Рационализм в интеллектуальной культуре — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Рационализм в интеллектуальной культуре

2020-05-07 145
Рационализм в интеллектуальной культуре 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Древней Греции

Культура Античной Греции – культура, в недрах которой осуществляется эмансипация рационализма как специфической формы познания. В. Виндельбанд следующим образом репрезентирует это обстоятельство: «Если под наукой следует подразумевать самостоятельную и сознательную деятельность разума, методически ищущего знания ради него самого, то о развитии ее (…)можно говорить лишь у греков, да и то не ранее VI века до н.э. Хотя другие великие народы древности тоже обладали значительным числом отдельных познаний и общефилософских представлений, но их познания были приспособлены к практическим потребностям, а их мировоззрение выросло на почве мистической фантазии: они не были в состоянии сбросить с себя ярмо повседневных забот и религиозной легенды»(3).

В Древней Греции складывается ряд факторов, обусловливающих развитие рационализма, обретение им статуса особого типа познания.

Во-первых, это специфические природные условия, не благоприятствующие формированию цивилизации аграрного типа. В Греции развиваются коммерция и ремесленное производство. Сословия торговцев и ремесленников представляют серьезную экономическую и политическую силу.

Во-вторых, это наличие демократических начал социальной организации, которые реализуются в институте полиса и создают условия творческой свободы и индивидуальной инициативы. Индивидуализм колебал общественные устои и делал необходимым постоянное восстановление социальных связей при помощи собственного рассудка. Полисная культура – это культура не авторитета, но автора (Кнабе), это культура диалога, творческой конкуренции, соревнования, любознательности. Дискуссия выступает как способ решения политических, социальных, экономических проблем. Агонистика – состязательность - способствует продвижению свободомыслия, секуляризации, рационализации культуры.

В-третьих, развитие древнегреческого рационализма в той или иной мере было инициировано причинами религиозного характера. Религиозная культура древних греков отличалась, условно говоря, своим «либерализмом»: древнегреческие боги, по сути, были идеализированными людьми; греки не имели священных книг – плодов божественного откровения; не имели строго фиксированной догматики; жрецы не играли существенной роли в жизни полиса. Отсутствие жестких религиозных догм делало интеллектуальную мысль Древней Греции свободной, в отличие от Древнего Востока, где догмы образовывали устойчивую противодействующую силу.

В-четвертых, древнегреческая мифология несла не себе отпечаток демократической ментальности, она являла собой образец высокохудожественного авторского творчества, специфической ее особенностью были попытки причинно-следственного объяснения событий, а также наличие обобщающих сентенций, художественных метафор, которые можно рассматривать как прообразы понятий философско-научных. 

Итак, сама жизнь древнегреческого полиса, основывающаяся не на диктате традиции, а на диалоге и воспроизводстве социального консенсуса способствовала развитию рационалистического мышления. Основные вехи этого процесса, по А.П. Огурцову: развитие рефлексии, субъект-объектного подхода, отделение логоса от праксиса, переход от гетерогенности сакрально-когнитивных комплексов к гомогенности теоретического знания, абстрактизация от реальных объектов и операций, рождение ноологической установки, согласование концептуальных структур, эйдосов, номосов, форм(4).

Рационалистическая установка складывается под нажимом утилитарных требований - развитие торговли, мореплавания, ремесленного производства рождало чувство неудовлетворенности мифологическими и магическими способами объяснения мира и методами воздействия на него. Рационалистический подход заключался в стремление искать в самой природе причины того, что происходит, отказавшись, таким образом, от апелляции к потусторонним силам. Вместе с тем, рационалистическая установка отличалась и от обыденной, поскольку предполагала не констатацию фактов в их повседневной очевидности, но поиск причин и оснований при помощи разума. Такого рода гносеологический переворот произошел с одной стороны потому, что человек перестал довольствоваться авторитетом мифа в понимании мира и поставил задачей сам понять его, с другой стороны, такой поворот стал возможен вследствие выработки навыков размышлять не только о предметах, но и о мыслях, т.е. навыков рефлексии. Ключевой лексемой, которой оперируют первые древнегреческие философы, становится лексема «фюзис», понимаемая как природа, внутреннее устройство всех вещей. Другой важнейшей категорией, вокруг которой организуется античный философский дискурс является категория «архэ» - первоначало. Фалес (конец VII– пер. пол. VI в. до н.э.), Анаксимандр (конец VII – пер. пол. VI в. до н.э.), Анаксимен (VI в. до н.э), Гераклит (между VI – V в. до н.э) и др. направляют свои усилия на поиск первоначала «архэ», первоосновы, вечной сущности явлений, которая претворяется в отдельные предметы и, наоборот, предметы превращаются в нее. Поиск первоначала, выступающего как причина и основа природных и социальных явлений и процессов, свидетельствует о развитии абстрактного мышления. Собственно говоря, способность увидеть за многообразными явлениями жизни некоторую единую сущность рождается в результате способности к идеализации мира – абстрагирования от конкретных физических и психических его характеристик. Таким образом, осуществлялся выход к обобщающим, опирающимся на доказательство построениям и отступление от мифологических представлений. В интеллектуальной культуре античной Греции формируются представления о различных формах знания. Среди них: докса – знание обыденное; техне – практическое знание; матема – знание, полученное в процессе обучения и направленное на формирование этических добродетелей; эпистема - знание теоретическое, прототип знания научного; софия – теоретическое умозрение. Продвижению культуры рационализма способствовало образование. Идеалом греческого образования было свободное добровольное занятие наукой. Воспитание, формовка здорового духа в здоровом теле обозначалась термином пайдейя. В античной культуре бытовали представления, согласно которым решающую роль в формировании духовной природы человека играют словесность, поэзия, риторика, история и философия.

Важный этап эмансипации рационализма, его отделения от мифологии - учение пифагорейцев. Школа Пифагора возникла как религиозный орден со всеми присущими такого рода объединениям атрибутами. Главной идеей пифагорейцев была идея восприятия числа не как абстракции, но как божественного начала, упорядочивающего космический хаос. Теоретическая мысль пифагорейцев, таким образом, была тесно связана с мифологией. Тем не менее, с именем Пифагора (втор. пол. VI – нач. V в. до н.э.) связан переход от мифологического и практического знания к абстрактным принципам, вводимым мышлением. Идея числа как меры и разума космоса была подвергнута развенчанию, когда оказалось, что не все величины доступны определению в целых рациональных числах, существуют иррациональные числа. Открытие несоизмеримости  – невыразимости вещей в целых числах, в числовой пропорции вело к осмыслению разницы между числом и величиной, между арифметической мыслью и конкретной реальностью, рождало представление об интеллегибельности числа и числовых отношений, способствовало отделению логоса от праксиса (5).

Значительный вклад в развитие рационализма внесли древнегреческие просветители - софисты. Провозгласив свободу духа в противовес традиции, разрушив схему элитарности интеллектуальной культуры, превратив интеллектуальную деятельность в профессию, отказавшись от норм полисной ксенофобии, они, тем самым, создали прецедент социализации рационального знания. Будучи учителями политического красноречия, Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт превратили риторику из традиционного искусства в науку о мышлении. Логические исследования софистов связаны с разработкой техник доказательства и опровержения. Их можно считать создателями грамматики и синтаксиса, которые венчали их филологические исследования.

Отцом западного рационализма принято считать Сократа (470/469-399 гг. до н.э). Подобно софистам Сократ сосредоточил внимание на человеке, однако предметом его интереса становится не просто человек, но человек познающий. Отвечая на вопрос что такое человек, Сократ утверждает, что человек это его душа, а душа человека есть разум. Именно рациональность человека, подчиняющая, по мнению Сократа, его витальность делает человека свободным. Познание, в видении Сократа, есть истинная добродетель. В отличие от софистов, которые полагали, что есть только мнения, которые устанавливаются каждым человеком, Сократ искал знание, имеющее равное значение для всех. Рационализм Сократа концентрируется в его методе - диалектике, включающей такие «технологии» как «незнание», «ирония», «опровержения», «маевтика». Принято считать, что с помощью своего метода он открыл фундаментальные основания западной логики, такие как понятие, индукция, техника обоснования. Сократ выдвинул задачу осмыслить мир посредством понятий, таким образом, он поднял одну из важных тем науки – отношение понятия к реальности. 

Учение Платона (428/427 – 347 гг. до н.э.) – переломный момент в развитии античного рационализма. В этом учении присутствует мифологический компонент, однако он выполняет вспомогательную роль, мифологемы выступают как метафоры, значительно утрачивая свой исходный сакральный смысл. Задача теоретического знания для Платона заключается в исследовании не чувственного мира, но мира интеллигибельного. Его предмет – имматериальное бытие, познаваемое при помощи понятий. Логика рассматривается Платоном как метод познания и обоснования. Познание мира идей, выявление их иерархии осуществляется Платоном посредством экспликации логических соотношений между понятиями – разделения родовых понятий на виды. Новые понятия, в видении Платона, формируются гипотетически и соотносятся с уже установленными понятиями. Совокупность процедур, при помощи которых определяются идеи и их соотношения, Платон называет диалектикой. Мыслитель создает классификацию знания, в основании которой лежит принцип приближенности различных видов знания к миру идей. Иерархия знания выстраивается согласно ступеням восхождения души к интеллигибельному миру. Практическое - воспитательное знание, по Платону, ниже знания чистого – теоретического. Платон выделяет такие «науки» как арифмология, планиметрия (геометрия), стереометрия и астрономия. Эти «науки», в его видении, призваны исследовать проявление высшего блага в чувственно-физическом мире, они являются компонентами диалектики. Диалектика, согласно Платону, универсальный и единственно правильный метод, при помощи которого осуществляется созерцание высшего блага.

Вершиной развития античного рационализма можно назвать творчество Аристотеля (384/383 – 322 гг. до н.э.), который создает систематическое учение о формах мышления, законах умственной деятельности. В учении Аристотеля рациональное мышление достигает своего самопознания. Очевидно, что такого рода учение могло возникнуть только в результате высокоразвитой способности к рефлексии, абстрактному мышлению, которая позволяет отделить общие формы мышления от какого бы то ни было содержания, таким образом определить законы формальной логики. Аристотель закладывает основы языка науки – научные понятия, сформулированные Аристотелем, являются неотъемлемой частью современного научного дискурса. Аристотелевская идея выделения двух основных видов знания и методов познания: аподидактического - доказательного, достоверного, основанного на логической необходимости, неопровержимых суждениях, и диалектического – вероятностного; предвосхищает многие идеи, выдвигаемые современными историками науки. Аристотель, условно говоря, формулирует критерий научности - мерило, позволяющее отличать научное знание от иных его форм. По Аристотелю научным является знание, имеющее в качестве предмета вечное, не созданное, нерушимое, требующее доказательств и основывающееся на определенных принципах и правилах организации. Наконец, Аристотель создает оригинальную классификацию наук. Подобно Платону он полагал, что наука, отвлекающаяся от материи, выше, чем наука, исследующая материальный субстрат. Стагирит выделяет знание о деятельности – этику, экономику, политику, поэтику; и умозрительное знание – математику, науку о природном и науку о божественном. Последовательно проводимая и практически осуществляемая Аристотелем идея системной организации знания свидетельствует о значительном накоплении знания, одновременно, является зримым выражением актуализации ноологической установки - стремления выявить сущностные основания человеческого знания.

Судьба рационализма в постаристотелевской интеллектуальной культуре античности не однозначна. Культура эллинизма – это культура противоречий: к эллинистическому периоду относятся выдающиеся достижения «науки» и ожесточенная критика интеллектуализма. В эллинистическом обществе возрастает роль книги, создаются библиотеки в Александрии, Пергаме, Антиохии, занятия «науками» превращаются в особый профессиональный вид деятельности. Быстрое развитие получают математика – Евклид (ок. 330-277гг. до н.э.), Аполлон Пергамский (260-170гг. до н.э.); механика – Архимед Сиракузский (ок. 287-212гг. до н.э.), география – Эратосфен (ок. 276-194гг.до н.э.), медицина – Герофил из Халкидона (конец IV – начало III в до н.э.), Эрасистрат из Кеоса (ок. 300 – ок. 240 гг. до н.э.)., филология – Зенодот (первая половина III в.), Каллимах (310-240гг. до н.э.). Одновременно, достаточно заметным становится возвратное движение от рацио к мифу, что было связано с влияниями Востока. С критикой интеллектуализма выступают киники; эпикурейцы отвергают «науку» и образованность как занятия, не способствующие совершенствованию в мудрости; скептики отрицают возможность аподидактического знания и теоретических «наук», противопоставляя им вероятное, полезное для человека знание; стоики сочетают практические занятия логикой с магией предсказаний Судьбы.

Разумеется, критика рационализма не означала забвения его достижений. Последние можно рассматривать не только как истоки, но и как фундамент всего здания западной рационалистической традиции. Необходимо выделить и специфические особенности древнегреческого рационализма. Важнейшая из них - ориентация на построение теории, дедуктивных конструкций. Только занятие теоретическим познанием рассматривалось древними греками как достойное свободного гражданина полиса. Что касается практических приложений знаний, то они квалифицировались как недостойные в первую очередь по причине того, что значительная часть практической деятельности осуществлялась людьми не свободными – рабами. Теоретическое знание противопоставлялось опыту и практическим ремеслам (техне) как высокое низкому. Другой особенностью древнегреческого рационализма был его синкретизм – нерасчлененность философского и собственно научного рационализма. Ростки частных наук, например, медицины Гиппократа, прорастали и вплетались в натурфилософское знание, в этом смысле можно говорить, что у древних греков, в сущности, не было отдельных «наук», была лишь одна общая «наука», которая была спаяна с философскими умозрениями, развилась под эгидой философии. Именно вследствие недифференцированности философского и научного знания, древнегреческая «наука» не была наукой в полном смысле этого слова, она являла собой донаучный тип знания.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.