchgi.ru/

· www.lib.pstgu.ru/

· http://anthology.rchgi.spb.ru/

· www.ibif.nm.ru/

· www.biblioclub.ru/

· www.krotov.info/

· www.synergia-isa.ru

 

Для освоения дисциплины используется следующее программное обеспечение:

- Операционная система Microsoft Windows (Неисключительные права Microsoft Windows 7 Starter CIS and GE OEM Software);

- OpenOffice (GNU Lesser General Public License) – free software;

- Браузер Internet Explorer (Неисключительные права Microsoft Windows 7 Starter CIS and GE OEM Software);

- Проигрыватель Windows Media (Неисключительные права Microsoft Windows 7 Starter CIS and GE OEM Software);

- Программа чтения, печати и рецензирования файлов PDF Adobe Acrobat Reader DC (бесплатная и доступная для корпоративного распространения, без подачи заявки на получение лицензии на распространение).

 

10. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Важнейшие формы обучения лекционного курса – лекции, практические или семинарские занятия и самостоятельная работа ассистентов-стажеров.

Лекции

Основная цель лекции заключается не только в том, чтобы систематизировать и убедительно преподнести достаточно сложный по содержанию материал курса, но и вызвать у обучающегося познавательный интерес к каждой новой теме и тем самым сформировать у него основы для дальнейшего усвоения материала самостоятельно. Для достижения данного результата прежде всего следует учитывать методологию современной отечественных и зарубежных культурологии, искусствоведения и истории философии в изучении исторического пути развития мировой мысли о культуре, начиная с ее античных и средневековых истоков, и особенно – с середины XVIII в. до 10-х годов XXI века. в соответствии с этим содержание дисциплины должно базироваться на основополагающих научных идеях исследователей отечественной и зарубежной философии искусства ХХ века.             

Основой лекционного курса при этом служит обобщенно-проблемное освящение историко-литературного, а также художественно-исторического процесса в целом, раскрытие главнейших его закономерностей при опоре на конкретный фактологический материал, как историко-культурный, так и собственно философский; на герменевтический анализ наследия виднейших мыслителей, на взаимодействие философии искусства, собственно культурологии и философии культуры в мировой гуманитарной культуре ХХ века.

Специфика музыкального вуза, исполнительских и музыковедческих специальностей обуславливает большое значение обзорных тем, где в различных аспектах рассматривается панорама мировой философии искусства Нового и новейшего времени, общегуманитарная проблематика в ее связях с основными историко-социальными и идейными факторами времени, процесс смены культурных парадигм, идеологий (антропоцентризм, позитивизм, гуманизм и др.).

В процессе изложения материала для лучшего усвоения новых знаний педагогу следует обратить внимание на многообразие методов преподавания, на использование помимо монологических и другие виды общения (диалог, дискуссию и пр.), а также на необходимость подкреплять теоретические положения лекции, активно используя примеры из классики мировой философии, а также источники, находящиеся в доступных для обучающихся интернет-библиотеках.

Семинарские занятия

 

Семинар проводится по наиболее важным и сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен на материале нескольких обзорных лекций, подводя итог какому-то определённому разделу курса; либо на материале, предложенном ассистентам-стажерам для их самостоятельной работы. При выборе тем семинарских занятий и форм их проведения важное значение имеет специфика исполнительских специальностей, как и уровень подготовки обучающихся, их музыкальной, художественной и общефилософской эрудиции.

Цель семинарских (или практических) занятий – достичь качественного уровня в освоении тематики курса, способствовать формированию умения мыслить, рассуждать, оценить качество самостоятельной подготовки ассистентов к занятиям.

Формы семинарских занятий могут быть различными: это ответы на вопросы, дискуссия по определенной проблеме, работа с нотными текстами и др.

При подготовке семинарского занятия необходимо:

- сформулировать проблему для обсуждения;

- разработать и подготовить учебно-методические материалы;

- составить план семинарского занятия и дать список соответствующей литературы;

- дать рекомендации по изучению этой литературы;

- при необходимости провести консультацию по вопросам семинара.

       В процессе семинарского занятия выступления обучающихся могут оцениваться по следующим критериям:

- полнота и конкретность ответа;

- последовательность и логика изложения;

- обоснованность излагаемых положений;

- умение применить на практике теоретические знания;

- культура речи.

В конце семинарского занятия рекомендуется подвести итоги в обсуждении его проблематики, сформулировать выводы, а также обратить внимание обучающихся на следующие моменты:

- качество подготовки к семинарскому занятию;

- активность работы на занятии;

- положительные стороны работы ассистент-стажеров;

- недостатки в работе ассистент-стажеров на занятии;

- пути и способы устранения недостатков.

При преподавании данного курса рекомендуется использовать богатый потенциал различных форм самостоятельной работы обучающихся, как групповой, так и индивидуальной. Это может быть как традиционный семинар, так и выступление-защита реферата, работа в микрогруппах, круглые столы, коллективные обсуждения. Рекомендуется абстрактные мысли и концепции подкреплять конкретными примерами.

 

11. Руководство самостоятельной работой ассистентов

Цель самостоятельной работы обучающихся – в развитии интереса к изучаемому предмету, в формировании навыков познавательной и исследовательской деятельности. Преподавателю необходимо предусмотреть различные формы самостоятельной работы ассистент-стажеров и разработать комплекс заданий. Пакет заданий для самостоятельной работы следует выдавать в начале семестра, определив сроки их выполнения и сдачи.

 

12. Методические рекомендации для ассистентов по дисциплине

Самостоятельная работа представляет собой обязательную часть основной образовательной программы, выполняемую обучающимся вне аудиторных занятий в соответствии с заданиями преподавателя. Результат самостоятельной работы контролируется преподавателем. Самостоятельная работа может выполняться обучающимся в репетиционных аудиториях, читальном зале библиотеки, компьютерных классах, а также в домашних условиях.

Самостоятельная работа обучающихся должна подкрепляться учебно-методическим и информационным обеспечением, включающим учебники, учебно-методические пособия, конспекты лекций, аудио- и видеоматериалами и т. д. Кроме того, она предполагает посещение лекций и семинаров, занятиями в читальном зале, интернет-классе, поиском и осмыслением необходимой научной, философской, искусствоведческой литературы.

Формами практической самостоятельной работы обучающегося являются: выступление на семинаре, доклад; участие в работе семинаров и конференций, микрогрупп и круглых столов по темам, заранее данным преподавателем. В ходе выступления (защиты доклада, полемики) от обучающегося требуется: аргументированно отстаивать свою точку зрения, подкрепляя ее (в том числе) ссылками на научную литературу, стремиться мыслить в точных категориях философии, культурологии и искусствоведения, постараться понять внутреннюю логику культур далекого и недавнего прошлого. Самостоятельная работа обучающегося по данной дисциплине должна явиться стимулом к его внутреннему росту сообразно с его основной специальностью – исполнителя, интерпретатора или исследователя музыки.

 

13.  Общие требования к зачетам и экзаменам

Дисциплина изучается в 1 и 2 семестре первого года обучения в ассистентуре-стажировке. Для изучения дисциплины необходимо освоить основную образовательную программу высшего профессионального образования по соответствующим специальностям, быть знакомым с историей мировой музыки, философии, культуры и искусства в целом.

 

Форма отчетности по дисциплине – зачет в конце 1 и экзамен в конце 2 семестра. К зачету и экзамену не допускается тот, кто ни разу не участвовал в семинарах и пропустил без уважительной причины более трех занятий по дисциплине.

14.Методика определения итоговой оценки по дисциплине

14.3. Методика оценки зачета

Для получения зачёта необходимы: ориентация в проблематике предложенных вопросов, полнота раскрытия темы в ответах, знание необходимых источников, а также выполнение всех заданий, предусмотренных программой курса.

№№ Критерии 1 оценочная единица 2 оценочных единицы 3 оценочных единицы 4 оценочных единицы
1. Полнота раскрытия темы     отсутствует слабая хорошая отличная
2. Стиль изложения и общая лексика плохой стиль, скудная лексика удовлетвори-тельный хороший отличный
3. Понятийный аппарат не владеет владеет слабо владеет хорошо владеет отлично
4. Навыки аналитического рассмотрения материала отсутствуют слабые хорошие отличные
5. Знание источников отсутствует слабое хорошее отличное
6. Общая эрудиция (ассоциативный ряд, межпредметные взаимодействия и др.) отсутствует слабая хорошая отличная

 

Умножая количество критериев (6) на количество оценочных единиц (1 – 4), получаем общий балл.

Зачёт выставляется при условии получения от 15 до 24 баллов;

незачёт – менее 15 баллов.

14.4. Методика оценки экзамена

Сдача экзамена оценивается по 10-ти бальной системе:

10, 9, 8 - «отлично»;

7, 6, 5 - «хорошо»;

4, 3 - «удовлетворительно»;

2- «неудовлетворительно».

 

№№ Критерии 1 оценочная единица 2 оценочных единицы 3 оценочных единицы 4 оценочных единицы
1. Полнота раскрытия темы, владение навыками раскрытия темы отсутствует слабая хорошая отличная
2. Логичный развёрнутый план отсутствует перечисли-тельность без плана упрощённый план развёрнутый план
3. Стиль изложения и общая лексика плохой стиль, скудная лексика удовлетвори-тельный хороший отличный
4. Понятийный аппарат не владеет владеет слабо владеет хорошо владеет отлично
5. Навыки аналитического рассмотрения материала отсутствуют слабые хорошие отличные
6. Знание источников   отсутствует слабое хорошее отличное
7. Примеры, иллюстрирующие ответ отсутствуют недостаточны хорошие полные
8. Общая эрудиция (ассоциативный ряд, межпредметные взаимодействия и др.) отсутствует слабая хорошая отличная

 

Общий балл (от «2» до «10») выставляется, исходя из суммы оценочных единиц:

«10» – 31-32 оцен. ед.

«9» – 29-30 оцен. ед.

«8» – 27-28 оцен. ед.

«7»– 24-26 оцен. ед.

«6» – 21-23 оцен. ед.

«5» – 18-20 оцен. ед.

«4» – 14-17 оцен. ед.

«3» – 10-13 оцен. ед.

«2» – 08-09 оцен. ед.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.066 с.