Анализ применения ролевой игры для формирования социально одобряемых моделей поведения у обучающихся 2 «В» — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Анализ применения ролевой игры для формирования социально одобряемых моделей поведения у обучающихся 2 «В»

2020-05-06 272
Анализ применения ролевой игры для формирования социально одобряемых моделей поведения у обучающихся 2 «В» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Результаты исследования, проведенного на первой неделе практики, стали основой для выбора тематики классных часов и планирования ситуаций для ролевых игр. При их разработке и организации мы опирались на опыт учителя и методические разработки И. Н. Емельяновой.

За время практики было проведено 4 классных часа, посвященных следующим темам: «Правила поведения в школе», «Правила поведения в библиотеке», «Правила поведения в гостях», «Правила поведения на улице».

Структура классных часов была одинаковой и состояла из следующих этапов: вступление, теоретический этап – на котором с учащимися беседовали о том, как правильно себя вести в тех или иных жизненных ситуациях и ведущий этап – практический, на котором и применялась ролевая игра. Этот этап включал инструктаж, подготовку к игре, показ решения, рефлексию и анализ, повторную демонстрацию решения с учетом выявленных ошибок.

Первым был проведен классный час на тему: «Правила поведения в школе», целью которого было формирование оптимальных моделей поведения обучающихся в школьных ситуациях.

Для мотивации учащихся к деятельности на занятии и постановки проблемы, на вступительном этапе классного часа был использован приём «рассыпанное слово». Составив из букв слово «правило», школьники смогли догадаться о главной проблеме занятия.

В основной части была организована работа по теме занятия: второклассники давали определения следующим понятиям: «правила», «вежливость», «воспитанность», «культура» и «этикет». Они обсуждали, что такое правила поведения и как они складывались в обществе с древних времен, каковы причины их появления. В ходе беседы учащиеся пришли к выводу, что в обществе очень важно быть человеком, который не только знает, но и соблюдает правила поведения. Затем помощью игры «Доскажи словечко» ученики вспомнили основные правила поведения в школе.

На практическом этапе классного часа были проведены ролевые игры. Приведем примеры некоторых ситуаций для ролевых игр:  

Представьте, что Вы опоздали на урок. Ваши действия? Нужно ли объяснять причину опоздания, если учитель не спросил?

Во время диктанта Ваша ручка перестала писать.

Одноклассник отвечает, а Вы не согласны с его мнением.

Ваш одноклассник высокого роста и из-за него Вам не видно с доски и др.

Организация игр начиналась с инструктажа. Учащимся предлагалось разбиться на пары, выслушать сюжет игры, распределить роли, проиграть в паре, подать сигнал о готовности к работе. Потом ученики выходили и демонстрировали ситуацию и вариант ее решения, а остальные выступали в роли экспертов, целью которых было внимательно наблюдать за игрой товарищей и анализировать правильность и оптимальность предложенной модели поведения. После представления варианта решения происходило обсуждение и исправление ошибок. Следующим шагом был показ верной модели поведения.

Этап, на котором применялись ролевые игры, был наиболее активным. Все ребята были заинтересованы и приняли участие. Способ ролевой игры позволил детям продемонстрировать поведение в таких ситуациях, с которыми они еще не сталкивались. Благодаря этому у них появлялся опыт социального поведения.

В конце занятия второклассники сделали вывод, что применять правила поведения в повседневной жизни не только легко, но и приятно.

Используя метод наблюдения, фиксировали в протоколе поведение детей во время ролевой игры. Для этого были выбраны следующие показатели: демонстрирует правила поведения полно, правильно, осознанно; демонстрирует правила поведения неполно, с небольшими недочетами, но исправляет их после замечаний; демонстрирует правила поведения неполно, с большим количеством ошибок, испытывает затруднения в их исправлении после замечаний, нужны дополнительные разъяснения. Преобладающий показатель поведения у ребенка в игре отмечали знаком «плюс» в карте наблюдения. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Карта наблюдения за поведением обучающихся 2 «В» класса в ролевых играх по теме: «Правила поведения в школе»

 

Имя Ф. учащегося

Показатель поведения

  Демонстрирует правила поведения полно, правильно, осознанно Демонстрирует правила поведения неполно, с небольшими недочетами, но исправляет их после замечаний Демонстрирует правила поведения неполно, с большим количеством ошибок, испытывает затруднения в их исправлении после замечаний
  Елизавета А.   +  

Продолжение таблицы 1

  Кирилл Б.     +
  Юлия В.   +  
  Ксения Д.     +
  Татьяна И.   +  
  Павел К.     +
  Дарья К. +    
  Юлия К. +    
  Валерия Л.   +  
  Степан М.   +  
  Глеб П.   +  
  Андрей П.     +
  Максим П.   +  
  Никита П.   +  
  Алексей П.   +  
  Ангелина С. +    
  Елена С. +    
  Артём С.     +
  Андрей С.     +
  Надежда Ц.     +
  Хасан Ц.   +  
  Карина Ч.     +
  Максим Ш.   +  
  Артём Ш.   +  
  Дмитрий Ш.     +
  Общее число продемонстрированных показателей поведения у обучающихся 4 «+»   12 «+»   9 «+»  
         

 

Из карты наблюдений видно, что только 4 обучающихся демонстрирует правила поведения полно, правильно, осознанно; преобладает количество детей, демонстрирующих правила поведения неполно, с небольшими недочетами, но исправляющихся после замечаний (12 чел.).

Второй классный час «Правила поведения в библиотеке». Цель: формирование оптимальных моделей поведения обучающихся в библиотеке.

Во вступительной части классного часа была проведена беседа о том, что такое «информация» и какие существуют способы её хранения. С помощью загадки учащиеся определяли тему классного часа, выясняли значение слова «библиотека», «абонемент».

В основной части занятия учащимся был задан вопрос: «Много ли времени нужно для изготовления книги?» В ходе диалога ученики приходят к выводу, что над созданием книги трудилось очень много людей и затрачено немало времени, а это значит, что книгу нужно беречь. Дети вспомнили правила обращения с книгами. После демонстрации фрагмента мультфильма «Уроки хороших манер. Поведение в библиотеке», ученики приходят к выводу о том, что они не хотят быть такими же читателями как два мальчика из мультфильма, поэтому нужно уметь вести себя правильно в библиотеке.

На практическом этапе классного часа, как и на первом классном часе был проведен инструктаж. После этого второклассникам были предложены ролевые игры. Приведем примеры некоторых из них:

Вы пришли в библиотеку за книгой, какова последовательность Ваших действий, если библиотекарь занят.

Вы пришли в библиотеку за книгой, какова последовательность Ваших действий, если в библиотеке очередь, а Вы торопитесь на автобус.

Вы взяли книгу, библиотекарь даёт Вам формуляр для подписи о получении книги, а Вам вдруг звонят и др.

На этом классном часе выяснилось, что у некоторых детей подобных ситуаций не было. Возникали проблемы: как поступить, как вести себя? В поиске нужной формы поведения помогал анализ одноклассников, демонстрация ими адекватных моделей поведения. Такая совместная работа в ролевой игре активизирует и стимулирует деятельность учащихся, учит их осознанному выбору поведения, закрепляет этот опыт.

В таблице 2 приведем результаты наблюдения за поведением детей во время ролевой игре на данном классном часе.

Таблица 2 – Карта наблюдения за поведением обучающихся 2 «В» класса в ролевых играх по теме: «Правила поведения в библиотеке»

Имя Ф. учащегося

Показатель поведения

Демонстрирует правила поведения полно, правильно, осознанно Демонстрирует правила поведения неполно, с небольшими недочетами, но исправляет их после замечаний Демонстрирует правила поведения неполно, с большим количеством ошибок, испытывает затруднения в их исправлении после замечаний
Елизавета А.   +  
Кирилл Б.     +
Юлия В.   +  
Ксения Д.     +
Татьяна И.   +  
Павел К.     +
Дарья К. +    
Юлия К. +    
Валерия Л.   +  
Степан М. +    
Глеб П.   +  
Андрей П.     +
Максим П.   +  
Никита П.   +  
Алексей П. +    
Ангелина С. +    
Елена С. +    
Артём С.   +  
Андрей С.   +  
Надежда Ц.   +  
Хасан Ц. +    
Карина Ч.     +
Максим Ш.   +  
Артём Ш.   +  
Дмитрий Ш.     +
Общее число продемонстрированных показателей поведения у обучающихся 7 «+»   12 «+»   6 «+»  

 

Использование метода наблюдения позволило сравнить данные и заметить, что количество детей демонстрирующих правильное осознанное поведение увеличилось.

Третий классный час «Правила поведения в гостях». Цель: формирование оптимальных моделей поведения обучающихся в общественном месте.

Классный час начался со стихотворения А. Усачева «Рано или поздно», с помощью которого ученикам было предложено определить тему занятия. После этого второклассники вспомнили продолжение пословицы «Встречают по одежке …» и объяснили её значение. С помощью наводящих вопросов учащиеся делают вывод о том, что ум – это в том числе и культура поведения.

В основной части занятия с помощью слайдов учащиеся вспоминают правила поведения в гостях, а затем с закрепляют их с помощью следующих ролевых игр:

Неделю назад Вы договаривались встретиться с другом.

Вы пришли в гости, а мама друга еще не завершила уборку.

Друг пригласил Вас на День Рождения, а Вы опаздываете.

Вас пригласили за стол, а Вам не понравилось угощение.

За столом Вы не можете дотянуться до какого-то блюда.

На этом этапе классного часа учащиеся уже с большей легкостью анализировали ситуации и находили ошибки, более быстро обсуждали и включались в работу.

В таблице 3 приведем результаты наблюдения за поведением детей во время ролевой игре на данном классном часе.

Таблица 3 – Карта наблюдения за поведением обучающихся 2 «В» класса в ролевых играх по теме: «Правила поведения в гостях»

 

Имя Ф. учащегося

Показатель поведения

  Демонстрирует правила поведения полно, правильно, осознанно Демонстрирует правила поведения неполно, с небольшими недочетами, но Демонстрирует правила поведения неполно, с большим количеством ошибок, испытывает затруднения в их исправлении после

Продолжение таблицы 3

      исправляет их после замечаний замечаний
  Елизавета А. +    
  Кирилл Б.   +  
  Юлия В.   +  
  Ксения Д.     +
  Татьяна И.   +  
  Павел К.     +
  Дарья К. +    
  Юлия К. +    
  Валерия Л.   +  
  Степан М. +    
  Глеб П.   +  
  Андрей П.     +
  Максим П.   +  
  Никита П. +    
  Алексей П. +    
  Ангелина С. +    
  Елена С. +    
  Артём С.   +  
  Андрей С.   +  
  Надежда Ц.   +  
  Хасан Ц. +    
  Карина Ч.   +  
  Максим Ш. +    
  Артём Ш. +    
  Дмитрий Ш.     +
  Общее число продемонстрированных показателей поведения у обучающихся 11 «+»   10 «+»   4 «+»  
         

 

Использование метода наблюдения позволило сравнить данные и заметить, что количество детей, которые демонстрируют правила поведения неполно, с большим количеством ошибок и испытывает затруднения в их исправлении даже после замечаний, значительно уменьшилось.

Четвертый классный час «Правила поведения на улице». Цель: формирование оптимальных моделей поведения обучающихся на улице.

Для мотивации учащихся к деятельности на занятии и постановки проблемы, на вступительном этапе классного часа был использован ребус, разгадав который обучающиеся сформулировали главную проблему занятия.

В основной части занятия учащиеся с помощью вопросов учителя сформулировали следующие определения: «незнакомец», «опасный незнакомец», «безопасный незнакомец»; вывели правила поведения с этими людьми; объяснили что такое «опасное место», какое место мы можем назвать «безопасным»; какое время суток является опасным и наоборот.

На практическом этапе классного часа, как и на первом классном часе был проведен инструктаж. После этого второклассникам были предложены ролевые игры. Приведем примеры некоторых из них:

Вы гуляете на улице возле дома и Вам захотелось погулять в другом месте.

Вы играете во дворе, а какой-то мужчина просит Вас помочь ему и проводить до автобусной остановки.

Вы идете по тротуару, а кто-то сидя в машине предлагает Вам прокатиться.

Друг предлагает Вам сократить дорогу домой и пойти через пустырь.

На этом этапе классного часа учащиеся активно демонстрировали свои знания на практике, все меньше нуждаясь в подсказках учителя. Но были и такие ситуации, когда решение было найдено только с помощью проигрывания дополнительных.

В таблице 4 приведем результаты наблюдения за поведением детей во время ролевой игре на данном классном часе.

Таблица 4 – Карта наблюдения за поведением обучающихся 2 «В» класса в ролевых играх по теме: «Правила поведения на улице»

 

Имя Ф. учащегося

Показатель поведения

  Демонстрирует правила поведения полно, правильно, осознанно Демонстрирует правила поведения неполно, с небольшими недочетами, но Демонстрирует правила поведения неполно, с большим количеством ошибок, испытывает затруднения в их исправлении после

Продолжение таблицы 4

      исправляет их после замечаний замечаний  
  Елизавета А. +    
  Кирилл Б.   +  
  Юлия В. +    
  Ксения Д.     +
  Татьяна И. +    
  Павел К.   +  
  Дарья К. +    
  Юлия К. +    
  Валерия Л.   +  
  Степан М. +    
  Глеб П.   +  
  Андрей П.     +
  Максим П.   +  
  Никита П. +    
  Алексей П. +    
  Ангелина С. +    
  Елена С. +    
  Артём С. +    
  Андрей С.   +  
  Надежда Ц.   +  
  Хасан Ц. +    
  Карина Ч.   +  
  Максим Ш. +    
  Артём Ш. +    
  Дмитрий Ш.   +  
  Общее число продемонстрированных показателей поведения у обучающихся 14 «+»   9 «+»   2 «+»  
         

 

Использование метода наблюдения позволило сравнить данные и заметить, что почти все обучающиеся научились демонстрировать адекватные модели поведения. Количество детей демонстрирующих правильное осознанное поведение увеличилось (с 4 чел. до 14) и, соответственно, уменьшилось количество второклассников демонстрирующих правила поведения неполно, с большим количеством ошибок, испытывающих затруднения в их исправлении даже после замечаний (с 9 чел. до 2).

Таким образом, у нас есть основание утверждать, что проведенные ролевые игры внесли вклад в формирование социально одобряемых моделей поведения у младших школьников. Проблемы, обозначенные в характеристике поведения обучающихся 2 «В» класса, не были решены в полном объеме, так как их устранение – результат регулярной, непрерывной работы, которую за время практики осуществить невозможно. По результатам опроса «Как поступишь ты?» и наблюдения за поведением учащихся в реальное время, в том числе во время классного часа можно увидеть изменения в лучшую сторону.

Оценку результативности использования ролевых игр как способа формирования социально одобряемых моделей поведения обучающихся 2 «В» класса можно увидеть в следующем параграфе.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.