Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2020-05-06 | 272 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Результаты исследования, проведенного на первой неделе практики, стали основой для выбора тематики классных часов и планирования ситуаций для ролевых игр. При их разработке и организации мы опирались на опыт учителя и методические разработки И. Н. Емельяновой.
За время практики было проведено 4 классных часа, посвященных следующим темам: «Правила поведения в школе», «Правила поведения в библиотеке», «Правила поведения в гостях», «Правила поведения на улице».
Структура классных часов была одинаковой и состояла из следующих этапов: вступление, теоретический этап – на котором с учащимися беседовали о том, как правильно себя вести в тех или иных жизненных ситуациях и ведущий этап – практический, на котором и применялась ролевая игра. Этот этап включал инструктаж, подготовку к игре, показ решения, рефлексию и анализ, повторную демонстрацию решения с учетом выявленных ошибок.
Первым был проведен классный час на тему: «Правила поведения в школе», целью которого было формирование оптимальных моделей поведения обучающихся в школьных ситуациях.
Для мотивации учащихся к деятельности на занятии и постановки проблемы, на вступительном этапе классного часа был использован приём «рассыпанное слово». Составив из букв слово «правило», школьники смогли догадаться о главной проблеме занятия.
В основной части была организована работа по теме занятия: второклассники давали определения следующим понятиям: «правила», «вежливость», «воспитанность», «культура» и «этикет». Они обсуждали, что такое правила поведения и как они складывались в обществе с древних времен, каковы причины их появления. В ходе беседы учащиеся пришли к выводу, что в обществе очень важно быть человеком, который не только знает, но и соблюдает правила поведения. Затем помощью игры «Доскажи словечко» ученики вспомнили основные правила поведения в школе.
|
На практическом этапе классного часа были проведены ролевые игры. Приведем примеры некоторых ситуаций для ролевых игр:
Представьте, что Вы опоздали на урок. Ваши действия? Нужно ли объяснять причину опоздания, если учитель не спросил?
Во время диктанта Ваша ручка перестала писать.
Одноклассник отвечает, а Вы не согласны с его мнением.
Ваш одноклассник высокого роста и из-за него Вам не видно с доски и др.
Организация игр начиналась с инструктажа. Учащимся предлагалось разбиться на пары, выслушать сюжет игры, распределить роли, проиграть в паре, подать сигнал о готовности к работе. Потом ученики выходили и демонстрировали ситуацию и вариант ее решения, а остальные выступали в роли экспертов, целью которых было внимательно наблюдать за игрой товарищей и анализировать правильность и оптимальность предложенной модели поведения. После представления варианта решения происходило обсуждение и исправление ошибок. Следующим шагом был показ верной модели поведения.
Этап, на котором применялись ролевые игры, был наиболее активным. Все ребята были заинтересованы и приняли участие. Способ ролевой игры позволил детям продемонстрировать поведение в таких ситуациях, с которыми они еще не сталкивались. Благодаря этому у них появлялся опыт социального поведения.
В конце занятия второклассники сделали вывод, что применять правила поведения в повседневной жизни не только легко, но и приятно.
Используя метод наблюдения, фиксировали в протоколе поведение детей во время ролевой игры. Для этого были выбраны следующие показатели: демонстрирует правила поведения полно, правильно, осознанно; демонстрирует правила поведения неполно, с небольшими недочетами, но исправляет их после замечаний; демонстрирует правила поведения неполно, с большим количеством ошибок, испытывает затруднения в их исправлении после замечаний, нужны дополнительные разъяснения. Преобладающий показатель поведения у ребенка в игре отмечали знаком «плюс» в карте наблюдения. Результаты представлены в таблице 1.
|
Таблица 1 – Карта наблюдения за поведением обучающихся 2 «В» класса в ролевых играх по теме: «Правила поведения в школе»
Имя Ф. учащегося | Показатель поведения | |||
Демонстрирует правила поведения полно, правильно, осознанно | Демонстрирует правила поведения неполно, с небольшими недочетами, но исправляет их после замечаний | Демонстрирует правила поведения неполно, с большим количеством ошибок, испытывает затруднения в их исправлении после замечаний | ||
Елизавета А. | + | |||
Продолжение таблицы 1 | ||||
Кирилл Б. | + | |||
Юлия В. | + | |||
Ксения Д. | + | |||
Татьяна И. | + | |||
Павел К. | + | |||
Дарья К. | + | |||
Юлия К. | + | |||
Валерия Л. | + | |||
Степан М. | + | |||
Глеб П. | + | |||
Андрей П. | + | |||
Максим П. | + | |||
Никита П. | + | |||
Алексей П. | + | |||
Ангелина С. | + | |||
Елена С. | + | |||
Артём С. | + | |||
Андрей С. | + | |||
Надежда Ц. | + | |||
Хасан Ц. | + | |||
Карина Ч. | + | |||
Максим Ш. | + | |||
Артём Ш. | + | |||
Дмитрий Ш. | + | |||
Общее число продемонстрированных показателей поведения у обучающихся | 4 «+» | 12 «+» | 9 «+» | |
Из карты наблюдений видно, что только 4 обучающихся демонстрирует правила поведения полно, правильно, осознанно; преобладает количество детей, демонстрирующих правила поведения неполно, с небольшими недочетами, но исправляющихся после замечаний (12 чел.).
Второй классный час «Правила поведения в библиотеке». Цель: формирование оптимальных моделей поведения обучающихся в библиотеке.
Во вступительной части классного часа была проведена беседа о том, что такое «информация» и какие существуют способы её хранения. С помощью загадки учащиеся определяли тему классного часа, выясняли значение слова «библиотека», «абонемент».
В основной части занятия учащимся был задан вопрос: «Много ли времени нужно для изготовления книги?» В ходе диалога ученики приходят к выводу, что над созданием книги трудилось очень много людей и затрачено немало времени, а это значит, что книгу нужно беречь. Дети вспомнили правила обращения с книгами. После демонстрации фрагмента мультфильма «Уроки хороших манер. Поведение в библиотеке», ученики приходят к выводу о том, что они не хотят быть такими же читателями как два мальчика из мультфильма, поэтому нужно уметь вести себя правильно в библиотеке.
|
На практическом этапе классного часа, как и на первом классном часе был проведен инструктаж. После этого второклассникам были предложены ролевые игры. Приведем примеры некоторых из них:
Вы пришли в библиотеку за книгой, какова последовательность Ваших действий, если библиотекарь занят.
Вы пришли в библиотеку за книгой, какова последовательность Ваших действий, если в библиотеке очередь, а Вы торопитесь на автобус.
Вы взяли книгу, библиотекарь даёт Вам формуляр для подписи о получении книги, а Вам вдруг звонят и др.
На этом классном часе выяснилось, что у некоторых детей подобных ситуаций не было. Возникали проблемы: как поступить, как вести себя? В поиске нужной формы поведения помогал анализ одноклассников, демонстрация ими адекватных моделей поведения. Такая совместная работа в ролевой игре активизирует и стимулирует деятельность учащихся, учит их осознанному выбору поведения, закрепляет этот опыт.
В таблице 2 приведем результаты наблюдения за поведением детей во время ролевой игре на данном классном часе.
Таблица 2 – Карта наблюдения за поведением обучающихся 2 «В» класса в ролевых играх по теме: «Правила поведения в библиотеке»
Имя Ф. учащегося | Показатель поведения | ||
Демонстрирует правила поведения полно, правильно, осознанно | Демонстрирует правила поведения неполно, с небольшими недочетами, но исправляет их после замечаний | Демонстрирует правила поведения неполно, с большим количеством ошибок, испытывает затруднения в их исправлении после замечаний | |
Елизавета А. | + | ||
Кирилл Б. | + | ||
Юлия В. | + | ||
Ксения Д. | + | ||
Татьяна И. | + | ||
Павел К. | + | ||
Дарья К. | + | ||
Юлия К. | + | ||
Валерия Л. | + | ||
Степан М. | + | ||
Глеб П. | + | ||
Андрей П. | + | ||
Максим П. | + | ||
Никита П. | + | ||
Алексей П. | + | ||
Ангелина С. | + | ||
Елена С. | + | ||
Артём С. | + | ||
Андрей С. | + | ||
Надежда Ц. | + | ||
Хасан Ц. | + | ||
Карина Ч. | + | ||
Максим Ш. | + | ||
Артём Ш. | + | ||
Дмитрий Ш. | + | ||
Общее число продемонстрированных показателей поведения у обучающихся | 7 «+» | 12 «+» | 6 «+» |
|
Использование метода наблюдения позволило сравнить данные и заметить, что количество детей демонстрирующих правильное осознанное поведение увеличилось.
Третий классный час «Правила поведения в гостях». Цель: формирование оптимальных моделей поведения обучающихся в общественном месте.
Классный час начался со стихотворения А. Усачева «Рано или поздно», с помощью которого ученикам было предложено определить тему занятия. После этого второклассники вспомнили продолжение пословицы «Встречают по одежке …» и объяснили её значение. С помощью наводящих вопросов учащиеся делают вывод о том, что ум – это в том числе и культура поведения.
В основной части занятия с помощью слайдов учащиеся вспоминают правила поведения в гостях, а затем с закрепляют их с помощью следующих ролевых игр:
Неделю назад Вы договаривались встретиться с другом.
Вы пришли в гости, а мама друга еще не завершила уборку.
Друг пригласил Вас на День Рождения, а Вы опаздываете.
Вас пригласили за стол, а Вам не понравилось угощение.
За столом Вы не можете дотянуться до какого-то блюда.
На этом этапе классного часа учащиеся уже с большей легкостью анализировали ситуации и находили ошибки, более быстро обсуждали и включались в работу.
В таблице 3 приведем результаты наблюдения за поведением детей во время ролевой игре на данном классном часе.
Таблица 3 – Карта наблюдения за поведением обучающихся 2 «В» класса в ролевых играх по теме: «Правила поведения в гостях»
Имя Ф. учащегося | Показатель поведения | |||
Демонстрирует правила поведения полно, правильно, осознанно | Демонстрирует правила поведения неполно, с небольшими недочетами, но | Демонстрирует правила поведения неполно, с большим количеством ошибок, испытывает затруднения в их исправлении после | ||
Продолжение таблицы 3 | ||||
исправляет их после замечаний | замечаний | |||
Елизавета А. | + | |||
Кирилл Б. | + | |||
Юлия В. | + | |||
Ксения Д. | + | |||
Татьяна И. | + | |||
Павел К. | + | |||
Дарья К. | + | |||
Юлия К. | + | |||
Валерия Л. | + | |||
Степан М. | + | |||
Глеб П. | + | |||
Андрей П. | + | |||
Максим П. | + | |||
Никита П. | + | |||
Алексей П. | + | |||
Ангелина С. | + | |||
Елена С. | + | |||
Артём С. | + | |||
Андрей С. | + | |||
Надежда Ц. | + | |||
Хасан Ц. | + | |||
Карина Ч. | + | |||
Максим Ш. | + | |||
Артём Ш. | + | |||
Дмитрий Ш. | + | |||
Общее число продемонстрированных показателей поведения у обучающихся | 11 «+» | 10 «+» | 4 «+» | |
|
Использование метода наблюдения позволило сравнить данные и заметить, что количество детей, которые демонстрируют правила поведения неполно, с большим количеством ошибок и испытывает затруднения в их исправлении даже после замечаний, значительно уменьшилось.
Четвертый классный час «Правила поведения на улице». Цель: формирование оптимальных моделей поведения обучающихся на улице.
Для мотивации учащихся к деятельности на занятии и постановки проблемы, на вступительном этапе классного часа был использован ребус, разгадав который обучающиеся сформулировали главную проблему занятия.
В основной части занятия учащиеся с помощью вопросов учителя сформулировали следующие определения: «незнакомец», «опасный незнакомец», «безопасный незнакомец»; вывели правила поведения с этими людьми; объяснили что такое «опасное место», какое место мы можем назвать «безопасным»; какое время суток является опасным и наоборот.
На практическом этапе классного часа, как и на первом классном часе был проведен инструктаж. После этого второклассникам были предложены ролевые игры. Приведем примеры некоторых из них:
Вы гуляете на улице возле дома и Вам захотелось погулять в другом месте.
Вы играете во дворе, а какой-то мужчина просит Вас помочь ему и проводить до автобусной остановки.
Вы идете по тротуару, а кто-то сидя в машине предлагает Вам прокатиться.
Друг предлагает Вам сократить дорогу домой и пойти через пустырь.
На этом этапе классного часа учащиеся активно демонстрировали свои знания на практике, все меньше нуждаясь в подсказках учителя. Но были и такие ситуации, когда решение было найдено только с помощью проигрывания дополнительных.
В таблице 4 приведем результаты наблюдения за поведением детей во время ролевой игре на данном классном часе.
Таблица 4 – Карта наблюдения за поведением обучающихся 2 «В» класса в ролевых играх по теме: «Правила поведения на улице»
Имя Ф. учащегося | Показатель поведения | |||
Демонстрирует правила поведения полно, правильно, осознанно | Демонстрирует правила поведения неполно, с небольшими недочетами, но | Демонстрирует правила поведения неполно, с большим количеством ошибок, испытывает затруднения в их исправлении после | ||
Продолжение таблицы 4 | ||||
исправляет их после замечаний | замечаний | |||
Елизавета А. | + | |||
Кирилл Б. | + | |||
Юлия В. | + | |||
Ксения Д. | + | |||
Татьяна И. | + | |||
Павел К. | + | |||
Дарья К. | + | |||
Юлия К. | + | |||
Валерия Л. | + | |||
Степан М. | + | |||
Глеб П. | + | |||
Андрей П. | + | |||
Максим П. | + | |||
Никита П. | + | |||
Алексей П. | + | |||
Ангелина С. | + | |||
Елена С. | + | |||
Артём С. | + | |||
Андрей С. | + | |||
Надежда Ц. | + | |||
Хасан Ц. | + | |||
Карина Ч. | + | |||
Максим Ш. | + | |||
Артём Ш. | + | |||
Дмитрий Ш. | + | |||
Общее число продемонстрированных показателей поведения у обучающихся | 14 «+» | 9 «+» | 2 «+» | |
Использование метода наблюдения позволило сравнить данные и заметить, что почти все обучающиеся научились демонстрировать адекватные модели поведения. Количество детей демонстрирующих правильное осознанное поведение увеличилось (с 4 чел. до 14) и, соответственно, уменьшилось количество второклассников демонстрирующих правила поведения неполно, с большим количеством ошибок, испытывающих затруднения в их исправлении даже после замечаний (с 9 чел. до 2).
Таким образом, у нас есть основание утверждать, что проведенные ролевые игры внесли вклад в формирование социально одобряемых моделей поведения у младших школьников. Проблемы, обозначенные в характеристике поведения обучающихся 2 «В» класса, не были решены в полном объеме, так как их устранение – результат регулярной, непрерывной работы, которую за время практики осуществить невозможно. По результатам опроса «Как поступишь ты?» и наблюдения за поведением учащихся в реальное время, в том числе во время классного часа можно увидеть изменения в лучшую сторону.
Оценку результативности использования ролевых игр как способа формирования социально одобряемых моделей поведения обучающихся 2 «В» класса можно увидеть в следующем параграфе.
|
|
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!