Ответственность внутренняя и внешняя — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Ответственность внутренняя и внешняя

2020-05-07 142
Ответственность внутренняя и внешняя 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

2 января 2013

 

Вопрос: В быстро ухудшающейся ситуации, как в нашей стране, так и во всем мире, почему самые сознательные люди, которых я знаю, да и другие, чувствуют необходимость заниматься непростой политической деятельностью? У меня такое впечатление, что, с одной стороны, люди при этом зачастую становятся хуже, чем были; а с другой – на уровне выживания, наверное, только это и следует делать. Я просто интересуюсь, а как вы относитесь к политической деятельности?

Рам Дасс: Проблема, мне кажется, касается социальной ответственности. Конечно, вы несете ответственность за благополучие ближнего. Но, допустим, при этом вы настолько оказываетесь поглощенными борьбой, что совершенно увязаете в ней. А затем происходит нечто, освобождающее вас и ваших противников от напряженного положения, в котором вы застряли. Другими словами, появляется новый способ посмотреть на ситуацию. Представьте двух дерущихся детей... к ним кто-то может подойти и отвлечь чем-нибудь, переключить их внимание на другие предметы, так что вся борьба изменит свой характер, а потом и совсем потеряет смысл. И в этом, кажется, суть дела.

Эйнштейн сказал интересную вещь: «Мир, который мы создали в результате мышления на своем уровне, до сих пор создает проблемы, которых мы не можем решить на том же уровне». Единственный способ, которым мы можем их решить, это подняться на другой, более осознанный, уровень мышления. Другими словами, мы должны прервать противостояние. Когда есть любой вид конфронтации, она, как правило, увеличивает количество боли, гнева и поляризации. Со временем паранойя лишь возрастает. И чем выше энергетика центров поляризации, тем быстрее это происходит. Если я отождествляю себя с любой враждующей стороной, привязанность к этой стороне заставляет меня видеть противоположную сторону, в плане объекта, как «их». Видение других существ как «их» усиливает проблему, доводя ее до точки кипения.

Будь то национализм, расовая напряженность, борьба поколений или соперничество научных теорий и так далее, всегда, когда вы видите кого-то во вселенной как «их», вы создаете и увеличиваете паранойю, потому что вы застряли в мире противостояния «их» и «нас». И такое положением лишь ещё больше увеличивает психическое расстояние между людьми. Итак, как я уже сказал ранее, я вижу единственный закон или правило во всех человеческих отношениях, будь то мать и ребенок, терапевт и пациент, лектор и аудитория, армия и пацифисты, Северный и Южный Вьетнам... Единственное правило: поставить своё собственное сознание в позицию, где вы больше не будете привязаны к противостоящим группам, даже если вы, по каким-то обстоятельствам, будете вынуждены играть на чьей-то стороне.

Недавно я встречался с неким шефом полиции, который агитировал студентов вступить в ряды полицейских Нью-Йорка. Я похвалил его за то, что он делает, намереваясь создать ещё один тип психологического пространства в отделении полиции. Тогда же я сказал: «Программа будет настолько успешной, насколько “сознательной”, потому что до тех пор, пока вы сами оказываетесь погружёнными в полярность, вы будете ещё больше разобщать людей, ухудшая их психическое состояние. Если же вы не застряли в полярности, вы сможете освободить людей от косных моделей взаимоотношений, заменив их новыми моделями. И тогда вновь прибывшие полицейские будут иметь более правильные взгляды на свои обязанности и на происходящее».

Когда я был в Индии, в ашраме, я любил сидеть на берегу реки. Она текла мимо, слышалось щебетание птиц, мир был таким ласковым! Я медитировал, ощущая великое благоговение и спокойствие. И я подумал: «Что я здесь делаю? Почему я не вернулся на линию фронта? Почему я не вернулся к борьбе? Почему я не делаю то, что считаю правильным, протестуя против несправедливости?.. Могу ли я устраняться? Не дезертирство ли это? В каком положении я нахожусь сейчас? Не побег ли это?». Тогда я начал осознавать, что пребывание в одиночестве, в келье, в то время было противостоянием самому себе во внутреннем сражении, которое было намного жёстче, чем внешние войны, в которых я участвовал раньше. И пока я не нашёл способ пройти через эту внутреннюю битву, всё, что я мог сделать, это – втягиваться во внешние обстоятельства, усугубляя их. Я начал понимать, что на тот момент уединение было абсолютно необходимо с точки зрения социально ответственного, эффективного поведения, и я работаю над собой достаточно, чтобы мог смотреть на любых людей или события, наблюдая их как актёров в мелодраме, будь то Никсон или хиппи, Мао или Гитлер, Швейцер или Махатма Ганди... Главное – иметь возможность увидеть, что за ними стоит. Пока я не буду отцентрирован достаточно, пока я не смогу правильно понимать, что на самом деле происходит с другими существами, следует оставаться на этом месте. Я увидел, что моя ответственность заключается в моей работе над собой.

 

1970

 

ПРИНИМАЯ СВОЙ СТРАХ

 

9 января 2013

 

Я думаю, что первый уровень страха имеет дело с той частью нас, которая в природе любого существа и основана на бессознательных импульсах, известных по трудам Фрейда. Однако, есть опасения, что, если человек отказывается от рационального управления ситуацией и сдается на милость инстинктов, он превращается в животное – в смысле активизации у него антиобщественных импульсов. Одна из составляющих этого страха – страх человека оказаться непривлекательным, несостоятельным, отвергнутым и так далее, страх животного, быть не принятым стаей. Другая его составляющая связана с потерей своего лица, своей индивидуальности, идентичности, с психологическим умиранием, с потерей себя как существа переживающего и познающего.

Страх, пожалуй, представляет собой первую эмоциональную реакцию на опасность при недостаточной готовности иметь дело с более высокими энергетическими состояниями и при отсутствии возможности к отступлению, что тоже связано с другими состояниями сознания. Страх является защитным механизмом, он сродни неопределённой тревоге и удерживает человека от слишком близкого нахождения возле опасного объекта – в том числе необъяснимого или непредсказуемого. Человек не готов или не в состоянии приблизиться к нему, потому что не может сделать необходимых действий для перехода в нужное состояния сознания, не разрушая себя. Он не достаточно чист.

Думаю, что страх является результатом нечистоты. А под нечистотой я имею в виду мысли, которые являются сугубо «мирскими», которые выделяют и отделяют человека от всего сущего. Пока вы привязаны к подобным мыслеформам, вы непременно будете чего-то опасаться, потому что страх включает в себя боязнь исчезновения этого конкретного отдельного живого существа. Что касается опыта употребления ЛСД, полагаю, что многие люди в процессе химической трансформации, происходящей в их телах, испытывают переживания, которые приводят их к разрушению всех существующих представлений – о себе, о мире и Вселенной. Многие при этом испытывают сильный страх, желая удержаться в рамках привычных структур. И они могли бы сказать: «Боюсь, я схожу с ума». Это означает, что человек попадает в другое пространств, не имея никакого контроля на том уровне. Я бы ему ответил: «Кайфуем? Ну и ладно! Давай сходить с ума вместе. Пошли!». Другими словами, я ощущаю, что единственное, чего вы должны бояться, это страха, в том смысле, что, если у вас достаточно веры или доверия ко всему происходящему, вы всегда спокойно делаете шаг вперёд, и следующий, и следующий, и следующий.

В тибетской литературе есть совет: «Обними все свои десять тысяч ужасных демонов и все свои десять тысяч прекрасных демонов». Вы только что обняли их, чтобы, взяв их с собой, продолжать идти дальше. Все ваши страхи должны быть объяты, взлелеяны, почитаемы, и вы идете с ними дальше, и они исчезают.

Существует качественная разница в моей жизни прежде и сейчас – я уже не испытываю реального страха смерти, попадая в ситуации, когда смерть кажется вполне возможной, включая и смерть от насилия. Я уже не подвержен каким-либо обычным видам реакций тревоги или страха, и всё же я делаю то, что является адаптивным для защиты и сохранения моего храма-тела, и я работаю с ним. Но я делаю это не из страха, поскольку страх смерти давно отлетел где-то по пути в моей игре жизни. И это, конечно, меняет характер моего ежедневного жизненного опыта, потому что каждый день может случиться всё, что угодно, и всё это будет происходить в гармонии с вселенной, и всё всегда будет в порядке.

 

1970

 

 

ЧАКРЫ

 

18 января 2013

 

Если посмотреть на тело с позиции его энергетики, следует отметить систему энергетических центров, или чакр, основные из которых различаются по номерам: первая, вторая, третья, четвертая, пятая, шестая и седьмая, и соответствующим названиям: муладхара, свадхистана, манипура, анахата, вишуддха, аджна и сахасрара. Первая – в нижней части позвоночника, вторая – ниже пупка, третья – над пупком, четвертая находится в области сердца, пятая – в нижней части горла, шестая – между бровями, седьмая над верхней частью головы. Они не обязательно чётко соотносятся с физиологическими органами. Они просто являются точками локализации психической энергии, если говорить привычными нам терминами, хотя система чакр была разработана в индуизме, а названия чакр – санскритские. Теперь, вместо того, чтобы проводить тесты MMPI [ англ. Minnesota Multiphasic Personality Inventory] или Роршаха, можно подготовить графики чакр, как вы, к примеру, могли бы сделать астрологическую карту. И они прояснит вам некоторые вещи. Астрологическая диаграмма и MMPI стоят на одном уровне, имеющем характер абстракции. А графики чакр определённо сообщают, где энергия собирается и течет нормально, а где её движение заблокировано.

Для большинства людей на Западе, а впрочем – и для большинство людей в мире, почти вся энергия сосредоточена либо в первой и второй, либо в третьей чакре. Первую чакру можно грубо характеризовать как ориентированную на выживание индивида в качестве отдельного существа. Словно мы в джунглях, на всех есть один кусок мяса, и кто намерен получить его – вы или я? Этой задаче соответствует тип людей, отлично вписывающихся в дарвиновскую теорию мотивации. Если ваша энергия сосредоточена в первой чакре, ваша мотивация: защитить себя как отдельное существо. То есть присутствует факт отделённости от остального сущего. Канал, с которым соединены семь главных чакр, называется «сушумна». Можно его представить в виде большой реки. Вы плывете по ней из джунглей Африки, и следующая остановка – на Ривьере. Смотр и те, вы уже научились контролировать свою безопасность, и теперь двигаетесь к чувственной удовлетворённости своих сексуальных желаний вкупе с репродуктивными задачами. Вы не можете быть заняты воспроизводством, пока защищаете свою жизнь. Но если минимум безопасности уже удалось обеспечить, можно побеспокоиться и о потомстве, чтобы поддержать существование всего вида. Таким образом, вторая чакра связана, прежде всего, с сексуальными действиями, реакциями и целями, связанными с деторождением.

Третья чакра, до которой мы добрались по сушумне, похожа на Уолл-стрит, Вашингтон и Лондон. Она ориентирована на контроль и потребности эго – на власть, мастерство и материальные ценности. Большая часть мира управляется из подобных центров. Вся энергия сосредоточена там. Люди оправдывают свою жизнь, глядя на нее с позиций воспроизводства или сексуального удовлетворения, власти или профессионализма. Примечательно, что, в значительной степени, любой акт, известный нам в западном мире, может быть обусловлен этими энергиями. Так что человек может построить огромный завод, а мы усмотрим в его целях сексуальную закомплексованность с желанием иметь огромный фаллос, и это означает зависимость от второй чакры. Или человек может соблазнить многих женщин, чтобы усовершенствовать своеобразное мастерство и получить власть над ними, а мы говорим: «Ага, его секс стоит на службе третьей чакры».

Юнг, в первую очередь, изучал проявления четвертой чакры. Я хотел бы отметить, что есть ещё пятая, шестая и седьмая чакры, которые, помогают понимать происходящее с точки зрения других психических пространств и способов организации вселенной. Есть много теорий, имеющих материалистические толкования, а есть теории, которые связаны с мистикой или трансцендентными пространствами. И когда Юнг говорит об архетипах, коллективном бессознательном и так далее, он входит в сферу действия четвертой чакры, которая близка состраданию Будды. Юнг все ещё находится на астральных планах и побаивается идти дальше, это вполне понятно. Он идет лишь до сих пор, а затем останавливается, поскольку опасается, что если сделает следующий шаг, то дальше не сможет продолжать свое дело – как Карл Юнг. И очень сложно подняться ещё выше по сушумне, потому что для этого в вашей жизненной игре придётся пойти по пути капитуляции, сдать свой профессионализм, свое мастерство. Но, боюсь, ничего не получится, пока вы не сможете в глубине своей внутренней сущности сказать себе: «Всё, этого вполне достаточно!». И только тогда вы двинетесь дальше. Таким образом, воздействие пресса эволюции на сознание человека неизбежно. И ничего с этим не поделать, и нет выбора в этом вопросе. И чтобы проснуться, человек просто естественным образом должен дойти до точки Пробуждения.

 

1970

 

ПУТЕШЕСТВИЯ ЖИВОГО ДУХА

23 января 2013

 

Добро пожаловать! Это так прекрасно – отправиться в новое путешествие! Долгое время мы были вместе в пути. Мы шли многими дорогами. И так же, как в любом путешествии, некоторые люди свернули с пути, и их было немало. Другие поджидали нас, а потом навёрстывали упущенное. Путешествие проходило через семь долин, семь королевств, семь чакр, семь планов сознания, семь степеней веры. Часто мы понимаем, что побывали в определённом месте, когда уже прошли вехи, отмечающие его, потому что, когда мы там, мы не видим ясно перспективу, мало знаем о своих координатах, мы просто существуем там. Но, как ни странно, в процессе путешествия у нас уменьшается потребность в знании своего местопребывания. Когда вера достаточно сильна, достаточно – просто быть. Это путешествие – к той простоте, к тишине, к особенной радости, которые не во времени. Это путешествие вне времени, и не единожды мы оставляли позади очередное представление о себе – с преобразованием всего нашего существа, когда наш ум из повелителя превращается в слугу. Это путешествие, которое ведёт нас от первичной идентификации с нашим телом и с нашей психикой, до отождествления с нашей душой, с Богом, и в конечном итоге – выносит нас за пределы любых идентификаций.

Поскольку многие из нас отправились в дорогу, не прихватив с собой карт, думая, что Путь, по которому шли, был единственным для нас, из-за своеобразия наших душ и окружающего пейзажа нам не раз приходилось плутать. Мы воображали, что уже достигли конца странствий, а на самом деле преодолённая вершина была лишь первым горным пиком, за которым скрывались гораздо более высокие горы. Многие из нас были настолько очарованы переживаниями на этом пути, что даже не могли представить ничего более яркого, и надолго застревали в прекрасных долинах. Разве не замечательно то, что на каждом этапе путешествия мы не можем и представить ничего, кроме хорошо видимой местности? Каждый пункт, до которого мы добираемся, настолько отличается от оставленного позади, что наше восприятие переполнено, и мы не можем видеть ничего, кроме текущего опыта.

В течение первых нескольких стадий мы, действительно, полагали, что сами планируем поездку, вроде бы мы сами разрабатывали условия, упаковывали багаж, считая себя и экспертами, и проводниками. И лишь преодолев несколько долин и перевалов, оставив позади несколько развилок, мы начинаем понимать, что есть очень тихие истинные гиды, а то, что казалось случайным и хаотичным, может, на самом деле, и имеет отношение к карте Пути. Очень трудно для существа, привыкшего полностью полагаться на интеллект и отождествлять себя с умом, представить себе, что вселенная могла быть столь совершенной, что каждый акт, каждый опыт, в том числе и парадоксальный, находятся в гармонии со всем сущим и соответствуют её законам. За словами Святого писания, что ни один лист не шелохнётся без воли Господа, нам виделся лишь красивый образ, над которым не приходилось задумываться. В конце концов, мы начинали понимать, что путешествие может продлиться гораздо дольше, чем предполагалось.

На Западе мы, похоже, стали довольно прохладно относиться к традиционным религиозным формам из-за того, что воспринимали ритуалы и церемонии как самоцель, с оттенком механистичности. Их покинул Живой Дух. То же, безусловно, произошло и на Востоке.

Многие из нас к настоящему времени отбросили один за другим большинство традиционных принципов, которые касались сексуальных отношений, норм морали, отношений в рамках брака и семьи, законов экономики и условий труда, мы отвергали политические традиции. В большинстве случаев протест проистекал из естественного побуждения к оздоровлению почти безжизненных существующих структур. Однако, полагаю, мы немало и потеряли, думая, что традиции всегда плохи – возможно, следовало не отбрасывать их, но пробудить и освежить. Я думаю, что одной из наших нынешних проблем является необходимость стать мудрее, чтобы не выплескивать ребёнка вместе с водой.

Я знаком с жизнью многих традиционных религиозных общин, как на Востоке, так и на Западе. Вы идете в церковь или храм и часто видите там прихожан, привычно выполняющих ритуалы и читающих молитвы – словно списки покупок в супермаркете. Они могут петь прекрасные гимны и псалмы о воскресении и возрождении, но с ними при этом ничего не происходит. Церемония и ритуал, первоначально вышедшие из Живого Духа, где-то порастерялись, а людям остался всего лишь механический материал.

Но теперь, если мы вернемся к религиозным традициям – со своим осознанием, которое настроено на другие планы существования, и если мы сможем отцентрировать его и не заблудиться в собственных реакциях на различные ситуации, возможно, удастся в этих закосневших традициях вновь увидеть Живой Дух. Думаю, что мы все готовимся – все мы – служить делу возрождения и внесения Его в наше общество. И это происходит через наше духовное становление, потому что Дух – это единственное и истинное ваше достояние, которое вы, действительно, можете передать другому существу. А красивые слова обычно мало что значат.

 

ИЗБАВИТЬСЯ ОТ СТАРЫХ РОЛЕЙ

 

30 января 2013

 

Одна из причин, по которой старость приводит в замешательство многих людей: они чувствуют себя лишёнными привычных ролей. Старость влечет за собой физическую слабость. Дети, как правило, живут где-то далеко, с коллегами по работе приходится расстаться, друзья отбывают в мир иной... Свет для нас погасает, аудитория истощается, мы теряем ориентиры, появляется страх от непонимания, как вести себя и как теперь вписываться в игру под названием «жизнь». Эго, до сего времени подпитываемое ролью, которую человек играл в глазах общественности, становится сердитым, отчаявшимся или онемевшим в преддверии физического и морального дряхления. Чтобы самоутвердиться, оно может погружаться в воспоминания о значимости ролей, исполняемых в прошлом, но такая стратегия не приносит ничего, кроме дополнительных страданий. Эго чувствует, что его битва проиграна.

Когда мы начинаем отличать наше эго (ум с неконтролируемым потоком мыслей) от Души, свидетеля, пребывающего в спокойствии и гармонии, появляется в и дение возможностей, которые нам предлагает процесс старения. Мы стараемся отделить себя, свою внутреннюю суть, от ролей, которые играем или играли, и понять, на чём держится эго, почему оно цепляется за поведение и образы, которые нам больше не подходят. Лишённое своих ролей, эго предстает перед нами воображаемой доселе конструкцией. Для человека без духовного основания старение – это настоящая трагедия, но для искателей истины, чьи души открыты, это только начало.

Вопрос «Какую же новую “роль” мы можем придумать для себя в старости?» следовало бы лучше поставить так: «Как мы, стареющие люди, можем распространить нашу мудрость в мире?». Ответ: «Воплощая мудрость в себе». Мы вполне можем найти золотую середину, гармонию между активным участием в жизни семьи и общества и отступлением в тишину, помня, что вместе с тем, как нашей обязанностью остаётся, по возможности, быть полезными, но не менее важна и подготовка к переходу на другой план существования – через созерцание, несуетность и углубление знаний о себе.

 

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.