Модель создания информационной системы — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Модель создания информационной системы

2020-05-07 359
Модель создания информационной системы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методологически важно наряду с рассмотренными моделями среды ИС предложить модель создания ИС, которая имела бы те же аспекты функциональных групп компонентов (пользователи, функции, данные, коммуникации). Такой подход обеспечит сквозной процесс проектирования и сопровождения на всех стадиях эксплуатации ИС и возможность обоснованного выбора стандартов на разработку систем и документирование проектов.

Компания является сложной онтологической (понятийной) структурой, состоящий из определенной совокупности сущностей и взаимосвязей (рис. 6.2).


Рис. 6.2. Онтологическое поле современной компании

Взаимодействия между её элементами, определяемые бизнес-логикой и закрепленные в наборе бизнес-правил, и является деятельностью компании. Информационная система "отражает" логику и правила, организуя и преобразуя информационные потоки, автоматизирует процессы работы с данными и информацией и визуализирует результаты в виде наборов отчетных форм. Поэтому для начала следует создать бизнес-модель предприятия, которая является отображением предприятия и его информационно-управляющей системы.

При создании модели формируется "язык общения" руководителей предприятия, консультантов, разработчиков и будущих пользователей, позволяющий выработать единое представление о том, ЧТО и КАК должна делать система управления предприятием (корпоративная система управления). Такая бизнес-модель — осязаемый результат, с помощью которого можно максимально конкретизировать цели внедрения ИС и определиться со следующими параметрами проекта:

· основные цели бизнеса, которые можно достичь посредством автоматизации процессов;

· перечень участков и последовательность внедрения модулей ИС;

· фактическая потребность в объемах закупаемого программного и аппаратного обеспечения;

· реальные оценки сроков развертывания и запуска ИСУ;

· ключевых пользователей ИС и уточненный список членов команды внедрения;

· степень соответствия выбранного вами прикладного программного обеспечения специфике бизнеса вашей компании.

В основе модели всегда лежат бизнес-цели предприятия, полностью определяющие состав всех базовых компонентов модели:

· бизнес-функции, описывающие ЧТО делает бизнес;

· основные, вспомогательные и управленческие процессы, описывающие КАК предприятие выполняет свои бизнес-функции;

· организационно-функциональную структуру, определяющую ГДЕ исполняются бизнес-функции и бизнес-процессы;

· фазы, определяющие КОГДА (в какой последовательности) должны быть внедрены те или иные бизнес-функции;

· роли, определяющие КТО исполняет бизнес-функции и КТО является "хозяином" бизнес-процессов;

· правила, определяющие связь и взаимодействие между всеми ЧТО, КАК, ГДЕ, КОГДА и КТО.

После построения бизнес-модели (или параллельно с этим) можно приступать к формированию модели проектирования, реализации и внедрения самой ИС (рис. 6.3).


Рис. 6.3.

Опыт создания и использования "заказных" ИС позволяет условно выделить следующие основные этапы их жизненного цикла:

· определение требований к системе и их анализ — определение того, что должна делать система;

· проектирование — определение того, как система будет делать то, что она должна делать; проектирование это, прежде всего, спецификация подсистем, функциональных компонентов и способов их взаимодействия в системе;

· разработка — создание функциональных компонентов и отдельных подсистем, соединение подсистем в единое целое;

· тестирование — проверка функционального соответствия системы показателям, определенным на этапе анализа;

· внедрение — установка и ввод системы в действие;

· функционирование — штатный процесс эксплуатации в соответствии с основными целями и задачами ИС;

· сопровождение — обеспечение штатного процесса эксплуатации системы на предприятии заказчика.

Определение требований к системе и анализ является первым этапом создания ИС, на котором требования заказчика уточняются, согласуются, формализуются и документируются. Фактически на этом этапе дается ответ на вопрос: "Для чего предназначена и что должна делать информационная система?". Именно здесь лежит ключ к успеху всего проекта.

Целью системного анализа является преобразование общих, расплывчатых знаний об исходной предметной области (требований заказчика) в точные определения и спецификации для разработчиков, а также генерация функционального описания системы. На этом этапе определяются и специфицируются:

· внешние и внутренние условия работы системы;

· функциональная структура системы;

· распределение функций между человеком и системой, интерфейсы;

· требования к техническим, информационным и программным компонентам системы,

· требования к качеству и безопасности;

· состав технической и пользовательской документации;

· условия внедрения и эксплуатации.

Разработка перечисленных выше спецификаций при создании ИС, предназначенной для автоматизации управленческих процессов, в общем случае проходит четыре стадии.

Первая стадия анализа — структурный анализ предприятия — начинается с исследования того, как организована система управления предприятием, с обследования функциональной и информационной структуры системы управления, определения существующих и возможных потребителей информации.

 Тестовые воприы

Вопрос:

Укажите принцип, согласно которому может создается функционально-позадачная информационная система

Варианты ответа:

1 оперативности;

2 блочный;

3 интегрированный;

4 позадачный;

5 процессный.

Вопрос:

Укажите принцип, согласно которому создается интегрированная информационная система

Варианты ответа:

1 оперативности;

2 блочный;

3 интегрированный;

4 позадачный;

5 процессный.

Вопрос:

Укажите функции управления предприятием, которые поддерживают современные информационные системы

Варианты ответа:

1 планирование;

2 премирование;

3 учет;

4 анализ;

5 распределение;

6 регулирование.

Вопрос:

Бизнес-процесс это

Варианты ответа:

1 множество управленческих процедур и операций;

2 множество действий управленческого персонала;

3 совокупность увязанных в единое целое действий, выполнение которых позволяет получить конечный результат (товар или услугу);

4 совокупность работ, выполняемых в процессе производства.

Вопрос:

Какой информационной системе соответствует следующее определение: программно-аппаратный комплекс, способный объединять в одно целое предприятия с различной функциональной направленностью (производственные, торговые, кредитные и др. организации)

Варианты ответа:

Информационная система промышленного предприятия.

Информационная система торгового предприятия.

Корпоративная информационная система.

Информационная система кредитного учреждения.

Вопрос:

Какие информационные сети используются в корпоративных информационных сетях

Варианты ответа:

Локальные LAN (Local Area Net).

Региональные масштаба города MAN (Metropolitan Area Network);

Глобальная (Wide Area Network).

Торговые сети - ETNs (Electronic Trading Networks).

Автоматизированные торговые сети ECN (Electronic Communication Network).

Сети железных дорог.

Сети автомобильных дорог.

Вопрос:

Системный анализ предполагает:

Варианты ответа:

1 описание объекта с помощью математической модели;

2 описание объекта с помощью информационной модели;

3 рассмотрение объекта как целого, состоящего из частей и

выделенного из окружающей среды;

4 описание объекта с помощью имитационной модели.

Вопрос:

Укажите правильное определение системы

Варианты ответа:

Система – это множество объектов.

Система - это множество взаимосвязанных элементов или

подсистем, которые сообща функционируют для достижения общей цели.

Система – это не связанные между собой элементы.

Система – это множество процессов.

Вопрос:

Открытая информационная система это

Варианты ответа:

Система, включающая в себя большое количество программных продуктов.

Система, включающая в себя различные информационные сети.

Система, созданная на основе международных стандартов.

Система, ориентированная на оперативную обработку данных.

Система, предназначенная для выдачи аналитических отчетов.

Вопрос:

Что регламентируют стандарты международного уровня в информационных системах

Варианты ответа:

Взаимодействие информационных систем различного класса и уровня.

Количество технических средств в информационной системе.

Взаимодействие прикладных программ внутри информационной системы.

Количество персонала, обеспечивающего информационную поддержку системе управления.

Вопрос:

Укажите возможности, обеспечиваемые открытыми информационными системами

Варианты ответа:

Мобильность данных, заключающаяся в способности информационных систем к взаимодействию.

Мобильность программ, заключающаяся возможности переноса прикладных программ и замене технических средств.

Мобильность пользователя, заключающаяся в предоставлении дружественного интерфейса пользователю.

Расширяемость - возможность добавления (наращивания) новых функций, которыми ранее информационная система не обладала.

Оперативность ввода исходных данных.

Интеллектуальная обработка данных.

Вопрос:

Профиль стандартов предназначен для

Варианты ответа:

1 учета специфики обслуживаемых функций управления на конкретном предприятии в информационной системе;

2 организации поставок программных продуктов;

3 организации работы управленческого персонала;

4 удовлетворения требований к построению открытых систем.

Вопрос:

Укажите стандартные процессы жизненного цикла информационной системы, используемые в процессе ее создания и функционирования

Варианты ответа:

Основные процессы производства.

Основные процессы жизненного цикла.

Вспомогательные процессы жизненного цикла.

Вспомогательные процессы маркетинга.

Организационные процессы жизненного цикла.

Организационные циклы логистики.

Процессы планирования.

Процессы учета.

Вопрос:

Реинжиниринг бизнеса это

Варианты ответа:

Радикальный пересмотр методов учета.

Радикальный пересмотр методов планирования.

Радикальный пересмотр методов анализа и регулирования.

Радикальное перепроектирование информационной сети.

Радикальное перепроектирование существующих бизнес-процессов.

Вопрос:

Укажите правильное определение ERP-системы

Варианты ответа:

Информационная система, обеспечивающая управление взаимоотношения с клиентами.

Информационная система, обеспечивающая планирование потребности в производственных мощностях.

Интегрированная система, обеспечивающая планирование и управление всеми ресурсами предприятия, его снабжением, сбытом, кадрами и заработной платой, производством, научно-исследовательскими и конструкторскими работами.

Информационная система, обеспечивающая управление поставками.

Вопрос:

Укажите характеристики информационной системы, которые можно использовать для ее оценки и выбора

Варианты ответа:

Функциональные возможности.

Количество программных модулей.

Форматы данных.

Надежность и безопасность.

Практичность и удобство.

Структура баз данных.

Эффективность.

Сопровождаемость.

27.03.2020

Лабораторная работа

Тема: «Формирование документирование на этапе сопровождения»

Цель работы: разработать программный продукт в соответствии с заданным вариантом.

Лабораторная работа рассчитана на 4 академических часа.

Подготовка к лабораторной работе

· 1. Ознакомиться с лекционным материалом по теме «Этапы разработки программного обеспечения. Структурный подход к программированию» учебной дисциплины «Технология разработки программного обеспечения».

Теоретическая часть. Составление программной документации

Важным этапом разработки программного продукта является составление программной документации. Жизненный цикл программного обеспечения содержит специальный процесс, посвященный этому вопросу. На каждый программный продукт должны составляться два типа документации — для разработчиков и для различных групп пользователей. Программная документация пользователей должна содержать все необходимые сведения по эксплуатации ПО. Аналогично, документация разработчика должна содержать сведения, необходимые для разработки и сопровождения программного обеспечения.

Виды программных документов

Документирование программного обеспечения осуществляется в соответствии с Единой системой программной документации (ГОСТ 19.XXX). ГОСТ 19.101—77 содержит виды программных документов для программного обеспечения различных типов. В данном ГОСТе перечислены документы следующих типов:

спецификация должна содержать перечень и краткое описание назначения всех файлов программного обеспечения, в том числе и файлов документации на него, и является обязательной для программных систем, а также их компонентов, имеющих самостоятельное применение;

ведомость держателей подлинников (код вида документа — 05) должна содержать список предприятий, на которых хранятся подлинники программных документов. Необходимость этого документа определяется на этапе разработки и утверждения технического задания только для программного обеспечения со сложной архитектурой;

текст программы (код вида документа — 12) должен содержать текст программы с необходимыми комментариями. Необходимость этого документа определяется на этапе разработки и утверждения технического задания;

описание программы (код вида документа — 13) должно содержать сведения о логической структуре и функционировании программы. Необходимость данного документа также определяется на этапе разработки и утверждения технического задания;

ведомость эксплуатационных документов (код вида документа — 20) должна содержать перечень эксплуатационных документов на программу, к которым относятся документы с кодами 30, 31, 32, 33, 34, 35, 46. Необходимость этого документа также определяется на этапе разработки и утверждения технического задания;

формуляр (код вида документа — 30) должен содержать основные характеристики программного обеспечения, комплектность и сведения об эксплуатации программы;

описание применения (код вида документа — 31) должно содержать сведения о назначении программного обеспечения, области применения, применяемых методах, классе решаемых задач, ограничениях для применения, минимальной конфигурации технических средств;

руководство системного программиста (код вида документа — 32) должно содержать сведения для проверки, обеспечения функционирования и настройки программы на условия конкретного применения;

руководство программиста (код вида документа — 33) должно содержать сведения для эксплуатации программного обеспечения;

руководство оператора (код вида документа — 34) содержит сведения для обеспечения процедуры общения оператора с вычислительной системой в процессе выполнения программы;

описание языка (код вида документа — 35) — описание синтаксиса и семантики языка программы;

руководство по техническому обслуживанию (код вида документа — 46) содержит сведения для применения программы при обслуживании технических средств.

Порядок выполнения работы

· 1. По результатам лабораторных работ № 1—3 написать код программ для решения поставленной задачи на языке программирования, выбранном на этапе эскизного проектирования.

· 2. Отладить программный модуль.

· 3. Получить результаты работы.

· 4. Оформить документацию к разработанному программному обеспечению.

· 5. Сдать и защитить работу.

Защита отчета по лабораторной работе

Отчет по лабораторной работе должен состоять из:

· 1. Листингов программ.

· 2. Интерфейса пользователя.

· 3. Документации к программному обеспечению (руководство пользователя, руководство системного программиста, руководство программиста, руководство оператора).

· 4. Результатов работы программ.

Защита отчета по лабораторной работе заключается в предъявлении преподавателю полученных результатов (на экране монитора), демонстрации полученных навыков и ответах на вопросы преподавателя.

Контрольные вопросы

· 1. В чем состоит этап реализации и отладки программного обеспечения?

· 2. Какие существуют инструментальные средства разработки?

· 3. Охарактеризуйте этап стихийного программирования.

· 4. Охарактеризуйте этапы структурного и модульного программирования.

· 5. Что такое документация к программному обеспечению?

 

31.03.2020

Лекция


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.063 с.