Оценка результативности использования ролевой игры для формирования социально одобряемых моделей поведения обучающихся 2 «В» класса — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Оценка результативности использования ролевой игры для формирования социально одобряемых моделей поведения обучающихся 2 «В» класса

2020-05-06 283
Оценка результативности использования ролевой игры для формирования социально одобряемых моделей поведения обучающихся 2 «В» класса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В данном параграфе проанализируем эффективность использования ролевой игры для формирования социально одобряемых моделей поведения у младших школьников.

В начале опытно-практической работы, для выявления знания учащимися элементарных правил поведения в жизненных ситуациях, нами был проведен опрос «Как поступишь ты?», в котором участвовало 25 человек. На момент проведения опросника количество обучающихся с верным решением жизненных поведенческих ситуаций было незначительное, большинство испытывали трудности в их решении. Утверждение, в котором большее количество учащихся (80 из 100% опрошенных) выбрало неправильную модель поведения при опросе, следующее: «Если я в гостях, то стараюсь не скромничать». Были и такие ситуации, в которых все второклассники выбирали правильную модель поведения, это утверждения под номерами 9 («Если я хочу сказать что-то важное, то мне можно перебить учителя») и 10 («Если кто-то из друзей просит меня о помощи, то я обязательно помогу»). Все остальные ситуации опросника были выполнены с тем или иным количеством ошибок, что говорило о необходимости работы в данном коллективе по формированию культуры поведения.

Для того, чтобы способствовать формированию моделей социально одобряемого поведения у обучающихся 2 «В» класса, за время преддипломной практики были разработаны и проведены следующие классные часы с использованием ролевых игр:

1. Классный час «Правила поведения в школе».

2. Классный час «Правила поведения в библиотеке».

3. Классный час «Правила поведения в гостях».

4. Классный час «Правила поведения на улице».

После проведенных классных часов, учащимся вновь было предложено пройти опрос «Как поступишь ты?». Всего участвовало 25 человек.                               

Вопросы остались прежними, но результаты изменились, несмотря на то, что прямого обсуждения утверждений и выбора правильной модели поведения для каждого из них не было.

Опрос показал следующие результаты (Рис. 2):  

Рисунок 2 – Результаты опроса «Как поступишь ты?», проведенного на 4 неделе практики

Для обозначения эффективности проделанной работы используем процентный график показателей результата за весь период преддипломной практики (Рис. 3):

Рисунок 3 – Результаты опроса «Как поступишь ты?», проведенного на 1 и 4 неделях практики

 

Представим сводную таблицу карт наблюдений за поведением обучающихся 2 «В» класса на протяжении 4 занятий (таблица 5).

Таблица 5 – Сводная таблица карт наблюдений за поведением обучающихся 2 «В» класса

Показатели поведения у обучающихся

Классный час

1. «Правила поведения в школе» 2. «Правила поведения в библиотеке» 3. «Правила поведения в гостях» 4. «Правила поведения на улице»
Демонстрирует правила поведения полно, правильно, осознанно 4 7 11 14
Демонстрирует правила поведения неполно, с небольшими недочетами, но исправляет их после замечаний 12 12 10 9
Демонстрирует правила поведения неполно, с большим количеством ошибок, испытывает затруднения в их исправлении после замечаний 9 6 4 2

Из таблицы 5 мы видим, что от занятия к занятию количество обучающихся, демонстрирующих правила поведения полно, правильно и осознанно увеличилось, а количество второклассников, демонстрирующих правила поведения неполно, с большим количеством ошибок, испытывающих затруднения в их исправлении даже после замечаний, уменьшилось.

Из этого можно сделать вывод, что после проведения классных часов с использованием ролевых игр, большинство учащихся закрепило элементарные правила поведения в жизненных ситуациях.

Следовательно,  проведенные нами классные часы с применением ролевой игры для формирования социально одобряемых моделей поведения у младших школьников имели результат.

На четвертой неделе практики был вновь проведен опросник «Как поступишь ты?», результаты которого представлены в приложении Г, а ответы детей даны в приложении Д.

В начале опытно-практической работы количество большее количество учащихся (80 из 100% опрошенных) выбрало неправильную модель поведения в следующем утверждении: «Если я в гостях, то стараюсь не скромничать», в опросе, проведенном на четвертой неделе практики в этом же утверждении ошибку допустило гораздо меньшее количество учащихся (24 из 100%). Уже в трёх ситуациях все второклассники выбрали правильную модель поведения (утверждения 1, 9 и 10). Мы видим, что в целом возросло количество учащихся с верным решением жизненных поведенческих ситуаций, значительно уменьшилось количество детей, выбирающих неправильную модель поведения. По наблюдениям за классом во время практики можно отметить, что в общении учащиеся стали терпимее, доброжелательнее к своим сверстникам; обучающиеся, которые ранее нарушали дисциплину на занятиях, начали приносить извинения за свое поведение и стараться, чтобы другие ученики вели себя примерно; более успешные в учебе ребята стали чаще помогать своим одноклассникам на уроках.

Для более эффективного применения ролевой игры как способа формирования социально одобряемых моделей поведения у младших школьников представляем следующие рекомендации:

Перед применением ролевой игры рекомендуется уточнить знания детей по той теме, которой будет посвящена ролевая игра. Учителю следует тщательно продумать содержание ситуаций для ролевой игры, не перегружая их большим количеством второстепенных деталей.

Нужно давать обучающимся время для проигрывания и примерки на себя ролей.

Включение ребенка в игру должно быть свободное и добровольное: не навязывание игры, а вовлечение в нее детей. Не должно унижаться достоинство ее участников, которые неточно смогли отразить модель поведения.

Участники должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли.

Важно при проведении ролевой игры помнить о её воспитательной цели, не превращать игру в развлечение и забаву, а потому своевременно регулировать эмоциональную атмосферу занятия и проводить содержательную рефлексию.

Итогом работы стало создание сборника «Ролевая игра как способ формирования социально одобряемых моделей поведения у младших школьников». Сборник будет полезен учителям начальных классов и студентам педагогических колледжей. Он состоит из трех основных частей. Во введении раскрывается понятие «ролевой игры», этапы проведения и рекомендации для более эффективного применения ролевой игры как способа формирования социально одобряемых моделей поведения у младших школьников. Во второй части сборника представлены ситуации для ролевых игр, сгруппированные по темам, а в третьей части - два конспекта с примерами использования ролевой игры на классном часе (Приложение Е).

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате опытно-практической работы мы доказали, что ролевая игра является эффективным способом формирования социально одобряемых моделей поведения у младших школьников, тем самым подтвердив актуальность ролевой игры для современного образования и воспитания. Которая определяется ее многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью ее интегрирования в целостный образовательно-воспитательный процесс, в ходе которого наряду с овладением учащимися моральными нормами, нравственными установками и основными ключевыми компетенциями происходит разностороннее развитие растущей личности.

Анализ литературных данных показал, что социально одобряемое поведение – это система действий и поступков личности, в которых находят внешнее выражение знание моральных и этических норм и умение их соблюдать. Младший школьный возраст является наиболее важным периодом для воспитания личности и формирования моделей поведения.

Наше исследование подтверждает данные ученых Д. Б. Эльконина, Л. С. Выготского, И. Н. Емельяновой, Д. Киппера о том, что ролевая игра является эффективным способом формирования социально одобряемого поведения и коррекции нежелательного поведения.

На основании вышеизложенного результаты дипломной работы можно свести к следующим основным положениям:

1. Эффективным способом формирования социально одобряемых моделей поведения является ролевая игра, потому что обучение в ней происходит через действие.

2. Ролевая игра – это комплексный интерактивный педагогический метод обучения и воспитания, предполагающий процесс ролевого взаимодействия участников в условной ситуации, которая дает им возможность получить жизненный опыт, а учителям в свою очередь возможность формирования социально одобряемых моделей поведения у учащихся.

3. Ролевая игра имеет ряд функций: функция социализации, самореализации, релаксации, а также коммуникативную, дидактическую, диагностическую и развлекательную функции, но самая главная – воспитательная.

Для проверки гипотезы нам необходимо было провести опытно-практическую работу. На констатирующем этапе нами были проведены: беседа с учителем, анализ плана воспитательной работы, наблюдение и опросник «Как поступишь ты?».

Полученные результаты показали, что обучающиеся 2 «В» класса демонстрируют основные правила школьной жизни, многие ориентируются в жизненных проблемах другой направленности, но тем не менее испытывают затруднения в выборе оптимальной модели поведения в знакомых и малознакомых социальных ситуациях.

На формирующем этапе исследования было разработано и реализовано ряд классных часов с использованием ролевых игр, направленных на моделирование социально одобряемого поведения, по определенным темам: «Правила поведения в школе», «Правила поведения в библиотеке», «Правила поведения в гостях», «Правила поведения на улице».

Для подтверждения гипотезы необходимо было организовать повторный опрос «Как поступишь ты?» и сравнить карты наблюдений за поведением обучающихся 2 «В» класса. Нами отмечена положительная динамика в формировании социально одобряемых моделей поведения. Сравнение результатов опроса на первоначальном и заключительном периоде, дают основание утверждать, что ролевая игра – это эффективный способ формирования социально одобряемых моделей поведения у младших школьников.

Таким образом, поставленная перед нами цель дипломной работы: изучить методику проведения и применения ролевой игры для формирования социально одобряемых моделей поведения у младших школьников - достигнута, а задачи выполнены.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.