Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2020-05-07 | 142 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Семинар 1. Герменевтика и ее различные грани: путь к универсальной онтологии – или рабочий метод истории культуры и искусства? Г.-Г. Гадамер, П.П. Гайденко. Герменевтика и семиотика. Герменевтика и иконология Э. Панофского.
Семинар 2. Неокантианство и философия жизни (В. Дильтей) о понимании, вчувствовании, науках номотетических и идеографических.
14. Искусство и литература как ценностно-смысловое ядро культуры. Философия и герменевтика искусства
Семинар 1. Современные теоретики и мастера искусства об искусстве. «Вечные классики» в мировой культурологии, эстетике и философии искусства. Споры о Данте. Романтический культ Шекспира и Рафаэля (на примере немецкой культуры). Творцы искусства об искусстве (П. Валери, Т.С. Элиот). Вальтер Беньямин («Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости»). Судьба искусства до и после промышленной революции и современной технократической цивилизации. Уникальность и массовость, неповторимость и штамповка. От иконы – к симулякру.
8.3. Итоговый контроль
Итоговый контроль осуществляется в виде зачета в конце 1 семестра (см. 8.2.1) и экзамена в конце 2 семестра (см. 8.2.2).
8.3.1. Вопросы для зачета в конце 1 семестра
1. Становление и предмет философии искусства как области философского знания. Й. Хёйзинга.
2. Специфика современной ситуации в области культуры. Технический прогресс, научные революции (Т. Кун), отсутствие большого стиля.
3. С.С. Хоружий о трех типах размыкания личности. Многообразие «онтических» конституций личности. Своеобразие виртуального типа.
4. Функции искусства в жизни общества.
5. Проблемы перехода от предыскусства к искусству в исторической поэтике А.Н. Веселовского и в концепции В.Я. Проппа.
|
6. Основные черты генезиса эпической поэзии в Евразии в концепции С. Боура.
7. Миф и ритуал. Миф и сказка. Миф и фольклор. Фольклор народов Азии, Африки и Океании (краткий обзор). Типологические параллели в других мифологиях мира.
8. Ф. Ницше о двух течениях в античной культуре. Ф. Ницше и Вяч. И. Иванов. Значение идей Ницше.
9. Раннехристианское, романское и готическое искусство. Основные идеи иконологии Э. Панофского. Специфика интерпретации Э. Панофским памятников средневекового искусства.
10. Своеобразие и региональные особенности культуры Возрождения. Проблема существования Возрождения на Руси.
11. Проблемы стилевой и жанровой эволюции в европейском искусстве XVII в. От драмы к роману. Барокко, рококо, классицизм.
12. Проблемы стилевой и жанровой эволюции в русском искусстве XVII в. Появление светских течений в культуре и искусстве. Концепции А.М. Панченко («бунташный век»), Б.А. Успенского.
13. Шумерский, хеттский, древнегреческий эпос и проблемы его интерпретации. Современная актуальность эпических героев.
14. Семиотическая интерпретация древневосточного и буддийского искусства.
15. Вергилий и Данте. Два художественных универсума.
16. Средневековый эпос Западной Европы (анализ памятника на выбор).
17. Основные этапы развития византийского искусства. Константинополь и провинции. Основные памятники. Айя София и ее культурологическое осмысление. Проблема множественности художественных ренессансов в Византии.
18. Проблема духовных оснований средневекового искусства. Теории света в Средневековье. Пс.-Дионисий Ареопагит. Исихазм и искусство.
19. Арабско-мусульманский фольклор, поэзия и проза в Средние века. Суфизм. Труды И.Ю. Крачковского и их значение.
20. Проблема канона, традиции и новации в искусстве барокко и Нового времени. Единство стиля. Художественный салон как феномен культуры.
21. Вершины барокко в литературах Европы. Гонгора, Ларошфуко. Живопись и архитектура барокко (Рубенс, Рембрандт).
|
22. Классицизм как художественно-историческое и философское явление. Трактаты Буало. Драматургия «великой тройки» (Корнель, Расин, Мольер). Классицизм в России (В.М. Живов, Б.А. Успенский).
23. Проблемы перехода от классицизма к романтизму. Многообразие мировоззрения и художественной практики романтиков. Шиллер, Гёте, «Буря и натиск».
24. В.М. Жирмунский и А.В. Михайлов о типологическом и конкретно-историческом многообразии вариантов романтизма в европейских литературах. Романтизм в России (краткий обзор философии и художественной практики).
25. Общечеловеческое и конкретно-историческое в национальных вариантах романтизма. Италия (Мандзони), США (Э. По).
26. Эстетика Г.В.Ф. Гегеля о понятиях прекрасного, гениальности, о причинах и сущности процесса смены стилей в литературе и искусстве.
8.3.2. Вопросы для экзамена в конце 2 семестра
1. Философско-эстетический контекст эпохи модернизма. Религиозно-философский ренессанс в России Серебряного века (символисты, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский).
2. Философия русского космизма в ее естественнонаучном и религиозном вариантах. Преломление в искусстве (А. Платонов и др.).
3. Философское значение теории относительности и принципа неопределенности (Гейзенберг). Сходные явления в искусстве: «относительность хронотопа» в романах и поэмах А. Белого («Петербург») и Дж. Джойса («Улисс»).
4. От импрессионизма – к кубизму, футуризму, абстракционизму (Кандинский, Мондриан, Клее, Дали, Филонов). Малевич. Авангард. Стиль модерн в искусстве. Проблема разграничения авангарда и модернизма.
5. Русская поэзия, проза, драматургия акмеизма, футуризма, ОБЭРИУ (Пастернак, Мандельштам, Хлебников, Вагинов).
6. Литература абсурда и сюрреализма в России и Европе ХХ в. «Фантастический реализм». Арагон, Ионеско. Беккет. М.А. Булгаков (обзор).
7. Специфика эпохи постмодерна (постмодернизма) в развитии культуры и искусства. Подходы В. Паперного, В.В. Бычкова. Понятие «посткультуры». Текст в тексте (И. Кальвино). Философия трансгрессии М. Фуко (обзор).
8. Становление культурологии как теоретической дисциплины на рубеже XIX – ХХ в. Философия жизни Дильтея. Герменевтика (Г.-Г. Гадамер).
9. О. Шпенглер как философ культуры. Своеобразие его концепции эволюции культуры и цивилизации.
|
10. Французская школа изучения первобытных культур. К. Леви-Стросс. Р. Жирар.
11. Философия истории и культуры Арнольда Тойнби.
12. «Бунт медиевистов» в культурологии ХХ в. Э. Панофский. Э. Канторович. У. Эко как ученый.
13. Историческая антропология и антропология культуры в школе «Анналов» (Ж. Делюмо). Проблемы микроистории (Карло Гинзбург).
14. Культурология пражского и американского структурализма: от Н.С. Трубецкого к Р.О. Якобсону. Французский структурализм (Р. Барт).
15. Переосмысление категорий пространства и времени в современном гуманитарном контексте (М. Хайдеггер, М. М. Бахтин). Хронотоп, позиции внутри-/ вненаходимости. Понятия карнавальной культуры, диалога как основного структурообразующего принципа культуры, полифонического романа (М.М. Бахтин).
16. Феноменолого-семиотическое изучение культуры – литературы, искусства, театра – в трудах Г.Г. Шпета («Искусство как вид знания», «Введение в этническую психологию»). Шпет и семиотика. Понятие знака.
17. Философия и культурология С.С. Аверинцева (1937 – 2004). С.С. Аверинцев как филолог – антиковед, медиевист, германист – и представитель «понимающей историографии».
18. Новые подходы к изучению средневековой культуры в отечественной культурологии: от Л.П. Карсавина – к А.Я. Гуревичу, Н.И. Конраду, А.П. Каждану.
19. Новые подходы к изучению средневековой культуры и европейской культуры раннего Нового времени в отечественной культурологии: В.М. Живов о византийской и русской культуре; М.Ф. Мурьянов о взаимосвязях романских, славянских, германских и византийской культур.
20. Мастера искусства об искусстве: Поль Валери, Б.Л. Пастернак, Андрей Тарковский («Мартиролог»).
21. Школа иеротопии А. М. Лидова. Новые аспекты изучения сакральных пространств, сооружений, образов и обрядово-культовых действ.
22. Московско-тартуская семиотическая школа и ее наследие. Ю. М. Лотман (1922 – 93) о семиосфере, культуре и взрыве, типологии культуры, истории русской культуры и быта XVIII – XX вв.
23. Московско-тартуская семиотическая школа. В. Н. Топоров (1928 – 2005) об образе мирового дерева и универсальных мифопоэтических моделях и образах-архетипах в древних и новых культурах. Вяч. Вс. Иванов: семиотическая теория мировой культуры и ее знаковой составляющей.
|
24. Б. А. Успенский: Коммуникационная теория исторического процесса и ее применение к истории русской и византийской культуры. Семиотика искусства Б.А. Успенского (на примере анализа Гентского алтаря Яна Ван Эйка).
25. Предыстоки герменевтики в европейской культуре: от Августина Блаженного к Ф. Шлейермахеру.
26. Две концепции судьбы искусства: Ханс Бельтинг («История образа в эпоху до возникновения искусства») и Вальтер Беньямин («Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости»).
9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
9.1. Литература
Основная литература
1. Всемирное культурное наследие: учебник / Под ред. Н.М. Боголюбовой, В.И. Фокина. СПб., 2015 // http://e.lanbook.com/book/78118.
2. Горбатов А.В., Михайлов Ю.И. Ведущие школы и направления культурологии. Кемерово, 2009 // http://e.lanbook.com/book/30039.
3. Костина А.В. Культурология. М., 2009 // http://e.lanbook.com/book/53317.
Дополнительная литература
1. Аверинцев С. С. Образ античности. СПб., 2004.
2. Козьякова М.И. История. Культура. Повседневность. Западная Европа: от Античности до ХХ века. М., 2013 // http://e.lanbook.com/book/75589.
3. Михайлов А.В. Языки культуры. Учебное пособие по культурологии. М., 1997.
9.2. Материально-техническое обеспечение
Для реализации учебной дисциплины требуется наличие учебной аудитории и технических средств обучения: ноутбук, проектор для показа слайдов и презентаций.
Рекомендуется также пользоваться ресурсами Интернета. Некоторые сайты, содержащие подборки философской литературы:
· www.philosophy.ru/
· www.philology.ru
· http://philosophy.spbu.ru/library
· www.sfi.ru/
· www.hierotopy.ru
· www.rchgi.ru/
· www.lib.pstgu.ru/
· http://anthology.rchgi.spb.ru/
· www.ibif.nm.ru/
· www.biblioclub.ru/
· www.krotov.info/
· www.synergia-isa.ru
Для освоения дисциплины используется следующее программное обеспечение:
- Операционная система Microsoft Windows (Неисключительные права Microsoft Windows 7 Starter CIS and GE OEM Software);
- OpenOffice (GNU Lesser General Public License) – free software;
- Браузер Internet Explorer (Неисключительные права Microsoft Windows 7 Starter CIS and GE OEM Software);
- Проигрыватель Windows Media (Неисключительные права Microsoft Windows 7 Starter CIS and GE OEM Software);
- Программа чтения, печати и рецензирования файлов PDF Adobe Acrobat Reader DC (бесплатная и доступная для корпоративного распространения, без подачи заявки на получение лицензии на распространение).
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Важнейшие формы обучения лекционного курса – лекции, практические или семинарские занятия и самостоятельная работа ассистентов-стажеров.
Лекции
Основная цель лекции заключается не только в том, чтобы систематизировать и убедительно преподнести достаточно сложный по содержанию материал курса, но и вызвать у обучающегося познавательный интерес к каждой новой теме и тем самым сформировать у него основы для дальнейшего усвоения материала самостоятельно. Для достижения данного результата прежде всего следует учитывать методологию современной отечественных и зарубежных культурологии, искусствоведения и истории философии в изучении исторического пути развития мировой мысли о культуре, начиная с ее античных и средневековых истоков, и особенно – с середины XVIII в. до 10-х годов XXI века. в соответствии с этим содержание дисциплины должно базироваться на основополагающих научных идеях исследователей отечественной и зарубежной философии искусства ХХ века.
|
Основой лекционного курса при этом служит обобщенно-проблемное освящение историко-литературного, а также художественно-исторического процесса в целом, раскрытие главнейших его закономерностей при опоре на конкретный фактологический материал, как историко-культурный, так и собственно философский; на герменевтический анализ наследия виднейших мыслителей, на взаимодействие философии искусства, собственно культурологии и философии культуры в мировой гуманитарной культуре ХХ века.
Специфика музыкального вуза, исполнительских и музыковедческих специальностей обуславливает большое значение обзорных тем, где в различных аспектах рассматривается панорама мировой философии искусства Нового и новейшего времени, общегуманитарная проблематика в ее связях с основными историко-социальными и идейными факторами времени, процесс смены культурных парадигм, идеологий (антропоцентризм, позитивизм, гуманизм и др.).
В процессе изложения материала для лучшего усвоения новых знаний педагогу следует обратить внимание на многообразие методов преподавания, на использование помимо монологических и другие виды общения (диалог, дискуссию и пр.), а также на необходимость подкреплять теоретические положения лекции, активно используя примеры из классики мировой философии, а также источники, находящиеся в доступных для обучающихся интернет-библиотеках.
Семинарские занятия
Семинар проводится по наиболее важным и сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен на материале нескольких обзорных лекций, подводя итог какому-то определённому разделу курса; либо на материале, предложенном ассистентам-стажерам для их самостоятельной работы. При выборе тем семинарских занятий и форм их проведения важное значение имеет специфика исполнительских специальностей, как и уровень подготовки обучающихся, их музыкальной, художественной и общефилософской эрудиции.
Цель семинарских (или практических) занятий – достичь качественного уровня в освоении тематики курса, способствовать формированию умения мыслить, рассуждать, оценить качество самостоятельной подготовки ассистентов к занятиям.
Формы семинарских занятий могут быть различными: это ответы на вопросы, дискуссия по определенной проблеме, работа с нотными текстами и др.
При подготовке семинарского занятия необходимо:
- сформулировать проблему для обсуждения;
- разработать и подготовить учебно-методические материалы;
- составить план семинарского занятия и дать список соответствующей литературы;
- дать рекомендации по изучению этой литературы;
- при необходимости провести консультацию по вопросам семинара.
В процессе семинарского занятия выступления обучающихся могут оцениваться по следующим критериям:
- полнота и конкретность ответа;
- последовательность и логика изложения;
- обоснованность излагаемых положений;
- умение применить на практике теоретические знания;
- культура речи.
В конце семинарского занятия рекомендуется подвести итоги в обсуждении его проблематики, сформулировать выводы, а также обратить внимание обучающихся на следующие моменты:
- качество подготовки к семинарскому занятию;
- активность работы на занятии;
- положительные стороны работы ассистент-стажеров;
- недостатки в работе ассистент-стажеров на занятии;
- пути и способы устранения недостатков.
При преподавании данного курса рекомендуется использовать богатый потенциал различных форм самостоятельной работы обучающихся, как групповой, так и индивидуальной. Это может быть как традиционный семинар, так и выступление-защита реферата, работа в микрогруппах, круглые столы, коллективные обсуждения. Рекомендуется абстрактные мысли и концепции подкреплять конкретными примерами.
11. Руководство самостоятельной работой ассистентов
Цель самостоятельной работы обучающихся – в развитии интереса к изучаемому предмету, в формировании навыков познавательной и исследовательской деятельности. Преподавателю необходимо предусмотреть различные формы самостоятельной работы ассистент-стажеров и разработать комплекс заданий. Пакет заданий для самостоятельной работы следует выдавать в начале семестра, определив сроки их выполнения и сдачи.
12. Методические рекомендации для ассистентов по дисциплине
Самостоятельная работа представляет собой обязательную часть основной образовательной программы, выполняемую обучающимся вне аудиторных занятий в соответствии с заданиями преподавателя. Результат самостоятельной работы контролируется преподавателем. Самостоятельная работа может выполняться обучающимся в репетиционных аудиториях, читальном зале библиотеки, компьютерных классах, а также в домашних условиях.
Самостоятельная работа обучающихся должна подкрепляться учебно-методическим и информационным обеспечением, включающим учебники, учебно-методические пособия, конспекты лекций, аудио- и видеоматериалами и т. д. Кроме того, она предполагает посещение лекций и семинаров, занятиями в читальном зале, интернет-классе, поиском и осмыслением необходимой научной, философской, искусствоведческой литературы.
Формами практической самостоятельной работы обучающегося являются: выступление на семинаре, доклад; участие в работе семинаров и конференций, микрогрупп и круглых столов по темам, заранее данным преподавателем. В ходе выступления (защиты доклада, полемики) от обучающегося требуется: аргументированно отстаивать свою точку зрения, подкрепляя ее (в том числе) ссылками на научную литературу, стремиться мыслить в точных категориях философии, культурологии и искусствоведения, постараться понять внутреннюю логику культур далекого и недавнего прошлого. Самостоятельная работа обучающегося по данной дисциплине должна явиться стимулом к его внутреннему росту сообразно с его основной специальностью – исполнителя, интерпретатора или исследователя музыки.
13. Общие требования к зачетам и экзаменам
Дисциплина изучается в 1 и 2 семестре первого года обучения в ассистентуре-стажировке. Для изучения дисциплины необходимо освоить основную образовательную программу высшего профессионального образования по соответствующим специальностям, быть знакомым с историей мировой музыки, философии, культуры и искусства в целом.
Форма отчетности по дисциплине – зачет в конце 1 и экзамен в конце 2 семестра. К зачету и экзамену не допускается тот, кто ни разу не участвовал в семинарах и пропустил без уважительной причины более трех занятий по дисциплине.
14.Методика определения итоговой оценки по дисциплине
14.3. Методика оценки зачета
Для получения зачёта необходимы: ориентация в проблематике предложенных вопросов, полнота раскрытия темы в ответах, знание необходимых источников, а также выполнение всех заданий, предусмотренных программой курса.
№№ | Критерии | 1 оценочная единица | 2 оценочных единицы | 3 оценочных единицы | 4 оценочных единицы |
1. | Полнота раскрытия темы | отсутствует | слабая | хорошая | отличная |
2. | Стиль изложения и общая лексика | плохой стиль, скудная лексика | удовлетвори-тельный | хороший | отличный |
3. | Понятийный аппарат | не владеет | владеет слабо | владеет хорошо | владеет отлично |
4. | Навыки аналитического рассмотрения материала | отсутствуют | слабые | хорошие | отличные |
5. | Знание источников | отсутствует | слабое | хорошее | отличное |
6. | Общая эрудиция (ассоциативный ряд, межпредметные взаимодействия и др.) | отсутствует | слабая | хорошая | отличная |
Умножая количество критериев (6) на количество оценочных единиц (1 – 4), получаем общий балл.
Зачёт выставляется при условии получения от 15 до 24 баллов;
незачёт – менее 15 баллов.
14.4. Методика оценки экзамена
Сдача экзамена оценивается по 10-ти бальной системе:
10, 9, 8 - «отлично»;
7, 6, 5 - «хорошо»;
4, 3 - «удовлетворительно»;
2- «неудовлетворительно».
№№ | Критерии | 1 оценочная единица | 2 оценочных единицы | 3 оценочных единицы | 4 оценочных единицы |
1. | Полнота раскрытия темы, владение навыками раскрытия темы | отсутствует | слабая | хорошая | отличная |
2. | Логичный развёрнутый план | отсутствует | перечисли-тельность без плана | упрощённый план | развёрнутый план |
3. | Стиль изложения и общая лексика | плохой стиль, скудная лексика | удовлетвори-тельный | хороший | отличный |
4. | Понятийный аппарат | не владеет | владеет слабо | владеет хорошо | владеет отлично |
5. | Навыки аналитического рассмотрения материала | отсутствуют | слабые | хорошие | отличные |
6. | Знание источников | отсутствует | слабое | хорошее | отличное |
7. | Примеры, иллюстрирующие ответ | отсутствуют | недостаточны | хорошие | полные |
8. | Общая эрудиция (ассоциативный ряд, межпредметные взаимодействия и др.) | отсутствует | слабая | хорошая | отличная |
Общий балл (от «2» до «10») выставляется, исходя из суммы оценочных единиц:
«10» – 31-32 оцен. ед.
«9» – 29-30 оцен. ед.
«8» – 27-28 оцен. ед.
«7»– 24-26 оцен. ед.
«6» – 21-23 оцен. ед.
«5» – 18-20 оцен. ед.
«4» – 14-17 оцен. ед.
«3» – 10-13 оцен. ед.
«2» – 08-09 оцен. ед.
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!